№ Спецвыпуск № 1 - 2008 г. 14.00.00 медицинские науки
БЕРЕМЕННОСТЬ С РИСКОМ
Клод Дрэй, Даниэль Метж
Рабочая группа из медиков, психологов и социальных работников: от момента выявления беременности до подготовки к родам.
План
1. Общее представление: медицинские проблемы, проблемы матери и плода:
о психологические трудности; о социальные трудности.
2. Принципы антиципации и сопровождения
3. Сообщение об инвалидности и сопровождение:
о виды инвалидности и обстоятельства ее возникновения; о помощь родителям при принятии решения, этические аспекты (аборт, отказ при рождении, прием новорожденного);
о подготовка к родам.
Циркуляр от 4 июля 2005 года
«Все признают преимущества раннего предупреждения нарушений психоэмоционального развития у детей, за счет улучшения с самого начала беременности эмоциональной безопасности родителей посредством мобилизации их возможностей. Всем понятно также значение, которое приобретает структурирующая роль хорошо организованной сети компетентных профессионалов, работающих с каждой отдельной семьей и учитывающих именно ее нужды, слаженно действующей с антенатального до постнатального периодов; но работа этих сетей еще только в самом начале пути».
Предложения, внесенные в рамках циркуляра от 4 июля 2005 года:
• начать диалог на раннем этапе беременности;
• организовать пренатальную беседу акушерки (или врача) к 4-му месяцу. Определить цели, дух и содержание этой беседы, а также необходимое обучение;
• четко определить роль каждого в медико-психологическом сотрудничестве в родильном доме и неонатальной педиатрии;
• развивать и расширять «клинику работы в сети» с целью психологической безопасности, вовлекая всю «команду» профессионалов;
• ценить вклад так называемой опосредованной работы или работы 2-го плана, которая требует со стороны санитарок поддержки в эмоциональной сфере, дать четкое официальное определение такой работе;
• развивать лучшую когерентность и «сетевой» дух с помощью адекватных формирований (между отделениями внутри больницы, между учреждениями, городом и больницей);
• создать исследовательскую группу по подготовке психологов и психиатров для новой и качественной практики: организация персонализированных
сетей для семей с риском, передача помощницам медсестер адекватного инструмента общения.
Медицинское обслуживание
1. Триада отец-мать-ребенок.
2. Предупреждение будущих психических нарушений у ребенка.
Патогенез
1. Декомпенсация предыдущей патологии
2. Патология, представляющая прямое последствие родов
3. Три аспекта:
о биологический; о психологический; о социальный.
Биологический аспект: гормональная перестройка.
Психологический аспект:
• опыт материнства;
• представление о ребенке;
• ранимость;
• подготовка к материнству.
Сообщение об инвалидности и сопровождение - циркуляр от 18 апреля 2002 года:
I . Сообщение в пренатальный период
A. Различные обстоятельства выявления
Б. Принципы сообщения в пренатальный период
1. Следует принимать во внимание специфику проводимого вида обследования
2. Первую информацию следует быстро подтвердить или опровергнуть
B. Помощь родителям и их сопровождение до рождения ребенка
II . Сообщение в постнатальный период
A. Различные ситуации
Б. Принципы сообщения при рождении
1. Подготовить условия для раннего сообщения
2. Рассказать о признаках достоверных и сомнительных
3. Подготовить будущее
B. Помощь родителям и их сопровождение при рождении ребенка
1. Окружение ребенка
2. Сопровождение родителей
3. Организация работы в группе
Г. Подготовка к выписке
1. Необходимость сохранения контакта с роддомом или отделением неонатологии
2. Следует предложить все имеющиеся возможности по сопровождению ребенка
3. Различные отделения и профессионалы могут оказывать помощь в дальнейшем
III . Подготовка профессионалов
Социальный аспект:
• первые роды;
• изоляция матери;
• роды посредством кесарева сечения;
• трудная житейская ситуация;
• социальная неустроенность;
• глубокие супружеские разногласия;
• смерть или тяжелая болезнь ребенка;
• тяжелый несчастный случай;
• смерть близкого родственника;
• культурные аспекты.
Психические нарушения при беременности, родах и удалении последа:
• антенатальная депрессия;
• неприятие беременности;
• симптомы острых психических отклонений при беременности и родах;
• послеродовая хандра;
• послеродовая депрессия;
• психозы, последствия родов;
• тревога по поводу отцовства.
Осложнения беременности по причине предшествующих нарушений в поведении матери:
• мать и ее ребенок шизофреники;
• алкоголизм;
• токсикомания;
• нарушения пищевого поведения;
• проявление тревоги по поводу беременности и послеродового периода. Разрыв и неупорядоченность:
• отказ и усыновление;
• детоубийство;
• несостоятельность.
Адаптация родителей к родовым и послеродовым осложнениям:
• бесплодие;
• преждевременные роды;
• сообщение об инвалидности;
• прерывание беременности;
• траур в перинатальном периоде.
Ключевые слова:
LA GROSSESSE A RISQUE
Equipe de Travail medical, psychologique et social: Du diagnostic de grossesse a la preparation a l'accouchement
1. Presentation Generale: problematique medicale, maternelle et foetale:
o les Difficultes Psychologiques; o les Difficultes Sociales.
2. Principes d'anticipation et d'accompagnement
3. Annonce du Handicap et accompagnement:
o types de Handicap et leurs circonstances;
o aide a la decision parentale, aspects ethiques (avortement, abandon a la naissance, accueil du nouveau ne); o preparation a l'accouchement.
Circulaire du 4 juillet 2005
«De l'avis de tous, l'interet d'accelerer la prevention des troubles du developpement psycho-affectif des enfants, en ameliorant des la grossesse la securite emotionnelle des parents et en mobilisant leurs ressources, est largement admis. Le role structurant d'un reseau professionnel fiable, centre sur chaque famille, s'appuyant sur l'expression de ses besoins propres, agissant dans une coherence suffisante de l'ante au post-natal, releve desormais de l'evidence intellectuelle, mais n'en est qu'a un debut d'application».
Propositions faites dans le cadre de la circulaire 04 Juillet 2005:
• ouvrir le dialogue tot dans la grossesse;
• mettre en place un entretien prenatal par une sage-femme (ou un medecin) vers le 4e mois. Definir les objectifs, l'esprit et le contenu de cet entretien, ainsi que la formation
necessaire;
• rendre lisibles les collaborations medicopsychologiques en maternite et pediatrie
neonatale;
• developper et diffuser une «clinique du travail en reseau» a visee psychologique, integrant l'ensemble des places professionnelles;
• evaluer la part du travail dit «indirect» ou de 2e ligne qu'exige le soutien des equipes soignantes dans le registre emotionnel et le rendre lisible administrativement;
• developper une meilleure coherence et un esprit de « reseau » par des formations adequates (inter-services pour l'intra-hospitalier, inter-institutions, ville-hopital);
• mettre en place un groupe de recherche sur la formation des psychologues et psychiatres pour un exercice original et de qualite: animation des reseaux personnalises autour des familles vulnerables, transmission aux soignants d'outils relationnels pertinents.
Les soins
1. Triade pere-mere-bebe
2. Prevention pour l'avenir psychique de l'enfant Pathogenie
1. Decompensation d'une pathologie anterieure
2. Pathologie en lien direct avec la puerpueralite
3. Trois dimensions:
o biologique; o psychologique; o social.
Dimension biologique: les remaniements hormonaux.
Dimension psychologique:
• vecu de la matemite;
• representation de l'enfant;
• vulnerability
• preparation a la maternite.
Annonce du Handicap et Accompagnement Circulaire du 18 avril 2002:
I. Annonce prenatale
A. Des circonstances diverses de decouverte
B. Principes de l'annonce prenatale
1. Les specificites liees au type d'examen doivent etre prises en consideration
2. Les premieres informations doivent etre rapidement confirmees ou infirmees
C. Le soutien et l'accompagnement des parents avant la naissance
II. Annonce post-natale
A. Diversite des situations
B. Principes de l'annonce a la naissance
1. Amenager les conditions de l'annonce initiale
2. Communiquer autour des certitudes et des incertitudes
3. Preserver l'avenir
C. Le soutien et l'accompagnement des parents lors de la naissance
1. Entourer l'enfant
2. Accompagner les parents
3. Organiser un travail en equipe
D. La preparation de la sortie
1. Le contact avec la maternite ou le service de neonatologie doit ёй^ maintenu
2. Toutes les possibilites de prise en charge de l'enfant doivent ёй^ proposees
3. Divers services et professionnels pourront apporter leur aide ulterieurement
III. La formation des professionnels Dimension sociale
• la primiparite;
• l'isolement de la mere;
• l'accouchement par cesarienne;
• une situation vitale difficile;
• une precarite sociale;
• des dissensions conjugates;
• un enfant mort ou gravement malade;
• un accident grave;
• la mort d'un proche parent;
• les aspect culturels.
Troubles mentaux de la grossesse, de l'accouchement et de la delivrance:
• depression antenatale;
• le deni de grossesse;
• manifestations psychiques aigues de la grossesse de l'accouchement;
• post-partum blues;
• depression du post-partum;
• psychoses puerperales;
• trouble de la paternite.
Consequences de la grossesse de la maternite sur des troubles anterieurs:
• mere schizophrene et leur enfant;
• alcoolisme;
• toxicomanie;
• trouble du comportement alimentaire;
• manifestation anxieuse de la grossesse et du post-partum.
Rupture et discontinuite:
• abandon et adoption;
• infanticide;
• carence.
Adaptation parentale aux complications obstetricales et neonatale:
• infertilite;
• accouchement premature;
• annonce du handicap;
• interruption de grossesse;
• deuil perinatal.