Научная статья на тему 'Базовые цветовые концепты в китайском языке. Анализ устойчивых словосочетаний'

Базовые цветовые концепты в китайском языке. Анализ устойчивых словосочетаний Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1656
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЕРОГЛИФИКА / КАРТИНА МИРА / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ / КОНЦЕПТ / PICTURE OF THE WORLD / CULTURAL LINGUISTICS / CONCEPT / CHARACTERS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ручина Александра Викторовна, Хоречко Ульяна Викторовна

Данная статья представляет собой исследование, посвященное сравнительно-сопоставительному изучению базовых цветовых концептов в китайской языковой картине мира. Интересно то, что сравнению представлен концепт в изолирующем языке. Авторы приходят к закономерному выводу о том, что изучение роли цвета базируется на универсальных природных, национально-культурных и личностных ассоциациях. Образы, соединяющиеся с цветом, формируют самостоятельную систему концепцию цвета цивилизации. Актуальность данной работы обусловлена недостаточной изученностью концептов в изолированных языках; малым количеством работ, посвященных сравнению концептов в изолирующих языках и языках, претерпевающих внешние языковые воздействия; повышенным вниманием русских и китайских исследователей к национально-культурной специфике языковых картин мира и национальных концептосфер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article represents a study on comparative benchmarking study of basic colour concepts in the Chinese language picture of the world. It is very interesting that the concept represented in the insulating language is compared. The authors come to the logical conclusion that the study of the role of color is based on universal natural, national, cultural and personal associations. Images, connecting with color, form an independent system color concept of civilization. The significance of the work is caused by insufficient knowledge of concepts in isolated languages; small number of scientific papers devoted to the comparison of concepts in isolating languages and languages that were affected with external language exposure; increased attention of Russian and Chinese researchers to the worldview cultural identity and national sphere of concepts.

Текст научной работы на тему «Базовые цветовые концепты в китайском языке. Анализ устойчивых словосочетаний»

УДК 811.518'367.4

БАЗОВЫЕ ЦВЕТОВЫЕ КОНЦЕПТЫ В КИТАЙСКОМ ЯЗЫКЕ. АНАЛИЗ УСТОЙЧИВЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

А.В. Ручина, У.В. Хоречко

Томский политехнический университет E-mail: ruchina@tpu.ru, khorechko@hotmail.com

Данная статья представляет собой исследование, посвященное сравнительно-сопоставительному изучению базовых цветовых концептов в китайской языковой картине мира. Интересно то, что сравнению представлен концепт в изолирующем языке. Авторы приходят к закономерному выводу о том, что изучение роли цвета базируется на универсальных природных, национально-культурных и личностных ассоциациях. Образы, соединяющиеся с цветом, формируют самостоятельную систему - концепцию цвета цивилизации. Актуальность данной работы обусловлена недостаточной изученностью концептов в изолированных языках; малым количеством работ, посвященных сравнению концептов в изолирующих языках и языках, претерпевающих внешние языковые воздействия; повышенным вниманием русских и китайских исследователей к национально-культурной специфике языковых картин мира и национальных концептосфер.

Ключевые слова:

Иероглифика, картина мира, лингвокультурология, концепт.

В последнее время термин «картина мира» получил широкое распространение в самых разных гуманитарных науках, особенно значимым он стал для лингвистики и культурологии. В рамках настоящей работы вслед за Б.А. Серебренниковым мы будем понимать под картиной мира упорядоченную совокупность знаний о действительности, сформировавшуюся в общественном, групповом или индивидуальном сознании [1].

Говоря о картине мира, принято различать концептуальную и языковую картины, и данное разграничение представляется нам очень важным. «Концептуальная картина мира, или концептосфера, является непосредственной, так как создается в результате прямого познания сознанием окружающей действительности при помощи органов чувств и абстрактного мышления» [2]. Она системна и включает в себя как содержательное, концептуальное знание о действительности, так и совокупность ментальных стереотипов, определяющих понимание и интерпретацию тех или иных явлений действительности. В отличие от концептосферы, языковая картина мира «опосредована языком и представляет собой совокупность зафиксированных в нем представлений народа о действительности на определенном этапе развития» [2]. Языковая картина мира зафиксирована лексикой, а концептосфера - концептами.

Много внимания в лингвистической литературе уделяется вопросам основных цветов и основных цветообозначений в различных языках. Как отмечает Р.М. Фрумкина, наличие в русском языке понятия «основных» и «прочих» цветов является отражением «цветовой картины мира» [3]. При этом, как правило, исследователи подразумевают, что количество основных цветов равно количеству основных цветообозначений данного языка и что для каждого выделяемого в сознании носителей этого языка основного цвета в спектре существует обозначающий его основной цветовой концепт [4].

Ручина Александра Викторовна, старший преподаватель кафедры восточных языков Института международного образования и языковой коммуникации ТПУ. E-mail: ruchina@tpu.ru Область научных интересов: китайский язык, история китайского языка, китайская литература.

Хоречко Ульяна Викторовна, канд. филол. наук, заведующая кафедрой восточных языков Института международного образования и языковой коммуникации ТПУ. E-mail:

khorechko @hotmail .com Область научных интересов: лингвистика текста, концептуальная картина мира, метафорическое моделирование.

Базовые цветовые концепты в китайском языке

Согласно В.В. Малявину, «система пяти первоэлементов» wйxín - это одна из основополагающих категорий китайской философии и науки, обозначающая универсальную классификационную схему, согласно которой все основные параметры мироздания - пространственно-временные и двигательно-эволюционные - имеют пятичленную структуру. Символы и числа были изначально связаны с религиозными верованиями и носили формальный характер. Пять фаз мирового цикла (вода, огонь, дерево, металл, земля) с древности имели множество

соответствий, в том числе с цветом [5]. Данную концепцию называют «Ж^, Ж^, Ж"&» wufang, wuxing, wuse - «пять сторон света, пять первоэлементов, пять цветов». Стихии взаимодействуют в нескончаемом движении, преодолевая друг друга.

Наряду с цветовыми концептами, зафиксированными в связи со сторонами света и первоэлементами мироздания, цветообозначения функционируют в названиях животных и символов: " jInl6ng - желтый, золотой дракон, xuanwй - Сокровенный воин (где ^ хиап -темно-красный, черный с красным отливом), ЙЙ ЬаШй - Белый тигр, ЩЖ qIngl6ng - Бирюзовый дракон, ^^ еМшао - Красная птица). Сопоставление сторон света с цветами и различными явлениями и объектами отражено Ю.Е. Березкиным в статье «Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам» [6].

В работах Кара-Мурза (Китайская литература, 1939), Г. Царева (Всё о Китае. Культура, религия, традиции), Пондопуло Г.К. (Древний Китай. Формирование культурной традиции, 2006), Грубе В. (Духовная культура Китая, 1912), Б. Рифтина (Литература Древнего Китая) пространственные зоны и их цветовые и символические соответствия описаны следующим образом.

1. Центральная пространственная зона - й huang - желтый цвет (символ императорской власти и собственно самого Китая, Поднебесной империи, стабильности, успеха и вечности, цвет роскоши, душевной гармонии) [6]. Желтый - это обозначение элемента Земля. Все

китайцы считают себя потомками императора Хуанди (й^ huangdidezisun), родивши-

мися на желтой земле ^¿Й huangtudi), с желтым цветом кожи (ЙЙК huangpifu) [7]. В связи с этим желтый цвет стал цветом китайской нации.

Однако в XX веке желтый цвет приобретает нетрадиционную для Китая отрицательную семантику, употребляясь в переносном значении - недостойные явления общественной жизни.

Цветовое прилагательное несет в себе негативно-оценочное значение:

huangsekanshu - желтая пресса; huangsegonghui - желтый профсоюз, где желтый

имеет значение «продажный, предательский» [9].

2. Восточная зона - Щ qing - синий, зеленый, черный цвет [10]. Это символ новой жизни, весны, молодости, справедливости, удачного начала, будущих свершений, цвет женщин. По природной сущности синий цвет представлял Ветер. Божественными персонажами

здесь выступают Бирюзовый дракон (^Ж canglong, или ЩЖ qinglong), который является защитником от нечисти, и Щ^ qingdi - Зеленый император, божество весны в китайском даосском пантеоне [8].

Функционирование иероглифа в qing в значении синий, голубой характерно для описания природных явлений. Прилагательным в qing можно обозначить ясный день, чистое небо в^ qingtian, вЖ qingming в значении небесного простора [10]. Однако в наше время для

обозначения синего цвета чаще употребляется ^ Ып - синий [10].

3. В соответствии с символикой Юга красный цвет символизирует буйство жизни во всех ее проявлениях - радость, торжественное событие, успех, удачу, благие пожелания. £

hong - красный соответствовал Солнцу (в китайской культуре солнце обычно представляется как красное, а не как желтое). Мифологическим же животным здесь стала Красная птица chiniao) [10], а персонажем - Огненный император Янь-ди, научивший людей растить хлеб и являющийся богом-целителем, т. к. солнце - это жизнь. Поэтому в наиболее радостные моменты жизни китайцы предпочитали красные одежды, например свадебная атрибутика всегда была красного цвета, передавая жизненную силу солнца и огня. Неотъемлемой частью новогодних праздников считаются благопожелания, выполненные на пурпурной бумаге (выражение

tiehongxizi - наклеивать красные счастливые иероглифы); детям на праздник дарят деньги в красном конверте (выражение songhongbao - преподнести красный сверток) [12].

Прослеживается и другая ассоциативная цепочка - красный цвет входит в государственную символику Китая. Красный цвет сближается с кроваво-красным. В Древнем Китае красный - символ императорской власти и ранговый цвет знати, а в КНР неотъемлемой частью всей государственной атрибутики является алый революционный красный (герб, флаг) [5]. Такое переосмысление красного зарождается в начале XX века как символа революции, новой

власти: hongqi - красный флаг; hongjun - Красная армия; ^"feÄ^X

hongsezhengquan - красная власть [10].

4. Западной пространственной зоне соответствует Й bai - белый цвет. Он является

символом военной мощи, старости, смерти, осени и природных реалий и предметов, увядания. С белым ассоциируется увядание как завершение цикла и выход за грань мира, а также похоронные принадлежности, ритуальные одеяния. Белый цвет изначально рассматривался как отсутствие цвета вообще. В древнекитайских мифах он ассоциировался с Западом - страной, где скрывается солнце, куда уходят умершие; символизировал скорбь, отказ от ярких красок, олицетворяющих жизнь [13]. Выражение ШЙ chuanbai (букв. «надеть белое») означает быть в трауре [10].

5. Северной зоне соответствует^ hei - черный цвет, символ мрака, темноты, упадка.

Из названия реки Хэйлунцзян (буквально ЩЖ^ heilongjiang - река черного дракона) можно

заметить, что данная река остается неизведанной, неизвестной; всё, что расположено по ту сторону реки, для китайцев - мир варваров. Здесь основным персонажем является Сокровенный

воин, SÄ xuanwu, где S xuan обозначает chiheise, ШФ^^ heizhongdaihong - тем-

но-красный, черный с красным отливом [10], представляющий собой симбиоз змеи и черепахи. Отождествлялся с мифическим правителем Чжуаньсюем и стихией воды. Из этих образов складывается определение черного цвета - познание и ученость, углубление в непознанное.

Анализ словосочетаний

Словосочетания и устойчивые фразеологические обороты являются фундаментом языковой картины мира. В данной статье нами рассмотрены устойчивые словосочетания китайского языка, как имеющие, так и не имеющие переносный смысл.

Информация о таких словосочетаниях была почерпнута нами из нижеперечисленных словарей:

• Китайско-русский словарь новых слов и выражений;

• Китайско-русский фразеологический словарь;

• (Современный словарь китайского языка);

• Китайско-русский словарь (под ред. Ся Чжунъи).

Ш huang - желтый

Смысловая группа с концептом Ш huang - желтый в китайском языке была выделена одна - предметы, явления.

Таблица 1. М huang - желтый

Смысловая группа Словосочетание Перевод Источник

Предметы, явления Й^ huangmi ЙЙ huangyou Й© huanghun Й'Ш huanghua ЙЙ huangfeng Й^ huangniao пшено сливочное масло сумерки желтый цветок оса канарейка «Китайско-русский словарь» [18] «Китайско-русский словарь» [18] «Китайско-русский словарь новых слов и выражений» [17]

Й^ huangjin золото «Китайско-русский словарь» [18]

В современном китайском языке наибольшее число словосочетаний с концептом ^ huang - желтый относится именно к этой группе. ^ qing - синий/зеленый

Словосочетания с концептом^ qing - синий/зеленый были разделены нами на две смысловые группы: 1. предметы, явления и 2. юность. Таблица 2. ^ qing «синий/зеленый»

Смысловая группа Словосочетание Перевод Источник

Предметы, явления W^ qingtian W^ qingshan W^ qingcao Wife qingwa чистое небо зеленые горы трава лягушка «Современный словарь китайского языка» [16] «Китайско-русский словарь» [18]

Молодость W^^ qingshaonian W^ qingnian qingchunqi qingchun годы юности молодежь годы юности юность «Китайско-русский словарь» [18]

Ассоциативные группы «предметы, явления» и «молодость» с концептом W qing синий/зеленый одинаковы по количественному составу, что позволяет говорить об их равнозначности в языке. hong - красный

В группе концепта ^ hong красный были выделены следующие смысловые группы:

• предметы, явления;

• исторические реалии. Таблица 3. hong «красный»

Смысловая группа Словосочетание Перевод Источник

Предметы, явления hongchen ^^^ hongwaixian ^^ hongzhuan hongludeng ^^ hongye пыль инфракрасные лучи кирпич светофор багряный лист «Китайско-русский словарь» [18] «Современный словарь китайского языка» [16]

hongtang ^^ hongcha ^^ hongmu бурый сахар черный чай красное дерево «Китайско-русский словарь» [18] «Китайско-русский словарь» [18]

Исторические реалии hongshizihui ^¡Й hongqi ^^ hongjun Общество Красного Креста красное знамя Красная армия «Китайско-русский словарь» [18]

Из 11 словосочетаний с концептом ^ hong - красный восемь относятся к смысловой группе «предметы, явления», что позволяет нам судить о ее значимости в китайском языке. Еще одной значимой группой является группа «описания исторических реалий» (к ней относятся три словосочетания).

Й bai - белый

Рассмотрев словосочетания с иероглифом Й bai - белый, мы выделили несколько смысловых групп (табл. 4)

Таблица 4. Й bai «белый»

Смысловая группа Словосочетание Перевод Источник

Предметы, явления baitu ЁШШ baibaozhi baicai baihua заяц-беляк газетная бумага капуста китайская устная речь «Современный словарь китайского языка» [16]

Медицинская терминология ÙM baichi âM^ baixuebing слабоумие белокровие «Китайско-русский словарь новых слов и выражений» [17]

Характеристика людей ЙЛ bairen baitou простолюдин старый «Китайско-русский словарь» [18]

Обозначение временного промежутка â^ baitian Й0 bairi среди бела дня день «Китайско-русский словарь» [18]

Из десяти словосочетаний с концептом Й bai - белый четыре относятся к группе «предметы, явления». Остальные смысловые группы имеют одинаковое количество словосочетаний. Ссылаясь на табл. 1, мы делаем вывод, что основной смысловой группой для Й bai -белый является также группа «предметы, явления». Ж hei - черный

Словосочетания с концептом Ж hei - черный мы выделяем в следующие смысловые группы:

• предметы, явления;

• исторические реалии;

• характеристика людей.

Таблица 5. Ж hei «черный»

Смысловая группа Словосочетание Перевод Источник

Предметы, явления heiye ШШ heian Шт heidong ШШ heiyan ШШ heiban ШМ heidou темная ночь темнота черная дыра мгла классная доска черный соевый боб «Китайско-русский словарь» [18] «Современный словарь китайского языка» [16]

Исторические реалии ШТ heizi надел, участок земли «Китайско-русский словарь» [18]

Характеристика людей ШЛ heiren ШЖ heifa преступник темноволосый «Китайско-русский словарь» [18]

Выделив словосочетания концепта Щ hei - черный в четыре смысловые группы, мы обнаружили, что группа «предметы, явления» самая распространенная (имеет шесть словосочетаний). Остальные группы имеют в своем составе всего несколько словосочетаний.

Ш lü - зеленый

Словосочетания с концептом Щ Ш - зеленый в китайском языке в основном ассоциируется с природными явлениями, особенно с растительностью, зеленью. Поэтому мы выделяем их только в одну смысловую группу - «природа»: 1йЬиа - озеленять [18], ШШ 1й& - зеленые насаждения [18], ЩжЖ ^Ьш - зеленые (глубокие) воды [18], ШЙЙ 1йуоиуои - зеленый (о растительности) [16], ШШ ^Ьои - оазис [17, 18],

1йсЬа - зеленый чай [17, 18, 16], 1йсао - зеленая трава [17, 18, 16], ШШ 1йут - зеленая сень (о деревьях) [16],

1йЬао8Ы - изумруд [17, 18, 16], ШШ 1йН - живая изгородь [16].

Проведя анализ устойчивых словосочетаний с цветовыми концептами в китайском языке, мы установили наиболее значимые смысловые группы для каждого концепта. Сопоставление значимости цветовых концептов в культуре и в языке (на основе словосочетаний) отображено в табл. 6.

Таблица 6. Сопоставление значимости цветовых концептов в культуре и в языке (на основе словосочетаний)

Цветовой концепт Значение в культуре Значение в языке

Й bai - белый траур предметное описание

^ hei - черный мрак, темнота описание природных явлений (темнота, ночь)

^ hong - красный коммунизм; свадьба, счастье предметное описание; исторические реалии

Й huang - желтый император; богатство предметное описание

Щ qing - синий/зеленый весна, молодость природа; молодость

Ш lü - зеленый природа природа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из табл. 6, концепты Щ hei - черный, hong - красный, Щ qing -синий/зеленый, Ш lü - зеленый и ^ имеют схожие значения как в культуре, так и в языке. Однако значения концептов Й bai - белый и й huang - желтый не имеют повсеместного совпадения.

Изучение роли цвета в национальной картине мира показало, что передача информации с помощью цвета основана на возникающих ассоциациях, имеющих несколько слоев: общие природные, более поздние слои - влияние культурных традиций народа, к которому принадлежит человек, а затем уже цветовые ассоциации личных переживаний и впечатлений. Яркие образы (горы, облака, небесное пространство, цветы, деревья), соединяющиеся в китайской культуре с цветом, формируют самостоятельную завершенную эстетическую систему - концепцию цвета китайской цивилизации. За восприятием цветовых сочетаний стоит сложный ассоциативный пласт, в котором доминируют пять цветов китайской цивилизации - белый, черный, красный, желтый и синий/зеленый.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Серебренников Б.А. Об относительной самостоятельности развития системы языка. - М.: Наука, 1968. - 128 с.

2. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие концепта. - URL: http://zinki.ru/book/kognitivnaya-lingvistika (дата обращения: 03.04.2014 г.).

3. Фрумкина P.M. Цвет, смысл, сходство: аспекты психолингвистического анализа. - М.: Наука, 1984. - 176 с.

4. Закурдаева М.Ю. Некоторые проблемы цветообозначения в лингвистике // Вюник Дшпропетровського ушверситету. Серiя «Мовознавство». № 11. - Дншропетровськ: Вид-во ДНУ, 2010. - Вип. 16. - С. 133-138.

5. Малявин В.В. Китайская цивилизация. - М.: АСТ, 2000. - 632 с.

6. Березкин Ю.Е. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам: Аналитический каталог. - URL: http://ruthenia.ru/folklore/berezkin (дата обращения: 30.03.2014 г.).

7. Богушевская В.А. О цветонаименовании в китайском языке // Известия Восточного института дальневосточного государственного университета. - 1999. - № 4. - С. 131-138.

8. Бочкарева Н.В. Цветообозначения в китайском языке // Культурно-языковые контакты: сб. науч. тр. - Вып. 6. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. - C. 30-35.

9. Вопросы китайской филологии / под ред. М.К. Румянцева. - М.: Изд-во Московского университета, 1974. - 232 с.

10. Большой китайско-русский словарь. - URL: http://bkrs.info

11. Садовая А.В. Системы цветонаименования английского и китайского языков: от абстрактного к образно-ассоциативному и тендерному уровням: дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2007. - 226 с.

12. Делюсин Л.П. Китай: традиции и современность. - М.: Наука, 1976. - 335 с.

13. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. - М.: Наука. Восточная литература, 1994. - 300 с.

14. Марков Л. Система дуальных противоположностей Инь-Ян в сравнительном освещении // Восток. - М., 2003. - № 5. - С. 17-31.

15. Ченбэй С. Пекинская опера. - Пекин: Китай, 2003. - 136 с.

16. Современный словарь китайского языка. - Пекин: Шаньшу ишугуань, 2005.

17. Китайско-русский словарь новых слов и выражений. - М.: Восточная книга, 2007.

18. Китайско-русский словарь / под ред. Ся Чжунъи. - Пекин: Шаньшу ишугуань, 2008.

Поступила 28. 04. 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.