Научная статья на тему 'Белое ханако в средневековом Хорезме'

Белое ханако в средневековом Хорезме Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
201
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЯ / БЕЛОЕ ХАНАКО / ХОРЕЗМ / МИЗДАХКАН / ГОРОДИЩЕ КАРАКАЛПАКСТАН (УЗБЕКИСТАН) / ARCHAEOLOGY / WHITE KHANAKO / KHOREZM / MIZDAHKAN / SETTLEMENT / KARAKALPAKSTAN (UZBEKISTAN)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хожаниязов Гайратдин

В статье описываются новые материалы об уникальном объекте средневекового Хорезма. Комплекс под названием «Белое ханако» построен в Миздахкане в честь Сейда из потомков пророка шейха Сулеймана Хадади Мусевия и находится на территории Ходжейлийском районе Республики Каракалпакстан (Узбекистан). В комплекс, кроме ханако, входят летняя и зимняя мечети, кухня и другие помещения. Анализ собранного материала из раскопа позволяет выделить в жизни данного объекта хорезмшахский (XII-начало XIII вв.) и золотоордынский (XIII-XIV вв.) периоды. Изучаемый объект, устроенный по типу общественно-культовых сооружений средневековой Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHITE KHANAKO IN MEDIEVAL KHOREZM

The article describes new materials about the unique object of medieval Khorezm. Complex White Khanako Mizdahkan built in honor of Seyda descendants of the prophet Sheikh Suleiman Haddadi Museve and is located on the territory Hegelism district of the Republic of Karakalpakstan (Uzbekistan). Apart from Khanako, the complex includes summer and winter mosques, a kitchen and other facilities. The analysis of the collected material from the excavation allows us to distinguish the Khorezmshakh and Golden Horde periods.

Текст научной работы на тему «Белое ханако в средневековом Хорезме»

УДК 902/904

БЕЛОЕ ХАНАКО В СРЕДНЕВЕКОВОМ ХОРЕЗМЕ © 2018 г. Г. Хожаниязов

В статье описываются новые материалы об уникальном объекте средневекового Хорезма. Комплекс под названием «Белое ханако» построен в Миздахкане в честь Сейда из потомков пророка шейха Сулеймана Хадади Мусевия и находится на территории Ходжейлийском районе Республики Каракалпакстан (Узбекистан). В комплекс, кроме ханако, входят летняя и зимняя мечети, кухня и другие помещения. Анализ собранного материала из раскопа позволяет выделить в жизни данного объекта хорезмшахский (Х11-начало XIII вв.) и золотоордынский (ХШ-Х1У вв.) периоды. Изучаемый объект, устроенный по типу общественно-культовых сооружений средневековой Центральной Азии.

Ключевые слова: археология, Белое ханако, Хорезм, Миздахкан, городище Каракалпакстан (Узбекистан).

Среди культовых зданий ислама особое место принадлежало ханако. Они появляются по мере формирования суфизма, упоминаются уже в X веке и получают значительное распространение в Хорасане, Мавераннах-ре в Х1-Х11 вв. По свидетельству письменных источников и археологических материалов, в Х1-Х1У веках ханако воздвигаются на территории средневекового Хорезма. Жители районного центра Ханка Хорезмской области Республики Узбекистан хранят в своей памяти много легенд из истории города. По этим рассказам, город Ханка в древности назывался другим именем, которого они не знают. В этом городе имеется ханако, построенное для сына или племянника знаменитого ясевий-ского шейха Сеид-ата. Во время монгольского нашествия город Ханка был разрушен и в нем уцелело только ханако, вокруг которого впоследствии возродилась жизнь. С тех пор город стал называться «Хан(а)ка» (Ханка). Эта легенда, очевидно, соответствует исторической действительности; у Абул-гази (ХУ11 в.) и авторов хивинских хроник (ХУШ-Х1Х вв.) название города пишется не просто Ханка, а Ханакох (Гулямов, 1957, с. 144).

Побывавший в 1333 году в Хорезме арабский путешественник Ибн Батута упоминает, что Ургенч - цветущий город с богатыми рынками; особенно выделяются медресе Кутлуг Тимура, мечеть и ханако Тюрабек ханум, три загородных ханако (завия)-шейх Наджмеддин Кубра, Джелаладдина ас Самар-канди и Абулкасима аз Замахшари. Кутлуг Тимур построил два ханако и учредил в пользу каждой из них вакфы, включающие в свои состав общинные земельные угодья и каналы.

В ханако, выстроенном над могилой шейха Наджим-ад-дина ал Кубра, для приезжающих и уезжающих всегда найдется пища.

Известно, что в честь путешественника был организован прием в ханако Тюрабек ханум (Тизенгаузен, 1884, с. 309-310; Якубовский, 1930, с. 16; Маньковская, Булатова, 1978, с. 76; Гулямов, 1957, с. 103, 169-170).

Археологически изучены ханако в Куня Ургенче, Кават кале, Наринджане, Миздах-кане и в других городищах средневекового Хорезма. Ярким примером подобных сооружений Хорезма могут служить, средневековое ханако в городище Миздахкан (рис. 1 а,б), которое находится в Ходжейлийском районе Республики Каракалпакстан (Узбекистан).

Городище Миздахкан площадью в 250 га согласно письменным источникам Х века был центром двенадци тысяч замков. По величине он является третьим городом в средневековом Хорезме. В настоящее время в него входят: развалины древнего и средневекового города, древний и средневековой некрополь и другие археологические объекты. На территории некрополя сохранилось ханако. Оно в плане прямоугольник размером 17*19 м (рис. 1вг). Стены возведены из сырцового кирпича (26-27*26-27*5-6 см). Главный фасад обращен на юг и оформлен «П» образным порталом. Проход осуществлен с помощью маршевой лестницы.

В основе здания - пересекающаяся с юга на север и с запада на восток крестообразная планировка. Пол выложен шлифованным кирпичом, по верху обмазан алебастровой штукатуркой. По четырем сторонам центрального зала (5,7*5,7 м), некогда перекрытого куполом, расположены широкие и глубокие стрельчатые ниши, две из которых глухие, а две - сквозные. В нишах, лежавших направо (на восток) и налево (на запад), имеются невысокие суфы. Кроме ниш по четырем бокам центрального зала расположены четыре помещения (№ 7 А, В, Е, Н) и длинный коридор,

ведущий в хозяйственную часть комплекса. В помещения 7 А (4,7*3,5 м), где сохранились остатки деревянных стоек и порога от двери, тамбур, который с двух сторон (северной и южной) ограничен деревянными порогами, суфа, камин, ташна (рис. 2в). Ташна облицована жжеными кирпичами. В середине помещения находится очаг, сделанный из сосуда диаметром 36 см. Стены некоторых помещений расписаны различными рисунками и надписями. Среди рисунков встречаются изображения людей, животных (конь), птиц (голуби, утки и др.), лодки с парусами и рулевыми управлениями, различные знаки (7БД) изображения человека и арабские надписи.

Вокруг ханако расположено несколько жилых, хозяйственных и подсобных помещений (№»№ 10-17). Среди них особо следует отметить кухню.

Кухня (№ 9) с несколькими очагами, с отдельными топками, где приготовлялась трапеза. На очагах сохранилось несколько котлов из талькохлорида. Обнаружены также тандыр хорошей сохранности, закрома. Северная и восточная стены, где расположена кухонная утварь, облицованы поливными керамическими плитами размерами 18*18*3 см (рис. 2а,б). При кухне имеется кладовка-подсобка (пом. 8 и 10). С южной стороны кухни расположено помещение (№ 10) с суфой, ташнау, очаг, канн и другие помещения, которые, возможно, служили для проживания обслуживающего персонала. Все помещения между собой были связаны проходами и узкими коридорами. Некоторые имели отопительные системы (каан), суфу, ташнау, полки, сделанные с помощью прутьев, и др.

Вскрыты банная комната (№ 8) и таарат-хана (№» 9) с элементами внутреннего интерьера: суфа, отопительные системы (каан), скамейка, этажерка, два камина, очаг с котлом, ташнау с канализацией (рис. 2в,г). Кроме того, в комплексе вскрыто еще несколько помещений, часть которых, очевидно, была предназначена для постоя паломников, приходивших к Миздахканской святыне.

С юго-западной стороны ханако имеется «белое здание» (№ 3) в плане квадратной формы (10,5*10,5 м), с квадратным залом (8,2*8,2 м). Перекрытие купольное, от которого сохранилось лишь его основание. Парадный проход здания находится в середине южной стены и оформлен коридорообразной конструкцией со сводчатым перекрытием, второй - в середине западной стены, третий - в восточной стене.

Установлено, что при строительстве данного здания было снесено одно из помещений (7Н) ханако.

В комплекс ханако входили летняя и зимняя мечети с открытыми дворами, полуподземный мавзолей, подсобные и хозяйственные помещения и другие сооружения. Летняя мечеть (№ 1) представляет собой многоколонный зал площадью 17*15 м. Ее фасады архитектурно не обработаны - это глухие кирпичные стены. Стены мечети с внутренней и внешней стороны обмазывались штукатуркой. В южной стене мечети обнаружена уникальная двойная михрабная ниша прямоугольной формы, оформленная сталактитами и резным орнаментом. Восточная ниша (начало Х11-ХШ в.) оформлена системой сталактитов, по бокам обведенная двойной куфической надписью. Текст нанесен по периметру П-образной рамки михрабной ниши. Буквы вырезаны из ганчевых блоков прямоугольной формы, последовательно смонтированных вокруг михраба. Почерк - куфи - декоративных очертаний, напоминающий монетные легенды XI веков. На фоне надписи вырезан орнамент в виде растительных побегов, которые завершаются трилистниками (рис. 3а,б). Этот узор также характерен для архитектурной эпиграфики региона Центральной Азии той же эпохи.

Текст в михрабе представляет собой фрагмент из Корана (22:78). Сохранившийся кусок надписи подчеркнут в оригинальном тексте аята и в переводе: «И усердствуйте об Аллахе достойным его усердием! Он избрал вас и не устроил вас в религии никакой тяготы, как и в общине отца вашего, Ибрахима. Он назвал вас мусульманами раньше и в это (время), чтобы посланник был свидетелем для вас, а вы были свидетелями для людей. Выполняйте же молитву, давайте очищение и держитесь за Аллаха! Он - ваш покровитель. И прекрасен покровитель, и прекрасен. Помощник!».

Аналогичные мечети с священным местом михрабом, базами колонн известны из средневековых памятников Хорезма Шах-Санеме [Рапопорт, 1958, с. 417], Куня Ургенче [Вактурская, 1958, с. 481-482], в Дэвкескене [Пугаченкова, 1963, с. 126].

Западная михрабная ниша

(ХШ-Х1У вв.) состоит из геометрических орнаментов. Почти вся орнаментация раскрашена в желтый, белый и красные цвета.

Пол из жженого кирпича (25-26-2830*25-26-28-30*4-5 см), на нем 16 четы-

рехугольно-ступенчатых и круглых колонн базы из талькохлорида и песчаника.

Зимняя мечеть (№ 2) находится между ханако и летней мечетью. Мечеть в плане прямоугольная (15*13 м) пристроена к восточной стене летней мечети, между собой они сообщаются двумя проходами, находится рядом с западной стороны ханако. Стены мечети возведены исключительно из жженого кирпича (23-24*23-24*4 см). Главный вход направлен на север и оформлен сводчатым входом. Зал мечети прямоугольник (13,4*11,4 м). Михраб расположен в середине южной стены. Пол выложен жжеными кирпичами. Он уникален тем, что здесь на некоторых колоннах базы из песчаника сохранились остатки деревянных стояков. Диаметр 0,3 м, сохранившая высота 1-1,5 м.

Южное крыло всего комплекса занимает двор (42*34 м), огражденный сырцовой стеной и предназначенный для чтения джума-намазов во время праздников Навруз и Хайит байрам.

Время возведения и функционирования Комплекса ханако Сулейман Хадади согласно нумизматическим (Текеш, 1172-1200, Узбек, 1326-1327, Джанибек, 1341-1342, Бердибек,

1358-1359 гг.) и археологическим материалам и датируется ХП-ХГУ веками.

В ХП-ХШ вв. возводятся ханако и летняя мечеть. Во второй половине ХШ-ХГУ в. с юго-западной стороны ханако было пристроено здание № 3. При его строительстве было снесено одно из помещений № 7Н ханако. Установлено, что белое здание № 3 согласно вакуфному документу Кутлуг Тимура от 1349 года является «Белой ханако», построенной в Миздахкане в честь Сейда из потомков пророка шейха Сулеймана Хадади Мусевия [Гулямов, 1957, с. 129,169]. Возможно, частично открытое полуподземное сооружение (7К) является усыпальницей самого шейха. В этот период в летней мечети появился новый михраб, прежний был заложен. Возводится зимняя мечеть и несколько помещений служебного характера. Таким образом, раскопанная часть мечети в западном краю комплекса по археологическим и нумизматическим данным датируется второй половиной ХШ-ХГУ в.

В целом открытый Комплекс «Белое ханако» дает немало новых сведений по общественно-культовым сооружениям

ХГГ-ХГУ вв., а также свидетельствует о том, что городище Миздахкан является одним из суфических центров средневекового Хорезма.

ЛИТЕРАТУРА

Вактурская Н.Н. О раскопках 1948 г. на Шемахе кале // ТХАЭЭ, Т. I, 1952.

Гулямов Я.Г. История орошения Хорезма с древнейших времен до наших дней. Ташкент: Издательство Академии Наук Узбекской ССР, 1957. 313 с.

Маньковская Л.Ю., Булатова В.А. Памятники зодчества Хорезма. Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1978. 192 с.

Пугаченкова Г.А. Материалы к истории Хорезмского зодчества // МХЭ. Вып. 7. 1963. С. 118-137. РапопортЮ.А. Раскопки городища Шах Санем в 1952 г. // Тр. ХАЭЭ Т. II. М., 1958. С. 397-420. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.1., СПб., 1884. 289 с.

Якубовский А.Ю. Развалины Ургенча / Известия ГАИМК. Вып.2. Т.4. Л.: ГАИМК, 1930. 73 с.

Информация об авторе:

Хожаниязов Гайратдин, кандидат исторических наук, заведующий отделом археологии, Научно-исследовательский институт гуманитарных наук Каракалпакского Отделения Академии наук Республики Узбекистан (г. Нукус, Узбекистан).

WHITE KHANAKO IN MEDIEVAL KHOREZM G. Khozhaniyazov

The article describes new materials about the unique object of medieval Khorezm. Complex White Khanako Mizdahkan built in honor of Seyda descendants of the prophet Sheikh Suleiman Haddadi Museve and is located on the territory Hegelism district of the Republic of Karakalpakstan (Uzbekistan). Apart from

Khanako, the complex includes summer and winter mosques, a kitchen and other facilities. The analysis of the collected material from the excavation allows us to distinguish the Khorezmshakh and Golden Horde periods.

Keywords: archaeology, White Khanako, Khorezm, Mizdahkan, settlement, Karakalpakstan (Uzbekistan)

About the Author:

Khozhaniyazov Gayratdin. Candidate of Historical Sciences, Research Institut of Humanities of Karakalpak branch of the Academy of Sciences of Uzbekistan, Berdakh Av., 41, Nukus, 230100, Uzbekistan.

Рнс. 1.

Рис. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.