Научная статья на тему 'Базовые и новые физкультурно-спортивные виды в профессиональной подготовке будущих учителей адаптивной физической культуры'

Базовые и новые физкультурно-спортивные виды в профессиональной подготовке будущих учителей адаптивной физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голякова Н. Н.

В статье идет речь о профессиональной подготовке будущих учителей адаптивной физической культуры по базовым и новым физкультурно-спортивным видам. Обосновывается необходимость факультативных курсов по методике проведения занятий по базовым и новым физкультурно-спортивным видам с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голякова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Базовые и новые физкультурно-спортивные виды в профессиональной подготовке будущих учителей адаптивной физической культуры»

Выводы:

1. Для формирования компетенции студентов, изучающих ППФП, необходимо акцентировать их внимание на двигательной активности -одной из основных составляющих здорового образа жизни.

2. Существенным вкладом в учебный процесс является разработка средств и методических приемов наглядно убеждающих студентов в полезности и обоснованности целенаправленной физической подготовки к профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Белов В.И., Михайлович Ф.Ф. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие. - М.: «Недра Коммюникейшенс Лтд», 1999.

2. Бочкарёва С.И., Кокоулина О.П. Использование модели смешанного обучения в преподавании дисциплины «Физическая культура» // Материалы ВНПК «Физическая культура, спорт и здоровье - Виртуаль-17».

3. Ковачева И.А. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М.: ВНИИФК, 2002.

4. Микулин А.А. Активное долголетие. - М.: «ФиС», 1977.

БАЗОВЫЕ И НОВЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ВИДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ © Голякова Н.Н.*

Филиал Ставропольского государственного педагогического института,

г. Ессентуки

В статье идет речь о профессиональной подготовке будущих учителей адаптивной физической культуры по базовым и новым физкультурно-спортивным видам. Обосновывается необходимость факультативных курсов по методике проведения занятий по базовым и новым физкультурно-спортивным видам с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Областью профессиональной деятельности учителей адаптивной физической культуры является адаптивное физическое воспитание детей, подростков и молодежи, отнесенных к специальным медицинским группам и с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждени-

* Доцент кафедры Физической культуры, кандидат педагогических наук.

ях, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 1-УШ вида, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, учреждениях довузовского профессионального образования, дополнительного образования, отдыха и оздоровления детей [1, с. 2].

В настоящее время в филиале Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки осуществляется профессиональная подготовка студентов по специальности 050721.52 Адаптивная физическая культура (студенты 3 и 4 курсов) и по специальности 050142.52 Адаптивная физическая культура (студенты 1 и 2 курсов).

Важное место в профессиональной подготовке студентов занимает дисциплина «Базовые и новые физкультурно-спортивные виды деятельности и методика преподавания». Цель изучения дисциплины - обеспечить теоретическую, техническую и методико-практическую подготовку студентов по базовым видам физкультурно-спортивной деятельности (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, подвижные игры, плавание, туризм) и новым видам физкультурно-спортивной деятельности (оздоровительная аэробика, атлетическая гимнастика, калланетика, пилатес и др.). Данная дисциплина, в сочетании с другими дисциплинами и междисциплинарными курсами профессиональной подготовки, направлена на решение важнейшей задачи -формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности учителя адаптивной физической культуры.

Дисциплина «Частные методики адаптивной физической культуры» представляет собой важнейший раздел профессионально-педагогической подготовки студентов по специальности «Адаптивная физическая культура». Цель курса - ознакомить студентов с организацией, структурой, содержанием, современными технологиями и передовой практикой воспитательной, физкультурно-оздоровительной работы инвалидов разных нозологических групп, сформировать необходимые знания, умения, интерес к педагогической профессии как гуманистической миссии, психологическую готовность к работе с данной категорией населения [3, с. 10]

Частные методики адаптивного физического воспитания успешно применяются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа, где группы формируются в соответствии с заболеваниями учащихся.

Организация занятий с учащимися специальной медицинской группы общеобразовательных учебных заведений имеет свои особенности. Учитель адаптивной физической культуры при проведении занятий должен одновременно проводить занятия с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья, в соответствии с программой по физическому воспитанию для учащихся специальной медицинской группы.

Согласно программе по физическому воспитанию для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений учащиеся специальной медицинской группы (подгруппа А и подгруппа В) занимаются физической культурой отдельно от остальных школьников по специальной программе. Поэтому в сетку учебного расписания общеобразовательных учреждений включаются уроки физической культуры для этого контингента школьников. Из учащихся специальной медицинской группы формируются три учебные группы: первая группа - 7-11 лет, вторая группа - 12-14 лет и третья группа - 15-17 лет. Если число учащихся в учебной группе достаточно большое, то группа может быть разделена на две подгруппы (не менее 14 школьников в каждой).

Уроки физической культуры для учащихся специальной медицинской группы планируются после основных занятий из расчета два раза в неделю. Кроме того, учащиеся специальной медицинской группы посещают уроки физической культуры для остальных школьников. На этих занятиях они выполняют преимущественно упражнения корригирующей и дыхательной гимнастики, лечебной физической культуры, а также двигательные действия на повторение и закрепление материала, освоенного на уроках в специальных медицинских группах [2, с. 70].

В программу по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы включены те же виды физкультурно-спортивной деятельности, что и программу для учащихся основной и подготовительной медицинских групп - гимнастика с основами акробатики, подвижные и спортивные игры, плавание, оздоровительная аэробика, атлетическая гимнастика. Эти виды проводятся одновременно со всей группой. В зависимости от заболевания учащегося в занятия включаются корригирующая гимнастика и лечебная физическая культура (упражнения выполняются индивидуально или по подгруппам).

В процессе изучения дисциплины «Базовые и новые физкультурно-спортивные виды деятельности и методика преподавания» студенты осваивают методики обучения двигательным действиям и развития двигательных способностей, ориентированные, в основном, на здоровых детей. В содержании дисциплины «Частные методики адаптивной физической культуры» большое внимание уделяется коррекции основных нарушений в состоянии здоровья средствами физической культуры, в то время как особенности занятий базовыми и новыми физкультурно-спортивными видами при различных отклонениях в состоянии здоровья рассматриваются не всегда достаточно.

Таким образом, мы столкнулись со следующей проблемой: с одной стороны - учитель адаптивной физической культуры должен проводить занятия по базовым и новым физкультурно-спортивным видам с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья; с другой стороны - в содержании изучаемых дисциплин недостаточно отражены особенности проведения этих занятий с данной категорией учащихся.

Кафедра физической культуры филиала СГПИ в г. Ессентуки осуществляет научно-исследовательскую деятельность в лаборатории «Адаптивная физическая культура» Ставропольского государственного педагогического института. Научное направление кафедры: «Формирование профессиональной готовности специалистов по адаптивной физической культуре к применению базовых и новых физкультурно-спортивных видов в физическом воспитании лиц с отклонениями в состоянии здоровья».

В соответствии с научным направлением кафедры в учебный план специальности 050721.52 Адаптивная физическая культура внесены факультативные курсы, посвященные методике проведения занятий по отдельным базовым и новым физкультурно-спортивным видам с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Каждый преподаватель кафедры физической культуры разрабатывает факультативный курс по одному виду физкультурно-спортивной деятельности (легкая атлетика, спортивные игры, подвижные игры, гимнастика, плавание, туризм, оздоровительная аэробика, атлетическая гимнастика).

В настоящее время преподавателями кафедры физической культуры разработаны следующие факультативные курсы:

- «Методика проведения подвижных игр с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья»;

- «Методика проведения занятий по гимнастике с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья»;

- «Методика проведения занятий по плаванию с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья»;

- «Методика проведения занятий по спортивным играм с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья».

Планируется разработка следующих факультативных курсов:

- «Методика проведения занятий по легкой атлетике с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья»;

- «Методика проведения занятий по оздоровительной аэробике с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья»;

- «Методика проведения занятий по атлетической гимнастике с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья»;

- «Методика проведения занятий по туризму с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья».

В учебный план специальности 050142.52 Адаптивная физическая культура включена дисциплина «Методика проведения занятий по базовым и новым физкультурно-спортивным видам с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья», в содержание которой войдут следующие виды: гимнастика, плавание, легкая атлетика, спортивные игры, подвижные игры, туризм, оздоровительная аэробика, калланетика, пилатес, атлетическая гимнастика. Таким образом, в одной дисциплине будет объединено содержание ранее разработанных факультативных курсов.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050142 Адаптивная физическая культура. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 5 ноября 2009 г. № 529 [Электронный ресурс]. - 50 с. -Режим доступа: www.firo.ru (дата обращения: 07.01.2011).

2. Физическая культура. Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. 1-11 кл. / авт.-сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина. - М.: Дрофа, 2007. - 76 с.

3. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2007. - 608 с.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ © Подулыбина А.В.

Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти

Физическая культура и спорт - средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни [5].

Физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Физическая культура - самое широкое, собирательное понятие. Она включает все достижения, накопленные в процессе общественно-исторической практики: уровень здоровья, спортивного мастерства, науки, произведений искусства, связанных с физическим воспитанием, а также материальные (технические) ценности (спортивные сооружения, инвентарь и т.д.). Под физической культурой понимают совокупность всех присущих данному обществу целей, задач, средств, форм мероприятий, способствующих физическому развитию и совершенствованию людей. Сюда входят физическое воспитание, спорт и т.п. Физическое воспитание - это педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма человека, формирование двигательных навыков, умений связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств. Физическое воспитание связано с другими сторонами воспитания -нравственной, эстетической, производственной, трудовой [1].

Физическое воспитание находится в постоянном движении, в развитии, изменяясь от занятия к занятию, от этапа к этапу. Характерная черта при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.