христианское чтение
Иаучный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии русской Православной Церкви
№ 1 2020
А.В. Слесарев
Церковная жизнь белорусской эмиграции на территории Бельгии в 1950 — начале 1970-х гг.
DOI: 10.24411/1814-5574-2020-10015
Аннотация: Послевоенная жизнь белорусской эмиграции характеризовалась обостренным противостоянием двух политических центров — Рады Белорусской Народной Республики (БНР) и Белорусской Центральной Рады (БЦР). В конкуренции за влияние на белорусских беженцев они предлагали каждая свой сценарий разрешения церковно-юрисдикционного вопроса. Руководство БЦР вначале призывало белорусов к переходу в Русскую Православную Церковь Заграницей, а с 1950 г. стало содействовать открытию белорусских приходов в составе Константинопольского Патриархата. Рада БНР содействовала формированию в 1948-1949 гг. неканоничной Белорусской автокефальной православной церкви (БАПЦ). Установление представителями БНР тесных контактов с Католическим университетом Лёвена обеспечило многим белорусам возможность получения высшего образования в Бельгии. Это обстоятельство не только существенно укрепило позиции БНР в среде бельгийских белорусов, но и позволило сформировать церковную структуру БАПЦ на территории Бельгии. Настоящая статья посвящена истории организации церковной жизни белорусской диаспоры в Бельгии со времени открытия первого белорусского прихода в 1950 г. до полного прекращения деятельности белорусских церковных структур на территории страны в начале 1970-х гг.
Ключевые слова: белорусская диаспора, Белорусская митрополия, Белорусская Православная Церковь, Белорусская Народная Республика, Союз белорусов Бельгии, Бельгия, Константинопольский Патриархат, Католический университет Лёвена, православие, Православная Церковь, церковный раскол, схизма, эмиграция.
Об авторе: Александр валерьевич Слесарев
Кандидат богословия, проректор по научной работе, заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии. E-mail: [email protected]
Ссылка на статью: Слесарев А. В. Церковная жизнь белорусской эмиграции на территории Бельгии в 1950 — начале 1970-х гг. // Христианское чтение. 2020. № 1. С. 182-189.
KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]
Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church
No. 1 2020
Alexander V. Slesarev
Church Life of the Belarusian Emigration in Belgium in 1950 - Early 1970s
DOI: 10.24411/1814-5574-2020-10015
Abstract: The post-war life of the Belarusian emigration was characterized by a sharp confrontation between two political centers, which were the Rada of the Belarusian People's Republic (BPR) and the Belarusian Central Rada (BCR). Competing for influence on Belarusian refugees, the organizations proposed their own scenarios for resolving the Church-jurisdictional issue. Initially, the leadership of the BCR called on Belarusians to move to the Russian Orthodox Church Abroad, and since 1950 it was reoriented to promote the opening of Belarusian parishes as part of the Patriarchate of Constantinople. In turn, the Rada of the BPR contributed to the formation of the non-canonical Belarusian Autocephalous Orthodox Church (BAOC) in 1948-1949. The establishment of close contacts with the Catholic University of Leuven by representatives of the BPR allowed many Belarusians to obtain higher education in Belgium. This circumstance not only significantly strengthened the position of the BPR among the Belgian Belarusians, but also allowed to form the Church structure of the BAOC in Belgium. This article is devoted to the history of the organization of the Church life of the Belarusian Diaspora in Belgium from the opening of the first Belarusian parish in 1950 to the complete cessation of the activities of the Belarusian church structures in the country in the early 1970s.
Keywords: Belarusian Diaspora, Belarusian Metropolis, Belarusian Orthodox Church, Belarusian People's Republic, Congress of the Belarusians in Belgium, Belgium, Patriarchate of Constantinople, Catholic University of Leuven, Orthodox, Orthodox Church, schism, emigration.
About the author: Alexander Valeryevich Slesarev
Candidate of Theology, Associate Professor, Vice-Rector for Scientific Work, Head of the Department of Church History and Church Practical Disciplines of the Minsk Theological Academy. E-mail: [email protected]
Article link: Slesarev A. V. Church Life of the Belarusian Emigration in Belgium in 1950 — Early 1970s. Khristianskoye Chteniye, 2020, no. 1, pp. 182-189.
В результате потрясений Второй мировой войны на территории Западной Европы оказалось значительное число православных белорусов, вынужденно покинувших родную землю и впоследствии не пожелавших возвращаться в Советский Союз. Заметную роль в организации послевоенной жизни белорусских эмигрантов сыграла Рада Белорусской Народной Республики (БНР), позиционировавшая себя в качестве пребывающего в изгнании белорусского политического центра. Основными направлениями деятельности Рады БНР являлись репрезентация интересов белорусского народа перед правительствами и представительствами иностранных государств, борьба за восстановление белорусской государственной независимости, проведение всесторонней общественно-политической и национальной работы, всемерная поддержка и консолидация соотечественников в странах белорусского рассеяния, содействие открытию и координация деятельности белорусских организаций различной направленности (ветеранских, культурных, научных, молодежных) и т. д. (Дэклара-цыя, 2013, 396; Пастанова, 1948, 2; Рэзалюцыя, 1948, 43; Статут, 2013, 392-395) [Гардзiен-ка, Юрэвiч, 2013, 29]. Прямым следствием реализации конфессиональной политики Рады БНР явилось произошедшее в 1948-1949 гг. формирование неканоничной Белорусской автокефальной православной церкви (БАПЦ) [Слесарев, 2017, 83-110].
Инициатива организации церковной структуры БАПЦ на территории Бельгии принадлежала президенту БНР Н. Абрамчику. В своем письме председателю Совета министров БНР Е. Кохановскому от 7 февраля 1949 г. он указывал на то, что при поддержке Римско-Католической Церкви в этой стране существуют большие возможности для получения белорусской молодежью высшего и среднего технического образования. Признавая необходимым усиление религиозной работы в студенческой среде, Н. Абрамчик предлагал направить в Бельгию священника БАПЦ. При этом отмечалось наличие возможности материального обеспечения священнослужителя посредством его трудоустройства на необременительную светскую работу, доходы от которой могли позволить содержать его семью. Белорусскому клирику также предоставлялась возможность обучения в Католическом университете Лёвена на отделениях философии или истории. Обращаясь к личным качествам кандидата на приходское служение в Бельгии, президент БНР писал: «Просил бы Вас быть очень осторожным в выборе, и если бы не нашлось настолько соответствующего из уже рукоположенных священников, то лучше подыскать кого-то из новых, подготовить его немного и рукоположить. Потому что главное требование для этого священника — это чтобы он был общественно-активный человек, и человек если со слабым образованием, так по крайней мере с культурными задатками. Какого-то примитивного „попика" нет смысла отправлять, потому что вместо пользы будем иметь обузу, а может, и еще хуже — компрометацию» (Лкт Абрамчыка, 2013, 451-452).
Проводником политики Рады БНР на территории Королевства Бельгия стал основанный в 1947 г. Союз белорусов в Бельгии (Саюз Беларусау у Бэльгп, СББ), получивший официальную регистрацию в 1948 г. [Беларусы, 1950, 7]. Следуя общей линии конфессиональной политики БНР, направленной на содействие в организации приходов БАПЦ в странах белорусского рассеяния, проходившее 5 марта 1950 г. в Льеже общее собрание СББ приняло решение об открытии Церковного братства. В состав новообразованной организации, призванной подготовить условия для открытия белорусского прихода в Бельгии, вошли П. Скок (председатель), А. Стречень и Марчук [З працы, 1950, 2].
Укреплению позиций БАПЦ в среде белорусских эмигрантов, проживавших на территории Бельгии, способствовало проходившее с 19 апреля по 4 мая 1950 г. посещение этой страны епископом Виленским Василием (Томащиком), секретарем Синода БАПЦ. При содействии главного управления Союза белорусов Бельгии иерарх посетил города Лёвен, Шалеруа, Льеж, Жемеп, Серен, Ромзе, Мишеру, Батис, Миль-мор, Хаутхален, области угольных бассейнов Лимбург и Винтершлаг, а также лагерь для перемещенных лиц в Монс. Встречаясь со своими соотечественниками, епископ Василий призывал их верить в неизбежность будущей независимости Беларуси,
отказываться от духовного окормления священников Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) и поддерживать БАПЦ. Завершающей частью программы визита стало посещение Католического университета Лёвена и встреча с его ректором мон-сеньором В. Вайенбергом, вице-ректором монсеньором Литом, профессорами и белорусскими студентами [Праневiч, 1950, 2-4]. Прямая поддержка Белорусской автокефальной православной церкви, оказанная Союзом белорусов Бельгии, Белорусским студенческим объединением и Комитетом помощи белорусским студентам, позволила укрепить влияние БАПЦ в белорусских общинах Бельгии и в среде белорусского студенчества Лёвена. Одним из средств такой поддержки стало регулярное размещение соответствующих публицистических материалов на страницах журнала «Инфар-мацыйны бюлетэнь Саюзу Беларусау у Бэльгп» («Информационный бюллетень Союза Белорусов в Бельгии») (Архшастырскае Каляднае Пасланьне, 1951, 1-2; Архшастыр-скае Пасланьне ВасЫя, 1950, 1; Вялшоднае Пасланьне, 1953, 1-3) [Бэльгшская газэта, 1950, 4; Смаршчок Я., 1951, 3-4; У. С., 1950а, 5-6; У. С., 1950Ь, 6-7].
В сентябре 1950 г. состоялась хиротония выпускника факультета философии и филологии Марбургского университета Евгения Сморщека, который был направлен для окормления общины БАПЦ в г. Лёвен [Новы Сьвятар, 1950, 2]. Весьма примечательно, что свящ. Евгений приходился родным дядей известной белорусской поэтессе Ларисе Гениюш (1910-1983) [Смаршчок П., 2007, 543]. Его назначение привело к формированию церковного прихода БАПЦ при Католическом университете Лёвена, который в последующие годы активно развивался. Следует отметить, что уже в 1951г. богослужения в храме БАПЦ посещали не только обучавшиеся в Лёвене белорусы, численность которых составляла 32 человека, но и большинство православных студентов других национальностей [Гадавша, 1951, 4; Першыя кадры, 1951, 4].
Помимо пастырского окормления белорусской общины в Лёвене, свящ. Евгений Сморщек начал проявлять попечение о белорусах, проживавших в других бельгийских городах и посещавших храмы Русской Православной Церкви Заграницей и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). По прошествии непродолжительного времени это привело к переходу в юрисдикцию БАПЦ белорусских эмигрантов из городов Льеж, Хасселт, Монс, Цвартберг, Хаутален и др. При этом администратор приходов УАПЦ в Бельгии архиеп. Михаил (Хороший) благословил украинцев, проживавших в белорусском окружении, посещать богослужения в общинах БАПЦ [Хрошка, 1955а, 16].
Содействие белорусским эмигрантам, оказывавшееся руководством Римско-Католической Церкви в Бельгии при посредстве Рады БНР, вызывало резкую критику сторонников альтернативного политического центра белорусской эмиграции — Белорусской Центральной Рады (БЦР). В этой связи наиболее часто звучали обвинения руководства БНР в стремлении окатоличить православных белорусов посредством предоставления им возможности обучаться в Католическом университете Лёвена [Касяк, 1956, 148-150]. Однако убедительных подтверждений этим обвинениям не имеется. Большинство выпускников Лёвенского университета сохраняло православное исповедание. В своих воспоминаниях один из таких выпускников В. Шчетько (1923-2011) писал по этому поводу следующее: «За все время обучения никто нам не предлагал (даже не делал намеков), чтобы переходили в католицизм. В Германии на фоне ссор между „кривичами" и „зарубежниками"1 кто-то выдумал, что в Лёвене есть какое-то наступление на „зарубежницких" студентов. Никогда такого не было!» [Шчэцька, 2007, 443].
На протяжении ряда лет свящ. Евгений Сморщек принимал активное участие в деятельности Союза белорусов Бельгии. После состоявшегося в 1951 г. назначения на должность референта по социальным вопросам он многократно совершал поездки в провинциальные отделения СББ, проводил встречи с белорусскими эмигрантами
1 Во второй пол. 1940-х гг. в белорусской диаспоре за сторонниками Рады БНР закрепилось наименование «кривичей», а за приверженцами БЦР наименование «зарубежников».
и представителями бельгийских властей, занимался решением различных вопросов социального характера. Высоко оценив результаты проведенной им работы, проходивший 3 февраля 1952 г. Общий Съезд членов СББ выразил свящ. Евгению персональную благодарность и избрал его председателем организации. Продолжавший активную работу священнослужитель ежегодно вплоть до 1953 г. избирался председателем СББ. Заместителем свящ. Евгения в этот период являлся известный деятель белорусской эмиграции Витовт Кипель [Агульны зьезд, 1952, 8; Агульны Зьезд СББ, 1953, 4; Агульны сход, 1954, 4; П. У., 1952Ь, 3-4; Праца, 1952, 4; Шацько, 1953, 4].
Одним из направлений деятельности свящ. Евгения Сморщека являлось духовное попечение о бывших белорусских военнослужащих, объединенных в Союз белорусских ветеранов в Бельгии (Згуртаваньне беларусюх камбатантау у Бэльгп). Оказывая непосредственное содействие ветеранской организации и ее членам, он укреплял влияние БАПЦ в среде бывших военнослужащих [П.У., 1952а, 7].
Важнейшим этапом организационного оформления церковной жизни белорусской диаспоры стало произошедшее 26 января 1954 г. утверждение еп. Василием (Томащиком) Устава Церковного комитета БАПЦ в Бельгии, а также персонального состава его управления, ревизионной комиссии и рядовых членов. Согласно принятому Уставу, в состав Церковного комитета входили от одного до трех представителей наиболее крупных белорусских общин, находившихся в городах Лёвен, Льеж, Звартберг, Зольдер и Монс. Делегаты избирались на два года на общем приходском собрании. Дополнительно в состав Церковного комитета вводились по должности председатель или член СББ, являющийся мирянином БАПЦ, а также церковные старосты каждого белорусского храма или часовни в Бельгии. Члены Церковного комитета избирали из своего состава правление, включавшее председателя, секретаря и казначея. Настоятель бельгийского прихода, имевший попечение о всех вышеперечисленных белорусских общинах, занимал должность секретаря Церковного комитета. В случае возникновения спорных вопросов и необходимости изменения состава Церковного комитета рассмотрение сложившейся ситуации передавалось правящему архиерею. В обязанности Церковного комитета входило попечение о материальном обеспечении прихода и его настоятеля, формирование приходского бюджета, организация богослужений, религиозное воспитание детей и молодежи. Первым председателем Церковного комитета БАПЦ в Бельгии стал В. Кислый, секретарем свящ. Евгений Сморщек, а казначеем М. Шуст (Шслы, 1954, 4-5) [Царкоуныя справы, 1954, 3-4].
Решением общего приходского собрания БАПЦ в Бельгии, проходившего 20 декабря 1953 г., вводилась обязательная для всех трудоустроенных членов белорусских православных общин сумма церковного налога, составлявшая 1% от общего заработка. Желая активизировать процесс формирования приходского бюджета, новоизбранный председатель Церковного комитета В. Кислый в марте 1954 г. опубликовал обращение к проживавшим в Бельгии белорусам с разъяснением важности уплаты церковного налога (Шслы, 1954, 5) [Ухвала, 1954, 4].
По просьбе руководства УАПЦ к 1955 г. свящ. Евгений Сморщек окормлял православных украинцев, а с 1955 г. и православных греков. В 1955-1956 гг. в часовне БАПЦ в г. Лёвене регулярно совершал служение епископ Сиракузский Георгий (Тарасов), викарий Русского Западно-Европейского экзархата Константинопольского Патриархата в Бельгии, Германии и Дании. Возглавив Западно-Европейский экзархат в 1960 г., еп. Георгий передал фактическое руководство русским приходом в Брюсселе прот. Евгению. Несмотря на неканоничный статус последнего, с ним также активно взаимодействовали бельгийские клирики Константинопольского Патриархата, в числе которых необходимо отметить архим. Емилиана (Тимиадиса), впоследствии епископа и представителя Вселенского патриарха при Всемирном Совете Церквей [10-щгадовы, 1961, 8-10; Сьцяблевiч, 1956, 4; Хрошка, 1955Ь, 14]. Выразительным свидетельством ориентации данного белорусского прихода на распространение своей деятельности в отношении представителей других национальностей является статистика метрических книг БАПЦ. Согласно имеющимся сведениям, в период с 1950 по 1960 гг.
свящ. Евгений совершил таинство Крещения над 43 детьми, среди которых 16 являлись этническими белорусами, 17 украинцами, 10 — русскими, греками и сербами. При этом крещенные свящ. Евгением дети и члены их семей продолжали посещать приход БАПЦ, несмотря на его неканоничный статус и собственную принадлежность к иным национальностям [Сьв. Беларуская, 1967, 102-103; Сьвята, 1961, 10].
В январе 1957 г. свящ. Евгений Сморщек успешно защитил в Лёвенском университете докторскую диссертацию по психологии, что в значительной степени укрепило позиции БАПЦ в среде белорусского студенчества, проживавшего и обучавшегося в Бельгии [Беларуси святар, 1957, 4].
Следуя общему курсу Белорусской автокефальной православной церкви, свящ. Евгений Сморщек ориентировался на включение национального элемента в церковную жизнь белорусской диаспоры. Подобно приходам БАПЦ в других странах, белорусские церковные общины Бельгии ежегодно торжественно отмечали память Слуцкого антибольшевистского восстания (ноябрь-декабрь 1920 г.) и день провозглашения независимости БНР (25 марта 1918 г.). Традиционно празднования начинались совершением литургии и панихиды о погибших в борьбе за независимость Беларуси, после чего следовала торжественная актовая часть и выступления докладчиков [Сьвяткаваньне, 1952, 7-8].
В начале 1970-х гг. приход БАПЦ в Лёвене прекратил свое существование по причине сокращения белорусской общины. Пребывая с 1969 г. на должности преподавателя Католического фламандского института переводчиков, прот. Евгений Сморщек после закрытия белорусского прихода перешел под юрисдикцию архиепископии православных русских церквей в Западной Европе Константинопольского Патриархата [Смаршчок П., 2007, 545].
В 1980 г. протопресв. Евгений Сморщек вышел на пенсию и переехал в муниципалитет Гавере (провинция Западная Фландрия), где продолжал священническое служение вплоть до своей кончины 5 октября 1984 г. Несмотря на пребывание протопресвитера в юрисдикции Константинопольского Патриархата, его отпевание совершили клирики БАПЦ прот. Иоанн Абабурко и прот. Иоанн Пекарский в присутствии значительного числа белорусов из разных стран. Среди прочих на похоронах присутствовал также казначей Рады БАПЦ в Великобритании В. Гинько. По прошествии девяти дней панихиду по почившему совершил иерарх БАПЦ архиеп. Николай (Мацукевич) [Жучка, Арэшка, 1984, 4; Пашхща, 1984, 4; Сьв. пам. а. Смаршчок, 1984, 4; Сьв. пам. айцец Смаршчок, 1984, 7]. Со смертью прот. Евгения Сморщека на территории Бельгии окончательно прекратилась религиозная деятельность, ассоциированная с белорусской православной традицией.
Подводя итог рассмотрению церковной жизни белорусской диаспоры на территории Бельгии в 1950 — начале 1970-х гг., необходимо отметить, что наблюдавшееся в данный период развитие приходских структур БАПЦ было тесно сопряжено с реализацией религиозной политики Рады Белорусской Народной Республики. Находясь в конкурентном противостоянии с Белорусской Центральной Радой за влияние на белорусских эмигрантов, функционеры БНР сумели прочно утвердить свои позиции в Бельгии посредством предоставления белорусской молодежи возможности получать высшее образование в Католическом университете Лёвена. Усилению данного влияния на бельгийских белорусов способствовала деятельность БАПЦ, созданной в 19481949 гг. при самом непосредственном участии президента и Рады БНР. Возникновение приходской структуры БАПЦ в Бельгии также явилось следствием реализации прямого указания президента БНР Н. Абрамчика. На протяжении ряда лет духовное попечение о белорусских эмигрантах в этой стране имел прот. Евгений Сморщек. Несмотря на неканоничный статус, он пользовался высокой степенью доверия со стороны православных различных национальностей. Произошедшие к началу 1970-х гг. выезд значительной части православных белорусов за пределы Бельгии и резкое сокращение числа белорусских студентов в Католическом университете Лёвена привели к прекращению деятельности лёвенской общины БАПЦ.
источники и литература
источники
1. Архшастырскае Каляднае Пасланьне (1951) — Архшастырскае Каляднае Паслань-не Сьвяшчэннага Сабору Ятскапау Беларускае Аутакефальнае Праваслаунае Царквы на Чужыне. Сьнежань, 1951 г. // Инфармацыйны бюлетэнь Саюзу Беларусау у Бэльгп. 1951. № 13. С. 1-2.
2. Архшастырскае Пасланьне ВасЫя (1950) — Архшастырскае Пасланьне ВасЫя, Ятска-па Вшенскага, Сакратара Сьвяшчэннага Сабору Ятскапау Беларускае Аутакефальнае Праваслаунае Царквы на Чужыне, да Работшкау i Студэнтау у Бэльгп. Травень, 1950 г. // Инфармацыйны бюлетэнь Саюзу Беларусау у Бэльгп. 1950. № 5. С. 1-2.
3. Вялжоднае Пасланьне (1953) — Вялжоднае Архшастырскае Пасланьне Сьвяшчэннага Сабору Ятскапау Беларускае Аутакефальнае Праваслаунае Царквы на Чужыне. Красавж, 1953 г. // Инфармацыйны бюлетэнь Саюзу Беларусау у Бэльгп. 1953. № 17. С. 1-3.
4. Дэкларацыя (2013) — Дэкларацыя Рады Беларускае Народнае РэспублЫ (БНР) // Гард-3ieHKa Н, Юрэвiч Л. Рада БНР (1947-1970): Падзеь Дакументы. Асобы. Мшск: Кшгазбор, 2013. С. 396.
5. Лкт Абрамчыка (2013) — Лкт Мжолы Абрамчыка, адрасаваны Аугену Каханоускаму ад 07.02.1949 // rapd3ierna Н, Юрэвiч Л. Рада БНР (1947-1970): Падзеь Дакументы. Асобы. Мшск: Кшгазбор, 2013. С. 451-453.
6. Шслы (1954) — Кслы К. Адозва Старшыш Царкоунага Камиэту БАПЦ у Бэльгп // Инфармацыйны бюлетэнь Саюзу Беларусау у Бэльгп. 1954. № 20. С. 4-5.
7. Пастанова (1948) — Пастанова Сэсп Рады Беларускае Народнае РэспублЫ у справе беларускае вонкавае палиыю // Бацькаушчына. 1948. № 23 (26). С. 2.
8. Рэзалюцыя (1948) — Рэзалюцыя у сувязi з дакладамi з месцау // Бацькаушчына. 1948. № 39 (42). С. 3.
9. Статут (2013) — Статут Рады Беларускай Народнай РэспублЫ // rapd3ierna Н, Юрэвiч Л. Рада БНР (1947-1970): Падзеь Дакументы. Асобы. Мшск: Кшгазбор, 2013. С. 392-395.
литература
10. 10-щгадовы (1961) — 10-щгадовы Юбшей Сьв. БАПЦарквы у Бэльгп // Голас Царквы. 1961. №13. С. 8-10.
11. Агульны зьезд (1952) — Агульны гадавы зьезд беларусау у Бэльгп // Бацькаушчына. 1952. № 7-8 (86-87). С. 8.
12. Агульны сход (1954) — Агульны гадавы сход СББ // Бацькаушчына. 1954. № 45 (227). С. 4.
13. Агульны Зьезд СББ (1953) — Агульны Зьезд Саюзу Беларусау у Бэльгп // Инфармацыйны бюлетэнь Саюзу Беларусау у Бэльгп. 1953. № 17. С. 4.
14. Беларуси святар (1957) — Беларусю святар доктарам пэдагапчных навук // Бацькаушчына. 1957. № 7 (341). С. 4.
15. Беларусы (1950) — Беларусы на эм^ацьп // Инфармацыйны бюлетэнь Саюзу Беларусау у Бэльгп. 1950. № 3. С. 7-8.
16. Бэльгшская газэта (1950) — Бэльгшская газэта аб вiзiце уладык ВасЫя // Инфармацыйны бюлетэнь Саюзу Беларусау у Бэльгп. 1950. № 5. С. 4.
17. Гадавша (1951) — Гадавша сьвятарства а. Смаршчка // Бацькаушчына. 1951. №70. С. 4.
18. Гардзiенка, Юрэвiч (2013) — rapd3ierna H, Юрэвiч Л. Рада БНР (1947-1970): Падзеь Дакументы. Асобы. Мшск: Кшгазбор, 2013. 648 с.
19. Жучка, Арэшка (1984) — Жучка Я., Арэшка А. Сьв. пам. Ауген Смаршчок // Беларус. 1984. №323. С. 4.
20. З працы (1950) — З працы аддзелау // Инфармацыйны бюлетэнь Саюзу Беларусау у Бэльгй. 1950. № 3. С. 2.
21. Касяк (1956) — Касяк I. З псторьп Праваслаунай Царквы беларускага народу. Нью-Йорк, 1956. 191 с.
22. Новы Сьвятар (1950) — Новы Беларусю Сьвятар // Бацькаушчына. 1950. № 63. С. 2.
23. П. У. (1952a) — П. У. Агульны Зьезд З. Б. К. // Инфармацыйны бюлетэнь Саюзу Беларусау у Бэльгй. 1952. № 15. С. 7.
24. П. У. (1952b) — П. У.Агульны Зьезд Саюзу Беларусау у Бэльп // Инфармацыйны бюлетэнь Саюзу Беларусау у Бэльгй. 1952. № 14. С. 3-4.
25. Пашхща (1984) — Пашхща па айцу Смаршчку // Беларус. 1984. № 323. С. 4.
26. Першыя кадры (1951) — Першыя беларусюя навуковыя кадры // Бацькаушчына. 1951. №73. С. 4.
27. Праневiч (1950) — npaHeeÎH А. Вiзыта Ятскапа БАПЦ Уладыю Васшя у Бэльгй // Инфармацыйны бюлетэнь Саюзу Беларусау у Бэльгй. 1950. № 5. С. 2-4.
28. Праца (1952) — Праца беларусоу Бэльгй // Беларус. 1952. № 1 (7). С. 4.
29. Слесарев (2017) — Слесарев А.В. Исторические обстоятельства и политические предпосылки церковного раскола белорусской эмиграции в 1948-1949гг. // XPONOX. Церков-но-исторический альманах. 2017. № 5. С. 83-110.
30. Смаршчок П. (2007) — Смаршчок П. Трэба было бачыць, колью у таты было кшг // Ад-зтец А. Паваенная эм^ацыя: скрыжаваньш лёсау: зборшк успамшау. Мшск: Медисонт, 2007. С. 543-545.
31. Смаршчок Я. (1951) — Смаршчок Яуген, а. Дарам браты i сёстры у Хрысьце! // Инфармацыйны бюлетэнь Саюзу Беларусау у Бэльгй. 1951. № 13. С. 3-4.
32. Сьв. Беларуская (1967) — Сьв. Беларуская Аутакефальная Праваслауная Царква у Бэльгй // Беларусю Праваслауны Каляндар на 1968 год. Нью-Ёрк: Выданьне Епархiяльнае Управы Сьв. Б. А.П. Ц. у Амэрыцы, 1967. С. 102-104.
33. Сьв. пам. а. Смаршчок (1984) — Сьв. пам. а. др. Ауген Смаршчок // Беларусю голас. 1984. №318. С. 8.
34. Сьв. пам. айцец Смаршчок (1984) — Сьв. пам. айцец Ауген Смаршчок // Беларус. 1984. № 322. С. 7.
35. Сьвята (1961) — Сьвята 10-х угодкау БАПЦ у Бэльгй // Голас Царквы. 1961. № 13. С. 10-12.
36. Сьвяткаваньне (1952) — Сьвяткаваньне 32-х угодкау Слуцкага Паустаньня // Инфармацыйны бюлетэнь Саюзу Беларусау у Бэльгй. 1952. № 16. С. 7-8.
37. Сьцяблевiч (1956) — Сьцяблевiч У. Уах Сьвятых у Лювэне // Бацькаушчына. 1956. № 46 (328). С. 4.
38. У. С. (1950a) — У. С. Наша Аутакефальная Царква // Инфармацыйны бюлетэнь Саюзу Беларусау у Бэльгй. 1950. № 5. С. 5-6.
39. У.С. (1950b) — У.С. Наша Аутакефальная Царква (працяг) // Инфармацыйны бюлетэнь Саюзу Беларусау у Бэльгй. 1950. № 6. С. 6-7.
40. Ухвала (1954) — Ухвала Агульнага Парафiяльнага Сходу // Инфармацыйны бюлетэнь Саюзу Беларусау у Бэльгй. 1954. № 20. С. 4.
41. Хрошка (1955a) — Хрошка // Голас Царквы. 1955. № 1. С. 14-16.
42. Хрошка (1955b) — Хрошка // Голас Царквы. 1955. № 2. С. 12-15.
43. Царкоуныя справы (1954) — Царкоуныя справы БАПЦ // Инфармацыйны бюлетэнь Саюзу Беларусау у Бэльгй. 1954. № 20. С. 3-4.
44. Шацько (1953) — Шацько А. Агульны зьезд СББ // Бацькаушчына. 1953. № 16 (47). С. 4.
45. Шчэцька (2007) — Шчэцька В. Гартаючы староню бiяграфii // Адзтец А. Паваенная эм1грацыя: скрыжаваньш лёсау: зборшк успамшау. Мшск: Медисонт, 2007. С. 435-446.