уровня социализированности детей, воспитывающихся в детском учреждении. Если рассматривать средний суммарный балл таких составляющих социализированности как, оценка социальной адаптированности, оценка автономности, оценка социальной активности и оценка нравственности, то сможем прийти к следующим выводам. Дети, воспитывающиеся в учреждении, по всем показателям значительно отстают от детей, воспитывающихся в замещающих семьях. Таким образом, ребенок, воспитывающийся в семье, имеет больше шансов достичь наивысшего уровня социализированности, наряду с ребенком, воспитывающимся в учреждении.
На данном основании нами была разработана индивидуальная программа сокращения сроков пребывания воспитанника в учреждении.
Программа имеет особую актуальность, так как цель программы - сокращение количества воспитанников в учреждении и помещение их в семьи.
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Цель и задачи программы.
3. Сроки реализации программы.
4. Особенности развития ребенка.
5. План мероприятий по реализации программы.
6. Ожидаемый результат.
7. Риски.
8. Пути преодоления рисков.
9. Результат.
Разработка и реализация подобной программы ведет к:
- систематизации данных о близких родственниках ребенка (возможность нахождения родственника у которого нет отказа от воспитания, или вообще нового родственника, о котором нет информации в личном деле воспитанника, но он желает принять ребенка в семью)
- изменению ситуации с кровной семьей ребенка (перестали пить, устроились на работу, установили связь с ребенком, звонят, пишут и т.д.)
- изменению приоритетов воспитания в учреждении (перестройка работы всего учреждения на временное пребывание ребенка в учреждении)
- сокращению количества воспитанников в учреждении
- овладению специалистами учреждения новыми технологиями в работе по семейному устройству детей.
Программа была разработана в рамках написания выпускной квалификационной работы.
Ее внедрение в практику деятельности Центра позволит увеличить количество детей,
помещенных в замещающие семьи, и создать условия для позитивной социализации.
Список литературы
1. Иншарова, Г. Г. Проблемы теории и практики сопровождения замещающей семьи / Г. Г. Иншарова. - Москва: Народное образование. - Педагогика, 2013. - 5 с.
2. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. - Москва: Генезис, 2006. - 368 с.
УДК 792.8
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА ТАНЦА МОДЕРН В ДЕТСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ: РАЗРАБОТКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ
АПРОБАЦИЯ
ТарабукинаЕ.С., 2016 Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В.
Рахманинова, студентка 1 курса магистратуры кафедры хореографии, г. Тамбов
Аннотация. В данной работе конкретизирован содержательный компонент базового уровня исполнительства танца модерн, который является необходимым лимитом теоретических знаний, а также практических умений и навыков, обеспечивающим освоение данного вида хореографии. Далее приведены ход и результаты практической апробации авторской композиции базового уровня танца модерн для детского хореографического коллектива, которые привели к успешным результатам. Приведённый опыт экспериментальной работы является примером реализации подобных работ в творческой среде хореографической направленности.
Ключевые слова: базовый уровень, танец модерн, практическая реализация.
В настоящее время одним из востребованных танцевальных направлений является танец модерн, зародившийся в конце XIX — начале XX вв. в Европе (главным образом в Германии и США). Основоположница модерн-танца Айседора Дункан первоначально пропагандировала свободный танец, который ещё назывался танцем босоножек, дунканизмом, ритмопластическим танцем и т. д. Представители данного стиля пытались откинуть все каноны классического танца, взглянуть по новому на танцевальное искусство и найти новые сюжеты и темы. [1 ]
Танец модерн в процессе своей эволюции смог проникнуть и в профессиональную сферу хореографического искусства, и в любительское танцевальное творчество. Кроме того представленный стиль стал использоваться в работе различных танцевальных объединений, школ, домов культуры, где происходит осуществление занятий детским хореографическим творчеством. В деятельности ансамбля современного танца, хореографических отделений школ искусств, а также коллективов, имеющих в своём репертуаре композиции на материале танца модерн, обязательна практика проведения учебных занятий по освоению различных элементов, комбинаций, композиций в данном стиле, которая основана на освоении базовых элементов. В этой связи возникает необходимость конкретизации и практической апробации базового уровня исполнительства танца модерн в детском хореографическом коллективе.
На основе теоретического изучения библиографического материала, а также видео-курсов (А. Андрияшкина, И. Асламовой, Т. Тарабановой, В. Варнавы, А. Сошниковой, С. Сидорина, Е. Плешакова, А. Озерской и т. д.) по танцу модерн необходимо выделить особенности базового уровня данного стиля.
Базовый уровень исполнительства танца модерн - начальная подготовка исполнителей в области танца модерн, которая включает в себя освоение основных теоретических знаний и практических, необходимых для более углубленного изучения более сложного материала. Базовый уровень задаёт нижнюю ступень знаний в данной области.
Таким образом, базовый уровень включает в себя следующие теоретические знания: понятие о теории танца модерн (противостояние классическому танцу, проявление индивидуальности, стремление к естественности, тяготение к природе); понятие об общем положении корпуса и головы; наличие и функции трёх центров человеческого тела; понятие о свободном, напряжённом и расслабленном движении; понятие о специфике осознанного движения. [3]
Содержательный компонент практических навыков базового уровня танца модерн представлен в таблице 1.
Таблица 1. Практический блок базового уровня танца модерн.
№ Позиции и техники Виды Содержание
1 Позиции ног Out-position Позиции, заимствованные из классического танца.
Параллельные позиции Все позиции, как и в классическом танце, только переходящие в параллельное положение.
2 Позиции рук Классические позиции (округлённые) Позиции, заимствованные из классического танца.
Прямые позиции Все позиции заимствованные из классического танца, но руки прямые и находятся в параллельном положении.
Согнутые позиции 1 позиция с опущенными локтями и 1 джазовая позиция.
3 Техника классического танца Работа в выворотном положении Plie, все виды battments, adagio, вращения, позы и положения.
Работа в параллельных плоскостях Plie, все виды battments, adagio, вращения, позы и положения.
4 Техника contraction-release Contraction (сжатие, напряжение) Сокращение мышц грудной клетки и пресса внутрь, сопровождаемое выдохом. Может исполняться верхней частью груди, нижней частью груди и верхними мышцами пресса, нижней частью пресса или всеми перечисленными мышцами одновременно.
Release (открытие, расслабление) Растягивание мышц груди и пресса, сопровождаемое вдохом и расслаблением. Возможен вариант high release - добавление port de bras назад.
5 Техника работы в par terre Перекаты Различные варианты перекатов тела на полу - через бок, плечо, бедро и т. д.
Стойки Различные варианты стоек на полу - на плече, бедре, голове, лопатках и т. д.
Слайды Различные варианты скользящих движений на полу в различных направлениях и en tournent.
6 Свинговая техника Партерные Покачивания различных центров тела на полу вперёд, назад, в сторону, по кругу.
Воздушные Покачивания различных центров тела стоя на ногах вперёд, назад, в сторону, по кругу.
7 Техника вращений Резкие Различные варианты поворотов тела вокруг себя, осуществляемые резко.
Плавные Различные варианты поворотов тела вокруг себя, осуществляемые плавно на вдохе.
8 Пространственное движение в Работа тела в различных пространственных уровнях, а также сочетание переходов тела из одного уровня в другой: 1 уровень - партерный;
различных 2 уровень - в положении сидя;
уровнях 3 уровень - стоя в полуприседании;
4 уровень - стоя на ногах и на полупальцах;
5 уровень - воздушный (в прыжке).
На основе выявленных теоретических данных по содержательности теорико-практического аспекта была разработана авторская композиция базового уровня танца модерн для детского хореографического коллектива, которая включила в себя экзерсис у станка, упражнения на середине зала и развёрнутую пространственную учебно-танцевальную комбинацию.
По итогам разработки авторской композиции базового уровня исполнительства танца модерн в детском хореографическом коллективе была осуществлена их реализация на базе МБОУ ДОД «Кочетовская детская школа искусств города Мичуринска».
Практическая значимость работы: внедрение разработанной композиции в практическую деятельность данного учреждения.
Цель - выявление эффективности разработанной авторской композиции базового уровня исполнительства танца модерн в детском хореографическом коллективе.
Задачи:
-провести аналитическую работу по выявлению исполнительского уровня учащихся МБОУ ДОД «Кочетовская детская школа искусств города Мичуринска» в области классического танца;
-на основе исследуемого материала, а также авторской композиции базового уровня исполнительства танца модерн разработать педагогическую программу по овладению базовым уровнем исполнительства танца модерн;
-подобрать современный музыкальный материал доступный пониманию учащихся;
-обучить учащихся базовому уровню исполнительства танца модерн;
-обучить навыкам импровизационного движения;
-провести камерный показ практической работы по реализации авторской композиции базового уровня исполнительства танца модерн в детском хореографическом коллективе.
База проведения постановочного практикума: МБОУ ДОД «Кочетовская детская школа искусств города Мичуринска».
Этапы реализации.
1. Первый (подготовительный) этап - декабрь-январь 2016 г. - анализ физических возможностей исполнителей и разработка педагогической программы.
2. Второй этап - январь-февраль 2016 г. - реализация авторской композиции базового уровня исполнительства танца модерн в детском хореографическом коллективе в рамках внедрения педагогической программы в деятельность МБОУ ДОД «Кочетовская детская школа искусств города Мичуринска».
3. Третий этап - март 2016 г. - показ готового урока практической работы по реализации авторской композиции базового уровня исполнительства танца модерн в детском хореографическом коллективе.
На первом этапе (декабрь-январь 2016 г.) реализации авторской композиции базового уровня исполнительства танца модерн в детском хореографическом коллективе была сформирована группа, в которой осуществлялась практическая работа. В работе принимали участие дети в возрасте от 11 до 14 лет (9 человек). Занятия проводились 3 раза в неделю по 90 минут каждое (2 академических часа).
Предварительной работой являлся анализ физических возможностей группы, в ходе которого выяснилось, что все участники обладают физической подготовкой по классическому танцу на уровне 4-5 классов, который включает в себя знания основного положения корпуса и головы, позиций рук и ног, основных видов battements (tendu, jete, fondu, frappe, developppe, grand battement jete) и ronds (par terre и en l'aire), прыжков (temps sauté, pas echappe, pas glissade, changement de pied, pas jete, sissonne simple, sissonne ouverte, sissonne ferme, pas de basque) и вращений (pirouettes, tour chaine, tour lent, tour pique). Однако техника танца модерн учащимся была не знакома.
Для осуществления дальнейшей работы был подобран теоретический материал и видео об истории и теории танца модерн, а также составлена и применена в практике педагогическая программа «Базовый уровень исполнительства танца модерн».
На втором этапе (январь-февраль 2016 г.) осуществлялась непосредственно реализация авторской композиции базового уровня исполнительства танца модерн в детском хореографическом коллективе в рамках внедрения педагогической программы в деятельность МБОУ ДОД «Кочетовская детская школа искусств города Мичуринска». Благодаря работе по выработанной программе у учащихся было сформировано более полное представление о танце модерн и была освоена соответствующая пластика (движение в партере, свинговая техника, работа в пространстве и др.).
Практическая работа по разработанной программе «Базовый уровень исполнительства танца модерн» осуществлялась благодаря использованию следующих видов обучения: групповое обучение - обучение в групповом составе, с помощью которого учащиеся максимально воздействовали друг на друга; индивидуальное обучение - работа с определённым учащимся, для максимального педагогического воздействия на него; личностно-ориентированное обучение -педагогическая работа на учёт личностных особенностей обучаемых. [2]
Для обеспечения эффективного освоения базового уровня танца модерн были использованы такие методы обучения как: устное изложение теории танца модерн, а также методики исполнения каждого отдельного элемента и варианта их сочетаний, обсуждение танцевального материала, метод демонстрации (метод показа) движений и учебно-танцевальных комбинаций, метод танцевального упражнения (апробация выученного материала в исполнительстве), игровой метод, самостоятельная работа учащихся по развитию физических данных и отработке выученного танцевального материала.
Формы обучения, используемые в процессе реализации базового уровня танца модерн:
- учебно-плановые формы обучения - практическое занятие, лекция, домашняя работа, непосредственное освоение танцевального материала;
- система внеплановых форм обучения - индивидуальная работа, просмотр видео, прослушивание музыкального материала.
По итогам освоения представленной композиции базового уровня исполнительства танца модерн 3 марта 2016 г. был проведён камерный показ практической работы по реализации авторской композиции базового уровня исполнительства танца модерн в детском хореографическом коллективе.
Представителями сформированной группы был освоен полный объём базового уровня исполнительства танца модерн. Результаты освоенного материала представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты освоения базового уровня исполнительства танца модерн учащимися МБОУ ДОД «Кочетовская школа искусств»
№ Учащие Позиц Позиц Техни Contractio Работа Свингов Техника Пространстве
ся ии рук ии ног ка кл. n-release в par ая вращении нное
танца terre техника движение
1 Калуги Освое Освое Остала Освоен Перека Партерн Плавные и Диагональное,
на М. ны все ны все сь на комплекс ты (в ые резкие круговое, со
2 Рязанов позици позици том же ные сторон (ногой и по сменой
а А. и. и. уровне contraction у), рукой), выворотны вертикального
3 Тюняев и release. кувырк в м и уровня.
а А. и положен параллельн
4 Ларина вперёд ии стоя ым.
Н. и (вперёд,
5 Птак С. назад. в
сторону,
6 Розова Е. назад и с
7 Уваров
а К.
8 Пешков
а Д.
9 Попова
О.
прыжко м).
После показа была осуществления обратная связь и рефлексия. Обратная связь позволила определить высокую степень заинтересованности учащимися процессом освоения базового уровня исполнительства танца модерн и возможность дальнейшего увлечения данным направлением хореографии. Рефлексия показала, что изучение базового уровня исполнительства танца модерн способствовало знакомству учащихся с ранее неизвестным направлением и пополнило их базу движений и новых техник. Интерес учащихся к танцу модерн так же проявился за счёт подбора современных музыкальных композиций. Также для учащихся особенно привлекательной стала естественность и гармоничность пластической составляющей танца модерн. Сложности возникли при изучении свинговой техники и импровизации - учащиеся не могли полностью расслабиться. Особый интерес вызвало изучение кроссов, однако ориентирование в пространственном окружении далось нелегко. Это связано с отсутствием практики объёмного движения в многоплоскостном пространстве. При этом результат данной экспериментальной работы оказался эффективным, в частности благодаря итоговому практическому показу выученного танцевального материала был осуществлён итоговый контроль. Учащимся удалось в период практических занятий освоить весь теоретический материал и практические задания.
Выявленные в процессе исследования принципы изучения базового уровня исполнительства танца модерн в детском хореографическом коллективе были практически применены в условиях МБОУ ДОД «Кочетовская детская школа искусств г. Мичуринска». Заинтересованность учащихся, а также своевременное исполнение заданных элементов базового уровня исполнительства танца модерн позволяют говорить об эффективности разработанной авторской композиции.
Список литературы
1. Никитин, В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце [Текст] / В.Ю. Никитин. М.: ИД «Один из лучших», 2004. - 414 е., ил.
2. Психология и педагогика: под ред. Николаенко В. [Текст]: - М. :ИНФА,
2002.- 175 с.
3. Танцевальные практики: семиотика, психология, культура [Текст] / Под общей редакцией А.М. Айламазян. - М.: Смысл, 2012. - 287 с.