Научная статья на тему 'ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР "ТАИНСТВЕННЫХ СТРОК" ЕВАНГЕЛИЯ (ХРИСТОС И ГРЕШНИЦА)'

ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР "ТАИНСТВЕННЫХ СТРОК" ЕВАНГЕЛИЯ (ХРИСТОС И ГРЕШНИЦА) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
68
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР / ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА / ХРИСТОС И ГРЕШНИЦА / ГРЕХ / ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ / ПРОЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баклан Сергий, Масаев М.В.

Статья посвящена разбору небольшого фрагмента Евангелия от Иоанна, известного в широких кругах под названием «Христос и грешница». Рассматриваемый текст обратил на себя внимание не только многих богословов, но и мировых деятелей искусства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXEGETICAL ANALYSIS OF "MYSTERIOUS LINES" OF THE GOSPEL (JESUS AND THE WOMAN TAKEN IN ADULTERY)

The article is dedicated to the analysis of a small fragment from the Gospel of John widely known as “Jesus and the Woman Taken in Adultery”. The text under consideration has attracted the attention not only of many theologians but also well-known personalities in the world of arts and culture .

Текст научной работы на тему «ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР "ТАИНСТВЕННЫХ СТРОК" ЕВАНГЕЛИЯ (ХРИСТОС И ГРЕШНИЦА)»

VIII ЯЛТИНСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ЧТЕНИЯ. «ФЕНОМЕН РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ В МИРОВОМ ДУХОВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Баклан Сергий

иерей, магистр богословия, преподаватель Таврической духовной семинарии

(г. Симферополь) prav-sergiy@gmail.com Масаев М. В.

доктор философских наук, профессор кафедры культурологи и социокультурного проектирования Института медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, заведующий кафедрой православного богословия и философии, проректор по научной работе Таврической духовной семинарии

(г. Симферополь) mikhail-masaev@yandex. т

ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР «ТАИНСТСВЕННЫХ СТРОК» ЕВАНГЕЛИЯ

(ХРИСТОС И ГРЕШНИЦА)

Аннотация: Статья посвящена разбору небольшого фрагмента Евангелия от Иоанна, известного в широких кругах под названием «Христос и грешница». Рассматриваемый текст обратил на себя внимание не только многих богословов, но и мировых деятелей искусства.

Ключевые слова: экзегетический разбор, толкование на Евангелие от Иоанна, Христос и грешница, грех, прелюбодеяние, прощение

Актуальность исследования. Евангельский текст, несмотря на свою доступность, может иметь ряд сложностей для понимания. Особенно трудным для изъяснения является Евангелие от Иоанна. Не является исключением и этот отрывок (Ин. 8, 2-11), за которым закрепилось название «Христос и грешница». Этот сюжет не обошли стороной и видные деятели искусства, такие как Василий Поленов, Рембрандт и др. Данное исследование тем более будет полезно для будущих исследователей так называемого «нетрадиционного толкования традиционных библейских символов»1 в свете постижения общих основ концепции парадигмальных образов и символов эпох, цивилизаций и народов2. Это - существенный момент в элементах новизны настоящей работы.

Целью данного исследования является экзегетический анализ так называемых «таинственных строк» Евангелия, воплотившихся в сюжете «Христос и грешница». Постановка цели инициирует и задачи исследования - дефиницию предпосылок сложности работы с анализируемым фрагментом евангельского сюжета, показом на широком историко-культурном

1 Масаев М.В. Нетрадиционное толкование традиционных библейских символов или бунтарь Иисус. Снятие покрова тайны с жизни и учения или уместно ли считать Иисуса Христа религиозным революционером (философско-исторический аспект в свете концепции парадигмальных образов и символов эпох, цивилизаций и народов)// Гилея: научный вестник, 2012. Вип. 57. С. 676-681.

2 Масаев М.В. Научная парадигма и интервальный метод: соотношение. Понятие парадигмального образа в философии истории// Культура народов Причерноморья, 2001. № 21. С. 210-221.; Масаев М.В. Соотношение фактов и символов в историческом дискурсе// Учёные записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия: Философия. Культурология. Политология. Социология, 2012. Т. 24(65). № 4. С. 220-225.; Масаев М.В. Феномен соотношения научной парадигмы и интервального метода в контексте понятий парадигмального образа и символа в философии истории// Философские традиции и современность, 2013. № 1(3). С. 23-41.

фоне реальной ситуативной картины, помогающей более детально и аргументировано раскрыть детали сюжета и, соответственно, понять итоговую реальность происшедшего и сделать соответствующие выводы.

В чем же причина сложности работы с данным текстом? В первую очередь в том, что он не содержится во многих ранних переводах, хотя этот эпизод присутствует в Вульгате (IV век). Вплоть до XII в. восточные богословы не комментируют его, хотя этот достаточно яркий текст нельзя не заметить. На западе упоминается женщина, взятая в прелюбодеянии, например, в письме свт. Амвросия Медиоланского к Студию1 с небольшим комментарием.

Конечно, отсутствие данного отрывка в тех или иных авторитетных древних рукописях не говорит о подложности, неаутентичности самого события. Скорее всего, это объясняется строгой дисциплинарной практикой, распространенной в Древней Церкви. Вполне могла пройти зачистка Евангельского места, которое не соответствовало жестким требованиям, касающихся особо тяжких грехов во избежание их «поощрения» и легкого к ним отношения. О такой возможной работе с текстом, то есть зачистке «неудобных» мест, говорит Августин Блаженный и связывает это с тем, что «у некоторых слабая вера», и «во избежание скандала»2.

Об особой заботе Церкви, касающейся чистоты и порядка среди верных, можно судить по каноническим посланиям IV-V веков великих Учителей Церкви Святителей Василия Великого и Григория Нисского, где также обсуждаются вопросы прелюбодеяния3.

Далее рассмотрим детальнее сам текст Евангелия от Иоанна (Ин. 8, 2-11).

В Евангелии мы часто видим Иисуса Христа, окруженного толпой. Но временами (а евангелист Лука (Лк. 22, 39), более того, отмечает «по обыкновению») Иисус восходил на гору. Так и в нами рассматриваемом отрывке, Господь пошел на гору. Понятие «гора» в Священном Писании имеет свое богословское значение. Можно вспомнить одно из важнейших событий Библейской истории - Десять заповедей, данных пророку Моисею на горе Синай. Десять заповедей - это основа, сердцевина Ветхого Завета. Здесь вверху происходит встреча, сближение человека и Бога. Так и Иисус «по обыкновению» удалялся ото всех, чтобы быть с Богом-Отцом.

После ночного бдения, уединенного молитвенного пребывания с Богом, Господь находится с людьми в храме, где учит их. Действительно, по замечанию исследователей, учителя проповедовали обычно «в местах собрания народа, в том числе во дворе храма»4. Что касается Иисуса, не только Он шел в многолюдные места, но и сам народ искал его и, найдя, сопровождал и «теснил» (Мф. 4, 25; Мк. 5, 21; Лк. 6, 17-18; Лк. 8, 42). В это время книжники и фарисеи приводят к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. И эти знатоки закона задают вполне конкретный вопрос, который предполагает, в соответствии с иудейским правилом, вполне конкретный ответ - смерть.

Нам с вами стоит вспомнить книги Левит и Второзаконие, чтобы понять в каком положении находилась грешница, и в какой тупик пытались загнать Христа руководители еврейского народа: «Если кто будет прелюбодействовать с женою замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего - да будут преданы смерти и прелюбодей и

1 Собрание творений: На латинском и русском языках. Т. IV. Ч.1 / Святитель Амвросий Медиоланский; / [сост. Н. А. Кулькова]; [пер. с лат. Т. Л. Александровой, Е. В. Матеровой, Н. А. Кульковой]. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. -480 с.

2 Толкование Баркли на Новый Завет. Комментарии Баркли: от Иоанна. URL :https://bible-teka.com/barclay/43/8/ (дата обращения 14.05.2021).

3 Творения святых отцев: В русском переводе. Т. XLV. Ч. 8 / Творение святого Григория Нисского. - М.: Издаваемая при МДА, 1871. - 536 с.

4 Библейский культурно-исторический комментарий: в 2 ч.: Ч. 2 : Новый Завет / Крейг Кинер; Под общ. ред. Р.З. Ороховатской. - 2-е изд. - СПб.: Мирт, 2005. - 733 с.

прелюбодейка» (Лев. 20, 10). В 22-й главе книги Второзаконие указывается и на вид смертной казни - побиение камнями (Втор. 22, 20-24).

Иисус был в незавидном положении: или стать в глазах богобоязненного народа нарушителем закона, или - жестокосердным учителем, лишь говорившим о любви и прощении. Цель книжников и фарисеев была не в том, чтобы сохранить чистым и беспорочным свой народ, и не в том, чтобы соблюсти закон и добиться справедливости. Цель иная - заманить ненавистного Учителя в западню. Но Господь, зная это, ничего не отвечал, но лишь что-то писал на земле. У многих возникает вопрос: что же писал Иисус? Ответить достаточно сложно, так как сами апостолы не оставили на этот счет каких-либо замечаний. Но, несмотря на это, можно выдвинуть некоторые предположения, опираясь на Священное Писание и Предание Церкви.

Ранее было упомянуто, что на Востоке данный Евангельский отрывок не упоминается и не комментируется Отцами Церкви вплоть до XII века. На Западе же свт. Амвросий Медиоланский не только знал эти строки, но и имел свои рассуждения на их счет. В беседе с неким Студием, скорее всего высокопоставленным чиновником, святитель ссылается на то место, где книжники и фарисеи обвиняют женщину, а Спаситель пишет что-то на земле. По его убеждению, «когда иудеи требуют наказания, их имена записываются на земле... На земле записываются отвергнутые Отцом»1.

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) комментируя Евангелие от Иоанна, упоминает армянскую рукопись, в которой говорится не только об именах «отвергнутых Отцом», но и о грехах самих обвинителей2. Это направление еще более развивает выдающийся богослов ХХ в. свт. Николай Сербский (Велимирович). Сербский Златоуст предполагает, что апостол и евангелист Иоанн знал, о чем писал Иисус на земле, но «не хотел донести до нас эти слова». В своих дальнейших рассуждениях он опирается на предание, известное ему. Вот что пишет свт. Николай: «Он писал нечто поразительное для старейшин, обличителей грешницы. Он перечислял их самые тайные беззакония, ибо эти ловцы грешников и судьи чужим явным грехам были весьма искусны в сокрытии грехов собственных. Но тщетно скрывать что-то от очей Того, Кто все видит и прозревает.

«Мешулам - похититель церковных сокровищ», - перстом по земле писал

Господь.

«Ашер - совершил прелюбодеяние с женой брата своего» .

«Шалум - клятвопреступник» ...

«Елед - ударил отца» .

«Амарнах - присвоил имение вдовы» .

«Мерари совершил содомский грех» .

«Иоиль - поклонялся идолам» .. ,»3.

Если посмотреть в Священном Писании на места, параллельные данному, где указывается на записи перстом Божиим, то мы вернемся снова к горе Синай, к откровению Божию. В книгах Исход и Второзаконие (Исх. 32, 16; Втор. 9, 10) указывается на скрижали, «на которых написано было перстом Божиим» (Исх. 31, 18). Отсюда предполагается, что Иисус

1 Собрание творений: На латинском и русском языках. Т. IV. Ч.1 / Святитель Амвросий Медиоланский; / [сост. Н. А. Кулькова]; [пер. с лат. Т. Л. Александровой, Е. В. Матеровой, Н. А. Кульковой]. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. -480 с.

2 Ивлиев Ианнуарий. Евангелие от Иоанна. Богословско-экзегетический комментарий. - М.: Издательство ББИ, 2020. - xvi + 285 с.

3 Творите дела правды: проповеди / святитель Николай Сербский (Велимирович). - М.: Сибирская Благозвонница, 2010. - 365, [3] с.

писал перстом на земле Десять заповедей, может быть не Десять заповедей, а десятую заповедь, которая касается разбираемого греха. Интересно, что в некоторых православных храмах это даже отражено во внутренней росписи, где изображается грешница и Христос, который пишет на земле вот те Синайские заповеди.

Конечно же, это могли быть и Заповеди Блаженства, либо слова о новом, истинном понимании прелюбодеяния, где уже не только поступок, а сами мысли, взгляд, желание делают человека нечистым. Ведь книжники и фарисеи показывают, что прелюбодеям нет места среди избранного народа Божьего, нет места в Царстве Божием, а Господь открывает, что и в их состоянии мнимой праведности нечего рассчитывать на место в этом Царстве.

Интересно, если обратится к Мишне, в трактате «Шаббат» указывается ряд ограничений в субботу, нарушая которые человек обязательно будет наказан. Но есть и разрешения, которые стоит упомянуть в свете этих рассуждений. Без последствий можно писать на дорожной пыли1. Это не является работой, и, как следствие, не является нарушением закона. Надпись вроде бы и есть, но стоит подуть ветру и все прежнее исчезнет - работа как бы и не совершалась. Для Иисуса Христа важно другое - теперь все чисто, как чистый лист, новая страница жизни - новая жизнь. Христос мог этим показать, что Он пришел спасти грешных, очистить людей от беззаконий. Это образ того, как через Иисуса всякий грех может быть прощен, может исчезнуть, как ветер своим действием сметает дорожную пыль и на прежнем месте ничего более нет.

Вообще мысль о том, что те или иные нарушения закона записываются в свитки, имела место среди иудеев2.

Апостол Павел переводит акцент в иное поле. И это в определенной степени не согласно с теми толкованиями, которые были представлены выше. Здесь он показывает Христа не записывающим беззакония людей-грешников, а, наоборот, освобождающим их, истребляющим «рукописание, которое было против нас» (Кол. 2, 14). То есть Иисус уничтожает те списки, в которых записывались наши долги, начиная от долговой расписки нашего праотца Адама. Здесь «записывающим» представляется не Господь, а дьявол, который ищет в чем обвинить человека и фиксирует эти «правонарушения».

В послании к Филиппийцам (Флп. 4, 3) апостол Павел упоминает о книге жизни, а евангелист Лука говорит об именах, написанных на небесах (Лк. 10, 20). Дело Иисуса Христа разрывать рукописание грехов и записывать людей в книгу жизни3. Представление о небесных книгах было и у других народов, например, в Шумере4. Здесь также праведники вносились в списки.

Далее в повествовании евангелиста Иоанна Господь отвечает неотступным иудеям: «кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8, 7). Второзаконие гласит: «Рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтоб убить его» (Втор. 17, 7). Свидетель должен был первым начать расправу с грешником. Но, как мы видим, обвинители, «будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим» (Ин. 8, 9). Почему ушли книжники и фарисеи так и не добившись «справедливости» - наказания грешной женщины?! Может быть потому, что этот грех они находили и у себя и были «обличаемы совестью» (Ин. 8, 9).

1 Мишна Шаббат 12. Двенадцатая глава. URL: https://toldot.ru/artides/articles_30067.html (дата обращения 10.05.2021).

2 Павловы послания: комментированное издание. - 2-е издание, испр. - М.: Институт перевода Библии, 2018. - 784 с.

3 Масаев М.В. Научная парадигма и интервальный метод: соотношение. Понятие парадигмального образа в философии истории// Культура народов Причерноморья, 2001. № 21. С. 210-221.

4 Библейский культурно-исторический комментарий: в 2 ч.: Ч. 1 : Ветхий Завет/ Дж. Х. Уолтон, В. Х. Мэтьюз, М. Х. Чавалес; Под общ. ред. Т.Г. Батухтиной. - 2-е изд. - СПб.: Мирт, 2010. - 984 с.

Женщина была лишь поводом. Они искали, в чем обвинить Иисуса из Назарета. И когда их попытка окончилась неудачей, обвинители со стыдом разошлись. После того, как судьи покинули «заседание», Господь отпускает женщину. Но этим поступком Иисус Христос не оправдывает грех. Он дает возможность человеку начать новую жизнь: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8, 11). Выводы.

На примере данного Евангельского места (Ин. 8, 2-11) видно, что поверхностное чтение Священного Писания лишает человека важных мыслей, вложенных в текст. Несмотря на разные подходы к толкованию, образ Иисуса Христа остается неизменным - Господь, спасающий человека. В Евангелии от Иоанна Иисус не судит, а спасает: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3, 7). Суд Божий и суд человеческий - это разные вещи.

Для достижения поставленной цели книжники и фарисеи готовы отнять жизнь, а Иисус готов отдать Свою Жизнь ради спасения грешного человека.

Литература:

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - К.: Издание Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, 2009. - 1536 с.

2. Библейский культурно-исторический комментарий: в 2 ч.: Ч. 1 : Ветхий Завет/ Дж. Х. Уолтон, В. Х. Мэтьюз, М. Х. Чавалес; Под общ. ред. Т.Г. Батухтиной. - 2-е изд. - СПб.: Мирт, 2010. - 984 с.

3. Библейский культурно-исторический комментарий: в 2 ч.: Ч. 2 : Новый Завет / Крейг Кинер; Под общ. ред. Р.З. Ороховатской. - 2-е изд. - СПб.: Мирт, 2005. - 733 с.

4. Ивлиев Ианнуарий. Евангелие от Иоанна. Богословско-экзегетический комментарий. -М.: Издательство ББИ, 2020. - XVI + 285 с.

5. Масаев М.В. Нетрадиционное толкование традиционных библейских символов или бунтарь Иисус. Снятие покрова тайны с жизни и учения или уместно ли считать Иисуса Христа религиозным революционером (философско-исторический аспект в свете концепции парадигмальных образов и символов эпох, цивилизаций и народов)// Гилея: научный вестник, 2012. Вип. 57. С. 676-681.

6. Масаев М.В. Научная парадигма и интервальный метод: соотношение. Понятие парадигмального образа в философии истории// Культура народов Причерноморья, 2001. № 21. С. 210-221.

7. Масаев М.В. Соотношение фактов и символов в историческом дискурсе// Учёные записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия: Философия. Культурология. Политология. Социология, 2012. Т. 24(65). № 4. С. 220-225.

8. Масаев М.В. Феномен соотношения научной парадигмы и интервального метода в контексте понятий парадигмального образа и символа в философии истории// Философские традиции и современность, 2013. № 1(3). С. 23-41.

9. Павловы послания: комментированное издание. - 2-е издание, испр. - М.: Институт перевода Библии, 2018. - 784 с.

10. Православный молитвенник в переложении на русский язык с комментариями / [ Андрей (Бартов), иеромонах]. - Изд. 4-е, испр. и доп. - СПб.: АВ, 2020. - 240 с.: илл.

11. Собрание творений: На латинском и русском языках. Т. IV. Ч.1 / Святитель Амвросий Медиоланский; / [сост. Н. А. Кулькова]; [пер. с лат. Т. Л. Александровой, Е. В. Матеровой, Н. А. Кульковой]. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. - 480 с.

12. Творения святых отцев: В русском переводе. Т. XLV. Ч. 8 / Творение святого Григория Нисского. - М.: Издаваемая при МДА, 1871. - 536 с.

13. Творите дела правды: проповеди / святитель Николай Сербский (Велимирович). - М.: Сибирская Благозвонница, 2010. - 365, [3] с.

14. Мишна Шаббат 12. Двенадцатая глава. URL: https://toldot.ru/articles/articles_30067.html (дата обращения 10.05.2021).

15. Толкование Баркли на Новый Завет. Комментарии Баркли: от Иоанна. URL :https://bible-teka.com/barclay/43/8/ (дата обращения 14.05.2021).

References:

1. Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vetkhogo i Novogo Zaveta. - K.: Izdaniye Svyato-Uspenskoy Kiyevo-Pecherskoy Lavry, 2009. - 1536 s.

2. Bibleyskiy kul'turno-istoricheskiy kommentariy: v dvukh chastyakh: CH. 1: Vetkhiy Zavet / Dzh. KH. Uolton, V. KH. Met'yuz, M. KH. Chavales; Pod obshch. red. T. G. Batukhtinoy. - 2-ye izd. -SPb.: Mirt, 2010. - 984 s.

3. Bibleyskiy kul'turno-istoricheskiy kommentariy: v dvukh chastyakh: CH. 2: Novyy Zavet / KreygKiner; Pod obshch. red. R. Z. Orokhovatskoy. - 2-ye izd. - SPb.: Mirt, 2005. - 733 s.

4. Ivliyev Iannuariy. Yevangeliye ot Ioanna. Bogoslovsko-ekzegeticheskiy kommentariy. - M.: Izdatel'stvo BBI, 2020. - xvi + 285 s.

5. Masayev M.V. Netraditsionnoye tolkovaniye traditsionnykh bibleyskikh simvolov ili buntar' Iisus. Snyatiye pokrova tayny s zhizni i ucheniya ili umestno li schitat' Iisusa Khrista religioznym revolyutsionerom (filosofsko-istoricheskiy aspekt v svete kontseptsii paradigmal'nykh obrazov i simvolov epokh, tsivilizatsiy i narodov)/ M. V. Masayev // Gileya: nauchnyy vestnik. - 2012. - Vip. 57. - S. 676-681.

6. Masayev M.V. Nauchnaya paradigma i interval'nyy metod: sootnosheniye. Ponyatiye paradigmal'nogo obraza v filosofa istorii // Kul'tura narodov Prichernomor'ya. - 2001. - № 21. - S. 210-221.

7. Masayev M.V. Sootnosheniye faktov i simvolov v istoricheskom diskurse / M. V. Masayev // Uchonyye zapiski Tavricheskogo natsional'nogo universiteta im. V. I. Vernadskogo. Seriya: Filosofiya. Kul'turologiya. Politologiya. Sotsiologiya. - 2012. - T. 24 (65). - № 4. - S. 220-225.

8. Masayev M.V. Fenomen sootnosheniya nauchnoy paradigmy i interval'nogo metoda v kontekste ponyatiy paradigmal'nogo obraza i simvola v filosofa istorii / M. V. Masayev // Filosofskiye traditsii i sovremennost'. - 2013. - № 1 (3). - S. 23-41.

9. Pavlovy poslaniya: kommentirovannoye izdaniye. - 2-ye izdaniye, ispr. - M.: InstitutperevodaBiblii, 2018. - 784 s.

10. Pravoslavnyy molitvennik v perelozhenii na russkiy yazyk s kommentariyami / [Andrey (Bartov), iyeromonakh]. - Izd. 4-ye, ispravlennoe I dopolnennoe. - SPb.: AV, 2020. - 240 s.: ill.

11. Sobraniye tvoreniy: Na latinskom irusskom yazykakh. T. IV. CH.1 / Svyatitel' Amvrosiy Mediolanskiy; / [sost. N. A. Kul'kova]; [perevod. s latinskogo. T. L. Aleksandrovoy, E. V. Materovoy, N. A. Kul'kovoy]. - M.: Izd-vo PSTGU, 2014. - 480 s.

12. Tvoreniya svyatykh ottsev: V russkom perevode. T. XLV. CH. 8 / Tvoreniye svyatogo Grigoriya Nisskogo. - M.: Izdavayemaya pri MDA, 1871. - 536 s.

13. Tvorite dela pravdy: propovedi / svyatitel' Nikolay Serbskiy (Velimirovich). - M.: Sibirskaya Blagozvonnitsa, 2010. - 365, [3] s.

14. Mishna Shabbat 12. Dvenadtsataya glava. URL: https://toldot.ru/articles/articles_30067.html (data obrashcheniya: 10.05.2021).

15. Tolkovaniye Barklina Novyy Zavet. KommentariiBarkli: ot Ioanna. URL: https://bible-teka.com/barclay/43/8/ (data obrashcheniya: 14.05.2021)

EXEGETICAL ANALYSIS OF "MYSTERIOUS LINES" OF THE GOSPEL (JESUS AND

THE WOMAN TAKEN IN ADULTERY)

Baklan Sergiy, Priest Master of Theology,

Teacher of the Taurida Theological Seminary

prav-sergiy@gmail.com

Masayev Mikhail Vladimirovich,

Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Culturology Studies and Socio-Cultural Projecting of the Institute of Media communications, Media technologies and Design (SD) V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Head of the Chair of Orthodox Theology and Philosophy, Vice-Rector in Scientific Work of Taurida Theological Seminary, Academician of the Crimean Academy of Sciences (Simferopol)

mikhail-masaev@yandex.ru

Abstract: The article is dedicated to the analysis of a small fragment from the Gospel of John widely known as "Jesus and the Woman Taken in Adultery". The text under consideration has attracted the attention not only of many theologians but also well-known personalities in the world of arts and culture.

Key words: exegetical analysis, interpreting the Gospel of John, Jesus and the Woman Taken in Adultery, sin, adultery, forgiveness

Для цитирования: Баклан С., Масаев М.В. Экзегетический разбор «Таинственных строк» Евангелия (Христос и грещница)// Архонт, 2021. № 5 (26). С. 107-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.