Научная статья на тему 'Правовые проблемы формирования социального государства в России и зарубежный опыт'

Правовые проблемы формирования социального государства в России и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
364
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПЕРЕРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутаев Гамид Рафикович

Статья посвящена актуальной задаче построения социального рыночного хозяйства в России. Автор считает, что создание социального государства в России, вытекающего из части 1 статьи 7 Конституции РФ, невозможно без внедрения социального рыночного хозяйства. В Конституции РФ отсутствует ряд принципиальных положений, отчетливо формирующих социальную направленность рыночной экономики. Статья содержит перечень положений, формирующих конституционную модель социального рыночного хозяйства в России. Положения о социальной функции частной собственности, содействии полной занятости населения, индикативном планировании, перераспределительной деятельности государства, социальном партнерстве отражают современные мировые тенденции конституционного закрепления основных постулатов социального рыночного хозяйства. Автор считает, что приведенные положения должны найти конституционное воплощение как на федеральном, так и на региональном уровнях Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы формирования социального государства в России и зарубежный опыт»

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

®2010 Бутаев Г.Р.

Дагестанский государственный университет

Статья посвящена актуальной задаче построения социального рыночного хозяйства в России. Автор считает, что создание социального государства в России, вытекающего из части 1 статьи 7 Конституции РФ, невозможно без внедрения социального рыночного хозяйства. В Конституции РФ отсутствует ряд принципиальных положений, отчетливо формирующих социальную направленность рыночной экономики. Статья содержит перечень положений, формирующих конституционную модель социального рыночного хозяйства в России. Положения о социальной функции частной собственности, содействии полной занятости населения, индикативном планировании, перераспределительной деятельности государства, социальном партнерстве отражают современные мировые тенденции конституционного закрепления основных постулатов социального рыночного хозяйства. Автор считает, что приведенные положения должны найти конституционное воплощение как на федеральном, так и на региональном уровнях Российской Федерации.

The article is devoted to the topical problem of establishing the social market economy in Russia. The author believes that establishing the social state in Russia, following point 1 of article 1 of Russian Federation Constitution, is impossible without implying the social market economy. Russian Federation Constitution does not include a number of the fundamental propositions clearly formative a social orientation of the market economy. The article contains the enumeration of propositions formative the constitutional model of the social market economy in Russia. The propositions about the social function of private property, full employment, the indicative planning, the redistributive activities of the state, the social partnership reflect the modern world tendencies of constitutional legalization of the basic principles of the social market economy. The author considers that above mentioned propositions must detect the constitutional embodiment both on federal and regional levels.

Ключевые слова: социальное рыночное хозяйство, социальная функция частной собственности, полная занятость, индикативное планирование, перераспределительная деятельность государства, социальное партнерство.

Keywords: social market economy, social function of private property, full employment, indicative planning, state redistributive activity, social partnership.

Конституция Российской

Федерации 1993 года в части 1 статьи 7 провозглашает Россию социальным государством [10. С. 6].

Эта норма Основного закона страны представляет собой норму-дефиницию. Значение этой и других дефинитивных норм Конституции

Российской Федерации О. Е. Кутафин видит в том, что они «подлежат обязательному учету при применении любых соответствующих им конкретных норм права» [11. С. 88]. Однако при подробном исследовании взаимосвязи

социальной и экономической

составляющих в Конституции России отчетливо выявляется, что

экономическая основа

конституционного строя России слабо связана с социальным государством в общей системе основ конституционного строя страны. На наш взгляд, наличие в Конституции Российской Федерации положения о социальном государстве, об экономических и социальных правах человека предполагает

формирование особой

конституционной модели

экономической политики, создающей условия для реализации указанных конституционных норм. В этой связи мы считаем правильным

использование концепции

социального рыночного хозяйства, в которой наиболее явным образом прослеживается взаимосвязь

экономической политики и социальной государственности.

Термин «социальное рыночное хозяйство» впервые обосновал и ввел в обращение в 1946 году Альфред Мюллер-Армак. По его мнению, «социальное рыночное

хозяйство представляет собой социально-экономический порядок», при котором «целенаправленно организованная экономика

свободного рынка, сохраняемая посредством регулирующей систему конкуренции, дает более надежную гарантию социального прогресса -особенно потому, что социальный прогресс на базе свободной системы, посредством сознательной выработки мер, соответствующих принципам свободного рынка, и перераспределения доходов через государственный бюджет, когда развитие конкуренции формирует

экономическую базу для социальных мер, может быть организован более эффективно» [13. С. 117]. Л. Эрхард по этому поводу писал: «Сущность социального рыночного хозяйства только тогда можно считать полностью достигнутой, когда соответственно с растущей производительностью одновременно понижаются цены, обеспечивая

подлинное повышение реальной заработной платы» [16. С. 199]. Для социального рыночного хозяйства характерен подход к таким

рыночным отношениям, которые направлены на равное управление производством и потреблением, учитывая как интересы государства, так и общества, поскольку социальный эффект должен

создавать предпосылки для

повышения максимально возможного уровня общего благосостояния [13. С. 41]. В. В. Невинский определяет социальное рыночное хозяйство как «систему социально-экономических отношений, основанную на

признании человека в качестве цели государства, приоритете жизни и достоинства человека в ряду общественных ценностей, на сочетании экономической свободы с государственным регулированием экономики, совместном участии человека и государства в социальной сфере ...» [14. С. 55]. По мнению В. П. Милецкого, «социальное

государство возникает и

формируется на основе социально ориентированной экономики или социального рыночного хозяйства» [12. С. 97]. В концепции социального рыночного хозяйства предпринята попытка синтезировать

гарантированную государством экономическую свободу в рыночной экономике с идеалами социального государства, связанными с

социальной защищенностью и

социальной справедливостью.

Социальное рыночное хозяйство рассматривается как «третий путь», пролегающий между капитализмом и

тоталитарной административной экономикой, как путь, ведущий к свободному, экономически

эффективному строю в экономике и обществе.

Концепция «социального

рыночного хозяйства» предполагает переосмысление некоторых

положений конституционного права, привнесение в содержание последних общественного и человеческого начал. В этих целях конституционная норма о частной собственности дополняется положением о ее социальной функции, недопустимости ее использования в ущерб интересам общего блага (статья 14 Конституции ФРГ [5. С. 72], статья 42 Конституции Италии [5. С. 139], статья 13

Конституции Азербайджана [6. С. 27], статья 8 Конституции Армении [6. С. 87] и т.д.). Социальную функцию частной собственности можно рассматривать в трех аспектах: 1) запрет использования частной собственности во вред интересам общества (экономическим,

экологическим, духовным); 2)

стимулирование использования частной собственности в

общественно полезных целях (благотворительность, инвестирование); 3) возможность

национализации частной

собственности. Социальная функция частной собственности одним из своих направлений имеет поддержку конкуренции и противодействие монополистическим действиям.

Конституция России в части 2 статьи 34 запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию [10. С. 14]. Социальная функция частной собственности, с одной стороны, ограничивает и обязывает собственника, с другой стороны, обязывает государство ограничивать правомочия

собственника лишь при условии общественной пользы.

Следующий компонент концепции «социального рыночного хозяйства»,

требующий конституционного

закрепления, - это содействие

полной занятости населения. Проблема занятости в российской Конституции поднимается в части 3 статьи 37 и формулируется как право каждого на защиту от безработицы [13. С. 15]. В Законе Российской Федерации «О занятости населения» от 19 апреля 1991 года это право конкретизировано. Основной объем норм указанного Закона определяет условия признания лица

безработным и права безработного, что не вполне соответствует названию закона.

Важным элементом концепции «социального рыночного хозяйства» является индикативное

планирование. Мы считаем, что не может быть эффективной, социально ориентированной рыночная

экономика без активной

регулирующей роли государства. Как констатирует В. Андрианов, существует прямая зависимость между экономической политикой государства и уровнем рыночных отношений: чем сильнее развиты рыночные отношения, тем значительнее государственное

влияние на формирование рыночных механизмов и регуляторов [1. С. 28]. В настоящее время большинство политиков, ученых придерживается точки зрения о необходимости усиления роли государства в регулировании экономики, поскольку просматривается тенденция

ослабления системы

государственного управления.

Государственное участие -действенный механизм контроля рыночных отношений. При этом следует учесть, что государство выступает не только в качестве регулятора экономических

отношений, но и является полноправным субъектом данных отношений. В настоящее время роль государства в рыночном секторе определяется как важнейшая, системообразующая, поскольку

учитывает интересы каждого. В различных формах такое планирование осуществляется

практически во всех развитых странах, но далеко не везде норма о государственном планировании закреплена конституционно. В Конституции России такая норма отсутствует, хотя индикативное планирование встречается в практике органов государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях. Следует согласиться с мнением М. В. Баглая, который пишет по этому поводу: «Экономическая роль государства обрисована в Конституции России лаконично и только косвенно» [2. С. 138-139]. Нормы планирования заложены в конституциях ряда зарубежных государств: «Признается свобода частной

предпринимательской деятельности в условиях рыночного хозяйства. Государственные власти

гарантируют и защищают это право в соответствии с требованиями общенациональной экономики и планирования» [5. С. 37]

(Конституция Испании, ст. 38);

«Закон определяет программы мероприятий и контроля, с помощью которых публичная и частная экономическая деятельность может быть направляема и контролируема в социальных целях» [5. С. 138] (Конституция Италии, статья 41).

Ключевой составляющей

концепции «социального рыночного хозяйства» является

перераспределительная деятельность государства. Она осуществляется в целях

выравнивания положения граждан, регионов. В статьях 31 и 40 Конституции Испании сказано, что государственные расходы

обеспечиваются путем

справедливого распределения

ресурсов, и их планирование и реализация должны отвечать принципам эффективности и экономии, государственные власти

создают необходимые условия для экономического и социального прогресса и для наиболее справедливого распределения

региональных и личных доходов в рамках политики экономической стабильности [4. С. 57].

Целесообразность включения в Конституцию подобных норм связана с масштабностью государственной перераспределительной деятельности и относительно слабым контролем общества за ней. Требуется закрепление трех главных принципов перераспределительной деятельности: справедливость,

гласность и экономическая эффективность, которые, в большей степени, на практике не соблюдаются.

Наконец, последним элементом «концепции социального рыночного хозяйства» является положение о социальном партнерстве. С точки зрения правового обеспечения социального партнерства в России ситуация вполне благоприятна, принят ряд федеральных законов, устанавливающих правовые основы этой деятельности: «О

профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О порядке разрешения

коллективных трудовых споров», «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений», «Об

общественных объединениях» и другие. Социальное партнерство распространяется, прежде всего, на отношения труда и капитала,

работников и работодателей,

интересы которых существенно

различаются. Достижение целей субъектов трудовых

правоотношений, создание условий для получения общего эффекта, прежде всего повышения

производительности труда и обеспечения занятости, в

современных условиях могут достигаться путем регулирования

взаимодействия указанных

субъектов с помощью социального партнерства. Однако трудовые правоотношения не исчерпывают всего многообразия отношений, возникающих между гражданином и государством. С позиций конституционного права и концепции социального государства, по мнению В. Е. Чиркина, вопрос о социальном партнерстве ставится гораздо более широко [15. С. 37]. Сюда относятся и соглашения политических партий по принципиальным вопросам жизни общества. К вопросам социального партнерства в его более широком толковании относятся принцип и порядок мирного разрешения

социальных конфликтов и соответствующие процедуры,

участие различных слоев населения в решении общенациональных задач. Есть и другие пути реализации социального

партнерства.

В конституционно-правовых

нормах федерального

законодательства содержание

органичной взаимосвязи

экономической и социальной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

политики урегулировано слабо, этот пробел частично восполняется в конституциях (уставах) и законах некоторых субъектов федерации. Статья 13 Конституции Республики Дагестан содержит следующее положение: «... В Республике

Дагестан обеспечиваются

социальная ориентация экономики, свобода экономической

деятельности, создаются условия для добросовестной конкуренции ...» [8. С. 62]. Аналогичная норма имеется в части 1 статьи 17 Конституции Республики Татарстан:

«Основу экономики Республики Татарстан составляет социальное рыночное хозяйство, в котором в соответствии с законом

обеспечиваются свобода

хозяйственной деятельности и разнообразные формы

собственности, равные условия их правовой защиты» [9. С. 40]. В части 1 статьи 12 Конституции Республики Адыгея записано: «Основа экономики Республики Адыгея - социальное рыночное хозяйство,

обеспечивающее свободу

экономической деятельности,

предпринимательства и труда, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовую защиту, добросовестную конкуренцию и общественную пользу» [7. С. 53].

Таким образом, экономическим базисом социального государства является социальное рыночное хозяйство, отличительной чертой которого является учет публичноправовых аспектов частной хозяйственной деятельности.

Концепция социального рыночного хозяйства для России - это пока лишь совокупность теоретических положений, она не имеет на данный момент конституционно-правового закрепления. Но важно отметить, что указанная модель социального рыночного хозяйства со всеми обозначенными конституционными элементами обладает огромным научным потенциалом, поскольку это не статичная, а динамичная теория, способная к адаптации по мере изменения экономической ситуации и соотношения между функциями рынка и государства в России.

Примечания

1. Адрианов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике // Экономист. 2002. № 8. 2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации / Учебник для вузов. М. : Норма-Инфра-М, 2001. 581 с. 3. Брызгунова О. В. Социальное рыночное хозяйство как основа экономической системы Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2008. №1.4. Конституции государств Европы. В 3 т. Т. 2 / под редакцией Л. А. Окунькова. М. : Изд-во «НОРМА», 2001. 790 с. 5. Конституции зарубежных

государств: Учебное пособие // Сост. проф. В. В. Маклаков. 3-е изд., перераб. и доп. М. : БЕК, 2002. 673 с. 6. Конституции стран СНГ и Балтии : Учебное пособие / сост. Е. П. Андреева. М. : Юристъ, 1999. 549 с. 7. Конституция Республики Адыгея: Принята Законодат. Собр. (Хасэ) Респ. Адыгея 10 марта 1995 г. // Ведомости Законодат. Собр. (Хасэ) - Парламента Респ. Адыгея. 1995. № 16. 8. Конституция Республики Дагестан // СЗ РД. 31.07.2003. № 7. Ст. 503. 9. Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г.: с изм. и доп. // Республика Татарстан / Гос. Совет Респ. Татарстан. Каб. министров Респ. Татарстан. 2002. 30 апреля. 10. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М. : Юрид. лит., 2009. 65 с. 11. Кутафин О. Е. Предмет конституционного права. М. : Юристъ, 2001. 421 с. 12. Милецкий В. П. Российская модернизация: предпосылки и перспективы эволюции социального государства. СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997. 395 с. 13. Мюллер-Армак А. Принципы социального рыночного хозяйства // Социальное рыночное хозяйство: теория и этика экономического порядка в России и Германии. СПб. : Экономическая школа, 1999. 621 с. 14. Невинский В. В. Основы современного конституционализма Австрии и Германии. Барнаул : Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1997. 638 с. 15. Чиркин В. Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы // Журнал российского права. 2008. № 12. 16. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М. : Начала-Пресс, 1992. 332 с.

Статья поступила в редакцию 26.04.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.