Научная статья на тему 'Эффективность богословского образования в Украине: Исследовательский проект'

Эффективность богословского образования в Украине: Исследовательский проект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джеймс Ферензи, Мафред Коль, Игорь Кобяковкий, Александр Карнаух, Максим Ачкасов

Исследовательский проект «Эффективность богословского образования в Украине» пред назначен, в первую очередь, для сотрудников богословских учебных заведений, особенно для руководящего состава. Но результаты исследования будут не менее интересны и полезны для руководителей поместных церквей и церковных объединений. Кроме этого, специалисты, интересующиеся богословским образованием и подготовкой новых служителей, смогут найти в представ ленной статье много материала для своих проектов. В данной статье, являющейся журнальным вариантом издания исследовательского проекта, представлены предпосылки, история, описание методологии, основные направления и результаты исследований, проведенных в нескольких ведущих богословских школах Украины. Организаторы проекта искали ответы на самые главные вопросы богословского образования – на сколько богословское образование отвечает на нужды церкви и общества, что способствует повышению качества подготовки выпускников и что препятствует этому? Авторы проекта приводят не только данные анализа изученной ситуации, но и предлагают рабочие выводы и рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность богословского образования в Украине: Исследовательский проект»

г

и

Эффективность богословского образования в Украине:

Исследовательский проект

Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация © еааа, 2006

Предисловие

Организация Overseas Council International (OCI), являющаяся инициатором и организатором исследовательского проекта «Эффективность богословского образования в Украине», была основана на убеждении, что развитие Церкви прямо пропорционально развитию богословского образования. Более 30-ти лет OCI совершает свое служение бок о бок с богословскими семинариями по всему миру с одной определенной целью - помочь учебным учреждениям готовить лидеров Церкви самым наилучшим образом. В 2002 году наш Совет директоров назначил группу под названием Task Force. В состав группы вошли сотрудники Overseas Council International, а также представители организаций, с которыми OCI сотрудничает. Перед группой была поставлена задача -оценить служение OCI. В связи с этим, члены группы поставили два ключевых вопроса: 1) насколько эффективно школы, расположенные в разных частях мира и сотрудничающие с OCI, проводят подготовку новых лидеров для служения церквей и 2) насколько эффективно OCI помогает им в решении этой задачи? Для того чтобы получить ответы на эти вопросы, OCI инициировало четыре исследовательских проекта в отдельных странах и регионах, где находятся школы - партнеры OCI: на Ближнем Востоке, Филиппинах, Бразилии и Украине1.

1 См. следующие материалы по исследованиям на Ближнем Востоке и Филиппинах: Jiries Habash, The Church in the Middle East (Arabic-Speaking Countries): A Research Project with Special Emphasis on Theological Education. Amman, Jordan: Middle East Association for Theological Education, 2004 and Manfred Waldemar Kohl, The Church in the Philippines: A Research Project with Special Emphasis on Theological Education. Manila: OMF Literature, 2005. Результаты исследования в Бразилии еще не опубликованы.

Рабочая группа

Исследовательского

проекта:

Джеймс Ферензи, Мафред Коль, Игорь Кобяковкий, Александр Карнаух, Максим Ачкасов, Сергей Санников.

В работе над проектом участвовали: Мэри Рэйбер, ВасилийНоваковец

г

1

В задачи исследовательских проектов входили анализ состояния протестантских /евангельских церквей, изучение существующей системы подготовки служителей и оценка эффективности этой системы.

Украина, как один из объектов исследования, была выбрана по причине динамического характера развития церквей в этой стране в рамках Европейского контекста, а также по причине наличия сильной сети школ, имеющих партнерские отношения с ОС1.

В исследовательском проекте участвовали четыре школы, имеющие различную степень партнерских отношений с ОС1: Донецкий христианский университет, Киевская богословская семинария, Одесская богословская семинария и Украинская евангельская семинария богословия. К работе над проектом были привлечены уже имеющиеся ресурсы Евро-Азиатской аккредита-ционной ассоциации (ЕААА), офис которой находится в Одессе. ЕААА привлекла национальных исследователей, которые провели анализ прошлого развития и настоящего состояния, а также будущей перспективы подготовки служителей для церквей в Украине. Были разосланы сотни анкет выпускникам различных школ, после чего проводились целенаправленные интервью. Результаты исследования представлены в настоящей публикации.

Полученные данные были признанны исключительно полезными для стратегического планирования сотрудничества ОС1 с партнерскими школами в следующем десятилетии. Мы молимся и надеемся на то, что результаты исследования будут равно

полезными для всех, кто участвует в подготовке служителей Церкви, как в Украине, так и за ее пределами.

OCI выражает глубокую признательность за сотрудничество персоналу и руководителям четырех школ - Сергею Рыбикову, Анатолию Прокопчуку, Владимиру Шемчиши-ну и Анатолию Глуховскому. Данный проект не был бы возможным и без посвященного труда сотрудников Евро-Азиатской аккредитацион-ной ассоциации и ее Исполнительного директора, Сергея Санникова. Ключевую роль в сборе и обработке данных сыграли два украинских исследователя - Игорь Кобяковский и Максим Ачкасов. Особая благодарность Александру Карнауху и Мэри Рэйбер за их работу по редакции и переводу собранного материала.

Я молюсь и надеюсь на то, чтобы этот документ стал бы началом критического осмысления и обсуждения выполнения задачи подготовки лидеров для украинских церквей XXI столетия самым наилучшим образом. И пусть Бог будет прославлен в этом!

Джейсон Ференци Директор отдела международных отношений Overseas Council International.

Введение

«Богословское образование находится в центре миссии христианства. ...Туда, куда движется семинария -движется церковь», - убеждено Overseas Council International (OCI). Богословское образование, получаемое настоящими студентами, а завтрашними лидерами определяет будущее развитие Церкви. Выпускники, которые несут служение пастырей, евангелистов, учителей и

г

и

миссионеров, применяют на практике и учат людей тому, чему они сами обучались в течение нескольких лет пребывания в учебном учреждении. Соответственно, образование, предлагаемое богословскими школами, непосредственно отражается в жизни поместной церкви. Можно утверждать, что успех образовательного учреждения в передачи доктринальных и духовных истин студентам прямо пропорционально влияет на успех студентов в передачи тех же истин окружающим их людям.

Данное исследование ставит перед собой задачу проанализировать эффективность богословского образования в духовных образовательных учреждениях в Украине. Основным вопросом изучения является: обеспечивают ли образовательные учреждения будущих христианских лидеров наилучшей, насколько только это возможно, подготовкой для эффективного служения?

С этой целью были отобраны несколько образовательных учреждений евангельского направления, с которыми сотрудничает ОС1: Одесская Богословская Семинария (ОБС), Донецкий Христианский Университет (ДХУ), и Украинская Евангельская Семинария Богословия (УЕСБ).

В ходе исследования было опрошено 1,148 выпускников (по ОБС -562, ДХУ - 443, УЕСБ - 341)2. Немногим менее одной трети от общего числа респондентов ответили на вопросы, представленные в анкетах (из ОБС - 140, ДХУ - 78, УЕСБ - 78).

2 Данные цифры соответствуют количеству вы-

пускников в базах данных, предоставленных образовательными учреждениями.

Анкеты были ранее разработаны доктором Манфредом В. Колем (вице-президентом OCI по международному развитию) и успешно применены в подобном исследовании на Филиппинах. Анкеты включают в себя 36 детальных вопросов, которые направлены на максимально точное выявление уровня качества и эффективности полученного выпускниками образования.

1. Религиозная ситуация в Украине

Согласно данным исследовательского центра «Антиохийское Движение» более 21,000 населённых пунктов Украины не имеют ни одной Евангельской церкви, при этом более 500,000 человек от всего населения страны являются членами общин Евангельских деноминаций3. «Почти 3/4 украинцев считают себя православными», - утверждает информационно-аналитический журнал «Корреспондент» (от 3 декабря 2005) на основании результатов опроса, проведенного Институтом социологии и ROMIR Monitoring / GALLUP International (2005г.).

Население в стране по данным Государственного комитета статистики на 1 июня 2005 года составляло 47,100,419. Из него в городах проживало 31,923,690, в селах -15,176,729. Демографическая ситуация в Украине является сложной, так как природный прирост населения за январь-май 2005 года по-прежнему отрицательный. Общий коэффициент рождаемости - 8,8 чело-

3 Согласно интервью, взятому М.Н. Ачкасовым у О.Н. Гаджа (координатор исследовательского отдела «Антиохийское Движение»), 13.12. 2005.

г

1

век на 1 тысячу населения, смертности - 18,2.

Вне зависимости от посещения мест религиозного служения 85% населения Украины считает себя религиозными людьми и 15% - нерелигиозными. Показатель считающих себя верующими людьми в Украине значительно превышает мировой показатель по тому же критерию. Согласно результатам опроса 50,000 респондентов из 65 стран, верующими считают себя 66%, нерелигиозными - 25% и убежденными атеистами - 6% от населения всего мира4.

Среди украинцев Православными считают себя 72,2%, Греко-католи-ками - 6,7%, Католиками - 2,7%, Протестантами - 1,1%, Мусульманами - 0,6%, около 2% населения относят себя к другим религиозным убеждениям, и 14,8% считают себя нерелигиозными5.

Общее количество религиозных организаций на начало 2005 года по данным Государственного комитета по делам религий составляет 30,805 единиц. Из них Христианство включает 29,281 (православие - 15,963; католицизм - 4,553; протестантизм - 7,359; неохристианство - 1,406), восточные религиозные течения -137, иудаизм - 274, религии этнона-циональных обществ - 32, ислам -483, течения языческого происхож-

дения - 92 организации.

Настоящее количество религиозных организаций является наибольшим за весь период государственности Украины. Ежегодный среднестатистический коэффициент прироста религиозных организаций (за последние 10 лет) составляет около 8,2%.

Очевидная убывающая тенденция прироста наиболее вероятно будет продолжаться и в последующих годах.

1.1. Протестантизм

Заметный рост переживают протестантские организации. В целом на 1 января 2005 г. протестантских организаций согласно статистике Госкомитета по делам религий насчитывалось 7,359. Среди них наибольшее число составляют баптистские организации, число которых на 1 января текущего года составляло 2,901,6 христиан веры евангельской (пятидесятников) - 2,173,7 свидетелей Иеговы - 975, адвентистов седьмого дня - 1,049, лютеран - 94, Реформаторской Церкви - 117 обществ. Пресвитериан в Украине 52 общины.

Наибольшую часть протестантского направления составляет Всеук-раинский Союз объединений евангельских христиан-баптистов. Союз включает 2,394 общины, 86 миссий, 3,069 священнослужителей, 42 учебных учреждения с 6,946 учащи-

4 Институтом социологии и ROMIR Monitoring / GALLUP International (2005 г.).

5 Там же.

6 Статистика не учитывает Религиозные организации бывшего Совета Церквей Евангельских Христиан Баптистов, независимые общества

ЕХБ, Братство независимых церквей и миссий ЕХБ, Корейской Баптисткой Церкви, Ассоциацию независимых евангельских христиан-баптистов, Собор независимых евангельских церк-

вей Украины, Независимые общества евангельских христиан Украины, Объединения христианских церквей «Слово жизни» Евангельские христиане, Собор независимых христианских Церквей Украины «ИХТЮС», Чешская Евангельская Церковь.

7 Статистика не учитывает Ассоциацию миссионерских церквей евангельских христиан в Украине и Независимые общества христиан веры евангельской пятидесятников.

г

и

Протестантские деноминации

30%

39%

Баптисты - 39% Пятидесятники - 30% Адвентисты Седьмого Дня - 14% Свидетели Иеговы - 13% Члены Реформатской Церкви 2% Лютеране - 1% Пресвитериане - 1%

мися, 1,471 воскресную школу и 15 периодических изданий. Второй по величине протестантской деноминацией на Украине является Всеукра-инский Союз Христиан Веры Еван-

на Украине, детальное исследование таких течений как Адвентисты Седьмого Дня, Лютеране, Пресвитериане и общины реформаторской церкви здесь представляется нецелесообразным (или же не представляется значимым).

Исходя из данных, предоставленных Государственным комитетом по делам религий на 1 января 2005г. наибольшим коэффициентом роста среди основных христианских течений обладает протестантизм. Количество религиозных организаций с 1992 до 2005 возросло в 2,7 раза.

За протестантизмом идёт православие, в котором количество религиозных организаций за тот же период возросло в 2,2 раза. Религиозные организации среди католических течений увеличились на 1,457 единиц или в 1,5 раза. Стоит отметить, что из новых религиозных течений успех в количественном росте имеют харизматические общины,

1992 1995 1998 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Православие8 6,970 8,707 10,622 12,290 13,182 14,000 14,740 15,355 15,818

Католицизм 3,096 3,814 4,008 4,199 4,334 4,406 4,444 4,483 4,553

Протестантизм 2,692 3,857 4,833 5,492 6,001 6,478 6,857 7,247 7,359

гельской (Пятидесятники), которые имеют 1,364 общины, 50 миссий, 2,137 священнослужителей, 16 учебных учреждений с 921 учащимся, 967 воскресных школ и 27 периодических изданий. По той причине, что данное исследование ставит своей целью рассмотрение именно основных Евангельских движений

8 Статистика не учитывает течения православных корней.

а представители неоязыческих и неоориенталистских направлений, в целом, в своем росте стабилизировались, а некоторые даже уменьшаются.

1.2. Динамика роста организаций евангельского направления

По той причине, что данное исследование направленно на рассмотрение развития евангельских деноминаций, особое внимание уделяется

Рост христианских конфессий

— Православие Католицизм ^^ Протестантизм

трем союзам: Всеукраинскому Союзу объединений евангельских христиан-баптистов (ВСО ЕХБ), Всеукраинскому Союзу Христиан Веры Евангельской Пятидесятники (ВСХВЕП) и Союзу Свободных Церквей Христиан Веры Евангельской (ССЦХВЕ), как наибольшим и наиболее развивающимся по числу организаций среди зарегистрированных Евангельских течений9. По данным Госкомитета по делам религий на 1 января 2005г. ВСО ЕХБ включало 2,607 организаций, ВСХВЕП -1,544 и ССЦХВЕ - 184.

ВСО ЕХБ и СЦХВЕ наиболее стремительный рост переживали до 2001 года, тогда как для ССЦХВЕ этот период длился до следующего года. Последующий период показал более стабильный уровень прироста евангельских деноминаций. В 2002 году все три Союза имели практически равный прирост (около 70 единиц). Необходимо признать, что в последующий период, примерно в

9 Стоит отметить существование «официально незарегистрированного» Евангельского течения (Пятидесятников) - Объединенная Церковь Христиан Веры Евангельской (ОЦХВЕ), в которой насчитывается, по неофициальным данным, более 600 религиозных организаций.

Динамика прироста РО

-ВСОЕХБ -СЦХВЕП -ССЦХВЕ

двух из трех лет, каждая из деноминаций переживала спад прироста организаций.

2. Состояние духовного образования в Украине

Духовные образовательные учреждения сегодня имеет четвертая часть действующих на территории Украины церквей, конфессий, течений и религиозных направлений, всего более 115-ти. За 14 лет украинской государственности общее количество учреждений духовного образования увеличилось в 7,5 раз — с 23 до 173. В настоящее время в стране функционирует более, чем:

■ 12 духовных (библейских) академий;

■ 6 университетов;

■ 50 семинарий, 7 из которых предоставляют высшее образование;

■ 33 духовных института (27 из них основаны протестантскими церквями, 4 греко-католиками, по одному — иудеями и мусульманами);

■ 2 высшие духовные школы;

■ 26 библейских колледжей;

■ 2 коллегии;

■ 26 духовных училищ и дьяконско-регентских школ10.

г

и

Таблица данных по количеству религиозных учебных учреждений в Украине

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Всего 68 86 94 121 126 147 149 163 173

РУУ* в 10799* 12805 13078 8695 9618 11554 11915 9458 9494

Украине * 7190 8070 7000 6133 9992 10277

*РУУ - религиозные учебные учреждения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

**Первая цифра указывает на количество образовательных учреждений; вторая цифра указывает на количество студентов стационара; третья цифра указывает на количество студентов заочной (корреспондентской) формы обучения.

Кроме двух исламских университетов и одного теологического института, трех медресе, трех семинарий иудеев, двух академий кришнаитов и университета Родной украинской веры, все духовные учебные заведения Украины относятся к сети христианских религиозных организаций11.

2.1. Динамика роста образовательных учреждений

Согласно данным Государственного комитета по делам религий духовные образовательные учреждения переживают поступательный и, в тоже время, своеобразный «лестничный» рост. Каждый второй год, начиная с 1998г., является этапом пе-

Динамика роста образовательных учреждений

18016014012010080 60 40 20 0

147 149

121 126

1995 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

10 Л. Дмитренко. Человек и мир. - 2004. - №4. С. 31-37.

11 Там же.

рехода на большее число духовных учебных учреждений (особенно. 2000, 2002, 2004 гг.).

2.2. Количество учащихся на стационарном и заочном отделениях

Заметная перемена тенденций возрастания и убывания количества учащихся на стационарном и заочном отделениях прослеживается в периоды с 2000 по 2003 и с 2003 по 2005 гг. Если в первые два года третьего тысячелетия происходило достаточно синхронное увеличение числа учащихся по обеим формам обучения, то период 2002-2003 гг. характерен увеличением интереса учащихся к стационарным программам обучения. Тем не менее, уже к следующему году количество сту-

Количество учащихся по отделениям

12000

6000

3000

Студенты заочного обучения

Студентов стационара

94

86

68

49

0

2000

2001

2004

2005

дентов на стационаре вернулось к тому состоянию, что было в 20002001 гг., тогда как заочные отделения учебных учреждений приобрели более чем 2,000 новых учащихся.

2.3. Динамика роста духовных образовательных учреждений в трех основных христианских конфессиях

Любопытная картина представляется при рассмотрении данных Госкомитета по делам религий относительно числа религиозных образовательных учреждений в трех основных ветвях христианства. На 1 января 2005 г. в деноминациях православного направления функционировало 38 образовательных учреждений с общим количеством учащихся 3,668 человек. Католическая церковь имела 20 учреждений с общим количеством 2,404 студента, а протестантские конфессии - 86 учреждений, общее количество учащихся которых составляло 10,366 человек. Количество образовательных учреждений в православии и католицизме за весь рассматриваемый период (1997-

Общее количество студентов

— Протестантизм Православие Католицизм

2005 гг.), изменилось незначительно (с 27 до 39, и с 14 до 20 соответственно) по сравнению с ростом образовательных учреждений в протестантизме - с 28 до 86. Учитывая данные по росту религиозных организаций, представленные в таблице, возникает очевидный вопрос: каким образом православие, имея всего менее 40 школ и выпустив за весь рассматриваемый период не более 50,000 студентов, смогло вырасти на 5,500 институций, тогда как протестантизм, имея в двое больше школ, и выпустив около 74,000 студентов, выросли не более, чем на 3,500 ин-

Таблица данных по количеству образовательных учреждений и учащихся в основных христианских течениях

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Православие 27*379 1 30 4544 32 4597 37 3805 1780 373620 2497 38 318728 44 383164 3345 38 279530 40 382776 892

Католичество 14 1675 14 1590 16 1899 18 1511 521 18 1510 385 19 1488 211 19 2153 333 20 1723 640 20 1808 596

Протестантизм 284614 38 6553 39 6413 60 317148 89 633540 5633 776341 3399 765976 2443 864408 5994 86 4017 6349

*Первая цифра указывает на количество образовательных учреждений; вторая цифра указывает на количество студентов стационара; третья цифра указывает на количество студентов заочного (корреспондентского) обучения.

г

и

ституций? Ответ на данный вопрос, наиболее вероятно, кроется либо в отличии подхода к образованию будущих служителей, либо не в образовании, как таковом, вообще.

2.4. Динамика роста богословских образовательных учреждений в Евангельских деноминациях

На 1 января 2005 согласно данным Госкомитета по делам религий в трех рассматриваемых деноминациях (ВСО ЕХБ, ВСХВЕП и ССЦХВЕ) насчитывалось в целом 61 образовательное учреждение и 8,093 учащихся, из которых 3,024 являлись студентами очного отделения, а 5,069 - заочного. Наибольшее количество образовательных учреждений и студентов наблюдается в ВСО ЕХБ - 42 школы и 6,946 учащихся. Далее идет объединение ВСХВЕП.

Общее количество студентов в евангельских школах

- ВСО ЕХБ - ВС ХВЕП

Данный союз предоставляет 921 студенту возможность обучаться в 16 школах. Три учебных заведения входят в состав Союза СЦХВЕ, где обучаются 226 студентов.

За период с 1997 по 2005 число образовательных учреждений в ВСО ЕХБ возросло почти в три раза - с 15 до 42 единиц, при этом количество учащихся увеличилось с 2,753 почти до 7,000. ВСХВЕП за тот же период открыло 12 в дополнение к 4

Таблица данных по количеству образовательных учреждений и учащихся в основных протестантских деноминациях

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

ВСО ЕХБ 15 19 17 32 33 42 39 40 42

2753* 3042 3257 1191 1,830 3,849 3,230 2,169 2169

3054 3,745 2,078 2086 4718 4777

ВСХВЕП 4 6 9 11 11 13 14 15 16

116 112 113 559 610 691 737 723 719

1 9 8 275 59 142 175 202

*Первая цифра указывает на количество образовательных учреждений; вторая цифра указывает на количество студентов стационара; третья цифра указывает на количество студентов заочного (корреспондентского)обучения

уже имеющимся школам, но общее количество студентов при этом снизилось с 1,161 до 921 (наиболее резкое снижение произошло в 2001г.). Если учитывать тот факт, что ВСО ЕХБ и ВСХВЕП на 1992г. имели разрыв в 5,000 религиозных организа-

ций (в общем), а к 2005г разрыв составлял уже в 10,000, то можно предположить, что стабильно увеличивающийся уровень религиозных институций ВСО ЕХБ обусловлен прогрессивным числом выпускающихся на служение студентов.

г

1

выражены значительно больше, чем у населения в общем. Вероятная причина в том, что по окончании обучения некоторые из выпускников, приехавшие из сельских районов, обратно в них не возвращаются.

3.1.2. Страна проживания до и после обучения в образовательном учреждении

До обучения свыше 91% выпускников проживали в Украине, 5,9% - в России и 1,45% - странах СНГ. После обучения, согласно, присланным анкетам 90% выпускников проживает в Украине, 6,3% - России, 1,7% - в странах СНГ и 0,5% - в США и странах Европы. Важно учесть и тот факт, что из 17% проживающих заграницей в анкетировании участвовало только 6%, следовательно, показатель жителей стран Европы и США может быть значительно выше (с ними связывались по электронной почте, что, очевидно, не дало больших отзывов).

3.2. Информация о служении/ профессиональной деятельности

3.2.1. Настоящее служение

Подавляющее большинство выпускников определяет областью своего служения - церковь (75%). Далее идут молодежное и детское служения (до 17%). В Богословских учебных учреждениях и Библейских школах задействовано 9% и 7,2% выпускников соответственно. Значительный процент бывших студентов реализуют себя в светских организациях (7%). В администрации и зарубежных миссиях трудятся 5% и 4%, соответственно.

2.5. Богословское образование пастырей в ВСО ЕХБ

Согласно проведенному опросу среди церквей ВСО ЕХБ около 52% пастырей имеют законченное начальное, среднее или высшее богословское образование (не включая самообразования в виде изучения отдельных курсов, посещения семинаров, конференций и т.д.) и тех, которые не имеют - около 48%.

3. Результаты анкетирования

3.1. Общая информация

3.1.1. Семейное положение

Среди всех выпускников всех рассматриваемых образовательных учреждений наибольшее количество -семейных, их всего - 59%. Холостых, среди бывших студентов, - 36%, разведенных - более - 3%, а вдовцов - 1%.

3.1.2. Тип местности проживания до обучения в образовательном учреждении

До поступления около 57% всех выпускников проживало в городских районах страны, более 16% из них проживало в сельских районах, а четверть - в поселках городского типа. Сравнивая с настоящими результатами опроса, не учитывая выехавших заграницу, количество выпускников, проживающих в городах, увеличилось почти на 6%, в селах и в ПГТ уменьшилось на 1,8% и 8,7%, соответственно. Нельзя не учесть общие нарастающие тенденции населения в передвижении из сел в большие города. Тем не менее, судя по представленным данным, те же тенденции среди выпускников

г

и

Настоящее служение

61%

13%

7%

6%

6%

3%

□ Поместная церковь

□ Молодежная / детская организация

□ Богословское учебное заведение

□ Светская организация

□ Библейская школа

□ Администрация

□ Зарубежная миссия

3.2.2. Вовлеченность в служение

Около 45,3% выпускников задействовано в служении на полное время. 48,1% всех респондентов ответили, что вовлечены в служении частично. 6,6% - неизвестно.

3.2.3. Намерения о служении при поступлении в образовательные учреждения

Значительное большинство респондентов утверждают, что до поступления они уже определились в своих

Намерения о служении

100% 80% 60% 40% 20% 0%

70,4%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16,2%

10%

намерениях и несли служение (70,4%). Остальная часть выпускников планировали начать служение (16,2%) или не были вполне уверены, что именно они хотели бы делать по окончании учебы (10%). Немногим более 2,2% всех респондентов признают, что за время обучения они поменяли свои планы.

3.2.4. Местность, где выпускники несут служение в настоящее время

Почти 64% выпускников несут служение сегодня в городах, 23% - в поселках городского типа и 18% - в сельских районах. Можно согласиться, что такое распределение выпускников оправдано, так как население в городах страны составляет 67,7%.1 С другой стороны, зная, что в стране 456 городов, 886 поселков городского типа и 28,585 сельских населенных пунктов, 2 возникает вопрос: стоит ли сосредотачивать внимание на городах, тогда как в более чем половине всех сельских населенных пунктов нет ни одной евангельской церкви?

3.2.5. Количество человек и контингент в церкви

До 17% процентов выпускников находятся в церквях численностью 26-50 человек. Около 15% сосредоточено в церквях, в которых более чем 300 членов. В общинах с количеством 51-100 и 151-300 пребывает по 14% выпускников. Относительно малое число выпускников 12% и 7% трудятся в общинах до 25 человек и от 101 до 150, соответственно.

Контингент большинства поместных церквей, где выпускники несут

Контингент поместной церкви

___34%

2%

□ Большинство низкооплачиваемых служащих, мелких бизнесменов и специалистов - 30,3%

□ Большинство студентов, домохозяек и материально зависимых людей - 27,3%

□ Большинство безработных, частников, продавцов, рабочих - 21,9%

□ Большинство высокооплачиваемых профессионалов, крупных бизнесменов - 1,6%

служение, состоит из низкооплачиваемых служащих, материально зависимых людей, мелких частных предпринимателей и рабочих (до

Основной виддеятельности из вышеперечисленного

Международная работа Женское служение Служение лагерей Бизнес Проповедь Домашняя группа Наставничество Музыкальное служение Евангелизм Административное служение Преподавание Пасторская работа Другое

Молодежное служение Детское служение

98%). Около 2% церквей относятся к тем, где основной контингент состоит из высокооплачиваемых служащих и крупных бизнесменов.

3.2.6. Специфика служения/ работы

Каждый третий выпускник из всех образовательных учреждений вовлечен сегодня в наставничество (38%). Более трети респондентов занимается домашними группами (37%), молодежным, детским служениями и евангелизмом - 35% , 34% и 33%, соответственно. Значительная часть выпускников вовлечена в преподавание (32%), служение в лагерях (29%), музыкальное служение (25%) и администрирование (22%). Немного более четверти выпускников несут пасторское служение (21%). Еще меньшее количество вовлечено в открытие церквей (16%).

Компьютерами, бухгалтерией, спортом, работой в общественных организациях, международной работой, продажей книг, переводами, бизнесом, промышленностью, лингвистикой, снабжением и медициной, включая «другое» занимаются около 80% ]5,2% всех выпускников. Тех, кто 150% вовлечен в служение народам, незнающим Евангелия и мусульманам - не более 4%.

114,7%

15,2%

г

и

3.2.7. Основной вид деятельности из вышеперечисленного

В качестве основного вида деятельности среди выпускников на первом месте стоит детское и молодежное служения (по 15%). На втором -«другое» (11%). Пасторская работа оказалась на третьем месте (11%). Далее идут преподавание и административное служение (по 9%), а так же Евангелизм и музыкальное служение (8% и 6%, соответственно). Наставничеством, домашними группами, проповедью, служением лагерей, женским служением занимается не более 19% выпускников. Более 20% всех выпускников основным видом деятельности является то, что не относится к церковному служению (т.е. медицина, промышленность, включая «другое»).

3.2.8. Нужды выпускников

Для значительного большинства выпускников наиболее важным является знание иностранного языка (59%). Далее идут навыки работы с людьми (54%), лидерство (44%) и решение конфликтов (41%). Богословские и библейские знания

Нужды выпускников

(38%), работа с компьютером (37%) и администрирование (31%), хотя и идут в числе последних нужд, являются сферами, в знании которых нуждается более трети всех выпускников.

3.2.9. Удовлетворенность работой/служением в настоящее время

До 68% всех выпускников рассматривает настоящий вид деятельности вполне удовлетворительным и удовлетворительным. Для остальных ос-

Удовлетворенность работой / служением 26%

47%

21%

2%

4%

□ Удовлетворен - 47%

□ Не совсем удовлетворен - 25%

□ Вполне удовлетворен - 20%

□ Не удовлетворен - 4%

□ Совершенно не удовлетворен - 2%

Административная сфера Работа с компьютером Богословие и знание Библии Решение конфликтов Лидерство Навыки работы с людьми Иностранные языки

31,4%

] 36,7% | 38,4% 41,2% 44,4%

^ 58,6

53,6%

новная занятость является не совсем удовлетворительной (25%), неудовлетворительной (до 4%) и совершенно неудовлетворительной (1,7%).

3.2.10. Положительные и отрицательные характеристики, которые являлись главным критерием при выборе оценки

Критериями для положительной оценки для большинства респондентов служили следующие аспекты. Первым и наиболее важным практически для всех образовательных учреждений был фактор наличия возможности для развития (41%). Данный факт указывает на то, что образовательные учреждения прививают студентам любовь к прогрессу и постоянному развитию, и к производимой работе. Вторым - удовлетворение от осуществляемой работы

Положительные критерии

Хорошая система финансирования / поддержки Хорошая система управления Справедливое вознаграждение/оплата Хорош ие условия для работы Компетентные сотрудники Хорошая организационная структура

Успех в работе/служении

Соответствие полученной специальности в учебном заведении и выполняемого служения

Хорошие взаимоотношения с сотрудниками Эффективность полученного обучения

Совместимость между учебой и работой / служением

Обучение было достаточной подготовкой для моего служения

Работа и служение приносят удовлетворение Возможности развиваться в служении

(30%). Третьим - достаточность подготовки, приобретенной в образовательном учреждении (28%). Четвертым - совместимость работы и служения и эффективность полученных знаний (по 24%). Немаловажными в критериях оценивания были хорошие взаимоотношения с сотрудниками (19%), соответствие полученной специальности в учебном заведении и выполняемого служения (14%), успех в работе (10%), хорошая организационная структура и компетентные сотрудники (7-6%). Наименьшим процентом обладали следующие критерии: условия работы (5%), справедливая оплата труда (до 5%) и хорошая система управления (3%). На основании полученных результатов, становится очевидно, что для выпускников, которые, предположительно, удовлетворены своим основным родом деятельности, наибольшую важность 70% играют развитие, удовлетворенность работой, эффектив-_12,80% ность образования, взаимоотношения и успех. Не столь значимым для большинства являются организационная 6,90% структура, управление и оплата труда.

В отрицательной оценке наиболее важными были следующие факторы. Во-первых, так же с большим отрывом от

%

других

27,90%

13,20%

5,10%

7,10%

14,40%

19,10%

24%

40,70%

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45%

29,80%

г

и

критериев, стоит фактор недостатка возможности для развития (16%). Во-вторых, недостаточность подготовки для служения (9%). В-третьих, плохая организационная структура (8%). В-четвертых, плохая система финансирования (13%) и несовместимость работы и служения (8%). Далее идут недостаток успеха (7%), несоответствие полученного образования и служения (5%), работа не приносит удовлетворения (5%), плохие условия работы (4%) и слабая система управления (4%).

Интересно заметить, что для выпускников, которые, предположительно, неудовлетворенны своей основной деятельностью, факторы оценки, кроме первых двух, идут в почти обратной последовательности в сравнении с теми, кто удовлетворен работой. Для таковых, важную роль играет структура организации, оплата труда, совместимость служения и работы, условия работы и взаимоотношения.

3.3. Информация об образовании

3.3.1. Учебные заведения до поступления в богословское образовательное учреждение

До поступления в образовательные учреждения 11% выпускников, на то время абитуриентов, имели высшее образование. 45% из них имели среднетехническое и средне-специальное образование. Около 53% всех респондентов ответили, что кроме средней школы, окончили различные курсы и библейские школы.

80%

60%

40%

20%

0%

Образование до поступления

69,9%

44,8%

33,8%

19%

11,1%

ш

11 Согласно первоначальному анкетированию, проведенному сотрудниками УЕСБ, был показатель тех, кто совершенно неудовлетворен. Однако согласно полученным анкетам от руководства УЕСБ таковых уже не оказалось.

□ Средняя школа - 69,9%

□ Техникум / ПТУ - 44,8%

□ Различные курсы - 33,8%

□ Библейская школа - 19%

□ Институт / Университет - 11,1%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.3.2. Удовлетворенность полученным образованием в образовательном учреждении

Значительный процент выпускников всех образовательных учреждений остались очень довольными и довольными полученным образованием - 40% и 46%, соответственно. Для 9,7% выпускников обучение было удовлетворительным. Недовольных и совершенно недовольных не оказалось вовсе, если не учитывать вопрос УЕСБ11.

3.3.3. Положительные и отрицательные характеристики, как основные критерии при выборе оценки

Наиболее важными критериями в своей положительной оценке выпускники посчитали следующие аспекты. Во-первых, со значительным отрывом, это результат применения знаний (50%). Во-вторых, правиль-

Удовлетворенность полученным образованием

46%

10% 1% 0%

43%

□ Очень доволен - 39,7%

□ Доволен - 45,7%

□ Удовлетворен - 9,7%

□ Недоволен - 1,3%

□ Совершенно недоволен -

0 %

ная доктринальная база (38%) и хорошие условия для жизни (36%). В-третьих, дружеские отношения между сотрудниками и студентами (36%) и благоприятная атмосфера (32%). В-четвертых, основательный богословский фундамент (32%), высокий уровень преподавателей и здоровый баланс между теорией и прак-

Критерии в положительной оценке

Помощь в духовном становлении Развитие навыков служения Отличная программа обучения Возможность прохождения практики Воспитание во мне служителя Отличное преподавание Формирование личности студента Баланс теории и практики Высокий уровень преподавателей Основательный богословский фундамент Благоприятная атмосфера Взаимоотношения между сотрудниками и студентами Хорошие условия в учебном заведении Правильная доктринальная база Применение полученных знаний в служении

тикой (по 25%). Далее идут формирование личности студента (22%) и атмосфера, культивирующая служителя (19%). С отличным преподаванием и программой обучения согласны 22% и 17%, соответственно. С меньшими процентами идут возможность прохождения практических навыков (19% и 16%, соответственно) и помощь сотрудников образовательных учреждений в духовном становлении студентов (15%).

Важно заметить, что в критериях для отрицательной оценки на первом месте идет недостаток помощи в духовном становлении студента со стороны сотрудников (14%). Кроме этого, с недостатком благоприятной атмосферы, формирующей студента как личность и служителя, согласны 7,4% респондентов. На втором месте стоит недостаток баланса в учебной программе (12%), в частности недостаток внимания практическим навыкам (11%) и практическому служению (7%).

На третьем, отсутствие хороших отношений между сотрудниками и студентами (7,4%). Меньший отрицательный показа-

15,30% 15,70% 17,20% ] 18,70% ] 18,80%

] 21,90% ] 22% ] 24,80% 25,50%

131,60% 32,10%

тель принадлежит академической программе: с не-совершен-с т в о м

35,80% 36,40% 38,40%

50,40%

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

г

и

программы согласны 5%, с низким уровнем преподавания и преподавателей - 5% и 4%, соответственно, со слабой доктринальной базой - 2% и с отсутствием богословского фундамента - 1%.

3.3.4. Описание полученного образования

Для большинства выпускников полученное образование представляется всесторонним и качественным -68% и 55%, соответственно. Около 54% респондентов рассматривают обучение как ломающее стереотипы. Сбалансированным обучение считают - 48% и академическим -48%. Значительно меньше половины выпускников считают обучение уместным - 43% и контекстуальным - 20%. Около одной трети быв-

Оценка полученного образования

Устарелое Скучное Славянское Поверхностное Либеральное Отсутствие направленности Ограниченное Традиционное Глобальное Консервативное Контекстуальное Западное Уместное Академическое Сбалансированное Ломающее стереотипы Качественное Всестороннее

0,50% □ 2,30% ] 3,80% 5,30% 5,50% □ 6,60% !□ 7,40%

Полезность полученного образования

24%

52%

24%

□ Да, это обучение было очень полезным

□ Не всё было полезным

□ Нет, необходимо еще учиться

□ Нет, другого рода обучение было бы намного полезней

□ Нет, обучение мне совершенно не помогло

ших студентов считает обучение западным (28%). Меньшее число характеризуют обучение как глобальное (14%), либеральное (6%), поверхностное (5%), без особой направленности (7%) и славянское (4%). Примерно 35% рассматривает образование консервативным (17%), традиционным (8%), ограниченным (7%), скучным (2%) и устарелым (0,5%).

3.4. Оценка образования в целом

3.4.1. Полезность образования по отношению к настоящему служению

8,40% 13,60%

]16,8°% Вопрос: Всё ли дало Вам учебное за-Ц19,7°% ведение для эффективной служе-] 28,30% ния/работы?

Около 55% выпускников утверждает, что образование было очень полезным в их служении. Четверть

42,50% 47,90%

48,30% 54% 55,10%

68%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%

30%

20%

10%

0%

Наиболее полезный аспект 29%

1

□ Учебная программа - 29%

□ Развитие практических навыков - 23,9%

□ Наставничество - 20,3%

□ Исключительно богословские знания - 17,3%

□ Пример учителей - 13,7%

□ Практическое служение - 11,6%

□ Общение между студентами - 10,6%

□ Пример сотрудников учебного заведения - 2,4%

Наиболее бесполезный аспект

25% 20% 15% 10% 5% 0%

□ Пример сотрудников учебного заведения - 21,2%

□ Исключительно богословские знания - 13,3%

□ Наставничество - 7,4%

□ Пример учителей - 4,6%

□ Учебная программа - 4,1%

□ Общение между студентами - 4%

□ Практическое служение - 1,7%

□ Развитие практических навыков - 1,3%

признают, что не всё в нем было полезным. Примерно 24% бывших студентов осознают необходимость продолжения обучения. Менее 2% респондентов считает, что другого рода обучение было бы намного полезнее или, что пройденное обучение совершенно не помогло.

3.4.2. Наиболее полезный аспект в образовательной программе

Вопрос: Какой аспект обучения в учебном заведении Вы считаете самым полезным в контексте вашего настоящего служения/работы?

Наиболее полезными аспектами обучения с точки зрения большей части выпускников были учебная программа (29%) и развитие практических навыков (24%). Около 20% от-

дали предпочтение наставничеству. Немногим более 17% посчитали наиболее полезным исключительно богословские знания. С важностью примера учителей согласны 14% респондентов. Далее идут практическое служение и общение между студентами - 12% и 11%, соответственно. Наименьший показатель оценивания принадлежит примеру сотрудников (2,4%).

3.4.3. Наиболее бесполезный аспект в образовательной программе

Вопрос: Какой аспект обучения в учебном заведении вы считаете самым бесполезным для служения/работы, которую вы сейчас осуществляете?

г

и

Наиболее бесполезным аспектом в процессе образования студентов, с большим отрывом, оказался пример сотрудников образовательного учреждения - более 21%. Далее в списке предстают исключительно богословские знания (13%) и наставничество (7%). Около 4-5% респондентов считает, что наиболее бесполезным были пример учителей и учебная программа. Примерно такое же количество утверждает о бесполезности общения студентов. Наименьший отрицательный показатель принадлежит практическому служению и развитию практических навыков (1,3-1,7%).

3.4.4. Таланты и образование

Вопрос: Что больше помогает Вам в настоящем служении - природные таланты или знания, полученные в семинарии?

Около 45% респондентов утверждает, что полученное образование обогатило их дары и таланты. Немногим менее 50% выпускников считает, что способны использовать приобретенные знания наряду с дарами. Около 3% смогли развить в себе дары после окончания учебы. При этом до 5% утверждает, что дары их приносят больше пользы, чем полученное образование.

3.5. Анализ образовательной программы

3.5.1. Важность каждого из предметов по отношению к служению

Вопрос: Какие предметы Вы считаете наиболее важными для подготовки к служению?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По важности предметов по отношению к подготовке к служению выпускники ставят на первое место Герменевтику, Введение в Новый и Ветхий Заветы, Историю церкви, Апологетику, Душепопечительство, Евангелизм и ученичество, а также Христианскую этику (91-81%).

Предметы с показателем важности от 76% до 61% следуют в таком порядке: Гомилетика, Основы духовности, Религии и культы, Введение в богословие, История ЕХБ, Организация новых церквей, Богословие Нового и Ветхого Заветов, Межкультурная коммуникация, Молодежь и церковь, Изучение книг Нового и Ветхого Заветов, Практикум, Христианское образование, Католицизм и Православие, Миссиология.

С важностью таких предметов как Пасторское служение, Систематическое богословие, Современное богословие, Духовная жизнь пастора, Организация церковного образования, Компьютер, Общая психология, Педагогика, Историческое богословие, Брак и семья, Церковь и культура, Общая история, Церковная музыка, Контекстуальное богословие, Греческий язык, Церковное администрирование, Философия, Английский язык и Конфессиоло-гия согласны от 60% до 32% выпускников.

С наименьшим показателем важности следуют такие предметы как Лидерство, Патристика, История философии, Техника исследования, Еврейский язык, Руководство малыми группами, Социология, Гражданское право, Организация мужского и женского служения в церкви. Ни один из предметов не превышает 31%.

г

1

Самыми неважными оказались предметы: Систематическое богословие, Еврейский язык, История философии, Философия, Радиослужение, Греческий язык и История Украины (32-21%).

Вопрос: Как Вы оцениваете уровень преподавания предметов, которые вы считаете полезными в подготовке к вашему служению?

Оценки уровня преподавания значительно ниже уровня важности предметов. Преподавание таких предметов как Герменевтика, История церкви, Введение в Новый и Ветхий Заветы, Систематическое богословие, Апологетика, Брак и семья, Евангелизм и ученичество и Гомилетика оценивается в пределах от 81 до 61%.

Далее идут Душепопечительство, Введение в богословие, Религии и культы, Духовная жизнь пастора, Основы духовности, Лидерство, История Украины, Изучение книг Нового и Ветхого Заветов, Христианская этика, Организация новых церквей, Общая психология, Христианское образование, Богословие Нового Завета, Миссиология, Экзегетика Ветхого и Нового Заветов и Современное богословие (59-42%).

Как высокий оценили уровень преподавания таких предметов как Практикум, Организация церковного образования, Историческое богословие, Богословие Ветхого Завета, Греческий язык, Молодежь и церковь, Католицизм и Православие, Церковная музыка, История философий, Межкультурные взаимоотношения, Пасторское служение, Церковное администрирование, Церковь и культура, Компьютер,

Философия, Конфессиология и Английский язык не более чем 49-20% выпускников.

Наименьший показатель в рейтинге уровня преподавания получили предметы: Контекстуальное богословие, Организация мужского и женского служения в церкви, Руководство малыми группами, Техника исследования, Еврейский язык и Патристика (13-5%).

Наибольшее количество респондентов отметили Межкультурные взаимоотношения и Христианскую этику как предметы, имеющие самый низкий уровень преподавания (31% и 20%, соответственно).

3.5.2. Влияние образовательной программы

Вопрос: Каким образом обучение в

семинарии повлияло на Вас?

Наибольшее влияние в обучении на учащихся оказало приобретение академических и богословских знаний. Около 87% респондентов свидетельствует, что образование позволило им изучать и преподавать Слово Божье и изменило их образ мышления, сделав его более логическим, последовательным и направленным на нужды людей. Для 81-82% обучение научило отличать ложь от истины и применять богословские знания в реальных жизненных ситуациях. От 70% до 80% респондентов чувствуют себя подготовленным к служению, имеющими хороший богословский фундамент и навыки для общения с людьми, зрелыми личностями, лидерами-слугами, имеющими лидерские навыки и способными избегать конфликтов между моей верой и культурой. Око-

г

и

Влияние образовательной программы Согласен Не соглас.

Благодаря полученным знаниям я могу изучать и преподавать Слово Божье 87,1% 9,9%

Я изменил свой образ мышления, сделав его более логическим, последовательным и направленным на нужды людей 86,6% 11,1%

Я научился отличать ложь от истины 81,9% 14,1%

Я научился применять свои богословские знания в жизни, в реальных ситуациях 80,6% 16,9%

Благодаря учебе я чувствую себя подготовленным к служению 79,6% 18,6%

Обучение дало мне хороший богословский фундамент 79,4% 17,4%

Благодаря обучению, я вырос как личность 79,1% 16,4%

Я получил навыки и уверенность для общения с людьми 77,6% 18,3%

Благодаря обучению, я вырос как лидер-слуга 73,8% 21,4%

Я развил лидерские навыки и получил больше уверенности в служении 71,8% 21,3%

Я научился избегать конфликтов между моей верой и культурой 71,8% 23,2%

Благодаря обучению, я сейчас больше переживаю за людей, не имеющих спасения 66% 27,9%

Я научился применять библейские знания наравне со всеми остальными 65,6% 28,2%

Я получил недостаточно образования - мне нужно еще где-то учиться для того, чтобы хорошо выполнять ту работу, которую я делаю 38% 58,1%

Я получил много знаний, однако не смог развить мои отношения с Богом и ближними 25,5% 70,3%

Обучение не дало мне достаточной подготовки к служению 20,5% 75,5%

Я вижу большое различие между тем, что я получил, и тем, что нужно моей церкви/служению 18,5% 76,7%

Я чувствую себя неподготовленным для решения таких современных вопросов, как аборт, развод, повторный брак, гомосексуализм, служение женщин и др. 13,5% 83,3%

Мне трудно передавать истину и библейское учение, применяя их к культуре и обычаям 10,6% 84,4%

Мне трудно приспособить свои знания, понятия и язык к уровню людей в церкви - я оторван от реальности 7,85% 86,6%

Я получаю намного больше знаний и опыта на семинарах и конференциях, чем во время моего обучения в семинарии 5,7% 90,4%

ло 66% переживают за неспасенных людей и способны применять библейские знания наравне со всеми остальными.

Немного более трети всех респондентов чувствуют необходимость продолжения образования для успешного выполнения настоящей ра-

боты (38%). Более 25% утверждает, что не смогли развить свои отношения с Богом и с ближними. 20% отмечают недостаточность подготовки к служению. Причину этому они находят в большом различии между тем, что они получили в образовательном учреждении, и тем, что

так и специальных дисциплинах. Нуждающихся в практическом богословии оказалось немного более 3%.

3.6. Предложения и рекомендации выпускников

3.6.1. Внутренняя атмосфера в семинарии

• Устранить холодное отношение администрации к студентам (30),

• Устранить общее недовольство администрацией (6).

• Устранить холодное отношение между преподавателями и студентами (23).

• Создать более доброжелательную атмосферу (8).

• Создать благоприятные условия для близких отношений между студентами стационара и заочной программы (3).

3.6.2. Учебный процесс

• Создать баланс между теорией и практикой в программе (19).

• Улучшить преподавание (14).

• Адаптировать программы к условиям Украины (8).

• Ужесточить отбор абитуриентов

(7).

• Предлагать более глубокое изучение предметов (6).

• Сделать программу более практичной (6).

• Улучшить условия для учёбы (6).

• Отдавать предпочтение национальным преподавателям (5).

• Сделать больший акцент на специализации (3).

нужно в поместной церкви для служения (19%) и в неподготовленности для решения таких современных вопросов, как аборт, развод, повторный брак, гомосексуализм, служение женщин и др. (14%). Наименьшее количество респондентов (116%) признают, что трудно передавать истину и библейское учение, применяя их к культуре и обычаям, что они оторваны от реальности; и что получают намного больше знаний и опыта на семинарах и конференциях, чем во время своего обучения в семинарии.

3.5.3. Нужды в сфере образования

Большая часть выпускников ощущают важность получения знаний в сфере гуманитарных наук (46% ). Около 17% нуждаются в нании иностранного языка и 14% - теоретического богословия. 12% респондентов нуждаются как в универсальных,

40,00% п 35,00% 30,00%-25,00%-20,00%-15,00%-10,00%-5,00% 0,00%

34,99%

Нужды в сфере образования

14,81%

10,°8% 9,05%

3,20%

2,80%

& 1Л

с ©

г

;; I &

г

и

• Удлинить срок обучения (2).

• Расширить программу (2).

• Улучшить саму программу (2).

3.6.3. Наставничество

• Уделять внимание духовному формированию (22).

• Иметь достаточное количество наставников в семинарии (15).

• Предлагать должный пример со стороны преподавателей (3).

3.6.4. Ожидания от системы образования сегодня

• Помощь в самообразовании (54).

• Предоставление возможности для повышения квалификации (48).

• Ввести новые заочные программы (3).

4. Рекомендации и выводы

4.1. Академическая программа

Первое на что следует обратить внимание, это то, что наибольшее число выпускников трудится в церкви, а именно с детьми и молодежью, и в Библейских / Богословских учебных учреждениях. Каждый третий выпускник из всех образовательных учреждений вовлечен сегодня в наставничество и в служение домашним группам. Значительная часть выпускников вовлечена в преподавание (32%), музыкальное служение (25%) и администрирование (22%). Возможно, руководствам образовательных учреждений стоит учитывать этот факт при формировании академической программы для выделения перечисленным сферам большего внимания.

Предметами, которые, согласно выпускникам, следует обязательно оставлять в программе, являются: Герменевтика, Введение в Новый и Ветхий Заветы, История церкви, Апологетика, Душепопечительство, Евангелизм и ученичество, Христианская этика, Гомилетика, Основы духовности, Религии и культы, Введение в богословие, Организация новых церквей, Богословие Нового и Ветхого Заветов и Межкультурная коммуникация.

Целесообразность таких предметов как Лидерство, Патристика, История философии, Техника исследования, Руководство малыми группами, Социология, Гражданское право, Организация мужского и женского служения в церкви, Еврейский язык, Философия, Радиослужение, Греческий язык и История Украины, выпускники ставят под вопрос, наделяя эти предметы наименьшим положительным коэффициентом.

Общий уровень преподавания таких предметов как Герменевтика, История церкви, Введение в Новый и Ветхий Заветы, Систематическое богословие, Апологетика, Брак и семья, Евангелизм и ученичество, Гомилетика, Душепопечительство, Введение в богословие и Религии и культы в рассматриваемых образовательных учреждениях остается примером, в особенности, для преподавания / преподавателей таких предметов как Межкультурные взаимоотношения, Христианская этика, Контекстуальное богословие, Организация мужского и женского служения в церкви, Руководство малыми группами, Техника исследования, Еврейский язык и Патристика.

г

1

Большой помощью будет внедрение и развитие системы самооценивания преподавания, и организация семинаров / курсов по повышению квалификации учителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важно так же отметить, что для студентов-выпускников полученное образование показалось более западным, чем контекстуальным (28% и 20%, соответственно). Следовательно, будет определенно оправданным пересмотр штата преподавателей и методов преподавания в образовательных учреждениях, с тем, чтобы отдавать предпочтение национальным преподавателям и контек-стуализированному преподаванию. Здесь не следует пренебрегать и тем фактом, что более 30% респондентов отзываются о полученном образовании как о консервативном (17%), традиционном (8%) и ограниченном (7%). Процент, очевидно, достаточно высокий для пересмотра методов преподавания в контексте этих замечаний.

Важно заметить, что для значительного большинства выпускников всех рассматриваемых образовательных учреждений важным является знание иностранного языка (до 60%). Данный, достаточно высокий процент нуждающихся в знании иностранного языка, должен служить и настораживающим знаком для руководства школ. Для эффективного служения основным массам страны владение иностранным языком необязательно. В исследовательских работах, переводах и преподавании задействовано значительно меньше, чем 60% респондентов. Данный показатель может говорить о том, что часть выпускников не ориентированна на служение в «периферии».

4.2. Практическая программа

Стоит отметить, что наиболее важным критерием в положительной оценке обучения выпускники посчитали результат применения знаний, и одним из наиболее полезных аспектов обучения с точки зрения большей части выпускников было развитие практических навыков. Следовательно, остается только пожелать руководствам образовательных учреждений оставаться в этом направлении развития практических навыков и применения полученных знаний в служении.

С другой стороны, важно выделить замечания выпускников по поводу недостатка навыков общения с людьми, лидерства и решения конфликтов в практической сфере. Возможно, следует уделить особое внимание развитию навыков работы с людьми, в частности с детьми и молодежью, так как в этой сфере задействовано большее число выпускников. В этом случае должны быть разработаны специальные предметы, такие как Искусство коммуникации, Консультирование, Психология, Лидерство, а также необходимо повысить профессионализм преподавателей и количество часов преподавания в этих сферах.

Возможно, некоторым из рассматриваемых в данном исследовании образовательным учреждениям стоит пересмотреть программу по практическому служению студентов с тем, чтобы наиболее эффективно использовать возможность изменения студента в деле и привить ему необходимые практические навыки. Для этого, вначале следует определить образ выпускника, то есть какими навыками и знаниями он или

г

и

она должны обладать по окончании программы. После этого, надо определить, каким образом может быть использована программа практического служения в течение всего периода обучения студента так, чтобы можно было успешно достигнуть поставленных результатов.

Не стоит игнорировать и тот фактор, что не все студенты «приживаются» в церквях, в которых они несут служение. Поэтому, если цель -подготовить студента к, например, музыкальному служению в сельской Евангельской церкви численностью не более 50 человек, то и теоретическая и практическая подготовка такого студента должны быть соответствующими.

Последнее, что хотелось бы здесь отметить, касается вопроса баланса между академическим и практическим аспектами учебных программ для студентов. Время для обучения достаточно ограниченное, поэтому распределять его необходимо соответственно. Образовательные учреждения должны определиться с тем, кого они выпускают: теоретиков или практиков. И те, и другие важны, однако, попытка сделать из одних и тех же студентов и теоретиков и практиков может сказаться отрицательно на получаемом образовании, как практическом, так и теоретическом. Присваиваемые Диплом или степень Бакалавра должны соответствовать заявленному уровню.

4.3. Духовная зрелость

Руководству образовательных учреждений так же следует обратить особое внимание на факторы, которые помогли бы студентам в их духовном формировании вырасти как

служителями и зрелыми личностям. Недостаток помощи в духовном становлении студента со стороны сотрудников получил наибольший процент среди всех критериев для отрицательной оценки обучения. Следующим важным аспектом является устранение холодного отношения между преподавателями и студентами, а так же отношения администрации к студентам. Важно учитывать тот факт, что среди самых бесполезных аспектов образования пример сотрудников оказался на первом месте.

Поскольку для выпускников немаловажным оказался факт бесполезности общения между студентами стоит обратить внимание на применение таких программ, которые бы развивали знакомство и общение студентов друг с другом. Возможно, делать обучение более корпоративным, не только индивидуализированным (т.е. не изолирующим студентов друг от друга в их изучении и подготовке).

Стоит обратить внимание и на личную духовность учащихся. Более одной четвертой всех респондентов ответили, что получили много знаний, однако не смогли развить отношения с Богом. Конечно, строгим распорядком молитвенной жизни учащихся данный вопрос вряд ли можно изменить в лучшую сторону. Студенты должны самостоятельно понимать важность духовности и брать на себя ответственность за её развитие не на основании обязательств, а личного желания, привитого сотрудниками и преподавателями образовательных учреждений собственным примером и учением. Важно заметить, что наставничество

г

1

считают самым бесполезным аспектом обучения 7% выпускников. Возможно, в этом кроиться ответ или его часть на поставленный вопрос.

4.4. Работа с выпускниками

Хотя значительное большинство (до 70%) выпускников рассматривает настоящий род деятельности вполне удовлетворительным и удовлетворительным, для остальной одной трети основная занятость является не совсем удовлетворительной, неудовлетворительной и совершенно неудовлетворительной. В данном контексте важно отметить вопрос востребованности и занятости выпускников в христианских организациях и церквях. Компьютерами, бухгалтерией, спортом, работой в общественных организациях, международной работой, продажей книг, переводами, бизнесом, промышленностью, лингвистикой, снабжением и медициной, включая «другое», занимаются около 80% всех выпускников. В качестве основного вида деятельности одна пятая выпускников определяет то, что не относится к церковному служению (т.е. медицина, промышленность, включая «другое»).

Возможно, руководству образовательных учреждений стоит развивать и сохранять связь со своими выпускниками, а так же теми, кто предоставляет занятость для выпускников по окончании их обучения, для более четкой координации распределения своих выпускников. При этом, как выпускающей (образовательным учреждениям), так и принимающей (напр. - поместной общине) стороне, стоит взять во внимание те результаты анкетирова-

ния, которые говорят о критериях для положительной и отрицательной оценок в удовлетворенности выпускниками настоящей работой или служением.

Первое, на что следует обратить внимание, это возможность для выпускников иметь развитие. Данный факт указывает на то, что образовательные учреждения прививают студентам любовь к постоянному развитию и к производимой работе. Второе, это удовлетворение от осуществляемой работы. Третье, - достаточность подготовки, приобретенной в образовательном учреждении. Четвертое, - организационную структуру. Пятое, - систему финансирования.

Последнее, что можно здесь отметить, это пожелание самих выпускников в предоставлении им возможности проходить курсы повышения квалификации и приобретения материалов для самообразования.

4.5. Дополнительно

Учитывая тот факт, что многие выпускники вынуждены искать работу в светских организациях, кажется целесообразным рассмотрение предоставления возможности студентам обучаться тем дисциплинам, знание которых могло бы помочь им в приобретении дополнительного заработка. Здесь имеется ввиду не только углубленное и расширенное изучение иностранного языка, а, к примеру, знание компьютера и делопроизводства, что позволит выпускнику работать офис-менеджером или секретарем. Необходимо учитывать тот факт, что только 45% выпускников задействованы в служении на полное время и то, что значительное большинство членов по-

г

и

местных церквей являются малоимущими. Это, возможно, и является причиной, почему многие из опрошенных желают продолжать свое обучение, особенно в сферах гуманитарных наук, в частности, в изучении иностранных языков.

Кроме упомянутого выше, хотелось бы заострить внимание на межшкольных взаимоотношениях. По непонятным причинам данный аспект, хотя и имеет большой потенциал для развития образовательных учреждений, остается в стороне. Несколько предложений кажутся здесь уместными.

Во-первых, стоит осуществлять обмен опытом преподавателей, который вполне можно проводить в совместных общениях, семинарах или конференциях, как по регионам и областям, так и в Украине в целом. Кроме этого, обмен опытом может осуществляться не только на преподавательском уровне, но и на уровнях администрации, управления, дирекции и так далее.

Во-вторых, поощрять преподавателей заниматься научными трудами и исследованиями, а так же опубликовывать результаты своей работы в научных христианских изданиях. Этим мы будем способствовать не только становлению и развитию контекстуализированного богословия, но и престижу богословской мысли, как в христианском, так и в светском мирах. Поощрения, конечно, лучше осуществлять централизованно, возможно, посредством признания, к примеру, советом Аккредитационной Ассоциации, каком-либо определенного вклада в развитие богословской науки и так далее.

В-третьих, поощрять преподавателей применять свои преподавательские способности в разных образовательных учреждениях. О преимуществе данного подхода можно и не говорить особо. Учащиеся получают разносторонний подход к рассматриваемым темам, приобретая, таким образом, более объективный взгляд и суждение. Преподаватели, в свою очередь, избегают, таким образом, опасности изолирования себя от «внешнего мира» в «маленький мир». Ни для кого не секрет, что любое общество в течение времени создает свою субкультуру, свои ценности, свое мировоззрение, свой язык общения и так далее. Это относится и к образовательным учреждениям. Постоянное пребывание преподавателей в одной «субкультуре» образовательного учреждения ограничивает и «консервирует» их самих и, тем самым, познания, мировоззрение, ценности студентов. Для того чтобы этого избежать, стоит преподавателям делиться своими знаниями и опытом и в других школах. Конечно, в первую очередь важность этого процесса должно осознавать руководство образовательных учреждений и всячески не только способствовать, но и поощрять своих сотрудников в деле Божьем. Опасения того, что преподаватели могут перейти на другое место работы не должны пугать руководителей, а напротив, побуждать их сделать всё возможное, как в сфере финансирования, так и в сфере условий работы и уровня взаимоотношений, чтобы сотрудники самостоятельно избирали оставаться там, где они трудятся. Данный принцип устранит изолированность школ друг от

г

1

друга и поспособствует их здоровому развитию. Желательно, чтобы обмен преподавателями осуществлялся централизованно. В этом случае, координатор, располагающий базой данных, как по образовательным учреждениям, так и по преподавателям, готовым к сотрудничеству, с графиком работы и возможного времени для «обмена», может во многом облегчить весь предполагаемый процесс.

Последнее, что хотелось бы предложить исходя из всего исследования, это поощрение студентов в их научных богословских исследованиях. Простое вознаграждение хорошей книгой или стипендией за наилучшую академическую работу по предложенной теме может, в свое время, стать мощным стимулом для развития студентов. Стимул, конечно, будет не только для студентов, но и для самих школ. То образовательное учреждение, на чьем счету будет наибольшее число студентов, получивших «премию», вне сомнений приобретет больший престиж и рейтинг среди абитуриентов.

Заключение

Эффективность любого дела оценивается с точки зрения того, насколько были достигнуты поставленные цели и выполнены поставленные задачи. Думается, что все вышеприведенное исследование должно побудить как руководителей Церкви, так и сотрудников богословских школ снова и снова оценить и определить миссию Церкви и богословского образования в современном контексте. Нам не только надо посмотреть на то, что и каким образом происходит

в наших школах, и решить, как может быть улучшен процесс образования. Нам надо взглянуть шире - что мы должны делать, для того, чтобы быть светом и солью в контексте современного общества. Исходя из этого, руководители церквей и школ должны рассмотреть цели, задачи и структуру программ обучения. А значит, данный проект может и должен послужить тому, чтобы церкви и школы инициировали конструктивный диалог, в котором бы рассмотрели свое взаимодействие в деле подготовки новых служителей.

Исходя из полученных данных исследовательского проекта, с одной стороны, и осмысления миссии церкви и образования с другой, преподаватели отдельных предметов должны не только обратить внимание на разницу между тем, какое значение придают их предмету выпускники в рамках своего служения и тем, как они оценивают подготовку самих преподавателей. Но каждый преподаватель должен проанализировать те цели и задачи, которые поставлены в предмете с точки зрения миссии церкви и образования в современном контексте.

Слава Господу, что многие приведенные данные свидетельствуют о том, что полученное образование способствует эффективному служению наших выпускников. Конечно, многие факты говорят и о тех аспектах, которые нуждаются в улучшении. Что мы делаем и чего достигаем в определенной степени можно увидеть на основании проведенного исследования. Но необходимо постоянно отвечать на вопрос - что мы должны делать, и как это сделать эффективно?

г

и

Библиография работ, смежных с темой проекта

Bercken, Wil Van Den. "Theological education for laypeople in Russia, Belarus' and Ukraine: a survey of Orthodox and Catholic Institutions." Religion, State & Society 32, no. 3 (September 2004): 299 313.

Bridge, Gillian. "Social Policy and Social Work in the Voluntary Sector: The case of Ukraine." Social Work Education 23, no. 3 (June 2004): 281 93.

Krindatch, Alexey D.. "Patterns of

Religious Change in Postsoviet Russia: Major trends from 1998 to 2003." Religion, State & Society 32, no. 2 (June 2004): 115 37.

Shulman, Stephen. "The Contours of Civic and Ethnic National Identification in Ukraine." Europe-Asia Studies 56, no. 1 (January 2004): 35 57.

Uehling, Greta. "The First Independent Ukrainian Census in Crimea: Myths, miscoding, and missed opportunities." Ethnic and Racial Studies 27, no. 1 (January 2004): 149 71.

Zborovskii, G.E. and Kostina, N.B.. "On the Interaction Between Religious and Secular Education Under Current Conditions." Russian Education & Society 46, no. 8 (August 2004): 63 76.

Zhurzhenko, Tatiana. "Cross-border Cooperation and Transformation of Regional Identities in the Ukrainian-

Russian Borderlands: Towards a Euroregion Slobozhanshchyna. Nationalities Papers 32, no. 1 (March 2004): 207 33.

Zhurzhenko, Tatiana. "Cross-Border Cooperation and Transformation of Regional Identities in the Ukrainian-Russian Borderlands: Towards a Euroregion "Slobozhanshchyna"? Nationalities Papers 32, no. 2 (June 2004): 497 514.

Не опубликованные источники

Waltz, William D., "A Case Study of Zaporozhye Bible College As A Model For Providing Bible College Education In Modern-Day Ukraine", Dallas Theological Seminary: research in D.Min., 1999.

Mimbs, Joseph A., "An Analysis Of The Theological Strengths And Weaknesses Of The Ukrainian Evangelical Church With Respect To Cult Activity In Ukraine", Temple Baptist Seminary: research in D.Min., 2005.

Ledbetter, Dale A., "An Urban Evangelism And Church Planting Project For Odessa, Ukraine", Mid-America Baptist Theological Seminary: research in D.Min., 2001.

Voytenko, Vitaliy L., "Community-Based Care In Ukraine: A Pastoral Training Program", Wheaton College: research in Psy.D., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.