Научная статья на тему 'БАЗОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ИДЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ (В. Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО) О СИНЕРГИИ НАУКИ И РЕЛИГИИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЛОКАЛЬНОЙ ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СУДЬБЫ И «НОВОГО КРАЕВЕДЕНИЯ» КАК ФИЛОСОФИИ МЕСТА'

БАЗОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ИДЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ (В. Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО) О СИНЕРГИИ НАУКИ И РЕЛИГИИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЛОКАЛЬНОЙ ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СУДЬБЫ И «НОВОГО КРАЕВЕДЕНИЯ» КАК ФИЛОСОФИИ МЕСТА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наука / религия / синергия / В.Ф. Войно-Ясенецкий / холистическая модель / «новое краеведение» / science / religion / synergy / V.F. Voyno-Yasenetsky / holistic model / "new local studies"

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Масаев М.В., Свешникова И.П., Разбеглова Т.П.

в работе показана взаимосвязь представлений В.Ф. Войно-Ясенецкого и современных учёных в области естественных наук, человека и социальных общественных систем в контексте феномена целостности знания. Приведены примеры, научные гипотезы, обосновывающие холистическую модель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC ASPECTS IN MODERN DEVELOPMENT OF ST. LUKЕ IDEAS (V.F. VOYNOYASENETSKY) ON THE SYNERGY OF SCIENCE AND RELIGIONIN THE CONTEXT OF INTERPRETATION OF LOCAL HISTORY THROUGH HUMAN FATE AND "NEW LOCAL STUDIES" AS A PHILOSOPHY OF LOCATION

The work shows the relationship between the ideas of V. F. Voyno-Yasenetsky and modern scientists in the field of natural Sciences, human and social systems in the context of the phenomenon of the integrity of knowledge. Examples of scientific hypotheses, justifying the holistic model are given.

Текст научной работы на тему «БАЗОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ИДЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ (В. Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО) О СИНЕРГИИ НАУКИ И РЕЛИГИИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЛОКАЛЬНОЙ ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СУДЬБЫ И «НОВОГО КРАЕВЕДЕНИЯ» КАК ФИЛОСОФИИ МЕСТА»

VIII ЯЛТИНСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ЧТЕНИЯ. «ФЕНОМЕН РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ В МИРОВОМ ДУХОВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Масаев М.В.

доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и социокультурного проектирования Института медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна (СП) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», заведующий кафедрой православного богословия и философии, проректор по научной работе Таврической духовной

семинарии, академик Крымской Академии наук (г. Симферополь),

Свешникова И.П.

председатель Крымской региональной общественной организации «Центр духовной культуры «Лебедь», ректор народного университета духовной культуры и

здорового образа ^жизни (г. Ялта) Разбеглова Т.П.

кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии

Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского (г. Ялта)

БАЗОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ИДЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ (В.

Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО) О СИНЕРГИИ НАУКИ И РЕЛИГИИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЛОКАЛЬНОЙ ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СУДЬБЫ И «НОВОГО КРАЕВЕДЕНИЯ» КАК ФИЛОСОФИИ МЕСТА

Аннотация: в работе показана взаимосвязь представлений В. Ф. Войно-Ясенецкого и современных учёных в области естественных наук, человека и социальных общественных систем в контексте феномена целостности знания. Приведены примеры, научные гипотезы, обосновывающие холистическую модель.

Ключевые слова: наука, религия, синергия, В.Ф. Войно-Ясенецкий, холистическая модель, «новое краеведение»

Постановка и актуальность проблемы. Некоторые современные и достаточно авторитетные ученые постепенно приходят к выводам о необходимости целостного, так называемого холистического, подхода к изучению человека, общества и природы, высказанного, в частности, в работах архиепископа Луки.

Цель работы - показать развитие тенденций целостного подхода в различных областях современной науки с учётом религиозных воззрений, а также в контексте интерпретации локальной истории через человеческие судьбы и «нового краеведения» как философии места.

Задачи:

- показать феномен целостности знания в области естественных наук, привести примеры, научные гипотезы, обосновывающие холистическую модель;

- развитие представлений Святителя Луки о человеке как о целостности «дух, душа,

тело»;

- развитие понятия холистической модели социальных общественных систем и их трансформации.

Новизна исследования заключается в нестандартном подходе к проблеме, а также применении концепции парадигмальных образов и символов эпох, цивилизаций и народов1,

1 Масаев М.В. Культурологическое (вертикальное) измерение структуры парадигмальных образов в качестве символов эпох и цивилизаций// Культура народов Причерноморья, 2007. № 108. С. 102-104.; Масаев М.В. Как былинные образы личностей помогают восстановить историческую правду/ Curriculum vitaeпарадигмальных образов и символов эпох и цивилизаций. Монография. - Симферополь: ДОЛЯ, 2011. - 512 с. - С. 428-435.;

82

в рамках которой образ Святителя Луки - несомненный парадигмальный символ - с одной стороны, имеет достаточно чёткую рефлексию в современное осмысление феномена так называемых мифов и мифотворчества1. В контексте интерпретации локальной истории через человеческие судьбы и «нового краеведения» как философии места данная работа также весьма актуальна, поскольку устоявшееся выражение «гений места», восходящее ко временам античным ("genius loci"), с большим успехом может быть применено и к осмыслению феномена жизни и деятельности Св. Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого). Нашу мысль подтверждает известная исследовательница крымского исторического краеведения, заместитель директора Центрального музея Тавриды по научной работе Е.Б. Вишневская: «Общеизвестна фраза выдающегося римского оратора Марка Туллия Цицерона: «Велика сила памяти, присущая месту...»2. Вот почему, как подчёркивает Елена Борисовна, «исключительно актуален разработанный по инициативе Российского фонда культурыпроект «Гений места. Новое краеведение», ориентированный преимущественно на музеи. «Новое краеведение» - это философия места, которая помогает осознать его специфику, идентичность и отличие от любой другой территории. При этом в фокусе локальной истории всегда оказывается в первую очередь конкретный человек, частная и семейная история». Показателен в данном случае также пример, который привела в своей работе директор библиотеки «Таврика» Н.Н. Колесникова, ссылаясь на наследие выдающегося представителя русской и мировой философской мысли Н.Ф. Фёдорова: «Философ второй половины XIX в. Николай Фёдорович Фёдоров (1829-1903) пишет: «Музей есть не собрание вещей, а собор лиц; деятельность его заключается не в накоплении мертвых вещей, а в воссоздании образа живого человека»3.

Парадигмальный символ эпохи - это такой символ эпохи, который творит объясняющую его парадигму, трансформирует её и весь сателлитный социальный и материальный мир, оставаясь истинным в рамках определённого интервала абстракции. «Интервал абстракции» в данном случае представляет собой некоторую часть устойчивого к трансформациям универсума, жизненной реальности. Эта реальность то в латентном, то в явном виде, в зависимости от контекста эпохи, даёт о себе знать с различной степенью мощности. Если её мощь оказывается не такой сильной, то историческая эпоха трансформируется поступательно, без взрывных явлений и катаклизмов. Однако зачастую эта сила приобретает поистине демонический характер и, выходя из-под контроля, совершает колоссальные действия, приводящие в движение и столкновение народы, культуры, цивилизации.

Масаев М.В. Нетрадиционное толкование традиционных библейских символов или бунтарь Иисус. Снятие покрова тайны с жизни и учения или уместно ли считать Иисуса Христа религиозным революционером (философско-исторический аспект в свете концепции парадигмальных образов и символов эпох, цивилизаций и народов)// Гшея: науковий вюник, 2012. Вип. 57. С. 676-681.; Масаев М.В. Феномен соотношения научной парадигмы и интервального метода в контексте понятий парадигмального образа и символа в философии истории// Философские традиции и современность, 2013. № 1(3). С. 23-41.

1 Масаев М.В. Мифы и мифотворчество: диалектика взаимоотношений сквозь призму социально-философского и культурологического анализа// Человек - Культура - Социум в начале XXI века: сборник научных статей по материалам Всероссийской научной конференции VI Ялтинские философские чтения «В поисках ВНЕ-модернизма» (к 90-летию со дна рождения Юргена Хабермаса), 21-22 ноября 2019 г. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2020. - 222 с. - С. 122-126.

2 Вишневская Е.Б. «Гений места. Новое краеведение»// XIX Таврические научные чтения: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «История в мемориальном пространстве» (27-30 мая 2019 г.). - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. - 360 с. - С. 7-10.

3 Колесникова Н.Н. «Музей есть не собрание вещей...». Виртуальный музей А.Х. Стевена// XIX Таврические научные чтения: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «История в мемориальном пространстве» (27-30 мая 2019 г.). - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. - С. 90-98.

Такой образ творит и сохраняет определённые культурно-исторические парадигмы, но в процессе изменяющейся культурной стихии разрушает их и создаёт новый интервал абстракции и новую парадигму, адекватную новой социально-культурной действительности.

Познавательная позиция, ограниченная интервалами познаваемого объекта, может быть истинной или ложной, а истинность или ложность этой позиции прямо связана с истинностью или ложностью господствующих в сознании образов.

История и политика повелительно требуют от практической философии исследовать такой фактор исторического процесса как символ. Но историю и политику волнует не символ вообще. С этим разбирались и символические интеракционисты (достаточно здесь назвать американцев Дж.Г. Мида и Тамотсу Шибутани), а также Эрнста Кассирера и армянина Карена Свасьяна. О том, что символ - «врата истины», писал в «Забытом языке» Эрих Фромм. Но символом занимаются до сих пор преимущественно в рамках философии культуры и языкознания. С культурой и языкознанием связаны труды по символам А.Ф. Лосева. С культурой связаны работы Ю.М. Лотмана, М. Мамардашвили и А. Пятигорского, Г. Шпета, А. Белого. Претендующий на всеобщий подход к символу К. Юнг по сути сводит свою «символогию» к культуре и религии. Эрнст Кассирер при том, что он указал на то, что историк имеет дело с миром символов, всю свою «символогию» основывает на культуре. В вышедшей в 1998 г. в Москве книге «Избранное. Опыт о человеке» из 784 страниц лишь 42 страницы посвящены историческому дискурсу. Основной объём книги связан с культурой: «Логика наук о культуре», «Натуралистическое и гуманистическое обоснование культуры», «Идея и образ. Гёте. Шиллер. Гёльфердинг. Клейст. Пять очерков». Сам раздел «История» входит составной частью в «Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры». Кассирер считает культуру квинтэссенцией человеческого существования и связывает её содержание с формообразующими принципами и системами символов. Символ понимается им как форма самопознания человеческого духа, имеющая разные проявления: язык, миф, искусство, наука и т. п. Отсюда важнейшей функцией культуры становится информационно-коммуникативная, с помощью которой происходит сохранение и передача символов культуры от поколения к поколению, от этноса к этносу. Благодаря символам человек имеет дело уже не с реальностью, а с «вселенной символов», созданной его деятельностью в культуре. Он начинает существовать в собственном, порождённом его символическим творчеством идеальном мире. Посему Э. Кассирер определяет человека как «животное, созидающее символы».

Поиск истины о мироздании, о динамике развития общества, духовное и научное представление о человеке как о целостности «дух, душа, тело» сопровождают всю деятельность Святителя Луки.

Показательным в данном случае является его высказывания о науке, религии и их взаимосвязи. «Наука - есть система достигнутых знаний о наблюдаемых нами явлениях действительности... то есть не случайный набор знаний, но стройное, упорядоченное сочетание»1. «Наука без религии - «небо без солнца». А наука, облеченная светом религии, -это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира. «Я свет миру; кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни», - так говорит Христос (Ин. 8, 12). И теперь понятно, почему в жизни ученых религия играла такую выдающуюся роль. Профессор Деннерт пересмотрел взгляды 262 известных естествоиспытателей, включая великих ученых этой категории, и оказалось, что из них 2% было людей нерелигиозных, 6% равнодушных и 92% горячо верующих (среди них Майер,

1 Войно-Ясенецкий В.Ф. (Святитель Лука). Наука и религия. - Симферополь: Издательство «ДОЛЯ», 2006. -160 с.

Бэр, Гаусс, Эйлер и другие)». Более подробная информация изложена в работе протоиерея Михаила Чельцова «Христианское миросозерцание.» в разделе о религиозности учёных1.

Показательны в этом отношении рассуждения Cвятителя Луки о современном состоянии естествознания:

«Наши рассуждения о соотношениях между телом, душой и духом начнем издалека. До конца XIX в. система точных наук поражала ясностью и точностью всего, о чем они трактуют. До недавнего времени царила безусловная вера в основные догматы науки, и только немногие избранные умы видели трещины в величественном здании классического естествознания. И вот великие научные открытия в самом конце прошлого и в начале нынешнего столетия неожиданно расшатали самые устои этого здания и заставили пересмотреть основные идеи физики и механики. Принципы, которые казались имеющими самую достоверную математическую базу, оспариваются теперь учеными. Книги, подобные глубокому сочинению Анри Пуанкаре «Наука и гипотеза», дают доказательства этому на каждой странице. Этот знаменитый математик показал, что даже математика живет множеством гипотез и условностей. »2.

Сегодня существуют множество научных теорий, обосновывающих существование полей сознания (информационных полей). Теория физического вакуума Геннадия Ивановича Шипова, в отличие от теорий, отрицающих достижения своих предшественников, показывает преемственность пути научного познания мира (см. рис. 1). Диаграмма здесь показывает, что фундаментальные уравнения физики Ньютона, Максвелла, Эйнштейша, Шредингера, Дирака являются частными случаями уравнения физического вакуума Шипова). Несмотря на спорность, дискуссионный характер многих используемых работ, тем не менее, следует признать тот факт, что эти концепции вошли в научный оборот и широко обсуждаются современной научной критикой.

В.Ф. Войно-Ясенецкий предполагает, что «Материя представляет собой устойчивую форму внутриатомной энергии, а теплота, свет, электричество неустойчивые формы той же энергии. Процесс распада атомов, т.е. разложения материи, сводится к переводу внутриатомной энергии из состояния устойчивого равновесия в неустойчивое, называемое электричеством, светом, теплотой и т.п. Материя, таким образом, постепенно превращается в энергию. ... мы говорили о том, что при атомном распаде освобождаются формы энергии все более тонкие, приближающиеся к чему-то нематериальному. Что же мешает нам сделать последний шаг и признать существование вполне нематериальной, духовной энергии и считать ее первичной формой, родоначальницей и источником всех форм физической энергии? Только априорное отрицание Духа и мира духовного, отрицание упорное и непонятное, ибо огромное количество фактов императивно принуждает нас считаться с ними и признать наряду с материальной природой безграничный, гораздо более важный мир

" 3

духовный»3.

Обоснованность подобного подхода подтверждается графиком Владимира Никитича Волченко (см. рис. 2), из которого следует, что «живые системы, обладающие высокой степенью удельной информативности и ничтожно малой удельной энергией, могут переходить в тонко материальную (или духовную) область жизни.. Таким образом, витальность V является формализованной характеристикой духовности ... »4.

Святитель Лука, как и сонм многочисленных Новомучеников и исповедников российских, понесли крест перехода в новую эпоху, крест возрождения Святой Руси и России. Одной из составляющих миссии святителя Луки является представление о человеке

1 Чельцов М. Христианское миросозерцание, 1. Основные религиозные истины. URL: https://predanie.ru/chelcov-mihail-pavlovich-svyaschennomuchenik/book/72285-hristianskoe-mirosozercanie-1-osnovnye-religioznye-istiny/ (дата обращения: 28.02.2018).

2 Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа, тело. - М.: Изд-во имени Святителя Льва, 2009. - 149 с.

3 Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа, тело. - М.: Изд-во имени Святителя Льва, 2009. - 149 с.

4 ШиповГ.И. Теория физического вакуума. - М.: фирма «НТ - Центр», 1993. - 362 с.

85

как о единстве духа, души и тела, что может служить основанием холистической научной парадигмы нового тысячелетия1. Интересен фрагмент из проповеди Святителя Луки в Неделю о Самарянке: «.Бог есть дух и человек есть дух ограниченный в теле своем, человек есть частица Божия. Поклонение Богу должно быть поклонением духу Божиему со стороны духа человеческого. Жаждущие знания идите ко Господу, ибо Он есть единственный свет истинно просвещающий всякого человека»2.

Представления о человека как о единстве «духа, души и тела входят составной частью в сферу научных разработок, например, научной школы доктора биологических наук, профессора, завкафедрой валеологии Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина Марии Степановны Гончаренко (см. рис. 3, 4)3. Эти представления используются учеными в сфере валеологии и формирования здорового образа жизни4.

В ракурсе изучения демографических процессов перестройки в России доктор медицинских и кандидат философских наук Игорь Алексеевич Гундаров в работе «Почему умирают в России, как нам выжить»? («Духовное неблагополучие как причина демографической катастрофы») (1995 г.)5 показывает, что одной из причин этой катастрофы является массовый уход общества в состояние реализации так называемых в религии «смертных грехов».

В работе 2001 г. «Пробуждение: пути преодоления демографической катастрофы в России»6 И.А. Гундаров подчёркивает роль духовности и нравственности в выходе социума из демографической катастрофы.

Выводы.

Таким образом, Святитель Лука показывает, что и учёные, и религиозные деятели, пытаются познавать и формулировать общие законы мироздания. Поиск истины - смысл жизни многих подвижников человечества, как в прошлом, так и в настоящем - своеобразный крест, который несут представители самых разных областей познания. А настоящее время некоторые философы называют эпохой транзитивного периода, то есть переходной эпохой вступления в новую эру человеческого разума, познающего истину и свободного от многих предрассудков.

Современная наука медленно, но верно движется к своеобразному синтезу религиозных и научных знаний, к совмещению, в частности, интуитивного и логического путей познания.

Будем надеяться, что это время будет эпохой сотрудничества науки и религии и построения холистической научной парадигмы.

1 Масаев М.В. Феномен холистической философии науки в ракурсе проблем метаантропологии// Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: Ялта: РИО КГУ, 2014. Вып. 45. Ч. 1. - 416 с. - С. 206-212.; Свешникова И.П., Савченко В.М. Здоровье и духовность. Программа формирования духовного здоровья// Актуальные вопросы курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации: труды КРУ «НИИ им. И.М. Сеченова». - Ялта, 2014. - Т. XXV. - С. 101-104.

2 Лисюнин В.Ф. Тамбовская Голгофа святителя Луки (по свидетельствам очевидцев): монография/ священник Виктор Лисюнин. - Тамбов: издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. - 540 с.

3 ГончаренкоМ.С. Валеология в схемах. - Харьков, 2003. - 187 с.

4 Свешникова И.П., Савченко В.М. Здоровье и духовность. Программа формирования духовного здоровья// Актуальные вопросы курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации: труды КРУ «НИИ им. И.М. Сеченова». - Ялта, 2014. - Т. XXV. - С. 101-104.

5 Гундаров И.А. Почему умирают в России, как нам выжить? (Духовное неблагополучие как причина демографической катастрофы). - М., 1995. - 100 с.

6 Гундаров Н.А. Пробуждение: пути преодоления демографической катастрофы в России. - М., 2001. - 352 с.

Литература:

1. Вишневская Е.Б. «Гений места. Новое краеведение»// XIX Таврические научные чтения: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «История в мемориальном пространстве» (27-30 мая 2019 г.). - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. - 360 с. - С. 7-10.

2. Войно-Ясенецкий В.Ф. (Святитель Лука). Наука и религия. - Симферополь: Издательство «ДОЛЯ», 2006. - 160 с.

3. ГончаренкоМ.С. Валеология в схемах. - Харьков, 2003. - 187 с.

4. Гундаров И.А. Почему умирают в России, как нам выжить? (Духовное неблагополучие как причина демографической катастрофы). - М., 1995. - 100 с.

5. Гундаров Н.А. Пробуждение: пути преодоления демографической катастрофы в России. - М., 2001. - 352 с.

6. Колесникова Н.Н. «Музей есть не собрание вещей.». Виртуальный музей А.Х. Стевена// XIX Таврические научные чтения: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «История в мемориальном пространстве» (27-30 мая 2019 г.). -Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. - С. 90-98.

7. Лисюнин В.Ф. Тамбовская Голгофа святителя Луки (по свидетельствам очевидцев): монография/ священник Виктор Лисюнин. - Тамбов: издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. - 540 с.

8. Масаев М.В. Как былинные образы личностей помогают восстановить историческую правду/ Curriculum vitaeпарадигмальных образов и символов эпох и цивилизаций. Монография. - Симферополь: ДОЛЯ, 2011. - 512 с. - С. 428-435.

9. Масаев М.В. Культурологическое (вертикальное) измерение структуры парадигмальных образов в качестве символов эпох и цивилизаций// Культура народов Причерноморья, 2007. № 108. С. 102-104.

10. Масаев М.В. Мифы и мифотворчество: диалектика взаимоотношений сквозь призму социально-философского и культурологического анализа// Человек - Культура - Социум в начале XXI века: сборник научных статей по материалам Всероссийской научной конференции VI Ялтинские философские чтения «В поисках ВНЕ-модернизма» (к 90-летию со дна рождения Юргена Хабермаса), 21-22 ноября 2019 г. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2020. - 222 с. - С. 122-126.

11. Масаев М.В. Нетрадиционное толкование традиционных библейских символов или бунтарь Иисус. Снятие покрова тайны с жизни и учения или уместно ли считать Иисуса Христа религиозным революционером (философско-исторический аспект в свете концепции парадигмальных образов и символов эпох, цивилизаций и народов)// Плея: науковий вюник, 2012. Вип. 57. С. 676-681.

12. Масаев М.В. Феномен соотношения научной парадигмы и интервального метода в контексте понятий парадигмального образа и символа в философии истории// Философские традиции и современность, 2013. № 1(3). С. 23-41.

13. Масаев М.В. Феномен холистической философии науки в ракурсе проблем метаантропологии// Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: Ялта: РИО КГУ, 2014. Вып. 45. Ч. 1. - 416 с. - С. 206-212.

14. Свешникова И.П., Савченко В.М. Здоровье и духовность. Программа формирования духовного здоровья// Актуальные вопросы курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации: труды КРУ «НИИ им. И М. Сеченова». - Ялта, 2014. - Т. XXV. - С. 101-104.

15. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа, тело. - М.: Изд-во имени Святителя Льва, 2009. - 149 с.

16. Чельцов М. Христианское миросозерцание, 1. Основные религиозные истины. URL: https://predanie.ru/chelcov-mihail-pavlovich-svyaschennomuchenik/book/72285-hristianskoe-mirosozercanie-1-osnovnye-religioznye-istiny/ (дата обращения: 28.02.2018).

17. Шипов Г.И. Теория физического вакуума. - М.: фирма «НТ - Центр», 1993. - 362 с.

References:

1. Vishnevskaja E.B. «Genij mesta. Novoe kraevedenie»// XIX Tavricheskie nauchnye chtenija: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Istorija v memorial'nom prostranstve» (27-30 maja 2019 g.). - Simferopol': IT «ARIAL», 2019. - 360 s. - S. 7-10.

2. Vojno-Jaseneckij V.F. (Svjatitel' Luka). Nauka i religija. - Simferopol': Izdatel'stvo «DOLJa», 2006. - 160 s.

3. Goncharenko M.S. Valeologija v shemah. - Har'kov, 2003. - 187 s.

4. Gundarov I.A. Pochemu umirajut v Rossii, kak nam vyzhit'? (Duhovnoe neblagopoluchie kak prichina demograficheskoj katastrofy). - M., 1995. - 100 s.

5. Gundarov N.A. Probuzhdenie: puti preodolenija demograficheskoj katastrofy v Rossii. - M., 2001. - 352 s.

6. KolesnikovaN.N. «Muzej est' ne sobranie veshhej...». Virtual'nyj muzej A.H. Stevena// XIX Tavricheskie nauchnye chtenija: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Istorija v memorial'nom prostranstve» (27-30 maja 2019 g.). - Simferopol': IT «ARIAL», 2019. - S. 90-98.

7. Lisjunin V.F. Tambovskaja Golgofa svjatitelja Luki (po svidetel'stvam ochevidcev): monografija/ svjashhennik Viktor Lisjunin. - Tambov: izdatel'skij dom TGU im. G.R. Derzhavina, 2012. - 540 s.

8. MasaevM.V. Kak bylinnye obrazy lichnostej pomogajut vosstanovit' istoricheskuju pravdu/ Curriculum vitaeparadigmal'nyh obrazov i simvolov jepoh i civilizacij. Monografija. - Simferopol': DOLJa, 2011. - 512 s. - S. 428-435.

9. Masaev M.V. Kul'turologicheskoe (vertikal'noe) izmerenie struktury paradigmal'nyh obrazov v kachestve simvolov jepoh i civilizacij// Kul'tura narodov Prichernomor'ja, 2007. № 108. S. 102104.

10. Masaev M.V. Mify i mifotvorchestvo: dialektika vzaimootnoshenij skvoz' prizmu social'no-filosofskogo i kul'turologicheskogo analiza// Chelovek - Kul'tura - Socium v nachale XXI veka: sbornik nauchnyh statej po materialam Vserossijskoj nauchnoj konferencii VI Jaltinskie filosofskie chtenija «V poiskah VNE-modernizma» (k 90-letiju so dna rozhdenija Jurgena Habermasa), 21-22 nojabrja 2019 g. - Simferopol': IT «ARIAL», 2020. - 222 s. - S. 122-126.

11. Masaev M.V. Netradicionnoe tolkovanie tradicionnyh biblejskih simvolov ili buntar' Iisus. Snjatie pokrova tajny s zhizni i uchenija ili umestno li schitat' Iisusa Hrista religioznym revoljucionerom (filosofsko-istoricheskij aspekt v svete koncepcii paradigmal'nyh obrazov i simvolov jepoh, civilizacij i narodov)// Gileja: naukovij visnik, 2012. Vip. 57. S. 676-681.

12. Masaev M.V.Fenomen sootnoshenija nauchnoj paradigmy i interval'nogo metoda v kontekste ponjatij paradigmal'nogo obraza i simvola v filosofii istorii// Filosofskie tradicii i sovremennost', 2013. № 1(3). S. 23-41.

13. Masaev M.V. Fenomen holisticheskoj filosofii nauki v rakurse problem metaantropologii// Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. Ser.: Pedagogika i psihologija. - Sb. statej: Jalta: RIO KGU, 2014. Vyp. 45. Ch. 1. - 416 s. - S. 206-212.

14. Sveshnikova I.P., Savchenko V.M. Zdorov'e i duhovnost'. Programma formirovanija duhovnogo zdorov'ja// Aktual'nye voprosy kurortologii, fizioterapii i medicinskoj reabilitacii: trudy KRU «NII im. I M. Sechenova». - Jalta, 2014. - T. XXV. - S. 101-104.

15. Svjatitel' Luka (Vojno-Jaseneckij). Duh, dusha, telo. - M.: Izd-vo imeni Svjatitelja L'va, 2009. - 149 s.

16. Chel'cov M. Hristianskoe mirosozercanie, 1. Osnovnye religioznye istiny. URL: https://predanie.ru/chelcov-mihail-pavlovich-svyaschennomuchenik/book/72285-hristianskoe-mirosozercanie-1-osnovnye-religioznye-istiny/ (data obrashhenija: 28.02.2018).

17. Shipov G.I. Teorija fizicheskogo vakuuma. - M.: firma «NT - Centr», 1993. - 362 s.

BASIC ASPECTS IN MODERN DEVELOPMENT OF ST. LUKE IDEAS (V.F. VOYNO-YASENETSKY) ON THE SYNERGY OF SCIENCE AND RELIGIONIN THE CONTEXT OF INTERPRETATION OF LOCAL HISTORY THROUGH HUMAN FATE AND "NEW LOCAL STUDIES" AS A PHILOSOPHY OF LOCATION

Masayev M. V.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Culturology Studies and Socio-Cultural Projecting of the Institute of Media communications, Media technologies and Design (SD) V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Head of the Chair of Orthodox Theology and Philosophy, Vice-Rector in Scientific Work of Taurida Theological Seminary, Academician of the Crimean Academy of Sciences (Simferopol) Sveshnikova I.P.

Chairman of the Crimean Regional Public Organization "Center for Spiritual Culture" Swan", Rector of the People's University of Spiritual Culture and Healthy Lifestyle (Yalta) Razbeglova T.P.

Candidate of Philosophy Sciences, Lecturer at the Department of History and Philosophy Humanities and Education Science Academy (branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta

Abstract: The work shows the relationship between the ideas of V. F. Voyno-Yasenetsky and modern scientists in the field of natural Sciences, human and social systems in the context of the phenomenon of the integrity of knowledge. Examples of scientific hypotheses, justifying the holistic model are given.

Key words: science, religion, synergy, V.F. Voyno-Yasenetsky, holistic model, "new local studies"

Для цитирования: Масаев М.В., Свешникова И.П., Разбеглова Т.П. Базовые аспекты современного развития идей Святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого) о синергии науки и религии в контексте интерпретации локальной истории через человеческие судьбы и «нового краеведения» как философии места// Архонт, 2022. № 1 (28). С. 82-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.