Научная статья на тему 'БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА'

БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Инкина-Ерицпохова А.З.

Статья посвящена социальному рыночному хозяйству как основе высокой экономической культуры, а также, сравнению с централизованно-плановой, и выявлению особенности, связанной с активным экономическим поведением людей. Экономическое поведение работников определяется не только их экономическими потребностями. Необходима еще ясность целей, в результате которой появляется экономический интерес, а также наличие социальной справедливости на предприятии и в целом - по стране. Все это связано с экономической культурой, напрямую влияющей на экономическое поведение людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC CONCEPTS OF CATEGORIES SOCIAL MARKET ECONOMY

The article is devoted to the social market economy as the basis for high economic culture, as well as compared to the centrally-planned, and identifying characteristics associated with an active economic behavior of people. Economic behavior of workers is determined not only by their economic needs. We need more clarity purposes, as a result of which there is economic interest, as well as availability of social justice in the workplace and in general - across the country. All this is due to the economic culture directly affects the economic behavior of people.

Текст научной работы на тему «БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА»

УДК 330

Инкина-Ерицпохова А.З., доктор культурологии

профессор

кафедра «Арт-бизнеса и рекламы» Краснодарский государственный институт культуры

Россия, г. Краснодар БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья посвящена социальному рыночному хозяйству как основе высокой экономической культуры, а также, сравнению с централизованно -плановой, и выявлению особенности, связанной с активным экономическим поведением людей. Экономическое поведение работников определяется не только их экономическими потребностями. Необходима еще ясность целей, в результате которой появляется экономический интерес, а также наличие социальной справедливости на предприятии и в целом - по стране. Все это связано с экономической культурой, напрямую влияющей на экономическое поведение людей.

Ключевые слова: социальное рыночное хозяйство, экономическая культура, социальное партнерство, экономическая свобода, социальная справедливость.

Inkina-Eritspokhova А. Z.'., Doctor of Cultural Studies, Professor Professor Department of Art and advertising business Krasnodar State Institute of Culture Russia, Krasnodar BASIC CONCEPTS OF CATEGORIES SOCIAL MARKET

ECONOMY

The article is devoted to the social market economy as the basis for high economic culture, as well as compared to the centrally-planned, and identifying characteristics associated with an active economic behavior of people. Economic behavior of workers is determined not only by their economic needs. We need more clarity purposes, as a result of which there is economic interest, as well as availability of social justice in the workplace and in general - across the country. All this is due to the economic culture directly affects the economic behavior of people.

Key words: social market economy, economic culture, social partnership, economic freedom, social justice.

Немецкие экономисты В. Репке [1], А. Мюллер-Армак [2] и Л. Эрхард [6] создали концепцию социального рыночного хозяйства, которая исходила из сочетания конкуренции, экономической свободы предпринимателей и активной роли государства в перераспределении доходов и организации социальной сферы.

Теоретические аспекты социального рыночного хозяйства обусловлены классической проблемой установления функций государства в

условиях экономики, управляемой "невидимой рукой" рынка. Эта проблема обсуждалась еще А. Смитом [3], который доказывал, что государство должно заниматься в основном поддержанием общественного порядка и защитой страны.

Термин «социальный» означает, что рыночное хозяйство должно ограничиваться там, где оно привело бы к социально нежелательным результатам (согласно ценностным представлениям общества). В целом «социальное рыночное хозяйство» может быть определено как идея экономического и социального порядка, ведущего к соединению общества, построенного на конкуренции и частной инициативе, с социальным прогрессом, обеспечивающим надежность рыночного хозяйства на ближайшую и отдаленную перспективу.

Российское общество в настоящее время находится на пути построения «социальной рыночной экономики», основная цель которой заключается в достижении «максимально высокого благосостояния для всех» [6]. При этом нами отмечается, что социальное рыночное хозяйство базируется на таких постулатах как экономическая свобода, социальное партнерство, социальная справедливость и конституционный порядок, которые в свою очередь являются основой современной экономической культуры.

Свобода - это «способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости» [4]. «Рыночное хозяйство» олицетворяет собой экономическую свободу. Право на свободу ограничивается в тех случаях, когда нарушается конституционный порядок (включая правила нравственности).

Свобода труда тесно связана с целями деятельности человека и трудовым потенциалом. Ссылаясь на Аристотеля и других мудрецов древности, Шопенгауэр утверждал: «...счастье человека заключается в свободном использовании преобладающих в нем способностей» [5].

В процессе трудовой деятельности люди взаимодействуют друг с другом, образуя социальные отношения. Наиболее важными являются отношения человека к человеку и человека к труду, служащие определяющими признаками характера труда. Если взаимодействие человека со средствами производства формирует у него профессиональные способности и навыки, то отношение к труду и друг к другу - определенные социальные качества. Они оказывают огромное воздействие на развитие производства и всю систему производственных отношений, на реализацию трудового потенциала работника под влиянием осознанных потребностей и сформировавшейся заинтересованности.

Конституционный порядок обеспечивается посредством прав и свобод декларируемых государством. Право - это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Тесная связь с государством -основное отличие права от правил поведения, а также от других нормативных систем, например, морали. Право обусловлено экономическим

строем общества, его социально-политической структурой; оно не может быть выше, чем культурное развитие общества, и испытывает влияние исторических традиций, господствующей идеологии. Однако в системе этих обусловливающих право и воздействующих на него факторов государство играет особую, конститутивную роль, ибо без него социальные нормы и отношения не могут получить статус юридических.

Выступая как важное и необходимое орудие государственного управления, как форма реализации государственной политики, право одновременно является важным показателем положения личности в обществе и государстве. Права, свободы и обязанности человека, составляющие правовой статус личности, - важная составная часть права, весьма существенная для оценки развитости и демократичности данной правовой системы, а также экономической культуры.

Социальное рыночное хозяйство является основой высокой экономической культуры, а также, по сравнению с централизованно-плановым, имеет и другую особенность, связанную с активным экономическим поведением людей.

Экономическое поведение работников определяется не только их экономическими потребностями. Для осуществления производственной деятельности этого недостаточно. Необходима еще ясность целей, в результате которой появляется экономический интерес, а также наличие социальной справедливости на предприятии и в целом - по стране. Все это связано с экономической культурой, напрямую влияющей на экономическое поведение людей.

Возможности участия в управлении предприятиями, а также в деятельности органов власти являются важным аспектом справедливости в демократическом обществе (Трудовой Кодекс Российской Федерации, глава 8 «Участие работников в управлении организацией», статья 52 «Право работников на участие в управлении организацией», статья 53 «Основные формы участия работников в управлении организацией»).

Социальное партнерство - это идеология, формы и методы согласования партнеров социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия. Устойчивость общественной системы и эффективность рыночной экономики зависят, прежде всего, от характера взаимоотношений предпринимателей и работающих по найму.

Итак, концепция социального рыночного хозяйства рассматривается нами в качестве основы современной экономической культуры, поскольку она базируется на экономической свободе, социальном партнерстве, социальной справедливости и конституционном порядке, что обеспечивает новое качество экономической культуры и реформаторской социально-экономической практики.

Использованные источники:

1. История экономических учений /Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2013.- 784 с.

2. Мюллер-Армак А. Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика

3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М., 1962.- С.53.

4. Философский энциклопедический словарь - ИНФРА - М, 2000.- 576с.

5. Шопенгауэр А. Полное собрание сочинений. - Т. 1-4.- М., 2000-10.

6. Эрхард Л. Благосостояние для всех. - М.: Начала - Пресс, 2014.- С.153.

УДК 330.4

Иремадзе Э.О., к.хим.н.

доцент

кафедра «Математического моделирования»

Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет

Россия, г. Стерлитамак ПЛАНИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА Построена и анализирована модель множественной регрессии финансовой устойчивости ООО «Кадушка». На основе созданной модели были сделаны выводы о улучшении финансового состояния и предложены рекомендации для укрепления экономической деятельности организации.

Ключевые слова: экономико-математические модели; математические методы;множественная регрессия, экономическая деятельность, основные финансовыепоказатели.

Iremadze E. O. PhD in Chemistry, associate professor; Sterlitamak branch of Bashkir State University

Russia, Sterlitamak PLANNING OF FINANCIAL PERFORMANCE OF ACTIVITY OF RESTAURANT BUSINESS The model of multiple regression offinancial stability of LLC Kadushka is constructed and analyzed. On the basis of the created model conclusions were drawn on improvement of a financial condition and recommendations for strengthening of economic activity of the organization are offered.

Keywords: economic-mathematical models; mathematical methods; multiple regression, economic activity, main finansovyepokazatel.

Ресторанный бизнес является одним из видов малого предпринимательства. Оценка ресторанного бизнеса предусматривает изучение ряда факторов, влияющих на возможность получения прибыли. Только при формировании грамотно разработанной концепции и последовательного комплексного внедрения всех составляющих ресторанного бизнеса, гарантирован успех в развитии его деятельности.

Разумное планирование позволяет предвидеть перспективу развития экономической деятельности в будущем, использовать существующие благоприятные условия либо решать возникающие проблемы. Частью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.