УДК 37.018.761
ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМ ЗРЕНИЕМ
© 2013
Н.А. Никашина, аспирант кафедры теоретической и прикладной психологии
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: в изучении проблемы самореализации личности до сих пор не сформулировано единого подхода. Существует множество трактовок самого понятия «самореализация» и его составляющих. Выделяются критерии успеха, по которым оценивается степень реализации человеческого потенциала. Наша задача состоит в том, чтобы выявить особенности личности, способствующие её развитию, и свести к минимуму влияние негативных факторов, затрудняющих самореализацию.
Ключевые слова: самореализация, полисистемный подход, барьеры самореализации, направленность личности.
В современной науке особое внимание уделяется развитию личности, способной к самореализации. Изучаются формы проявления, критерии, а также факторы, влияющие на полноценную самореализацию - это семейная ситуация, интересы, природные задатки и общее личностное развитие, образование, способности и таланты человека, его мотивация. Важно отметить, что в нашем обществе есть большое количество людей, для которых ведущим фактором их успешного становления является физическое здоровье. Оно может позволять вести активный образ жизни или существенно ограничивать его действия и мешать в реализации целей. Речь идет об инвалидах. Не смотря на принятие ряда нормативных документов, гарантирующих соблюдение всех гражданских прав и свобод людям с ограниченными возможностями здоровья, проведение политики интеграции данной социальной группы встречает на своем пути множество трудностей. Нередко люди с ограниченными физическими возможностями не имеют шансов реализовать самые простые человеческие потребности - создать семью, найти достойную работу, получить должный уровень внимания со стороны общественности, найти друзей и единомышленников. Данное положение дел нередко ведет к печальным, а иногда и к непоправимым последствиям: ограниченность общественных связей инвалидов, депрессия, потеря смысла жизни, суицид. Для того, чтобы исправить ситуацию необходимо изучение данной проблемы.
Проблема самореализации личности берет начало в философии, и первые размышления на тему развития человека, можно встретить в работах Аристотеля. Он говорил о взаимосвязи развития человека с его образом жизни. Позже подобные идеи нуждались в совершенствовании, так как под развитием человека в основном понималось его созревание [9]. За всю историю изучения данного вопроса термин «самореализация» приобрел множество трактовок, однако единого подхода так и не было сформулировано.
Понятие самореализации встречается в исследованиях А. Адлера. Он его связывает с движущей силой развития - стремлением к превосходству. Этот механизм самореализации работает, основываясь на чувстве неполноценности. Адлер наблюдал, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства или силы [4]. Таким образом, человек, как существо, обладающее самосознанием, способен планировать свою деятельность, добиваться поставленных целей и стремиться превосходить собственные результаты.
Свои взгляды на проблему самореализации высказывали зарубежные психологи - гуманисты. Среди них Э. Фромм, К. Роджерс, А. Маслоу, которые говорили о самореализации человека через близкий по смыслу термин «самоактуализация».
Э. Фромм видел возможности достижений в жизни путем проявления спонтанной активности, которая возможна только в случае «позитивной свободы». Под
данным термином понимается объединение с другими людьми без потери собственной индивидуальности. В то же время, если человеку удалось сохранить свою индивидуальность, то он знает свои потребности и способен их реализовать. Э. Фромм выделял несколько человеческих потребностей, одна из которых заключается в необходимости преодоления своей пассивной животной природы, чтобы стать активным и творческим созидателем своей жизни [4]. Так человек, преодолевающий свои опасения, чувство лени, недостаток умений и навыков, способен достичь высоких результатов и подчеркнуть свою значимость.
Гуманистически ориентированные труды А. Маслоу большое внимание уделяют здоровой личности, её творческому потенциалу, выбору и самореализации. А. Маслоу и его последователи считали, что «природа человека в сущности хороша» и в каждом человеке есть потенциал для роста, достижений и совершенствования [6]. Для реализации этих возможностей, ученые считали необходимым удовлетворение определенных потребностей, которые представлены в определенной иерархии. Так человек, который постоянно работает над собой, проходит через удовлетворение физиологических потребностей, потребности в безопасности, в принадлежности и любви, в самоуважении и достигает самого высокого, по мнению Маслоу, уровня - потребности в самоактуализации. Это понятие объясняется как желание человека стать тем, кем он может стать [4]. Для чего он должен реализовывать, данный ему природой, потенциал. Важно то, что А. Маслоу пришел к выводу о всеобщей необходимости в самосовершенствовании и природной естественности желания претворения в жизнь своих способностей и возможностей. Однако, самоактуализация доступна только тем, кто сумел побороть страх неуспеха, принял свои желания, переборол нормы общества. Вместо этих опасений самоактуализирующийся человек должен быть готовым к риску, ошибкам и отказу от старых привычек. Через это сложное преодоление человек приобретает нужную мотивацию - мотивацию роста, стремление к удовлетворению метапотребностей. Метамотивация, в отличие от дефицитарной мотивации, которая позволяет обойти фрустрирующие ситуации и устранить напряжение, дает возможность поставить отдаленные цели на актуализацию своего потенциала. Введение в свою жизнь метапотребностей позволяет ре-ализовываться в разных сферах, получать удовольствие от своей деятельности и быть эффективным в различных ситуациях. Если же метапотребности не удовлетворяются, то человек чувствует бессмысленность своего существования, испытывает апатию, и возможно появление даже заболеваний [2].
Таким образом, самореализация в данном подходе представлена как превращение своего существования в «метажизнь». Человек должен совершать усилия, чтобы использовать все свои способности на полную силу, только в этом случае возможно ощущение собственной полноценности, необходимости в этом мире и восторга от собственных достижений.
К. Роджерс определил стремление к самореализации
как врожденное. Он пришел к заключению, что «сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия» [4]. В представлениях К. Роджерса человек предстает весьма сознательным субъектом, который желает достигать высоких результатов в своей деятельности, главное, чтобы человек функционировал полностью, тогда он будет жить в гармонии с собой и окружающими людьми. Для любого вида деятельности необходим мотив, помогающий запустить механизм саморазвития. К. Роджерс таким мотивом назвал - тенденцию актуализации [7]. Данный мотив понимается, как способ развить и сохранить свою личность, выявить и реализовать все заложенные от природы качества. Жизнь должна превратиться в процесс постоянного поиска, проб и ошибок, причем результат заключен не в снятии напряжения, а напротив, в его повышении. Очень важно то, что личность улучшается с приобретением опыта, причем значимость нового достижения должна оцениваться с позиции того, как оно служит целям самоактуализации. Сделать верный выбор в сторону того или иного умения, навыка помогают собственные ощущения. То, что личность развивает, позволяет испытывать чувство удовлетворения от проделанной работы.
В самоактуализации человека и становлении его личности большую роль играет способность человека адекватно оценить свои возможности и результаты. Для этого необходимы четкие представления о том, кем является человек, чего он уже достиг, а что хочет получить в идеале. К. Роджерс объединил все факторы в понятие «Я - концепция». Она отражает те характеристики, которые человек понимает про себя, то, как он себя воспринимает. Именно Я - концепция показывает то, кем бы человек хотел стать. Расхождение между Я - реальным и Я - идеальным дает толчок к самосовершенствованию, поиску новых возможностей и личностному росту. Однако, если расхождение между двумя этими переменными слишком велико, то возникает сильная тревога, которая является сдерживающим фактором в формировании полноценно функционирующей личности [10].
Из представлений К. Роджерса, которые весьма близки к точки зрения А. Маслоу, можно сделать следующий вывод. Человек, который стремится к самореализации, должен преодолеть страх, тревоги, не бояться угроз, возникающих из-за временных неудач, и формировать соответствие своих возможностей и желаемых результатов.
Как видно из рассмотренных представлений о самореализации личности в зарубежных психологических теориях, они носят в основном описательный характер и базируются в основном на гуманистическом подходе.
В отечественной психологии изучением данной проблемы не занимались почти до конца 1990-х годов. Также четкого определения термина не приводилось. Однако первые упоминания о развитии личностного потенциала можно встретить в работах В.М. Бехтерева. Он обращался к изучению развития личности и её здоровья. Он говорил о бессмертии человеческой личности, как о высшей степени её самореализации [1].
К понятию человеческого потенциала обращались В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов. В.Н. Мясищев подчеркивал, что понятие потенциала является одним из ключевых в психологии, что ядро личности составляет система отношений человека к внешнему миру и к самому себе [8].
Б.Г. Ананьев в традиции В.М. Бехтерева, и в рамках комплексного подхода к человеку, выделял иерархические, соподчиненные уровни психической организации человека (индивид, личность, индивидуальность). Исходя из этого, в понятие потенциала Ананьев включил развитие человека как личности и как субъекта деятельности, отмечая, что во взаимосвязях их особенностей, обусловленных природными свойствами индивида, как раз и складывается индиви-
дуальность. По определению Ананьева «глубина» личности [1]. Согласно концепции Ананьева потенциал человека заложен во взаимосвязях системокомплек-сов свойств различных уровней организации человека
- это направление позже нашло отражение в работах Т.П. Зинченко, Т.П. Кишко, Е.И. Степановой и других.
В связи с тем, что до сих пор по проблеме самореализации нет единого подхода, мы опираемся на полисистемный подход (А.И. Крупнов - 2004, 2005, 2006; С.И. Кудинов - 1999, 2005; В.П. Прядеин - 2001 и др.), различные личностные образования, взятые в системном рассмотрении, могут раскрываться в мотивационно
- смысловых и инструментально-стилевых составляющих целостной личности [3]. Данный подход позволяет анализировать индивидуальное своеобразие самореализации личности в единстве ее ценностно-смысловых, мотивационно - потребностных, инструментальных, эмоционально-волевых и рефлексивно-оценочных характеристик [5]. Единство и взаимосвязь этих характеристик дает возможность не только представить самореализацию как системное психологическое образование, но и раскрыть различные межуровневые связи [10-13].
В нашем исследовании для определения особенностей самореализации мы использовали методику С. И. Кудинова «тест - суждений самореализации личности». С помощью диагностики удалось выявить различия в степени выраженности отдельных характеристик, демонстрирующих уровень самореализации.
100% 80% 60% 40% 20% 0%
Выраженность средних значений показателей _самореализации_
75% 80%
37% 40%
I I Г1 I I I
I '
Слабовидящие Здоровые
^ \ \
^ ч %
й. -А \ \ % \ \ ^ \ \
\ \ \ \ \ % \ \ \ \
Основные различия были выявлены по шкалам: эгоцентризм - социоцентризм, личностные и социальные барьеры самореализации. Кроме того, интерпретировались данные по шкалам: осмысленность и осведомленность целей, оптимизм - пессимизм, креативность - консервативность.
По шкалам осмысленность и осведомленность целей не было выявлено существенных различий. Как у здоровых ребят, так и у слабовидящих проявляется факт того, что цели уже сформулированы, а вот плана их реализации пока нет. Вероятно, это связано со статусом школьника. Цели уже успели появиться, но при этом их осуществления пока не требуется. Кроме того, для воплощения в жизнь каких - либо идей ребятам необходимо наличие дополнительного образования или доля самостоятельности. При дальнейшем обучении им удастся скорректировать цели и реализовать их в конкретных действиях.
У испытуемых данной возрастной категории чувство оптимизма преобладает над пессимизмом. Это связано с тем, что перед ребятами, которые готовятся к переходу на более высокую ступень образования (колледжи или ВУЗы), открываются новые перспективы развития и роста. У них есть возможность выбрать более узкую область своей практики. Наличие положительного настроя, вера в свои силы, преобладание конструктивных мыслей над деструктивными - все это создает уверенность в положительном исходе любой ситуации, помогает эффективной работе и снижает негативное влияние такого фактора, как слабый тонус. Возможно возникновение некоторой степени самонадеянности. Это характерно для тех ребят, которые наравне с высоким
уровнем оптимизма проявляют слишком сильную мотивацию на успех. В этом случае есть вероятность необоснованного риска, который может привести к более низким результатам, чем планировалось. Но это характерно в большей степени для здоровых ребят, склонных к импульсивности. У ребят с нарушением зрения преобладает рефлексивность, что поможет снизить стремление к успеху вопреки своим способностям и объективным возможностям.
Воспитанники школы - интерната проявили большую выраженность эгоцентризма, как постановку себя в центр взаимоотношений с миром. При этом данная характеристика подкрепляется интровертированностью личности. В таком случае есть вероятность затруднений в общении и нахождении своего места в коллективе. Ситуация довольно противоречивая, с одной стороны ребята ценят теплые дружеские отношения, но при этом проявляют в большей степени направленность на себя. Получается, что при выраженном желании расширить свои социальные контакты, быть нужным и полезным обществу, они ждут решительных шагов со стороны самого общества. Вероятно, это обусловлено отсутствием решительности, слабым развитием коммуникативной сферы или наличием негативного опыта общения.
Что касается здоровых ребят, то у них противоположная ситуация. Они в большей степени социоцентри-рованы, проявляют активный интерес к окружающим. По данной характеристике у них больше шансов на успешную самореализацию.
По характеристикам креативности и консервативности получены следующие данные. Креативность, как способность к творческому подходу в деятельности и поиску нестандартных решений, выражена у обеих групп испытуемых сильнее, чем консерватизм. Однако стоит отметить, что приверженность испытанным способам действий присуща 40% слабовидящих ребят, что составляет почти половину участников исследования. С одной стороны креативность позволяет найти новые хобби, методы выполнения работы, и это необходимо для слабовидящих юношей и девушек, поскольку расширяет границы самореализации. С другой стороны консерватизм создает для них условия безопасности действий. Характеристика консерватизма будет усиливаться в случае высокой степени мотивации к избеганию неудач. В данном случае, человек, сильно опасаясь за результат и желая уберечь себя от возможных разочарований, существенно ограничивает свои перспективы.
Полученные значимые данные о наличии социальных и личностных барьеров самореализации. По обеим шкалам испытуемые с нарушенным зрением набрали больший процент, чем здоровые. К социальным барьерам можно отнести отсутствие возможности свободного перемещения, ограниченность пространства школой, пренебрегание обществом людьми со статусом инвалида, а также невозможность нормального трудоустройства на постоянную работу с достойной заработной платой. Все трудности вхождения в общество ощущаются людьми с ограниченными возможностями острее, нежели чем зрячими. Если решением вопросов преодоления социальных барьеров преимущественно занимаются органы власти, то задача психологических служб уделить
особое внимание личностным барьерам. Они также в большей степени выражены у слабовидящих ребят.
Под личностными барьерами самореализации понимаются индивидуальные свойства личности, которые способны затруднять процесс профессионального, личного, социального становления. В данном исследовании такими барьерами стали: астеничность, интровертиро-ванность, эгоцентризм, необоснованная мотивация и риск, высокая степень неудовлетворенности социальными контактами. Как видно из полученных данных эти затруднения присутствуют не только на объективном уровне, но и в самооценке самореализации самих испытуемых, поэтому необходима профилактика отрицательных последствий.
Анализ полученных данных позволил выделить сильные и слабые стороны самореализации слабовидящих испытуемых. Появилась возможность создания программ психологического сопровождения инвалидов, а также разработки системы рекомендаций по работе с людьми с ограниченными физическими возможностями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х. Т 1./Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980.
2. Анцыферова, Л.И. Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу/Л.И. Анцыферова// Вопросы психологии. - 1970. - № 3.
3. Крупнов, А.И. Психологические проявления и структура темперамента/А.И. Крупнов. - М.: РУДН, 1992.
4. Кудинов, С.И. Самореализация как системное психологическое образование/С.И. Кудинов//RELGA. -2007. - № 16.
5. Кудинов, С.И. Функционально - стилевой подход в исследовании самореализации личности/С.И. Кудинов/ Сборник материалов региональной межвузовской научно-практической конференции, 2007. - С. 37 - 41.
6. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики/А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1997.
7. Михайлов, Н.Н. О потребности личности в самореализации/Н.Н. Михайлов//Философские науки. -1998. - № 4. - С. 24 - 32.
8. Мясищев, В.Н. Психология отношений/В.Н. Мясищев. - Москва - Воронеж, 1995.
9. Пантелеева, В.В. О самореализации личности/ В.В. Пантелеева/Сборник по материалам Всероссийской научно-практической конференции, 2008.
10. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности/Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2004.
11. Криводонова Ю.Е. Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций слепых и слабовидящих в процессе их профессиональной подготовки // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 26-27.
12. Криводонова Ю.Е. Влияние ценностных ориен-таций личности слепых, слабовидящих на особенности выбора профессии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 45-51.
13. Криводонова Ю.Е. К вопросу использования метода наблюдения в исследовании межличностных отношений слепых и слабовидящих людей в процессе их адаптации // Карельский научный журнал. 2012. № 1. С. 9-11.
© 2013
PARTICULAR QUALITIES OF SELF - ACTUALIZATION BLIND PEOPLE
N.A. Nikashina, the candidate of theoretical and practical psychology
Togliatti State University, Togliatty (Russia)
Annotation: in learning of self - actualization problem we don't have united method. We can choose many treatments of self - actualization, but we don't find a quite right determination. Our objective is a analysis particular of person, which helps in self - actualization.
Keywords: self-actualization, highly-system, barrier of self - actualization, direction of person.