Выводы.
1. Конкурентноспособность персонала организации - главный фактор эффективности производства.
2. В результате проведенных исследований дана характеристика конкурентноспособности специалистов ФГУП «Омское».
3. Сильными сторонами конкурентноспособности специалистов ФГУП «Омское» являются их стабильность и большой опыт работы на предприятии - 80 % специалистов хозяйства имеют высшее образование и стаж работы более 10 лет.
4. Отсутствие целенаправленной кадровой политики, а также кадрового резерва свидетельствует об имеющихся слабых звеньях в хозяйстве, что может отрицательно сказаться на конкурентноспособности предприятия в целом.
5. Предложенные стратегические направления усиления конкурентноспособности специалистов ФГУП «Омское» повысят их производительность.
Список литературы:
1. Алексеев В.В. Агропромышленный менеджмент: учеб. пособие / В.В. Алексеев, Б.В. Агаев, М.А. Саг-деев. - М.: ООО Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2003. - 432 с.
2. Бахматова Т.Г. Оценка конкурентоспособности работников с позиций обладания ресурсным потенциалом трудовой мобильности //Проблемы повышения конкурентоспособности трудовых ресурсов:
Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Бийск: Печатный двор, 2002. — С. 58—59.
3. Казаков М.В. Роль конкурентноспособности персона в конкуренции между субъектами предпринимательства / Современная конкуренция. - 2010. - № 5.
4. Конкурентоспособность специалистов сельского хозяйства: Монография /В.Ф. Стукач, А.М. Тетерева. - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2008. -184 с.
5. Мишин А.К. Конкурентоспособность рабочей силы региона: состояние и пути решения проблемы //Проблемы повышения конкурентоспособности трудовых ресурсов: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Бийск: Печатный двор, 2002. — С. 25—26.
6. Селютина А.В. Оценка конкурентноспособности персонала / Справочник кадровика. - 2010. - № 8.
7. Тетерева А.М. Оценка конкурентоспособности специалистов сельскохозяйственных предприятий региона / А.М. Тетерева // Рациональная организация рыночной экономики и сельского предпринимательства в регионе: Материалы междунар. науч.-практ. конф. 25-28 февраля 2006 г. - Барнаул: Изд-во ГНУ СибНИИЭСХ, 2006. - С. 55-59.
8. Стрельцов В.Я. Формирование и регулирование рынка труда и трудового потенциала в аграрной сфере экономики: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / В.Я. Стрельцов. - Москва, 2002. - 254 с.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Михалева Е.П.
Канд.тех.наук., профессор кафедры «Финансы и менеджмент, ФГБОУ ВПО Тульский государственный университет, г. Тула
Горбачев А.Ю.
аспирант кафедры «Финансы и менеджмент, ФГБОУ ВПО Тульский государственный университет, г. Тула
Рассмотрены составляющие организации инновационного процесса и факторы, влияющие на его эффективность. Предложен процессный подход к построению модели управления инновационным процессом.
Ключевые слова: инновационный процесс, модель управления, факторы среды.
В условиях интеграции производственной и исследовательской деятельности на предприятии существенно менялись взгляды на содержание и сущность инновационного процесса. Анализ показал, что сегодня принято различать пять фаз-моделей развития данного процесса.
Первый подход известен как «черный ящик» в рассмотрении инновационного процесса, в котором выделяют:
- входные данные в виде ресурсов, информации, подразделений;
- выходные данные, отражающие новые товары или технологии.
Второй подход был сформирован в 50-е годы ХХ века, когда внимание к инновациям значительно возросло. Инновационный процесс теперь представлялся как линей-
ная модель последовательно связанных процессов фундаментальных исследований, опытно-конструкторских разработок, производства, маркетинга, появления на рынке нового товара или технологии.
В исследованиях 70-х годов ХХ века инновационный процесс рассматривался как линейная модель с последовательными этапами, имеющая обратные связи, отражающие потребности общества и рынка, уровень развития фундаментальных знаний, представленных новыми технологиями осуществления производственной деятельности.
Параллельное осуществление исследовательской, производственной и маркетинговой деятельности по созданию инновации привело в 80-х годы ХХ века к появлению интегрированной модели инновационного процесса, особенностями которой является взаимодействие научно-исследовательской и производственной деятельности, создание межфункциональных рабочих групп, занятых в инновационном процессе.
Бурное развитие 1Т-технологий в 90-х годов ХХ века привело к созданию пятой модели инновационного процесса, что связано с ускорением процедуры обмена и
получения информации посредством использования интернет сетей и мобильных технологий. Оперативность в использовании новой информации позволила осуществлять «быстрые инновации», в основу которых положены реализованные возможности предприятия в создании новой технологии, учитывающей развитие рынка, потребности общества и изменение структуры фундаментальных знаний.
Выполненный анализ показал, что инновационный процесс содержит следующие четыре составляющие: 1. Маркетинговые исследования, позволяющие установить потребность в инновации, отражающие экономические и рыночные требования к инновационному проекту и возможности его реализации с учетом уровня развития производственной и исследовательской деятельности на предприятии.
2. Научно-прикладные исследования, отражающие возможности производства инновации при имеющемся на предприятии производственно-исследовательском потенциале.
3. ОКР и опытные продажи, позволяющие оценить перспективность опытной модели и реакцию рынка на представленную инновацию.
4. Серийное производство и массовые продажи, позволяющие упрочить конкурентные преимущества предприятия на рынке благодаря реализации инновационного проекта.
Выявление факторов инновационного процесса является достаточно сложной исследовательской задачей. Для построения модели управления инновационными процессами необходимо выявление факторов и прогноз их влияния на эффективность инновационного процесса.
На эффективность функционирования инновационного процесса влияет совокупность факторов, представленных на рис. 1.
Факторы среды
Факторы внешней среды:
- потребители;
-поставщики;
- финансовые структуры и т.д.
к 1 1 г
Факторы внутренней среды:
- персонал;
- технология;
- оборудование и т.д.
к \ г
Факторы инновационной
среды:
1Т-технологии;
патенты;
изобретения и т.д.
Инновационный процесс
Эффективность инновационного процесса
Рисунок 1 - Факторы, влияющие на эффективность инновационного процесса
Ученые Стэндфордского университета (США) провели исследование, позволившее выявить основные факторы, затрудняющие инновационную деятельность [2]:
- восприятие проблемы (трудности в выделении задачи, тенденция к излишнему сужению границ исследования, неспособность взглянуть на проблему под разными углами зрения, стереотипы мышления, стереотипы мышления, перенасыщенность информацией);
- консервативная культура мышления (тенденция отдавать предпочтение обоснованным аргументам, логике, практицизму в ущерб интуиции и качественным оценкам, приверженность к сопротивлению переменам);
- внешние условия (отсутствие кооперации и доверия среди коллег, деспотичность руководства, отвлечение внимания на посторонние обстоятельства, отсутствие физической, материальной и организационной поддержки для осуществления идей);
- эмоциональные факторы (боязнь ошибок, неудач, риска, недостаточное развитие фантазии, воображения, подсознательного мышления);
- особенности личности (некорректный терминологический аппарат, неадекватные лингвистические способности для выражения и формулирования идей, негибкость или неадекватность использования аналитических методов).
Установленные факторы, влияющие на организацию инновационного процесса на предприятии, указанные на рис. 1, необходимо учесть при разработке модели управления инновационным процессом.
Анализ влияния вышеперечисленных факторов на результат инновационной активности предприятия целесообразно проводить методом множественного корреляционного анализа, где в качестве результирующего показателя можно использовать показатель инновационной активности предприятий - 1А:
п
1А = £йГДг (1)
¿=1
где - ьая составляющая инновационной активности предприятия;
к - показатель значимости Ri, определяемый экспертным путем;
п - количество рассматриваемых показателей.
В качестве составляющих инновационной активности предприятия рекомендуется использовать [1]:
- оценку научно-производственного потенциала -Онпп, отражающую способность предприятия осуществлять разработку и выпуск наукоемкой продукции;
- оценку финансово-экономический потенциал -Офэп, отражающую способности предприятия использовать различные источники финансирования для развития собственной инновационной деятельности;
- оценку кадрового потенциала - Ош, отражающую способность работников предприятия осуществлять инновационную деятельность.
Обобщенный показатель инновационной активности (IA) предприятия можно определить с помощью следующей зависимости:
1А = к1• Онпп + к2 • ОфЭП + Ъ • Окп (2)
где ki, k2, k3 - весовые коэффициенты научно-производственного, финансово-экономического и кадрового потенциалов соответственно, устанавливаемые экспертами при оценке эффективности инновационной деятельности конкретного организации.
Список литературы:
1. Михалева Е.П., Горбачев А.Ю. Методический подход к оценке эффективности инновационной деятельности организации / В сб. материалов международной научно-практической конференции «Менеджмент и логистика - перспективные направления развития экономики». - Киев, Киевский экономический научный центр, 20 - 21 сентября 2013 г., стр. 72 - 74.
2. Harman A.J. The international computer industry. Innovation and comparative advantage. - Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1991.
БЕРЕЖЛИВЫЙ ОФИС В МОРДОВСКОМ ФИЛИАЛЕ РОССЕЛЬХОЗБАНКА:
ОЦЕНКА И SWOT-АНАЛИЗ
Гудкова Дарья Дмитриевна
Бакалавр, экономического факультета Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск
Проблема бережливого производства все чаще поднимается в современном мире. И это неслучайно, ведь под бережливым производством, или lean production, понимается концепция управления производственным предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. Для бережливого производства важен каждый аспект производственного процесса. Основной задачей является создание процесса непрерывного устранения потерь, поэтому важно найти и сократить те виды действий, которые потребляют ресурсы, но не создают ценности для конечного потребителя.
Однако понятие бережливого производства характеризует производственное предприятие. Для сектора услуг применяется другая система lean, которая получила название «бережливый офис».
Бережливый офис, или lean office, использует методы бережливого производства и является необходимым элементом административного управления. Успешное применение системы позволяет повысить эффективность работы как отдельного структурного подразделения (офиса), так и учреждения в целом. Бережливый офис постепенно осваивается банками, страховыми компаниями, образовательными учреждениями, больницами и т.д.
Цель бережливого производства - выявить, проанализировать и устранить все потери в производственном
процессе. В этой связи видится целесообразным достичь данной цели не путем сокращения числа сотрудников, а путем рационального использования их труда и повышения ценности каждого работника в отдельности для организации. Поэтому процесс по устранению потерь должен продолжаться каждый день, каждый час и каждую минуту.
В работе любой организации (или внутри конкретного отдела) можно выделить основные виды потерь, которые неблагоприятно сказываются на деятельности компании. Д. Тэппинг в своей книге «Бережливый офис» выделяет 7 видов потерь, которые можно найти в любой организации любой отрасли: перепроизводство (лишняя работа); ожидание; движение; перемещение; излишняя обработка; запасы; брак; действия, добавляющие ценность. Система lean может быть эффективно применена в банковских учреждениях. Стоит отметить, что ряд банков уже внедряет методы эффективного менеджмента. Те банки, которые осознают необходимость в применении принципов бережливого производства, окажутся наиболее конкурентоспособными. Поэтому становится актуальным оценить бережливый офис в банке. В этой связи хотелось бы проанализировать lean офис в мордовском филиале Россельхозбанка.