Научная статья на тему 'Бедность как социальное зло: историко-философский аспект'

Бедность как социальное зло: историко-философский аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
206
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сазанов И. С.

Бедность – социальное явление, которое сопровождает человечество практически на всем пути его развития. Феномен бедности выступал предметом исследования для мыслителей различных времен. Статья посвящена обзору представлений философов, понимавших бедность как социальное зло.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бедность как социальное зло: историко-философский аспект»

БЕДНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЗЛО: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ © Сазанов И.С.*

Башкирский государственный университет, г. Уфа

Бедность - социальное явление, которое сопровождает человечество практически на всем пути его развития. Феномен бедности выступал предметом исследования для мыслителей различных времен. Статья посвящена обзору представлений философов, понимавших бедность как социальное зло.

Еще в античное время вопросы социального расслоения, бедности и богатства были в поле философского внимания. Так, Платон полагал, что население государства состоит из двух частей: одна - богатые люди, другая -бедные. Они живут в постоянном конфликте друг с другом, такое общество

- нездоровое. Платон утверждал, что здоровое общество должно быть основано на принципе социальной справедливости.

Ученик Платона Аристотель писал, что во всяком государстве есть три класса: очень состоятельные, «крайне неимущие» и средний класс. Высокая степень неравенства опасна для существования государства. То общество является здоровым и устойчивым, в котором большинство граждан принадлежат к среднему классу. По мысли Аристотеля, бедность способствует возникновению бунтов и преступлений. Государство, в котором много бедных, обречено на гибель.

Антагонизм богатства и бедности подчеркивал представитель средневековой философии Т. Мор. В своем знаменитом сочинении «Утопия» он описывает жизнь знатных богачей и обреченных на нищету простых граждан: «Какая же это будет справедливость, если эти люди совершенно ничего не делают или дело их такого рода, что не очень нужно государству, а жизнь их протекает среди блеска и роскоши, и проводят они ее в праздности или в бесполезных занятиях? Возьмем теперь, с другой стороны, поденщика, ломового извозчика, рабочего, земледельца. Они постоянно заняты усиленным трудом, какой едва могут выдержать животные; вместе с тем труд этот настолько необходим, что ни одно общество не просуществует без него и года, а жизнь этих людей настолько жалка, что по сравнению с ними положение скота представляется более предпочтительным» [4, с. 289]. Мор Т. видел причину такого положения дел в существовании частной собственности.

В 18 в. о факторах возникновения бедности рассуждал Ж.-Ж. Руссо в своей работе «О причине неравенства». Он различает два вида неравенства в человеческом обществе:

* Аспирант кафедры Социальной работы.

1. естественное (или физическое) - установлено природой. Оно проявляется в различиях возраста, состояния здоровья, физических и психических качеств;

2. нравственное (или политическое) - установлено людьми в результате своего рода договора или соглашения. Такое неравенство выражается «в различных привилегиях, которыми одни пользуются к ущербу других, в том, например, что одни более богаты, уважаемы и могущественны, чем другие, или даже заставляют их повиноваться себе...» [2, с. 560].

Руссо утверждает, что в первобытном обществе, в эпоху «естественного состояния» человечества, неравенство едва заметно и его влияние там почти ничтожно. Он полагает, что неравенство среди людей возникает и растет вместе с «последовательным развитием человеческого ума». Мыслитель так описывает этот процесс: «Но с той минуты, как человек стал нуждаться в помощи другого, с той минуты, как люди заметили, что одному полезно иметь запас пищи, достаточный для двух, равенство исчезло, возникла собственность, стал неизбежен труд и обширные леса превратились в веселые нивы, которые нужно было поливать человеческим потом и на которых скоро взошли и расцвели вместе с посевами рабство и нищета» [2, с. 562].

Руссо считает, что ближайшими последствиями возникновения частной собственности среди людей стали конкуренция, соперничество, противоположность интересов, корыстолюбие.

При этом он выделяет три стадии в развитии социального неравенства:

1. возникновение законов и права собственности. Именно тогда, считает Руссо, было узаконено различие между богатыми и бедными;

2. установление магистратуры (чиновничества). В эту эпоху устанавливается различие между «сильными и слабыми»;

3. перерождение власти, основанной на праве, во власть, «основанную на произволе». Данная стадия характеризуется появлением в обществе рабов и господ [2, с. 566].

В эпоху возникновения частной собственности, согласно Руссо, появление бедности обусловливается слабостью или беспечностью людей в деле приобретения земельных участков. Как следствие этого, затем возникают, в зависимости от различий в характере богатых и бедных, положение господства и практика насилия у первых и состояние рабства и осуществление грабежей у вторых.

Нравственное (или политическое) неравенство, таким образом, пишет Ж.-Ж. Руссо, противоречит естественному праву, так как «естественное право <...> не может допустить, чтобы дитя властвовало над старцем, чтобы глупец руководил мудрецом и горсть людей утопала в роскоши, тогда как огромное большинство нуждается в самом необходимом...» [2, с. 567].

Под понятием равенства, говорит Руссо, не следует понимать того, что степень богатства должна быть у всех одна и та же: «что касается богатст-

ва - ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один - настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя» [3, с. 44]. Руссо считает, что в целях укрепления государства необходимо избегать крайностей в социальной структуре - богачей и нищих, поскольку и богатство, и нищета одинаково гибельны для блага общества [3, с. 44].

Проблемам классового устройства общества, причинам формирования богатства и бедности уделяется большое внимание в марксистской философии. Так, Ф. Энгельс считал бедность социальным злом. Он утверждал, что ее появление обусловлено возникновением частной собственности. «Так вместе с расширением торговли, вместе с деньгами и ростовщичеством, земельной собственностью и ипотекой быстро происходила концентрация и централизация богатств в руках немногочисленного класса, а наряду с этим росло обнищание масс и возрастала масса бедняков» [5, с. 187].

Энгельс Ф. пишет, что вместе с формированием рабовладельческого строя возникло общество, которое раскололось на противоположные друг другу классы: на свободных и рабов, на эксплуататоров-богачей и эксплуатируемых бедняков [5, с. 189].

Согласно К. Марксу, в условиях капиталистических отношений в обществе действует всеобщий закон капиталистического накопления. В чем выражается сущность данного закона? Остановимся на некоторых аспектах экономического учения Маркса.

Он утверждает, что капитализм представляет собой товарное производство на высшей степени его развития, когда и рабочая сила человека становится товаром. Капиталистическая экономика основана на использовании наемного труда, а наем рабочего капиталистом являет собой как бы покупку-продажу товара «рабочая сила». То есть, человек продает свою рабочую силу, а капиталист ее покупает.

Целью капиталистического производства является возрастание капитала. Капитал в марксистской теории - это стоимость, которая посредством эксплуатации наемной рабочей силы производит прибавочную стоимость, то есть самовозрастает. Прибавочная стоимость создается трудом наемного рабочего сверх стоимости его рабочей силы и безвозмездно присваивается капиталистом. Она является результатом неоплаченного труда работника.

Капитал подразделяется на постоянную и переменную части. Постоянный капитал существует в виде стоимости средств производства и в процессе производства своей величины не изменяет. Предприниматель может расходовать данный капитал, например, на приобретение оборудования, на закупку сырья, топлива. Переменным капиталом называется часть капитала, которая расходуется на покупку рабочей силы, то есть на зарплату работай -кам, и возрастает в процессе производства в результате создания рабочими прибавочной стоимости.

Маркс К. условно обозначил постоянный капитал буквой с, а переменный

- буквой v. Отношение между ними (формула c:v) называется органическим строением капитала. Собственники предприятий в погоне за увеличением прибавочной стоимости и под влиянием конкурентной борьбы совершенствуют технику и технологию производства. Следовательно, увеличиваются затраты на постоянный капитал (с). Затраты же на переменный капитал (v) наоборот уменьшаются. Таким образом, происходит рост органического строения капитала. Вместе с ростом органического строения капитала спрос на рабочую силу относительно сокращается. Вследствие этого, часть рабочего населения оказывается как бы излишней (излишней в представлении капиталистов), образуется, по словам Маркса, «относительное перенаселение». Так формируется вынужденная безработица части трудоспособного населения. Эту армию безработных Маркс называет «промышленной резервной армией».

Маркс выделяет три формы относительного перенаселения:

1. текучее перенаселение - образуется людьми, которые теряют работу на некоторый срок вследствие закрытия предприятия, сокращения производства, внедрения новых технологий. При расширении производства часть таких безработных вновь получает работу;

2. скрытое перенаселение - формируется мелкими производителями, например, крестьянами и батраками, которые лишь небольшую часть года бывают заняты в сельском хозяйстве, не могут устроиться на промышленные предприятия;

3. застойное перенаселение - образуется многочисленными группами людей, которые потеряли постоянную работу и характеризуются крайней нерегулярностью занятий (обычно имеют работу на дому) [1, с. 655-658].

Маркс выделяет еще и низший слой относительного перенаселения. Он «обитает в сфере пауперизма». Пауперизм (от лат. pauper - бедный) -это отсутствие необходимых средств существования, нищета. Этот слой общества составляют три категории: а) работоспособные; б) сироты и дети пауперов; в) неработоспособные, босяки, опустившиеся. Как говорит Маркс, «пауперизм составляет инвалидный дом активной рабочей армии и мертвый груз промышленной резервной армии. <...> Вместе с относительным перенаселением пауперизм составляет условие существования капиталистического производства и развития богатства» [1, с. 658-659].

Маркс К. утверждает: развитие капиталистических отношений приводит к тому, что с накоплением капитала на одном полюсе общества формируются огромные богатства, цветут роскошь, паразитизм, расточительство, а на другом - растут нищета, рабство, невежество, аморальность. «Чем больше общественное богатство, функционирующий капитал, размеры и энергия его возрастания, а следовательно, чем больше абсолютная величина пролетариата и производительная сила его труда, тем больше

промышленная резервная армия. <...> Относительная величина промышленной резервной армии возрастает вместе с возрастанием сил богатства. Но чем больше эта резервная армия по сравнению с активной рабочей армией, тем обширнее постоянное перенаселение, нищета которого прямо пропорциональна мукам труда активной рабочей армии. Наконец, чем больше нищенские слои рабочего класса и промышленная резервная армия, тем больше официальный пауперизм. Это - абсолютный, всеобщий закон капиталистического накопления» [1, с. 659].

Таким образом, в представлениях части философов прошлого бедность понималась как социальное зло, как социальное явление, порождаемое существующими в данном обществе несовершенными, по их мнению, социально-экономическими отношениями и негативно отражающееся на развитии социума.

Список литературы:

1. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. - М.: Политиздат, 1973. - Т. 1, Кн. 1. Процесс производства капитала. - 908 с.

2. Руссо Ж. О причине неравенства // Антология мировой философии: в 4 т. - Т. 2. - М.: Мысль, 1970. - С. 560-567.

3. Руссо Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. - М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1938. -124 с.

4. Семенов Ю.И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). - М.: Современные тетради, 2003. - 776 с.

5. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Л.Г. Моргана. - М.: Политиздат, 1973. - 240 с.

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА1 © Сухарева Н.Ф.*

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск

В статье рассматривается весьма актуальная для настоящего времени проблема проявления агрессии участниками образовательного процесса. Школа признается сейчас зоной повышенной опасности для физического и психологического здоровья личности. Примененный в анали-

1 Подготовлено при поддержке программы «Развитие научного потенциала высшей школы» Министерства образования и науки РФ (проект № 2.1.3/4438).

* Доцент кафедры Специальной и прикладной психологии, кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.