Научная статья на тему 'Социальные права в конституциях стран Восточной Европы и России'

Социальные права в конституциях стран Восточной Европы и России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1987
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА / CONSTITUTION / SOCIAL STATE / SOCIAL RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александрова А. В.

В статье рассматриваются особенности закрепления социальных прав в Конституции Российской Федерации и отдельных стран Восточной Европы ( Болгарии, Польши, Венгрии ). Содержится сравнительно правовой анализ положений конституций названных стран о социальном государстве и социальных правах. Впервые анализируются нормы Конституции Венгрии 2011 г., посвященные социальным правам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Rights in the Constitutions of the Countries of Eastern Europe and Russia

The article deals with the peculiarities of the regulation of social rights in the Constitution of the Russian Federation and some countries of Eastern Europe (Bulgaria, Poland, Hungary). The article contains a comparative analysis of the provisions of the constitutions of the abovementioned countries about the social state and social rights. It is the first time that the provisions of the Constitution of Hungary 2011 about social rights are analyzed.

Текст научной работы на тему «Социальные права в конституциях стран Восточной Европы и России»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 342.73

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА В КОНСТИТУЦИЯХ СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И РОССИИ

© А. В. АЛЕКСАНДРОВА Пензенский государственный университет, кафедра «Государственно-правовые дисциплины» e-mail: ann-alexandrova@mail.ru

Александрова А. В. - Социальные права в конституциях стран Восточной Европы и России // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 81-85. - В статье рассматриваются особенности закрепления социальных прав в Конституции Российской Федерации и отдельных стран Восточной Европы (Болгарии, Польши, Венгрии). Содержится сравнительно-правовой анализ положений конституций названных стран о социальном государстве и социальных правах. Впервые анализируются нормы Конституции Венгрии 2011 г., посвященные социальным правам. Ключевые слова: конституция, социальное государство, социальные права.

Alexandrova A. V. - Social Rights in the Constitutions of the Countries of Eastern Europe and Russia // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 81-85. - The article deals with the peculiarities of the regulation of social rights in the Constitution of the Russian Federation and some countries of Eastern Europe (Bulgaria, Poland, Hungary). The article contains a comparative analysis of the provisions of the constitutions of the abovementioned countries about the social state and social rights. It is the first time that the provisions of the Constitution of Hungary 2011 about social rights are analyzed.

Keywords: constitution, social state, social rights.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследований в сфере социальных конституционных прав связана с той особой ролью, которые данные права играют сегодня в процессе формирования «человеческого капитала» - важнейшего элемента инновационного развития. Как известно, инновации являются результатом воплощения творческих идей человека. Поэтому без человека - образованного, активного, способного нестандартно мыслить -инновационное развитие невозможно. Следовательно, политика государства, стремящегося к инновационному развитию экономики, должна обязательно включать в себя заботу о человеке, обеспечение ему достойных условий существования (позволяющих ему, в частности, не заботиться о хлебе насущном, а реализовывать свой творческий потенциал). В этом видится связь между социальными правами личности и экономическим развитием страны.

Настоящая статья посвящена исследованию особенностей закрепления социальных прав в конституциях отдельных стран Восточной Европы (Венгрии,

Болгарии, Польши) и России. Как известно, политическое и экономическое развитие этих стран, начиная со второй половины ХХ в., имело много общего. После Второй мировой войны в странах Восточной Европы под влиянием Советского Союза утверждается социа-

листическая государственность, внедряется плановая экономика, принимаются конституции, сходные с Конституцией СССР 1936 г. (в связи с этим в конституционных актах восточноевропейских стран появляются социальные права [8]). Конец 1980-х - начало 1990-х годов как в России (Советском Союзе), так и в странах Восточной Европы характеризовались демократизацией политического строя, сменой правящей элиты («бархатные революции» в Восточной Европе, события 1991-1993 гг. в России), а также рыночными реформами. Принятые в эти годы новые конституции восточноевропейских стран и государств, возникших на территории бывшего СССР, имели много общего. В науке конституционного права даже утвердился термин «постсоциалистические конституции»[9]. Данные конституции рассматриваются как своего рода симбиоз норм, составляющих наследие советского прошлого (например, обширный перечень социальных прав), и норм, позаимствованных из конституций развитых демократий (о разделении властей, конституционном контроле, защите частной собственности). Между тем, по мнению восточноевропейских ученых, новым конституциям недостает оригинальности и их «вклад в интеллектуальные достижения мирового конституционализма, к сожалению, мал» [1].

Известно, что рыночные реформы (которые - не надо об этом забывать - проводились для преодоления

кризиса плановой экономики) сопровождались ухудшением социально-экономической ситуации, падением уровня жизни населения, ростом безработицы. В этих условиях реализация социальных прав в странах Восточной Европы и в России оказалась под угрозой. Не способствовал их защите и крайне либеральный настрой правящих кругов данных стран в 1990-2000-е гг. Среди тех, кто осуществлял реформы, преобладали сторонники нерегулируемой рыночной экономики, минимизации государственного вмешательства в социально-экономическую сферу. Таким образом, отсутствовала и политическая воля, направленная на обеспечение социальных прав граждан. Поэтому проблема реализации конституционных социальных прав граждан остается актуальной как для стран Восточной Европы, так и для России (несмотря на то, что наиболее тяжелые этапы переходного периода, по-видимому, пройдены).

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА И СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

итак, рассмотрим те социальные права, которыми конституции России, Венгрии, Болгарии и Польши наделяют своих граждан. Данные права представляют собой элемент преемственности в конституционном развитии названных стран (они тесно связаны с социалистическим прошлым) [8].

Большинство рассматриваемых нами стран конституционно закрепляют принцип социального государства. Преамбула Конституции Болгарии провозглашает «решимость болгарского народа создать демократическое, правовое и социальное государство», а ст. 20 Конституции Болгарии содержит такой важный принцип социального государства, как социально-экономическое выравнивание: «государство создает условия для равномерного развития отдельных районов страны»[4]. Россия, согласно ст. 7 Конституции РФ, является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [6]. Республика Польша есть демократическое правовое государство, осуществляющее принципы социальной справедливости (ст. 2 Конституции Польши), при этом основу экономического устройства образует «социальное рыночное хозяйство, опирающееся на свободу хозяйственной деятельности, частную собственность, а также солидарность, диалог и сотрудничество социальных партнеров» (ст. 20 Конституции Польши) [5]. Новая Конституция Венгрии, принятая 25 апреля 2011 г. [3], устанавливает, что Венгрия стремится предоставить социальное обеспечение каждому гражданину (ст. XVIII Конституции Венгрии). Согласно ст. XI Конституции Венгрии, каждый должен способствовать процветанию общества посредством своего трудового вклада, в соответствии со своими навыками и возможностями. Обладание собственностью предполагает социальную ответственность (ст. XII).

ПРАВА В СФЕРЕ ТРУДА

Важнейшими среди социальных прав являются права в сфере труда. Они весьма подробно регламентируются конституциями рассматриваемых нами стран. Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 37 провозглашает права и свободы в сфере труда: свободу труда, запрет принудительного труда, право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимума, право на защиту от безработицы (ч. 1-3 ст. 37 Конституции РФ). Кроме того, ч. 4 ст. 37 Конституции России признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Ч. 5 ст. 37 Конституции РФ закрепляет право на отдых и гарантирует всем, работающим по трудовому договору, установленную законом продолжительность рабочего времени (не более 40 часов в неделю - согласно ст. 91 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г.), а также выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Действующая Конституция Болгарии 1991 г. посвящает трудовым правам статьи 48-50 [4]. В частности, ст. 48 говорит о праве на труд (при этом устанавливается, что государство заботится о создании условий для осуществления этого права). В ч. 2 ст. 48 Конституции Болгарии особо подчеркивается, что государство создает условия для осуществления права на труд лицам, имеющим физические и психические недостатки. Также ст. 48 Конституции Болгарии содержит запрет принудительного труда, право каждого на свободный выбор профессии и места работы, право трудящихся на здоровые и безопасные условия труда, на минимальное трудовое вознаграждение и оплату, соответствующую проделанной работе, на отдых и отпуск в установленном законом порядке. Ст. 49 Конституции Болгарии предусматривает право рабочих и служащих на создание профсоюзов, а также право работодателей объединяться для защиты своих хозяйственных интересов. При этом профсоюзы не могут ставить перед собой политические цели и заниматься политической деятельностью (ст. 12 Конституции Болгарии). Ст. 50 Конституции Болгарии содержит право рабочих и служащих на забастовку для защиты своих коллективных экономических и социальных интересов и в порядке, установленном законом (как видим, болгарская конституция особо подчеркивает неполитический характер забастовок, признаваемых законными). Кроме того, Конституция Болгарии рассматривает защиту труда в качестве важнейшего принципа государственной жизни и помещает норму о ней в главу первую - «Основные начала» (ст. 16) Следует отметить, что в болгарской конституции не упоминается право на защиту от безработицы, однако

ч. 2 ст. 51 Конституции устанавливает, что «лица, временно оставшиеся без работы, получают социальное

обеспечение на условиях и в порядке, определенных законом».

Если конституции России и Болгарии предусматривают изложение всех прав и свобод в одной главе, не подразделяя их на группы (глава 2 Конституции России - «Права и свободы человека и гражданина», глава 2 Конституции Болгарии - «Основные права и обязанности граждан»), то Конституция Республики Польша предусматривает более дробное деление. В рамках раздела II, посвященного свободам, правам и обязанностям человека и гражданина, содержатся подразделы: «Общие принципы», «Личные свободы и права», «Политические свободы и права», «Экономические, социальные и культурные свободы и права», «Средства защиты прав и свобод», «Обязанности». В числе социальных прав провозглашается, в частности, свобода выбора профессии и места работы, при этом обязательный труд может применяться только в случаях, установленных законом (чч. 1, 2 ст. 65 Конституции Польши). Государство проводит политику, направленную на обеспечение полной занятости посредством реализации программ борьбы с безработицей (ч. 5 ст. 65 Конституции Польши). Конституция Польши запрещает постоянную занятость детей в возрасте до 16 лет (ч. 3 ст. 65). Она устанавливает также, что минимальный размер оплаты труда устанавливается законом (ч. 4 ст. 65). Согласно ч. 1 ст. 66 Конституции Польши, каждый имеет право на безопасные и гигиеничные условия труда. Ч. 2 ст. 66 Конституции Польши говорит о праве работника на отдых (выходные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск), а также о максимальной продолжительности рабочего времени, которая устанавливается законом. Характерно, что свобода объединения в профсоюзы рассматривается польским законодателем как политическая и отнесена к подразделу «Политические права и свободы» (ч. 1 ст. 59 Конституции Польши). В качестве политического рассматривается также право профсоюзов на ведение коллективных переговоров, разрешение коллективных трудовых споров, а также право на организацию забастовок, которое может быть ограничено законом (ч. 2, 3 ст. 59 Конституции Польши). В то же время, норма о свободе создания и деятельности профсоюзов содержится в Разделе I Конституции Польши, именуемом «Республика» (ст. 12 Конституции). Данная свобода, как видим, относится к основам государственного строя Польши. В этот же раздел помещена норма о том, что труд находится под охраной Республики. Государство осуществляет надзор за условиями осуществления труда (ст. 24 Конституции).

Что касается Конституции Венгрии, то она закрепляет такие важнейшие принципы, как свобода труда (ст. XI Конституции Венгрии), свобода создания профсоюзов (ч. 5 ст. VII Конституции Венгрии). Ст. XVI конституции содержит положения о социальном партнерстве - в частности, о том, что работники, работодатели и их объединения вправе вести коллективные переговоры, заключать коллективные соглашения и прибегать к коллективным формам защиты

своих интересов в случае трудовых конфликтов, в том числе к забастовкам. Профсоюзы могут создаваться и свободно действовать на основании Закона об объединениях (ч. 5 ст. VII Конституции). Кроме того, данная статья содержит право наемного работника на здоровые и безопасные условия труда и уважение его достоинства. Также закрепляется право трудящихся на отдых: ежедневный, еженедельный, и на ежегодный оплачиваемый отпуск. Согласно ст. XVII Конституции, использование детского труда запрещено (кроме случаев, установленных законом - если это не вредит их умственному, физическому и психическому развитию). Предусматривается особая защита интересов трудящейся молодежи и работников, имеющих детей.

ЗАЩИТА СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА

Следующая группа норм, которые мы рассмотрим, касается защиты семьи, материнства и детства. Ст. 38 Конституции России провозглашает государственную защиту семьи, материнства и детства. При этом Конституция не раскрывает понятие «семья», не делает этого и Семейный кодекс Российской Федерации. Можно заметить также, что в российской Конституции не упоминается брак (как основа семьи), не говорится о его защите. В то же время, в научной литературе высказывается мнение о том, что в Конституцию необходимо ввести норму, которая бы отражала сущностные черты понятия семьи [7].

В отличие от российской, конституции Болгарии (ст. 46), Польши (ст. 18) и Венгрии (ст. М) содержат определение брака как союза между мужчиной и женщиной. Во всех рассматриваемых конституциях имеются положения об особой защите семьи, материнства и детства со стороны государства (ст.ст. 7, 38 Конституции России, ст. 14 Конституции Болгарии, ст.ст. 18, 71 Конституции Польши, ст. М Конституции Венгрии).

Воспитание детей есть право и обязанность родителей - об этом говорят ст. 38 Конституции России, ст. 47 Конституции Болгарии, ст. XV Конституции Венгрии. Однако Конституция Польши указывает только на право родителей «воспитывать детей согласно собственным убеждениям» (ст. 48 Конституции Польши) и не возлагает на них таковой обязанности. В то же время, Конституция Польши содержит детальную регламентацию прав ребенка: воспитание должно учитывать степень зрелости ребенка, свободу его совести, вероисповедания, убеждений (ст. 48 Конституции Польши). В ходе установления прав ребенка органы публичной власти, а также лица, ответственные за ребенка, обязаны выслушать и по возможности учесть мнение ребенка (ст. ч. 3 ст.72 Конституции Польши).

Конституция Болгарии (ст. 47) и Конституция Польши (ст. 72) содержат норму о том, что дети, оставшиеся без попечения своих близких, находятся под особой защитой государства. Конституция России (ст. 38) и Конституция Венгрии (ст. XV) устанавливают обязанность совершеннолетних детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

ПРАВА

В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Следующая группа норм касается права на социальное обеспечение. Такое право закреплено в ст. 39 Конституции России, ст. 67 Конституции Польши, ст. XVIII Конституции Венгрии - при этом перечисляются случаи, при наступлении которых у лица возникает право на социальное обеспечение - болезнь, инвалидность, старость и др. Перечень данных случаев в Конституции Польши и Конституции Венгрии является закрытым, а в Конституции России - открытым: в ней упоминаются и «иные случаи, установленные законом». Конституция Болгарии в ст. 51 говорит о праве на общественное страхование и социальную помощь. При этом подчеркивается, что под особой защитой государства и общества находятся лица, достигшие старческого возраста и не способные себя содержать, а также лица, имеющие физические и психические недостатки. лица, временно оставшиеся без работы, получают социальную поддержку на условиях и в порядке, установленном законом (ч. 2, 3 ст. 51 Конституции Болгарии). Конституции Польши и Венгрии уточняют, что право на социальное обеспечение по безработице имеют лишь граждане, «оставшиеся без работы не по собственной воле» (ч. 2 ст. 67 Конституции Польши, ч.1 ст. XVIII Венгрии).

интересно, что Конституция России говорит о праве каждого на социальное обеспечение, а конституции иных рассматриваемых стран - только о праве гражданина на социальное обеспечение.

Ст. 40 Конституции России устанавливает право каждого на жилище и уточняет, что малоимущим гражданам (и иным нуждающимся в жилище гражданам, указанным в законе) жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату. Конституции других рассматриваемых нами стран такого права не содержат, хотя ст. 75 Конституции Польши устанавливает, что «публичные власти проводят политику, благоприятствующую удовлетворению жилищных потребностей граждан, в частности, противодействуют бездомности», а ст. XX Конституции Венгрии указывает на стремление государства обеспечить каждого достойным жильем.

Все рассматриваемые конституции содержат в себе право на охрану здоровья и медицинскую помощь: ст. 41 Конституции России, ст. 52 Конституции Болгарии, ст. 68 Конституции Польши, ст. XIX Конституции Венгрии. При этом Конституция России и Конституция Болгарии предусматривают оказание бесплатной медицинской помощи. В России она оказывается гражданам «в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, иных поступлений» (ч. 1 ст. 41 Конституции). В Болгарии граждане имеют право на «бесплатное медицинское обслуживание при условиях и в порядке, определенных законом» (ч. 1 ст. 52 Конституции). Все рассматриваемые конституции указывают на особую заботу государства о престарелых, детях, беременных женщинах, инвалидах (ст. 7 Конституции России, ст. 51 Конституции Болга-

рии, ст. 68 Конституции Польши, ст. XV Конституции Венгрии).

ПРАВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ, ЭКОЛОГИИ

Во многом сходны положения конституций рассматриваемых стран, регулирующие вопросы образования. Устанавливается право на образование, обязательность и бесплатность основного общего образования (ст. 43 Конституции России, ст. 53 Конституции Болгарии, ст. 70 Конституции Польши, ст. X Конституции Венгрии). Конституции Болгарии и Польши устанавливают возраст, до достижения которого школьное обучение является обязательным (16 и 18 лет соответственно). Конституции России и Польши предусматривают право на получение высшего образования в государственных (публичных) вузах бесплатно (Конституция России уточняет - «на конкурсной основе»). Согласно Конституции Болгарии, получение высшего образования может быть бесплатным «при определенных законом условиях», подобная оговорка есть и в ст. X Конституции Венгрии.

Конституции России (ст. 42) и Болгарии (ст. 55) содержат право на благоприятную окружающую среду, Конституции Польши (ст. 74) и Венгрии (ст. XIX) рассматривают охрану окружающей среды как обязанность публичных властей (государства).

Все рассматриваемые нами конституции закрепляют права в сфере культуры: равный доступ к культурным ценностям, свободу творчества, академическую свободу, охрану интеллектуальной собственности (ст. 44 Конституции России, ст. 54 Конституции Болгарии, ст. 73 Конституции Польши, ст. IX Конституции Венгрии).

ВЫВОДЫ

итак, конституции Болгарии, Польши, Венгрии и России содержат обширный перечень социальных прав. Полномасштабное их воплощение позволило бы обеспечить действительно достойный уровень жизни населения. Однако этому противодействует целый ряд факторов. Во-первых, экономические условия. Они, конечно, являются непростыми (Россия и государства Восточной Европы, не успев преодолеть окончательно все сложности перехода к рыночной экономике, столкнулись с проблемами экономического кризиса 2008 г., к которому в 2011 г. присоединился кризис зоны евро). Таким образом, эти государства не могут отчислять значительные средства на социальную сферу. Кроме того (и это, во-вторых), отсутствует политическая воля, ориентация правящих кругов на приоритетное решение социальных проблем. В-третьих, сама конституционная доктрина, действующая в зарубежных странах, позволяет рассматривать социальные права не как нормы прямого действия, а как своего рода «моральные обязанности» государства, (если хотите, «благие пожелания», цели, за реализацию которых государственные органы не несут юридической ответственности). Многие зарубежные ученые считают, что социальные права зависят от доступности ресурсов и их применение

может внедряться и прогрессировать лишь постепенно [2]. «В большинстве случаев основные социальные права определялись как устремления, которые должны постепенно реализовываться государством, а не быть предметом непосредственного обеспечения в решениях судов по искам заявителей-индивидов»[10].

Отметим, что в российской правовой доктрине подобное разграничение не проводится. Согласно Конституции России 1993 г., все ее нормы являются юридически обязательными, то есть подлежат обязательному применению и одинаковой правовой защите [9]. Тем не менее, и в нашей стране существуют серьезные проблемы с реализацией социальных прав. Величина минимальной заработной платы и социальных пособий не гарантирует достойного уровня жизни, значительные затруднения возникают при обеспечении инвалидов и нуждающихся лиц бесплатными лекарствами, суды при рассмотрении споров в области социального обеспечения зачастую руководствуются принципом не законности, а целесообразности.

Между тем, элементарная забота о воспроизводстве населения (не говоря уже об амбициозных планах модернизации экономики) требует изменить вектор социальной политики государства. Некоторые шаги, предпринимаемые, в частности, правительством России в данной сфере в последние годы, свидетельствуют о понимании такой необходимости. Однако отдельных, точечных мероприятий (таких, как, например, реализация Национальных проектов в России) недостаточно; необходимо проведение комплексной государственной политики по восстановлению и сохранению человеческого капитала. Главное, что российская Конституция содержит в себе нормы, способные стать основой такой политики. Нужна только политическая воля, направленная на их полноценную реализацию.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ten Years of the Democratic Constitutionalism in Central and Eastern Europe. Lublin. 2001. P.18.

2. Van Hoof F. The Legal Nature of Economic, Social and Cultural Rights: A Rebuttal of Some Traditional Views // The Right to Food. Leiden, 1984. P. 97-110.

3. Конституция Венгрии от 25 апреля 2011 г. (на венг. яз.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.parlament.hu/irom39/02627/02627-0187.pdf

4. Конституция Республики Болгария от 12 июля 1991 г. / Конституции государств Европы. В 3-х томах / Под общ. ред. Л. А. Окунькова. М.: Изд-во Норма, 2001. Т. 1. С. 394-415.

5. Конституция Республики Польша от 2 апреля 1997 г. / Конституции государств Европы. В 3-х томах. / Под общ. ред. Л. А. Окунькова. М.: Изд-во Норма, 2001. Т. 2. С. 688-710.

6. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 2009. 21 января.

7. Кузнецова О. В. Конституционное право на защиту семьи в России и в зарубежных странах. М.: Изд-во МГУ, 2005. 128 с.

8. Нуссбергер А. Развитие социальных прав на внутригосударственном и международном уровнях // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 1. С. 107-115.

9. Сравнительное конституционное право. Уч. пособие / Отв. ред. В. Е. Чиркин. М.: Междунар. отношения, 2002. 448 с.

10. Цварт Т. Основные социальные права: мощный инструмент, нуждающийся в надежных руках // Конституционный принцип социального государства и его применение конституционными судами. Сборник докладов. М.: Институт права и публичной политики, 2008. С. 75-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.