Научная статья на тему 'Герменевтический и антропологический аспекты новозаветного текста (современное прочтение притчи Иисуса о добром самарянине)'

Герменевтический и антропологический аспекты новозаветного текста (современное прочтение притчи Иисуса о добром самарянине) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
519
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПРИТЧА / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ПОНЯТИЕ «БЛИЖНИЙ» / КУЛЬТУРА / ПОНИМАНИЕ / TOLERANCE / PARABLE / RELATIONS / NEIGHBOR / CULTURE / COMPREHENSION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Макаренко Иван Иванович

В статье проанализирован евангельский текст известная притча, которая освещает вопросы взаимоотношений между людьми. Рассмотрена проблематика межнациональных и межконфессиональных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hermeneutic and anthropological aspects of the New Testament text (present day reading of Jesus parable of the good Samaritan)

The article represents the analysis of the gospel text the famous parable which narrates on the issues of people's relations. The problem of international and interconfessional relations is discussed as well.

Текст научной работы на тему «Герменевтический и антропологический аспекты новозаветного текста (современное прочтение притчи Иисуса о добром самарянине)»

СОВРЕМЕННОЕ ПРОЧТЕНИЕ ПРИТЧИ ИИСУСА О ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ:

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ НОВОЗАВЕТНОГО ТЕКСТА

И.И. Макаренко

Россия в конце XX - начале XXI в. вновь оказалась в довольно сложном периоде своей истории. Напряженные отношения между людьми, исповедующими различные религии и принадлежащими к разным нациям, сложная социальная ситуация -вот реалии сегодняшней жизни. Этому способствует также наплыв мигрантов, которые не стремятся адаптироваться к жизни и культуре российского народа, что вызывает гнев и неприязнь со стороны местного населения. Российская Федерация по праву считается христианским, православным государством, страной великой и высокой культуры и искусства. По различным опросам выявляется такая картина: 60-70% населения России (75-85 млн человек) отождествляют себя с православной культурой и верой. При социологических подсчетах иногда используют этнический принцип исчисления православных верующих, что означает, что в России примерно 120 млн человек причисляют себя к последователям Православной Церкви1. Это априори означает, что межнациональные и меконфессио-нальные отношения между людьми должны быть толерантными, т.е. уважительными по своей сути. Однако жизнь показывает, что отношения между людьми только усложняются, конфликтов становится все больше, в обществе зреют недовольство и неприязнь к «не нашим», не русским. Что делать? Где и в чем искать выход из этой ситуации? Евангелие дает ответ, каким образом необходимо строить взаимоотношения с «ближними» и «дальними».

Настоящая статья посвящена анализу текста, содержащего одну из самых известных историй на страницах Евангелия - притчу о добром самарянине. Этот рассказ является ярким примером беско-

рыстного служения ближнему для христиан во все времена. Притча о добром самарянине - это история

о человеке, проявившем любовь к путнику, избитому разбойниками. Данная история стала образцом любви к ближнему на все века. Притча о добром самарянине - не только прекрасная иллюстрация ко второй великой заповеди «возлюби ближнего твоего как самого себя», но и ответ на важный вопрос: «А кто мой ближний»?

Христианские богословы неоднократно предпринимали попытки аллегорически истолковать эту притчу. В качестве примера можно привести толкование Блаженного Августина: Путник в притче - это Адам, Иерусалим - небесный город мира, откуда пал Адам. Иерихон — это луна, обозначает смертность Адама, разбойники - дьявол и его ангелы, сняли одежду - лишили бессмертия, масло -утешение доброй надежды, осел - плоть воплощения Христа, гостиница - церковь и т.д.2.

Цель притчи ясна - дать вполне конкретный ответ на вопрос законника. Иисус ясно проиллюстрировал, каким должно быть отношение к тем, кто нуждается в помощи, а также показал, кто является ближним. Затронутая в вопросе законника проблема вполне современна. К любому ли человеку мы должны относиться как к своему ближнему и любить его, как самого себя? Если это невозможно, то как определить, кто мой ближний? Как относиться к тем, кто нам может быть совсем не симпатичен? Иными словами, что такое толерантность и в чем специфика толерантного сознания?

Кто мой ближний - родственник, друг, христианин, соотечественник, рабочий-иммигрант? Для ответа на поставленные вопросы мы проанализиро-

1 Филатов С, Лужин Р. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // 11гДр://ш;щщшег. Мо/ЬМю1ек_Вик8/8осюк®/А11:Дс1е/РГ]_81а1КожКе1.рЬр; также см.: Ы{р://,йг^.сЬоок.го/реор1е8А^оАоп1е881 .йкШ1; Щр://йе. u1ver.com/29.htm1.

Фи Г., Стюарт Д. Как читать Библию и видеть ее ценность. СПб, 1993. С. 120.

27).

вали текст из Евангелия от Луки - гл. 10, ст. 25-37. Подробная структура текста.

1. И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал:

Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную ?

2. Он же сказал ему: в законе что написано ?как читаешь ?

3. Он сказал в ответ:

возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

4. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

5. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний ?

6. На это сказал Иисус:

некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я тогда возвращусь и отдам тебе.

7. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

А. Ответ законника: он цитирует заповеди (ст.

8. Он сказал: оказавший ему милость.

5. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Макроструктура текста

1 Диалог (стихи 25-26).

А. Законник задает Иисусу вопрос (ст. 25).

Б. Иисус отвечает ему вопросом на вопрос (ст. 26).

2 Диалог (ст. 27-28).

Б. Ответ Иисуса (ст. 28).

Повеление Иисуса.

3 Диалог (ст. 29 - 30а).

А. Законник задает вопрос (ст. 29).

Б. Иисус отвечает ему (ст. 30а).

- ответ в притче (ст. 306-35).

4 Диалог (ст. 36-37).

А. Иисус задает вопрос законнику (ст. 36).

Б. Законник отвечает Ему (ст. 37а).

Иисус дает повеление (ст. 376).

Отрывок (10: 25-37) состоит из 2 частей:

1-я часть (ст. 25-28) заканчивается повелением Иисуса:

так поступай, и будешь жить.

2-я часть (ст. 29-37) также заканчивается повелением Иисуса:

иди, и ты поступай так же.

Текст построен в виде 4 диалогов, написанных по принципу вопрос - ответ. В этом отрывке притча не является доминантой, она иллюстрирует ответ Иисуса законнику. Главное в данном тексте - вопрос законника, как получить жизнь вечную. Необходимо рассмотреть контекст1 анализируемого отрывка (Лк. 10: 25-37). Разговор с законником произошел на пути в Иерусалим. На это указывают стихи - 9: 51, 57; 10: 38. Более широкий контекст этого отрывка - с 9: 51 по 19: 44, т.е. с того момента, как Иисус направился в Иерусалим (9: 51), и до Его триумфального входа в Иерусалим (19: 28). Границы этого большого отрывка очевидны, на это указывают слова Иисуса «восхотел идти в Иерусалим» (9: 51) и события, связанные с Его триумфальным входом в Иерусалим (19: 28).

Четко видно разделение между частями Евангелия Луки: галилейский период служения Иисуса (4: 14 - 9: 50) и Его путь в Иерусалим (9: 51 - 19: 28).

Данный раздел (9: 51 - 19: 44) является цен-тральным2 в Евангелии Луки3. В этом отрывке апостол Лука уже больше акцентирует внимание читателей на словах Иисуса, Его учении. В Галилейском периоде служения (3: 1 - 9: 50) евангелист больше

1 См. содержание и основные части Евангелия Луки: Пролог (1: 1-4); Повествование о детстве (1:5 - 2:52); Приготовление к служению (3:1 - 4:13); Галилейское служение (4:14 - 9:50); Из Галилеи в Иерусалим (9:51 - 19:27); В Иерусалиме (19:28 - 21:38); Повествование о страстях и воскресении Иисуса (22:1 - 24:53). См.: Гатри Д. Введение в Новый Завет. СПб, 1996. С. 72-95.

2 «Повествование Луки выделяется неповторимыми особенностями его центральной части, которая содержит не только сумму вероучительных положений, но и несет в себе мотив пути, неуклонного движения к Иерусалиму - городу, который имеет судьбоносное значение в замысле Божьем». См.: Теология Луки // Теологический энциклопедический словарь. М., 2003. С. 629-631.

3 «В этой части Лука не только включает много материала, который содержится только в его Евангелии, но и располагает его таким образом, чтобы сосредоточить все внимание на Иерусалиме, как подготовке к повествованию о Страстях». См.: Гатри Д. Введение в Новый Завет. С. 75-78.

сосредоточился на Его поступках и делах. Текст (9:51 - 19:27) можно подразделить на две части:

1. (9: 52 - 11: 54) Отвержение Иисуса. На пути в Иерусалим самаряне не приняли Его (9: 52-56), Иисус произнес «горе» не принявшим Его городам (10:13-16).

2. (12: 1 - 19: 27). Наставление Иисусом своих последователей в свете этого отвержения.

Как считает М. У ил кок, этот отрывок передает атмосферу путешествия, правда, приводимые Лукой подробности поверхностны. Нет точной хронологии и географии в путешествии Иисуса в Ие-русалим1. Вероятно, это связанно с тем, что Лука в основном уделил внимание учению Иисуса о Его «пути» к крестным страданиям в Иерусалиме, а более точные характеристики хронологии и географии опустил2. X. Маршал также сомневается в том, что все события, описанные Лукой в 9: 51 - 19: 44, происходили по дороге в Иерусалим. Возможно, некоторые эпизоды и высказывания Иисуса можно отнести к Галилейскому или Иерусалимскому периоду. Вероятно, Лука собрал материал из разных периодов служения Иисуса и включил в этот текст, поскольку он был тематически созвучен всему отрывку. X. Маршал основывает свое мнение на нескольких аргументах:

1. Лук. 10: 38. Иисус зашел в Вифанию, отклонившись от пути в Иерусалим.

2. Иисус неоднократно посещал Иерусалим, что описано в Евангелии Иоанна, поэтому Лука и объединил все события, связанные с Иерусалимом.

3. Матфей пользовался тем же методом, что и Лука, объединяя материал по теме3.

Какие бы методы ни использовал Лука в собирании материала для описания жизни Иисуса, он смог ярко представить Спасителя как Сына Человеческого, совершившего самую важную миссию в истории человечества. Основная мысль анализируемого

Макаренко И.И.

отрывка - диалог Иисуса с законником. Законник задает Иисусу очень важный вопрос*: «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (10: 25).

В этом вопросе скрыт ключ к пониманию данного отрывка. Законник спрашивает не о самой вечной жизни, а о том, каким образом ее достичь, что делать? Это важная деталь в данном диалоге. Иисус отсылает его к закону, ведь спрашивающий - законник, специалист. На следующий его вопрос ответ Иисуса заключен в притче. Спаситель показывает законнику, что самарянин может стоять ближе к Царствию Божьему, чем внешне религиозный, но черствый и бессердечный иудей. Священник и левит были представителями религиозной структуры, противостоявшей раввинам и фарисеям. Те, в свою очередь, были экспертами в законе. Их добродетельная жизнь заключалась в раздаче милостыни бедным людям. Именно так они и исполняли заповедь любви к ближнему4.

Кто же это такой - законник? Законник5

(«тодЖод - юрист, законник. Знаток закона, его

6 \

толкования и применения» ) сам изучал закон, толковал его и учил ему других людей. Он занимал официальное положение учителя закона в религиозной структуре иудейского общества. О нем сказано, что он встал («остеа-иг - вставать, подниматься, чтобы задавать вопрос или участвовать в споре. Возможно, это был резкий, неожиданный жест»7), чтобы искушать Иисуса. Законник, как ему казалось, знал ответ. Слова «искушая Иисуса» указывают на то, что законник ставил себя выше других и Иисуса в том числе. Иисус это чувствовал, но все равно обличил его мягко, не унизив и не оскорбив. Несмотря на неправильную мотивацию законника, Иисус дал ему возможность самому сделать выводы через рассказанную притчу. На встречный вопрос Христа «в законе что написано, как читаешь?»8, другими словами - «могу ли Яус-

2 Уилкок М. Евангелие от Луки. СПб, 2003. С. 104-111.

2 «Скорее всего он описывает драматическое развитие событий на пути Иисуса из Галилеи в Иерусалим. Весь ход событий имеет для него значение. Иисус шел в Иерусалим, чтобы умереть. И именно в этом заключается суть богословия Евангелия». См.: Гатри Д. Введение в Новый Завет. С. 72-74.

3 «Лука проводит параллель между путешествием в Иерусалим и переходом иудеев через пустыню под водительством Моисея». См.: Новый библейский комментарий: Новый Завет. Ч. 3. СПб, 2001. С. 145-147.

* Этот вопрос задавали Иисусу неоднократно - см.: Мф. 19: 16-22;Лк. 18: 18-23; Ин. 3: 1-15.

4 Фи Г., Стюарт Д. Как читать Библию и видеть всю се ценность. С. 119-131.

5 «В Новом Завете звание пошик® использовано книжниками синонимично егашшаеш (писец, переписчик) и ЬэшюёгдаБкак® (законоучитель). Все книжники первоначально изучали священное писание, но ко II в. до н.э. начали толковать детали закона без прямой ссылки на него. Законники заседали в синедрионе» (см.: Новый библейский словарь: библейские реалии. Ч. 2. СПб, 2001. С. 305).

6 Роджерс К. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. СПб, 2001. С. 246-248.

7 Там же.

8 «Строго ортодоксальные иудеи привязывали к запястьям маленькие кожаные коробочки, в которых носили определенные отрывки из Писаний». См.: Баркли У. Евангелие от Луки. СПб, 1984. С. 153-157.

лышатъ теперь твое авторитетное мнение ?»\ законник ответил правильно, процитировав из книг Второзакония 6:5 и Левит 19:18. Возможно, он как авторитетный законоучитель хотел испытать Иисуса как неформального, непризнанного учителя, чтобы посмотреть, даст ли Он правильный ответ. Он и не предполагал, как будет «пойман» ответом Иисуса. Спаситель, отвечая ему, указал на то, что сначала он должен поступать так, как этого требуют две великие заповеди. Законник хотел узнать о пути к жизни, Иисус дал ему ответ: «Так поступай, и будешь жить» (10:28). Поступай, делай - ronei, это императив, он призывает к привычному и деятельному образу жизни2. Это означает, что Божьи заповеди следует исполнять на практике, в собственной жизни.

На что надеялся законник, задавая свой вопрос Иисусу? По всей видимости, он думал, что, формально исполняя требования закона, можно достичь вечной жизни. Однако закон требовал не только внешнего исполнения, но и внутреннего стремления человека к добру.

Слушая ответ Иисуса - притчу, возможно, законник ожидал, что человеком, проявившим милость, будет именно он, однако таким человеком оказался самарянин. Иисус очень тонко показал законнику, что необходимо заглянуть в свое сердце и понять, каково твое отношение к людям. Проблемой законника было не то, что он не помог бы избитому путнику, но то, что он ненавидел самарян, как, впрочем, и все иудеи, и смотрел сверху вниз на священников3. На вопрос Иисуса «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний ?» законник даже не смог прямо сказать «самарянин», настолько сильными были его предубеждения против самарян.

Ответ Иисуса «иди и ты поступай так же» - это не просто призыв, это повеление к постоянному исполнению. Слово «moist - делать, императив. "Делай так постоянно ", имеется в виду пожизненное действие»*. На заданный законником вопрос «А кто мой ближний?» Иисус не ответил прямо, но, рассказав притчу, дал ему шанс самостоятельно сделать

вывод и призвал его к практическому исполнению заповедей. Притча о добром самарянине - это замечательная иллюстрация ко второй великой заповеди: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 23: 39).

Структура притчи (30-35).

1) Некоторый человек

- шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам,

- которые сняли с него одежду,

- изранили его и ушли,

- оставив его едва живым.

2) По случаю

а) один священник шел тою дорогою и, увидев его,

- прошел мимо.

б) Также и левит, быв на том месте,

- подошел, посмотрел и прошел мимо.

3) Самарянин* же некто,

- проезжая, нашел на него и, увидев его,

- сжалился и,

- подойдя,

- перевязал ему раны,

- возливая масло и вино;

- и, посадив его на своего осла,

- привез его в гостиницу и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- позаботился о нем;

- а на другой день, отъезжая,

- вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему:

- позаботься о нем; и если издержишь что более,

я тогда возвращусь и отдам тебе.

Таким образом, в притче очевидна структурная простота: 1) ситуация с путником и 2) реакция проходивших мимо людей.

Приведем несколько определений притч:

Притча - (греч. - parabole) как термин похожа на еврейское слово (Masai), в Ветхом Завете это фигуральное выражение мысли. Притча - это обычная история, которая имеет духовное значение. Повествовательные притчи Иисуса - это развернутые метафоры5. «Притча - форма речи, рассказ или из-

1 «Следуя иудейским традициям и обычаям, Иисус отсылает спрашивающего к требованиям закона Моисеева. Как предельно сжато сформулировать суть этого закона? Законник дает тот же ответ, что и Сам Иисус в Мк. 12 : 29-31. Здесь нет ничего удивительного, поскольку во времена земной жизни Христа иудеи уже понимали связь между Втор. 6: 5 и Лев. 19 :18» (Новый библейский комментарий: Новый Завет. Ч. 3. С. 146-147).

2 См.: Роджерс К. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. СПб, 2001.

3 Фи Г., Стюарт Д. Как читать Библию и видеть всю ее ценность. С. 119-131.

‘ См.: Роджерс К. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета.

* «Самарянин - это слово выделено в тексте тем, что стоит в начале предложения».

5 Притча // Евангельский словарь библейского богословия. СПб, 2000. С. 824-826.

речение, иллюстрирующие ту мысль, которую хочет донести до нас авторе. Притчам Иисуса свойственны краткость и простота. Цель притч - донести глубокий духовный смысл через земные, понятные слушателям истории. Иногда Иисус использовал и преувеличение (см., напр.: Мф. 18: 24), но они не были аллегориями, хотя и несли в себе метафорический смысл. Притчи не абстрактны сами по себе и не содержат отвлеченные идеи2, поэтому их нельзя

3 4

истолковывать аллегорическим методом .

Притча о добром самарянине - это ответ Иисуса законнику на его вопрос «кто мой ближний»5 (ст. 29). Получив ответ Иисуса и Его призыв поступать по заповедям, законник пожелал оправдаться. Видимо, он почувствовал себя неловко, своим вопросом поставив себя в глупое положение. Оправдать - «8іКсисоааі - объявлять праведным, оправдывать, освобождать от обвинений. Законник хочет оправдаться своим вопросом, делая вид, что он не знает точно, в чем заключается его обязанность»6. Цель этой притчи как раз и состоит в том, чтобы дать конкретный ответ на вопрос законника.

Как сообщают различные источники, дорога из Иерусалима в Иерихон была опасной: путь длиною около 30 км был извилистым и проходил через скалистые ущелья. Это было удобно для разбойников, которые могли неожиданно напасть на путника. В этой притче Иисус описывал реальное положение дел того времени7. В притче Иисус не дал Своей оценки путнику, который в одиночку пустился в такой опасный путь. Возможно, он был самонадеянным и безрассудным человеком или же не смог найти себе попутчиков. Шедший по случаю священник прошел мимо (ст.

Макаренко И.И.

31), «а\тшар1А.0Еу - проходить мимо по другой стороне, он шел мимо, потом перешел на другую сторону дороги, чтобы избежать соприкосновения с незнакомцем или, возможно, мертвым телом»*. Левит также прошел мимо (ст. 32). Вероятно, священник и левит спешили в храм, чтобы совершить службу. Конечно, они знали о предписании не прикасаться к мертвому телу (Числ. 19:11). Возможно, путник им показался мертвым, да и времени не было останавливаться. Не сказано, кем был путник - евреем или кем-то другим. Если бы они прикоснулись к путнику, то они потеряли бы свою очередь на служение в храме. Для священника и левита требования обрядов, традиций, храм и служение в храме стояли намного выше, чем милосердие и сострадание к человеку.

Иисус специально выбрал героями своей притчи представителей двух групп людей, которые были известны слушателям как враги (Ин. 4 : 9). «Увидеть, как самарянин помогает еврею, - это все равно, что увидеть, как эфиоп меняет цвет своей кожи или леопард лишается своих пятен»9. В отношениях между иудеями и самарянами лежала большая пропасть, однако самарянин оказался тем, кто проявил доброту и милосердие к человеку, который лежал на дороге. Он сжалился: «EanXayyviaQr] - быть тронутым, почувствовать сострадание. Ирония рассказа в том, что именно чужак, который по иудейскому определению не относился к ближним, фактически повел себя как ближний несчастного еврея»10 (ст. 33). У самарян были свои предубеждения против евреев, что также мешало восстановлению отношений11. «Однако самарянин был движим состраданием, и оно оказалось сильнее, чем его страх перед осквернением»12. Веро-

! Притчи Иисуса // Теологический энциклопедический словарь. М., 2003. С. 915-917.

2 Там же.

3 Такой великий и блестящий ученый, как Августин, истолковывал притчи аллегорическим методом. См.: Фи Г., Стюарт Д. Как читать Библию и видеть всю ее ценность. С. 119-121.

4 «Согласно многим экзегетам, притчу о добром самарянине нельзя рассматривать в качестве аллегории». См.: Гудинг Д. Новый взгляд на Евангелие от Луки. СПб, 2000. С. 319-324.

5 «Имея пристрастия к уточнениям, раввины искали определения к понятию "ближний"; и в самом плохом и узком смысле они сводили понятие "ближний" к своим иудеям. Помощь язычнице во время родов объявлялась нарушением закона. Ибо тем самым способствуют появлению на свет белый еще одного язычника». См.: Баркли У. Евангелие от Луки. СПб, 1984. С. 153-157.

6 Роджерс К. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. С. 246-248.

7 «Иерусалим расположен на высоте 601 метра над уровнем моря, а Мертвое море, около которого находится Иерихон, лежит 396 метров ниже уровня моря. Следовательно, на расстоянии около 32 километров дорога опускалась на 1000 метров». См.: Баркли У. Евангелие от Луки. С. 153-157.

8 «Священник и левит по закону были обязаны помочь ближнему в нужде. Они также были обязаны не осквернять себя прикосновением к мертвому телу. Так как осквернение помешало бы им оправлять службу в храме и питаться от церковной десятины, они предпочли перейти на другую сторону дороги, чтобы не подвергнуться риску осквернения». См.: Роджерс К. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. С. 246-248.

9 Уилкок М. Евангелие от Луки. С. 108-111.

10 Роджер К. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. С. 246-248.

11 Новый библейский словарь: библейские реалии. Ч. 2. С. 721-721.

12 Там же.

ятно, слушатели Иисуса ожидали, что тем, кто поможет, будет простой еврей, но им оказался самарянин. Это неожиданный ход в данной истории, в реальной жизни быть такого не могло. Самарянин же проявил свое сострадание на деле.

Важная деталь, которую нужно отметить, заключается в том, что накануне самаряне не приняли Иисуса с учениками. Ученик отреагировали весьма гневно, пожелав свести «огонь с неба» для истребления самарян, но Иисус сказал: «Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, спасать» (9: 56). Иисус очень ясно обозначил свою цель - спасать погибающих грешников. Грешник -это не только иудей, но и самарянин, и все остальные люди. Возможно, поэтому в притче Иисуса положительный герой - самарянин.

Самарянин перевязал и обработал несчастному раны маслом и вином, а также доставил его в гостиницу (ст. 34). Он сам оплатил содержание пострадавшего и уход ним. Возможно, самарянин был торговцем или путешественником, так как на обратном пути мог доплатить, если бы это потребовалось. Он доверял содержателю гостиницы1, который, в свою очередь, даже не потребовал денег вперед. Иудеи же представляли самарян плохими людьми и питали к ним ненависть. Самарянин в притче представлен серьезным человеком, способным преодолеть собственную ненависть к евреям. Его характеризуют бескорыстие и щедрость. Вероятно, с помощью такого описания самарянина Иисус тонко показал иудеям их скряжничество и корысть. В этой истории самарянин представлен в высшей степени сострадательным и добрым человеком. Он полная противоположность тем иудеям, которые были внешне набожными и «правильными», но внутренне черствыми и бессердечными, не способными расширить «круг своих ближних». Этой притчей Иисус скорректировал понимание не только законника, но также и своих учеников.

Законник считал, что спасение принадлежит ему автоматически, и, задавая вопрос Иисусу, думал, что уже знает ответ. Именно поэтому ответом Иисуса стала заповедь о любви. У законника не было любви к людям. Он не понимал миссию Израиля по отношению к язычникам. Кстати, этого не понимали и ученики Иисуса. Притчу нельзя рассматривать без контекста. Узкий контекст - это вопрос закон-

ника, широкий - ситуация с учениками в самарян-ском селении. Назначение притчи - показать, что спасение принадлежит всем людям. Ответ Иисуса для законника: «Если ты имеешь спасение, то живи и поступай по заповеди любви и принеси спасение другим». При ответе на другой вопрос законника: «Кто мой ближний?», т.е. «Кого мне любить так, как самого себя?» Иисус показал, что неисполнение закона происходит не от его незнания, а оттого, что в сердце нет любви к людям. Законник нуждался не а в новом толковании заповедей, но в новом сердце2. Иисус через притчу дал четкий ответ: «Ближний тот, кто в конкретный момент нуждается в моей помощи».

Этот вывод необходимо сравнить с уроком, который Иисус преподал своим ученикам. Спаситель учил их, что если люди отвергнут их слово, благо-вестие, то им следует отряхнуть с ног пыль и предупредить о том, что они навлекают на себя Божий суд3. Всякий отвергающий Бога навлекает на себя вечные бедствия, этому и должны были учить ученики Христа.

В свете притчи о добром самарянине можно увидеть и другой аспект исполнения заповедей. Если человек, отвергающий Божье Слово, попадет в беду, то христианину следует преодолеть чувство неприязни и возлюбить его как ближнего своего, оказать ему помощь.

Притча о добром самарянине - яркая иллюстрация второй великой заповеди, произнесенной Христом, - «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37-39; Лк. 10: 27). Помогать нужно каждому человеку, даже если он сам виноват в своей беде. Например, путник из притчи попал в беду, возможно, из-за своей неосторожности или самонадеянности. Любой человек является ближним независимо от национальности, социального, родственного или конфессионального положения. Христос намеренно показал с помощью притчи, что если даже в беду попал враг, то он становится ближним, и необходимо проявить к нему любовь. Помощь должна быть реальной и практической, т.е. выражаться не только в форме сочувствия, а в конкретных делах, как у доброго самарянина, который помог пострадавшему и доставил его в гостиницу. Это напрямую касается и служения в Церкви. Иисус ясно показал, что суть служения Богу - это милосердие, помощь ближне-

1 «іагобшсш - отдавать, расплачиваться. Об абсолютном доверии самарянина к владельцу гостиницы, которому он дает поручение». См.: Роджерс К. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. С. 246-248.

2 Новый библейский комментарий: Новый Завет. Ч. 3. С. 145-147.

3 Гудит Д. Новый взгляд на Евангелие от Луки. С. 319-324.

му в нужный момент жизни. Именно такое служение, а не только соблюдение религиозных предписаний, как думал законник, и есть исполнение Божьих заповедей. «Ортодоксальные верующие часто проявляют больше интереса к догме, нежели к оказанию реальной помощи»1.

Не важно, с какой мотивацией человек приходит к Богу: если он хочет что-то узнать, Бог даст ответ. В этом выражается любовь Бога к человеку. Он принимает каждого человека, падшего грешника и праведного в своих глазах, гордого законника. Анализируемый текст Евангелия содержит две великие заповеди о любви к Богу и ближнему. Эти заповеди взаимосвязаны: любовь к Богу проявляется в любви к ближнему своему. Иисус олицетворяет Божью любовь, которую явил миру в Своем служении людям. Он дал нам великий пример любви, принятия тех, кто, по сути, является врагом. Путь следования за Богом — это путь самоотречения, путь преданности Христу: «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10: 38).

Путь с Иисусом - это готовность сопровождать Его и повиноваться только Ему, умереть для себя, собственных планов и амбиций. Преданность Христу заключается не в прилежной «обрядовой религии» и добрых делах, но в полном подчинении Ему своей жизни и своей воли. «Этот путь означает не

достижение, но обязательство, не деятельность,

2

но отношение к ней, не количество, но качество» . Жить согласно своей вере означает практиковать ее. Иисус ясно показал, что «ближним» для любого христианина должен быть всякий, кто нуждается в его помощи.

Макаренко И.И.

Законник был прав в том, что вечную жизнь можно только «наследовать». Правда, для того чтобы получить это «наследство», необходимо стать «наследником», а этого можно достичь, только вступив в личные взаимоотношения с Богом через Иисуса Христа. Никакие добрые дела не помогут стать «наследником» царства Божьего. Исполнение заповедей, добрые дела - это образ жизни христианина, но не путь к вечной жизни. Только по Божьей благодати мы становимся Его людьми. Текст Евангелия Луки (10:25-37) - это диалог не только законника с Иисусом, но и каждого человека с Богом. Иисус, отвечая на вопросы законника, показал направление в исполнении Божьих заповедей: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего, как самого себя». И хотя Иисус не дал прямых ответов законнику, Он научил его исполнению заповеди через понятные жизненные истории. Иисус проявил любовь к законнику, не осудив его за неправильную мотивацию - желание искушать Бога.

Путь следования за Христом - это не исполнение религиозных предписаний, но живое общение с Ним. Это полное подчинение своей жизни Христу. В этом и есть суть исполнения великих заповедей, которые цитировал Иисусу законник. Живая, действенная вера проявляется в конкретных поступках. Она лишена фанатизма, предрассудков, суеверий, национальных и конфессиональных предпочтений. Живая христианская вера - это жертвенное, бескорыстное служение своему ближнему, что Иисус и проиллюстрировал в притче о добром самарянине.

© Макаренко И.И., 2011

1 Баркли У. Толкование Евангелия от Луки. СПб, 1984. С. 153—157.

2 Уилкок М. Евангелие от Луки. С. 108-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.