ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы педагогической психологии
ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ВЫБОР СПОСОБОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Г.В. СТРОЙ,
кандидат психологических наук, доцент Ставропольского государственного университета
Научная специальность: 19.00.07 — педагогическая психология
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается феномен самореализации личности как многогранное явление в контексте наук о человеке и его взаимодействии с ценностно-ориентационной сферой, которая служит для ориентирования вектора развития личности человека, выбора способов для самореализации, планирования жизненного пути.
Ключевые слова: ценностные ориентации, самореализация, самоактуализация, развитие, мотивация, потребности, стремления, побуждения, принципы, цели.
INFLUENCE OF VALUABLE ORIENTATIONS OF THE PERSON OF STUDENTS ON A CHOICE OF WAYS OF SELF-REALIZATION
G.V. STROJ,
the candidate of psychological sciences the senior lecturer of Stavropol state university
Annotation. In article the phenomenon of self-realization of the person as the many-sided phenomenon in a context of sciences about the person of a science and its interaction with tsennostno-orientation sphere which serves for orientation of a vector of development of the person of the person, a choice of ways for self-realization, planning «a course of life is considered.
Keywords: valuable orientations, self-realization, self-actualization, development, motivation, requirements, aspirations, promptings, principles, the purposes.
В настоящее время в современном обществе изменилась иерархия ценностей, появились новые, ранее не имевшие места ценности. Произошла основательная трансформация в структуре ценностных ориентаций. Изменилось и понимание личности как активного самостоятельного субъекта. Человеческая личность ставится в центр нового мировоззрения, что становится важным шагом в формировании нового общества.
Особенно актуальна эта проблема для студенчества как определенной группы лиц юношеского возраста, характеризующейся периодом профессионального определения и становления; процессами активной социализации, личностного и
психологического роста, а также этнокультурного развития и формированием морально-этических свойств и черт личности.
Идея гармонии развития личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей, выступает основой ценностно-мировоззренческой системы гуманистического типа. Эта идея определяет и такие ценностные ориентации культуры, которые имеют не только функционально-личностное значение, но и ориентируют личность в историческом и социальном мире; в социальном времени (в истории); в социальном про-
- -Я. -
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы педагогической психологии
странстве (в обществе); в социальном взаимодействии; в социальном движении (в деятельности).
Проблема изучения взаимосвязи ценностных ориентаций личности студентов и способов самоопределения в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знаний о человеке — философии, социологии, психологии, педагогики. Теоретический анализ данных исследований на различных уровнях обусловил необходимость использования понятий и методологических оснований смежных научных дисциплин.
Обращенность культуры к социальному времени проявляется в системе формируемых ценностных ориентаций личности, связанных с будущим как самого общества, так и с личным будущим. Основой ориентации личности в социальном пространстве выступает комплекс социально-нравственных ценностей, которые представляет гуманизм. Искусственный разрыв связей с ценностями, лежащими в основе социализации и индивидуализации личности, приводит к фрагментации жизни и поведения человека.
Универсальное стремление борьбы за самоосуществление, самостановление и самосоверо-шенствование, на которое указывал А. Адлер, нашло отражение в концепциях самоактуализации К. Гольдштейна и А. Маслоу, актуализирующейся тенденции К. Роджерса, самореализации К. Хорни, мотивации эффективности Р. Вайта. Указанные концепции рассматривают самореализацию как процесс и феномен, в основе которого лежат потребности внутреннего роста, самосовершенствования, поэтому термин «самореализация» синонимичен в психологической теории с термином «самоактуализация». Оба термина описывают сходные процессы: подлинную реализацию собственных возможностей, внутреннюю активную тенденцию к саморазвитию, самовыражению, стремление человека стать тем, чем он может стать.
Поскольку самореализация, самоакутализа-ция представляют собой не только процесс, но и результат развития, то их можно соотнести с определенными качествами личности, которые способствуют их осуществлению. Так, А. Маслоу
выделяет следующие качества личности: ориентацию на реальность; принятие себя, других людей, природного мира такими, какие они есть; спонтанность; центрированность на проблеме, а не на себе; отстраненность и потребность в уединении; автономность и независимость; свежесть оценки других людей; наличие мистических или духовных переживаний; идентификацию с человечеством; глубокие и эмоциональные отношения с близкими людьми; демократичность ценностей и отношений; несмешивание средств и целей; философичное чувство юмора; обладание большими творческими ресурсами; сопротивление подчинению культуре; отсутствие смирения со средой.
Концепция личностного роста и самореализации является логическим продолжением взгляда на человека гуманистической психологии, утверждающей позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, реализация которого гарантирована в том случае, если человек занимает позицию собственного свободного и ответственного выбора.
Атрибутом любого развития является изменение. Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся такие физические характеристики, как размеры и форма тела и органов, изменения структуры мозга, сенсорные возможности и моторные навыки. Когнитивная область охватывает все умственные способности и психические процессы, включая даже конкретную организацию мышления. К этой области относятся такие процессы, как восприятие, рассуждение, память, решение задач, речь, суждение и воображение. В психосоциальную область входят свойства личности и социальные навыки. К ней относят присущий каждому индивидуальный стиль поведения и эмоционального реагирования, то есть то, как люди воспринимают социальную действительность и реагируют на нее. Развитие человека в этих трех областях происходит одновременно и взаимосвязанно.
Способность личности регулировать свой жизненный путь как целое и подчинять его своим целям, ценностям свидетельствует о высшем уровне субъекта жизни. Выделяются типы активности человека как характерных соединений личностью внешних и внутренних тенден-
№ 4 / 2011
Вестник Московского университета МВД России
87
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы педагогической психологии
ций жизни, превращений их в движущие силы своей жизни. Основными направлениями такой активности становятся опора на социально-психологические тенденции или на внутренние возможности, способность рассчитывать свои силы, самостоятельность действий, возможность оптимальным образом соединять внешние обстоятельства и внешние тенденции, решать противоречия между ними. Высшие личностные качества (сознание, активность, психологическая зрелость, интегративность) проявляются и формируются в жизненном пути личности. Активность личности преобразует обстоятельства, направляет ход жизни, формирует жизненную позицию. Динамика жизни человека перестает быть случайным чередованием событий, попадает в зависимость от его активности, способов и возможностей ее организации.
Л.И. Рябикина выделяет в процессе личностного роста две основные фазы:
1) фазу, в которой развитие преимущественно определяется противоречиями, инициируемыми изменениями во внешних объективных пространствах;
2) фазу, сопряженную с наступлением зрелости (акме), в которой дальнейший рост связан с активной стратегией воплощения во внешних пространствах системы обретенных личностью смыслов, вершиной или интегрирующим ядром которых является смысл жизни.
Результатом смыслопоисковой активности выступают личностные ценности (в отличие от личностных смыслов они имеют осознанный характер). Жизненные ценности выступают ориентирами в жизни человека и представляют собой принятие человеком общих смыслов его жизни. Личностные ценности определяют главные отношения человека к основным сферам жизни (к миру, к другим людям, к самому себе).
Решающим признаком этапа зрелости является осознание себя субъектом жизни, когда внешняя событийность, внутренние превращения, а также достижения личности увязываются ею в последовательность следствий некоторого идеального плана, стратегии самоопределения и самореализации. В последующем, в процессе осуществления «замысла жизни», сами планы уточняются, детализируются, иногда изменяются,
вызывая смысловое противоречие с ранее совершавшимися, достигнутыми. Начало этого процесса закладывается именно в старшем школьном возрасте.
И.Л. Рябикина в качестве основной движущей силы развития личности выделяет несоответствие между образом Я и эталоном личности. В.И. Сло-бодчиков, рассматривая развитие личности прежде всего как развитие ее духовности, отмечает, что символы человеческой реальности («внутренний мир», «субъективность», «самость» и др.) в научной отечественной психологии «избегались». В настоящее время происходит экспансия психологии к этому полюсу — к изучению форм духовного бытия человека. Духовность бытия придает смысл жизни отдельному человеку.
В отечественной психологической науке личностное развитие (личностный рост) рассматривается преимущественно в контексте характеристик жизненного пути человека, наличия или отсутствия позиции субъекта своей жизни (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, К.А. Абульханова-Слав-ская, В.А. Петровский, Б.С. Братусь, В.И. Слобод-чиков и др.). В качестве основного критерия развития личности выделяется развитие субъект-ности, которое включает в себя стремление к развитию, к «движению вверх», осмысленность существования, веру в себя и доверие к бытию, творческий характер жизнедеятельности и возможность выхода за рамки, обусловленные ситуацией, свободу, целостность и др. Развитие личности также определяется как результат и предпосылка поступков и деяний человека (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский).
Проведенный нами сопоставительный анализ подходов отечественных и зарубежных исследователей к проблеме личностного развития (личностного роста) позволил выделить критерии, которые выделяются как отечественными, так и зарубежными психологами: целостность, свобода, открытость (честность, искренность), самость, осмысленность, осознанность, самопонимание, самопринятие, любовь, доверие, социальная интегрирован-ность, конструктивное овладение средой, творческая адаптивность, стремление к обретению смысла жизни, ответсвенность за свою судьбу (чувство «хозяина жизни»), потребность в развитии, самореализация и самоактуализация.