Научная статья на тему 'Мазлумхан-Сулу уникальный памятник Хорезма эпохи Золотой Орды'

Мазлумхан-Сулу уникальный памятник Хорезма эпохи Золотой Орды Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
888
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕЗМ / KHOREZM / ЗОЛОТАЯ ОРДА / GOLDEN HORDE / ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ / МАВЗОЛЕЙ МАЗЛУМХАН-СУЛУ / MAUSOLEUM MAZLUMKHAN-SULU / ДЕКОР / DECOR / БАНТИКИ-ПЕРЕМЫЧКИ / СТАЛАКТИТЫ-МУКАРНА / ARCHITECTURE MONUMENTS / BOW-SHAPED TILES-CROSSPIECES / CONSTRUCTIVE STALACTITE-MUKARNA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кдырниязов Мухаммед-Шарип, Кдырниязов Омар-Шарип

В статье рассматривается место мавзолея Мазлумхан-Сулу, относящегося к 20-30 гг. XIV в., в истории архитектурных сооружений эпохи Золотой Орды. Памятник расположен на территории древнего поселения Миздахкан в Каракалпакстане. Мавзолей считается типичным культовым многокупольным сооружением, одна часть которого надземная, а другая подземная. Памятник имеет крестообразную в плане конструкцию, перекрытую тремя куполами. Генезис мавзолея, по всей вероятности, связан с древностями кочевников Южного Приаралья, а также курганов Тагискена и мавзолея Баланды 2. Богатый архитектурный декор Мазлумхан-Сулу состоит из изразцовперемычек «бантиков» и системы конструктивных сталактитов так называемой «мукарна». Мавзолей был возведен в эпоху Золотой Орды, имеет исторические параллели в архитектурных памятниках Западного Казахстана и Поволжья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mazlumkhan-Sulu a unique monument of Khorezm epoch of Golden Horde

A place of mausoleum Mazlumkhan-Sulu of the 20-30 years of the XIV century in the history of architectural constructions of Golden Horde epoch is considered in the article. The monument is located on the territory of ancient settlement Mizdakhkan in Karakalpakstan. This mausoleum is regarded as a cult multi-domed construction with one part of it constructed on the earth and the second underground. The construction has the crosswise plan and it has been blocked by means of thrеe domеs of a girder type. The genesis of the mausoleum is supposed to be connected with nomadic antiquities of the Southern Aral Lake area, as well as the burial mounds of Tagisken and the mausoleum of Balandy II. Rich architectural décor of Mazlumkhan-Sulu consists of the bow-shaped tiles-crosspieces and a system of constructive stalactites so called “mukarna” The mausoleum were arose during an epoch of Golden Horde and it has historical parallels in the architectural monuments of the Western Kazakhstan and the Volga region.

Текст научной работы на тему «Мазлумхан-Сулу уникальный памятник Хорезма эпохи Золотой Орды»

УДК 725.94

МАЗЛУМХАН-СУЛУ - УНИКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК ХОРЕЗМА ЭПОХИ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

© 2013 г. О.-Ш. Кдырниязов, М.-Ш. Кдырниязов

В статье рассматривается место мавзолея Мазлумхан-Сулу, относящегося к 2030 гг. XIV в., в истории архитектурных сооружений эпохи Золотой Орды. Памятник расположен на территории древнего поселения Миздахкан в Каракалпакстане. Мавзолей считается типичным культовым многокупольным сооружением, одна часть которого надземная, а другая - подземная. Памятник имеет крестообразную в плане конструкцию, перекрытую тремя куполами. Генезис мавзолея, по всей вероятности, связан с древностями кочевников Южного Приаралья, а также курганов Тагискена и мавзолея Баланды 2. Богатый архитектурный декор Мазлумхан-Сулу состоит из изразцов-перемычек «бантиков» и системы конструктивных сталактитов - так называемой «му-карна». Мавзолей был возведен в эпоху Золотой Орды, имеет исторические параллели в архитектурных памятниках Западного Казахстана и Поволжья.

Ключевые слова: Хорезм, Золотая Орда, памятники архитектуры, мавзолей Мазлумхан-Сулу, декор, бантики-перемычки, сталактиты-мукарна.

Среди памятников ХШ-Х1У вв. Хорезма особый интерес представляет городище Миздахкан, расположенное в 4 км к юго-западу от г. Ходжейли Республики Каракалпакстан. На территории городища находятся средневековая крепость Гяур-кала (Западный холм) и мавзолей Мазлумхан-Сулу (Восточный холм) с архитектурными памятниками и огромным городским некрополем, датирующимся с III в. до н.э. до XIV вв. На Восточном холме есть еще несколько построек. К ним относятся «квадратный» мавзолей Халифа Ережеп (11 х 11 м), расположенный в 120-130 м к югу от Мазлумхан-Сулу и датированный А.Ю. Якубовским XII-XIV вв. (Якубовский, 1930, с. 577-578), мазар Шамун-Наби XIV-XIX вв. и бугор Джумарт-Кассаб XII-XIV вв. (Ягодин, Ходжайов, 1970, с. 10). Среди культовых сооружений выделяется мавзолей

Мазлумхан-Сулу, построенный в начале XIV в. и имеющий своеобразную планировку.

Уникальность этого сооружения состоит в том, что это типично культовое многокупольное сооружение наполовину встроено в землю. Над землей возвышаются купола и аркообразный вход. Отличительная ее особенность - отсутствие характерного для мавзолеев Ургенча (Гурганджа - столицы Хорезмшахов-Ануштекинидов) высокого П-образного портала.

Это монументальное сооружение крестообразной формы, которое состоит из ряда квадратных залов и помещений разного размера. Лестница, идущая вниз через сводчатый коридор, ведет к центральному залу (размер 7,4 х 7,4 м). Западная стена зала открыта аркой в малый купольный зал (размер 4,8 х 4,8 м). К этим двум залам с севера примыкают две малые сводчатые

комнаты без окон, перекрытые сводами типа «балхи». Верхние интерьеры больших и малых залов впечатляют своей облицовкой. Нижнее кубовидное пространство переходит к восьмигранному куполу, выполненному системами конструктивных сталактитов - мукарны, выполненных в виде резных терракотовых ячеек (рис. 3). Восьмигранный купол зала изнутри облицован плитками прямоугольной формы (25 х 5 х 5,5 х 3,4 см) с голубой поливой. В куполе восемь (по числу граней) прямоугольных окон, расположенных в наземной части (рис. 1). Среди архитектурных декоров обращают на себя внимание изразцы-перемычки «бантики» размером 5 х 8,4 х 4,2 х 7,2 см. На изразцах нанесены геометрические и растительные орнаменты, насчитывающие 28 видов (Филимонов, 1967, с. 71, илл. 3).

Способы с применением перемычек «бантиков» в Средней Азии известны с Х1-Х11 вв. (Пугаченкова, 1958, с. 239). Притом они преимущественно неполивные, а в Мазлумхан-Сулу покрыты бирюзовой глазурью. Эти кирпичи в основном играли роль перемычек между шлифованными кирпичами. В XIV в. они орнаментировались с лицевой стороны. Такие изразцы здесь функционируют в качестве облицовки и создают богатый эффект на розовато-желтом фоне. На изразцы нанесены геометрические и растительные орнаменты, однако преобладают растительные. Все они выполнены путем вырезки и хорошо уплотненной керамической массы и покрыты бирюзовой глазурью. Фигурные рисунки обрамлены рамочками голубого цвета. Подобные изразцы появляются в XIV в., а в XIII или в XV вв. они не применялись. Подоб-

ные изразцы с поливой найдены в ходе раскопок дома № 10 «Восточного квартала I» золотоордынского поселения Миздахкана и в районе «Ворот караван-сарая» в Куня-Ургенче (Федоров-Давыдов, 1958, с. 520; Кдырниязов, 2003, с. 11).

Как уже отмечалось, способ облицовки с применением перемычек - «бантиков» в Средней Азии применялся с XI-XII вв. Подобным путем оформлены, например, мечеть Талха-тан Баба и караван-сарай Дая-Хатын (Пугаченкова, 1958, с. 252-253). Но «бантики» здесь неполивные. Изразцы, подобные примененным в Мазлумхан-Сулу, найдены в Хиве в районе мавзолея Ширгази-Хана В.А. Булатовой (Гражданкина, 1958, с. 47), а также в архитектурных сооружениях XIV в. в Самарканде (Шахи-Зинда) и в Поволжье (Валеев, 1975, с. 151). Однако в каждом случае есть свои особенности. Так, в хорезмских изразцах-перемычках постоянно фигурируют изображения трехлепестковых и растительных побегов. Большинство изразцов изготовлено на рыхловатой кашинной основе и отличается хорошим качеством. В шахизиндинских изразцах-перемычках отсутствует четкость изображения фигур и рамок (Гражданкина, 1958, с. 49).

В северной и восточной частях главного зала до 80-х годов XX в. сохранялись два надгробия ступенчатой формы, облицованные майоликой с голубой и подглазурной росписью.

В целом мавзолей Мазлумхан-Сулу отличается высоким уровнем строительного мастерства и является типичным памятником золотоордын-ского Хорезма - образцом общественно-культовых построек городской культуры XIII-XIV вв. Это сооруже-

Рис. 4. Изразцы-перемычки «бантики»

ние является одним из уникальных памятников золотоордынского зодчества Хорезма. Его уникальность заключается в том, что такая постройка нигде не повторяется. Простое оформление наружной стороны компенсируется высоким уровнем архитектуры и декора подземной части. Высокий уровень архитектурно-конструктивного решения и художественного оформления придают мавзолею чрезвычайно большое значение. В связи с этим в археологической науке возникла полемика по поводу назначения памятника. По мнению архитектора В.М. Филимонова, памятник Мазлумхан-Сулу - наземная постройка, гражданское здание (дворец), впоследствии превратившийся в мавзолей (Филимонов, 1967, с. 67). В.Н. Ягодин на основе археолого-топографических раскопок доказал, что мавзолей Мазлумхан-Су-лу - подземная постройка и изначально служила «местом отправления культа каких-то местных святых» (Ягодин, Ходжайов, 1970, с. 11). Возможно, прототипом данного сооружения послужила гражданская постройка дворцового типа, принадлежавшая представителям имущего сословия или местным наместникам, правителям города. Недаром народная молва приписывает эту постройку местным (золотоордын-ским) правителям. Данная народная легенда не беспочвенна и имеет достаточно реальные основания.

Поиски архитектурных решений в XIII-XIV вв. в Хорезме привели к созданию принципиально нового типа мавзолеев - двух- и трехкуполь-ных сооружений. Многокупольный мавзолей, судя по сохранившимся памятникам, возник в Хорезме в эпоху Золотой Орды. Преобладающая часть мавзолеев Хорезма представля-

ет собой большие многокамерные и многокупольные сооружения. Таковы мавзолеи Мазлумхан-Сулу (20-30-е годы XIV в.), Тюрабек-ханым (3040-е годы XIV в.), Шейх Мухтар Вали (начало XIV в.), Шамун Наби (XIII-XIV вв.) и др. Маленькие худжры, расположенные по сторонам от центральной объемной комнаты, также имели купольные перекрытия. Иногда архитектурный комплекс составлялся из нескольких частей: усыпальницы проповедника - мавзолея, тилеухана (чиллеханы), погребальной ограды и шейхханы (Миздахкан: Шамун-наби и ханоко - мечеть Миздахкана).

Изучение мавзолеев позволяет установить, что домонгольские и сооружения золотоордынского времени относятся к группам с шатровым верхом, портально-купольным однокамерным постройкам. Шатровый тип - многочисленная группа сооружений домонгольского периода, характерный признак которых - наличие конического или пирамидального купола. Развитие мавзолеев с шатровым перекрытием продолжалось в Средней Азии именно в северных областях (Хорезм). Это связано с многовековой традицией погребального обычая и постройками местных народностей (Массон, Пугаченкова, 1950, с. 86-87). Наиболее древние мавзолеи шатрового типа были открыты и обследованы Хорезмской археолого-этнографической экспедицией на границе Хорезма с кочевой степью. В дельте Сырдарьи сооружены курганы Тагискена (IX-VIII вв. до н.э.) и мавзолей Баланды-2 (IV в. до н.э.) с цилиндрической погребальной камерой и пирамидальным шатром (Толстов, 1962, с. 88). По гипотезе Г.А. Пугачен-ковой, шатровые мавзолеи ведут свое

начало от древних погребальных сооружений, распространенных в среднеазиатской полукочевой среде, у при-сырдарьинских тюрок-сельджуков. Хорезм исторически и географически оказался на пути огузо-сельджукской миграции. Здесь уместно напомнить, что мавзолеи Текеша (последняя четверть XII - начало XIII вв.) и Иль-Арслана, Фахр ад-дина Рази (вторая и третья четверти XII в.) - однокамерные, портально-купольные центрические сооружения с шатровым куполом на призматическом корпусе. Степное, тюркское влияние на архитектуру Средней Азии прослеживается и появлением декоративного портала. Существует даже термин «сельджукский портал», т.е. портал со сталактитовым нишевым сводом, который в XI-XII вв. распространился из Хорасана вплоть до Малой Азии и Багдада (Засыпкин, 1948, с. 40; Армарчук, 1998, с. 205). Портально-купольная с шатровым покрытием постройка в XIII-XIV вв., хотя и формально, пере-

кликается с памятниками Хорезма (Халифа Ережеп), мавзолеем Шема-хакалы (Устюрт) и мавзолеями Джочи хана, Байтака, Кок-Кесене в Казахстане (Мендикулов, 1987, с. 46-52).

Несомненно, мавзолей Мазлумхан-Сулу, как и другие архитектурные постройки восточного холма, являясь многофункциональным сооружением культово-общественного характера, своим архитектурно-планировочным расположением дополняет городской организм, состоящий из отдельных слагаемых частей города.

В золотоордынский период в Южном Приаралье, кроме описанных культовых построек, существовали мавзолей Наринджан-баба (первая половина XIV в.), Пахлаван Махмуда (1247-1325 гг.), Саид Алауаддина (1303 г.) в Хиве (Маньковская, Булатова, 1978, с. 79, 149-150, 166-173). Однако мавзолей Мазлумхан-Сулу своей необычной планировкой и простым декором отличается от других памятников Хорезма эпохи Золотой Орды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Армарчук Е.А. Изучение памятников Куня-Ургенча. Старые и новые гипотезы // Приаралье в древности и средневековье. - М., 1998. - С. 198-210.

2. Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. -Йошкар-Ола, 1975. - 216 с.

3. Гражданкина Н.С. Строительные материалы мавзолеев Миздахкана // Архитектурное наследие Узбекистана. - Ташкент, 1960. - С. 150-157.

4. Засыпкин Б.Н. Архитектура Средней Азии. - М., 1948. - 157 с.

5. Кдырниязов М.-Ш. Материальная культура городов Хорезма XIII-XIV вв. -Нукус, 1989. - 173 с.

6. Кдырниязов М.-Ш. Капители-колонны из Миздахкана // БАК'АТ (ART. Искусство). - Ташкент, 2003. - № 2. - С. 10-11.

7. Маньковская Л.Ю., Булатова В.А. Памятники зодчества Хорезма. - Ташкент, 1978. - 190 с.

8. МассонМ.Е., Пугаченкова Г.А. Кумбез Манаса. - М., 1950. - 143 с.

9. Мендикулов М. Памятники народного зодчества западного Казахстана. -Алма-Ата, 1987. - 156 с.

10. ПугаченковаГ. А. Пути развития архитектуры Южного Туркменистана поры рабовладения и феодализма // Тр. ЮТАКЭ. Т. VI. - М., 1958. - 408 с.

11. Толстов С.П. По древним дельтам Окса и Яксарта. - М., 1962. - 333 с.

12. Федоров-Давыдов Г.А. Раскопки квартала XV-XVII вв. на городище Таш-кала // Тр. ХАЭЭ. Т. 2. - М., 1958. - С. 505-528.

13. Филимонов В.М. Уникальный памятник гражданского зодчества дворец Мазлумхан-Сулу // Материалы и исследования по истории реставрации архитектурных памятников Узбекистана. Вып. I. - Ташкент, 1967. - С. 62-83.

14. Ягодин В.Н, Ходжайов Т.К. Некрополь древнего Миздахкана. - Ташкент: Фан, 1970. - 254 с.

15. Якубовский А.Ю. Городище Миздахкан // Записки Коллегии востоковедов. Т. V. - Л., 1930. - С. 551-581.

Информация об авторах:

Кдырниязов Мухаммед-Шарип, доктор исторических наук, профессор, Каракалпакский государственный университет им. Бердаха (г. Нукус, Узбекистан); m_sharif@ mail.ru

Кдырниязов Омар-Шарип, магистр, Каракалпакский государственный университет им. Бердаха (г. Нукус, Узбекистан); m_sharif@mail.ru

MAZLUMKHAN-SULU - A UNIQUE MONUMENT OF KHOREZM EPOCH OF GOLDEN HORDE

O.-Sh. Kdyrniyazov, M.-Sh. Kdyrniyazov

A place of mausoleum Mazlumkhan-Sulu of the 20-30 years of the XIV century in the history of architectural constructions of Golden Horde epoch is considered in the article. The monument is located on the territory of ancient settlement Mizdakhkan in Karakalpakstan. This mausoleum is regarded as a cult multi-domed construction with one part of it constructed on the earth and the second - underground. The construction has the crosswise plan and it has been blocked by means of three domеs of a girder type. The genesis of the mausoleum is supposed to be connected with nomadic antiquities of the Southern Aral Lake area, as well as the burial mounds of Tagisken and the mausoleum of Balandy II. Rich architectural décor of Mazlumkhan-Sulu consists of the bow-shaped tiles-crosspieces and a system of constructive stalactites - so called "mukarna" The mausoleum were arose during an epoch of Golden Horde and it has historical parallels in the architectural monuments of the Western Kazakhstan and the Volga region.

Keywords: Khorezm, Golden Horde, architecture monuments, mausoleum Mazlumkhan-Sulu, décor, bow-shaped tiles-crosspieces, constructive stalactite - mukarna.

REFERENCES

1. Armarchuk Ye. A. Izuchenie pamyatnikov Kunya-Urgencha. Starye i novye gipotezy [Konye-Urgench monuments study. Old and new hypotheses]. In: Priaral'e v drevnosti i srednevekov'ya [The Aral Sea region during Ancient times and the Middle Ages]. Мoscow, 1998, pp. 198-210.

2. Valeyev F.Kh. Drevnee i srednevekovoe iskusstvo Srednego Povolzh'ya [Ancient and medieval art of the Middle Volga region]. Yoshkar-Ola, 1975, 216 p.

Kdupnu%306 O.-W., Kdupnu%306 M.-W. Ma3^yMxaH-Cy^y..

3. Grazhdankina N.S. Stroitel'nye materialy mavzoleev Mizdakhkana [Constructional materials used in Mizdakhan's mausoleums building]. In: Arkhitekturnoe nasledie Uzbekistana [Architectural Heritage of Uzbekistan]. Tashkent, 1960, pp. 150-157.

4. Zasypkin B.N. Arkhitektura Sredney Azii [Architecture of Middle Asia]. Moscow, 1948, 157 p.

5. Kdyrniyazov M.Sh. Material'naya kul'tura gorodov Khorezma XIII-XIV vv. [Material culture of Khoresm towns during the XIIIth-XIVth centuries]. Nukus, 1989, 173 p.

6. Kdyrniyazov M.Sh. Kapiteli-kolonny iz Mizdakhkana [Columns capitals from the Mizdakkhan necropolis]. In: San'at[«Art»]. Tashkent, 2003, no. 2, рр. 10-11.

7. Mankovskaya L.Yu., Bulatova V.A. Pamyatniki zodchestva Khorezma [Architectural monuments of Khoresm]. Tashkent, 1978, 190 p.

8. Masson M.Ye., Pugachenkova G.A. Kumbez Manasa [Gumbez of Manas]. Мoscow, 1950, 143 р.

9. Mendikulov M. Pamyatniki narodnogo zodchestva zapadnogo Kazakhstana [The monuments of folk architecture in Western Kazakhstan]. Alma-Ata, 1987, 156 p.

10. Pugachankova G.A. Puti razvitiya arkhitektury Yuzhnogo Turkmenistana pory rabovladeniya i feodalizma [Development trends of South Turkmenistan architecture during slave-holding and feudal systems]. In: Trudy Yuzhno-Turkmenistanskoy arkheologicheskoy kompleksnoy ekspeditsii [Proceedings of South Turkmenistan archeological complex expedition]. Moscow, 1958, vol. VI, 408 p.

11. Tolstov S.P. Po drevnim del'tam Oksa i Yaksarta [Along the ancient estuaries of the Oksa and Yaksart Rivers]. Мoscow, 1962, 333 p.

12. Fedorov-Davydov G.A. Raskopki kvartala XV-XVII vv. na gorodishche Tash-kala [Excavations of the planning quarter of the XVth-XVIIth centuries at the Tash-kala settlement]. In: Trudy Khorezmskoy arkheologo-etnograficheskoy ekspeditsii [Proceedings of Khoresm Archaeological and Ethnographic Expedition]. Мoscow, 1958, vol. 2, pp. 505-528.

13. Filimonov V.M. Unikal'nyy pamyatnik grazhdanskogo zodchestva dvorets Mazlumkhan-Sulu [The Mazlumkhan-Sulu Mausoleum as a unique monument of civic architecture]. In: Materialy i issledovaniya po istorii restavratsii arkhitekturnykh pamyatnikov Uzbekistana [Proceedings and researches on the history of Uzbekistan architectural monuments restoration]. Tashkent, 1967, issue I, рр. 62-83.

14. Yagodin V.N., Khodzhayov T.K. Nekropol' drevnego Mizdakhkana [Necropolis of ancient Mizdakkhan]. Tashkent: Fan, 1970, 254 p.

15. Yakubovsky A.Yu. Gorodishche Mizdakhkan [Mizdakkhan settlement]. In:

Zapiski Kollegii vostokovedov [Proceedings of the Board of Orientalists]. Leningrad, 1930, vol. V, pp. 551-581.

Information about the authors:

Kdyrniyazov Mukhammed Sh., Dr. habil. (History), professor, Karakalpakstan State University named after Berdakh (Nukus, Uzbekistan); m_sharif@mail.ru

Kdyrniyazov Omar Sh., master's degree, Karakalpakstan State University named after Berdakh (Nukus, Uzbekistan); m_sharif@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.