УДК 37.018.761
БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ЛЮДЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМ ЗРЕНИЕМ
© 2013
Н.А. Никашина, аспирант кафедры теоретической и прикладной психологии
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: В современном обществе большое внимание уделяется проблеме реализации личностного потенциала. Одним из факторов, влияющих на успех самореализации личности, является наличие хорошо сформированных базовых ценностей. Ценности человека отражают его культуру, степень развития, стремления, потребности и мотивы. По ним можно судить о способах и формах самореализации личности.
Ключевые слова: базовые ценности, потребности, ценностные ориентации, самоактуализация, приоритет, потенциал.
Базовые ценности являются результатом исторического и культурного влияния на человека и итогом личностных ориентаций, расстановки приоритетов в процессе жизнедеятельности. Ценность есть всегда значимость для чего-то. Имеется онтологоцентричная и со-циоантропоцентричная трактовка ценностей.
Онтологоцентричная точка зрения относит ценность к онтологии. Она утверждает, что ценностные отношения присутствуют везде, где есть структурное членение систем и иерархия. Иными словами, в этом случае ценность как тождественность значимости одного элемента для реализации функции системного компонента более высокой иерархии, приобретает смысл того невидимого функционального механизма, который придает системе целостность [1].
Социоантропоцентричная точка зрения исходит из того, что ценностные отношения и ценностные формы освоения мира характерны только для человека. Однако, и в этом случае, онтологоцентричная интерпретация ценности невидимо присутствует. С одной стороны, ценности - это те «значимости», которые выражают отношение выживаемости человека и среды, обитания человека: общества, народа, нации, государства, природы [2]. При этом ценность выражает собой значимость чего-то для человека, группы людей, общества. С другой стороны, ценность выражает значимость действий, его работы, деятельности, для надсистемы - Природы, Биосферы, Земли, Космоса и т.п. В данном контексте все ценности вырабатываются исторически, социогене-тически и культурогенетически, в них концентрируется живой исторический опыт выживания коллективов, общинных совокупностей людей - этносов, народов, обществ, государств, локальных цивилизаций. Ценности могут быть общественными, материальными и интеллектуальными, а также базовыми, общечеловеческими. «Общечеловеческие или всечеловеческие ценности» есть ценности самого высокого уровня абстракции, которые живут разнообразием своих проявлений в многообразии культур, локальных цивилизаций, ментально-стей, социальных институций и пр. [1].
Базовые ценности личности нередко становятся проблемой экспериментального изучения для исследователей. Этот интерес вызван тем, что ценности человека отражают его культуру, степень развития, стремления, потребности и мотивы. По ним можно судить о способах и формах самореализации личности.
Одним из примеров экспериментального исследования базовых ценностей является анализ, проведенный Стивеном Райсом, из Университета штата Огайо. Он опросил более 2500 тысяч испытуемых в возрасте от 12 до 76 лет, представлявших все расовые и социальные группы и самые разные профессии. Анализ велся по выбору заранее составленных и предложенных возможных жизненных целей. Таким образом, ему удалось выявить 16 факторов - базовых ценностей, которые влияют на выбор человеком своей деятельности и показывают общее отношение к жизни [11]. Базовыми ценностями Стивен Райс назвал:
- авторитет (или власть) - потребность влиять на
других
- независимость - потребность полагаться только на себя
- любопытство - потребность получать новые знания
- одобрение окружающих - потребность быть принятым другими людьми
- порядок - потребность организовать пространство вокруг себя
- создание запасов - потребность делать накопления
- честь - потребность быть верным своей семье и предкам
- идеализм - потребность в социальной справедливости
- социальный контакт - потребность в компании
- семья - потребность растить собственных детей
- статус - потребность иметь высокое общественное положение
- сведение счетов - потребность быть победителем, мстить за обиды
- любовь - потребность быть красивым и нужным
- еда - потребность в пище
- физическая активность - потребность в физической нагрузке
- покой - потребность в эмоциональном спокойствии.
Таким образом, за ценностями человека стоят его потребности, которые и оказывают влияние на активность индивида, побуждая его к действиям, с целью достичь желаемого результата.
А. Маслоу в процессе изучения вопроса о самоактуализации человека, реализации его потенциала также рассматривал вопрос о ценностях. Он говорил, что наличие ценностей зависит от мотивации, которая может быть либо дефицитарной, в этом случае преобладают ценности удовлетворения физического комфорта (сытость, сон, безопасность); либо мотивация роста, при которой человек имеет бытийные ценности. Под ними подразумеваются стремление к целостности личности, её совершенствованию, простота и красота, семья, теплые отношения с окружающими, завершенность действий. Иными словами, это развитие личности и кругозора [12]. А. Маслоу подчеркивал, что, скорее всего, ценности роста имеют биологическую основу, поэтому они необходимы для психического и физического здоровья человека ничуть не меньше, чем дефицитарные [9]. Бытийные ценности являются смыслом жизни для большинства людей, самоактуализирующиеся люди их явно активно ищут и привержены им [5].
Мотков О.И. выделил следующие ценностные ориентации человека:
- хорошее материальное благополучие;
- саморазвитие личности;
- известность, популярность;
- уважение и помощь людям, отзывчивость;
- физическая привлекательность;
- заботливые отношения с людьми;
- творчество;
- любовь к природе.
Эти ценности выделяют сферы, которые являются
значимыми для личности. Так внешние ценности ориентируют человека преимущественно на отношения к себе со стороны других и оценку в социальной среде своей значимости, т.е. на эгоистическое социальное самоутверждение (смотрите, вот я какой!), возможно, являются проявлением психологической компенсации трудностей утверждения в семье. Внутренние ценности больше ориентируют на значимость близкого другого и на развитие внутреннего личностного мира, его самовыражение в творчестве, на бескорыстное и эстетическое ценностное отношение к природе. Они существенно более широки и альтруистичны, чем ценности внешние, и сходны по своему содержанию с бытийными ценностями А. Маслоу, являющимися выражением реализующейся потребности в самоактуализации и в любви. Внешние ценности выражают скорее активность нижележащих уровней его пирамиды потребностей [3]. Негативно на удовлетворение базовых потребностей влияет жестко контролирующий, эмоционально холодный, равнодушный стиль отношений родителей и учителей к детям, причем в любой культуре. По данным Д.Р. Коннелла, М. Линча и В.И. Чиркова базовые психологические потребности, внешние и внутренние ценности обнаруживаются у испытуемых разных культур (Америка, Россия, Китай
и др.) [4].
Если взять онтогенез человека, то базовые ценности передаются на ранних стадиях формирования личности, как правило, в семье. При этом главным каналом раннего ценностного наследования является «женский канал в семье» - матери и бабушки. Ценности передаются через сказки, через приобщение к языку, через любовь, через воспитание, игры и т.п., через первые этапы погружения ребенка в культуру, в культурную среду [1].
Дальнейшее развитие базовых ценностей личности происходит в важнейшем социальном институте - школе. Гуманизация образования поставила в центр образовательно-воспитательной работы ученика, в качестве основной задачи выдвинула развитие его личности, индивидуальных черт и качеств, интересов и потребностей [6]. В рамках гуманистической парадигмы педагогическая общественность добилась признания того, что у каждого школьника к окончанию средней школы должна быть сформирована определенная система базовых ценностей, которой он будет руководствоваться в последующий период своей жизни. Но необходимая система ценностей не возникает у учащихся сама по себе, требуется целенаправленная деятельность по ее формированию [8].
Важно отметить, что ценности личности всегда представлены в некоторой иерархии, способной изменяться под воздействием жизненных условий. Одни ценности имеют большую значимость для личности, другие - меньшую. На вершине иерархии может находиться одна или несколько основных, жизнеопреде-ляющих базовых ценностей [13]. Человек чаще всего не осознает существующую взаимную соотнесенность собственных ценностей, но эта их иерархическая зависимость обязательно проявится в ситуации выбора: выбор будет зависеть от того, что человек ценит выше.
Иерархия ценностей не является раз и навсегда заданной в сознании личности: на протяжении жизни одни ценности выступают на первый план, другие отходят на второй, происходит ротация ценностей. Поэтому одна и та же проблема в разные жизненные периоды будет решаться по-разному [6].
Ученые отмечают также наличие некоторых слоев (структур) в системе личных ценностей. В частности, Н.Ф. Наумова, В.А. Ядов выделяют центр и периферию. Центр представляет собой, как правило, четко очерченный круг базовых ценностей, которыми человек руководствуется в своей жизнедеятельности. Они являются своеобразными ориентирами, выполняющими роль эталонов в оценочной деятельности, особенно при решении жизненно важных проблем. На периферии ценности бо-
лее размыты, менее четко выражены, слабее осознаны. Ценностная периферия играет роль ценностного резерва, при необходимости ценности центра пополняются ценностями, находящимися на периферии [10].
Ценности различаются разной степенью обобщенности. Для человека имеют значения базовые (глобальные) ценности, имеющие высокую степень обобщенности (Истина, Добро, Красота). А также оперативные (ситуативные) ценности (например, интересная статья, первые слова ребенка), которые имеют, как правило, более низкую степень обобщенности [6].
Избирая в жизни какую-нибудь сферу деятельности, человек избирает и соответствующие ценности. Смена деятельности влечет за собой чаще всего значительные изменения в ценностной сфере личности. Естественно, этот процесс не проходит безболезненно и быстро, но зачастую, он бывает необходим для внутреннего роста личности, для пересмотра самого себя и своих жизненных ориентиров.
В процессе школьного обучения невозможно предусмотреть все ценностные ориентиры, которые могут понадобиться человеку в жизни, можно только сформировать определенную личностную направленность. Это позволит в будущем сориентироваться в выборе профессии, способах взаимодействия с людьми, интересах и желаниях [7]. Кроме того, значительную роль в воспитании ценностей играют личности, которые окружают человека на пути его взросления. Хорошо, когда ребенок, подросток, юноша или даже взрослый человек на своем жизненном пути встречает личностей авторитетных, опытных, способных указать на ошибки и возможные способы преодоления препятствий [8].
Таким образом, ценности играют значительную роль в жизненно важных выборах человека. Отражая его потребности и мотивы, ценности способны направить личность на путь роста, развития. Руководствуясь своими базовыми ценностями, человек может осознавать недостающие ему для чувства удовлетворения компоненты и выбирать способы личностной самореализации.
Для экспериментального изучения роли базовых ценностей в самореализации личности мы разработали анкету. Мы получили данные о том, каким образом человек расставляет приоритеты в жизни, что считает наиболее важным, какую роль играют семья, общение, друзья, профессиональная занятость и тд. Отражает причины выбора, помогает спрогнозировать поведение человека. Для конкретного исследования особое значение имеет тот факт, что анализ базовых ценностей помогает выявить зоны неудовлетворенных потребностей. То, что для человека по-настоящему важно, будет занимать приоритетную область его предпочтений. Это позволит наметить пути работы и обеспечить удовлетворение потребностей, от которых зависит успех личностной самореализации.
Вопросы анкеты направлены на изучение уровня значимости таких ценностных характеристик, как семья (родительская и самостоятельная), бережное отношение к людям, взаимопомощь, физическая привлекательность, материальное благополучие, развитие личности. ■ рыли получены следующие данные._
Степень значимости базовых ценностей
Физическая привлекательность Широкие социальные контакты Наличие семьи Материальное благополучие Уважение и помощь людям Саморазвитие личности
■ Здоровые Слабовидящие
0% 20% 40% 60% 80% 100%
Параметры - физическая привлекательность и материальное благополучие выражены у ребят с
нарушенным зрением и здоровых испытуемых примерно на одном уровне. Под физичекой привлекательностью понималась возможность нравиться окружающим, значимость оценки внешнего вида. Данная категория ценности получила высокую оценку более чем у половины испытуемых, что можно объяснить возрастом. Для возрастного периода 15 - 17 лет очень важным становится успех в межличностных отношениях, выражено желание нравиться окружающим, в том числе и противоположному полу. Формируется самооценка, включающая понятие о самом себе, как привлекательном человеке. Это знание приходит путем сравнения себя с другими. Разумеется, очень важно, чтобы представления о себе совпадали с мнением окружающих, так как это формирует самоуверенность, ощущение принятия своей личности обществом. Это те чувства, которые позволяют запустить процесс становления личности, без них человек будет бояться сделать хотя бы первый шаг на пути реализации своих целей. Приятную перспективу рисует тот факт, что ценность привлекательной внешности присутствует, а значит, есть потенциал к развитию умения преподносить себя, что нередко обуславливает успех в общении.
Материальное благополучие, в основном, понималось как маркер независимости и возможности удовлетворения материальных потребностей. Это, безусловно, важно для ребят, тем более в стенах интерната, где мало вещей, которые принадлежат только конкретному лицу. Однако стоит отметить, что наиболее значимыми для ребят оказались ценности духовного и интеллектуального характера.
Основные особенности проявились относительно вопроса семьи и широты социальных контактов. Именно ценности семьи и общения были выделены как наиболее значимые среди ребят с ограниченным зрением. Можно сделать вывод, что этот факт отражает неудовлетворенную потребность. Ребята живут вне дома и лишены возможности тесного регулярного общения с родными и близкими. Кроме того, мы подразумевали не только родительскую семью, но и создание в будущем собственной. Таким образом, приоритетной областью человеческих взаимоотношений являются тесные доверительные контакты. Что касается желания расширить сферу своего общения, то здесь отражена потребность быть нужным обществу, иметь возможность проявлять себя в самых разных сферах деятельности. Необходима работа по преодолению личностных барьеров при взаимодействии с людьми. Это позволит ребятам самостоятельно находить интересующие их сферы занятости, обрести смелость в ситуации знакомства, адаптации в новом коллективе. Появится ощущение принадлежности к группе, что впоследствии облегчит поиск подходящего партнера для создания семьи.
Полученные данные показали, что ребята высоко ценят уважение и поддержку во взаимоотношениях с людьми. Это может быть объяснено их желанием быть полноправными членами общества. Они нуждаются в понимании и принятии себя, как личности. В связи с их физическим недостатком им необходима помощь в выполнении определенной работы, также нужна эмоциональная поддержка, обеспечивающая веру в свои силы.
При условии отношения к ребятам с ограниченным зрением, как к здоровым представителям молодежи,
можно обеспечить их полноценное внедрение в общество. Важно отметить, что человек, признающий ценность уважения к людям и помощь им, сам способен к проявлению высокого уровня эмпатии. Эта способность во многом может определить особенности профессиональной самореализации личности.
Саморазвитие личности также было выделено в область ценностей. Данная категория понималась, как желание и умение учиться, постоянная работа над собой, приобретение новых навыков. Ребята выделяли любовь к чтению книг, разнообразие хобби и посещение культурных мест. Саморазвитие личности может стать хорошим трамплином в самореализации личности, поэтому должно поддерживаться со стороны преподавателей и ближайшего окружения.
Мы можем сделать вывод, что ценностные ориентиры довольно четко сформированы в сознании ребят, как здоровых, так и слабовидящих. Внимание должен привлечь факт того, что ценности человека должны находить отражение в его жизни в виде удовлетворения потребностей. В случае ребят с ограниченным зрением особую зону внимания должно составить развитие коммуникативных навыков, способности устанавливать тесные контакты и поиск сфер применения своих умений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова - Славская, К.А. Стратегия жизни/ К.А. Абульханова - Славская. - М., 1991. - 245 с.
2. Анцыферова, Л.И. Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу/Л.И. Анцыферова// Вопросы психологии. - 1970. - № 3. - С. 34-38.
3. Кошелева, Н. Человек в шестнадцати измерениях/Н. Кошелева//Директор по персоналу. -2006. - № 40. - С. 52.
4. Малисова, И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности/ И.Ю. Малисова//Психологический журнал. - 1994. - № 4. - С. 92 - 102.
5. Мотков, О.И. Личность и психика: сущность, структура и развитие/О.И. Мотков. - Самара: Бахрах, 2008. - 345 с.
6. Мотков, О.И. Методика изучения внешних и внутренних ценностей личности/О.И. Мотков. - М., 2008. - 245 с.
7. Мотков, О.И. О парадоксах процесса самоактуализации/О.И. Мотков//Магистр. - 1995. - № 6. - С. 84 - 95.
8. Петракова, Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно - нравственном воспитании учащихся/Т.И. Петракова. - Институт общего образования МО России, 2002. - 127 с.
9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - Спб.: Питер, 2000. - 248 с.
10. Румянцева, О.М. Самореализация личности в контексте гуманизации образования/О.М. Румянцева// Юбилейный сборник трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - 1998. - С. 165 - 168.
11. Субетто, А.И. Ценности в системе общественного интеллекта/А.И. Субетто//Академия тринитаризма. -2003. - № 77. - 225 с.
12. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности/Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2004. - 444.
13. Щербакова, Л.Н. Типы поведения молодежи в достижении жизненного успеха//Ежегодник. - М., 1996. - С. 34-39.
© 2013
BASIC VALUABLE AS FACTOR OF SELF - ACTUALIZATION BLIND PEOPLE
N.A. Nikashina, the candidate of theoretical and practical psychology
Togliatti State University, Togliatty (Russia)
Annotation: basic valuable is a result of education and cultural experience. Every person is developing basic valuable during all his life. Basic valuable is very popular problem for experimental investigation, because this part of person refute motives of behavior, necessity and causes of success or failure.
Keywords: basic valuable, necessity, value orientation, self-actualization, potential, priority.