Научная статья на тему 'Бережливый офис в мордовском филиале Россельхозбанка: оценка и SWOT-анализ'

Бережливый офис в мордовском филиале Россельхозбанка: оценка и SWOT-анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бережливый офис в мордовском филиале Россельхозбанка: оценка и SWOT-анализ»

Список литературы:

1. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. Лекция 3.

2. Королев А.И. Тенденции оппортунистического поведения в условиях экономики неравновесности / диссертация кандидата экономических наук: 08.00.01 - Саратов, 2007. - 170 стр.

3. Менар К. Экономика организаций. - М.: ИНФРА-М, 1996.

4. НортД. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997. С.45.

5. Официальный сайт Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) / URL: http://www.fedstat.ru/indicators/start.do

6. Тамбовцев В.Л. К вопросу о государственном регулировании в переходной экономики России // Экономика и математические методы, 1998, т. 34, вып. 4, стр. 149-159.

7. Уильямсон О.И. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS, Осень 1993, т.1, вып. 3. - с.39-49.

8. Demsetz H. The Firm in Economic Theory: A Quiet Revolution. American Economic Review, 1997, vol. 87, No 2, pp. 426-429.

9. Levinson A. Happiness, behavioral economics, and public policy / National Bureau of Economic Research // 1050 Massachusetts Avenue Cambridge, MA 02138 August 2013.

БЕРЕЖЛИВЫЙ ОФИС В МОРДОВСКОМ ФИЛИАЛЕ РОССЕЛЬХОЗБАНКА:

ОЦЕНКА И SWOT-АНАЛИЗ

Гудкова Дарья Дмитриевна

Бакалавр, экономического факультета Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск

Проблема бережливого производства все чаще поднимается в современном мире. И это неслучайно, ведь под бережливым производством, или lean production, понимается концепция управления производственным предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. Для бережливого производства важен каждый аспект производственного процесса. Основной задачей является создание процесса непрерывного устранения потерь, поэтому важно найти и сократить те виды действий, которые потребляют ресурсы, но не создают ценности для конечного потребителя.

Однако понятие бережливого производства характеризует производственное предприятие. Для сектора услуг применяется другая система lean, которая получила название «бережливый офис».

Бережливый офис, или lean office, использует методы бережливого производства и является необходимым элементом административного управления. Успешное применение системы позволяет повысить эффективность работы как отдельного структурного подразделения (офиса), так и учреждения в целом. Бережливый офис постепенно осваивается банками, страховыми компаниями, образовательными учреждениями, больницами и т.д.

Цель бережливого производства - выявить, проанализировать и устранить все потери в производственном процессе. В этой связи видится целесообразным достичь данной цели не путем сокращения числа сотрудников, а путем рационального использования их труда и повыше-

ния ценности каждого работника в отдельности для организации. Поэтому процесс по устранению потерь должен продолжаться каждый день, каждый час и каждую минуту.

В работе любой организации (или внутри конкретного отдела) можно выделить основные виды потерь, которые неблагоприятно сказываются на деятельности компании. Д. Тэппинг в своей книге «Бережливый офис» выделяет 7 видов потерь, которые можно найти в любой организации любой отрасли: перепроизводство (лишняя работа); ожидание; движение; перемещение; излишняя обработка; запасы; брак; действия, добавляющие ценность. Система lean может быть эффективно применена в банковских учреждениях. Стоит отметить, что ряд банков уже внедряет методы эффективного менеджмента. Те банки, которые осознают необходимость в применении принципов бережливого производства, окажутся наиболее конкурентоспособными. Поэтому становится актуальным оценить бережливый офис в банке. В этой связи хотелось бы проанализировать lean офис в мордовском филиале Россельхозбанка.

Оценка бережливого офиса в мордовском филиале Россельхозбанка заключалась в проведении анкетирования (сотрудникам банка раздавались бланки, позволяющие оценить деятельность их отдела по тому или иному критерию).

Итоговая оценка бережливого офиса может быть представлена в следующем виде:

Таблица 1

Оценка бережливого офиса в банке_

Бережливый офис - направления работы Оценка

1 5S 3,8

2 Качество 3,3

3 Рабочее пространство 2,1

4 Визуальный контроль 3,0

5 Стандартизированная работа 3,0

Бережливый офис - направления работы Оценка

6 Непрерывный поток 3,3

7 Система вытягивания 2,7

8 Система выравнивания 2,3

9 Непрерывное совершенствование 3,0

10 Обучение 4,0

Общее количество баллов 30,5

Итоговая оценка (общее количество баллов/10) 3,05

Система 5S в офисе - система организации и рационализации рабочего места, разработанная в Японии. 5S представляет собой 5 японских слов: Сэири (сортировка), Сэитон (соблюдение порядка), Сэисо (содержание в чистоте), Сэикэцу (стандартизация), Сицукэ (совершенствование).

Система позволяет вовлечь в рабочий процесс всех сотрудников, создать бесперебойный поток работы, повысить продуктивность работы в целом, устранить потери. Также она закладывает фундамент для функционирования бережливого офиса.

Качественная работа офиса заключается в повышении продуктивности работы офиса, повышении удовлетворенности клиентов в предоставляемых организацией услугах; она способствует работе в команде, что важно для бережливого офиса, побуждает к постоянному решению проблем.

Рабочие места в концепции бережливого офиса повышают производительность работы организации, сокращают потери, вызванные лишними необоснованными движениями и перемещениями, способствуют эффективной работе в команде.

Средства визуального контроля призваны способствовать получению информации в режиме «точно-вовремя», сокращению числа внутренних ошибок, созданию плавного потока работы, без каких-либо серьезных колебаний, которые негативным образом могут сказаться на функционировании организации.

Стандартизированная работа позволяет оптимизировать рабочий процесс, тем самым устраняя потери. Она способствует выравниванию объема работ, снижает стресс, повышает продуктивность работы офиса, а также является хорошим средством обучения.

Непрерывный поток также призван повышать продуктивность работы офиса, устранять все возможные виды потерь, привлечь к участию каждого сотрудника, снизить стресс в коллективе. Он является фундаментом для создания бережливого офиса.

Система вытягивания, кроме перечисленных характеристик непрерывного потока, предупреждает производство на предшествующих операциях, снижает количество ошибок.

Система выравнивания оптимизирует поток работы, снижает необходимость в сверхурочной работе, стимулирует сотрудников на немедленное выполнение заданий.

Непрерывное совершенствование подразумевает под собой реализацию принципов кайдзен, что позволяет создать эффективный рабочий процесс в рамках бережливого офиса.

Система обучения способствует привлечению к кайдзен, росту числа квалифицированных сотрудников. В этой связи повышается и ценность организации, а также эффективность ее работы.

Анализируя полученные данные, можно прийти к выводу, что бережливый офис в мордовском филиале Рос-сельхозбанка показывает ощутимые результаты на всех уровнях. Таким образом, lean офис становится частью управленческой культуры. Конечный результат оказался высоким, что свидетельствует об эффективной работе учреждения.

Самым эффективным направлением работы филиала является обучение. Стоит отметить, что в банке создан непрерывный процесс обучения сотрудников, их переквалификации и систематичных проверок их знаний и навыков. Обучение связано с базовыми показателями деятельности и обеспечивает приобретение необходимых навыков.

Система 5S при анкетировании вызвала больше всего вопросов, т.к. большинство сотрудников оказались незнакомы с ее содержанием. Однако было установлено, что в филиале банка проводятся регулярные проверки, рабочие места хорошо освещены. Согласно системе 5S, на всех рабочих местах ведется сортировка документации, соблюдение их чистоты и опрятности, выработка привычки выполнения установленных учреждением правил. Однако организация хранения необходимых вещей, позволяющая быстро и просто найти их и использовать, ведется только на 75% рабочих мест. Для того, чтобы повысить показатель соблюдения порядка, стоит располагать необходимые вещи на видном месте, где их можно легко взять, использовать и вернуть на место.

Самым низким оказался показатель рабочего пространства. Рабочая зона не структурирована должным образом: физический объем работы, который необходимо выполнить за определенный период времени, не находится на рабочем месте у большинства сотрудников. Бережливый офис предполагает совершенствование всего рабочего процесса путем визуализации, упорядочивания первоочередных дел в соответствии со степенью их важности и значимости. В качестве эффективной меры для стимулирования порядка на рабочем месте можно предложить периодический аудит, который позволит оценить эффективность организации рабочего пространства. На основании таких проверок могут составляться еженедельные рейтинги внутри отдела, что также позволит создать стимулы внутри коллектива.

На основе проведенного анкетирования проведем SWOT-анализ бережливого офиса в мордовском филиале Россельхозбанка. Определим его сильные (Strengths) и слабые (Weaknesses) стороны.

Таблица 2.

Бережливый офис в банке: сильные и слабые стороны_

Strengths Weaknesses

1.Проведение регулярных проверок работы отделов 1.Неэффективные методы стимулирования сотрудников

2.Соблюдение порядка на рабочих местах, наличие хорошо освещенных рабочих мест, шкафы и полки снабжены соответствующей маркировкой 2.Стандартизация рабочих мест не полностью реализована, отсутствует их структурирование в соответствии с первоочередными задачами

З.Оптимальное количество отделов в банке, четкое распределение полномочий и обязанностей внутри банка З.Время в очереди между операциями может занимать часы, что создает преграды на пути соблюдения принципа «точно-в-срок»

4.Систематическое повышение квалификации сотрудников, наличие плана обучения, увязанного с целями банковского учреждения 4.Не выработана стратегия по непрерывному совершенствованию, ориентированного на перспективу

5.Полноценное использование технологий, наличие эффективной базы программного обеспечения, высоко квалифицированные работники сферы IT-техноло-гий 5.Отсутствие средств визуального контроля показателей работы отделов

б.Используются специальные средства оперативного оповещения сотрудников о возникшей проблеме (извещения с помощью электронной почты, использование внутренней связи и т.п.) б.Слабо развитый процесс защиты от ошибок

7.Наличие четких рабочих инструкций 7.Система Канбан пока что не получила широкого применения в банке, поступление канцелярских принадлежностей хаотично, зачастую не соответствует реальной потребности в них отделов

8.Рабочие процедуры тщательно документируются, что позволяет устранить вариабельность важнейших процессов 8.Систематические улучшения проводятся только на половине рабочих мест

9.Наличие актуальных целевых показателей 9.Нерациональное распределение работы внутри отделов, частая «загруженность» работой сотрудников

10.Достаточно развитая система кайдзен и частая работа в команде на всех уровнях банка 10.Частые перемещения сотрудников внутри банка, что ведет к снижению продуктивности работы

11.Проведение проверок результатов обучения сотрудников на всех рабочих местах

12.Высокие показатели работы банка как на региональном, так и на российском уровне

13.Высоко квалифицированный штат сотрудников, обладающий широким спектром знаний, умений и навыков, применимых в современных условиях

Определим возможности (Opportunities) и угрозы (Threats) банка. Составим таблицу. Таблица 3. Бережливый офис в банке: возможности и угрозы

Opportunities Threats

1.Рост числа высококвалифицированных сотрудников 1.Укрепление позиций конкурентов, предоставляющих услуги аналогичного качества, но в более оптимальные сроки

2.Укрепление позиций банка на рынке за счет повышение качества предоставляемых услуг 2.Увеличение издержек в переподготовке кадров (рост цен на обучение сотрудников), что делает само обучение крайне невыгодным для банка

З.Повышение ценности банка для самих сотрудников З.Рост числа некомпетентных специалистов, допускающих в своей работе большое количество дефектов

4.Полное устранение или максимальное сокращение всех видов потерь 4.Создание эффективного бережливого офиса в банках-конкурентах, уровень которых станет недосягаем для практического применения в Россельхозбанке

5.Улучшение потока работы отделов и банка в целом 5.Закрытие отделов в банке, сокращение штата

6.Снижение необходимости в сверхурочной работе, сокращение времени на выполнение работы б.Изменение государственной политики в области банковского надзора, отзыв банковской лицензии

7.Создание стандартизированного и плавного потока работы 7.Финансовая несостоятельность банка в следствие выдачи кредитов с высоким риском

8.Получение всей информации в режиме «точно-в- срок» 8.Реформирование банка, его слияние с другим банковским учреждением

9.Широкое внедрение новых IT-технологий 9.Финансовый кризис

Таким образом, на основе проведенных исследований сформируем конечную матрицу SWOT-анализа, которая будет включать конкретные задачи для мордовского филиала Россельхозбанка.

Таблица 4.

_Конечная матрица SWOT-анализа_

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

84,85,813 - 01,04,02: выработка процесса постоянного совершенствования сотрудников, повышения их квалификации, улучшения их профессиональных качеств;

810,811,812 - 03: внедрение принципов кайдзен в работу банка, проведение кайдзен-семинаров, создание более частых практик работы в команде;

81,82,83,86,87,88,89 -

05,06,07,08: создание непрерывного потока получения информации («точно-в-срок»), создание максимально эффективных систем оповещения сотрудников

85,86,812,813 - Т1,Т4: выработка стратегии для максимально быстрого и эффективного перехода к бережливому офису, сокращение операционного цикла, привлечение новых клиентов маркетинговыми службами банка;

81,84,811 - Т3: постоянный контроль и оценка качества работы сотрудников на всех уровнях;

83,88,89 - Т5: наличие четких рабочих инструкций и целевых показателей, тщательный контроль и недопущение дублирования функций в отделах;

83,84,812,813 - Т6,Т7,Т8,Т9: найм банком грамотных аналитиков и риск-менеджеров позволит предупредить возникновение кризисных ситуаций, создать «подушку безопасности»_

Слабые стороны

W3,W4,W6,W9 -

02,04,05,07,08: создание рационального процесса распределения нагрузок, анализ времени выполнения работы с целью его оптимизации;

W1,W8,W9,W10 - 03,05,06: создание эффективных методов стимулирования сотрудников, сокращение перемещений сотрудников внутри банка

W2,W3,W8,W9 - Т1,Т4: проведение систематических улучшений на всех рабочих местах, которые бы отвечали современным рыночным условиям и позволили бы вести конкурентную борьбу с другими банковскими учреждениями;

W1,W4,W5,W8 - Т3,Т5: создание непрерывного процесса совершенствования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

W4,W6 - Т7,Т9: выработка грамотной и четко сформулированной политики и со стороны руководства банка и ее постоянная корректировка с учетом реалий

Таким образом, оценка бережливого офиса в мордовском филиале Россельхозбанка показала, что в нем создаются достаточно эффективные меры для создания и успешного функционирования lean производства. Однако, безусловно, существуют сдерживающие факторы, устранив которые, банк сможет качественно повысить свои услуги и повысить свой рейтинг как на региональном, так и на российском уровне.

Список литературы:

1. Тэппинг Д. Бережливый офис / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. - 322 с.

2. Фабрицио Т., Тэппинг Д. 5S для офиса. Как организовать эффективное рабочее место / Пер. с англ. -М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2012. - 224 с.

ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННОГО ФАКТОРА УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Гусев Сергей Анатольевич

Канд. техн. наук, доцент, Амурский государственный университет, г. Благовещенск

Целью управления предприятием с кибернетической точки зрения следует считать приведение показателей (параметров) его функционирования к равновесному состоянию. Такое состояние, позволяющее наилучшим образом реализовать функцию предприятия, относится к устойчивому состоянию, пространно рассматриваемому в специальной литературе. Речь, прежде всего, идет о финансовой, экономической, технологической и других видах устойчивости предприятия, которые характеризуются уравновешенным набором показателей. Финансовую устойчивость определяют финансовые показатели, экономическую - экономические показатели и т.п. [1,2]. Робертом Капланом и Дейвидом Нортоном предложена система сбалансированных показателей, позволяющая при ориентации на нее привести предприятие в равновесное устойчивое состояние [3].

Действительно, в полной мере целенаправленно воздействовать можно только на упорядоченную систему, развивающуюся устойчиво и допускающую предсказание результатов. Иначе невозможно реализовать функцию

планирования и осуществлять управление. Следовательно, результат управления будет пропорционален степени упорядоченности, или устойчивости системы по отношению к цели.

А.Д. Арманд считает устойчивой такую систему, которая любым способом сохраняет инвариант в течение времени, превосходящего время смены инварианта. Здесь понятие инвариантности сводится к утверждению о наличии постоянных свойств или величин при определенных изменениях как эндогенных, так и экзогенных факторов. Выбор инварианта в менеджменте зависит не только от особенностей системы, но и от субъекта, реализующего свои интересы. Если же рассматривать управление в узком смысле как целенаправленное изменение состояния или структуры системы субъектом, то в устойчивых структурах в качестве инварианта рассматривается изменение состояния. При этом под состоянием системы понимают набор числовых значений переменных состояния (для предприятия - это набор экономических, финансовых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.