УДК 338.2
СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ГЕРМАНИИ
© 2018
Беркалов Сергей Витальевич, научный сотрудник лаборатории, школы инженерного предпринимательства Национальный исследовательский Томский политехнический университет (634050, Россия, Томск, проспект Ленина, 30, е-mail: [email protected])
Аннотация. Актуальность представленного исследования определяется необходимостью проследить становление социального рыночного хозяйства в Германии под влиянием особых исторических реалий — процессов индустриализации, объединения германских государств, мировых войн, экономических кризисов и проч. Рассматривается теория немецких учёных на основе слияния новой и старой школы (неоклассическая и традиционная школа) - ордолиберализм. Это теория оптимального рыночного порядка, в дальнейшем определила направление развития Западной Германии, как социального государства. Методтодом исследования послужили труды классиков экономической теории Фрайбургской школы. Наибольшую значимость для нашего исследования имеют труды ведущих представителей ордолиберализма - Вальтер Ойкен, Ф Бём, А. Рюстов, В. Рёпке и др. Далее в статье была рассмотрена методология нового общественно-экономического строя в Германии, которая была реализована виднейшими представителями немецкой экономической школы - А. Мюллер - Армаком и Л. Эрхардом. Также, были использованы такие общенаучные методы современного исторического исследования как анализ, синтез, обобщение, сравнение. В данной статье рассмотрены идеи построения свободной, эффективной и одновременно социально справедливой рыночной системы, как поучительный пример комплексного и системного проведения обширной программы трансформационных политических, экономических, правовых, социальных и других мероприятий, источниками концепции которой являются труды представителей неолиберальной и ордолиберальной мысли. В целом же можно сделать вывод о том, что изучение проблемы становления идеологии и практики социального рыночного хозяйства, равно как и формирования социальной государственности в отечественной исторической науке еще только начинается.
Ключевые слова: социальная справедливость, история экономической мысли в Германии, германский неолиберализм, Фрайбургская школа, социальное рыночное хозяйство.
THE FORMATION OF THE SOCIO-ECONOMIC MODEL OF GERMANY
© 2018
Berkalov Sergey Vitalevich, laboratory researcher, school of engineering entrepreneurship National Research Tomsk Polytechnic University (634050, Russia, Lenin Avenue 30, Tomsk, е-mail: [email protected])
Abstract. The relevance of the study is determined by the need to trace the formation of a social market economy in Germany under the influence of special historical realities - the processes of industrialization, the unification of German states, world wars, economic crises and so on. The theory of German scientists based on the merger of a new and old school (neoclassical and traditional school) - ordoliberalism is considered. This is a theory of optimal market order, and later determined the direction of development of West Germany as a social state. The research method was the works of the classics of the economic theory of the Freiburg school. The works of the leading representatives of ordoliberalism — Walter Oiken, F. Boehm, A. Ruustov, V. Röpke, and others — have the greatest significance for our research. Next, the article examined the methodology of the new socio-economic system in Germany, which was implemented by the most prominent representatives of the German economic school - A. Muller - Armak and L. Erhard. Also, such general scientific methods of modern historical research as analysis, synthesis, synthesis, comparison were used. This article examines the ideas of building a free, effective and at the same time socially fair market system, as an instructive example of the complex and systematic implementation of an extensive program of transformational political, economic, legal, social and other activities, the sources of the concept of which are works of representatives of neoliberal and ordoliberal thought. On the whole, it can be concluded that the study of the problem of the formation of the ideology and practice of a social market economy, as well as the formation of social statehood in Russian historical science is just beginning.
Keywords: social justice, history of economic thought in Germany, German neoliberalism, Freiburg school, social market economy.
Социальное государство по своей природе является гарантом производства общественных благ. В условиях трансформации экономики главную роль приобретают механизмы, способные поддерживать устойчивое развитие общества. Особое внимание стоит уделить экономическим, социально-политическим аспектам, воплощённым в законодательстве общественным представлении о правильности мироустройства, об оптимальной конструкции взаимоотношений власти и общества.
Развитие социального государства - это отражение сложных и важных проблем современности, диалектические процессы отечественного и мирового развития в прошлом и настоящем. Опорой, мировоззренческим стержнем, фактором, формирующим содержание и сущность социального государства, является - «правда», «справедливость» (социальная справедливость).
Термин «справедливость» происходит от слова «право» - в латинском justitia (справедливость/правосудие) от jus (право).
На протяжении многих веков социальная справед-
ливость остаётся одним из центральных в общественно-политической жизни всего общества и каждого индивидуума. Идеи гуманизма, человечности, справедливости, освещались многими известными учёными. Это ещё раз подчёркивает тот факт, что понятия имеют социально-историческую обусловленность. «Идея справедливости охватывает века, как абстрактную нравственную идею, так и реальные отношения, играющие огромную роль в управлении людьми, определяющие, что такое «хорошо» и что такое «плохо» во всей структуре стимулирования - наград и наказаний», отмечают в своей работе Г. Г. Пирогов и Б. А. Ефимов [1, С. 3-11].
Пути достижения социальной справедливости имеют глубокие корни. Первые идеи о социальной справедливости можно найти ещё в античные времена. Так, например, для Сократа, в сущности, справедливости неразделимо соединяются этическое, правовое и политическое начало. У Аристотеля справедливость формируется в некую структуру и подразделяется на два вида: «уравнивающую» и «распределяющую». Уравнивающая спра-
ведливость предполагает воздаяние равным за равное, «уравнение того, что составляет предмет обмена» [2, С. 88-89].
Сохранились исторические факты о том, что в Афинах при правлении Солона и Перикла властью предпринимались действия, направленные на регулирование социальных отношений в обществе. «Солоном были приняты законы о занятости ремеслами граждан, о содержании за счет полиса солдат-инвалидов, о запрете долгового рабства в Афинах. Перикл ввёл жалованье для судей, стал осуществлять регулярный раздел общественной казны между гражданами в порядке обязательной и постоянной помощи» [3, С. 324].
Также стоит обратить внимание на то, что формирование теории социального государства были описаны в научных трудах на Востоке раньше, чем в Западной Европе. Арабский учёный, философ, Абуали ибн Сина (Авицена) в произведении «Трактат о семейной жизни» подчеркнул: «в идеальном государстве все материальные блага распределяются пропорционально, так, чтобы не было слишком богатых и бедных до изнеможения; население обеспечивается всем самым необходимым» [4, С. 7].
Соотечественник Абуали ибн Сина, великий мыслитель Ибн Халдун высказал передовую идею социального прогресса, во многом опередив европейскую социально-политическую мысль. Ибн Халдун утверждал: «объединение людей и появление государства - объективные процессы, обусловленные производственными потребностями, необходимостью совместного создания жизненных благ. Созданный дополнительный продукт и его присвоение породили отношения господства и подчинения, деление людей на имущественные группы. Следствием этого стало зарождение иерархической вертикали подчинения во главе с правителем, который единолично присваивал и распределял дополнительный продукт». Общество, по Ибн Халдуну, разделилось на «классы» или «слои» исключительно по имущественному признаку, а не по причине «благородства крови» [5, С. 18-25].
Таджикский философ XIII века, Насириддин Туси в своём труде «Мораль Насири» выдвигает теорию о несправедливом распределении богатства. Как справедливо отмечает Н. Туси, надо ввести прогрессивную систему налогообразования и перераспределения через государственный бюджет в пользу беднейших и нуждающихся слоев населения.
Таким образом, важную роль в разработке предпосылок социального государства сыграли начальные принципы античных учёных, философов, отразившие новые идеи социального равенства и удовлетворения минимальных потребностей каждого индивидуума. Также работы античных философов и мыслителей посвящены общим проблемам развития общества, человека и государства. Понятия гражданин, гражданство и государство, их взаимосвязь между собой. Всё это послужило импульсом для дальнейшего развития теории взаимодействия человека, общества и государства в таблице 1.
В эпоху нового времени возникают иные представления и подходы к социальным проблемам. В XIX в. одной из острейших социальных проблем стала проблема бедности. С развитием крупной промышленности, ростом городов, происходит массовое разорение мелких хозяйств, ремесленников, крестьян. Тяжёлый фабричный труд и падение жизненного уровня населения, аномальных разрывах в уровне доходов, устоявшиеся законы входят в противоречие общественным представлениям о справедливости, часто и правовыми нормами (коррупция, финансовые мошенничества и т.д.) происходит дискредитация общественных институтов. Всё это заметно отразилось на социальной сфере, на повседневной жизни граждан.
В Германии начинают осуществляться социальные реформы, которые вводятся сверху, по инициативе пра-
вительства. Канцлер Германии Отто фон Бисмарк проводит ряд социальных реформ, тем самым предотвращая пролетарскую революцию, но вынуждает совершить революцию в рамках сохраняющегося капиталистического строя. Рейхстаг принимает законы об обязательном государственном страховании: закон о страховании на случай болезни (1883), закон о страховании от несчастных случаев (1884), закон о страховании в связи со старостью и инвалидностью (1889). «Тем самым по отношению к этим слоям законодательно закреплялись определенные социальные гарантии, обеспечивающие им приемлемый уровень благосостояния», - отмечает исторические тенденции в развитии социальных реформ Г. В. Сулейманова [6, С. 14].
Таблица 1 - Сравнительная характеристика представлений о социальном государстве в античной философии
Философские направления Авторы Концепция теорий
Софисты Протогор, Горкий, Антифонт, Критий, Филострат Старший, Продик Кеосский и др. Выражали идею достоинства и ценность человека.
Древнегреческая школа (классическая философия). Сократ, Платон, Фрасилл, Аристотель, Аркесилай, Александр Македонский, Ксенократ и др. Теория о тесной взаимосвязи человека с обществом и государством, идея социализации качеств человека.
Эллинистическая философия (Эпикуреизм, стоицизм, кинизм). Зенон Китийский, Клеанф, Хрисипп, Диоген Лаэртский, Клеанф, Луций Анней Сенека, Хрисипп, Эпикур, Федр, Эпиктет, Антисфен Афинский и др. Теория осознания ценности свободы и равенства, а также о законах развития мира, человека и его мышления.
Восточная философия Абуали ибн Сина (Авицена), Насириддин Туси, Ибн Халдун, Аль-Бируни, Ли Гоу, Ань-ши и др. Теория социальной справедливости, формирование социального государства, распределение денежных средств, по справедливости, контроль рынка, цен и государственный денежный заём.
* Источник: составлено автором на основе исследуемых материалов
Именно тогда в первой половине XIX века возникли предпосылки теории хозяйственного порядка. Данное течение было предоставлено несколькими школами, среди них неоавстрийская школа (Людвиг фон Мизес, Фридрих Август фон Хайек), чикагская школа (Фрэнк Найт, Милтон Фридман), австрийская школа (Карл Менгер, Ойген фон Бём-Баверк) и Фрайбургская школа (Валтер Ойкен, В. Рёпке, А. Рюстов, Ганс Гроссманн-Дёрт).
Наиболее важное место в экономической жизни многих европейских стран занимает Фрайбургская школа. Именно она дала толчок для формирования институциональной идей в системе хозяйствования, когда требуется ограничивать деятельность монополий и поддержать частную собственность и свободу конкуренции в условиях ведения рыночного хозяйства. Фрайбургская школа является крупнейшим центром неолиберального движения. Школа возникла в период между Первой и Второй мировыми войнами, началом неолиберального движения считается международная научная конференция в Париже 1938 г., наибольшую популярность школа получила после Второй мировой войны.
Немецкие учёные предложили собственную теорию - ордолиберализма на основе слияния новой и старой школы (неоклассическая и традиционная школа). Именно в этот период исследователи уделяют внимание к теории смешанной экономики, то есть к социально-экономической жизни общества.
Ордолиберализм — это теория оптимального рыночного порядка, который возможно достичь только через создание социального рыночного хозяйства под контролем государства.
Концепция социального рыночного хозяйства как нового хозяйственного и социального порядка возникла из работы трёх групп исследователей:
- Фрайбургской школы, у основания ордолибераль-ного учения в середине 30-х годов XX в. стояли профессора: Вальтер Ойкен, Франц Бём и Ганс Гроссманн-Дёрт; позднее к ним примкнули Леонхард Микш, Фридрих Аугуст Лутц, Адольф Лампе, Фридрих Майер и другие учёные. Это направление принято называть ордолибера-лизмом (от названия выпускаемого ежегодного журнала «ORDO»).
- Неолибералов гуманистической традиции Вильгельма Рёпке и Александра Рюстова, их теоретические разработки объединили проблемы экономического, общественного и культурного развития.
- Социально - гуманистического неолиберализма, яркий представитель этой группы Альфред Мюллер-Армак, сумевший заложить теоретические основы социального рыночного хозяйства (СРХ).
Многие идеи этих учёных были использованы политиками для построения экономической модели в послевоенные годы. Немецкие учёные были экспертами для многих людей, новаторами и пропагандистами нового учения, а их книги стали классическими культовыми книгами для целого поколения экономистов, юристов, социологов и политологов.
Как сказал Л. Эрхард: «Заслуга Фрайбургской школы, Вальтера Ойкена и его друзей состоит в том, что они вернули политическую экономию к строгому мышлению порядка не только для того, чтобы отпугнуть жуткий призрак государственной экономики или поставить на место возникшую эконометрию, но, и чтобы - и это было важнее противопоставить плоскому бездуховному прагматизму культ духовного порядка» [7, С. 36].
Несмотря на большое количество учёных, кто занимался ордолиберальной теорией, принято считать главным представителем этого направления профессора национальной экономики Вальтера Ойкена, кто первый сумел систематизировать и изложить концепцию взаимодействия экономического, правового и политического порядков на основе новой либеральной немецкой идеологии. В. Ойкен создал либеральную, антитоталитарную научную школу. Её концепция нацелена на экономический и общественный порядок, характерна с одной стороны уходом от упрощенной теории классического либерализма, которое предполагает полное отсутствие государственное регулирование - невмешательство (Laissez faire), а с другой стороны, отказ от тоталитарных общественных систем.
Основной тезис теории В. Ойкена можно описать так: «Рынок нацелен прежде всего на экономическую эффективность, а государство - на поддержание принципов его эффективности и конкурентности. Поэтому и рынок, и государство могут существовать только в неразрывном единстве. Это означает, что для модели социально-ориентированной рыночной экономики характерен симбиоз двух определяющих сил: активное, но разумно ограниченное вмешательство государства в экономику, прежде всего в социальную сферу и сохранение фундаментальных принципов рыночной экономики» [8, С. 9].
Основная идея ордолибералов базируется на «позитивной» концепции политики хозяйственного порядка «создать вполне определённые условия (правила игры) для эффективного экономического развития в долгосрочной перспективе» [9, S. 405].
Теория хозяйственного порядка - это методологические подходы теории порядка, анализ централизованной управляемой экономики (институциональной среды). Работы В. Ойкена являются логическим завершением
теории промышленной революции в экономической политике государства. «С момента начала процесса индустриализации не было разработано ни одной достаточно рациональной системы регулирования. Как уже отмечалось, скорее имело место постоянное ухудшение. Фактически применявшиеся методы регулирования именно в XX в. становились всё менее пригодными» [10, С. 227]
Ордолибералы делают акцент на формирования институциональной среды, создание правового механизма, который, не ограничивает индивидуальную свободу, а является социальным склеивающим фундаментом, неотъемлемым элементом формирования любого хозяйственного порядка. Как отмечает в одной из своих работ, последователь теории ордолиберализма, профессор Эрих Хопманн «Индивидуальная свобода - это основа экономической эффективности хозяйственной системы. На этом базируется хозяйственное превосходство рыночных систем» [11, С. 377].
«Только свободный человек способен изъявлять свою волю. Эту сферу свободы должно гарантировать право. Экономической же политике надлежит реализовать свободный естественный богоугодный порядок» [12, С. 249], отмечает в своей работе В. Ойкен
В своей книге «Основы национальной экономии» В. Ойкен пытается «проникнуть в экономическую действительность», сформировать новый взгляд - новый тип мышления для поиска хозяйственного порядка в рамках создаваемой теории, включение «чистых форм» или идеальных типов (моделей). Теоретические положения познаются с помощью морфологического аппарата с его конкретными хозяйственными процессами, т. е. берётся каждый отдельный хозяйственный порядок в его неповторимости, уникальности в особом историческом аспекте, к нему применяется теоретический анализ и выявляется сущность хозяйствующего процесса с его взаимосвязями. Это применимо к хозяйственным процессам во всех странах и во все исторические периоды.
В. Ойкен разработал теорию и основные инструменты хозяйственных систем. Неслучайно В. Ойкен обращает своё внимание на другие области жизни. Его методология пытается «зафиксировать типологическое различие подходов, методов, применяемых при исследовании» [13, С.41].
Следует отметить, что В. Ойкен выявил институциональные элементы и принципы экономической системы. Именно в 60-70 х годах вошли в экономическую теорию термины: хозяйственный порядок, политика порядка, политика регулирования порядка, что определило в дальнейшем всю концепцию ордолиберализма в рамки экономической модели становления методологии формулирования социального рыночного хозяйства. В последствии теорию ордолиберализма применяли многие учёные. Практическое применение идеи В. Ойкена находят своё отражение в послевоенной экономике, переломные времена для Германии.
В. Ойкен вывел основные принципы, которым необходимо следовать государству, функционирующему в качестве силы, устанавливающей порядок конкуренции:
1. Политика государства должна быть нацелена на то, чтобы распустить экономические властные группировки или ограничить их функции. Любое укрепление властных группировок усиливает падение неофеодального авторитета государства [12, С. 427].
2. Политико - экономическая деятельность государства должна быть направлена на создание форм экономического порядка, а не на регулирование экономического процесса. [12, С. 429].
Из данных принципов можно сделать вывод, что ор-долиберальное течение отводит государству главную роль в решении задач по защите экономического и социального порядка, одновременно освобождая от чрезмерного влияния государства, от привычки вмешиваться во все общественные институты. «Государству не следует
ни предпринимать попыток регулирования экономического процесса, ни предоставлять экономику самой себе. Государственному планированию форм - «да», государственному планированию и регулированию экономического процесса - «нет». Выявить различие между формой и процессом и поступать в соответствии с этим - вот что важно» [12, С. 429].
Данные принципы служат ориентиром и критерием «правильности» по установлению требуемого конкурентного порядка и по сей день. Ордолибералы сформировали экономико - политическую программу становления государственного хозяйственного - политического и общественного устройства. В их теории исследуются широкий круг задач по конституированию конкурентного порядка и проведение мер в становлении системы и в практической экономической политике. «Экономическая власть должна существовать в условиях конкурентного порядка лишь постольку, поскольку она необходима для его поддержания. Управлению домашними хозяйствами и предприятиями нужна экономическая власть для того, чтобы иметь возможность проводить в жизнь разработанные хозяйственные планы». [12, С. 437].
Становление основных принципов эффективного хозяйственного порядка и полной конкуренции были определены теоретиками Фрайбургской школы. Обоснование общей концепции социальной рыночной экономики принадлежит одному из видных представителей «Кёльнской школы» профессору экономики Альфреду Мюллеру - Армаку. Именно ему принадлежит термин новой модели развития «Социально рыночное хозяйство», которое в дальнейшем привело решающее значение в регулировании хозяйственных процессов, а затем реализовал эту теорию на практике Л. Эрхард.
А. Мюллер - Армак обосновал новую модель развития «Социально рыночное хозяйство», в основу принципов концепции легло наследие классиков политэкономики и британского либерализма. В своих исследованиях автор опирался на труды известного шотландского экономиста Адама Смита, учения Давида Рикардо, либерала Дж. Ст. Милля и теоретические разработки постмарксистко-го капитализма. А. Мюллер - Армак в своей работе писал: «Мы говорим о "социальной рыночной экономике", как раз определяя ту самую третью экономико - политическую форму. Это означает, что рыночную экономику нам следует принять в качестве "несущей основы" для будущей экономической модели, однако, в отличие от предоставленного самому себе чисто либерального рыночного механизма, новая модель должна стать образцом сознательно регулируемого, а именно - социально регулируемого рыночного хозяйства» [14, S. 88].
Тем самым, придавая в своих исследованиях основополагающее значение социальной составляющей модели нового хозяйственного устройства, на основе частной собственности конкурентного порядка теории Фрайбургской школы в лице В. Ойкена и Ф. Бёма. Социальная составляющая рыночного хозяйства должна стоять на одном уровне с политикой хозяйственного порядка. Она должна быть «сознательно сформированным общим рыночным порядком» и прежде всего иметь направление на конкуренцию, которая является продолжением «первейшим принципом его координации» [15].
Разрабатываемая концепция А. Мюллер - Армака «общественного порядка» в конце 50 -х годов охватывала основные формы взаимодействия основных экономических и общественных субъектов, опираясь при этом на порядок государства и общества, а стратегия экономической политики не должна противоречить государственному вмешательству. «Её целью является установление треугольника между экономическим ростом, личной свободой и инициативой, и социальным равновесием, охватывающим весь комплекс социального обеспечения, от полной занятости до индивидуальной помощи» [16, С. 271]._
Таким образом, социальное рыночное хозяйство по мнению автора: «представляет собой социально-экономический порядок» [16, С. 263] и одновременно, «не есть исключительно теория конкуренции; это, скорее, идеологическая концепция в том смысле, что целью социального рыночного хозяйства является координация между сферами жизни, представленными рынком, государством и социальными группами» [16, С. 265], ведущая идея которого, «не может и не должно использоваться как контридеология; тем не менее оно является формулой, по которой может быть организовано самосознание Запада в адекватной форме» [16, С. 263].
В 1952 г. А. Мюллер - Армак был приглашён Л. Эрхардом в федеральное министерство экономики на должность главы отдела основных проблем экономической политики, а с 1958 г. в качестве госсекретаря по европейским вопросам в отдел Европы Федерального министерства экономики. Мюллер - Армак стремился реализовать свои теоретические идеи на практике совместно со своим единомышленником Л. Эрхардом (федеральным канцлером ФРГ 1963-1966). В ходе своей работы опираясь на теоретические основы формирования и развития концепции социального рыночного хозяйства они внесли немалый личный вклад в осуществления немецкого «экономического чуда».
Главной социальной задачей экономической политики Германии по мнению Л. Эрхарда является не в раздаче необходимых благ, а в обеспечении условий свободной деятельности индивидуумов, которые могут создавать эти блага самостоятельно и позаботиться о себе и своих близких. При этом основная часть доходов должна оставаться в руках предпринимателей, а не уходить в виде налогов и взносов на социальные нужды. Социальная политика должна ориентироваться на усиление позиций индивида в рыночной экономике, чтобы в дальнейшем он имел необходимые условия для получения образования, возможность получить квалифицированную профессию, а затем рабочее место, стимулировать сбережения и стремления приобрести в личную собственность земельный участок, недвижимость. Только обретя финансовую свободу и независимость от государственной социальной помощи, гражданин становиться из «социального подданного» в свободного человека. Л. Эрхард по этому поводу пишет: «Социальный смысл рыночного хозяйства в том и заключается, что любой успех экономики, любое достижение рационализации, любое повышение производительности труда идёт на благо всему народу и служит лучшему удовлетворению нужд потребителей» [17, С. 162].
Таким образом, Л. Эрхард считает, что что по мере роста общественного богатства и благосостояния граждан объём социальных благ, предоставляемых государством, должен не расширяться, а наоборот, сокращаться по мере роста богатства общества и уровня жизни его граждан.
Социальная помощь со стороны государства должна иметь временный характер, а не являться основным источником средств к существованию. Социальная помощь скорее связанно с бедностью определённой части населения, которое неспособна поддерживать своё благосостояние - это определённые слои населения, которые действительно нуждаются в поддержке и не могут обеспечить себе прожиточный минимум.
Главная задача социального государства состоит не в том, чтобы поощрять население социальными бенефициями разного рода, а в том, чтобы обеспечить возможность реализации долгосрочных целевых программ, направленных на достижение стратегических целей государственной социально-экономической политики.
Модель социального рыночного хозяйства, созданная виднейшими учёными, политиками XIX и XX века устарела, поскольку нынешние условия постиндустриального общества и глобализирующейся экономики значительно различаются от условий позднеиндустри-
альной стадии развития в середине прошлого столетия. Кроме того, немецкая модель в основном базируется на принципах социального государства, которые были сформулированы в начале в XIX - начале XX вв.
Таблица 2 - Фазы становления социальной политики государственного института в Германии
* Источник: составлено автором на основе исследуемых материалов
Сегодня Германия проводит ужесточённую политику по отношению беженцев, подвергаются перестройки все наиболее важные элементы социально-экономической системы: повышение заработной платы (минимальная ставка 8,84 евро/час), повышение пенсии на 3% (по-
вышение пенсионного возраста к 2029 году до 67 лет), размер пособий по безработице вырастит с 409 евро до 416 евро в месяц, детские пособия увеличится за первого и второго ребёнка 194 евро, за третьего 200 евро, за четвертого и последующего 225 евро [18]. Увеличение социальных взносов в странах ЕС уже достигли 85-90 % от прямой часовой заработной платы. Как отмечает В. П. Гутник: «Тупик «социального государства» — это прежде всего финансовый тупик. Общественные бюджета не способны обеспечить выполнение государством всех взятых им на себя обязательств. Для значительной части населения в западноевропейских странах не только расширение, но и простое сохранение нынешней системы социальной поддержки означает лишь усиление налогового бремени без адекватного возмещения в социальной сфере». [19, С. 330].
Выводы и перспективы дальнейших исследований
Таким образом, тенденция роста социальных функций (и соответственно расходов) государства приводит к нарастанию противоречий в экономике, но самое главное с определённого момента система социальной поддержки перестаёт работать ввиду нехватки финансовых ресурсов, тогда как экспансия не прекращается, а попытки выхода из тяжёлой ситуации приводит к социально-политическому напряженность и даже конфликты.
Если говорить о замене существующей социально-экономической модели в Германии на другую прогрессивную и единственно верную, как например англо-американскую модель, по утверждению многих ведущих экспертов, то такой вывод поспешен и неверен. Адаптивные возможности «новой модели» ненамного эффективнее нынешней, внесение новых принципов и механизмов приведёт к нарушению системной целостности (возможно для настройки «новой» социальной-экономической системы понадобиться десятилетия). Вместе с тем, структурные, демографические, культурно-социальные и политические особенности немецкого народа слишком велики, чтобы говорить о беспроблемном обмене модели развития. Но можно проследить весь путь становления социальной политики Германии в таблице 2.
Особое место занимают наиболее значимые решения, принятые правительством Германии, которые впоследствии привели к изменениям всей социально-экономической модели. Именно поэтому эволюция германской модели и весь комплекс принятых мер для модернизации ныне существующей системы представляет интерес для России, поскольку накопленный опыт и развитие Германии поможет определит параметры траектории роста российской экономики. Также весь исторический Германии показывает, что успешное реформирование социально-экономической системы может опираться только на свои исторические корни, на свой пройденный путь и традиции своего народа, и на жизненные ориентиры, разделяемые значительной частью населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Пирогов Г. Г. Ефимов Б. А. Социальная справедливость: генезис идей // Социологические исследования, № 9, 2008. - С. 3-11.
2. Аристотель. Этика. - СПб., 1908. — 435 с.
3. Фюстель де Куланж. Древняя гражданская община. М., 1895. - 374 с.
4. Охохлин Е.М. Генезис идей социального государства /Вестник южно-уральского государственного университета. Серия: право. 2010. С. 6 - 10.
5. Кончугов А.В. Социальная политика как общественное явление: генезис, эволюция и теоретические подходы к пониманию // Вестник Военного университета. 2011. No 4 (28). С. 18 - 25.
6. Сулейманова Г. В. Социальное обеспечение и социальное страхование. М.: 1998. — 559 с.
7. Социальное рыночное хозяйство: концепции, практический опыт и перспективы применения в России /Под общ. ред. проф. Р.М. Нуреева. Гос. ун-т — Высшая школа экономики. -М.: ТЕИС., 2007. — 488 с.
8. Социальное рыночное хозяйство. Под ред. Р.М. Нуреева. Издательский дом ГУ-ВШЭ, М, 2007. — 309 с.
9. Klump R. Wirtschaftsordnung und Wirtschaftspolitik in der Bundesrepublik Deutschland (1949-1990) / Wirtschaftsordnung und Wirtschaftspolitik in Deutschland (1933 -1993)^1996. — S. 463.
Фазы развития социальной рыночной экономики Законы, вводимые в Германии
I - фаза: становление ордолибе-рализма (1948 г. -1967 гг.). - Принятие конституции (1949 г.). - Принятие закона о тарифных соглашениях (1949 г.). - Принятие закона о федеральном банке (1957 г.). - Принятие закона против ограничения конкуренции (1958 г.). - Принятие «динамичной пенсионной системы» (1957 г.). - Принятие закона о социальной помощи (1954 г.).
II - фаза: государственное вмешательство и демонтаж социальной рыночной экономики в государство всеобщего благоденствия (1966 г. - 1979 гг.). - Принятие закона развития и стабильности (1967 г.). - Принятие закона по содействию трудоустройства (1967 г.). - Принятие закона о сохранения содержания зарплаты и запрещения необоснованного увольнения (1969 г.). - Принятие закона об участии рабочих в управлении предприятием (1976 г.).
III - фаза: реставрация политики порядка и рыночных механизмов (1980 г. - 1990 гг.). - Формирование новой денежной политики (1974 г.). - Формирование новой финансовой политики (1982 г.). - Принятие закона по содействию по трудоустройству (1985 г.). - Усовершенствование закона о приватизации и дерегулировании (1990 г.), (реформа железной дороги, строительного законодательства и времени закрытия магазинов).
IV- фаза: объединение Германии и социально-экономического реформы в области развития страны (1990 г.). - Принятие договора о создании единого экономического, валютного и социального союза между ГДР и ФРГ (1990). - Принятие закона о приватизации и реконструкции «народных» предприятий в ведомство по управлению государственной собственности (1990). - Изменение валютной системы на территории Германии (1990). - День объединения Германии. Договор вступил в силу объединения Германии (1990). - Принятие единых тарифах в металлоинду-стрии и выравнивание заработной платы до уровня западной (1991). - Ликвидация восточного государственного управляющего органа и перенос основный полномочий в г. Бонн (1994).
V- фаза: современная социально-экономическая модель Германии (19902018 г.). - Принятие Шенгенского соглашения (1990 г.). - Принятие закона о регулирование прекращения атомной энергетики (2002 г.). - Принятие правительством Герхарда Шрёдера программы «Повестка 2010» (2003 г.). - Принятие новых законов о гражданстве ФРГ (1999-2000 г.). - Принятие в качестве денежной валюты евро (2002 г.). - Принятие закона об управлении и ограничении иммиграции (2005 г.). - Избрание федеральным канцлером ФРГ Ангелы Меркель (2005 г.). - Принятие проекта «Национальный план по интеграции» (2007 г.). - Принятие нового миграционного закона (2015 г.).
10. Ойкен В. Основные принципы экономической политики / пер. с нем. под общ. ред. Л. И. Цедилина, К. ХеррманнаПиллата; вступ. слово О. Р. Лациса. М.: Прогресс, 1995. 494 с
11. Хопманн Э. Мораль и рыночная система // Теория хозяйственного порядка: «Фрайбургская школа» и немецкий неолиберализм: Пер. с нем. / Составление, предисловие и общ. ред. В. Гутника. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. — 482 с.
12. Ойкен В. Основные принципы экономической политики / пер. с нем.; под ред. Л. И. Цедилина, К. Херманн-Пиллата; вступ. слово О. Р. Лациса. М.: «Прогресс», 1995. 496 с.
13. Ойкен, В. Основы национальной экономии: Пер.с нем. / В. Ойкен, В. С.Автономов, В. П. Гутник, К. Херрманн-Пиллат. —М.: Экономика, 1996. — 351с.
14. Müller-Armack A. Wirtschaftslenkung und Marktwirtschaft. — Hamburg. 1947.
15. Müller-Armack. A. /Erhard, L. (Hrsg.): Soziale Marktwirtschaft -Ordnung der Zukunft. Manifest 72. Frankfurt a.M. /Berlin/Wien 1972
16. Мюллер-Армак А. Принципы социального рыночного хозяйства / В кн.: Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика экономического порядка. СПб., 1999.
17. Эрхард, Л. Благосостояние для всех/Л. Эрхард; пер. с нем. Б.Б. Багрянский, В.Г. Гребенников. - М.: Дело, 2001. - 352 с.
18. Холоденко В. Что изменится в 2018 году: 23 очень важных момента. URL: https://germania.one/chto-izmenitsja-v-2018-godu-23-ochen-vazhnyh-momenta/ (дата обращения 24.10.2018).
19. Гутник В.П. диссертация: Политика хозяйственного порядка в Германии: теория и практика. 2002. - 417 с.
Статья поступила в редакцию 06.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018