БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ИНСТРУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ Черкасская Г.А.
Черкасская Галина Александровна - магистрант, кафедра экономики, Донской государственный университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: в данной статье рассматривается концепция бережливого производства. Компании по производству комбикормов, применяющих на протяжении многих лет программу 5S, признают ее эффективность и экономическую выгоду на предприятии. Методы бережливого производства без капитальных затрат способствуют увеличению производительности предприятия, снижению себестоимости и непрерывному улучшению качества готовой продукции. Ключевые слова: бережливое производство, инновационный подход, снижение затрат, управление качеством, методы бережливого производства.
Проблемой каждой организации является достижение лидирующих позиций на своем рынке, стабильность и развитие бизнеса. Сегодня одним из условий достижения подобных результатов является баланс между высоким качеством производимой продукции или предоставляемых услуг и их стоимостью, что всегда являлось немаловажным критерием для потребителя [3, с. 17].
Решением данной задачи станет внедрение управленческой инновации бережливого производства - 5S, которое обеспечит реализацию инновационного потенциала предприятий, снизит потери, в том числе скрытые, оптимизирует структуру управления.
Время ожидания, время простоя в очереди и другие потери в бережливом производстве рассматриваются как бесполезные и значительно сокращаются или ликвидируются полностью. На производственных предприятиях выделяют семь видов потерь [1, с. 15].:
- потери времени на перемещениях, движениях, поиске нужных инструментов;
- потери, связанные с логистикой;
- потери из-за чрезмерной обработки;
- потери от простоев;
- потери от перепроизводства;
- потери от брака, отходов и переделок;
- потери на хранение запасов
Главной целью бережливого производства является снижение затрат на производство за счет оптимизации технологического процесса.
Фактически благодаря внедрению стандарта 5S мы ведем более быстрый и точный подсчет как расходных материалов, так и готовой продукции, а значит более эффективно расходуем свое рабочее время - отметил Н.А. Кузнецов, старший аппаратчик завода по производству комбикормов. В итоге получается, что с внедрением стандарта мы уменьшаем затраты на производство и тем самым увеличиваем чистую прибыль от продажи готовой продукции - поделился Николай Алексеевич.
При успешном внедрении концепции 5S приносит существенные выгоды для предприятия, а также решить вышеназванные проблемы. Концепция заключается в том, чтобы последовательно внедрить все 5 шагов [2, с. 26]:
- 1 S (освобождение рабочего места от всего, что не требуется при выполнении операций)
- 2 S (рациональное расположение необходимых в работе инструментов и вещей)
- 3 S (уборка рабочего места)
- 4 S (разработка рабочих инструкций для содержания рабочего места в чистоте)
- 5 S (соблюдение установленных правил, совершенствование)
Сотрудников, вовлеченных в процесс внедрения стандарта 5S, мотивирует, во-первых, порядок, сокращается время на поиск нужного предмета, на обслуживание, ремонт оборудования. Приятно получать от аудитора и координатора отделения похвалу - каждому сотруднику и отделу присваиваются баллы по результатам аудита. Стимулирует к достижениям и конкуренция между участками.
Таким образом, внедрение системы бережливого производства 5S становится своеобразным признаком отраслевого лидерства, что позволяет прогнозировать дальнейший интерес к этому производственному подходу со стороны наиболее динамично развивающихся крупных и средних российских компаний, работающих в конкурентной среде и нуждающихся в новых прорывных технологиях организации бизнес-процессов. Инструменты бережливого производства помогают минимизировать производственные затраты, увеличить надежности поставок и отгрузки продукции, обеспечить бесперебойную работу оборудования и улучшить условия труда на предприятии.
Список литературы
1. Вейдер М. Инструменты бережливого производства: мини-руководство по внедрению методик бережливого производства. М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. 125 с.
2. Лайкер Дж. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира». М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. 402 с.
3. Скударь Г. Бережливое производство. Основные понятия. Инструменты бережливого производства М., 2017. 170 с.
КОНКУРЕНЦИЯ: МЕТОДЫ ЕЁ ОЦЕНКИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ Бруяка В.Н.
Бруяка Виктория Николаевна - студент магистратуры, кафедра экономики и менеджмента, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: в статье рассматриваются наиболее распространённые методы оценки и анализа конкурентоспособности. Также приводятся примеры мероприятий, необходимых для повышения уровня конкурентоспособности по результатам конкурентного анализа.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентное преимущество, методики оценки конкурентоспособности.
Конкуренция на рынке обеспечивает согласование планов производителей товаров и услуг с потребностями потенциальных клиентов, эффективное использование ресурсов при производстве того или иного продукта, а также распределение прибыли между производителями в соответствии с их проделанной работой и финансовыми результатами [2].
В условиях рыночной экономики достаточно сложно постоянно занимать лидирующие позиции и сохранять высокий уровень конкурентоспособности. Для