УДК 792.8
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ АВТОРСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО СПЕКТАКЛЯ НА МАТЕРИАЛЕ ТАНЦА МОДЕРН
Попова А.В., 2016
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В.
Рахманинова, студентка 1 курса магистратуры кафедры хореографии, г. Тамбов
Аннотация. В данной работе исследовано понятие «хореографический спектакль», которое не получило должного теоретического обоснования, а также предложено описание хода и результатов практической реализации хореографического спектакля на материале танца модерн. В частности охарактеризован общий объём работы, подробно обоснованы этапы работы над замыслом, постановкой, сценическим воплощением и премьерой авторского хореографического спектакля. Благодаря использованию материала танца модерн, данная практическая работа приобрела некоторые особенности, что позволило её реализовать в форме эксперимента.
Ключевые слова: хореографический спектакль, этапы создания, балетмейстер,
танец модерн.
В настоящее время в развитии общества происходят процессы модернизации различных сфер человеческой жизни, которые также касаются искусства в целом и хореографии в частности. Они связаны с поисками нововведений, технологий и различных способов улучшения качества выходного продукта. В искусстве и хореографии это безусловно проявляется в поиске новых вариантов воплощения идеи того или иного автора. В большей степени подобные процессы происходят в современной хореографии, сущностью которых является экспериментальность, то есть поиск новых возможностей и выразительных средств передачи мысли с помощью танца.
Современная хореография отличается нестандартностью, высокой долей импровизации и авнаградностью. Источником этого танцевального направления стал свободный танец (ритмопластический, выразительный, «танец босоножек») американской танцовщицы Айседоры Дункан. Она не создала, к сожалению, своей школы, но открыла путь к новому и современному стилю, который стал близок современному человеку. [1, 4]
Современная хореография в процессе своей эволюции стала воплощаться различными балетмейстерами во многих танцевальных формах - танцевальная миниатюра, хореографическая сюита, танцевальная картина и т.д., особую популярность при этом получил хореографический спектакль. Яркими примерами того являются Спектакль «Сфумато» в постановке компании L'A, балетмейстер Рашид Урамдан. (Франция, г. Париж), спектакль «Кафе Идиот» из репертуара Театра «Балет Москва», балетмейстер Александр Пепеляев, спектакль «Точка отсчета» из репертуара народного коллектива ансамбля эстрадного танца «Орион» (балетмейстеры Е. Баранова, Ю. Усачёв, А. Пантюхин, А. Гончарова), спектакль «Твой преданный Орфей» из репертуара ансамбля современного танца «Rhythm of life» (балетмейстеры Ю. Усачёв, А. Попова, Я. Пидборская, А. Третьякова, А. Саратник, Е. Тарабукина, А. Пантюхин) и мн. др.
В этой связи учитывая высокий уровень востребованности хореографических спектаклей на материале танца модерн возникает возможность его реализации в деятельности любительского хореографического ансамбля.
Хореографический спектакль - художественное произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-хореографических образах, багаж которых накоплен новым хореографическим прочтением, где через совместное творческое воздействие учащиеся приобщаются к раскрытию новых способностей в мире хореографического искусства.
Данная форма хореографического произведения не получила разработанной стандартной формы, что позволяет балетмейстерам пользоваться широтой свободы творчества при интерпретации самых разных проблем человеческой жизни, эмоций и чувств в рамках хореографического спектакля.
В работе с материалом танца модерн для балетмейстера открываются большие возможности воплощения его собственного видения на окружающую действительность, мир фантазий и грёз, сказочную аллегорию и повседневность. Танец модерн как особый вид хореографии предполагает творческую свободу. В эпоху популярности данного стиля, который проник как в сферу искусства и шоу-бизнеса, так и в любительское творчество, актуальность хореографических спектаклей на его основе особенно возросла. Однако данный стиль имеет некоторую специфику, которую необходимо учитывать в процессе его реализации в рамках хореографического спектакля. Анализируя хореографические спектакли на материале танца модерн различных балетмейстеров (П. Бауш, И. Киллиана, Е. Панфилова, Р. Паклитару, Д. Бородицкого, Ю. Усачёва и др.) необходимо выделить некоторые особенности хореографического спектакля на материале танца модерн, это:
- свобода выбора музыкального материала - от классического и барочного, до современного
стиля;
- композиционно-лексический материал, базируемый на техниках танца модерн;
- демонстрация и использование индивидуальности каждого исполнителя в рамках сценического образа;
- стирание границ между изображением реальности и иллюзорного мира;
- свобода в выборе балетмейстерских приёмов - классических, модерновых, аллегоричных, синкретичных, эклектичных и т.д.;
- реализация на исполнителей младшего возраста, среднего, взрослых исполнителей и смешанных групп, где постановка будет зависеть от в особенностей той или иной группы.
Учитывая выявленные особенности и проецируя общие положения балетмейстерской деятельности на реализацию хореографического спектакля на материале танца модерн, возможна конкретизация следующих этапов работы: 1. предварительная работа с исполнителями по освоению техники танца модерн; 2. работа над замыслом и вспомогательным материалом - формирование содержательной основы будущего хореографического сочинения с учётом возрастных, физиологических, психологических и других особенностей исполнителей, специфики теории модерн-танца; 3. подбор и анализ музыкального материала - выбор музыки соответственно задумке балетмейстера, определение музыкальной формы, характера и размера произведения, знакомство с текстом песни или его переводом (при песенном музыкальном материале), деление музыки на составные части согласно законам драматургии, выявление музыкальных акцентов; 4. сочинение композиционно-лексического материала; 5. практическая реализация замысла (постановочный процесс); 6. репетиционный процесс (отработка и корректировка хореографического спектакля); 7. работа с художником и модельером, над созданием визуального образа как всего спектакля, так и отдельных исполнителей. [2, 3]
Согласно вышеуказанным этапам на базе МБУК «Никифоровский районный Дом культуры» был осуществлён авторский хореографический спектакль «Остановка по требованию» на материале танца модерн. Исполнителями являлись участники народного хореографического ансамбля «Селяночка» МБУК «Никифоровский районный Дом культуры».
Цель - создание хореографического спектакля «Остановка по требованию» на материале танца модерн.
Задачи:
-провести аналитическую работу по выявлению физических данных участников народного хореографического ансамбля «Селяночка» в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями;
-выбрать тему и идею хореографического спектакля с учётом возрастных особенностей исполнителей;
-подобрать музыкальный материал доступный пониманию исполнителей и соответствующий замыслу спектакля;
-провести камерный показ хореографического спектакля для родителей и участников народного хореографического ансамбля «Селяночка» и приглашённых гостей.
Этапы работы над спектаклем.
1. Первый (подготовительный) этап - сентябрь-октябрь 2015 г. - анализ физических возможностей исполнителей, обучение базовым навыкам движения в современной хореографии, подбор вспомогательного материала и работа над замыслом будущего авторского хореографического сочинения.
2. Второй этап - ноябрь-февраль 2015-2016 гг. - непосредственное внедрение методических рекомендаций в процессе реализации хореографического спектакля (постановочно-репетиционный процесс).
3. Третий этап - февраль 2016 гг. - подведение итогов работы и показ готового хореографического спектакля на различных мероприятиях р.п. Дмитриевка, а также участие в открытии года Российского кино и др. мероприятиях Тамбовской области.
На первом этапе была сформирована группа, в котором осуществлялась постановка хореографического спектакля на материале танца модерн. В работе принимали участие подростки в возрасте от 6 до 17 лет (19 человек) - 17 девочек и 2 мальчика. Каждому участнику были назначены соответствующие их темпераменту роли в спектакле. Структуру спектакля составили 6 хореографических картин, которые представляют собой зарисовку различных жизненных ситуаций на автобусной остановке.
В ходе анализа физических возможностей группы выяснилось, что все участники обладают развитыми физическими данными (пропорциональностью тела, тазобедренной выворотностью, гибкостью, танцевальным шагом), базовой физической подготовкой в области классического танца и партерной гимнастики на уровне 1 -7 классов детской школы искусств соответственно каждому возрасту, развитой координацией и небольшой практикой исполнения танцев на материале современной хореографии. Таким образом, представленная группа обладала всеми необходимыми знаниями и навыками, которые необходимы для реализации хореографического спектакля на материале танца модерн.
В связи с открытием года Российского кино, исходным материалом для разработки темы и идеи спектакля стал советский комедийный фильм «Операция Ы и другие приключения Шурика» (1965 г.) режиссёра Леонида Гайдая, которая состоит из трёх самостоятельных новелл «Напарник», «Наваждение» и «Операция Ы».
Данные кинематографические произведения стали источником вдохновения для создания авторского хореографического спектакля на материале танца модерн «Остановка по требованию». На втором этапе была осуществлена непосредственная постановка, отработка и корректировка хореографического спектакля на материале танца «Остановка по требованию» согласно следующим этапам:
1. предварительная работа с исполнителями по освоению техники танца модерн - проведены занятия по развитию исполнительских навыков свинговой техники, партерной техники и партнёрингового движения;
2. работа над замыслом и вспомогательным материалом - сформирована содержательная основа, которая заключается в изображении комедийных ситуаций на автобусной остановке;
3. подбор и анализ музыкального материала - выбрана музыка Александра Зацепина из нескольких фильмов режиссёра Леонида Гайдая; для первой картины «В час-пик» из фильма «Наваждение», для второй картины «Шурик и Люба» из фильма «Напарник», для третьей картины «Все хотят уехать» из фильма «Кавказская пленница», для четвёртой картины «Сложная ситуация» из фильма «Операция Ы», для пятой картины «Успевшие и опоздавшие» также из фильма «Кавказская пленница»;
4. сочинение композиционно-лексического материала - доступного исполнителям и соответствующего возрасту и главным образом конкретному герою спектакля;
5. практическая реализация замысла (постановочный процесс) в рамках деятельности народного хореографического ансамбля «Селяночка» МБУК «Никифоровский РДК»;
6. репетиционный процесс (отработка и корректировка хореографического спектакля) в рамках деятельности народного хореографического ансамбля «Селяночка» МБУК «Никифоровский РДК»;
7. работа с художником и модельером Ольгой Объедковой над созданием визуального образа как всего спектакля, так и отдельных исполнителей;
Таблица 1. Распределение количества часов по этапам создания хореографического _спектакля на материале танца модерн «Остановка по требованию»._
№ Этап Количество часов
Аудит. асы Внеаудит. гасы
1 1. Предварительная работа с исполнителями по освоению техники танца модерн. 18
2 2. Работа над замыслом и вспомогательным материалом. 2
3 3. Подбор и анализ музыкального материала. 2
4 1. Сочинение композиционно-лексического материала. 6
5 >. Практическая реализация замысла (постановочный процесс). 70
6 ). Репетиционный процесс (отработка и корректировка афического спектакля). 30
7 7. Работа с художником и модельером, над созданием визуального ак всего спектакля, так и отдельных исполнителей. 2
8 Итого: 120 10
Третий этап работы над хореографическим спектаклем включал в себя заключительную работу по предоставлению готового произведения зрительской аудитории, которая осуществлялась в форме камерного показа для родителей участников народного хореографического ансамбля «Селяночка» и гостей на сцене МБУК «Никифоровский РДК». Показ получил только положительные отзывы и произвёл хорошее впечатление.
Дальнейшая сценическая реализация хореографического спектакля на материале танца модерн «Остановка по требованию» проходила в рамках выступлений на различных мероприятиях р.п. Дмитриевка Никифоровского района, а также на зональном фестивале-конкурсе «Радуга хореографии» с присвоением диплома лауреата I степени. Благодаря участию детей данной организации повысился их исполнительский уровень, обогатился опыт исполнительской практики в области танца модерн, а также учащиеся приобщились к реализации крупномасштабной формы хореографического произведения.
Создание хореографического спектакля процесс многогранный и очень сложный, который требует общей включённости всех участников - балетмейстера, исполнителей, репетитора, костюмера и т.д. Такая яркая танцевальная форма на сегодняшний день очень востребована также как и такой вид хореографии как модерн-танец.
Список литературы
1. Дункан А. Моя жизнь [Текст]/ Айседора Дункан: Сб. / Сост., ред. С.П. Снежко. -Киев: Мистецтво, 1989. - 349 с.
2. Зарипов Р.С. От замысла к сюжету [Текст] / Р.С. Зарипов, А.Р. Валяева. -Новосибирск, 2009. - 640 с.
3. Захаров, Р.В. Сочинение танца [Текст]/ Р.В. Захаров. — М.: Академия, 2009. — 512
с.
4. Никитин, В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце [Текст] / В.Ю. Никитин. М.: ИД «Один из лучших», 2004. - 414 е., ил.