Научная статья на тему 'Теологическое образование в протестантских высших учебных заведениях Украины в контексте нового закона о высшем образовании'

Теологическое образование в протестантских высших учебных заведениях Украины в контексте нового закона о высшем образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Теологическое образование / протестантские высшие учебные заведения Украины / Новой закон о высшем образовании в Украине

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хромец Виталий Леонидович

Результаты исследования гласят, что в долгосрочной перспективе возможна профессиональная реализация дипломированных христиан не только в церковных структурах, что приведет к позитивному их влиянию на общественное пространство в Украине. Имея дипломы государственного образца, люди с богословским образованием смогут профессионально себя реализовать в разных социальных сферах, стать чиновниками, учителями, и это несомненно приведет к позитивным изменениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теологическое образование в протестантских высших учебных заведениях Украины в контексте нового закона о высшем образовании»

Теологическое образование в протестантских высших учебных заведениях Украины в контексте нового закона о высшем образовании

Виталий ХРОМЕЦ, НПУ, Киев, Украина

«Богословские размышления» / Спецвыпуск «РЕФОРМАЦИЯ 500», 2015, с. 180-185. © В. Хромец, 2015

Хромец Виталий Леонидович, канд. философских наук, Национальный педагогический университет имени М. П. Драго-манова (г. Киев, Украина). Работает в Институте философского образования и науки НПУ им. М.П. Драгоманова. Сфера научных интересов: религиозное образование, богословское образование, социология религии, феноменология религии, теория и методология религиоведения. Автор более 40 научных и учебно-методических работ.

От начала и последствий реформации в Германии, отсчет которой принято начинать с легендарной даты 31 октября 1517 года, когда католический монах Мартин Лютер прибивает на дверях Виттенбергского собора знаменитые 95 тезисов, где он обличает ряд, с его точки зрения, небиблейских практик католической церкви, уже прошло 500 лет, а оценки тех событий и их последствий остаются неоднозначными. Одни склонны утверждать об очищении церкви от нехристианских идей, другие уверены, что Лютер только начал этот процесс, который продолжается и до нашего времени; существует мнение, что Реформация привела к еще одному большому расколу, который и дальше делит церковь. Дискуссии по этим и другому ряду вопросов будут подыматься в преддверии 500-летия начала реформации в Германии.

Эти события мы рассматриваем в данной статье в контексте тех изменений, которые Реформация принесла в среду теологического образования. Перевод Лютером Библии на немецкий язык и печать этого перевода делает Библию доступной не только для приобретения, но и для понимания более широкими верстами населения. Говоря современным языком философии образования, формируется компетенция чтения и понимания Библии, повышается общая церковная образованность. В странах, где распространилась реформация, трансформируется университетское и школьное образование. Школьное образование становится более доступным. Реагируя на вызовы Реформации, решением Тридентского собора создавались

высшие профессиональные учебные заведения по подготовке образованного духовенства — семинарии, которые, в отличие от университетов, в первую очередь готовили высокообразованных теологов.

Необходимо заметить, что, используя термины «богословское образование» и «духовное образование», мы считаем их синонимами. Богословское образование понимается нами в самом широком значении этого слова. Имеется в виду образование, которое определяется одной церковной традицией (конфессией) и которая ориентирована, в первую очередь, на подготовку профессионалов в отдельных областях церковного служения (ученых, преподавателей богословских вузов, учителей воскресных школ, кандидатов на пастырское служение, регентов церковных хоров, и других), в центре подготовки которых находится систематическое обучение основам веры через ряд богословских предметов, а также воспитание преданного Богу и Церкви че-ловека[1].

Отдельно анализируя влияние реформаторского движения на развитие богословского образования, нужно сначала доказать, что это влияние было. Фактически, реформация подтолкнула католическую церковь к необходимости подготовки богословского грамотного духовенства, с одной стороны, и церковнопреданного — с другой. По решению Тридентского собора было установлено создать новый тип богословского учебного заведения — семинарию. В отличии от университета, семинария напрямую подчинялась и контролировалась церковным руководством, а также она была ориентирована в первую очередь на подготовку «рядовых» священно- и церковнослужителей. Данный тип учебного заведения распространился в протестантском мире, а позже и в православном.

История богословского образования в Украине начинается в 1989 году — со времени открытия Одесской богословской семинарии. И с этого периода начинается динамическое развитие сети протестантских богословских учебных заведений по всей территории Украины. По данным государственного

[1] На данный момент в евангельских богословских учебных заведениях богословие является лишь одной из перечня специальностей, по которой осуществляется подготовка в семинариях. Богословская подготовка больше связана с систематическим изучением вероучения, небогословские специальности связаны с практическими специальностями церковного служения. Понимание богословия в более широком контексте подсказывает сложившаяся практика: духовные (церковные) учебные заведения определяют как богословские, и даже в некоторых из них это выражено в названии (Украинская евангельская теологическая семинария, Львовская богословская семинария и др.). Несмотря на названия этих учебных заведений, подготовка осуществ-

ляется не только по систематическому изучению вероучения, традиции, но и более прикладных церковных специальностей — пасторское служение, психологическое консультирование, социальное служение. Богословский характер этого образования обеспечивает наличие значительного блока дисциплин богословского содержания. К более широкому пониманию богословия нас подталкивает новый Закон Украины «О Высшем образовании», который предполагает выведение богословия в отдельную отрасль знания. Законодатель в данном случае пошел навстречу пожеланиям церквей и религиозных организаций, дабы была возможность покрыть весь спектр религиозных специалистов.

департамента религий и национальностей Министерства культуры Украины от 1 января 2014 года, количество протестантских учебных заведений насчитывает 87 единиц, из них созданных евангельскими церквями — 86[2]. В процентном соотношении протестантские богословские учебные заведения составляют около 70% всей сети богословских учебных заведений в Украине. По данным Евро-Азиатской аккредитационной ассоциации, в Украине в евангельских богословских учебных заведениях обучаются: на аккредитованных ЕААА программах — 726 человек; на неаккредитованных — 2608; всего — 3334. Эти данные дают возможность утверждать, что евангельские духовные учебные заведения составляют значительную часть в системе богословского образования Украины.

Если анализировать динамику развития протестантских учебных заведений, то прослеживается устойчивая динамика роста их количества, а также студентов до начала двухтысячных годов, после — уменьшение, которое продолжается и до нашего времени. Эта тенденция касается не только протестантских, но и православных, католических духовных учебных заведений. В цифровом выражении, на фоне уменьшения количества студентов в целом, наблюдается также тенденция уменьшения части студентов, которые обучаются на стационаре, и увеличения числа тех, кто отдает предпочтение заочной форме обучения. На 2013—2014 учебный год приблизительное соотношение составляло 35 студентов дневного обучения на 1000 студентов заочного, очно-заочного и дистанционного обучения. Данное соотношение указывает на то, что в евангельских богословских учебных заведениях доминирует заочная и дистанционная форма обучения.

Также показательным является цифровое соотношение преподавательского состава: на одного штатного преподавателя — четыре внештатных. На самом деле, динамика, которую демонстрируют приведенные данные, указывает на системный кризис в богословском образовании евангельских церквей Украины. Возникает необходимость дать ответ на вопрос: в чем состоят возможные причины кризиса?

В нашем исследовании мы выделяем пять причин, которые способны прояснить ситуацию.

Первая — это невостребованность выпускников и, как следствие, уменьшение количества студентов, с одной стороны, и уменьшение численности обучающихся на дневной форме, с другой, что приводит к уменьшению нагрузки преподавателя и уменьшению количества штатных преподавателей. Эта корреляция напрямую зависит от количества студентов по той причине, что от количества обучающихся зависит количество часов преподавания, которые уменьшились в три раза. В результате духовные заведения не имеют возможности содержать большой штат преподавателей на полной занятости.

м Релтйш оргашзаци в Укра!ш (станом на 1 шчня 2015 р.) // http://risu.org.ua/ua/ тёех/ге8оигее8^аи8ис8/икг2015/60129/

Вторая причина — отсутствие мониторинга потребностей церкви в богословских кадрах. Часто духовные заведения предлагают программы, ориентированные на уже сложившуюся традицию тех или иных образовательных программ, и разрыв между образованием и реальным рынком труда приводит к тому, что выпускник не находит реализации, трудоустройства, и это приводит к нежеланию вступать в духовные учебные заведения.

Третья и четвертая причины связаны между собой. Третья говорит об отсутствии системы распределения выпускников на церковные должности; четвертая — об отсутствии централизованной системы руководства и финансирования. В протестантских учебных заведениях не прослеживается четкой системы управления духовными учебными заведениями. Они создавались стихийно в контексте большого роста желающих обучаться, и это привело к увеличению их количества. Только в Киеве протестантских учебных заведений тринадцать. Для примера проведем параллели с православной церковью, где насчитывается около 12,5 тысяч приходов, а численность семинарий составляет 6 единиц. Такое большое количество учебных заведений приводит к рассредоточиванию финансов, и некоторые из них удерживаются на минимальном уровне функционирования.

Последняя, пятая причина свидетельствует об отсутствии государственного признания диплома. Это проверяемая гипотеза в нашем исследовании, где на основании проведенного мною опроса можно сделать выводы о том, что отсутствие признанного государством диплома ведет к снижению престижа богословского образования. Для протестантского контекста это особенно важно.

Проводя интервью с ректорами учебных заведений, а также экспертное интервью со специалистами в области системы богословского протестантского образования, мы столкнулись с некоторыми вопросами. Например, подготовка кандидата к пастырскому служению — это подготовка к тому, что связано с неким призванием, отсюда вопрос: «Должен ли при этом выпускник претендовать на полное финансовое обеспечение церковной организацией?» А также: «Готова ли к этому церковь, если количество пастырей превысит спрос?» Результат тестирования дает возможность утверждать о доминирующем мнении: «Если это призвание, то человек должен служить Богу, находя при этом финансовое обеспечение самостоятельно, реализуя себя через светскую профессию». Очевидно, при отсутствии государственной аккредитации студенты и их родители, которые, надо отметить, имеют большое влияние на выбор профессии своих детей, рассматривают образование на дневном стационаре в духовном вузе как утраченное время. Возникает дилемма: если молодой человек будет служить, то как он будет обеспечивать свою семью? Поэтому пятый пункт особенно важен в контексте духовного образования.

Выходя из вышесказанного, возникает необходимость обоснования изменений, которые повлечёт принятый новый закон о высшем образовании (6 сентября 2014 года). Необходимо заметить, что в этом законе государство делает огромный шаг навстречу церквям и в особенности духовным заведе-

ниям, у которых возникает возможность прохождения лицензирования и аккредитации, что позволит выдавать дипломы государственного образца и открывать аспирантуры, докторантуры и диссертационные советы по специальности «Богословие». Главная новация этого закона — это ликвидация момента, который был и остается камнем преткновения на пути реализации данного закона в России, Белоруссии, Молдове, а именно о кадровом составе, который при прохождении аккредитации вынужден увольняться для набора преподавателей со светским дипломом.

Радикальная новация украинского закона состоит в том, что в увольнении нет необходимости. При прохождении лицензирования по специальности «Богословие» дипломы преподавателей духовных учебных заведений признаются эквивалентными дипломам государственного образца. Если семинария имеет необходимость аккредитовать такие специальности, как «Психология», «Социальная работа», ей необходимо пройти вышеуказанные требования. Особенно важно, что закон не требует изменения статуса учебного заведения как религиозной организации. Он дает возможность религиозным организациям проходить процедуру государственного аккредитования и в результате выдавать дипломы государственного образца, поэтому духовное заведение может полностью создать систему подготовки кадров высшей квалификации. Это означает, что студенты и преподаватели получают социальные гарантии, то есть научный и научно-педагогический стаж; студенты получают общий стаж; отсрочку от армии, все то, что получает студент и преподаватель светского учебного заведения.

Также, закон позволяет комбинировать и давать на уровне бакалавра двойные специальности и специализации, то есть возможна запись в дипломе «богослов» и «психолог», «богослов» и «социальный работник». Это особенно важно в контексте реализации человека как церковного служителя и реализации его как профессионала в другой сфере, что поможет его финансовому обеспечению. Такую возможность можно реализовать только при наличии диплома бакалавра богословия государственного образца, вступив на любую другую светскую специальность в магистратуре (бакалавр богословия может стать магистром экономики).

Результаты исследования гласят, что в долгосрочной перспективе возможна профессиональная реализация дипломированных христиан не только в церковных структурах, что приведет к позитивному их влиянию на общественное пространство в Украине. Имея дипломы государственного образца, люди с богословским образованием смогут профессионально себя реализовать в разных социальных сферах, стать чиновниками, учителями, и это несомненно приведет к позитивным изменениям. К примеру, возьмём курс «Основы христианской этики», который читается в Украине и в связи с отсутствием профессиональных кадров отличается низким уровнем качества и результатов его влияния. Подготовка и тщательный отбор кадров способны изменить эту тенденцию.

Несмотря на перечисленные позитивные стороны программы государственного лицензирования, в протестантском сообществе возникают страхи, а отсюда и вопросы: «А нужна ли аккредитация вообще или лучше остаться в том же статусе, который стал уже привычным?» Развеять эти сомнения и мотивировать решиться на государственную аккредитацию и лицензирование поможет, по моему мнению, цитата, смысл которой заключается в необходимости влияния христиан на общество, в котором они проживают: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мт. 5:13-16).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.