Научная статья на тему 'Плавание в профессиональной подготовке будущих учителей адаптивной физической культуры'

Плавание в профессиональной подготовке будущих учителей адаптивной физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВАНИЕ / АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / АДАПТИВНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕКРЕАЦИЯ / АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ / УЧИТЕЛЬ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голякова Н.Н., Найданова А.Ф.

В статье идет речь о применении плавания на занятиях с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, о профессиональной подготовке по плаванию будущих учителей адаптивной физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Плавание в профессиональной подготовке будущих учителей адаптивной физической культуры»

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки

95

ПЛАВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Голякова Н.Н.* *, Найданова А.Ф.*

Филиал Ставропольского государственного педагогического института,

г. Ессентуки

В статье идет речь о применении плавания на занятиях с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, о профессиональной подготовке по плаванию будущих учителей адаптивной физической культуры.

Ключевые слова плавание, адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт, методика обучения плаванию, учитель адаптивной физической культуры, профессиональная подготовка.

В настоящее время плавание широко применяется во всех видах адаптивной физической культуры (адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт).

Содержание занятий по плаванию и особенности методики их проведения с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья представлено в работах А.П. Матвеева, Т.В. Петровой, Л.В. Каверкиной, Л.В. Шапковой, Л.Н. Рос-томашвили, Я.А. Смекалова, С.П. Евсеева, С.Ф. Курдыбайло, А.И. Малышева, Е.Ю. Пелих и др.

Плавание включено в программу по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы. Учащиеся 3-х классов должны овладеть следующими двигательными действиями: вхождение в воду по трапу бассейна и соскоком вниз ногами («солдатиком») с бортика бассейна; специальные дыхательные упражнения пловца; передвижение по дну бассейна (ходьба, бег, прыжки вверх и вперед с гребковыми движениями рук); упражнения на всплывание и лежание на груди («Поплавок», «Звезда», «Медуза», «Стрела»); кроль на груди (движения руками и ногами, согласование движений руками и дыхания, скольжение на груди с последующим подключением ног, рук и дыхания). Согласно программе учащиеся 4-х классов изучают кроль на спине (скольжение руки вдоль туловища, скольжение с подключением работы ног и попеременным выполнением гребка правой и левой руками); проплывание коротких отрезков в полной координации [5, с. 23, 27].

Для учащихся 7-11 классов плавание включено в программу как учебная тема по выбору и предусматривает изучение следующих двигательных

* Заведующий кафедрой Физической культуры, кандидат педагогических наук.

* Старший преподаватель кафедры Физической культуры.

96

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

действий. В 7 классе - технические действия при плавании способом брасс (скольжение с подключением работы ног, согласование работы ног и рук, повороты); совершенствование техники плавания способом «кроль». В 8 классе - плавание в полной координации способами «кроль на груди» и «брасс» (юноши - до 50 м; девушки - до 25 м). В 9 классе - плавание в полной координации способами «кроль на груди» и «брасс» (юноши - до 100 м; девушки - до 50 м). В 10 классе - плавание способом «кроль на спине»; совершенствование техники плавания способами «кроль на груди» и «брасс», а также техники поворотов и стартов (из воды). В 11 классе - совершенствование техники ранее изученных способов плавания [5, с. 50-67].

В учебнике «Частные методики адаптивной физической культуры» под общей редакцией профессора Л.В. Шапковой представлены методики занятий плаванием при различных отклонениях в состоянии здоровья [7].

Ростомашвили Л.Н. описывает методику обучения плаванию младших школьников с нарушением зрения. Автор отмечает, что основными задачами в обучении плаванию детей младшего школьного возраста с нарушением зрения являются: укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, закаливание, овладение техникой спортивных способов плавания, овладение навыками пространственной ориентировки в водной среде. Обучение включает специальные (коррекционные) задачи, направленные на активизацию сохранных анализаторов, коррекцию зрительного и слухового восприятия, развитие двигательной памяти, развитие двигательной и познавательной деятельности (включение мыслительных процессов), а также коррекция вторичных отклонений в физическом развитии, предупреждение возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата, развитие функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем и увеличение словарного запаса за счет использования новых терминов. В обучении плаванию детей с нарушением зрения выделяют следующие этапы: формирование навыка пространственной ориентировки в воде, разучивание на суше плавательных движений имитационного характера, формирование базовых навыков (освоения водной среды, погружения в воду, лежания на воде, скольжения в положении «торпеда» на груди и спине), разучивание согласования движений руками и ногами. Завершающая фаза обучения - проплыть 25-50 м в полной координации [7, с. 81-86].

Смекалов Я.А. отмечает, что одним из наиболее действенных методов коррекции физического развития слабослышащих детей является плавание. Обучение плаванию слабослышащих детей способствует улучшению качества здоровья, коррекции психического развития, совершенствованию личностных качеств ребенка и освоению одного из основных жизненно важных навыков - передвижению в воде. Занятия в бассейне упорядочивают поведенческие реакции, вырабатывают самодисциплину, собранность, воспитывают трудолюбие, формируют навыки коллективного взаимодействия. Вы-

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки

97

полнение движений в воде способствует улучшению деятельности вегетативной нервной системы, стимулирует развитие дыхательных мышц и мышц пояса верхних конечностей [7, с. 127].

В учебнике представлено содержание программы обучения навыкам плавания детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха. Программа включает два этапа: предварительный и основной. В отличие от слышащих детей, у которых предварительному этапу не уделяется особого внимания, у слабослышащих этот этап продолжается два первых года обучения (1-2 класс). Введение этого этапа необходимо для подготовки опорно-двигательного аппарата (улучшение функционального состояния мышц и суставов), кардиореспираторной системы. Создавались мотивационные установки на занятия плаванием, решались задачи формирования навыков работы в группе с повышением внимания и дисциплинированности, что обеспечивало эффективность проведения уроков плавания всей группы. На втором основном этапе (3 класс) слабослышащих детей обучали упражнениям для освоения в воде и плаванию на груди и на спине. При развитии физических качеств в первую очередь обращалось внимание на укрепление мышц пояса верхних конечностей, улучшение скоростно-силовых качеств, специальной выносливости и координации движений.

Средства обучения реализовывались в следующей последовательности: упражнения на освоение в воде и скольжение, на дыхание, овладение основами техники плавания, развитие физических качеств (с использованием игр, эстафет, игровых упражнений) [7, с. 128].

Пелих Е.Ю. отмечает, что при обучении технике двигательных действий детей с нарушением интеллекта возникают трудности, связанные с замедленностью и недостаточностью их познавательных процессов. Автор описывает применение методики обучения плаванию, основанной на реализации концепции обучения с установкой на минимизацию двигательных ошибок [2, с. 155].

В учебнике «Теория и организация адаптивной физической культуры» под общей редакцией профессора С.П. Евсеева отмечается, что в воде осуществляется большинство движений, с которыми связано представление о водных видах адаптивной двигательной рекреации. Это плавание различными способами (брасс, кроль, на спине и т.п.); упражнения в воде (аква- и гидроаэробика); двигательные действия из арсенала синхронного плавания; обычное купание, в том числе, осуществляемое с помощью инструктора; родителей, волонтера; окунания; отдых в полосе прибоя; плавание с различными вспомогательными устройствами (надувные жилеты, «воротнички», ласты, спасательные круги и т.п.); игры на воде [3, с. 234].

Плавание и гимнастика в воде широко применяются как средство физической реабилитации после ампутации нижних конечностей. Занятия являются мощным фактором профилактического воздействия на организм и

98

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

средством повышения его функциональных резервов, лечения ожирения, нормализации биоэлектрической активности мышц, показателей нейрогуморальной и вегетативной регуляции. Плавание и гимнастика в воде способствуют увеличению силы и тонуса мышц, повышению потребления кислорода, увеличению легочной вентиляции. Сопротивление водной среды, с одной стороны, предупреждает резкие движения, делая их более плавными, регулируемыми и постепенными, с другой - быстрый и средний темп выполнения упражнений требует для преодоления сопротивления воды повышенного расхода энергии [6, с. 105].

Курдыбайло С.Ф. и Малышев А.И. отмечают, что одной из форм проведения занятий в водной среде после ампутации нижних конечностей является коррекционно-оздоровительная гимнастика, направленная на повышение адаптационно-компенсаторных возможностей организма, профилактику нарушений осанки и образования контрактур, развитие силы мышц, координационных способностей, повышения иммунологической резистентности и др.

Занятия гимнастикой в воде проводятся в группах по 4-6 человек или индивидуально, длительностью 30-45 мин. В основной части занятия применяются упражнения, выполняемые у опоры и при помощи вспомогательных плавательных средств в положении лежа на спине и на груди. Комплексы гимнастики дифференцируются в зависимости от уровня ампутационного дефекта и степени ограничения двигательных функций. В заключительной части применяются упражнения на расслабление. Они выполняются с опорой о поручни бортика бассейна при использовании специальных плавательных средств в положении лежа на спине или без опоры путем легких балансирующих движений верхними и нижними конечностями небольшой амплитуды [7, с. 426].

Как спортивная дисциплина плавание является одним из главных видов спорта со времен первых Паралимпийских игр 1960 года в Риме. Также как и на Олимпийских играх, участники соревнуются в дисциплинах: свободный стиль, плавание на спине, баттерфляй, брасс и комплексное плавание. Управляющий орган - Международная Федерация Плавания (FINA). Соревнования проводятся в 50-метровом бассейне на восьми дорожках. Правила FINA для спортсменов с ограниченными возможностями несколько модифицированы. Плавание также один из первых видов спорта вошедших в программу Специальных олимпиад [1].

Анализ программно-нормативной, учебной и методической литературы показывает, что плавание успешно применяется как средство адаптивного физического воспитания. Следовательно, учитель адаптивной физической культуры должен быть подготовлен к проведению занятий по плаванию с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Кафедра физической культуры филиала СГПИ в г. Ессентуки осуществляет научно-исследовательскую деятельность в лаборатории «Адаптивная

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки

99

физическая культура» Ставропольского государственного педагогического института. Научное направление кафедры: «Формирование профессиональной готовности специалистов по адаптивной физической культуре к применению базовых и новых физкультурно-спортивных видов в физическом воспитании лиц с отклонениями в состоянии здоровья».

В соответствии с научным направлением кафедры в учебный план специальности 050142.52 Адаптивная физическая культура включена дисциплина «Методика проведения занятий по базовым и новым физкультурно -спортивным видам с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья». Дисциплина изучается в 4-7 семестрах. Согласно учебному плану на изучение дисциплины отводится 448 часов, из них 299 часов - аудиторные занятия (90 часов - лекции и 209 часов - практические занятия) и 149 часов -самостоятельная работа студентов.

Цель дисциплины - обеспечить теоретическую и методико-практическую подготовку студентов к проведению занятий по базовым видам физкультурно-спортивной деятельности (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, подвижные игры, плавание, туризм) и новым видам физкультурно-спортивной деятельности (аэробика, атлетическая гимнастика) с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Изучение данной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций: ОК 1-13; ПК 1.1-1.7; ПК 2.1-2.6; ПК 3.1-3.4, представленных в ФГОС СПО по специальности 050142 Адаптивная физическая культура [4, с. 3-5].

В результате изучения дисциплины «Методика проведения занятий по базовым и новым физкультурно-спортивным видам с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья» студенты должны

уметь:

- планировать, проводить и анализировать занятия по изученным видам физкультурно-спортивной деятельности с учащимися специальных (коррекционных) образовательных учреждений и учащимися специальных медицинских групп общеобразовательных учреждений;

- применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья;

- обучать двигательным действиям изученных базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья;

- развивать физические качества у детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, на занятиях базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности;

- подбирать, хранить, осуществлять мелкий ремонт оборудования и инвентаря, применяемого на занятиях по адаптивному физическому воспитанию;

100

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

- использовать оборудование и инвентарь для занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с его назначением и особенностями эксплуатации;

знать:

- историю и этапы развития видов адаптивного спорта и адаптивной двигательной рекреации;

- терминологию изученных базовых и новых видов физкультурноспортивной деятельности, терминологию видов адаптивного спорта;

- технику профессионально значимых двигательных действий базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности;

- содержание, формы организации и методику проведения занятий по изученным базовым и новым видам физкультурно-спортивной деятельности в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях с учащимися специальных медицинских групп;

- методику обучения двигательным действиям базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;

- особенности и методику развития физических качеств у детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, на занятиях базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности;

- основы судейства по изученным видам адаптивного спорта;

- разновидности и особенности эксплуатации спортивно-оздоровительных сооружений, оборудования и инвентаря для занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья;

- технику безопасности и требования к физкультурно-спортивным сооружениям, оборудованию и инвентарю для занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Одним из разделов дисциплины «Методика проведения занятий по базовым и новым физкультурно-спортивным видам с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья» является плавание. На изучение данного раздела дисциплины в 7 семестре отводится 66 часов, из них 46 часов - аудиторные занятия (14 часов - лекции и 32 часа - практические занятия) и 20 часов - самостоятельная работа студентов. В ходе занятий студенты осваивают методику проведения занятий по плаванию с учащимися специальных медицинских групп общеобразовательных учреждений; методику проведения занятий по плаванию с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья (нарушения слуха, нарушения зрения, нарушения речи, нарушения опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития, умственная отсталость); а также знакомятся со спортивными видами адаптивного плавания (плавание как вид спорта Паралимпийских игр, плавание как вид

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки

101

спорта Специальных олимпиад). Формой промежуточной аттестации в 7 семестре является дифференцированный зачет.

Изучение данного раздела дисциплины, по нашему мнению, будет способствовать более качественной подготовке будущих учителей адаптивной физической культуры, формированию их профессиональной готовности к применению плавания в физическом воспитании лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Список литературы:

1. Адаптивное плавание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mos-mdws.ru/swimming.html (дата обращения: 30.07.2014).

2. Пелих Е.Ю. Особенности обучения плаванию учащихся с нарушением интеллекта // Вестник Всероссийской гильдии протезистов-ортопедов. -2013. - № 4 (54). - Научное издание. Тезисы докладов XVIII Российского национального конгресса «Человек и его здоровье». - СПб.: Издательство «Человек и его здоровье», 2013. - С. 155.

3. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник: в 2 т. Т. 2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2007. - 448 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050142 Адаптивная физическая культура. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 5 ноября 2009 г. № 529 [Электронный ресурс]. -50 с. - Режим доступа: http: www.firo.ru (дата обращения: 07.01.2011).

5. Физическая культура. Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. 1-11 кл. / Авт.-сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина. - М.: Дрофа, 2010. - 76 с.

6. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие / С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, А.И. Малышев, Г.В. Герасимова, А.А. Потапчук, Д.С. Поляков: под ред. д-ра пед. наук, проф. С.П. Евсеева и д-ра мед. наук, проф. С.Ф. Курдыбайло. - М.: Советский спорт, 2010. - 488 с.

7. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / Под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2007. - 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.