Научная статья на тему 'БЕЛЫЙ И ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ КАЛМЫКОВ И КОРЕЙЦЕВ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)'

БЕЛЫЙ И ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ КАЛМЫКОВ И КОРЕЙЦЕВ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цвет / цветообозначение / ассоциативный эксперимент / лингвокультурология / национальный менталитет / картина мира / языковая картина мира / языковое сознание / этнокультурная специфика / стимул / реакция. / colour / colour designation / associative experiment / lingual cultural studies / national mentality / picture of the world / linguistic picture of the world / linguistic consciousness.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мукабенова Ж.А.

Одним из важных аспектов картины мира есть цвет. В результате жизненного опыта человек формирует понятие о цвете, которое отражает особую специфику восприятия мира, особые культурные ассоциации. В данной статье мы рассмотрим цветообозначения «белый» и «черный» с точки зрения лингвокультурологии с помощью проведенного ассоциативного эксперимента в двух разных лингвокультурах, калмыцкой и корейской. Такого рода исследование позволяет проникнуть в национальную языковую картину мира, в национальный менталитет личности, поскольку восприятие цвета тесно связано с национально-культурной спецификой языковой картины мира. Полученные результаты ассоциативного эксперимента дают возможность увидеть общее и различное в языковом сознании калмыков и корейцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Мукабенова Ж.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHITE AND BLACK COLORS IN THE LINGUISTIC CONSCIOUSNESS OF KALMYKS AND KOREANS (BASED ON THE RESULTS OF AN ASSOCIATIVE EXPERIMENT)

The article is devoted to the notion ‘colour’ as one of the important aspects of the worldview. As a result of life experience, a person forms his/her concept of colour that refl ects a special specifi city of world perception and peculiar cultural associations. The author of the article considers the colour designations “white” and “black” from the point of view of lingual cultural studies using an associative experiment conducted in two diff erent lingual cultures, Kalmyk and Korean. This kind of research allows us to penetrate into the national linguistic picture of the world, into the national mentality of an individual, since the perception of colour is closely connected with the nationalcultural specifi city of the linguistic picture of the see some common and diff erent features in the linguistic consciousness of Kalmyks and Koreans.

Текст научной работы на тему «БЕЛЫЙ И ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ КАЛМЫКОВ И КОРЕЙЦЕВ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)»

УДК 81.1 DOI: 10.53315/1995-0713-2024-63-3-93-104

Ж.А. Мукабенова

Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова

БЕЛЫЙ И ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ КАЛМЫКОВ И КОРЕЙЦЕВ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)

Одним из важных аспектов картины мира есть цвет. В результате жизненного опыта человек формирует понятие о цвете, которое отражает особую специфику восприятия мира, особые культурные ассоциации. В данной статье мы рассмотрим цветообозначения «белый» и «черный» с точки зрения лингвокультурологии с помощью проведенного ассоциативного эксперимента в двух разных лингвокультурах, калмыцкой и корейской. Такого рода исследование позволяет проникнуть в национальную языковую картину мира, в национальный менталитет личности, поскольку восприятие цвета тесно связано с национально-культурной спецификой языковой картины мира. Полученные результаты ассоциативного эксперимента дают возможность увидеть общее и различное в языковом сознании калмыков и корейцев.

Ключевые слова: цвет, цветообозначение, ассоциативный эксперимент, лингвокультуро-логия, национальный менталитет, картина мира, языковая картина мира, языковое сознание, этнокультурная специфика, стимул, реакция.

Zh.A. Mukabenova

Kalmyk State University named after. B.B. Gorodovikov

WHITE AND BLACK COLORS IN THE LINGUISTIC CONSCIOUSNESS OF KALMYKS AND KOREANS (BASED ON THE RESULTS OF AN ASSOCIATIVE EXPERIMENT)

The article is devoted to the notion 'colour' as one of the important aspects of the worldview. As a result of life experience, a person forms his/her concept of colour that reflects a special specificity of world perception and peculiar cultural associations. The author of the article considers the colour designations "white" and "black" from the point of view of lingual cultural studies using an associative experiment conducted in two different lingual cultures, Kalmyk and Korean. This kind of research allows us to penetrate into the national linguistic picture of the world, into the national mentality of an individual, since the perception of colour is closely connected with the national-cultural specificity of the linguistic picture of the see some common and differentfeatures in the linguistic consciousness of Kalmyks and Koreans.

Key words: colour, colour designation, associative experiment, lingual cultural studies, national mentality, picture of the world, linguistic picture of the world, linguistic consciousness.

В данной статье мы рассмотрим цветообозначения «белый» и «черный» в срезе языкового сознания калмыков и корейцев, который отражается в проведенном нами ассоциативном эксперименте. Такого рода исследования позволяют увидеть этномен-тальные процессы и изменения культурных традиций в языковом сознании народов, а также сделать «выводы и рассуждения о специфичности национального менталитета, этнокультурных стереотипах и ценностных предпочтениях того или иного из сопоставляемых этносов» [4, с. 149].

Целью данной работы является отразить этнокультурную специфику, провести сопоставительный анализ ментальных процессов у двух разных этносов на основе

составленного нами ассоциативного словаря и выявить особенности ассоциативной лексики двух цветообозначений «белый» и «черный» в калмыцкой и корейской лингвокультурах.

Предметом данного исследования стало выявление образа цвета, его отражения в сознании носителя русского языка через рассмотрение системы его вербальных ассоциаций и смысловых значений. Основной метод исследования - метод свободных ассоциаций, который позволяет наиболее адекватно выявить вербальную репрезентацию цвета, так как «в нём эксплицируется закономерность человеческого сознания, которая заключается в том, что явления реального мира отображаются таким образом, что сознание помимо образов этих явлений фиксирует также и их близость» [11, с. 259]. Это достаточно простой метод, при использовании которого испытуемые свободны в выборе ассоциативного поведения, что значительно повышает валид-ность получаемых результатов. Более того, при анализе получаемых ассоциативных полей параллельно происходит анализ «картины мира», как совокупности системно организованных психических образов, отображающих цельное видение окружающей человека реальности [5].

В данном эксперименте в качестве стимула были представлены 2 цвета: «белый» и «черный». Описание ассоциативного поля слова-стимула предполагает выделение ядра и периферии. В нашем исследовании под ядром ассоциативного поля будем понимать наиболее частотные реакции (более 20 повторений) по сравнению с другими конституэнтами ассоциативного поля, к периферии-1 относятся реакции от 10 до 19 упоминаний, к периферии-2 - от 4 до 9 упоминаний.

Эксперимент проводился в 2023-2024 году, в нем участвовало 320 человек. Респонденты сообщали свою национальность, пол, возраст. Время заполнения анкеты не ограничивалось. В эксперименте участвовали 200 калмыков, живущих в республике Калмыкия и за ее пределами, и 120 студентов-корейцев, живущих в республике Корея, заполнивших анкеты на корейском языке. Возраст респондентов Калмыкии варьируется от 15 до 81 года, респондентов Кореи - 19-27 лет. Респондентов калмыцкого этноса нам удалось опросить людей разных возрастных категорий, к молодому поколению мы отнесли калмыков от 15 до 25 лет, а к взрослому поколению - от 38 до 81 года. В основном молодые респонденты - это студенты Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова и обучающиеся школ города Элисты. В Корее все респонденты -студенты государственного университета Кёнгджу (г.Чинчжу). Информанты калмыки заполняли анкеты на русском языке. Выбор заполнения анкет на русском или корейском языках определялся автором, он зависел от языковой компетенции респондентов. Эксперимент проводился в районах Калмыкии, в городе Элиста, в городах Москва и Санкт-Петербург, а также в Республике Корея, город Чинчжу.

В нашем случае стимулами стали два основных цвета и оформлены в виде вопросов. Для калмыков вопросы были составлены на русском языке, для корейцев -на их родном языке, предлагалось записать по одной реакции на каждый слово-стимул. Форма эксперимента: устная, письменная, устно-письменная. Анкетирование было проведено по телефону, по мессенджерам, а также при личной встрече. В эксперимент включены все ответы опрошенных.

Возраст участников калмыков молодого поколения варьируется от 15 до 25 лет, взрослого поколения от 38 до 81 года. Возраст корейских студентов варьируется от 19 до 27 лет. Статистический подсчет полученных реакций сделан ручным способом. Стимулы оформлены в виде вопросов: «С чем ассоциируется белый / черный цвет?», при этом ответов на один и тот же стимул должно быть два: один с положительной

нагрузкой в столбце слева, другой - с отрицательной в столбце справа. Если респондент не мог придумать или вспомнить ассоциат, то они ставили прочерк или оставляли место пустым. Такие реакции мы отмечали как «нет». Все реакции записаны на русском языке, переводы реакций корейских респондентов сделаны автором работы. Анализ полученных результатов позволил в целом отметить равные объемы и наполненность семантических полей в обоих языках. Реакции в ассоциативном словаре записаны курсивом с указанием на количество ответов (например: Белый старец 14, снег 13 и т.д.). В анализе же количество реакций указано в скобках.

На основе полученных результатов был составлен прямой ассоциативный словарь, обработаны результаты более 300 респондентов. Анализ результатов позволил в целом отметить равные объемы и наполненность семантических полей в обоих языках. Проведенный ассоциативный эксперимент для построений ассоциативных полей на слова-стимулы основных цветообозначений и выявления влияния национальной культуры на цветовое пространство позволил взглянуть на данную тему с позиции восприятия цвета представителями двух восточных культур, при этом один проживает в западной части Евразийского континента и уже более 400 лет находится под влиянием западной культуры.

Далее мы рассмотрим и проанализируем результаты опроса по цветообозначению «белый» в калмыцком и корейском языках.

По данным свободного ассоциативного эксперимента представителя калмыцкого этноса ассоциативное поле цаhан «белый» представлено следующими реакциями условно позитивного характера:

«Белый» - позитивные ассоциации

старшего поколения молодого поколения

Белый старец 14, снег 13, чистота 8, свет 4, молоко 4, облако 4, чай 4, саван 2, свадьба 2, светлый 2, рай 2, розы 2, авто, аист, армия, вата, врач, гроб, голубь, жемчуг, жизнь, здоровье, колодка, лебедь, лист, мел, начало, обувь, одеяло, пар, пломбир, победа, подоконник, подснежник, постель, пух, ромашка, сахар, свобода, смерть, снежинка, спокойствие, стул, тетрадь, ткань, торт, умиротворение, футболка, цветы, экран, яйца. снег 13, чистота 6, облака 5, свет 5, чай 5, рай 4, цветок 4, кроссовки 3, лебедь 3, алчность 2, выделяющий 2, гроб 2, день 2, кефир 2, любовь 2, молоко 2, наркотики 2, обувь 2, подоконник 2, порошок 2, простынь 2, свадьба 2, стул 2, тетрадь 2, ткань 2, экран 2, безмятежный, Белая тара, волк, врач, жемчуг, жизнь, зима, лёгкость, мел, платье, пломбир, победа, розы, сахар, снежинка, тюль, халат, яйца.

В калмыцком сознании белый цвет чаще всего ассоциируется со снегом (26 упоминаний), что и станет ядром ассоциативного сознания. При этом среди взрослого населения отмечают Белого старца (14 раз) (дух-покровитель, почитаемый во всех монголоязычных регионах), что говорит о преобладании религиозно-культурного аспекта в мыслительном процессе у людей постарше. У молодежи же на первом месте в реакциях мы видим снег (13 раз). Далее калмыки с белым цветом ассоциируют свет (9 раз) и чистоту (14 раз). Респонденты также отмечают реакцию чай (7 повторений), калмыцкий чай часто сами калмыки называют в разговоре белым. Есенова Т. С. отмечает, что «традиционный калмыцкий чай имеет белый цвет, т.к. его важным компонентом является молоко, отсюда его название - Yстэ цэ 'чай с молоком'» [7, с. 91]. Само молоко встречается 12 раз.

Реакция гроб (3 раза) встречается в столбце с положительной нагрузкой, и 3 повторения в негативном варианте, возможно, респонденты не обратили внимания на разделение в анкете. Так как гроб встречается у двух поколений с положительной оценкой, то можно предположить, что идея о загробной жизни у буддистов относится к чему-то светлому и чистому. Причем встречается прилагательное светлый (2 раза), которое можно отнести к свету. В реакциях молодежи, например, есть упоминание Белой Тары, буддизм в Калмыкии не мог не наложить свой отпечаток в сознании людей. «Богиня Тары - это Белая Тара, символизирующая долголетие» [15, с. 140].

Встречаются реакции, которые указывают на современные реалии. Например, свадьба, пломбир, обувь, кроссовки, простыня, подоконники встречается среди молодого и старшего поколения. Среди реакций молодежи встречаются реакции наркотики (5 повторений), порошок (5 повторений). Порошок в этом случае можно отнести или к стиральному, или к одному из видов наркотических веществ. Среди негативных ассоциаций встречается кокаин (4 раза) у молодых людей. Данный компонент современной жизни упоминается только у молодого поколения.

Итак, если выделить ассоциативное ядро цветообозначения «белый» с положительной оценкой, то сюда можно отнести снег (26), Белый старец (14).

К реакциям с отрицательной нагрузкой относятся смерть (32 упоминания), пустота (13 упоминаний). Реакции, имеющие отношение к смерти: саван (4 раза), гроб (5 раз), мертвец (1), покойник (1), труп (1), говорят, несомненно, что белый цвет у калмыков ассоциируется в большинстве случаев со смертью и загробным миром. К теме смерти или вероисповедания можно отнести и реакцию привидение (4 раза). Представим результаты с отрицательной нагрузкой:

«Белый» - негативные ассоциации

старшего поколения молодого поколения

смерть 16, пустота 6, дым 4, саван 4, снег 4, гроб 3, облака 3, болезнь 2, больница 2, брюки 2, глаза 2, грязь 2, медицинский халат 2, молоко 2, мороз 2, сахар 2, стены в больнице 2, альбинос, воспоминания, гарь, глубина, гной, зависть, змея, кино, ложь, луна, манная каша, маркость, машина, мел, мертвец, налет, наркотики, покойник, порошок, привидение, прокисшее молоко, пустой лист, родители, рождение, сад, свадьба, свет, свобода, слезы, смок, сода, соль, статус, футболка, хаос, химия, холод, черви, черный, шнур смерть 15, пустота 6, грязь 4, кокаин 4, молоко 4, брюки 3, бумага 3, маркий 3, привидение 3, грязь 2, зависть 2, кино 2, ложь 2, луна 2, молоко 2, наркотики 2, порошок 2, рождение 2, свет 2, слезы 2, снег 2, соль 2, стена 2, учеба 2, шнур 2, белизна, болезнь, воспоминания, глаза, гной, гриб, гроб, змея, кровать, маньяк, маркость, пустой лист, род, родители, сахар, свадьба, слепит глаза, снежная лавина, сода, труп, хлад, шоколад, яркий свет,

В противовес белому цвету респонденты отмечают такие реакции, как черный (1 раз), маркий (3 раза), маркость (1 раз). С белым калмыки связывают и различные состояния: зависть (3 раза), болезнь (3 раза), ложь (3 раза). Реакцию свадьба некоторые калмыки выделяют в этой группе, можно предположить, что свадьбу не всегда и не все воспринимают как что-то хорошее и светлое. В настоящее время свадьба может ассоциироваться с огромными денежными затратами, например.

У молодежи встречаются предметы, связанные с учебой, например, бумага (3), учеба (2), пустой лист (1). У людей постарше: больница (2), медицинский халат (2),

стены в больнице (2), болезнь (2), слезы (1). Возможно, учеба у школьников и студентов воспринимается как сложный процесс и связан со стрессом, а старшему поколению по состоянию и возрасту приходится чаще заботиться о себе и своем здоровье.

В целом в ассоциативном поле цаhан «белый» выделяются:

1. универсальные реакции (снег, облако, зима);

2. абстрактные реакции (свет, искренность, чистота);

3. реакции, характеризующие быт, пищу (одежда, футболка, брюки, чай, молоко);

4. реакции, описывающие чувства, состояния (зависть, болезнь, спокойствие, свобода, легкость, умиротворение);

5. реакции с животным и птичьим миром (щенок, волк, змея, черви, аист, голубь);

6. реакции на религиозную тему (Белый старец, Белая Тара, рай);

7.реакции на философскую тему (рождение, смерть, жизнь);

8. реакции, описывающие современные реалии (наркотики, кокаин, кроссовки, машина, телефон);

9. реагирование другим цветонаименованием на предъявляемый стимул (черный).

Сравнивая полученные реакции респондентов на цветообозначение «белый»

цаhан со значениями в калмыцко-русском словаре под ред. Б. Д. Муниева как источника традиционной картины мира калмыков [10, с. 622], приходим к выводу, что общей реакцией (и в нашем ассоциативном словаре, и в калмыцко-русском словаре) остаются ассоциаты снег, бумага, белизна. Лексем из калмыцко-русского словаря: шелк, мука, серебряные деньги, серебряные монеты, седина - в нашем ассоциативном словаре нет. На сегодняшний день потеряли актуальность серебряные монеты, люди расплачиваются бумажными банкнотами и картами, реже мелочью. Если шелка раньше были в моде, то сейчас на рынке можно встретить богатый выбор высококачественных тканей. Такие реакции могут отражать изменения жизненных ценностей и в целом трансформации картины мира калмыков.

Белый цвет по результатам опроса у корейского населения отличается лексико-семан-тическим наполнением от калмыков. Реакции на стимул «белый» выглядят таким образом:

«Белый» - молодое поколение корейцев

Позитивная ассоциация Негативная ассоциация

чистота 31, искренность 16, снег 6, облако 5, снеговик 4, аккуратность 4, ясный 3, ангел 3, бумага для рисования 3, свет 3, чисто-белый 3, бумага 2, душевный 2, мир 2, прозрачный 2, ясный 2, айрподс, бабочка, белая бумага, белая нация, белоснежный, вата, газировка, голубь, день, комфорт, кролик, лебедь, легкий, маска, мир, молоко, мягкий, наивность, небо, независимость, одежда, положительный, пустой, рай, свадебное платье, свет, светлей, целомудрие, щенок. психбольница 12, пустота 11, ничего 9, пустое пространство 8, бледный 5, психическое расстройство 5, привидение 4, глупый 4, невежество 5, ложь 3, одиночество 3, редька 3, смерть 3, бумага 2, страх 2, легкогрязнеющий 2, белая комната, белые ночи, белый флаг, белый человек, беспорядочно в голове, бледность, болото, больница, важный, гной, голубиные какашки, день, идиот, Иисус Христос, капитуляция, монотонный, мутный, мысли, навязчивый, небесное царство, неграмотный, нестабильность, похороны, птичий помет, светлый, светошумовая сигарета, смерть, снег, старый, страшный, траур, тусклый, ужасный, хризантема, шелуха.

Достаточно существенную группу составляют реакции, обозначающие качества характера или состояния, явления: чистый (31), искренность (16 раз), пустота (11 раз), пустое пространство (8 раз), ничего (9) (об отсутствии чего-либо в целом), душевный (2), глупый (4), невежество (4), одиночество (3). Меньшее количество реакций, характеризующих основные представления о жизни человека: молоко, рождение, свадьба, слезы, гроб и так далее. О влиянии религии на сознание людей говорят такие реакции, как ангел (3 раза), рай (1 раз), а в негативной части - Иисус Христос (1 раз), небесное царство (1 раз).

Ядром ассоциативного поля по результатам опроса становится реакция чистота (31 упоминаний). В периферии-1 остаются искренность (16), психбольница (12), пустота (11). Психиатрическая больница в негативной части в реакциях у корейских респондентов уточнена конкретным структурным подразделением, тогда как у калмыков обобщается словом «больница». С белым цветом связывают также психическое расстройство (5 упоминаний), указывающее в целом на негативную оценку слова «болезнь».

Цветообозначение «белый» в корейском представлении, как у калмыков, связано с темой смерти, на что указывают следующие реакции: траур, смерть, похороны, рай, небесное царство - и относят данные реакции к негативной категории белого цвета.

В логических реакциях наших участников встречаются как центральные, так и периферические подгруппы. Центральная логическая связь основывается на связи по смыслу между стимулом и реакцией. Если такой логической связи не прослеживается, то такую реакцию называют периферической, то есть имеющей индивидуальную ассоциацию [5]. Если сравнить реакции калмыков и корейцев, то можно обнаружить как схожие, так и различные реакции на стимул цвета «белый». Отметим, что у двух народностей сходные центральные логические реакции: снег, облако, чистота. Снег и облако могут называться основным или базовым ассоциативным полем для стимула «белый» для тех языков, носители которого сезонно сталкиваются со снегом.

Среди реакций прослеживается в основном большой процент центральных реакций и очень небольшой процент периферических ассоциативных реакций, это свидетельствует о достаточно хорошем знании и владении языка и культуры своего народа.

В целом в ассоциативном поле «белый» выделяются:

1. универсальные реакции (снег, облако, снеговик);

2. абстрактные реакции (чистота, пустота, ничего, пустое пространство);

3. реакции, характеризующие быт, пищу (белая бумага, белая нация, редька);

4. реакции, описывающие чувства, состояния (искренность, чистота, глупый, ложь, невежество, аккуратный, одиночество, нестабильность, наивность, психическое расстройство);

5. реакции с животным и птичьим миром (кролик, лебедь, щенок);

6. реакции на религиозную тему (ангел, рай, Иисус Христос, небесное царство);

7.реакции на философскую тему (рождение, смерть, жизнь);

8. реакции, описывающие современные реалии (свадебное платье, одежда, сигарета, психбольница)

На основе ассоциативных словарей составлена сводная таблица ядра и периферии в калмыцком и корейском языках по цветообозначению «белый»:

калмыки корейцы

Ядро снег 30, смерть 31 чистота 31

Периферия-1 пустота 12, молоко 12, белый старец 14, чистота 14 искренность 16, психбольница 12, пустота 11

Периферия-2

свет 9, облако 9, саван 6, грязь 6, рай 6, кокаин 4, свадьба 4, чай 4

ничего 9, пространство 8, снег 6, психическое расстройство 5, облако 5, невежество 4, глупый 4, привидение 4, снеговик 4, аккуратность 4

В целом, можно сказать, что ядром ассоциативного поля в сознании калмыков являются смерть и снег, у корейцев - чистота. В периферийной части общие реакции: облако, пустота. Периферийная часть калмыков отражает больше материальные, физические предметы и вещи, а у корейцев она в основном отличается абстрактными явлениями или состояниями.

Далее проанализируем результаты свободного ассоциативного эксперимента по цветообозначению «черный». Вначале мы рассмотрим реакции с положительной оценкой на стимул «черный» молодого и старшего поколений, затем сравним их с отрицательной. По данным эксперимента ассоциативное поле хар «черный» представлено следующими реакциями двух поколений:

Черный - позитивные ассоциации

Старшего поколения Молодого поколения

шулмус 17, машина 5, квадрат 5, ночь 4, война 3, гроб 3, стиль 3, платье 3, телефон 3, элегантность 3, деньги 2, костюм 2, кот 2, одежда 2, смерть 2, ад, бог, боль, брюки, виноград, власть, волга машина, волосы, ворон, глаза, даль, дым, зависть, земля, икра, круг, кофе, кошка, летучая мышь, мерседес, море, мрак, нефть, офис, печаль, пальто, поезд, рояль, сила, строгость, сурьма для глаз, тревога, тюльпан, уголь, человек, чернозем, чёрт, шоколад, штаны, цой деньги 7, стиль 7, ночь 7, кот 6, одежда 5, ноутбук 4, старость 4, шоколад 4, волосы 3, машина 3, обувь 3, чай 3, ад 2, глаза 2, горечь 2, зависть 2, костюм 2, коррупция 2, печаль 2, стол 2, уголь 2, удобный 2, хлеб 2, элегантно 2, бэтмен, бургер, ворон, звезды, звездная ночь, лошадь, машина люкс, нефть, объектив, пантера, платье, похороны, ручка, смородина, стройность, телевизор, телефон, тетрадь, тюльпан, цвет

Ассоциативным ядром стимула «черный» с положительной оценкой является шулмус (17 упоминаний).

Реакции у молодого поколения отличаются больше современным подходом, цвет «черный» ассоциируется с одеждой (5 раз), стилем (10 раз), а также упоминаются современные реалии: ноутбук, объектив фотоаппарата. Если же выписать в один ряд реакции: стиль (8), деньги (4), машина (3), платье, брюки, офис, пальто, стройность, элегантно (2 раза), элегантность (3 раза), элегантный, власть, сила, Мерседес, строгость, таинственность, то заметим, что черный цвет приобретает яркий и деловой оттенок, а также черный наделен особой силой и властью. В мире моды черный, несомненно, прочно занял свою нишу и в современном мире считается классическим базовым цветом.

Реакция хлеб на стимул «черный» относится к традиционной, ее мы встречаем в калмыцко-русском словаре под ред. Муниева. Остальные реакции, связанные с пищей, едой, относятся к современным: шоколад (5), чай (3), икра, кофе, бургер, смородина. В наши дни даже бургер может быть черного цвета. Что касается реакции

чая, можно сказать, что в русском языке чай бывает черным и зеленым, а в Корее красным (hong-cha) и зеленым (nok-cha). В ответах у корейских респондентов такой реакции на стимул «черный» не встречается.

К современным реалиям можно отнести реакции Цой у старшего поколения и Бэтмен - у молодого. Рок-музыкант Виктор Цой был популярен в 90-х годах, Бэтмен -персонаж комиксов издательства DC Comics.

В негативном ключе черный представляет следующую картину. Возможно, некоторые реакции будут совпадать с положительными реакциями (ночь, грусть, бедность, гнев, кот, квадрат, болезнь, боль, машина, одежда, телефон, душа, тьма, волосы и т.д.).

Черный - негативные ассоциации

Старшего поколения Молодого поколения

смерть 16, траур 8, тьма 5, ночь 4, дыра 3, похороны 3, человек 3, шулмус 3, боль 2, гнев 2, гроб 2, грусть 2, печаль 2, туча 2, ад, бедность, бездна, болезнь, борода, вдова, волосы, ворон, депрессия, дорога, дым, дьявол, зависть, зло, икра, камень, кардиган, квадрат, колеса, кот, мазут, молодежь, мрак, мысль, мышь, нефть, одежда, памятник, платок, плач, пустота, пятно, сажа, свет, сердце, собака, страх, телефон, убийца, угольный смок, хлеб, шапка, яма. смерть 22, траур 8, ночь 5, похороны 4, боль 4, тьма 3, убийца 3, человек 3, вдова 2, ворон 2, гнев 2, гроб 2, дорога 2, кардиган 2, квадрат 2, кот 2, мышь 2, свет 2, сердце 2, стильный 2, страсть 2, телефон 2, темнота 2, автобус, бедность, браконьер, глубь, грязь, горе, душа, пантера, дыра, зло, мазут, мрак, омут, пепел, переулок, пустота, собака, теснота.

Ядром ассоциативного поля на стимул «черный» является смерть (38) и шул-мусы (19). Такие реакции в значительном количестве говорят о традиционном представлении загробного мира, где обитают демоны («шулмус» - эпитет демона Мары, означает «уничтожитель спокойствия»). Реакция смерть (38 раз), а также периферийная цепь траур (15), похороны (7), гроб (7), печаль (4), грусть (2), старость (2), горе, плач, душа, черт в сознании людей печальные и грустные события в жизни обретают черные и темные краски. Предметные реакции как гроб чаще встречаются скорее в белом цвете, как мы отмечали их выше, нежели в черном, но в одной логической цепи со смертью, ассоциация, как видим, обретает черный символ. Также и эмоционально-чувственный компонент грусть, печаль, плач без определенной физической окраски в сознании калмыков имеет черную окраску.

Таким образом, результаты проведенного нами ассоциативного эксперимента наглядно показывают специфику отражения культурного знания о чёрном цвете в сознании носителя калмыцкой культуры. Чёрный цвет как таковой достаточно привлекателен эстетически, как показывают реакции респондентов, поэтому многие предметы одежды и быта окрашивают в чёрный цвет, придавая им элегантность и стиль. А в описании внутреннего мира человека и его состояния черный цвет приобретает негативную оценку.

Ядром ассоциативного поля у корейской молодежи стали реакции аккуратный (24 раза) и темный (29 раз), к периферии-1 относится тьма (19 раз), 14 респондентов не смогли дать ответа с положительной оценкой на стимул «черный». Такая ситуация

может говорить о том, что корейская молодежь считает черный цвет изначально отрицательным и ассоциирует только с негативом. Реакция смерть (4 раза) у корейцев встречается намного меньше, чем у калмыков.

Рассмотрим реакции корейской молодежи в сравнении с реакциями калмыков.

«Черный» - молодое поколение корейцев

Позитивная ассоциация Негативная ассоциация

аккуратный 22, нет 11, ночное небо 5, ночь 5, шик 3, высокомерный 2, жестокий 2, изящный 2, космос 2, простой 3, спокойный 2, чистый 2, авторитет, благородство, блестящий, безопасность, вечер, волосы, вселенная, высококачественный багаж, высокий уровень, высокомерный, джентльмен, дизайн, единство, зрачок, интенсивность, киноэкран, легкий, машина, модный, мрачный, независимый, неподвижность, неподвижность, ночной вид, одежда, отдых, перекрыть, поглощение, подходит ко всему, почерк, размышление, рассвет, ручка, сексуальный, сила, сияние звезды, совершенный, солнцезащитные очки, сон, сорока, спонтанный, стоп, тайный, телефон, темнота, темный, тишина, уютный, фильм, удобный, харизма, черная одежда, черная футболка, шикарный темный 29, тьма 19, зло 9, смерть 4, мрак 3, отчаяние 3, похороны 3, ад 2, аккуратный 2, депрессия 2, грязный 2, дьявол 2, загробная жизнь 2, ночь 2, страшный 2, блэкаут, нет 3, ворона, глубокая ночь, грунтовая вода, грязная вода, грязь, деградация, душа, душный, жертва, застой, земля, комар, Корея под властью Японии, лев, мистический, невидимо, остатки после огня, пещера, пистолет, преступление, пустота, сон, ужас, ужастик, унылый, упрямство, хмурый.

«Черный» с положительной стороны у корейцев связан с такими реакциями, как авторитет, благородство, блестящий, высокомерный, джентльмен, машина, модный, ночной вид, одежда, отдых, сексуальный, сила, сияние звезды и т.д. А с негативной оценкой - похороны (3), ад (2), аккуратный (2), депрессия (2), грязный (2), дьявол (2), загробная жизнь (2), ночь (2), страшный (2), блэкаут, грунтовая вода, грязная вода, грязь, деградация. Как видим, «черный» может олицетворять одновременно силу, власть, а с другой стороны - грязь, болезнь. Примерно такие же смысловые реакции наблюдались и в реакциях у калмыцкой молодежи, где черный цвет ассоциируется с деньгами и стилем, одновременно со смертью и болью. Несмотря на расстояние и различие культур, в сознании молодого поколения двух разных народов много общих понятий и ценностей.

Из современных реалий и у корейцев, и у калмыков встречаются примерно одинаковые предметные ассоциации со стимулом «черный». Это машина, телефон, одежда. У корейцев отмечают еще киноэкран, солнцезащитные очки, пистолет, преступление.

Из эмоционального контекста можно выделить такие общие реакции у двух народов, как грусть, печаль, горечь, отчаяние, страх, зависть, депрессия. Черный цвет больше, чем другие цвета, отражает переживания, связанные с гореванием, расставанием. Эмоцию страх также связывают с черным цветом, возможно, тьма и ночь пугают человека, так как они ассоциируются с опасностью и даже смертью.

Мрак, темнота, ночь не имеют отрицательной нагрузки, но в контексте с черным цветом в сознании корейцев имеют негативный контекст.

Итак, в результате были выявлены следующие группы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. предметные ассоциации, отражающие цвета как объективные характеристики конкретных предметов (волосы, машина, телефон, сорока);

2. пояснительные (описательные) ассоциации, связанные с попытками пояснить стимул, проанализировать цвет или проинтерпретировать его (высококачественный багаж, высокий уровень, Корея под властью Японии);

3. эмоционально-оценочные реакции (горечь, зависть, печаль, гнев, страсть, грусть, спокойный);

4. метафорические ассоциации, отражающие переносные и символические значения, социальные стереотипы (душа, душный, жертва, застой);

5. устойчивые речевые словосочетания (квадрат, кот, вдова, дыра);

6. развёрнутые ассоциации (ночной вид, ночное небо).

В сводной таблице по цветообозначению «черный» видно, что ассоциативное ядро у калмыков смерть, ночь и шулмусы, а у корейцев - темный и аккуратный. Как и в случае со стимулом «белый», ответы корейских респондентов отличаются абстрактностью и являются определениями. В периферии-2 реакции корейских респондентов явно отстают по количеству. Основными неядерными реакциями у корейцев становятся тьма, зло, ночь и смерть. У калмыков - траур, кот, машина, похороны, деньги и т.д. Тут периферийная цепочка отражает жизнь и традиции двух народов по-своему, раскрывает основные специфические моменты в мышлении разных этносов, когда-то имевших общие корни монгольского происхождения.

калмыки корейцы

Ядро смерть 38, ночь 20, шулмусы 20 темный 29, аккуратный 24

Периферия-1 траур 16 тьма 19, нет ответов 14

Периферия-2 кот 8, машина 8, похороны 8, деньги 7, одежда 7, человек 6, квадрат 9, гроб 4, гнев 4, ноутбук4, элегантность 5, шоколад 5, старость 4, телефон 4, костюм 4, убийца 4 зло 9, ночь 8, ночное небо 5, смерть 4

Выявление и анализ ассоциативного ядра и периферий на цветовые стимулы позволяют не просто показать специфику духовной системы калмыков и корейцев, но и выделить общее и специфическое в языковом сознании носителей разных языков и культур, увидеть особенности ее развития и трансформации.

В целом, восприятие белого цвета у калмыков и корейцев соотносится с чистотой, смертью, религией, но у калмыков белый цвет связан больше со смертью. Черный же цвет корейцы больше относят к отрицательному моменту, где-то даже отрицая в нем положительную часть. Если проанализировать только ассоциативное ядро по каждому стимулу, то мы заметим, что реакции калмыков состоят только из существительных и отличаются конкретными представлениями, то у корейцев ядром чаще является прилагательное и носит описательный характер. Такая особенность у двух наций может отражать уникальный и сложный мыслительный процесс.

Ассоциативное ядро калмыки корейцы

Стимул «белый» снег 30, смерть 31 чистота 31

Стимул «черный» смерть 38, ночь 20, шулмусы 20 темный 29, аккуратный 24

Различия между реакциями двух народов составляют реакции, несущие национально-культурную специфику жизни и быта. Например, у калмыков это Белый старец, Белая Тара, смерть, рай, молоко, чай. У корейцев к этнокультурным реалиям можно отнести реакции тофу, похоронная женская одежда, ангел, магнолия, ханбок (традиционная одежда корейцев). Религиозная сфера жизни, а точнее буддийская вера, имеет мощную базовую опору в сознании калмыков. У корейцев отметим хорошие знания своей истории, культуры и традиций, что говорит о глубоком уважении и большом желании сохранить национально-культурную специфику своих предков.

Список литературы

1. Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. - Элиста: АПП «Джангар», 1994.- С. 128.

2. Васильева Э.В. Ассоциативное поле как экспонент концепта // Вестник Кемеровского государственного университета. Сер.: Филология. Вып. 4. - Кемерово, 2002. -С. 24-43.

3. Вежбицкая, А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия / А. Вежбицкая // Язык. Культура. Познание. - М. Русские словари, 1997. 411 с.

4. Дмитрюк Н.В., Молдалиева Д. А. Пословицы в материалах свободного ассоциативного эксперимента: внутриэтнические исследования // Вопросы психолингвистики №2 (18), М., 2013. - С. 148-158.

5. Дырхеева Г. А. Бурятский язык в условиях двуязычия: проблемы функционирования и перспективы развития / Г. А. Дырхеева; Рос. Акад. Наук. Сиб. Отд-ние, Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. - 187 с.

6. Дырхеева Г. А. Бурятский язык в условиях двуязычия: особенности трансформации языкового сознания (по результатам ассоциативного эксперимента): моногр. / отв. ред. Б. Д. Цыренов; Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2020. - 236 с.

7. Есенова Т.С. Очерки по лингвокультуре калмыков. Изд-во Калмыцкого университета. Элиста. 2012.- 160с.

8. Залевская А. А. Некоторые проблемы подготовки ассоциативного эксперимента и обработки его результатов // Экспериментальные исследования в области лексики и фонетики английского языка. Ученые записки. Том 98. Ч. 2. - Калинин, 1971.

9. 3алевская А. А. Национально-культурная специфика картины мира и различные подходы к ее исследованию // Языковое сознание и образ мира / Отв. Ред. Н. В. Уфим-цева. - М.: Институт языкознания, 2000.

10. КРС - Калмыцко-русский словарь под ред. Муниева Б. Д. - М.: Изд-во «Русский язык», 1977. - 768 с.

11. Ментальность россиян: Специфика сознания больших групп населения России / [И. Г. Дубов, Л. М. Смирнов, Н. Н. Толстых и др.; Под общ. Ред. Дубова И. Г.]; Рос. Акад. Образования, М., 1997.- 474 с.

12. Омакаева Э. У. Колоративный образ этнической культуры: лингвоцветовая картина мира и базовая хроматическая лексика в монгольских языках (к постановке проблемы). Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее: Материалы международной научной конференции, Элиста, 13-18 сентября 2009 г. Часть 2. Элиста: Джангар. - С. 269-276.

13. Омакаева, Э.У Цветовые представления калмыков сквозь призму типологии языков и типологии культур / Э. У. Омакаева // Культурноисторическое взаимодействие русского языка и языков народов России. Мат- лы Всерос. Научно-практ. Конф. -Элиста, 2009 . - 224 с.

14. Пюрбеев Г. Ц. Эпос «Джангар»: культура и язык (этнолингвистические этюды). Элиста, 1993.

15. Уланов М.С. Эрендженова Ю.Ю. Образ женщины-матери в махаянской традиции буддизма (на примере буддийской культуры ойратов). // Философская антропология, философия культуры // Каспийский регион: политика, экономика, культура. №4 (57). 2018. - С.137-144.

16. Краткая история чая России [https://arzamas.academy/materials/2229] (дата обращения 20.07.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.