Научная статья на тему 'Белорусская экономика: переходный этап'

Белорусская экономика: переходный этап Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Белорусская экономика: переходный этап»

ЭВОЛЮЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

Владимир УСОСКИЙ

БЕЛОРУССКАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРЕХОДНЫЙ ЭТАП

Экономика Беларуси отличается чертами, системная совокупность которых воплощается в транзитивной модели экономической системы, сформировавшейся в период её рыночной трансформации в 1991-2006 годах. Эта модель экономики появилась как результат адаптации белорусского общества к стремительному распаду СССР и возникновению новых независимых государств.

Проведение экономической реформы в России, начатое "командой Гайдара" в 1992 году (либерализация цен и перевод предприятий на прямые договорные отношения друг с другом, посредством чего предполагалось создать механизм адаптации производителей и потребителей к рыночным сигналам), вынудило руководителей бывших союзных республик также начать реформирование экономики. Крайне консервативное правительство Беларуси было, по сути, лишено иной альтернативы, поэтому "шоковая терапия" втащила экономику в процесс вынужденного приспособления к рынку.

Экономика СССР и её неотъемлемая часть - экономика БССР десятилетиями функционировали в условиях искажённой структуры директивных плановых цен. Низкие цены на сырьё и материалы, импортируемые в БССР из союзных республик, и более высокие цены на продукцию белорусской обрабатывающей промышленности с гарантиями её планового сбыта создали иллюзию эффективности работы экономики республики. С 1992 года либерализация внутренних цен и валютного курса рубля в России мгновенно сказались на экономике Беларуси, резко ухудшив состояние её обрабатывающих отраслей. Неэффективность белорусского хозяйства, которая была скрыта неадекватными ценами плановой экономики, не отражавшими степень полезности продукции для потребителя, стала очевидной.

© Усоский Владимир Николаевич - доктор экономических наук, доцент Белорусского государственного экономического университета.

В экономике Беларуси произошёл глубокий трансформационный спад объёмов производства и сбыта, занятости и инвестиций, продолжавшийся до 1995 года, когда уменьшение ВВП достигло 41,4%. Инвестиции в основной капитал упали на 75%. Страна жила в условиях гиперинфляции. В 1992-1994 годах индекс потребительских цен ежегодно составлял по 2 000%. Только в 1995 году инфляцию удалось снизить до 709%. В 1996 году впервые был зафиксирован небольшой рост реального ВВП на 2,8%. О том, был ли это рост или статистическая ошибка, экономисты дискутировали долго. Однако в 1997 году тенденция к росту ВВП продолжилась и он составил 11,4%. На этот раз почти все согласились с тем, что экономический рост был реален, так как увеличение физических индексов продукции, и в первую очередь экспортных товаров, было значительным. Увеличение же ВВП на 8,4% в 1998 году до сих пор обоснованно ставится под сомнение. В следующем году белорусская статистика была вынуждена "замедлить" рост ВВП из-за тяжёлых последствий кризиса в России: в 1999 году ВВП "статистически" вырос только на 3,4%.

В 1998-1999 годах экономику Беларуси потряс глубокий кризис, доходы сильно упали. Эти годы были периодом самого жёсткого и последовательного проведения государством административной политики прямого директивного управления денежным рынком. Был введён режим множественного курса рубля, валютный рынок начал административно "дробиться" государством на множество не связанных друг с другом сегментов. Национальный банк запретил осенью 1999 года торговлю валютой на внутреннем межбанковском рынке между белорусскими банками и начал выдавать разовые разрешения на её продажу каждому отдельному банку. Рубикон был перейдён именно в это время, когда до конца были завинчены "административные гайки" государственного вмешательства. Поступления валютной выручки из-за рубежа таяли, что заставило руководство пересмотреть в определённой степени свои взгляды.

Специфика переходной модели

Формирование транзитивной модели экономики проходило под влиянием нескольких неоднозначных факторов: стремления руководства сохранить понятные для людей с советских времён перераспределительные механизмы, которые воспроизводят невысокий, но стабильный прожиточный минимум и уравнительно защищают граждан в социальном отношении, и противоречивых представлений белорусской элиты не понимающей, что конкурентные механизмы являются сердцевиной рынка. Тем самым в трансформируемом обществе воспроизводились устойчивые иллюзии о том, что рынком может быть система, имитирующая механизмы и результаты рыночной конкуренции. Я. Корнаи назвал такую систему имитационной бюрократической "рыночной" экономикой, где велико неадекватное принудительное вмешательство государства в становление рынка, что деформирует его.

Экономика Беларуси относится к категории малых открытых экономик. Мировые цены на все виды ресурсов оказывают существенное влияние на динами-

ку её развития и выбор курса. Из-за значительной открытости экономики внешнему миру государство проводит интервенционистскую политику, контролируя денежные и товарные рынки. Его воздействие на динамику валютного курса, процентных ставок и товарных цен традиционно очень велико.

Не формально, а по факту экономика разделена на две подсистемы - внутреннюю и внешнюю. Государство жёстко с помощью административных рычагов контролирует предприятия внутренней экономики по ценовым, финансовым, ресурсно-натуральным и другим каналам. Внутренняя экономика Беларуси по своим сущностным характеристикам является модифицированной экономикой дефицита. В ней цены на товары и деньги формируются не только под воздействием динамики спроса и предложения, но и под директивной опекой государства. Оно стремится сохранить максимальную степень вмешательства: пытается предельно загрузить факторы производства, вести мониторинг занятости, денежной эмиссии, объёмов выпуска продукции предприятий любой формы собственности, распределения товарных фондов в государственной торговле. Государство доводит до предприятий так называемые индикативные показатели, которые фактически представляют собой директивные задания по росту объёмов производства, оно также ограничивает рентабельность продукции для фирм любой формы собственности.

Основным доминирующим субъектом экономики Беларуси является предприятие государственной и колхозно-кооперативной собственности. По сравнению с плановой экономикой оно изменило свой статус на так называемое ого-сударствлённое предприятие, где директора получили широкие права в текущей и инвестиционной деятельности. В плановой экономике они были просто "производственными узлами", работавшими в условиях усечённого хозрасчета. В нерыночной экономике СССР основным ограничителем их экспансии была физическая граница ресурсов, а предприятия функционировали в условиях мягких бюджетных ограничений, поэтому деньги выполняли пассивную роль, а их функции деформировались. Директивные плановые цены не были адекватным измерителем полезного эффекта натуральной продукции. Эмиссия денег использовалась как дополнительный ресурс для кредитования предприятий и госбюджета, финансируя дефицит их счетов, имевших устойчивое превышение расходов над доходами.

Нынешние белорусские государственные предприятия остаются под опекой государства и продолжают работать в условиях мягких бюджетных ограничений. Природа и цели их микроэкономики формируется под воздействием неконкурентного внутреннего рынка и перераспределительных механизмов, которые не ориентируют предприятия на максимизацию массы прибыли и не создают внутренних механизмов контроля над ростом издержек. Они максимизируют ренту, которая не зависит от факторов конкурентного рынка, а определяется действием разветвлённой внеэкономической системы субсидий, преференций, льгот, системы перекрестного субсидирования потребителей. Рыночный механизм альтернативных издержек деформирован, что ограничивает возмож-

ности быстрой взаимозаменяемости ресурсов, вместо этого действуют мощные макро- и микроэкономические механизмы, покрывающие экспансию непроизводительных издержек.

Изъятие денежных средств государство осуществляет через разнообразные административные и экономические инструменты: налоги и неналоговые платежи, субсидируемые кредиты, списание образовавшейся задолженности неэффективных предприятий и долгов по не перечисленным в бюджет налогам. Государство использует также инструменты административного установления фиксированных цен, контролирует оптовые и розничные цены на продукцию и энергоносители для разных категорий предприятий и граждан, выдаёт эмиссионные кредиты. Основную перераспределительную нагрузку несут крупные предприятия-экспортёры, которые оплачивают относительное благополучие субсидируемых секторов. Глубоко депрессивными и убыточными отраслями являются сельское и жилищно-коммунальное хозяйство, общественный транспорт. Государство широко использует бюджетно-финансовые и кредитно-денежные рычаги для их приоритетной поддержки. Объёмы, направления и структура денежной эмиссии банковской системы ориентирована на поддержку государственных предприятий, что позволяет через перераспределительные механизмы покрывать дефицит их счетов. Уровень расходов государства на социальные программы и трансферты составил в последние годы более 60% госбюджета. Через его систему "прокачивается" 53% ВВП.

Экономика построена на диаметрально противоположном отношении государства к частному и государственному секторам. Сформирована неравная статусная диспозиция граждан, социальных групп и предприятий разных форм собственности, для каждой из которых есть свои нормы. Привилегированная часть субъектов получает эксклюзивные права в бюджетной, таможенной, ценовой, кредитной и валютной сферах. Действуют институты спецсубъектов, пользующиеся специфическими режимами льгот и осуществляющие рентоори-ентированное поведение на неконкурентном рынке. Переплетены интересы государственных предприятий и крупного частного номенклатурного бизнеса. Мелкий и средний бизнес от системы эксклюзивных привилегий отсекается как ненужный конкурент.

В обществе создаётся система жёсткого разделения субъектов экономики по критериям, не имеющим ничего общего с конкурентной оценкой результатов их деятельности. Государство закрепляет подобное состояние общества через господство авторитарных политических институтов, централизующих в своих руках всю полноту власти. Оно ограничивает реализацию социально-политических интересов динамичной части общества, связанной с конкурентной рыночной средой. Автократия воспроизводит неотъемлемый элемент огосударствления экономики - систему неконкурентного рынка. Природа такого рынка вплетена в систему социально-классовых, политических, властных институтов, в систему господства и подчинения. Рынок в экономике Беларуси не-

сёт на себе отпечаток специфической политической, культурной, ментальной и национальной среды.

Внешняя экономическая подсистема экономики Беларуси работает в условиях валютной окупаемости экспортных проектов. Эта рыночно ориентированная подсистема подвергается внеэкономическому вмешательству государства. В экономике происходит взаимодействие и борьба двух разнородных экономических подсистем. Причём доминирует внутренняя, что проявляется в том, что государство пытается воссоздать многие механизмы плановой экономики. Обе подсистемы едины в том, что большая часть субъектов экономики использует импортные товары, которые необходимо окупать. Однако в экономике Беларуси действует система перекрёстного субсидирования, то есть ценовая субсидиарная поддержка неэффективных предприятий, потребляющих дешёвое импортное сырьё и энергоносители за счёт оплаты более высоких оптовых тарифов эффективных предприятий. По ещё более низким розничным тарифам потребляют энергию граждане.

Государство не может в такой же мере, как в случае с внутренней экономикой, воздействовать на предприятия, значительная часть денежных и ресурсных потоков которых приходится на внешние рынки. На этих рынках конкурентные рыночные механизмы значительно более продвинуты и глубже вошли в "тело" экономики, чем давление ограниченной конкуренции на внутреннем рынке страны. Об этом свидетельствует рыночная эффективность внешнеэкономической системы. Например, уровень неплатежей и накопленных долгов белорусских предприятий во внутренней экономике значительно больше, чем их неплатежи и долги на внешних рынках. По этой причине внутренняя экономика значительно более натурализована, чем внешняя. Например, на июнь 2006 года внешняя дебиторская задолженность составляла 15,1% от её общей величины, а внутренняя дебиторская задолженность - 84,9%; внешняя кредиторская задолженность составляла 14,1%, а внутренняя - 85,9%1.

Экономика БССР была создана как хозяйственная структура, ориентированная в основном на переработку сырья и материалов, поступающих из других союзных республик. В этом качестве она была встроена в единое союзное хозяйство как его неотъемлемый элемент. В структуре ВВП экономики Беларуси большая его доля создаётся обрабатывающими, а не добывающими отраслями. Основу экономики составляют крупные государственные предприятия, которые производят подавляющую часть ВВП. Предприятия химической и нефтехимической промышленности, предприятия энергетической инфраструктуры, металлургические и машиностроительные числом до 150 создают около 80% ВВП. Товары обрабатывающей промышленности страны имеют невысокую долю добавленной стоимости в структуре их продажных цен по сравнению с высокотехнологичными аналогами на Западе.

1 Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь. Аналитическое обозрение. Январь-июнь 2006 г. - Мн.: Национальный банк Республики Беларусь, 2006. С. 29.

Проблемы оценки роста ВВП

В тех экономиках, которые базируются на системе взаимосвязанных конкурентных рынков труда, капитала и товаров, не возникает никаких сомнений в оценке реальности экономического роста. В таких экономиках ВВП точно отражает изменения экономической активности. ВВП - это совокупность оплаченных доходов фирм и граждан. Экономика же Беларуси сильно натурализована и в ней не работают механизмы конкурентных рынков труда, капитала и товаров, и, соответственно, цены неадекватно измеряют полезный эффект использования капитала, труда, земли. Поэтому невозможно точно измерить рост доходов. Стандартный показатель ВВП при его произвольном толковании вносит в оценку экономического роста большие искажения. Белорусский ВВП не является совокупностью заработанных и оплаченных доходов. В него включен ряд неденежных элементов, которые к денежным доходам не имеют никакого отношения. ВВП Беларуси рассчитывается на основе показателя реализованной продукции, в основу которого положена "оригинальная" методология, согласно которой всё, что предприятие "вытолкнуло" за свои ворота (вне зависимости от того, получены ли за продукцию деньги), считается реализованным.

В экономике Беларуси решили почему-то считать, что акт реализации продукции за деньги не является главным критерием результативности. Получается, что фирмы передают друг другу натуральную продукцию, а не товар, за который продавец получает деньги. По умолчанию понимается, что в экономике не существует проблемы реализации, что напоминает мышление специалистов времён плановой экономики. В итоге в показатель реализованной продукции включаются, кроме денежной выручки за проданный товар, ещё и дебиторская задолженность, а также разнообразные неденежные формы прекращения обязательств, которые "закрываются" с помощью бартерных, зачётных сделок и квазиденежных суррогатов (например, не погашаемые эмитентом за деньги товарные векселя).

Естественно, что если на базе показателя реализованной продукции происходит расчёт ВВП, то это однозначно ведёт к недостоверности получаемых статистических данных. Белорусский ВВП не является чисто денежным показателем. В нём присутствует значительная натуральная (неденежная) составляющая, такая как бартер, зачёты и дебиторская задолженность. По своей сущности они не являются денежными доходами, так как отражают движение в экономике не товара, а натуральной продукции, рассчитанной по условным неденежным единицам. Неденежные формы расчётов ведут к завышению цен примерно на 15-25%, что также способствует "росту" ВВП.

С осени 2002 года позитивным фактором экономической динамики Беларуси стали требования России по оплате деньгами импортируемых энергоносителей. В этой связи правительство Беларуси начало проводить программу по сокращению использования неденежных форм для прекращения обязательств (бартер, зачёты, квазиденежные суррогаты). Как результат, в 2003-2006 годах

начала расти денежная составляющая реализованной продукции, что улучшает экономическую динамику. В январе-августе 2003 года денежная выручка в показателе реализованной продукции составляла 74,1%, а неденежные формы расчётов - 25,9 %. В январе-августе 2004 года денежная выручка была 83,4%, а неденежная - 16,6%\ В январе-мае 2005 года соответственно 87,7% и 12,3%, в январе-мае 2006 года 92,8% и 7,2%2.

ВВП в СССР являлся условно-счётным показателем, который применялся на безальтернативной основе по команде государства. Ввиду уникальной структуры плановых цен в экономике СССР и отсутствия рыночного курса доллара к советскому рублю оценка ВВП и доходов населения по ним совершенно недостоверна, из-за чего невозможны корректные межстрановые сравнения (например, рассчитанный по принятой в СССР методике показатель ВВП на душу населения в БССР в 1990 году в 6718 долл.3 не соответствует действительности). Проведение рыночной реформы в Беларуси, как бы непоследовательна она ни была, дало позитивный результат. Потолочные цифры времён СССР сейчас стали приближаться к реальности.

Проблемы адекватной оценки динамики ВВП обостряются из-за того, что экономика Беларуси имеет большую нерыночную составляющую, а это вызвано значительной степенью вмешательства государства в деятельность банков, фирм и граждан. Для проведения корректных международных сравнений необходима однородная база сопоставимых экономических отношений, на которых основывается система национальных счетов (СНС), лежащая в основе учёта показателей. В соответствии с ней в международной практике принято, что: "Одной из важных категорий СНС является понятие об экономической операции... Это добровольное взаимодействие между двумя хозяйствующими субъектами в связи с производством и использованием продукции, распределением и перераспределением доходов, приобретением финансовых активов, принятием финансовых обязательств. Наиболее типичные примеры экономических операций: купля и продажа товаров, выплата заработной платы, предоставление кредита, выплаты и получение пособий и пенсий. В результате экономической операции одни хозяйствующие субъекты передают другим товары и услуги, активы, право собственности"4. Принятые в мировой практике базовые понятия СНС в эко-

1 Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь. Аналитическое обозрение. Январь—сентябрь 2004 г. Мн.: Национальный банк Республики Беларусь, 2004. С. 28.

2 Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь. Аналитическое обозрение. Январь—июнь 2006 г. Мн.: Национальный банк Республики Беларусь, 2006. С. 27.

3 Мобиус Марк. Руководство для инвестора по развивающимся рынкам / Пер. с англ. М.: Инвест. компания "Атон", АОЗТ "Гривна +", 1995. С. 24.

4 Система национальных счетов - инструмент макроэкономического анализа / Под ред. Ю.Н. Иванова М.: Финстатинформ, 1996. С. 21.

номике Беларуси просто не работают, так как она не рыночная по своей сущности. Внеэкономическое вмешательство государства в экономику позволяет: формировать фиктивную занятость; принуждать банки к выдаче огосударст-влённым предприятиям кредитов; принуждать производителей к продаже продукции по внутренним квотам внутри Беларуси; дифференцированно устанавливать разные уровни цен на энергоносители для адресных категорий потребителей. Всё это в совокупности делает отношения в экономике не добровольными, а принудительными. Экономика Беларуси частично находится в специфической рыночной системе, однако большая её часть "погружена" в перераспределительную систему. Сокрытие в показателе ВВП Беларуси помимо денежной составляющей реализованных товаров значительной бартерно-зачётной составляющей по завышенным ценам (относительно денежных цен) и больших объёмов нереализованной продукции (дебиторская задолженность) свидетельствует, что до конкурентного рынка республике ещё далеко.

Как же тогда определить наличие роста ВВП в экономике Беларуси? Для этого необходимо найти такую сферу в экономике, которая по своей внутренней природе не может допустить неденежных расчётов. Выйти "на след" денежных доходов можно в банковской системе. Банки работают только на денежном рынке, принимая и возвращая долги исключительно в денежной форме. Они органически не приемлют оплаты в натуральной форме и неплатежи, что допускают некоторые предприятия в своей повседневной практике, для того чтобы быть "на плаву". Неплатежи клиентов банка и самого банка ведут к потере им платёжеспособности.

Банковская статистика основана на выдаче кредитных денег клиенту и возврате их в банк при закрытии сделки. Поэтому здесь невозможно ничего приписать, как это делается в статистике ВВП, являющегося расчётным показателем, величина которого зависит от избранной методики счёта. Динамика ВВП должна быть тесно связана с ростом или падением доходов, исчисленных в долларовом выражении. Для косвенной оценки динамики и темпов ВВП надо знать изменения размеров наличных рублей и расчётных счетов и срочных депозитов фирм и граждан (в рублях и инвалюте). Сложив все три компонента вместе, мы получим СДМ (совокупную денежную массу), которая распадается на РДМ (рублевую денежную массу) и ИДМ (инвалютную денежную массу). В данных показателях отражаются действительные изменения прироста или падения добавленной стоимости, созданной в экономике. Эти денежные показатели банковской системы невозможно сфальсифицировать.

Возьмём два периода времени: сильнейший удар российского кризиса по экономике Беларуси в 1998-1999 годах и период 2000-2006 годов, связанный с выходом на единый валютный курс и уменьшением темпов инфляции и девальвации. В течение обоих периодов ВВП статистически рос. Однако динамика денежных доходов в стране имела при этом абсолютно разнонаправленные тенденции.

В 1998-1999 годах происходил постоянный обвал валютного курса рубля: с 30,74 тыс. руб./ долл. (январь 1998 г.) до 220 тыс. руб./ долл. (январь 1999 г.) и до 900 тыс. руб./ долл. (январь 2000 г.). За два года рубль упал в 29,3 раза. Естественно, доходы предприятий и граждан значительно обесценились. Откуда же возник прирост добавленной стоимости? Ответ прост: его не было в действительности, но его "сделали" на бумаге. Совершенно очевидно, что банковская статистика и статистика ВВП исключают друг друга

С 2000 года по мере оживления экономики России и дальнего зарубежья, куда направлялся белорусский экспорт, реальный ВВП ежегодно динамично прирастал: 5,8% (2000 г.), 4,7% (2001 г.), 5% (2002 г.), 7% (2003 г.), 11,4% (2004 г.), 9,2% (2005 г.)1. Темп роста ВВП за 11 месяцев 2006 года составил 9,7%. Рост мировых цен на энергоносители приводит к тому, что в экспорте Беларуси доминирует продукция сырьевого сектора и сектора энергетических продуктов (продуктов нефтепереработки). Удельный вес товаров с низкой степенью технологичной обработки (энергоносителей, удобрений, проката чёрных металлов, а также древесины, и продуктов питания) составил в январе-мае 2006 года 58% против 53% в январе-мае 2005 года, в том числе минеральных продуктов - соответственно 42,5% и 33,7%. Одновременно снизилась доля машиностроительной продукции с 20,3% в январе-мае 2005 года до 19% в январе-мае 2006 года2.

Однако вернёмся к проблеме оценки динамики ВВП после 2000 года, а также соответствия темпов роста ВВП приросту СДМ. В 2000-2006 годах рост СДМ в долларовом выражении двигался с ростом ВВП в одну сторону. СДМ на январь 2000 года, стартуя с низкого уровня в 561,2 млн долл., к июлю 2004 года достигла 3,368 млрд долл., включая РДМ в 1,986 млрд и ИДМ - 1,382 млрд. Всего СДМ за период 2000 года - первая половина 2004 года выросла в шесть раз. Конечно, это не говорит о росте ВВП на такую же величину. Тут прямые аналогии недопустимы, однако рост ВВП очевиден.

Новые тенденции в развитии экономики

С начала 2000 года Национальный банк Беларуси начал проведение умеренно-жёсткой денежно-кредитной политики. Перед ним стояло несколько задач. Во-первых, снизить очень высокую инфляцию с трёхзначного уровня (294% в 1999 г.) до двузначного. Во-вторых, ликвидировать систему множественных валютных курсов посредством либерализации валютного рынка. Через инструменты эмиссионной, процентной и валютной политики Нацбанк ужесточил экономическую среду. Вводя более жёсткие бюджетные ограничения в денежной сфере, Нацбанк "переключил" субъектов экономики на преимущественное

1 Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь. Аналитическое обозрение. Январь—июнь 2006 г. Мн.: Национальный банк Республики Беларусь, 2006. С. 5, 100.

2 Там же. С. 17.

использование рубля, вследствие чего стали изменяться цели и приоритеты поведения банков, фирм и граждан.

Темпы эмиссии денежной базы и СДМ были поставлены под жёсткий контроль. В 2000-2005 годах большая часть эмиссии Нацбанка (от 50 до 75%) шла на покупку иностранной валюты. Его чистые иностранные активы выросли с 52 млн долл. (январь 2000 г.) до 1576 млн (ноябрь 2006 г.). Однако наряду с этим чистые иностранные активы коммерческих банков уменьшились с 221,1 млн долл. (январь 2000 г.) до минус 410 млн (ноябрь 2006 г.). Эта тенденция отражает структурные перекосы в банковской системе, продажу коммерческими банками клиентской валюты, так как своя уже продана. Политика финансовой стабилизации 2000-2006 годов во многом основана на стимулировании коммерческих банков к продаже валюты Нацбанку через высокие реальные рублёвые ставки. Это объективно ухудшает валютные позиции коммерческих банков, делает их уязвимыми перед возможным ухудшением финансового положения в будущем.

Ежегодный уровень прироста потребительских цен последовательно снижался: в 2002 году до 43%, в 2003 - 28%, в 2004 - 18,3%, в 2005 - 10,5%. В 2006 году за 10 месяцев прирост потребительских цен составил 3,8%. Жёстко взяты под контроль процессы инфляции и девальвации. Темпы девальвации рубля к доллару в течение 2000-2006 годов были ниже темпов инфляции, что дало антиинфляционный эффект. Избранная в 2000 году стратегия поведения Нацбанка на финансовом рынке активно содействует повышению ценовой конкурентоспособности белорусского экспорта, росту объёмов производства и продаж. Платежный баланс страны в 2005 году имел положительное сальдо, что позитивно влияло на валютный курс рубля. По мере снижения уровня инфляции, ставка рефинансирования последовательно снижалась с 175% (февраль 2000 г.) до 10% (ноябрь 2006 г.). В 2003-2006 годах курс рубля к доллару в Беларуси не менялся.

Нацбанку удалось существенно снизить спрос на деньги, несколько изменив его структуру по отраслям и группе дотируемых по различным каналам нерентабельных предприятий. Часть неэффективного спроса на деньги обусловлена, во-первых, требованиями государственных банков (АгроПромБанк и АСБ Бе-ларусбанк) и их клиентов, во-вторых, определяется нуждами правительства. Однако уже с января 2004 года в способах финансирования дефицита госбюджета произошли позитивные изменения: правительство перешло на его финансирование исключительно через рынок государственных ценных бумаг. Это объективно улучшило ситуацию, хотя субсидиарные потоки из Нацбанка продолжают идти через АгроПромБанк и АСБ Беларусбанк в нерентабельные государственные предприятия.

Все принятые меры привели к тому, что с 2000 года в экономике Беларуси медленно, а с 2003 года достаточно явственно стали обозначаться новые тенденции развития. Важной очистительной силой стал кризис в России 1998 года, который вынудил белорусские предприятия начать сложный процесс экспорт-

ной переориентации на рынки дальнего зарубежья. Эти рынки отличаются большей стабильностью цен и доходов, а также значительно более высокими стандартами производства и потребления, чем рынки СНГ и России. Платёжный баланс Беларуси стал улучшаться. Валютная выручка от экспорта динамично растёт: в 2002 году она составила 4,559 млрд долл., в 2003-м - 9,303 млрд, в 2004-м - 12,39 млрд, в 2005-м - 17,2 млрд. Исходя из поступлений валютной выручки за 9 месяцев 2006 года, она оценивается в 22,5 млрд долл. в годовом исчислении.

Значительный прирост в 2000—2006 годах реальных доходов фирм и граждан служит объективной причиной дальнейшего роста экономики. Среднемесячная заработная плата выросла с 60 долл. (1997 г.) до 282 долл. (июнь 2006 г.). Размер средней пенсии в июне 2006 года составил 115,5 долл. по сравнению с 59 долл. в 2004 году и 32 долл. в 1997-м. Увеличились на 23% срочные рублёвые депозиты предприятий и населения, а размер депозитов в иностранной валюте вырос на 13%. Происходит укрепление доверия к рублю и увеличение монетизации экономики.

Позитивные тенденции в народном хозяйстве позволили государству более эффективно бороться (хотя в основном и перераспределительными методами) с таким тяжёлым явлением, как бедность. Её уровень в Беларуси (а бедными считаются малообеспеченные семьи со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума) составлял, по официальной статистике, в 1995 году — 38,4%, в 1999-м — 46,7%, в 2000-м - 41,9%, в 2001-м - 28,9%, в 2002-м - 30,5% в 2003-м - 27,1%1. Одним из способов улучшения жизни малоимущих являлся контроль за величиной заработной платы. Её минимальная величина по сравнению с бюджетом прожиточного минимума в 2001 году составляла только 13%, в 2003-м -42%, в 2004-м - 76%2. Государство контролировало и цены на социально значимые товары (квартплата, энергия и т. д.). Положительная динамика здесь несомненна, однако каждый четвёртый человек в стране пока ещё остаётся бедным.

Общий рост реальных доходов благоприятно сказался, в частности, и на рынке строительства жилья, который стал перспективно растущим. Благодаря этому, например, Минск и областные центры переживают строительный бум. Кредиты на строительство жилья являются долгосрочными (до 30 лет под 2—4%) и занимали, например, в 2003 году 30% от размера всех долгосрочных кредитов в экономике. Финансовая стабилизация "запустила" позитивную тенденцию к увеличению доли долгосрочных кредитов в общей сумме банковских кредитов фирмам. Банки начали активно кредитовать население. Если в 2001 году они выдали 105,2 млн долл. (из них льготных 96% за счёт госсредств), то в 2005 году - 588 млн (из них льготных 71%).

1 Материалы Международной конференции "Достижение первой цели тысячелетия: концептуальные подходы и пути реализации". 2—3 ноября 2004 г., Беларусь. Мн.: ООО "ИИС "Арт-Пресс", 2004. - С. 23, 117.

2 Там же. С. 97.

При этом выдача кредитов банками во многом определяется решениями президента и правительства страны. Причём часть принудительных кредитов идёт на погашение задолженности предприятий по зарплате. Поэтому показатели просроченной государственными предприятиями выплаты зарплаты традиционно низкие. По существу кредиты банков на эти цели финансируют часть "прироста добавленной стоимости".

Если охарактеризовать финансовое состояние государственных предприятий в целом, оно неблестяще, у них значительные проблемы с поддержанием ликвидности, их платёжная дисциплина традиционно невысока. Просроченная дебиторская задолженность предприятий на июнь 2006 года достигла 10% ВВП1. В 1999 году убыточных предприятий было 16,9% от общего числа, в 2003 году эта цифра увеличилось до 40,5%. Правда, дальше появилась тенденция к их снижению: в январе-мае 2005 года 24,2%, в январе - мае 2006 года -18,5%.

Больной стороной экономики всё ещё остаётся микроэкономическая неэффективность государственных предприятий, что проявляется в превышении темпов роста затрат на производство продукции над показателями выручки от реализации и прибыли. Данные тенденции отражают их затратную черту, когда максимизация массы прибыли не является внутренним мотивом поведения на рынке. Они нацелены на выполнение государственных заданий по объёмам роста продукции.

* * *

В итоге на сегодняшний день можно констатировать, что, несмотря на многие достижения по формированию рынка, процесс трансформации экономики Беларуси имеет большие сложности. Невысокая эффективность реформ во многом объясняется тем, что государство вводит рыночные институты сверху, не опираясь на низовой слой частного бизнеса. Белорусские реформы не способствуют воспроизводству малого и среднего бизнеса, они стимулируют деятельность государственных предприятий, поддерживая рост крупного номенклатурного капитала. На июль 2004 года в стране было зарегистрировано 26,7 тыс. малых фирм, что составляло всего 2,7 малые фирмы на 1000 жителей страны. На малых фирмах занято почти 315 тыс. человек, что составляет около 8% работающих в экономике. С учётом индивидуальных предпринимателей и их наёмных работников численность занятых в сфере малого бизнеса составляет 15— 18% от их общего числа в экономике. Малый бизнес в Беларуси создает 6-8% ВВП, в то время как в Чехии - 40%, а в Польше - 50 %. По оценке МФК, для

1 Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь. Аналитическое обозрение. Январь—июнь 2006 г. Мн.: Национальный банк Республики Беларусь, 2006. - С. 29.

того чтобы начать бизнес, гражданину Беларуси необходимо иметь 10-13 тыс. долл. и потратить около полугода для оформления всех документов1.

На данном этапе нелегальный рынок в Беларуси растёт, как сорная трава, неся естественные потери от неразрешимых институциональных проблем. Государство проводит рыночные реформы не потому, что это вызвано внутренней необходимостью властвующей элиты, а из-за того, что её вынуждает на это жёсткое давление внешних обстоятельств. Поддерживаемые властью структуры государственных предприятий и номенклатурного бизнеса ориентированы на поиск и присвоение рентного дохода, что способствует поддержанию условий для функционирования неконкурентного рынка, контролируемого государством. В социальной сфере происходит консервация сложившейся при социализме социальной структуры общества для активного противодействия формированию структур гражданского общества.

С другой стороны, сложившаяся в 2000-2006 годах благоприятная конъюнктура внешних рынков несомненно стимулировала и стимулирует развитие экономики Беларуси. И до тех пор пока рост мирового хозяйства будет продолжаться, белорусская экономика также продолжит движение вперёд. Однако с существенными изъянами. Главный из них в том, что у государства отсутствуют внутренние национальные мотивации к осуществлению долгосрочной стратегии трансформации экономики Беларуси в конкурентное рыночное состояние, хотя, как мы видели, результаты финансовой стабилизации за эти годы и динамика развития экономики объективно свидетельствуют о её значительном потенциале.

До 2006 года высокий уровень конъюнктуры внешних экспортных рынков стимулировал высокие темпы роста экономики Беларуси. Особенно выгодным для республики было увеличение спреда между долларовыми ценами на импортируемую и экспортируемую нефть, который в 2002 году составил 43,3 USD, в 2003 году - 52,2 USD, в 2004 году - 72,8 USD. Ситуация с 1 января 2007 года резко изменилась. Уменьшение цен на нефть и повышение цен на газ более чем в два раза привели к значительному увеличению издержек, что поставило белорусские предприятия в тяжёлое положение. Новый 2007 год значительно осложнил функционирование белорусской экономики. Вероятнее всего, что внешний шок вынудит правительство начать адаптацию к рыночным условиям внешней торговли и ему придётся отказаться от некоторых внеэкономических механизмов перераспределения ресурсов. Однако, какова будет направленность и динамика преобразований экономики Беларуси, покажет время.

1 Материалы Международной конференции "Достижение первой цели тысячелетия: концептуальные подходы и пути реализации". 2—3 ноября 2004 г., Беларусь. Мн.: ООО "ИИС "Арт-Пресс", 2004. С. 207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.