Научная статья на тему 'Религиозное образование на Дальнем Востоке России в 1980-х - начале 2000-х гг'

Религиозное образование на Дальнем Востоке России в 1980-х - начале 2000-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
287
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ / СВЕТСКИЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ / ХРИСТИАНСКИЕ КОНФЕССИИ / RELIGION / EDUCATION / RUSSIAN FAR EAST / SECULAR EDUCATION / CHRISTIAN DENOMINATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федирко Оксана Петровна

В статье рассматриваются процессы возрождения системы религиозного образования на Дальнем Востоке России и ее адаптации к требованиям образовательного пространства России. На основе архивных данных, впервые вводимых в научный оборот, периодических изданий, интернет-источников и опубликованных работ воссоздается история первого этапа создания и развития религиозных учебных заведений христианских конфессий, распространенных в Дальневосточном регионе. Определяются хронологические рамки данного этапа и его специфические особенности. Приводятся причины возникновения и роста численности религиозных учебных организаций в рассматриваемый период на Дальнем Востоке (идеологический вакуум, возникший после разрушения прежней политической системы и государственной идеологии; значительная финансовая помощь из-за рубежа, направленная на создание учебных учреждений; либерализация законодательства в этой сфере деятельности и т. д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious education in the Russian Far East in the 1980s - early 2000s

The paper deals with the revival of the religious education system in the Russian Far East and its adjustment to the requirements of the Russian educational environment. Based on the archive data introduced for the first time, periodicals, Internet data, and publications, the author recreates the history of the first stage of development of Christian educational institutions located in the Russian Far East. The author determines the time frame for this stage and its specific features. The study presents the reasons for the emergence and growth of religious educational organizations in the Far East during the period under review (ideological vacuum following the destruction of the previous political system and state ideology; financial assistance from abroad aimed at the establishment of training institutions; the liberalization of legislation in this regard).

Текст научной работы на тему «Религиозное образование на Дальнем Востоке России в 1980-х - начале 2000-х гг»

УДК 94:37.014.522(571.6)"198/20"

https://doi.org/10.24158/fik.2018.1.24

Федирко Оксана Петровна

доктор исторических наук,

ведущий научный сотрудник Института истории,

археологии и этнографии народов Дальнего Востока

Дальневосточного отделения

Российской академии наук

РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ В 1980-Х - НАЧАЛЕ 2000-Х ГГ.

Fedirko Oksana Petrovna

D.Phil. in History, Leading Research Fellow, Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences

RELIGIOUS EDUCATION IN THE RUSSIAN FAR EAST IN THE 1980S - EARLY 2000S

Аннотация:

В статье рассматриваются процессы возрождения системы религиозного образования на Дальнем Востоке России и ее адаптации к требованиям образовательного пространства России. На основе архивных данных, впервые вводимых в научный оборот, периодических изданий, интернет-источников и опубликованных работ воссоздается история первого этапа создания и развития религиозных учебных заведений христианских конфессий, распространенных в Дальневосточном регионе. Определяются хронологические рамки данного этапа и его специфические особенности. Приводятся причины возникновения и роста численности религиозных учебных организаций в рассматриваемый период на Дальнем Востоке (идеологический вакуум, возникший после разрушения прежней политической системы и государственной идеологии; значительная финансовая помощь из-за рубежа, направленная на создание учебных учреждений; либерализация законодательства в этой сфере деятельности и т. д.).

Ключевые слова:

религия, образование, Дальний Восток России, светский характер образования, христианские конфессии.

Summary:

The paper deals with the revival of the religious education system in the Russian Far East and its adjustment to the requirements of the Russian educational environment. Based on the archive data introduced for the first time, periodicals, Internet data, and publications, the author recreates the history of the first stage of development of Christian educational institutions located in the Russian Far East. The author determines the time frame for this stage and its specific features. The study presents the reasons for the emergence and growth of religious educational organizations in the Far East during the period under review (ideological vacuum following the destruction of the previous political system and state ideology; financial assistance from abroad aimed at the establishment of training institutions; the liberalization of legislation in this regard).

Keywords:

religion, education, Russian Far East, secular education, Christian denominations.

Несмотря на то что Конституцией Российской Федерации закреплен светский характер образования, это не предусматривает запрета на преподавание религиозных знаний. Их получение - составная часть права на свободу совести, которое является естественным правом человека и должно признаваться государством.

Современным российским обществом не подвергается сомнению необходимость наличия в образовательном пространстве религиозного сегмента. Существующая дискуссия развернулась вокруг поиска его оптимальных форм и методов. Рассматриваются различные модели организации религиозного образования, подчас заимствованные из-за рубежа. Однако большинство противников слепого подражания чужому считают, что сначала необходимо изучить российский дореволюционный опыт функционирования учебных заведений данного типа и проанализировать процесс его возрождения в новейший период истории. Результаты представленного исследования позволят не только получить необходимые ответы на вопрос о путях развития религиозного образования, но и проанализировать современную конфессиональную обстановку в государстве, обозначить меры по ее стабилизации.

Развитие системы религиозного образования в России прошло через определенные этапы и продолжается по сегодняшний день.

В СССР в 1972 г. эта система была представлена двумя православными духовными академиями, двумя православными семинариями (около 900 учащихся), иудейским духовным училищем (5 чел.) и курсами евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) (около 100 чел.) [1, л. 163]. В 1979 г. действовало уже 18 религиозных учебных заведений: шесть православных академий и семинарий, две католические семинарии, мусульманская академия и медресе, иудейский иеши-бот, духовная семинария и академия армянской церкви, семинария грузинской церкви, богословский институт, академические теологические курсы лютеран и т. д. [2, л. 3]. К 1990 г. в Российской

Федерации функционировало 13 духовных учебных заведений и курсов, в том числе учрежденные в 1988-1990 гг. Тобольская духовная семинария, Смоленское и Ставропольское межъепархиальные училища, заочные библейские курсы Совета церкви адвентистов седьмого дня (АСД) и Совета объединения ЕХБ, учебные курсы при Духовном управлении мусульман Европейской части СССР и Сибири. С расширением сети духовных учебных заведений число учащихся в них возросло до 2 тыс. чел. Еще 97 чел. получали религиозное образование за рубежом [3, л. 36].

Таким образом, в России в постперестроечный период сложились условия для возрождения системы религиозного образования, тем более что потребность общества в нем заставила государство в начале 1990-х гг. приступить к разработке соответствующей правовой базы.

На Дальнем Востоке России после закрытия в 1920 г. Благовещенской духовной семинарии Русской православной церкви (РПЦ) [4, л. 8 об.], а в 1925 г. - воскресной баптистской школы в Амурской области религиозных учебных заведений не было. Сведения о просветительской и образовательной деятельности религиозных организаций в регионе в период перестройки отрывочны и лишь частично отражают действительный ход событий.

Возрождение, создание системы религиозного образования и ее адаптация к требованиям образовательного пространства России на Дальнем Востоке начались в середине 1980-х гг. и продолжались до середины 2000-х гг. Начальная дата этого этапа объясняется возникновением первых попыток организовать образовательную деятельность среди населения региона. Пик активности религиозных организаций по созданию сети учебных учреждений пришелся на 19941995 гг., затем наступил спад. К середине 2000-х гг. сложилась ситуация, при которой в образовательном пространстве Дальнего Востока продолжили деятельность только те религиозные учебные заведения, которые смогли адаптироваться к изменяющимся государственно-конфессиональным отношениям в стране.

Каждая из современных конфессий, распространившихся в Дальневосточном регионе, стремилась как самостоятельно, так и в союзе с родственными церквями вести образовательную и просветительскую деятельность. Для последней необходимы специалисты в области миссионерской работы и богословия, получившие соответствующую подготовку в религиозных учебных заведениях, где процесс передачи знаний организован исходя из особенностей вероучения, целей, поставленных перед заведением, и региональной специфики.

Наиболее четко на территории Дальнего Востока оказалась выстроена система православного религиозного образования, которая соответствовала общероссийской.

В структуре религиозного образования Русской православной церкви (Московского патриархата) (РПЦ МП) на Дальнем Востоке в рассматриваемый период действовали несколько учреждений разного уровня.

Духовное училище РПЦ МП города Владивостока открылось в 1994 г., а первый набор в него состоялся в 1995 г. [5, с. 6]. В том же году начала работу Православная гимназия города Владивостока [6, с. 3]. В Благовещенской епархии при Епархиальном управлении в 1995 г. открылись курсы для подготовки священнослужителей [7, с. 5]. В это же время продолжается расширение сети воскресных школ. Например, на Камчатке при Православном братстве имелась школа, в которой занималось более 100 детей от 6 до 16 лет [8, с. 12].

В 1999 г. открывается отделение теологии и религиоведения при Институте истории и философии Дальневосточного государственного университета. Процесс институционализации светского теологического образования был запущен после включения в 1993 г. Министерством образования РФ направления «Теология» в классификатор государственных образовательных направлений и специальностей. Выпускники отделения получали квалификацию «Теолог. Преподаватель» и специализировались по программе «Православие и культура». Первоначально была сделана попытка соединить в преподавании теологические и религиоведческие дисциплины, но после назначения на должность заведующего кафедрой теологии и религиоведения кандидата богословия архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина православная теология стала, по сути, единственным направлением подготовки. Существование данного отделения было обусловлено выделением государством бюджетных мест для теологов в светском вузе. Таким образом, РПЦ МП получила уникальную возможность готовить для себя специалистов за счет средств налогоплательщиков.

Центр дистанционного обучения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета был открыт в Южно-Сахалинске в 2004 г. В 2006 г. там обучалось около 60 чел. Это учебное заведение позволяло получать высшее богословское образование не только священнослужителям, но и мирянам. Для поступления требовались документы, обычные для всех вузов, а также благословение священника. По окончании обучения выпускники могли претендовать на дипломы государственного образца по специальности «Педагогика и религиоведение».

Хабаровская духовная семинария была открыта 10 июня 2005 г. Она является высшим духовным учебным заведением, цель которого - воспитание и образование священнослужителей Русской православной церкви. Главная задача семинарии - подготовка пастырей для епархий Дальнего Востока [9, с. 22]. Обучение длится 5 лет. За это время в духовной школе изучается более 30 дисциплин, среди них Священное Писание Нового и Ветхого Заветов, патрология, ли-тургика, общецерковная история, история русской церкви, церковное искусство, история философии, правоведение, древние и новые языки и др. Особое место занимают факультативы и спецкурсы (по данным портала Приамурской митрополии Русской православной церкви). 20 октября 2006 г. был сдан учебный корпус семинарии [10, с. 4].

В сентябре 2006 г. открылось Якутское духовное училище, которое готовит церковнослужителей первой ступени: пономарей, алтарников, псаломщиков - чтецов, певцов. Программа построена так, что желающие продолжать учебу могут поступить во второй класс Хабаровской духовной семинарии и стать священнослужителями. Учебные планы согласованы, чтобы в училище полностью проходить первый класс духовной семинарии [11, с. 23].

В структуре религиозного образования РПЦ МП действуют церковно-приходские воскресные школы, которые являются неотъемлемой частью прихода, ведущего работу по воцерковле-нию и церковному воспитанию детей и взрослых. В таких школах дети изучают Закон Божий, музыку, изобразительное искусство, краеведение и др. Обучение бесплатное, направлено на воспитание ребенка в традициях православной культуры и нравственности. У церковно-приход-ских школ нет юридического статуса. Одна из их особенностей - общедоступность. Нередко эти школы служат основой для формирования приходских общин [12, с. 1-2].

В Амурской области первая воскресная школа была открыта в городе Тынде в октябре 1990 г. [13, с. 3], на Сахалине - в апреле того же года в городе Южно-Сахалинске [14, с. 140], на Камчатке - в 1991 г. в кадетском училище города Петропавловска-Камчатского [15, с. 1].

Сведения о посещении воскресных школ РПЦ МП на Дальнем Востоке на 1 января 2006 г. представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Численность посещающих воскресные школы РПЦ МП на 1 января 2006 г.

Епархии и митрополии Количество школ Количество учащихся

Приморская митрополия 25 более 360

Биробиджанская епархия 5 около 50

Благовещенская и Тындинская епархия 8 около 100

Приамурская митрополия 21 около 200

Южно-Сахалинская епархия 16 около 130

Магаданская и Синегорская епархия 2 около 30

Якутская и Ленская епархия 7 около 170

Итого 84 около 1040

Неправославные христианские учебные заведения стали реализовывать массовые образовательные программы в городах Дальнего Востока еще в самом начале перестройки. Сохранились сведения о деятельности Л.Д. Ребанда, с июля 1984 г. исполнявшего обязанности пресвитера зарегистрированной в 1982 г. хабаровской общины АСД, который лично организовывал «Библейские уроки» на субботних молитвенных собраниях и не пускал своих двоих детей по субботам в школу [16, л. 3].

В том же 1985 г. в Совет по делам религий при Совмине СССР обратились представители ЕХБ и евангельских христиан-пятидесятников (ЕХП) с просьбой провести 24-25 мая 1985 г. во Владивостоке семинар служителей и актива этих религиозных организаций [17, л. 10]. Мероприятие состоялось в указанные сроки.

В 1986 г. пресвитер Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов по Дальнему Востоку Ю.А. Максимчук провел в Хабаровске, в помещении молитвенного дома ЕХБ семинар служителей культа и членов исполнительных органов объединений ЕХБ, действующих в регионе, с приглашением также руководителей автономно зарегистрированных и незарегистрированных объединений ЕХБ и ХВЕ [18, л. 27].

В начале 1990-х гг. в регионе предпринимается попытка создания сети средних неправославных христианских учебных заведений.

В 1991 г. пастор евангельской церкви из Лос-Анджелеса Чан Бен Ди приехал на Сахалин. С его прибытием был объявлен набор в библейский колледж [19, с. 6].

В 1992 г. в Хабаровске для подготовки священнослужителей с миссионерским уклоном открылся Дальневосточный библейский колледж. Непосредственно способствовал этому старший пресвитер церкви ЕХБ Дальнего Востока Г.И. Абрамов. Финансировали деятельность колледжа миссия «Сенд Интернешенал», церковь ЕХБ и Южно-баптистская конвенция. Предлагались две

программы: базисное богословское практическое образование (1 год) и бакалавр богословия (3 года). Форма обучения - очная [20, с. 20].

По мнению М.П. Свищева, «один из результатов деятельности названного учебного заведения... в том, что под воздействием зарубежных миссионеров-преподавателей в процессе учебы меняется богословская ориентация верующих. Большинство членов церквей ЕХБ Дальнего Востока традиционно относятся к так называемым общим баптистам, американские же миссионеры представляют частных баптистов» [21, с. 80].

Приморская библейская семинария организована в 1995 г. Миссионерская работа в Приморском крае как одном из наименее евангелизированных в России начата в 1990 г. миссионерским обществом «Свет Евангелия» - первым в бывшем Советском Союзе (создано в 1989 г.). В 1993 г. ответственность за миссионерское служение в Приморье взяла на себя международная общественная благотворительная христианская организация «Надежда - людям», образованная на базе миссионерского отдела «Света Евангелия».

Большинство местных служителей получили духовное образование в заочной библейской школе, созданной в сотрудничестве с краснодарским колледжем «Лампадос». В 1995 г. «Лампа-дос» совместно с «Миссионерским объединением Приморья» открыл во Владивостоке филиал очно-заочного отделения, на базе которого была создана Приморская библейская семинария. В последней осуществлялась подготовка по специальности «Миссионер» (3,5 года) по очно-заочной форме обучения.

В Магадане с 1999 по 2006 г. действовала религиозная организация Библейский колледж Святого Иакова.

В структуре Союза христианских методистских церквей Приморского края был Приморский методистский духовно-просветительский институт (ректор - Ю Чже Хо), но он не имел лицензии и не реализовывал программы среднего и высшего профессионального образования [22, с. 222].

Значительную финансовую помощь, в том числе при открытии учебных заведений и организации просветительской и образовательной деятельности, пресвитерианским церквям Дальнего Востока оказывали иностранные миссионеры.

В 1992 г. ассоциация объединенных христианских церквей объявила об открытии Хабаровской духовной семинарии. Членами приемной комиссии стали пастор пресвитерианской церкви Ная, пастор церкви ЕХБ Поул Ли, миссионер церкви «Надежда» Ли. Прием велся по рекомендации церквей. Цель семинарии - подготовка проповедников для малых городов и сел [23, с. 2].

Особенно активными на Дальнем Востоке были южнокорейские миссионеры, которые использовали различные формы привлечения граждан. В 1992 г. христиане сахалинской пресвитерианской церкви «Сараннури» организовали благотворительную поездку 40 детей на турбазу. В рамках поездки предусматривались изучение библейской программы, библейский театр, развлечения [24, с. 4]. Летом 1994 г. в Приморье прошли молитвенные собрания, религиозные шоу в залах кинотеатров и на стадионе с привлечением хора и танцевального коллектива.

Архивные данные свидетельствуют, что в 1994 г. во Владивостоке действовали три незарегистрированные общины и две духовные семинарии - дальневосточная от христианской протестантской церкви (пастор - Ю Джо Хо) и вечерняя для жителей Владивостока (пастор - Юн Чжон Сукю) [25, л. 4].

Уже в 1996 г. Союз христианских пресвитерианских церквей Приморского края совместными усилиями российских пасторов и южнокорейских миссионеров открыл Пресвитерианскую духовную семинарию (директор - Чой Чжин Сунн, управляющий делами - Тэ Вон Сик) [26, с. 254]. К 2002 г. семинарию окончили 29 чел. При условии двухлетней практики и служения выпускники могли претендовать на звание пастора. Для получения звания проповедника нужно было соответствовать требованиям, предъявляемым уставом союза, сдать экзамены на знание Библии, систематической теологии, истории церкви, прочитать проповедь (9 минут) и пройти интервью.

Ранее в структуре союза действовал еще Азиатско-Тихоокеанский Пресвитерианский институт межкультурных отношений в городе Находке Приморского края (ректор - Пак Кван Бэ), но из-за ненадобности весной 2007 г. он был ликвидирован [27, с. 335].

Приморский краевой Союз пресвитерианских церквей «Деяния-2000» также имел в рассматриваемый период свою духовную семинарию (директор - Н.Д. Ким), которая, по состоянию на 1 января 2007 г., образовательную деятельность уже не осуществляла [28, с. 254, 256].

Интересно, что стремление к организации религиозного образования проявляли даже самые закрытые конфессии. Так, на острове Сахалин в 1996 г. свидетели Иеговы пригласили жителей города Южно-Сахалинска посетить курс библейского обучения «Вестник Божьего Мира», который проходил в кинотеатре «Октябрь» [29, л. 1].

Особую роль в возрождении религиозного образования в рассматриваемый период сыграли воскресные школы. В контексте протестантизма это были образовательные программы

церкви, главной целью которых являлось изучение Библии. Такие школы выполняли частично и миссионерские задачи: они должны были вовлечь в круг своей деятельности не только всех членов церкви, но и по возможности людей, к ней не принадлежащих.

Поскольку каждая протестантская церковь декларирует, что при ней действует воскресная школа, подсчет количества таких заведений и численности их посещающих затруднен. Учитывая особенности проведения занятий в данных школах, мы можем утверждать: в них получали знания до 80 % членов религиозной организации. Кроме того, посещать их могли все желающие, не состоящие в религиозном объединении.

В Амурской области в 1992 г. евангельские христиане-баптисты создали три воскресных школы для детей и взрослых [30, с. 19-21].

В 1994 г. было решено образовать в городе Свободном Амурской области духовно-религиозный центр для обучения преподавателей воскресных школ, пресвитеров и диаконов ЕХБ. Там же открылся филиал миссии Славянско-евангельского общества по изданию и распространению духовной литературы. Многомиллионные средства на ремонт здания и деятельность центра помогли собрать миссии из Австралии, Канады и других стран [31, л. 20].

В рассматриваемый период в Россию в целом и на Дальний Восток в частности прибывало большое количество миссионеров, представляющих нетрадиционные религии. Распространение последних осуществлялось преимущественно через создаваемые конфессиями учебные заведения.

На Камчатке в 1990 г. была открыта школа бахаи [32, с. 8]. На Сахалине в конце февраля 1992 г. в лагере «Олимпия» группа Холмских бахаев вместе с гостями из Южно-Сахалинска, Охи, Календо, Долинска, Невельска собралась в первой зимней школе бахаи [33, с. 3].

Кришнасеванда Данда - санньяси международной общественно-духовной организации «Ананда Марга» - в 1992 г. читал лекции в Сахалинском пединституте [34, с. 1], после чего была образована религиозная группа. Община вайшнавов в том же году появилась и на Камчатке [35, с. 3].

В 1994 г. в Приморье активизировалась деятельность незарегистрированных религиозных объединений, таких как Церковь объединения (основатель - Мун), Церковь Христа, «Дом жизни». Для проведения молитвенных собраний, семинаров и предпринимательской деятельности во Владивостоке скупались квартиры, арендовались залы учреждений культуры, профилактории [36, л. 3].

В 1995 г. на Дальнем Востоке появляются первые сайентологи. Сначала они пытались зарегистрироваться во Владивостоке как «Гуманитарный центр Хаббарда», но не прошли экспертизу. В июле 1996 г. им это удалось: возникла общественная организация «Гуманитарный центр "Дианетика" г. Владивостока». Сайентологи охватили прикладной философией свыше 400 чел. [37, л. 8].

Таким образом, действующие с 1990-х до середины 2000-х гг. на Дальнем Востоке христианские религиозные учреждения были немногочисленными, но, по-видимому, удовлетворяли сложившуюся в регионе потребность. Однако, несмотря на это, прослеживается планомерное стремление христианских церквей организовать образовательную деятельность в рамках конфессионального вероучения, выстроить собственную структуру.

Первые попытки сформировать систему религиозного образования относятся к началу 1990-х гг., но после принятия в 1997 г. федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и поправок к закону РФ «Об образовании» государство обращает внимание на эту сферу деятельности религиозных организаций, регламентируя ее. Не все заведения соответствовали статусу образовательного учреждения по базовым признакам. С этим связано слабое стремление христианских церквей официально их зарегистрировать.

Возникновение и рост численности религиозных учебных заведений на Дальнем Востоке в рассматриваемый период объясняются следующими обстоятельствами:

- идеологическим вакуумом, образовавшимся в результате разрушения прежней политической системы и государственной идеологии, исчезновением системы приоритетов и ценностей, в результате чего у части общества возникла потребность в духовных исканиях;

- либерализацией законодательства, регламентирующего данную сферу деятельности религиозных организаций;

- значительной финансовой помощью из-за рубежа, направляемой на открытие и содержание религиозных учебных заведений;

- подвижнической деятельностью религиозных лидеров, вдохновленных идеями свободы совести, ставшими инициаторами создания сети духовных учебных заведений.

В начале XXI в., после формулирования миссий в области образования и просвещения, наблюдаются попытки христианских церквей придать ряду своих религиозных учебных заведений статус юридического лица. Наибольшую активность в этом проявляет РПЦ МП, что связано в первую очередь с гласной и негласной поддержкой, которую оказывает ей государство на современном этапе, и задачами по тотальному распространению православия в стране. Как отмечает К. Русселе, «церковь. осуществляет свою миссию в рамках региональной интеграции, .защищая территорию своей юрисдикции» [38, p. 194]. РПЦ МП пытается расширить сеть своих

учебных заведений, но в рамках Дальнего Востока в последующий период ей это слабо удается. Кроме того, отсутствие здоровой конкуренции, статичность учебного процесса, слабый преподавательский состав приводят к сокращению числа желающих получить православное религиозное образование в регионе.

Напротив, протестантские церкви, ведя активную работу в этом направлении внутри конфессии, предпочли политику автономии. Их деятельность была сосредоточена на адаптации своих учебных заведений к образовательной системе РФ, к изменяющимся государственно-конфессиональным отношениям в стране. Дальневосточные протестантские религиозные учреждения сделали ставку на укрепление материально-технической базы, привлечение высококвалифицированных преподавателей и подготовку собственных, увеличение числа обучающихся, в чем значительно преуспели в последующие годы.

Ссылки:

1. ГАСО (Гос. арх. Сахал. обл.). Ф. 1142. Оп. 1. Д. 5. Л. 163.

2. ГАПК (Гос. арх. Прим. края). Ф. 1578. Оп. 1. Д. 150. Л. 3.

3. Там же. Д. 209. Л. 36.

4. ГААО (Гос. арх. Амур. обл.). Ф. Р-69. Оп. 1. Д. 10. Л. 8 об.

5. Пополнение в Духовном училище // Дальний Восток. Русское воскресенье. 2007. № 4. С. 6.

6. А вы в школу идете? // Там же. С. 3.

7. Духовный рост епархии // Амурская правда. 1995. 30 авг. С. 5.

8. Православное братство на Камчатке // Пограничник Северо-Востока. 1996. 15 марта. С. 12.

9. Королев П. Хабаровская духовная семинария - патриарший проект // Встреча : студенч. православ. журн. Моск. духов. акад. 2005. № 3 (21). С. 22.

10. Ищенко Е. Такой семинарии в стране еще нет // Приамурские ведомости. 2006. 10 июня. С. 4.

11. Павлова С. Проректор в митре // Логос : молодеж. православ. газ. 2006. № 4 (18). С. 23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Материалы конференции по проблемам церковно-приходских воскресных школ // Информационный вестник отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата. 1999. № 4. С. 1-2.

13. Орлова Т. Обязательно ли знать Библию? // Авангард. 1991. 18 янв. С. 3.

14. Назарова Е.Ф. Религиозное образование в Южно-Сахалинской и Курильской епархии Русской православной церкви (1989-2002 гг.) // Краеведческий бюллетень. 2003. № 2. С. 140.

15. Пустовит В. Видящий тайное воздаст явное // Камчатская правда. 1992. № 106. С. 1.

16. ГАХК (Гос. арх. Хабар. края). Ф. 1359. Оп. 4. Д. 129. Л. 3.

17. ГАПК. Ф. 1578. Оп. 1. Д. 185. Л. 10.

18. ГАХК. Ф. 1359. Оп. 4. Д. 136. Л. 27.

19. Пошли в евангелисты // Свободный Сахалин. 1991. № 37. 19 мая. С. 6.

20. Объявления // Христианский вестник. 2007. № 1. С. 20.

21. Свищев М.П. Деятельность религиозных миссий в сфере образования // Принцип светского характера образования и проблемы его реализации в государственных и муниципальных учреждениях Хабаровского края : материалы конф. / под науч. ред. В.А. Лихобабина. Хабаровск, 1999. С. 66-86.

22. Религиозные организации Дальневосточного федерального округа : слов.-справ. / сост. С.М. Дударенок, Е.А. По-правко, М.Б. Сердюк. Владивосток, 2010. 580 с.

23. Семенова В. В техникуме записывают в семинарию // Тихоокеанская звезда. 1993. № 64. С. 2.

24. Шматкова Л. Развлечения по-пресвитериански // Восход. 1992. 13 авг. С. 4.

25. ГАПК. Ф. 1694. Оп. 1. Д. 247. Л. 4.

26. Религиозные организации Приморского края : слов.-справ. / сост. С.М. Дударенок, М.Б. Сердюк, Д.А. Владимиров ; под ред. Е.А. Поправко. Владивосток, 2007. 376 с.

27. Там же. С. 335.

28. Там же. С. 254, 256.

29. Сахалинский центр документации новейшей истории. Ф. П-4729. Оп. 1. Д. 10. Л. 1.

30. Религиозные организации Приморского края. С. 19-21.

31. Текущий архив Отдела по связям с общественными и религиозными организациями администрации Амурской области. Д.1.Л. 20.

32. Васина С. Миссис Одри - поклонница Баха-Уллы // Диалог. 1991. № 7. С. 8.

33. Мискинс Г. Мы испытали чудо самообновления // Холмская панорама. 1992. 28 марта. С. 3.

34. Кришнасеванда Дада: «Я приеду к вам еще» // Молодая гвардия. 1992. 11 сент. С. 1.

35. Латыпова Г. Пока всех не перебили // Камчатский комсомолец. 1994. № 24 (5134). С. 3.

36. ГАПК. Ф. 1694. Оп. 1. Д. 247. Л. 3.

37. Там же. Д. 490. Л. 8.

38. Rousselet K. Globalisation et territoire religieux en Russie // La Globalisation du Religieux / eds.: J.-P. Bastian, F. Champion, K. Rousselet. Paris ; L., 2001. P. 183-196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.