Научная статья на тему 'Людвиг Эрхард и социальная рыночная экономика в Германии'

Людвиг Эрхард и социальная рыночная экономика в Германии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7379
499
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРЕНИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА / IRENIC FORMULA / НЕМЕЦКОЕ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО" / THE GERMAN "ECONOMIC MIRACLE" / НЕОЛИБЕРАЛИЗМ / NEOLIBERALISM / ОРДОЛИБЕРАЛИЗМ / ORDOLIBERALISM / РЕЙНСКИЙ КАПИТАЛИЗМ / RHINE CAPITALISM / СОЦИАЛЬНАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / SOCIAL MARKET ECONOMY / "ТРЕТИЙ ПУТЬ" / "THE THIRD WAY" / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC POLICIES / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ECONOMIC SYSTEMS / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА / SOCIAL INFRASTRUCTURE OF THE REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мордовченков Николай Васильевич, Паленова Наталья Викторовна, Поляков Валерий Михайлович

Статья посвящена проблеме возникновения и развития социальной рыночной экономики в Германии. Авторы обращают внимание читателей на то, что корни социальной рыночной экономики следует искать в экономической концепции основоположника рыночной экономики, английского экономиста Адама Смита. Оценивается значение основных предшественников социальной рыночной экономики теории «третьего пути» Франца Оппенгеймера и концепции ордолиберализма (экономического порядка), одной из разновидностей неолиберализма. Рассматриваются взгляды Вальтера Ойкена, одного из наиболее ярких представителей ордолиберализма. Анализируется роль Альфреда Мюллер-Армака как «духовного отца» социальной рыночной экономики, автора самого этого термина и так называемой «иренической» формулы. Особо подчеркивается выдающаяся роль Людвига Эрхарда как человека, который практически реализовал концепцию социальной рыночной экономики в своей практической деятельности на постах министра экономики, вице-канцлера и канцлера ФРГ, и как автора немецкого «экономического чуда». Описан вклад французского экономиста Мишеля Альбера в развитие концепции социальной рыночной экономики и в создание модели так называемого «рейнского капитализма», а также возможности использования «рейнской модели» для экономического развития России. Рассматривается эволюция распространения термина «социальная рыночная экономика» и приобретение этой экономической системой статуса государственной экономической политики в Германии и некоторых других странах. Подчеркивается важное значение социальной составляющей социальной рыночной экономики. Авторы обращают внимание на изменение отношения общества к социальной рыночной экономике в конце 20-х годов XX века и анализируют его причины. В статье отмечается, что экономическая политика ФРГ в последнее время значительно отличается от концепции Л. Эрхарда. Приводятся мнения современных экономистов, которые призывают более глубоко изучать экономические взгляды Эрхарда и представить их в виде последовательной системы развития социальной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LUDWIG ERHARD AND THE SOCIAL MARKET ECONOMY IN GERMANY

The article is devoted to the emergence and development of the social market economy in Germany. The authors draw attention to the fact that the roots of the social market economy must be sought in the economic concept of the founder of the market economy, the English economist Adam Smith. We estimate the value of the main precursors of the social market economy the theory of the «third way» of Franz Oppenheimer and concepts of ordoliberalism (economic order), a form of neoliberalism. The ideas of Walter Eucken, one of the most prominent representatives of ordoliberalism, are discussed. The role of Alfred Müller-Armak as a «spiritual father» of the social market economy, the author of the term and the so-called «irenic» formula, is analyzed. It emphasizes the outstanding role of Ludwig Erhard as a man who practiced the concept of the social market economy in their practice as Minister of Economy, Vice-Chancellor and Chancellor of Germany, and as the author of the German «economic miracle». The authors describe the contribution of the French economist Michel Albert in the development of the concept of the social market economy and in the creation of a model of so-called «Rhine capitalism», as well as the possibility of using «Rhine model» for the economic development of Russia. The evolution of the spread of the term «social market economy» and the acquisition of this economic system the status of the government's economic policy in Germany and in several other countries are described. It stresses the importance of the social component of the social market economy. The authors draw attention to changing society's attitude to the social market economy in the late 20s of the XX century and analyze its causes. The article notes that the economic policy of Germany in recent years is very different from the concept of Ludwig Erhard. It cites the opinion of modern economists who call more deeply study the economic views of Erhard and present them in a coherent system of the development of the social infrastructure.

Текст научной работы на тему «Людвиг Эрхард и социальная рыночная экономика в Германии»

УДК 338.49 ББК 65.011

ЛЮДВИГ ЭРХАРД И СОЦИАЛЬНАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА В ГЕРМАНИИ: ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ АСПЕКТ

© 2015

Н. В. Мордовченков, доктор экономических наук, профессор кафедры сервиса и экономики сферы услуг Т. В. Паленова, преподаватель кафедры товароведения и экспертизы качества В. М. Поляков, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Иностранные языки»

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация. Статья посвящена проблеме возникновения и развития социальной рыночной экономики в Германии. Авторы обращают внимание читателей на то, что корни социальной рыночной экономики следует искать в экономической концепции основоположника рыночной экономики, английского экономиста Адама Смита. Оценивается значение основных предшественников социальной рыночной экономики - теории «третьего пути» Франца Оппенгеймера и концепции ордолиберализма (экономического порядка), одной из разновидностей неолиберализма. Рассматриваются взгляды Вальтера Ойкена, одного из наиболее ярких представителей ордолиберализма. Анализируется роль Альфреда Мюллер-Армака как «духовного отца» социальной рыночной экономики, автора самого этого термина и так называемой «иренической» формулы. Особо подчеркивается выдающаяся роль Людвига Эрхарда как человека, который практически реализовал концепцию социальной рыночной экономики в своей практической деятельности на постах министра экономики, вице-канцлера и канцлера ФРГ, и как автора немецкого «экономического чуда». Описан вклад французского экономиста Мишеля Альбера в развитие концепции социальной рыночной экономики и в создание модели так называемого «рейнского капитализма», а также возможности использования «рейнской модели» для экономического развития России. Рассматривается эволюция распространения термина «социальная рыночная экономика» и приобретение этой экономической системой статуса государственной экономической политики в Германии и некоторых других странах. Подчеркивается важное значение социальной составляющей социальной рыночной экономики. Авторы обращают внимание на изменение отношения общества к социальной рыночной экономике в конце 20-х годов XX века и анализируют его причины. В статье отмечается, что экономическая политика ФРГ в последнее время значительно отличается от концепции Л. Эрхарда. Приводятся мнения современных экономистов, которые призывают более глубоко изучать экономические взгляды Эрхарда и представить их в виде последовательной системы развития социальной инфраструктуры.

Ключевые слова: иреническая формула, немецкое «экономическое чудо», неолиберализм, ордолиберализм, рейнский капитализм, социальная рыночная экономика, «третий путь», экономическая политика, экономические системы, социальная инфраструктура экономики региона.

Социальная рыночная экономика - это модель социально-экономической политики, созданная для того

чтобы «на основе конкурентной экономики соединить свободную инициативу с социальным прогрессом, который как раз и обеспечивается экономическими показателями» [1]. Этот термин требует дополнительной интерпретации [2] и из-за своей неоднозначности иногда рассматривается как политический лозунг.

Первооснову социальной рыночной экономики следует искать в экономической концепции английского ученого-экономиста Адама Смита (1723-1790), который хотел максимально освободить рынок от регулирующего вмешательства государства. Его концепция касалась феномена «невидимой руки», обеспечивающей тонко настроенный порядок в экономике и обществе. С помощью понятия «невидимой руки» А. Смит хотел показать, что потребители и производители, которые в условиях рыночной экономики руководствуются мотивами выгоды и наживы, обеспечивают при этом одновременно достижение цели обильного и доступного снабжения товарами, даже если они на самом деле не собираются делать этого [3].

По мнению Карла Даршейда, концепция Адама Смита есть нечто большее, чем просто «Laissez-faire» («невмешательство»). Ее следует понимать как экономический и социальный порядок, при котором государство несет ответственность только за создание законов и обеспечение внутренней и внешней безопасности, а в остальном экономика остается предоставленной самой себе.

В основе социальной рыночной экономики лежат взгляды известного немецкого экономиста Франца Оппенгеймера, которого Людвиг Эрхард считал своим учителем. Ф. Оппенгеймер высоко оценивал экономические способности Эрхарда еще в 20-е годы ХХ века, когда последний был докторантом в Университете им. Гёте во Франкфурте на Майне, а Ф. Оппенгеймер руководил кафедрой социологии и экономической теории этого университета. Оппенгеймер называл его «теоретической головой»; Эрхард гордился этой экспертной оценкой Оппенгеймера и впоследствии говорил, что она для него дороже всех почетных докторских званий, ученых степеней и орденов [4].

Адам Смит (1723-1790)

Франц Оппенгеймер (1864-1943)

Ф. Оппенгеймер не причислял себя ни к одному из популярных в те времена научно-экономических течений, называя себя «либеральным социалистом»; ученый был близок к немарксистскому крылу социал-демократии. Современное буржуазное общество ему казалось тяжело больным, и главную причину всех недугов он видел прежде всего в капиталистическом укладе экономики. В поисках так называемого третьего пути -между капитализмом и коммунизмом - Оппенгеймер отвергал любые монополии в хозяйственной системе и выступал за создание справедливого и эффективного экономического порядка, основанного на подлинно свободной конкуренции, тогда как государство им рассматривалось в качестве «насильственного завоевателя и угнетателя». Этот предложенный в 1933 году Францем Оппенгеймером термин «третий путь» (между капитализмом и коммунизмом) впоследствии широко использовался европейскими политиками. Как пишет Вернер Крук, с термином «третий путь» на устах выиграли свои выборы Герхард Шредер и Тони Блэр [5].

Важная роль в разработке основ социальной рыночной экономики принадлежит ученым Фрайбургской школы (в их число входил и Людвиг Эрхард), разработавших теорию ордолиберализма ((экономического порядка). Среди сторонников этой теории выделяются такие маститые ученые, как Вальтер Ойкен, Франц Бём , Александр Рустов и Вильгельм Ропке [6].

С традиционным либерализмом ордолиберализм коррелирует с точки зрения идеи индивидуальной свободы на основе всемерного укрепления и поощрения частной собственности на средства производства [7]. Вместе с тем неолибералы, в том числе и ордолибералы выступали за активное государственное воздействие на экономику.

Наиболее выдающимся представителем

Фрайбургской школы, способствовавшим созданию основ социальной рыночной экономики, является Вальтер Ойкен (1891-1950), который требовал полной реконструкции экономической системы [8, 9]. Учение о двух типах экономического строя изложено в его работах «Основания национальной экономии» (1947) и «Основные принципы экономической политики» (1950). Ойкен выступал как против совершенно свободной экономики (экономики «невмешательства») и так называемого «минимального государства» («Nachtwachterstaat»), так и против экономики, контролируемой государством.

Термин «государство-ночной сторож» (нем. «Nachtwachterstaat») впервые употребил немецкий социалист Фердинанд Лассаль в своей речи в Берлине в 1862 году. Он подверг критике «буржуазное» либеральное государство с ограниченной властью, сравнивая его с ночным сторожем, единственной обязанностью которого является предотвращение кражи [10]. Выражение быстро получило распространение как описание ограниченного (минимального) государства, а либерализм стало означать более активное вмешательство государства.

Вальтер Ойкен разработал основные принципы экономической системы, основанной на конкуренции и гарантирующей эффективность и свободу благодаря беспрепятственному функционированию процесса конкуренции [11, 12].

Вальтер Ойкен (1891-1950)

Ойкен уделял много внимания социальным вопросам [13]. Он не видел никакого конфликта целей между свободой, с одной стороны, и социальной безопасностью и справедливостью, с другой стороны, так как считал, что свобода является необходимым условием для обеспечения безопасности и справедливости [14].

Духовным отцом социально ориентированной рыночной экономики следует считать Альфреда Мюллер-Армака, который в 1952 году занимал должность руководителя отдела политики Федерального министерства экономики, а с 1958 года был одновременно государственным секретарем и соратником Людвига Эрхарда.

Термин «социальная рыночная экономика» / «социальное рыночное хозяйство» (нем. Soziale Marktwirtschaft) Альфред Мюллер-Армак впервые использовал в своей книге «Управление экономикой и рыночная экономика», опубликованной в 1947 году (написана в 1946 году). [15] Он описал социальную рыночную экономику как «третью форму» в дополнение к чисто либеральной рыночной экономике и экономике, основанной на государственном контроле. Для восстановления экономической системы разрушенной войной Германии рынок в качестве «несущей конструкции» должен быть встроен в «сознательно управляемую, а именно социально управляемую рыночную экономику» [16].

Альфред Мюллер-Армак (1901-1978)

Он не только ввел понятие социальной рыночной экономики, но - вместе с другими учеными - планомерно развивал эту концепцию. Точное определение термина «социальная рыночная экономика» (по-немецки Soziale Marktwirtschaft) Мюллер-Армак намеренно оставил открытым, потому что он считал, что условия могут изменяться и что экономическая система должна динамически к ним приспосабливаться: «Наша теория является абстрактной, она найдет общественное признание только в том случае, если она приобретет конкретный смысл и покажет любому человеку на улице, что это для него хорошо» [17].

Альфред Мюллер-Армак называл концепцию социальной рыночной экономики иренической (по-немецки irenisch значит миролюбивый, стремящийся к миру -Авторы) формулой, [18] которая сочетает в себе принцип свободы на рынке с принципом социального равновесия. Людвиг Эрхард использовал название «социальная рыночная экономика», потому что оно казалось ему подходящим в политическом плане.

Первоначально этот термин почти не использовался. [19, 20] Только в 1949 году термин благодаря Дюссельдорфским тезисам (так называлась программа ХДС на федеральных выборах 1949 года) он стал известен широкой общественности как концептуальный

подход к экономической политике Людвига Эрхарда и ХДС. Новая экономическая стратегия «социальная рыночная экономика», которая была предложена ХДС как противовес «несоциальной плановой экономики», первоначально вызвала много споров. Словосочетание было подвергнуто критике со стороны социал-демократов, профсоюзов, частично также со стороны крыла наемных работников партии ХДС как эвфемизм и как чисто пропагандистский лозунг. У предпринимателей и экономических либералов появлялись опасения, что из-за атрибута «социальная» возникнут ожидания, которые будут препятствовать экономическому прогрессу или немецкой конкурентоспособности. [1] Эта разноголосая критика не могла, однако, воспрепятствовать политическому успеху социально-экономического «вектора», с которым выигрывались выборы в 50-е годы ХХ столетия.

Термин социальная рыночная экономика стал использоваться в качестве названия для экономических систем Федеративной Республики Германии и Австрийской Республики. [15] В Западной Германии термин с 1949 по 1966, а затем снова с 1982 по 1998 год являлся официальным руководящим принципом государственной политики, а позднее пропагандировался в качестве своего рода «экспортного бренда». В реальности экономическая и социальная системы соответствовали модели социальной рыночной экономики только приближенно, [1] иногда его называют также «рейнским капитализмом» [21, 22]. Социальная рыночная экономика была названа в Государственном договоре 1990 года между ФРГ и ГДР в качестве общей экономической системы для валютного, экономического и социального союза [23]. Европейский союз в соответствии с Лиссабонским договором стремится к «конкурентной социальной рыночной экономике» с полной занятостью и социальным прогрессом [4].

вице-канцлера ФРГ при Аденауре и канцлера после его смерти. В книге «Благосостояние для всех» (1956 г.), которая явилась отчетом о проделанных преобразованиях, Эрхард отмечает, что основные цели социального рыночного хозяйства - свобода и справедливость, причем экономическая свобода невозможна без политической свободы, без государственных гарантий обеспечения прав и свобод человека, без социальной защищенности и социальной справедливости.

Людвиг Эрхард со своей книгой

От своего учителя, франкфуртского профессора социологии и теоретической экономики Франца Оппенгеймера он унаследовал несколько важных принципов, в том числе следующий: везде, где есть концентрации власти, ей обязательно злоупотребляют.

Эрхард был противником любой концентрации власти, независимо от того, о какой концентрированной власти шла речь - в бизнесе или в государственных учреждениях.

В 90-е годы ХХ века важную роль в дальнейшем теоретическом развитии социальной рыночной экономики играл французский экономист Мишель Альбер (род. в 1930 году). Чтобы отличить разработанную, главным образом, в рейнских государствах, а также в скандинавских странах и Японии корпоративную или координированную рыночную экономику от англо-саксонских экономических систем, Мишель Альбер в 1991 году ввел термин «рейнский капитализм»; при этом он фактически отождествлял социальную рыночную экономику с рейнским капитализмом» [24]. ]. Широко известно выражение Мишеля Альбера «в мировой экономике нет совершенных формул».

Людвиг Эрхард (1897-1977)

В большинстве литературных источников отмечается заслуга Мюллер-Армака в создании и дальнейшем развитии понятия «социальная рыночная экономика». Следует отметить, что теоретический вклад Людвига Эрхарда многие авторы отрицают [4]. Так, Вернер Крук утверждает, что отсутствие понимания Эрхарда со стороны «науки» было абсолютным и всеобъемлющим. И в современной экономике, пишет В. Крук, «наши «эксперты» убеждены в том, что у Эрхарда совершенно не было никакой научной подготовки... Однако есть еще один простой принцип Оппенгеймера, который также может здесь помочь: хорошую теорию можно узнать по точности ее прогнозов» [5].

Людвиг Эрхард сыграл выдающуюся роль в практической реализации ордолиберальных идей, занимая пост

Мишель Альбер (род. в 1930 году)

В то время как англосаксонская модель (РЕЙГАНОМИКА) основана на ведущей роли рынка, дерегулировании, индивидуалистической идеологии, максимизации прибыли в краткосрочной перспективе, рейнская модель подразумевает большее участие государства в регулировании экономики, высокий уровень социальной защищенности, практику долговременной кооперации на всех уровнях и т. п. М. Альбер не стесняется оценочных суждений и отдает явное предпочтение рейнской модели. Он утверждает, что в экономическом плане она более эффективна, а в социальном - более справедлива. Первоначально Альбер весьма сдержанно оценивал практические перспективы рейнской модели, однако времена изменились, и на новом этапе развития современного общества рейнская модель отвоёвывает утраченные позиции.

«Можно ли ... сделать вывод, что рейнская модель мертва? - писал Мишель Альбер - Можно ли сказать, что только одна модель капитализма, а именно неоамериканская, будет в XXI столетии доминировать во всем мире? Прежде чем прийти к такому узко детерминистскому выводу, полезно осознать всемирное значение ценностей, лежащих в основе рейнской модели. Ценности эти всегда сочетали в себе экономическую эффективность, общественную солидарность и дух всеобщего единства. Я думаю, что германская модель заслуживает того, чтобы о ней знали, особенно в России, потому что Россия, встающая сегодня на путь экономического развития, несет в глубине своей культуры подлинное стремление к всеобщей солидарности» [24].

Социальная рыночная экономика исходит из того, что инициатива людей, проявляющаяся в конкуренции, ведет к экономическому и при этом одновременно также к социальному прогрессу. Роль государства в экономическом процессе ограничена. С одной стороны, оно должно следить за тем, чтобы свободная конкуренция не пошла по ложному пути, приводя к возникновению картелей и монополий. Нежелательные результаты рыночного развития в необходимых случаях должны корректироваться при помощи встречных мер. С другой стороны, основное правило такого вмешательства в рыночные процессы состоит в том, чтобы эти меры соответствовали законам рынка. Чисто рыночная экономика дополняется системой социальной защиты, которая, однако, не должна снимать с человека ответственности за создание средств для своего существования и лишать его инициативы в экономической деятельности [25].

В книге «Германия. Факты» («Tatsachen über Deutschland»), [26] изданной в 1995 году, отмечается, что социальная рыночная экономика в Германии означает отрицание лозунга манчестерского либерализма «каждый против каждого», а также отказ от государственного «дирижирования» в процессе принятия предпринимательских и инвестиционных решений. Конституция ФРГ, гарантирующая частную инициативу и частную собственность, одновременно накладывает социальные ограничения на эти основные права граждан. В соответствии с лозунгом «So wenig Staat wie möglich, so viel Staat wie nötig» (букв. «Так мало государства, насколько возможно, так много государства, насколько необходимо») государству при рыночной экономике отводится в первую очередь роль обеспечения порядка. Государство создает «рамочные условия», при которых протекают рыночные процессы. Но в остальном миллионы частных хозяйств и предприятий свободно и самостоятельно решают, что они хотели бы производить и потреблять. Предпосылкой для функционирования рыночного механизма является конкуренция.

Важной частью социальной рыночной экономики является ее социальная составляющая. Расходы на социальное обеспечение составляют в Германии около трети валового внутреннего продукта (в 1993 году - 33,7 %) [26].

Однако в последние годы высказывается все больше

сомнений в правильности современного курса экономической политики ФРГ. Вернер Крук, автор фундаментальной докторской работы об Оппенгеймере как предшественнике теории социальной рыночной экономики, [5] пишет, что в конце 2000-х годов среди немцев был проведен репрезентативный опрос с целью выяснения их отношения к социальной рыночной экономике. Опубликованные результаты свидетельствуют о массовом снижении ее одобрения.

«Что осталось от целей Эрхарда? Мы удаляемся от его целей с постоянно возрастающей скоростью. Экономическая политика изменила свой курс после того, как Людвиг Эрхард «покинул борт судна». С тех пор мы все быстрее движемся в сторону возрождающегося классового общества» - пишет Вернер Крук. Он считает Эрхарда исключительной личностью, все стремления которого были свободны от личного тщеславия, а его действия были поставлены на службу немецкому народу. Искреннее желание Эрхарда заключалось в том, чтобы направить Западную Германию после войны в нужное русло с точки зрения экономической политики, для того чтобы на примере Германии можно было трансформировать и усовершенствовать весь мир.

Хорст Фридрих, бывший сотрудник Эрхарда, а позднее главный редактор фонда Людвига Эрхарда, еще в 1986 году отмечал, что весьма специфическая концепция социальной рыночной экономики Эрхарда никогда не была глубоко исследована; его основные взгляды должны быть повторно реконструированы. Прежде всего было бы очень важным точно определить цели, которые ставил Эрхард, и представить их в виде последовательной системы. Тогда можно было бы проанализировать меры, которые принимал Эрхард, и, наконец, результаты антиинфляционной политики Эрхарда. Но, к сожалению, в экономической теории стали доминирующими парадигмы, в которых не обнаруживается понимания экономической политики Людвига Эрхарда. «Лучшие министры экономики в настоящее время - это те, которые просто ничего не делают, потому что все, что основано на ложном плане, только ухудшает ситуацию» - считает Вернер Крук.

Таким образом, концептуальный подход Людвига Эрхарда к трактовке социальной рыночной экономики представляет не только теоретический, но и практический интерес и полезность для граждан, создающих германское «экономическое чудо», формирующих социальную инфраструктуру как фактор национальной безопасности в условиях государственного регулирования экономики и финансов. Это в полной мере следует использовать и в условиях функционирования инновационной экономики России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Otto Schlecht: Grundlagen und Perspektiven der sozialen Marktwirtschaft. Mohr Siebeck 1990, S. 182 ff.

2. Martin Nonhoff: Politischer Diskurs und Hegemonie: das Projekt „Soziale Marktwirtschaft" transcript Verlag, 2006, ISBN 3-89942-424-7.

3. Darsched Karl. Wohlstand fällt nicht vom Himmel: Das Erfolgsgeheimnis der Sozialen Marktwirtschaft. - 2. Aufl. - München: Landsberg am Lech: Aktuell, 1994.

4. Биография Людвига Эрхарда, западногерманского экономического чудотворца. - http://aftershock. su/?q=node/266537.

5. Werner Kruck: Franz Oppenheimer - Vordenker der Sozialen Marktwirtschaft und Selbsthilfegesellschaft. Arno Spitz Verlag, Berlin 1997, ISBN 3-87061-656-3.

6. Gero Thalemann: Die Soziale Marktwirtschaft der Bundesrepublik Deutschland - ein realisiertes Konzept?: Analyse von Genesis, theoretischem Gehalt und praktischer Verwirklichung. Diss., 2011, ISBN 978-3-94210972-7, S. 40-42.

7. Неолиберализм - http://www.grandars.ru/student/eko-nomicheskaya-teoriya/neoliberalizm.html._

8. Luder Gerken (Hrsg.): Walter Eucken und sein Werk: Ruckblick auf den Vordenker der sozialen Marktwirtschaft. Mohr Siebeck, Tubingen 2000, ISBN 3-16-147503-8.

9. Nils Goldschmidt: Soziale Marktwirtschaft: Was Erhard wirklich wollte. In: fr-online.de (Hrsg.): Was Erhard wirklich wollte. (http:/ / www. fr-online. de/ in_und_ ausland/wirtschaft/dossiers/mythos_soziale_marktwirt-schaft/1350784_Was-Erhard-wirklich-wollte.html).

10. Night-watchman state. - http://en.wikipedia.org/wiki/ Night-watchman_state.

11. Heiko Korner: Wurzeln der Sozialen Marktwirtschaft. In: Michael von Hauff (Hrsg.): Die Zukunftsfahigkeit der Sozialen Marktwirtschaft. Metropolis-Verlag, Marburg 2007, ISBN 978-3-89518-594-6, S. 23 f.

12. Werner Lachmann: Volkswirtschaftslehre 2: Anwendungen. Springer-Verlag, Berlin/Heidelberg 1995, S. 45.

13. Ingo Pies: Ordnungspolitik in der Demokratie. Ein okonomomischer Ansatz diskursiver. Mohr Siebeck, Tubingen 2000, S. 35.

14. Gerd Habermann. Die Uberwindung des Wohlfahrtsstaates: Ludwig Erhards sozialpolitische Alternative. In: Karl Hohmann, Horst Friedrich Wunsche (Hrsg.): Grundtexte zur sozialen Marktwirtschaft: Das Soziale in der sozialen Marktwirtschaft. Lucius & Lucius Verlag, 1988, ISBN 3-437-40208-0.

15. Volker Hentschel: Ludwig Erhard. Olzog, 1996, ISBN

3-7892-9337-7, S. 17.

16. Soziale Marktwirtschaft. - gegendenstrom.eu > pdf/ Marktwirtschaft/sozma. Pdf.

17. Traugott Jahnichen: Wirtschaftsethische Leitbilder fur die Akteure der Sozialen Marktwirtschaft. In: Wirtschaftsethik. 1. Auflage, Kohlhammer, ISBN 978-317-018291-2.

18. Walther Muller-Jentsch: Gewerkschaften und Soziale Marktwirtschaft seit 1945. Philipp Reclam jun., Stuttgart 2011, ISBN 978-3-15-018897-2, S. 196.

19. Werner Abelshauser. Deutsche Wirtschaftsgeschichte. Von 1945 bis zur Gegenwart. Munchen, 2011, S. 70 f.

20. Экономика Германии. - https://ru.wikipedia.org/wiki.

21. Rocco Buttiglione: Einige Gedanken uber das Rheinische Modell. In: Michael Spangenberger (Hrsg.): Rheinischer Kapitalismus und seine Quellen in der Katholischen Soziallehre. Aschendorff, Munster 2011.

22. Christoph Heusgen: Ludwig Erhards Lehre von der sozialen Marktwirtschaft: Ursprunge, Kerngehalt, Wandlungen. Band 13: Von Soziookonomische Forschungen. Haupt Verlag, 1981, ISBN 3-258-03059-6.

23. Капитализм против капитализма. - http://booksee.org/ book/584115.

24. Folz Hans-Ernst. Die soziale Marktwirtschaft als Staatsziel? - Landsberg am Lech: Aktuell; München: mvg-Verl., 1994.

25. Tatsachen über Deutschland. - Frankfurt/Mein: Societäts-Verlag, 1995.

LUDWIG ERHARD AND THE SOCIAL MARKET ECONOMY IN GERMANY

© 2015

N. V. Mordovchenkov, doctor of economic Sciences, Professor of the Department of «Service economy and the service sector» N. V. Palenova, the teacher of the chair of «Commodity research and examination of quality» V. M. Polyakov, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor; Professor of the Department «Foreign languages» Nizhniy-Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino (Russia)

Annotation. The article is devoted to the emergence and development of the social market economy in Germany. The authors draw attention to the fact that the roots of the social market economy must be sought in the economic concept of the founder of the market economy, the English economist Adam Smith. We estimate the value of the main precursors of the social market economy - the theory of the «third way» of Franz Oppenheimer and concepts of ordoliberalism (economic order), a form of neoliberalism. The ideas of Walter Eucken, one of the most prominent representatives of ordoliberalism, are discussed. The role of Alfred Muller-Armak as a «spiritual father» of the social market economy, the author of the term and the so-called «irenic» formula, is analyzed. It emphasizes the outstanding role of Ludwig Erhard as a man who practiced the concept of the social market economy in their practice as Minister of Economy, Vice-Chancellor and Chancellor of Germany, and as the author of the German «economic miracle». The authors describe the contribution of the French economist Michel Albert in the development of the concept of the social market economy and in the creation of a model of so-called «Rhine capitalism», as well as the possibility of using «Rhine model» for the economic development of Russia. The evolution of the spread of the term «social market economy» and the acquisition of this economic system the status of the government's economic policy in Germany and in several other countries are described. It stresses the importance of the social component of the social market economy. The authors draw attention to changing society's attitude to the social market economy in the late 20s of the XX century and analyze its causes. The article notes that the economic policy of Germany in recent years is very different from the concept of Ludwig Erhard. It cites the opinion of modern economists who call more deeply study the economic views of Erhard and present them in a coherent system of the development of the social infrastructure.

Keywords: irenic formula, the German «economic miracle», neoliberalism, ordoliberalism, Rhine capitalism, social market economy, «the third way», economic policies, economic systems, social infrastructure of the regional economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.