УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 149, кн. 1 Гуманитарные науки 2007
УДК 159.922
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
М.М. Гарифуллина Аннотация
В статье приведены результаты эмпирического исследования особенностей развития способности личности к самореализации на разных этапах жизненного пути. Выявлена неравномерность основных компонентов самоактуализации школьников, студентов и молодых специалистов: явно выраженное стремление к самоактуализации не подкреплено таким механизмом реализации этого процесса, как самоуправление. Данное противоречие устраняется при проявлении успешной реализации человеком своей профессиональной деятельности.
Гармоничное развитие человека, реализация его личностного потенциала во все возрастающей степени становится необходимым для нормального функционирования и прогресса общества. В то же время ценность общества определяется тем, насколько полно люди, живущие в этом обществе, реализуют свои потребности и возможности в разных сферах жизнедеятельности.
На современном этапе развития психологии все большее внимание уделяется проблематике осуществления человеком его фундаментальных рядовых качеств - духовности и креативности; исследованию психологических факторов и механизмов преобразования человеком себя и мира; определению типологических и индивидуальных особенностей формирования способности к реализации своего потенциала во всей его полноте.
Одна из «частиц» этого «проблемного поля» - исследование психологических характеристик, определение степени развития которых обеспечивает успешность самореализации личности. Научную и социальную значимость имеет выявление особенностей развития этих характеристик в детском, подростковом и юношеском возрасте как основы становления активного субъекта, творца своей жизни на этапе зрелости.
Проблема саморазвития и самореализации личности является одной из центральных проблем психологии, различные ее аспекты представлены во всех современных направлениях психологии личности. При всем многообразии подходов и точек зрения позиции различных исследователей объединяет понимание стремления к самореализации как ведущей движущей силы личности, побуждающей и направляющей ее активность в основных сферах жизнедеятельности [1-5].
Способность к самореализации - суть жизни, она присуща всему живому, и само стремление к актуализации своего потенциала - основной источник жизни человека [4]. Осуществляя свой смысл жизни, человек реализует самого себя, свою внешнюю природу [6]. Потребность человека в идентичности и целостности удовлетворяется именно в процессе самореализации [3, 7]. По сути своей, содержанием человеческой истории является стремление людей обрести самих себя и удовлетворить потребности на основе своих возможностей. Каждый человек способен стать тем, кем он может быть [1, 2]. В целом самореализация представляет собой процесс опредмечивания сущностных сил человека и возможна лишь на основе способности быть личностью [8, 9].
Понятие «способность к самореализации» определяется большинством исследователей как интегральная характеристика личности, которая обеспечивает непрерывное саморазвитие духовного и творческого потенциала, максимальное использование всех своих ресурсов, позитивную динамику психологического здоровья людей. Эвристичность понятия «самореализация» и возможность опе-рационализации этого процесса создает основу для проведения эмпирических исследований условий, обстоятельств, механизмов, этапов развития способности к самореализации.
В работах представителей гуманистической психологии представлены различные психологические портреты самоактуализирующейся личности [1-4]. Эти портреты зрелой личности могут быть использованы в функции идеала, желаемой модели благополучной личности как для саморазвития, так и для конкретизации одной из основных целей системы образования. Но в процессе осуществления этой функции возникает целый ряд вопросов прикладного характера. С целью ответов на один из таких вопросов нами проведено эмпирическое исследование особенностей развития способности к самореализации старшеклассников, студентов, молодых специалистов.
Организация исследования
Выборка - три группы испытуемых: старшеклассники (9 и 11 класс, 102 чел.); студенты (II и IV курсы, 97 чел.), молодые специалисты (возраст 24-37 лет, 74 чел.). Критерии отбора испытуемых: успешность в учебной и профессиональной деятельности, субъективное благополучие; интерес к самопознанию и саморазвитию как внутренняя мотивация участия в исследовании. Методики: «Самоактуализационный тест» (САТ) Э. Шострома, «Способность к самоуправлению» (ССУ) Н.М. Пейсахова. Кроме того, в первой группе (старшеклассники) с целью изучения «зоны ближайшего развития» проводилось психологическое просвещение и психологическое консультирование. Методы обработки данных: сравнительный анализ на основе критерия Стьюдента и корреляционный анализ.
На основе интерпретации результатов можно сделать ряд выводов о психологической готовности личности к самореализации на разных этапах жизни.
Старшеклассники. Особенности развития составляющих способность к самореализации как интегральной характеристики личности отражают сложный, противоречивый процесс становления активного субъекта жизнедеятельности.
Основные направления самореализации на данном этапе - самооценка, са-моотношение, определение социальной принадлежности, самоутверждение среди сверстников, развитие самосознания. Психологические барьеры их осуществления отразили такие характеристики, как компетентность во времени, автономность, самоуважение, сензитивность: прослеживается выраженная неоднородность выборки - вариативность результатов от 12 до 100 баллов. При этом у большинства школьников результаты в диагностике от 87 до 100 баллов, что, по мнению автора методики, свидетельствует о неадекватной самооценке. Этот факт, по-видимому, обусловлен нестабильностью, неустойчивостью оценки характеристик, наиболее значимых для реализации базовых возрастных потребностей - в индивидуализации, в самоуважении, в самостоятельности, в социальной интеграции.
Результаты старшеклассников отражают противоречие между стремлением к осуществлению этих потребностей и недостаточным условием развития тех характеристик, которые определяют ее личностный и операциональный аспекты психологической готовности к самореализации в этих направлениях: компетентности во времени, автономности, креативности, самопринятия, синергии, восприятия личности старшеклассников.
Эти задачи усложняются у учащихся 11 класса. Но по данным исследования, нет выраженных статистически значимых различий по компетентности во времени, синергии, прогнозированию и целеполаганию - между учащимися 9 и 11 классов; прослеживается лишь изменение уровня развития по планированию и самоконтролю.
На основе результатов исследования можно сделать вывод о том, что для большинства выпускников характерен уровень развития основных составляющих способности к самореализации и самоуправлению, не обеспечивающий успешного решения сложных задач данного возраста - личностное и профессиональное самоопределение, поиск смысла жизни, целеполагание и самокоррекция.
Для проверки предположения, что этот уровень не соответствует возможностям старшеклассников, в одиннадцатых классах проведено пилотажное исследование «зоны ближайшего развития» испытуемых: групповые и индивидуальные консультации по результатам диагностики, «круглые столы» и творческие задания по темам: «Человек как саморазвивающаяся система», «Самоуправление личности», «Человек как творец самого себя и своей жизни» и т. п.
Качественный анализ результатов подтвердил рабочую гипотезу - недостаточный уровень психологической готовности старшеклассников к самореализации обусловлен прежде всего тем, что для большинства выпускников характерна слабая внутренняя мотивация саморазвития и низкий уровень развития психологической культуры.
Студенты. Эти особенности порождают психологические трудности у многих студентов младших курсов.
По результатам нашего исследования у студентов II курса статистически значимо отличаются по сравнению с учащимися 11 класса такие параметры, как сензитивность, гибкость поведения, автономность, целеполагание, критерии оценки. Кроме того, по основным характеристикам снизилась вариатив-
ность результатов, в частности, стало меньше завышенных (90-100 баллов) и низких (12-20 баллов).
Отмечена положительная динамика по степени интегрированности составляющих способности к самореализации и умений самоуправления: появились как внутренние, так и внешние корреляции (автономность - планирование -самоконтроль; сензитивность - гибкость поведения - самоуважение; самопри-нятие - целеполагание - самокоррекция; гибкость поведения - принятие решения). На низком уровне значимости представлены системообразующие показатели - самоуважение, гибкость поведения, планирование.
Разнородность выборки прослеживается по ценностному отношению и самореализации: свыше одной трети обследованных студентов имеют низкий и ниже среднего уровень развития этого параметра. Если учесть, что данный этап жизнедеятельности - период преобразования мотивации, всей системы ценностных ориентаций, овладения комплексом социальных ролей, такая направленность на самореализацию может стать психологическим барьером успешности личности. Не случайно при дополнительном опросе около половины опрошенных студентов разных факультетов отметили психологические трудности в познавательной деятельности, в самоуправлении, в самореализации и свыше трети - в процессе решения жизненных проблем. Другим следствием недостаточного уровня развития ценностного отношения к самореализации является, по-видимому, результат: около половины (57%) обследованных студентов имеют низкий уровень развития субъективного контроля и ниже среднего, т. е. считают, что они не могут повлиять на ход событий в их жизни.
У студентов IV курса средние показатели статистически значимо выше по основным исследуемым параметрам. Прослеживается и более высокая степень интегрированности, больше устойчивых корреляций между составляющими способности к самореализации и самоуправлению, т. е. самооценка студентов более реалистична, адекватна. Однако сохраняется выраженная вариативность индивидуальных результатов: около одной трети обследованных студентов по-прежнему имеют недостаточный уровень развития способности к самореализации и к самоуправлению, и только около двадцати процентов характеризуются высоким и выше среднего уровнем развития компетентности во времени, автономности, синергии, вероятностного прогнозирования, самокоррекции.
Этот результат совпадает и с оценкой студентами психологических трудностей в процессе самоопределения, самоуправления, решения личных проблем, преодолении конфликтных ситуаций.
Количество студентов, отметивших наличие таких трудностей, на II и на IV курсах статистически значимо не различается. Положительная динамика выявлена только в познавательной деятельности. Следовательно, возможности развития психологической готовности к самореализации не актуализируются и у значительного количества студентов.
Молодые специалисты. Средние показатели отражают более высокую степень психологической готовности к самореализации по базовым направлениям: рефлексия, самоотношение, смыслообразование, самоорганизация времени жизни. Статистически значимы (по сравнению с показателями студентов) средние показатели по синергии, целеполаганию, автономности, гибкости поведения.
Корреляционный анализ также свидетельствует о позитивной динамике; прослеживается более высокая степень интегрированности составляющих способности к самореализации и умений самоуправления. В качестве системообразующих выступают базовые составляющие - автономность, компетентность во времени, самокоррекция.
Однако за вполне благополучными средними результатами снова вырисовываются явно негативные факты. Прежде всего, сохраняется выраженная вариативность индивидуальных результатов, отражающих существенные трудности саморазвития и самореализации личности. Во-первых, у значительной части опрошенных специалистов (32%) ниже среднего и средний показатель ценностного отношения к самореализации. Следовательно, внутренняя мотивация жизнедеятельности блокирует актуализацию личностного потенциала, сущностных сил; затрудняет становление активного субъекта жизни.
Во-вторых, сохраняется свойственное двум первым группам противоречие: высокий уровень развития направленности на самореализацию не соответствует уровню развития таких составляющих, как креативность, синергия, компетентность во времени, прогнозирование, самопринятие. На этапе зрелости от степени развития этих психологических характеристик зависит достижение личностного и профессионального «акме», возможность исследования человеком своих талантов и сущностных сил во всей их полноте.
Заключение
Степень развития совокупности составляющих способности к самореализации и самоуправлению и степень их интегрированности, взаимодействия в подростковом и юношеском возрасте не обеспечивают в зрелости жизнетвор-чество, необходимое для каждого человека. Адекватный возрастным возможностям и направлениям самореализации уровень развития этих характеристик обеспечивает успешное проявление человека как творца своей жизни на ступени зрелости. Перспективным направлением решения многих актуальных проблем социальной и интеллектуальной активности, креативности людей, их ответственность за свою жизнь и прогресс общества, а также психологическое здоровье личности, ее функционирование в качестве целостной саморазвиваю-щейся системы является создание условий для сопряженности общего и профессионального образования с личностным ростом молодых людей, развитием стремления к самореализации во всех сферах жизнедеятельности.
Summary
M.M. Garifullina. Personal ability for self-realization on different stages of life.
The article presents the results of empiric analysis of peculiarities of a person’s ability to self-realization at different stages of a course of life. The irregularity of main components of self-actualization of school children, students and young specialists has been revealed, mainly: a clearly explicit yearning to self realization is not corroborated by such a mechanism of realization of this process as self management. This kind of discrepancy does not take place only when a person is involved in a successful professional activity.
Литература
1. МаслоуА. Дальние пределы человеческой психики. - Спб.: Речь, 1999. - 276 с.
2. Маслоу А. Мотивация и личность. - Спб.: Речь, 2003. - 302 с.
3. Холл К., Гарднер Л. Теории личности. - М.: Аспект-Пресс,1999. - 507 с.
4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. -480 с.
5. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та,1997. - 296 с.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1997. - 302 с.
7. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Г.С. Никифорова, Л. Д. Коростылевой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. - Вып. 5. - 232 с.
8. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. - 187 с.
9. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Наука, 1991. - 257 с.
Поступила в редакцию 07.12.06
Гарифуллина Миляуша Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии личности Казанского государственного университета.
E-mail: [email protected]