Научная статья на тему 'К проблеме осмысления логической составляющей в педагогическом эксперименте: аналитические размышления'

К проблеме осмысления логической составляющей в педагогическом эксперименте: аналитические размышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИКА / LOGIC / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ / PARADIGMAL IMAGES AND SYMBOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масаев М.В.

Данная работа ставит проблему с применением концепции парадигмальных образов и символов эпох, цивилизаций и народов и раскрывает факт не только весьма существенной роли образов и символов в преподавании логики, но и показывает роль логики в чистоте и адекватности результатов педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF UNDERSTANDING THE LOGICAL COMPONENT IN A PEDAGOGICAL EXPERIMENT: ANALYTICAL THINKING

This work raises the problem with the concept of paradigmal images and symbols of epochs, civilizations and nations, and revealed the fact not only substantial role of images and symbols in the teaching of logic, but also shows the role of logic in the purity and adequacy of the results of the pedagogical experiment. Our work aims to define the pedagogical experiment. It only tries to give a logically correct search direction such determination. That "Pedagogical Encyclopedia" refers to the number of teachers-experimenters, A. Makarenko, who was more of a teacher-innovator, suggests that the authors of the encyclopedia simply do not understand what they tried to present as the definition of the experiment in pedagogy. They didn't have enough knowledge of logic. Thus, the conclusion that the problem of the pedagogical experiment is not limited to mathematical, or symbolic logic. It cannot be solved without rethinking methods of teaching so-called "philosophical logic", logic in the Humanities (unlike the logicians-mathematicians) is called classical formal logic. Moreover, the range of questions is pretty wide. This temporal logic (or the logic of time), deontic and epistemic logic, logic of norms and evaluations, the logic of action and logic of interactions, the logic of questions and answers, decision-making logic, etc.. Especially important to the proper use of logic in a pedagogical experiment. For example: in experiments and in the experimental work of individual facts are general conclusions, but the general and the unit itself is logically considered ambiguous. Total sometimes considered as a category to denote the source and isolated as a category to denote unimportant, of different objects and phenomena. In other cases, a single individual is identified with and defined as a specific individual object or phenomenon. And if the unit is treated as a separate subject or phenomenon, the general should be understood as a class of similar objects or phenomena. Thus there is an involuntary blending of perspectives and creates the opportunity for discreet, arbitrary interpretation of experimental results in favor of one or the other, including the opposite point of view.

Текст научной работы на тему «К проблеме осмысления логической составляющей в педагогическом эксперименте: аналитические размышления»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского

Социология. Педагогика. Психология. Том 2 (68). 2016. № 3. С. 37-45.

УДК 37.01:364.02

К ПРОБЛЕМЕ ОСМЫСЛЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ: АНАЛИТИЧЕСКИЕ

РАЗМЫШЛЕНИЯ

Масаев М. В.

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте, Ялта, Республика Крым

E-mail: mikhail-masaev@yandex.ru

Данная работа ставит проблему с применением концепции парадигмальных образов и символов эпох, цивилизаций и народов и раскрывает факт не только весьма существенной роли образов и символов в преподавании логики, но и показывает роль логики в чистоте и адекватности результатов педагогического эксперимента.

Ключевые слова. Логика, педагогический эксперимент, парадигмальные образы и символы.

ВВЕДЕНИЕ

Одна из основополагающих предпосылок написания данной работы - это осознание причины, осложняющей усвоение предмета науки логики, которая состоит в незнании и преподавателями, и студентами приемов изучения логики, в не совсем правильной организации самостоятельной работы, - в отсутствии должного уровня методики преподавания и изучения этой дисциплины, особенно применительно к педагогическому эксперименту.

События современной политической жизни России и других стран постсоветского пространства, включая Прибалтику, часто вызывают у логически грамотных людей вопрос: почему уважаемые политические деятели всех вышеупомянутых стран ведут себя так нелогично? А странного и удивительного здесь ничего нет. После Великой Отечественной войны преподавание логики в СССР как обязательного общеобразовательного предмета было одновременно прекращено как в средней школе, так и почти во всех вузах. Логику могли преподавать лишь в качестве специального предмета и только на философских и юридических факультетах. Логика советскому человеку была не нужна. Зачем какая-то логика, когда надо было лишь следовать указаниям КПСС? Логика могла лишь помешать бездумно следовать этим указаниям. Да и сам основатель КПСС и советского государства не обнаруживал особого уважения к логике, по которой он имел в аттестате оценку «4», а по всем прочим предметам оценку «5». Жизнь наказала КПСС за отказ от логики. Сейчас на постсоветском пространстве логику учат. Учат, но как? Преподавателям нередко приходится слышать от студентов

такое: «Несколько раз я прочел учебник по логике, но многое не понял и почти ничего не запомнил». И это студенты, которые ходят на занятия и читают учебники. А что говорить о тех, кто и на занятия не ходит, и учебники не читает? А администрация вузов, особенно коммерческих, требует оценивать студентов и оценивать положительно.

Действительно, логика - предмет трудный. И не только потому, что десятилетия советской эпохи он был в «загоне», он труден сам по себе. Серьезной трудностью является и создание адекватных учебных пособий, особенно в такой отрасли логики, как логика педагогическая. Особое значение приобретают логические проблемы проведения педагогического эксперимента. Без применения логики эксперимент теряет смысл и становится формальной подгонкой его результатов для подтверждения той или иной педагогической концепции, на что обращал в свое время на лекциях, прочитанных в Военно-педагогической академии родоначальник военно-педагогической школы, доктор педагогических наук, профессор, генерал-майор А. В. Барабанщиков [17].

Методологической основой настоящего исследования в контексте психолого-педагогического эксперимента послужили работы таких авторов, как П. Фресс, Пиаже Ж. [25], Рубинштейн С. Я. [26], Кэмпбелл Д. [27], Готтсданкер Р. [28], Дружинин В. Н. [29], Загвязинский В. И. [30], Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. [31], Никандров В. В. [32], Мартин Д. [33], Гудвин Дж. [34], Заронченцев К. Д. [35], Вербицкий А. А. [36] и др.

В случае постижения поставленной проблемы с учетом компетентностного подхода (особенно в методологическом плане) особенно показательна работа таких авторов как Вербицкий А. А. и Ларионова О. Г. [22], где, в частности, раскрыта сущность двух ведущих подходов к модернизации образования: гуманистического, направленного на развитие личности обучающегося, и компетентностного, ориентированного на практику. Показано, что эти подходы не только не взаимопротиворечат, но и дополняют друг друга, делая возможной и целесообразной их интеграцию на базе развитой психолого-педагогической теории. Обосновано, что в таком качестве может выступить теория контекстного обучения, разрабатываемая в течение тридцати лет в научно-педагогической школе А. А. Вербицкого. Педагогический эксперимент подтвердил, что системная реализация основных положений, принципов и технологий контекстного обучения во всех дисциплинах учебного плана обеспечивает одновременное развитие личностных качеств и профессиональных компетенций учащихся.

Из использованных авторов особо необходимо отметить работы Мелеховой А. и Зборовской Л. [1], Анисова А. [8], Бродского И. [6], Войшвилло Е. [7], Жоля К. [5], Ишмуратова А. [9], Масаева М. [23-24] и др.

Впрочем, до сих пор не появилось фундаментальной обобщающей работы в данном направлении.

Работа предназначена, в частности, для того, чтобы, воспользовавшись в качестве инструмента логикой, серьезные педагоги не только правильно проводили

педагогические эксперименты сами, но и верили результатам экспериментов, проводимых коллегами, могли дать им правильную с точки зрения логики оценку и не удивлялись, как это делал Барабанщиков А. В. [18, с. 3-12], тому, что у всех педагогических экспериментов в советской педагогике результаты всегда положительные, а отрицательные результаты почему-то не наблюдаются никогда.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

К сожалению, господствующее в науке определение самого эксперимента также требует логики в уточнении этой дефиниции. «Советский энциклопедический словарь» возводит слово эксперимент к латинскому слову ехрегтепШт (проба, опыт) [19, с. 1532], называя эксперимент в широком смысле слова «чувственно-предметной деятельностью в науке» [19, с. 1532], а в узком смысле слова «опытом, воспроизведением объекта познания, проверкой гипотез» [19, с. 1532]. В отношении педагогического эксперимента однозначно может подойти, пожалуй, последнее -«проверка гипотезы». «Педагогическая энциклопедия» определяет педагогический эксперимент как «научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы, наблюдение исследуемого педагогического явления в созданных и контролируемых исследователем условиях» [20, с. 762]. Не всем экспериментаторам в области педагогики удается в этом определении усмотреть и понять, что существенным в педагогическом эксперименте является искусственное создание исследователем определенных условий наблюдения того или иного педагогического явления и контроль за этим наблюдением.

«Российская педагогическая энциклопедия» 1993-1999 гг. уже прямо указывает на необходимость при педагогическом эксперименте контрольных групп [21, с. 610-611], но даже при таком более ясном понимании, что такое педагогический эксперимент, эта энциклопедия не смогла дать даже такой дефиниции педагогического эксперимента, как энциклопедия 1968 года [20].

Наша работа не ставит перед собой задачи дать определение педагогического эксперимента. Она лишь пытается дать логически правильное направление поиска такого определения. То, что «Педагогическая энциклопедия» называет в числе педагогов-экспериментаторов А. Макаренко, который был, скорее, педагогом-новатором, свидетельствует о том, что авторы энциклопедии попросту не поняли того, чего они попытались представить в качестве определения эксперимента в педагогике. Для этого им не хватило знаний логики.

Единственное доступное для крымчан методическое пособие по логике -вышедшая в 1969 году в Свердловске работа Мелеховой А. и Зборовской Л. [1] - мало по объему и давно устарело. Из 68 страниц 38 отведено задачам и упражнениям. Безнадежно устарела главная идея авторов - «изучение логики немыслимо без обращения к работам классиков марксизма-ленинизма» [1, с. 7]. Изучение логики, может быть, было и возможно без обращения к «классикам марксизма-ленинизма», а вот преподавание логики было действительно невозможно без цитирования банальности Энгельса Ф. о том, что формальная логика «представляет прежде всего метод для отыскивания новых результатов, для перехода от известного к

неизвестному» [2, с. 126]. Многие цитаты из Ленина В. , которыми насыщены «Логика» советского полковника Хоменко Е. [3] и «Логика» издания Белорусского государственного университета [4], свидетельствуют о том, что оценка «4» по логике российской гимназии царских времен что-то да значит, но не больше. Ведь не только основоположники марксизма-ленинизма, но и их великие немецкие философские предшественники, такие как Кант И. и Гегель Г., ничем не обогатили логическую науку. Как пишет киевлянин Жоль К. , «ни Кант, ни Гегель не обогатили логической науки, но скорее внесли страшную путаницу в философские умы, используя слово логика для указания на теорию познания» [5, с. 85]. Ошибочным было и преклонение перед диалектикой и диалектической логикой, которая, по Жолю К., «фактически не относится к разряду логических дисциплин» [5, с. 85].

Без отказа от старых стереотипов нельзя научиться мыслить самостоятельно. А учиться «самостоятельно размышлять» призывали изучающих логику еще в советское время авторы учебно-методического пособия по логике Мелехова А. и Зборовская Л. [1, с. 10]. При этом учить самостоятельно мыслить могли бы работы по самой молодой и самой умной части логики, а именно логики математической, или символической: это работы Анисова А. [8], Бродского И. [6], Войшвилло Е. [7] и, наконец, Жоля К. [5], на работе которого хотелось бы остановиться особо. Эта книга построена сугубо методически правильно. Она излагает сложнейшую математическую логику в живых словесно-образных и наглядных портретах ее создателей, а сложнейшие формулы и схемы предстают в занимательной наглядной форме, при этом все логические связи и отношения предстают в хорошо знакомых читателю литературных образах от героев Конан Дойла А. до Гоголя Н.

Таким образом, напрашивается вывод о том, что проблема проведения педагогического эксперимента не ограничивается сферой математической, или символической, логики. Она не может быть решена без переосмысления методики преподавания так называемой «философской логики», так логики-гуманитарии (в отличие от логиков-математиков) называют классическую формальную логику. Причем спектр вопросов здесь весьма и весьма широк. Это и временная логика (или логика времени), деонтическая и эпистемическая логика, логика норм и оценок, логика действий и логика взаимодействий, логика вопросов и ответов, логика принятия решений и т. д. Попыткой изложить эти проблемы можно назвать книгу Ишмуратова А. «Вступ до фшософсько! лопки» [9].

Особенно важно правильное использование логики при педагогическом эксперименте. Например: в экспериментах и при опытной работе из единичных фактов делаются общие выводы, но само общее и само единичное логически рассматриваются неоднозначно. Иногда общее рассматривается как категория для обозначения исходного, а единичное - как категория для обозначения несущественного, различного в предметах и явлениях. В других случаях единичное отождествляется с отдельным и определяется как конкретный индивидуальный предмет или явление. И если единичное трактуется как отдельный предмет или

явление, то общее должно пониматься как класс однородных предметов или явлений [16, с. 87-88].

При этом происходит непроизвольное смешение точек зрения и создается возможность для малозаметного произвольного толкования результатов эксперимента в пользу той или иной, в том числе и противоположной, точки зрения.

Логических противоречий при анализе результатов педагогических экспериментов быть не должно. Получивший оценку «хорошо» по логике у директора гимназии Керенского Ф. (отца будущего министра-председателя временного правительства России Керенского А., которого Ленин В. свергнет в 1917 г.) Ленин В. в своей деятельности частенько нарушал логику, но своим политическим и идейным оппонентам он нарушений логики не прощал. Резко критиковал за это Ленин Киевского И. (Ю. Пятакова), назвав его политический и экономический анализ обстановки «карикатурой на марксизм» [22, с. 75-130]. «"Логической противоречивости" - при условии, конечно, правильного логического мышления - не должно быть ни в экономическом ни в политическом анализе» [22, с. 91], -утверждает Ленин. «Логической противоречивости, - пишет далее Ленин В., - не допускает всякий анализ» [22, с. 91]. К одному из этих «всяких анализов» следует, безусловно, отнести и анализ результатов педагогических экспериментов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбор адекватной позиции педагога-экспериментатора зависит от степени овладения им как общей логикой, так и особой педагогической логикой.

Рамки статьи не позволяют остановиться на всех логических проблемах педагогического эксперимента. Остается только подчеркнуть, что проблемы эти, как и проблема создания адекватной методики преподавания логики и адекватного методического пособия, ждут своего разрешения, от которого они, к сожалению, пока весьма и весьма далеки.

Список литературы

1. Мелехова А. К., Зборовская Л. М. Учебно-методическое пособие по логике / А. К. Мелехова, Л. М.

Зборовская. - Свердловск, 1969. - 68 с.

2. Энгельс Ф. Анти-Дюринг / Фридрих Энгельс. - М.: Госполитиздат, 1948. - 376 с.

3. Хоменко Е. А. Логика / Е. А. Хоменко. - М.: Воениздат, 1971. - 192 с.

4. Логика. - Минск: БГУ, 1974. - 336 с.

5. Жоль К. К. Логика в лицах и символах / К.К. Жоль. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 256 с.

6. Бродский И. Н. Элементарное введение в символическую логику / И. Н. Бродский. - 2-е издание, перераб. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. - 62 с.

7. Войшвилло Е. К. Символическая логика: классическая и релевантная. Философско-методологические аспекты / Е. К. Войшвилло. - М.: Высшая школа, 1989. - 149 с.

8. Анисов А. М. Время и компьютер: негеометрический образ времени / А. М. Анисов. - М.: Наука, 1991. - 152 с.

9. 1шмуратов А.Т. Вступ до фшософсько! логжи: Шдручник для студенпв та астранпв вищих навчальних закладiв / А.Т. 1шмуратов. - К.: Абрис, 1997. - 350 с.

10. Масаев М. В. Философия истории. Учебно-методическое пособие / М. В. Масаев. -Симферополь: Доля, 2008. - 304 с.

11. Масаев М. В. Curriculum vitae парадигмальных образов и символов эпох и цивилизаций. Монография / М. В. Масаев. - Симферополь: ДОЛЯ, 2011. - 512 с.

12. Масаев Михайло Володимирович. Парадигмальш образи 1 символи у трансформацшних процесах епох [ цившзацш (фшософсько-юторичний анал1з). Автореферат дис.... доктора фшос. наук. - Дшпропетровськ, 2013. - 36 с.

13. Масаев М. В. Заклик до сучасно! украшсько! педагогжи не в1дходити в1д власних нацюнальних корешв (в русл1 осягнення проблем фшософц освпи та концепци парадигмальних образ1в та символ1в епох, цивЫзацш та народ1в). Реценз1я на монографта: Кузьмша С.Л. Фшософ1я освгги та виховання у Кигвський академпчнш традицп XIX - початку XX ст. Монограф1я. -Симферополь: Н. Ор1анда, 2010. - 552 с. / М.В. Масаев // Гшея: науковий вгсник. Зб1рник наукових праць / Гол. ред. В.М. Вашкевич. - К.: В1Р УАН, 2013. - Вип. 70 (№ 3). - 908 с. -С. 870-873.

14. Масаев М.В. Православна спадщина, котра створюе парадигмальш образи або про роль образотворчого мистецтва у духовному розвитку майбутнього вчителя. Реценз1я на монографта: Рашковська В. I. Образотворча православна спадщина: педагопчний аспект духовного розвитку майбутнього вчителя. Монограф1я / В.1. Рашковська. - С1мферополь: Фенжс, 2008. - 402 с. / М.В. Масаев // Гшея: науковий вгсник. Зб1рник наукових праць / Гол. ред. В.М. Вашкевич. - К.: В1Р УАН, 2013. - Вип. 71 (№ 4). - С. 940-942.

15. Масаев М. В. Феномен соотношения научной парадигмы и интервального метода в контексте понятий парадигмального образа и символа в философии истории / М.В. Масаев // Философские традиции и современность. - 2013. - № 1 (3). - С. 23-41.

16. Штракс Г. М., Кириллов В. И. О логических основах методики преподавания общественных наук / Г. М. Штракс, В. И. Кириллов // Методика преподавания общественных наук в высшей школе.

- М.: Издательство Московского университета, 1975. - 352 с. - С. 73-93.

17. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы. Учебное пособие / Под редакцией генерал-майора А. В. Барабанщикова. - М.: Издательство Военно-политической академии имени В. И. Ленина, 1980. - 280 с.

18. Основы военной психологии и педагогики: учебное пособие для педагогических институтов / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Н. Ф. Феденко; под ред. А.В. Барабанщикова. - М.: Просвещение, 1988. - 269 с.

19. Эксперимент // Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1984. - 1600 с.

20. Эксперимент педагогический // Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. И. А. Каиров (гл. ред.), Ф. Н. Петров (гл. ред.) [и др.]. - т. 4. - М.: Сов. энциклопедия, 1968. - 911 с. - С. 762-765.

21. Эксперимент // Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993-1999. - Т. 1-2. - 1999. - Т. 2. - С. 610-611.

22. Ленин В. И. О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме» / В. И. Ленин. -М.: Издательство политической литературы, 1973 // Полное собрание сочинений. - т. 30. - 562 с.

- С. 75-130.

23. Масаев М. В. Логика. Учебно-методическое пособие / М. В. Масаев. - Симферополь: Доля, 2006.

- 52 с.

24. Масаев М. В. Логика. Учебно-методическое пособие. Второе издание. / М. В. Масаев. -Симферополь: Доля, 2007. - 52 с.

25. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. - М., 1966. - Вып. 1. -430 с.

26. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патапсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство) / С. Я. Рубинштейн. - М.: Медицина, 1970. - 448 с.

27. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбелл. - М.: Прогресс, 1982. - 392 с.

28. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента / Р. Готтсданкер. - М.: МГУ, 1982. - 464 с.

29. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2000. - 320 с.

30. Загвязинский В. И., Атаханов Р. А. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. А. Атаханов. - М.: Академия, 2001. - 208 с.

31. Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс / Р. Л. Солсо, Х. Х. Джонсон, М. К. Бил. - Спб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 528 с.

32. Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии / В. В. Никандров. - СПб.: Речь, 2002. - 103 с.

33. Мартин Д. Психологические эксперименты / Д. Мартин. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. - 480 с.

34. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 558 с.

35. Заронченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология / К. Д. Заронченцев, А. И. Худяков. - М.: Проспект, 2005. - 208 с.

36. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. - М.: Логос, 2009. - 336 с.

TO THE PROBLEM OF UNDERSTANDING THE LOGICAL COMPONENT IN A PEDAGOGICAL EXPERIMENT: ANALYTICAL THINKING

Masayev M. V.

This work raises the problem with the concept of paradigmal images and symbols of epochs, civilizations and nations, and revealed the fact not only substantial role of images and symbols in the teaching of logic, but also shows the role of logic in the purity and adequacy of the results of the pedagogical experiment.

Our work aims to define the pedagogical experiment. It only tries to give a logically correct search direction such determination. That "Pedagogical Encyclopedia" refers to the number of teachers-experimenters, A. Makarenko, who was more of a teacher-innovator, suggests that the authors of the encyclopedia simply do not understand what they tried to present as the definition of the experiment in pedagogy. They didn't have enough knowledge of logic. Thus, the conclusion that the problem of the pedagogical experiment is not limited to mathematical, or symbolic logic. It cannot be solved without rethinking methods of teaching so-called "philosophical logic", logic in the Humanities (unlike the logicians-mathematicians) is called classical formal logic. Moreover, the range of questions is pretty wide. This temporal logic (or the logic of time), deontic and epistemic logic, logic of norms and evaluations, the logic of action and logic of interactions, the logic of questions and answers, decision-making logic, etc..

Especially important to the proper use of logic in a pedagogical experiment. For example: in experiments and in the experimental work of individual facts are general conclusions, but the general and the unit itself is logically considered ambiguous. Total sometimes considered as a category to denote the source and isolated as a category to denote unimportant, of different objects and phenomena. In other cases, a single individual is identified with and defined as a specific individual object or phenomenon. And if the unit is treated as a separate subject or phenomenon, the general should be understood as a class of similar objects or phenomena.

Thus there is an involuntary blending of perspectives and creates the opportunity for discreet, arbitrary interpretation of experimental results in favor of one or the other, including the opposite point of view.

Keywords: logic, pedagogical experiment, paradigmal images and symbols.

References

1. Melekhova AK, Zborovskaya LM Educational and methodological manual on logic / AK Melekhova, LM Zborovskaya. - Sverdlovsk, 1969. - 68 p.

2. Engels F. Anti-Duhring / Friedrich Engels. - M .: State Publishing House, 1948. - 376 p.

3. Khomenko EA Logic / EA Khomenko. - Moscow: Military Publishing, 1971. - 192 p.

4. Logic. - Minsk: BSU, 1974. - 336 p.

5. ZHOL KK Logic in faces and symbols / K.K. Jolly. - Moscow: Pedagogika - Press, 1993. - 256 p.

6. Brodsky I. N. Elementary introduction to symbolic logic / IN Brodsky. - 2nd edition, revised. -Leningrad: Leningrad Publishing House. Un-ta, 1972. - 62 p.

7. Voishvillo, EK Symbolic Logic: Classical and Relevant. Philosophical and methodological aspects / E.K. Voishvillo. - Moscow: Higher School, 1989. - 149 p.

8. Anisov AM Time and computer: non-geometric image of time / AM Anisov. - Moscow: Nauka, 1991. - 152 p.

9. Ishmuratov A.T. Вступ до фшософсько! логжи: Шдручник для студенпв та астранпв вищих навчальних закладiв / А.Т. Ishmuratov. - K .: Abris, 1997. - 350 p.

10. Masaev M. V. Philosophy of history. Teaching-methodical manual / MV Masaev. - Simferopol: Share, 2008. - 304 p.

11. Masaev M.V. Curriculum vitae of paradigmatic images and symbols of epochs and civilizations. Monograph / M.V. Masaev. - Simferopol: SHARE, 2011. - 512 p.

12. Masayev Mikhail Vladimirovich. Paradigmatic images and symbols in the transformational processes of epochs and civilizations (philosophical and historical analysis). Dissertation dissertation .... Doctor Philosophy Sciences - Dnipropetrovsk, 2013. - 36 p.

13. Masayev MV An appeal to modern Ukrainian pedagogy should not deviate from their own national roots (in the context of comprehension of the problems of the philosophy of education and the concept of paradigmatic images and symbols of the epochs, civilizations and peoples). Review of the monograph: Kuzmin S.L. Philosophy of education and education in the Kiev academic tradition of the XIX - early XX centuries. Monograph. - Simferopol: N. Orianda, 2010. - 552 p. / M.V. Masayev / / Gilea: Scientific Bulletin. Collection of scientific works / Goal. Ed. VM Vashkevich - K .: VIR UAN, 2013. - Vip. 70 (No. 3). - 908 s. - pp. 870-873.

14. Masayev MV Orthodox heritage, which creates paradigmatic images or the role of fine art in the spiritual development of the future teacher. Review of the monograph: Rashkovskaya V.I. Fine Orthodox Heritage: Pedagogical Aspect of Spiritual Development of the Future Teacher. Monograph / VI Rashkovskaya - Simferopol: Phoenix, 2008. - 402 p. / M.V. Masayev / / Gilea: Scientific Bulletin. Collection of scientific works / Goal. Ed. VM Vashkevich - K .: VIR UAN, 2013. - Vip. 71 (No. 4). - pp. 940-942.

15. Masaev M. V. The Phenomenon of the Ratio of the Scientific Paradigm and the Interval Method in the Context of the Concepts of the Paradigmatic Image and the Symbol in the Philosophy of History. Masaev // Philosophical traditions and modernity. - 2013. - No. 1 (3). - P. 23-41.

16. Shtraks GM, Kirillov VI On the logical foundations of the methodology of teaching social sciences / GM Shtraks, VI Kirillov // Methods of teaching social sciences in higher education. - Moscow: Publishing House of Moscow University, 1975. - 352 p. - P. 73-93.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Actual problems of pedagogy and psychology of the higher military school. Textbook / Edited by Major-General A.V. Drummer. - M .: Publishing house of the Military-Political Academy named after V.I. Lenin, 1980. - 280 p.

18. The fundamentals of military psychology and pedagogy: a textbook for pedagogical institutes / AV Barabanshchikov, VP Davydov, NF Fedenko; Ed. A.V. Drummer. - Moscow: Education, 1988. - 269 p.

19. Experiment / / Soviet Encyclopedic Dictionary / Ch. Ed. A. M. Prokhorov. - 3rd ed. - Moscow: Sov. Encyclopedia, 1984. - 1600 p.

20. Experiment pedagogical // Pedagogical encyclopedia / Ch. Ed. IA Kairov (Ed.), FN Petrov (Ed.) [And others]. - Volume 4. - Moscow: Sov. Encyclopedia, 1968. - 911 p. - P. 762-765.

21. Experiment // Russian Pedagogical Encyclopedia. - Moscow: The Great Russian Encyclopedia, 19931999. - T. 1-2. - 1999. - T. 2. - P. 610-611.

22. Lenin VI On the caricature of Marxism and on "imperialist economism" / VI Lenin. - M .: Publishing house of political literature, 1973 // Complete works. - t. 30. - 562 p. - P. 75-130.

23. Masaev M. V. Logic. Teaching-methodical manual / MV Masaev. - Simferopol: Share, 2006. - 52 p.

24. Masaev M. V. Logic. Teaching-methodical manual. The second edition. / MV Masaev. - Simferopol: Share, 2007. - 52 p.

25. Fress P., Piaget J. Experimental Psychology / P. Fress, J. Piaget. - M., 1966. - Issue. 1. - 430 p.

26. Rubinshtein S. Ya. Experimental methods of patapsychology and experience of their application in the clinic (practical guidance) / S. Ya. Rubinshtein. - Moscow: Medicine, 1970. - 448 p.

27. Campbell D. Models of experiments in social psychology and applied research / D. Campbell. -Moscow: Progress, 1982. - 392 p.

28. Gottsdanker R. Fundamentals of Psychological Experiment / R. Gottsdanker. - Moscow: Moscow State University, 1982. - 464 p.

29. Druzhinin VN Experimental Psychology / VN Druzhinin. - St. Petersburg: Peter, 2000. - 320 p.

31. Salso RL, Johnson H.H., Bil MK Experimental Psychology: A Practical Course / RL Solso, HH Johnson, MK Bil. - St. Petersburg: Prime-Euroznak, 2001. - 528 p.

32. Nikandrov V. V. Observation and experiment in psychology / V. V. Nikandrov. - SPb .: Speech, 2002. - 103 p.

33. Martin D. Psychological experiments / D. Martin. - SPb .: Prime-Euroznak, 2004. - 480 p.

34. Goodwin J. Research in psychology: methods and planning / J. Goodwin. - 3rd ed. - St. Petersburg: Peter, 2004. - 558 p.

35. Zaronchentsev KD, Khudyakov AI Experimental Psychology / KD Zaronchentsev, AI Khudyakov. -Moscow: Prospekt, 2005. - 208 p.

36. Verbitsky AA, Larionova OG Personality and competence approaches in education. Problems of integration. - Moscow: Logos, 2009. - 336 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.