Научная статья на тему 'Белорусский Совет православных церквей в Северной Америке под руководством протопресвитера Святослава Ковша в 1976–1986 гг.'

Белорусский Совет православных церквей в Северной Америке под руководством протопресвитера Святослава Ковша в 1976–1986 гг. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
59
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
белорусская диаспора / Белорусская митрополия / Белорусская Православная Церковь / Белорусская Центральная Рада / Белорусский Совет православных церквей в Северной Америке / Греческая православная архиепископия Америки / православие / Православная Церковь / Русская Православная Церковь Заграницей / Северная Америка / храмы / эмиграция / Belarusian diaspora / Belarusian Metropolis / Belarusian Orthodox Church / Belarusian Council of Orthodox Churches in North America / Greek Orthodox Archdiocese of America / Orthodoxy / Orthodox Church / North America / temples / emigration

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Александр Валерьевич Слесарев

Статья посвящена одной из наименее изученных страниц церковной истории новейшего периода, связанной с организацией жизни белорусских приходов на территории Северной Америки во второй половине ХХ в. Начиная с 1950 г. Белорусская Центральная Рада, позиционировавшаяся в качестве белорусского правительства в изгнании, взяла курс на содействие открытию белорусских приходов юрисдикции Константинопольского Патриархата. Прямым следствием реализации данной инициативы стало произошедшее в 1970 г. образование Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке, получившего статус автономной структуры в составе Греческой православной архиепископии Америки (Американской архиепископии Константинопольского Патриархата). В период руководства БСПЦСА протопресвитером Святославом Ковшом (1976–1986) предпринимались активные попытки возвысить названную церковную единицу до уровня Белорусской епархии в диаспоре. Однако по причине отсутствия кандидатов на архиерейское рукоположение, признанных всеми членами Белорусского Совета, запланированное развитие белорусской церковной структуры так и не состоялось. В 1982–1985 гг. произошел резкий подрыв авторитета Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке, связанный с обнародованием серии разоблачительных материалов, обвинявших протопресвитера Святослава в пособничестве нацистам во время немецкой оккупации Белоруссии. Несмотря на многочисленные опровержения, кампания по дискредитации отдельных представителей белорусской диаспоры продолжалась длительное время. Сложившаяся ситуация спровоцировала развитие у протопресвитера Святослава тяжелого заболевания, повлекшего за собой его отход от управления Белорусским Советом православных церквей в Северной Америке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Александр Валерьевич Слесарев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Belarusian Council of Orthodox Churches in North America under the Leadership of Protopresbyter Svyatoslav Kous in 1976–1986

The article is devoted to one of the least studied pages of the church history of the newest period, connected with the organization of the life of Belarusian parishes in North America in the second half of the twentieth century. Since 1950, the Belarusian Central Council, which has positioned itself as a Belarusian government in exile, has embarked on facilitating the opening of Belarusian parishes to the jurisdiction of the Patriarchate of Constantinople. A direct consequence of the implementation of this initiative was the formation in 1970 of the Belarusian Council of Orthodox Churches in North America, which received the status of an autonomous structure within the Greek Orthodox Archdiocese of America (American Archdiocese of the Constantinople Patriarchate). During the leadership of Belarusian Council by the Protopresbyter Svyatoslav Kous (1976–1986), active attempts were made to raise the church unit to the level of the Belarusian diocese in the diaspora. However, due to the absence of candidates for ordination, recognized by all members of the Belarusian Council, the planned development of the Belarusian church structure did not take place. In 1982–1985 there was a sharp undermining of the authority of the Belarusian Council of Orthodox Churches in North America, associated with the publication of a series of exposing materials accusing the Protopresbyter Svyatoslav of complicity with the Nazis during the German occupation of Belarus. Despite numerous denials, the campaign to discredit certain members of the Belarusian diaspora lasted a long time. The current situation provoked the development of a serious disease in Protopresbyter Svyatoslav, which caused his departure from the management of the Belarusian Council of Orthodox Churches in North America.

Текст научной работы на тему «Белорусский Совет православных церквей в Северной Америке под руководством протопресвитера Святослава Ковша в 1976–1986 гг.»

ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 2 2020

А.В. Слесарев

Белорусский Совет православных церквей в Северной Америке под руководством протопресвитера Святослава Ковша в 1976-1986гг.

DOI: 10.24411/1814-5574-2020-10037

Аннотация: Статья посвящена одной из наименее изученных страниц церковной истории новейшего периода, связанной с организацией жизни белорусских приходов на территории Северной Америки во второй половине ХХ в. Начиная с 1950 г. Белорусская Центральная Рада, позиционировавшаяся в качестве белорусского правительства в изгнании, взяла курс на содействие открытию белорусских приходов юрисдикции Константинопольского Патриархата. Прямым следствием реализации данной инициативы стало произошедшее в 1970 г. образование Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке, получившего статус автономной структуры в составе Греческой православной архиепископии Америки (Американской архиепископии Константинопольского Патриархата). В период руководства БСПЦСА протопресвитером Святославом Ковшом (1976-1986) предпринимались активные попытки возвысить названную церковную единицу до уровня Белорусской епархии в диаспоре. Однако по причине отсутствия кандидатов на архиерейское рукоположение, признанных всеми членами Белорусского Совета, запланированное развитие белорусской церковной структуры так и не состоялось. В 1982-1985 гг. произошел резкий подрыв авторитета Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке, связанный с обнародованием серии разоблачительных материалов, обвинявших протопресвитера Святослава в пособничестве нацистам во время немецкой оккупации Белоруссии. Несмотря на многочисленные опровержения, кампания по дискредитации отдельных представителей белорусской диаспоры продолжалась длительное время. Сложившаяся ситуация спровоцировала развитие у протопресвитера Святослава тяжелого заболевания, повлекшего за собой его отход от управления Белорусским Советом православных церквей в Северной Америке.

Ключевые слова: белорусская диаспора, Белорусская митрополия, Белорусская Православная Церковь, Белорусская Центральная Рада, Белорусский Совет православных церквей в Северной Америке, Греческая православная архиепископия Америки, православие, Православная Церковь, Русская Православная Церковь Заграницей, Северная Америка, храмы, эмиграция.

Об авторе: Александр Валерьевич Слесарев

Кандидат богословия, проректор по научной работе, заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии. E-mail: a-slesarev@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4892-999X

Ссылка на статью: Слесарев А. В. Белорусский Совет православных церквей в Северной Америке под руководством протопресвитера Святослава Ковша в 1976-1986 гг. // Христианское чтение. 2020. № 2. С. 208-219.

KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 2 2020

Alexander V. Slesarev

The Belarusian Council of Orthodox Churches

in North America under the Leadership of Protopresbyter Svyatoslav Kous in 1976-1986

DOI: 10.24411/1814-5574-2020-10037

Abstract: The article is devoted to one of the least studied pages of the church history of the newest period, connected with the organization of the life of Belarusian parishes in North America in the second half of the twentieth century. Since 1950, the Belarusian Central Council, which has positioned itself as a Belarusian government in exile, has embarked on facilitating the opening of Belarusian parishes to the jurisdiction of the Patriarchate of Constantinople. A direct consequence of the implementation of this initiative was the formation in 1970 of the Belarusian Council of Orthodox Churches in North America, which received the status of an autonomous structure within the Greek Orthodox Archdiocese of America (American Archdiocese of the Constantinople Patriarchate). During the leadership of Belarusian Council by the Protopresbyter Svyatoslav Kous (1976-1986), active attempts were made to raise the church unit to the level of the Belarusian diocese in the diaspora. However, due to the absence of candidates for ordination, recognized by all members of the Belarusian Council, the planned development of the Belarusian church structure did not take place. In 1982-1985 there was a sharp undermining of the authority of the Belarusian Council of Orthodox Churches in North America, associated with the publication of a series of exposing materials accusing the Protopresbyter Svyatoslav of complicity with the Nazis during the German occupation of Belarus. Despite numerous denials, the campaign to discredit certain members of the Belarusian diaspora lasted a long time. The current situation provoked the development of a serious disease in Protopresbyter Svyatoslav, which caused his departure from the management of the Belarusian Council of Orthodox Churches in North America.

Keywords: Belarusian diaspora, Belarusian Metropolis, Belarusian Orthodox Church, Belarusian Council of Orthodox Churches in North America, Greek Orthodox Archdiocese of America, Orthodoxy, Orthodox Church, North America, temples, emigration.

About the author: Alexander Valeryevich Slesarev

Candidate of Theology, Associate Professor, Vice-Rector for Scientific Work, Head of the Department of Church History and Church Practical Disciplines of the Minsk Theological Academy. E-mail: a-slesarev@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4892-999X

Article link: SlesarevA. V.The Belarusian Council of Orthodox Churches in North America under the Leadership of Protopresbyter Svyatoslav Kous in 1976-1986. Khristianskoye Chteniye, 2020, no. 2, pp. 208-219.

Предпосылки возникновения Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке (БСПЦСА) восходят ко второй половине 1940-х гг., когда белорусская эмиграция разделилась по вопросу выбора церковной юрисдикции. Вынужденно оказавшиеся на территории Германии иерархи Белорусской митрополии в 1946 г. присоединились к Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Данное решение первоначально получило поддержку со стороны Белорусской Центральной Рады (БЦР), позиционировавшей себя в качестве белорусского правительства в изгнании. Находившаяся с ней в конкурентном противостоянии Рада Белорусской Народной Республики (БНР) взяла курс на формирование независимой белорусской церковной юрисдикции, что привело к образованию в 1948-1949 гг. неканоничной Белорусской автокефальной православной церкви (БАПЦ). В 1950 г. руководство БЦР изменило вектор своей конфессиональной политики, отказавшись от поддержки РПЦЗ и взяв курс на содействие в открытии белорусских приходов юрисдикции Константинопольского Патриархата. Главным итогом данной деятельности стало произошедшее в 1970 г. образование Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке (The Byelorussian Council of Orthodox Churches in North America), автономной единицы в структуре Американской архиепископии Константинопольского Патриархата (Греческой православной архиепископии Америки). В состав БСПЦСА вошли приход св. Евфросинии Полоцкой в г. Саут-Ривер (штат Нью-Джерси, США), приход св. Георгия в г. Чикаго (штат Иллинойс, США), приход св. Кирилла Туровского в Ричмонд-Хилл (г. Нью-Йорк, США), храм Смоленской иконы Божией Матери на территории белорусского религиозного центра отдыха «Бэлэр-Менск» в г. Глен Спей (штат Нью-Йорк, США) и приход св. Евфросинии Полоцкой в г. Торонто (провинция Онтарио, Канада). Первым руководителем БПЦСА в должности администратора являлся настоятель белорусского прихода св. Евфросинии Полоцкой в Саут-Ривере протопресв. Николай Лапицкий, скончавшийся 8 августа 1976 г. [Гардзiенка, 2016, 231; I.K., 1976a, 18; I.K., 1976b, С. 6-9; Касяк, 1956, 146, 157; Царкоуны зьезд, 1969-1970, 36; Царкоуны Зьезд, 1970, 30; Byelorussian Council, 1981, 34].

Рассмотрение вопроса избрания нового администратора произошло 11 августа 1976 г. на Втором соборе Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке, созванном в день погребения протопресв. Николая Лапицкого. В работе собора приняли участие священнослужители и представители церковных комитетов белорусских приходов юрисдикции Константинопольского Патриархата. Председателем собора выступил клирик прихода св. Евфросинии Полоцкой в Саут-Ривере архим. Иосиф (Строк), а секретарем В. Терпицкий, секретарь Белорусской Центральной Рады. Итогом стало принятие следующих решений:

1. Временным администратором белорусских приходов США и Канады избрать прот. Святослава Ковша, настоятеля прихода св. Кирилла Туровского в Ричмонд-Хилл;

2. Просить архиепископа Северной и Южной Америки Иакова (Кукузиса) утвердить прот. Святослава в должности администратора белорусских церквей как автономной единицы в юрисдикции Греческой православной архиепископии Америки с возведением в сан протопресвитера и предоставлением права ношения митры;

3. Пополнить клир белорусских приходов рукоположением протодиакона Олега Махнюка в сан священника для совершения служения в штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси;

4. Продолжить поиск кандидата на архиерейское рукоположение с последующим возглавлением Белорусской епархии в составе Американской архиепископии Константинопольского Патриархата, учреждение которой санкционировано 6 мая 1971 г. постановлением Священного Синода Константинопольского Патриархата (протокол № 424);

5. Провести очередной Собор Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке не позднее начала лета 1977 г. (Паведамленьне, 1976, 3-4).

Избрание прот. Святослава Ковша администратором белорусских приходов в США и Канаде явилось закономерным следствием развития внутренних процессов,

протекавших в БСПЦСА. На протяжении 1959-1973 гг. протопресв. Николай Лапиц-кий вел сложные переговоры с архиеп. Афанасием (Мартосом), предлагая последнему выход из состава РПЦЗ и возглавление белорусских приходов в составе Константинопольского Патриархата. Не сумев подтолкнуть владыку к смене церковной юрисдикции и не имея других кандидатов на архиерейское рукоположение, протопресв. Николай еще в 1968 г. рассматривал прот. Святослава в качестве своего возможного преемника на должности администратора белорусских приходов (Лкт протапрэсвще-ра, 2005, 340).

Новоизбранный руководитель Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке обладал высоким авторитетом в среде белорусской эмиграции. В июле 1945 г. диакон Святослав Ковш организовал и возглавил белорусский лагерь для перемещенных лиц в д. Ватенштат (британская оккупационная зона Германии). Спустя несколько недель на территории лагеря возник православный приход, пребывавший в юрисдикции РПЦЗ. В 1946 г. Белорусский комитет помощи лагеря Ватенштат начал издавать журнал «Шляхам жыцьця» («Путем жизни»), редактором которого являлся известный белорусский поэт и журналист Федор Ильяшевич (1910-1948). На страницах журнала регулярно публиковалась хроника церковной жизни и материалы религиозного содержания. Кроме того, в лагере действовали белорусская гимназия им. М. Богдановича, начальная школа, детский сад, художественная школа, водительские курсы, курсы машинисток, скаутская организация, любительский театр, хор, столярная и слесарная мастерские. Постепенно лагерь Ватенштат стал главным средоточием белорусской национальной и культурной жизни в британской оккупационной зоне Германии (в 1947 г. его численность достигла 700 человек). Начиная с 1948 г. диакон Святослав оказывал активное содействие белорусским беженцам в организации их переезда в страны Западной Европы и Америки. В 1969 г. он принял священническое рукоположение и получил назначение на должность настоятеля прихода св. Кирилла Туровского в Ричмонд-Хилл (г. Нью-Йорк) [Кавыль, 1987, 33; Коуш, 1981, 2-6, 8-9, 11-15, 49; Б. С., 1949, 4]. Не ограничивавшийся религиозной деятельностью прот. Святослав являлся заметной фигурой в общественно-политической и культурной жизни белорусской диаспоры. Регулярно принимая участие в организации и проведении белорусских национальных праздников (годовщин провозглашения независимости Белорусской Народной Республики в 1918 г. и Слуцкого антисоветского восстания 1920 г.), он выступал с докладами, посвященными вопросам белорусской истории и литературы [Даклад, 1964, 10-15; Коуш, 1973, 1-6]. Также новоизбранный администратор БСПЦСА был известен как автор ряда публикаций, посвященных религиозно-нравственным вопросам, истории Церкви, белорусской государственности и культуре [Коуш, 1961, 1-3, 7-9; Коуш, 1971, 3-5; Коуш, 1972, 7-13; Коуш, 1981-1982, 1-10; С. К., 1951, 7-8; С. К., 1952a, 8-9; С.К., 1952b, 3-4; С.К., 1953, 2-3; С.К., 1958, 10-12; С.К., 1967, 13-16; С.К., 1967-1968, 5-6; С.К., 1969, 5-7; Сьвятаслау (1981a, 17-18; Сьвятаслау, 1981b, 12-17].

Рассмотрев предложения специального заседания Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке, 19 октября 1976 г. архиепископ Северной и Южной Америки Иаков утвердил прот. Святослава Ковша в качестве временного администратора белорусских приходов и согласился на возведение его в сан протопресвитера. Окончательное утверждение в должности администратора отлагалось до мая 1977 г., что оставляло возможность переизбрания кандидата в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Помимо извещения о вышеперечисленных решениях, секретарь Американской архиепископии протопресв. Георгий Бакопулос сообщал о готовности архиеп. Иакова сформировать Белорусскую епархию юрисдикции Константинопольского Патриархата на территории Северной Америки (Паведамленьне, 1976, 4; Letter to Very Reverend, 1976, 5).

Во исполнение принятого решения 30 октября 1976 г. архиеп. Иаков возвел прот. Святослава (Ковша) в сан протопресвитера и предоставил ему право администрирования церковной жизни белорусских приходов Греческой православной архиепископии Америки (Паведамленьне, 1976, 4) [Хрошка, 1976, 25-26].

Согласно утвержденным в 1976 г. планам, Третий собор Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке состоялся 21 мая 1977 г. в храме св. Евфросинии Полоцкой в Саут-Ривере. В начале заседания временный администратор белорусских приходов протопресв. Святослав Ковш огласил приветственный адрес архиепископа Северной и Южной Америки Иакова (Кукузиса). Затем состоялось избрание президиума, в состав которого вошел настоятель прихода св. Евфросинии Полоцкой в г. Торонто прот. Павел Великий на правах председателя, а также секретари Г. Березовский (Торонто) и М. Сенько (Саут-Ривер). Началась работа собора с выступления протопресв. Святослава, представившего отчетный доклад о состоянии церковных дел. Сообщив о выполнении практически всех поставленных задач, он указал на неразрешенность вопроса поиска кандидата на архиерейское служение по причине отсутствия соответствующих рекомендаций со стороны духовенства и верующих. При этом протопресвитер отметил, что и сам не знает достойных кандидатов. Далее он рассказал о своей встрече с секретарем БАПЦ протопресв. Василием Кендышем, выступившим с инициативой воздержаться от взаимной критики между БСПЦСА и БАПЦ в издаваемых ими периодических изданиях. Не посчитав себя полномочным самостоятельно принять соответствующее решение, протопресв. Святослав предложил обсуждение данной инициативы участникам собора БСПЦСА. При этом он напомнил слушающим о негативном опыте взаимодействия с руководством Белорусской автокефальной православной церкви [Зьезд, 1978, 7-11].

По завершении отчетного доклада участники собора выразили благодарность протопресв. Святославу Ковшу за координацию церковной жизни белорусских приходов в период временного администрирования и утвердили его в должности администратора Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке. Далее состоялось рассмотрение вопроса сослужения белорусских клириков Константинопольского Патриархата с представителями других православных юрисдикций. Вопреки мнению отдельных участников собора, протопресв. Святослав указал на необходимость следования позиции архиепископа Северной и Южной Америки Иакова, дозволявшего со-служение с представителями Православной Церкви в Америке. Итогом развернувшейся дискуссии стало принятие решения о допустимости вступления в евхаристическое общение исключительно с представителями канонических церковных юрисдикций. В случае возникновения сомнений относительно статуса тех или иных религиозных сообществ собор рекомендовал белорусским клирикам обращаться за консультациями к администратору БСПЦСА [Зьезд, 1978, 11-12].

Перейдя к рассмотрению вопроса избрания кандидата на архиерейское служение в рамках Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке, участники собора выступили с сообщениями, в которых указывали на отсутствие достойного кандидата. Итогом обсуждения стало принятие общего обращения к протопресв. Святославу с просьбой продолжить поиск возможных кандидатов [Зьезд, 1978, 12-13].

Последним пунктом повестки собора стало рассмотрение вопроса принятия устава Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке. Признав необходимым проведение дополнительной работы по редактированию текста документа, собравшиеся приняли решение о создании Уставной комиссии. В ее состав вошли протопресв. Святослав Ковш, И. Косяк, П. Савчиц, Н. Ситько, Е. Занкевич, К. Мерляк и А. Плескачевский. Завершилась работа собора заключительным словом прот. Павла Великого и совместной молитвой [Зьезд, 1978, 13].

Одним из направлений деятельности протопресв. Святослава Ковша в должности администратора БСПЦСА явилась репрезентация белорусской диаспоры перед американскими политическими элитами. Наиболее выразительными проявлениями этой деятельности стали состоявшиеся 24 марта 1978 г. и 26 марта 1979 г. посещения протопресвитером Конгресса США, приуроченные к очередным годовщинам провозглашения независимости Белорусской Народной Республики (25 марта 1918 г.). Помимо встреч с представителями обеих палат парламента, администратор БСПЦСА в эти дни начинал работу очередных заседаний Конгресса вознесением молитвы

о благословении Соединенных Штатов и свободе белорусского народа [Дзень абвеш-чаньня, 1979, 19-21; Хрошка, 1978, 27].

Другим направлением деятельности протопресв. Святослава стал поиск кандидатов на архиерейское рукоположение, от чего зависела возможность завершения процесса организации Белорусской епархии в юрисдикции Константинопольского Патриархата. По совету настоятеля прихода св. Евфросинии Полоцкой в Торонто прот. Павла Великого 14 июня 1979 г. он направил соответствующее приглашение настоятелю Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря архим. Савве (Грыцуня-ку)1. Не получив ответа, протопресв. Святослав перестал рассматривать архим. Савву в качестве кандидата на епископское посвящение, ссылаясь на его небелорусское происхождение и негативное отношение к идее белорусской церковной независимости [Справаздача, 1980, 6].

Другим потенциальным кандидатом на возглавление Белорусской епархии Константинопольского Патриархата протопресв. Святослав рассматривал еп. Люблинского Симона (Романчука), председателя Отдела внешних церковных связей Польской Православной Церкви. По предложению иером. Варнавы (Санчика) в начале 1980 г. он направил письменное приглашение еп. Симону [Справаздача, 1980, 6], однако согласия последнего не последовало.

Четвертый собор Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке состоялся 11 октября 1980 г. в Саут-Ривере. В его работе приняли участие священнослужители и миряне общим числом 35 человек, представлявшие все белорусские церковные общины США и Канады. Началось заседание избранием президиума, в состав которого вошли настоятель храма св. Евфросинии Полоцкой в Торонто прот. Павел Великий (председатель), К. Мерляк и М. Сенько (секретари). После оглашения приветственного адреса архиепископа Северной и Южной Америки Иакова администратор БСПЦСА выступил с подробным отчетом о состоянии церковных дел (Letter to Administrator, 1980, 2) [Сабор, 1980, 2-3].

В своем сообщении протопресв. Святослав Ковш изложил обстоятельства назначения новых настоятелей в приход св. Евфросинии Полоцкой в Саут-Ривере, приход св. Георгия в Чикаго и приход св. Кирилла Туровского в Ричмонд-Хилле, а также отметил наличие перспектив организации прихода в г. Рокфорд (штат Иллинойс, США). Рассказав о предпринятых усилиях по поиску кандидатов на архиерейское служение в БСПЦСА, протопресвитер отметил необходимость поддержания «архиерейского фонда» посредством регулярных перечислений со стороны приходов. Кроме того, он предложил направить от лица собора благодарственное письмо управляющему Греческой православной архиепископией Америки архиепископу Иакову за поддержку и внимание к нуждам белорусских приходов [Справаздача, 1980, 3-8].

После завершения выступления участники собора приняли к сведению отчет про-топресв. Святослава и выразили ему благодарность за деятельность по администрированию белорусских приходов. Далее перед собравшимися выступил И. И. Косяк, представивший новый проект устава Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке и предложивший его переименовать в «Белорусскую православную церковь в странах свободного мира». Согласно первому параграфу проекта устава, БСПЦСА усваивался статус автономной епархии в составе Американской архи-епископии Константинопольского Патриархата. После продолжительного обсуждения и внесения корректировок участники собора приняли решение направить проект устава на утверждение архиепископу Северной и Южной Америки Иакову (Мерляк, 1992, 390) [Сабор, 1980, 2-3].

Принимавший участие в соборе К. Мерляк выступил с инициативой рассмотреть настоятеля прихода св. Кирилла Туровского в Ричмонд-Хилл архим. Иосифа (Строка) в качестве кандидата на епископское рукоположение. Обсудив прозвучавшее

1 С 1998 г. митрополит Варшавский и всея Польши, предстоятель Польской Православной Церкви.

предложение, члены собора провели голосование. Поскольку в поддержку кандидатуры архим. Иосифа было подано всего два голоса, вопрос не нашел положительного разрешения [Сабор, 1980, 2-3].

Завершился Четвертый собор Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке утверждением текста обращения к патриарху Константинопольскому Димитрию. В своем обращении участники собора просили патриарха благословить приближающийся юбилей 1000-летия православия на белорусских землях и «призвать всех православных белорусов, проживающих в Отечестве-Беларуси и во всем мире, торжественно отметить и почтить его молитвами и усиленной верой в Божественное попечение о нас» (Зварот, 1980, 9-10).

Вскоре после Четвертого собора БСПЦСА благодаря публикации газеты «Беларус» стало известно, что еще 28 сентября 1980 г. представители прихода св. Кирилла Туровского в Ричмонд-Хилл архим. Иосиф (Строк), К. Мерляк и П. Мельянович принимали участие в торжествах по случаю престольного праздника прихода св. Кирилла Туровского в Нью-Йорке юрисдикции БАПЦ. Выступая перед собравшимися во время актовой части, архим. Иосиф отметил пагубность существования церковного разделения между православными белорусами и заявил о своей готовности выступить на Четвертом соборе БСПЦСА с призывом к восстановлению церковного единства белорусской диаспоры. При этом он указал на то, что приехал в США по приглашению протопресв. Николая Лапицкого для возглавления Белорусской Православной Церкви в эмиграции [Станкевiч, 1980, 5]. Затем слово взял К. Мерляк, который выразил сожаление о произошедшем ранее расколе нью-йоркского прихода БАПЦ, повлекшем переход части общины в юрисдикцию БСПЦСА и организацию прихода в честь св. Кирилла Туровского в Ричмонд-Хилле (г. Нью-Йорк). Призвав к поиску путей единения ради успеха национальной идеи, К. Мерляк заявил: «Наше объединение — это сила, необходимая, чтобы защитить нашу национальную идею, чтобы мы могли передать ее детям. <...> Если Вы — все здесь присутствующие, думаете национальными категориями, то в этом направлении нужно работать нам всем» [Станкевiч, 1980, 5].

Публикация сообщения об участии представителей руководства белорусского прихода Константинопольского Патриархата в храмовом торжестве БАПЦ вызвала резко негативную реакцию со стороны журнала «Царкоуны Сьветач», официального органа Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке. В номере 29 за 1980 г. анонимный автор подверг резкой критике действия архим. Иосифа и К. Мерляка. Обратив внимание читателей на слова архим. Иосифа относительно приезда в США для возглавления белорусских приходов, текст статьи далее указывал на множественные критические замечания, прозвучавшие в адрес священнослужителя со стороны участников Четвертого собора БСПЦСА. Далее цитировались следующие слова протопресв. Святослава Ковша, обращенные к членам собора: «О[тец] Иосиф Строк не достоин того, чтобы быть белорусским архиереем, поскольку он нас скомпрометировал в глазах православных церковных кругов вообще и в частности православных церковных кругов в Польше, поскольку, принимая от нас награды, он признавал запрещение его в священнослужении Варшавским митрополитом и просил церковные власти в Польше снять это запрещение. <...> Если ты, отче, признаешь архиерейский запрет над собой, ты не должен стоять перед Св[ятым] Престолом, а если поступаешь иначе, ты оскорбляешь Св[ятой] Престол» [Аб тым, 1980, 27-28]. Далее сообщалось о критическом отношении участников собора к ориентированности архим. Иосифа на позицию священноначалия Польской Православной Церкви, поскольку в этом они усматривали возможность осуществления влияния на потенциального руководителя белорусскими приходами Константинопольского Патриархата из-за «железного занавеса». Итогом состоявшейся дискуссии стало голосование, в ходе которого за возможность архиерейского рукоположения архим. Иосифа проголосовало только два человека. Завершалась статья относительно мягким указанием К. Мерляку на некорректность постановки вопроса относительно воссоединения нью-йоркских приходов БСПЦСА и БАПЦ [Аб тым, 1980, 28-29].

Резкая критика архим. Иосифа (Строка) на страницах официального органа Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке окончательно лишала его надежды на возможность рукоположения в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Можно предположить, что инициатором размещения данной публикации или даже ее автором являлся протопресв. Святослав Ковш. Вряд ли моральная дискредитация бывшего кандидата на архиерейское служение, основанная на словах администратора этих приходов и опубликованная в подконтрольном ему издании, могла осуществиться без прямого участия протопресв. Святослава.

Повышению роли Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке в развитии межправославных отношений способствовало состоявшееся в начале 1980 г. вхождение протопресв. Святослава Ковша в состав новообразованной Ассоциации православного канонического духовенства в штате Нью-Джерси. Целью создания названной организации, включавшей в свой состав клириков различных Поместных Православных Церквей, виделось содействие сближению православных американцев вне зависимости от их канонической юрисдикции. Одним из наиболее заметных признаков членства администратора БСПЦСА в Ассоциации являлось его участие в соборных богослужениях, совершавшихся с участием большого числа православных священнослужителей различной церковной принадлежности. Кроме того, усилиями Ассоциации осуществлялось координирование пастырской работы в университетах Нью-Брансуика и Принстона, а также среди учащихся средних школ. Благодаря усилению взаимодействия клириков стала возможной организация в поселке Пискатавей (штат Нью-Джерси) православного обучающего института, ставшего одним из наиболее крупных просветительских православных проектов в штате. Прямым следствием членства в Ассоциации стало проведение 14 октября 1984 г. в белорусском храме св. Евфросинии Полоцкой в Саут-Ривере соборного богослужения с участием православного духовенства различных церковных юрисдикций [Асацыяцыя, 1980, 31-32; Нядзеля, 1984, 20-21; Пасьледаваньне, 1984, 15; Сьвяткаваньне, 1981, 18-19].

В мае 1982 г. белорусскую диаспору потряс скандал, самым непосредственным образом отразившийся на репутации администратора Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке. Бывший сотрудник Бюро специальных расследований при Департаменте юстиции Дж. Лофтус в рамках программы «60 минут» на телеканале CBS дал интервью, в котором заявил о выявлении факта переезда на территорию США около 300 белорусов, ранее являвшихся активными пособниками нацистов. Особым образом Лофтус выделил наиболее политически активных представителей белорусской диаспоры, распространив свои обвинения в отношении покойного президента БЦР Р. Островского, бывших председателей Белорусско-Американского Объединения С. Станкевича и Ф. Кушеля, руководителя Нью-Йоркского отделения названной организации В. Тумаша, вице-председателя Белорусского кон-грессового комитета Америки Э. Ясюка и др. Среди обвиненных в пособничестве нацистам оказалась значительная часть прихожан храма св. Евфросинии Полоцкой в Саут-Ривере во главе с настоятелем протопресв. Святославом Ковшом. Вскоре после выхода программы в эфир церковный комитет прихода св. Евфросинии организовал пресс-конференцию, во время которой опроверг прозвучавшие обвинения. Официальные разъяснения приходского комитета поступили в Сенат и Палату представителей США. В это же время городское управление Саут-Ривера приняло резолюцию в поддержку членов местной белорусской общины, опубликованную в англоязычных газетах штата Нью-Джерси и озвученную в радиоэфире. 19 июня 1982 г. протопресв. Святослав и шеф полиции г. Саут-Ривер дали интервью телеканалу Watch on Washington, в котором также опровергли заявления Дж. Лофтуса [Гардзiенка, 2009, 212-213; Календар, 1982, 9-10; Паклёп, 1982, 2; CBS, 1982, 6; Priest denies, 1985, 31; «The Nazi Connection»: Coverage, 1982, 8; «The Nazi Connection»: Press, 1982, 8].

Несмотря на серию опровержений со стороны белорусских эмигрантских организаций и отдельных их представителей, в октябре 1982 г. Дж. Лофтус издал книгу «Белорусская тайна» (The Belarus Secret), повторившую ранее выдвинутые обвинения

[Loftus, 1982, 3-196]. Разразившийся скандал повлек за собой существенные репутаци-онные потери как для Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке, так и для всей белорусской диаспоры.

Пятый собор Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке состоялся 18 мая 1985 г. в Саут-Ривере. В его работе приняли участие настоятели и представители приходских общин белорусских приходов юрисдикции Константинопольского Патриархата. Помимо утверждения отчетных докладов, участники заседания приняли решение о продолжении поиска кандидата на архиерейское рукоположение и изыскании возможности его материального содержания (Мерляк, 1992, 391) [Саут Рывэр, 1985, 37].

В том же году начался новый этап скандала, связанного с обвинениями белорусских эмигрантов в пособничестве нацистам. 16 февраля 1985 г. телеканал CBS выпустил в эфир двухчасовой фильм «Досье „Беларусь"» (The Belarus File), снятый на материале книги Дж. Лофтуса «Белорусская тайна». По прошествии двух дней автор книги выступил на конференции в Рокланде, повторив свое утверждение относительно массового переезда в США белорусских коллаборационистов. В этом выступлении Дж. Лофтус назвал администратора БСПЦСА нацистским чиновником периода Второй мировой войны. Реагируя на происходящее, последний опубликовал в газете The Home News (New Branswiuk) свой комментарий, назвав ложью все заявления Лофтуса [Гардзiенка, 2009, 213; Запрудшк, 1985, 4].

Вскоре протопресв. Святослав Ковш перенес инсульт и лишился возможности совершать церковное служение. По решению церковного комитета прихода св. Евфро-синии Полоцкой в Саут-Ривере на освободившуюся должность настоятеля был избран выпускник Варшавской духовной семинарии Мечислав Бринкевич. Вскоре состоялась его иерейская хиротония, официальные поздравления по случаю которой направили губернатор штата Нью-Джерси Т. Кейн и конгрессмен Б. Дваер (Мерляк, 1992, 391) [Дольны, 1987, 31-32]. Выступая на торжественном приеме, организованном по случаю рукоположения нового белорусского священнослужителя, руководитель Белорусско-Американского объединения К. Мерляк произнес: «Саут-Риверу историей предназначено быть столицей для всей белорусской эмиграции, быть резиденцией Синода Белорусской Православной Церкви в эмиграции. <...> Потребность в белорусском епископе является самым важным делом на переломе жизни белорусской эмиграции. И мы верим, что отец Мечислав это понимает и будет стараться осуществить мечты белорусов и совместно осуществить миссию белорусской эмиграции» (Мерляк, 1992, 391-392). Формально сохранив за протопресв. Святославом Ковшом должность администратора, Белорусский Совет православных церквей в Северной Америке избрал заместителем администратора прот. Павла Великого, настоятеля прихода св. Евфросинии Полоцкой в Торонто [Сьвяткаваньш, 1988, 32].

Вынужденный отход протопресв. Святослава Ковша от богослужебной и церков-но-административной деятельности побудил сторонников БСПЦСА организовать торжественное мероприятие в его честь. На праздничном акте, состоявшемся 21 сентября 1986 г. в Саут-Ривере, в адрес священнослужителя прозвучали многочисленные приветствия от политических, общественных и религиозных деятелей белорусской эмиграции. Более того, свое приветствие протопресв. Святославу и его супруге направил президент США Р. Рейган [Кавыль, 1987, 33-34].

Несмотря на формальное пребывание протопресв. Святослава Ковша в должности администратора вплоть до кончины (f 5 ноября 1997 г.) [Шчэцька, 1998, 37-38], реальное руководство Белорусским Советом православных церквей в Северной Америке он не осуществлял. По этой причине история БСПЦСА со времени его фактического отхода от управления белорусскими приходами юрисдикции Константинопольского Патриархата в 1986 г. требует отдельного рассмотрения.

Подводя итог обзору истории Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке под руководством протопресв. Святослава Ковша (1976-1986), можно охарактеризовать данный этап как период стабильного существования белорусских

приходов в составе Американской архиепископии Константинопольского Патриархата. Несмотря на нерешенность вопроса рукоположения белорусского епископа и окончательного преобразования БСПЦА в Белорусскую епархию Константинопольского Патриархата, протопресв. Святославу удалось сохранить деятельность всех подконтрольных приходов и церковных проектов. Уже через два года после его фактического отхода от дел церковного управления прекратилось издание журнала «Царкоуны Сьветач» («Церковный Светоч»), выходившего с 1951г. и являвшегося официальным органом белорусских приходов юрисдикции Константинопольского Патриархата в Северной Америке. По прошествии семи лет после смерти протопресвитера прекратил свое существование и Белорусский Совет православных церквей в Северной Америке, приходы которого вошли в состав Американской Карпаторосской православной епархии Константинопольского Патриархата.

Источники и литература

источники

1. Зварот (1980) — Зварот да Ягонае Сьвяцейшасьщ Сусьветнага Канстантынопальскага Патрыярха Дз1м1трыя 1-га, прыняты Саборам Беларусюх Праваслауных Цэрквау у Саут Рывер // Царкоуны Сьветач. 1980. № 29. С. 9-10.

2. Лкт протапрэсвщера (2005) — Лкт протапрэсвщера Мжалая Латцкага да арх1етскапа Афанас1я (Мартаса). 06.11.1968 // Лапщт Мшалай. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк-Варшава: Б1Н1М, 1СПАН, 2005. С. 340.

3. Мерляк (1992) — Мерляк К. Дзейнасьць Кастуся Мерляка на эмцрацыь Нью-Ёрк, 1992; 476 с.

4. Паведамленьне (1976) — Паведамленьне Беларускае Царкоунае Рады у Пауночнай Амэрыцы // Царкоуны Сьветач. 1976. № 25. С. 3-4.

5. Letter to Administrator (1980) — Letter to Administrator of the Council Byelorussian Orthodox Churches in North America Rev. Father Sviatoslaw Kous from Archbishop of North and South America Iakovos. September 8, 1980 // Царкоуны Сьветач. 1980. № 29. С. 2.

6. Letter to Very Reverend (1976) — Letter to Very Reverend Archimandrite Joseph and Mr. Witali Cierpicki from Chancellor of Greek Orthodox Archdiocese of North and South America. October 19, 1976 // Царкоуны Сьветач. 1976. № 25. С. 5.

Литература

7. Аб тым (1980) — Аб тым, што не сказау а. Язэп Строк i што сказал! яму // Царкоуны Сьветач. 1980. № 29. С. 27-28.

8. Асацыяцыя (1980) — Асацыяцыя Праваслаунага Канашчнага Духовенства у Цэн-тральным Нью Джэрз! // Царкоуны Сьветач. 1980. № 29. С. 31-32.

9. Б.С. (1949) — Б.С. З нашага жыцьця. Ватэнштат // Беларускае Слова. 1949. 25 са-кавжа. № 4 (5). С. 4.

10. Гардз!енка (2016) — rapd3ierna А. Беларуская Цэнтральная Рада (БЦР): стварэнне, дзейнасць, заняпад. 1943-1995. Мшск: Кшгазбор, 2016. 478 с.

11. Гардз!енка (2009) — rapd3iernaA. Беларуси кангрэсавы камггэт Амэрыю (БККА). Смаленск, 2009. 428 с.

12. Даклад (1964) — Даклад а. Протадз!якана С. Кауша, прачытаны у Нью-Ёрку на Акадэмп 25 Сакавжа, дня 3-24, 1964 г. // Царкоуны Сьветач. 1964. № 14-15. С. 10-15.

13. Дзень абвешчаньня (1979) — Дзень абвешчаньня незалежнасьщ Беларуа у Амеры-кансюм Кангрэсе // Царкоуны Сьветач. 1979. № 28. С. 19-21.

14. Дольны (1987) — Дольны Я. Урачысты дзень // Беларуская думка. 1987. № 32. С. 31-32.

15. Запрудшк (1985) — Запрудшк Я. «Беларуская папка» на тэлеэкране // Беларус. 1985. № 326. С. 4, 6.

16. Зьезд (1978) — Зьезд Беларускае Царкоунае Рады у Пауночнай Амэрыцы // Царкоуны Сьветач. 1978. № 26. С. 7-13.

17. I. К. (1976a) — I. К. Сьв. пам. а. протапр. М. Лапщю // Беларуская думка. 1976. № 20. С. 18-21.

18. I. К. (1976b) — I. К. Сьв. пам. а. протапр. М. Лапщю // Царкоуны Сьветач. 1976. № 25. С. 6-9.

19. Кавыль (1987) — Кавыль М. Наш заслужаны дзеяч: протапр. С. Коуш // Беларуская думка. 1987. № 32. С. 33-34.

20. Календар (1982) — Календар падзеяу, зьвязаных з рэвэляцыям1 Дж. Лофтуса у Саут Рывэр, Н. Дж. // Царкоуны Сьветач. 1982. № 33. С. 9-10.

21. Касяк (1956) — Касяк I. З псторьп Праваслаунай Царквы беларускага народу. Нью-Йорк, 1956. 191 с.

22. Коуш (1961) — Коуш С. Сакавжовы акт у пэрспэктыве часу // Беларуская думка. 1961. № 2. С. 1-3, 7-9.

23. Коуш (1971) — Коуш С., а. Пропаведзь у Нядзелю 23-юю пасьля Сёмухi // Царкоуны Сьветач. 1971. № 20. С. 3-5.

24. Коуш (1972) — Коуш С., прат. Шляхам аутакефалп // Царкоуны Сьветач. 1972. № 21. С. 7-13.

25. Коуш (1973) — Коуш С. Прарок беларускага адраджэньня. Рэферат, прачытаны на урачыстай акадэмп, прысьвечанай 90-годдзю з дня народзшау Я. Коласа // Беларуская думка. 1973. № 15. С. 1-6.

26. Коуш (1981) — Коуш С. Беларусю Лягер у Ватэнштэт. Альбом — пстарычная даведка. South Plainfield, 1981. 88 с.

27. Коуш (1981-1982) — Коуш С. 1дэя беларускага адраджэньня у творах Яню Купалы i Якуба Коласа // Беларуская думка. 1981-1982. № 25-26. С. 1-10.

28. Нядзеля (1984) — Нядзеля Праваслауя у Нью Джэрзi // Царкоуны Сьветач. 1984. № 36. С. 20-21.

29. Паклёп (1982) — Паклёп на беларусау ЗША // Беларус. 1982. № 300. С. 2.

30. Пасьледаваньне (1984) — Пасьледаваньне Сьвятога Алею // Царкоуны Сьветач. 1984. №37. С. 15.

31. С. К. (1951) — С. К. [Сьвятаслау Коуш] Грэцыя — крынща веры нашых продкау // Царкоуны Сьветач. 1951. № 1. С. 7-8.

32. С. К. (1952a) — С. К [Сьвятаслау Коуш] Трыццаць першая гадавша Слуцкага паустань-ня // Царкоуны Сьветач. 1952. № 2. С. 8-9.

33. С.К. (1952b) — С.К. [Сьвятаслау Коуш] 25 сакавжа — Дзень Незалежнасьщ Беларус // Царкоуны Сьветач. 1952. № 3. С. 3-4.

34. С. К. (1953) — С.К. [Сьвятаслау Коуш] Памящ слуцюх паустанцау // Царкоуны Сьветач. 1953. №4. С. 2-3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. С.К. (1958) — С.К. [Сьвятаслау Коуш] Высокапрэасьвяшчэньнейшы Мелхкедэк, мирапали Менсю i Беларусю // Царкоуны Сьветач. 1958. № 8. С. 10-12.

36. С.К. (1967) — С.К. [Сьвятаслау Коуш] Дзьве гадавшы // Царкоуны сьветач. 1967. № 16. С. 13-16.

37. С. К. (1967-1968) — С.К. [Сьвятаслау Коуш] Пящдзесятая гадавша Першага Усебела-рускага Кангрэсу // Беларуская думка. 1967-1968. № 10-11. С. 5-6.

38. С.К. (1969) — С.К. [Сьвятаслау Коуш] Дваццацшящгодзьдзе Другога Усебеларускага Кангрэсу // Царкоуны Сьветач. 1969. № 18. С. 5-7.

39. Сабор (1980) — Сабор Беларусюх Праваслауных Прыходау у Пауночнай Амэрыцы // Царкоуны Сьветач. 1980. № 29. С. 2-3, 8-9.

40. Саут Рывэр (1985) — Саут Рывэр // Беларуская думка. 1985. № 30. С. 37.

41. Справаздача (1980) — Справаздача Адмшктратара Беларускае Царкоунае Рады у Пауночнай Амэрыцы Протапрасьвщера Сьвятаслава Кауша Зьезду Рады 11 кастрычшка 1980 г. // Царкоуны Сьветач. 1980. № 29. С. 3-8.

42. Станкевiч (1980) — CrnarneeiH З. Парахвiяльнае сьвята сьв. Шрылы Тураускага // Беларус. 1980. № 282. С. 5.

43. Сьвятаслау (1981a) — Сьвятаслау, а. Сакавжовая урачыстасьць. Торонто (Канада) // Царкоуны Сьветач. 1981. № 30. С. 17-18.

44. Сьвятаслау (1981b) — Сьвятаслау, а. Бухгальтэрыя банкроцтва // Царкоуны Сьветач. 1981. №31. С. 12-17.

45. Сьвяткаваньне (1981) — Сьвяткаваньне Нядзелi Праваслауя // Царкоуны Сьветач.

1981. №30. С. 18-19.

46. Сьвяткаваньш (1988) — Сьвяткаваньш 1000-годзьдзя Хрысьщянства на Беларус // Беларуская думка. 1988. № 33. С. 32.

47. Хрошка (1976) — Хрошка. Нью Ёрк // Царкоуны Сьветач. 1976. № 25. С. 25-26.

48. Хрошка (1978) — Хрошка. Рычманд Пл // Царкоуны Сьветач. 1978. № 26. С. 27.

49. Царкоуны зьезд (1969-1970) — Царкоуны зьезд // Беларуская думка. 1969-1970. № 12-13. С. 36.

50. Царкоуны Зьезд (1970) — Царкоуны Зьезд // Царкоуны Сьветач. 1970. № 19. С. 30.

51. Шчэцька (1998) — Шчэцька В. Сьв. памящ Сьвятаслау Коуш // Беларуская думка. 1998. № 44. С. 37-38.

52. Byelorussian Council (1981) — Byelorussian Council of Orthodox Churches in North America // Царкоуны Сьветач. 1981. № 31. С. 34.

53. Priest denies (1985) — Priest denies charges // Беларуская думка. 1985. № 30. С. 31.

54. CBS (1982) — CBS: Trial by insinuations («The Nazi Connection») // Беларус. 1982. № 300. С. 6.

55. Loftus (1982) — Loftus J. The Belarus Secret. New York: Knopf, 1982. 196 p.

56. «The Nazi Connection»: Coverage (1982) — «The Nazi Connection»: Coverage and reaction // Беларус. 1982. № 301-302. С. 8.

57. «The Nazi Connection»: Press (1982) — «The Nazi Connection»: Press coverage // Беларус.

1982. № 303-304. С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.