Научная статья на тему 'Некоторые моменты психолого-педагогического аспекта эксперимента в спортивной медицине в контексте постижения проблем компетентностного подхода'

Некоторые моменты психолого-педагогического аспекта эксперимента в спортивной медицине в контексте постижения проблем компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА / SPORT MEDICINE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ / PARADIGMAL IMAGES AND SYMBOLS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бобрик Ю.В., Масаев М.В.

Выявление некоторых моментов эксперимента в спортивной медицине представляет собой достаточно важную и актуальную научную проблему, которую данная работа поднимает посредством применения концепции парадигмальных образов и символов эпох, цивилизаций и народов, а также не только раскрывает факт весьма существенной роли образов и символов в преподавании спортивной медицины, но и показывает роль спортивной медицины в чистоте и адекватности результатов педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME OF THE HIGHLIGHTS OF PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECT OF THE EXPERIMENT IN SPORTS MEDICINE IN THE CONTEXT OF UNDERSTANDING THE PROBLEMS OF THE COMPETENCE APPROACH

Identification of some points of experiment in sports medicine is an important and actual scientific problem.This work raises the problem with the concept of paradigmal images and symbols of epochs, civilizations and nations, and revealed the fact not only substantial role of images and symbols in the teaching of sport medicine, but also shows the role of sport medicine in the purity and adequacy of the results of the pedagogical experiment. Among the various specialists in the field of sports science trainers, physicians, physiologists, biochemists, biomechanics, psychologists in recent years there is a growing understanding that mathematical methods, first and foremost, mathematical modeling is a unique and powerful tool for the study of the human organism in the process of adaptation to training loads, the tool of the analysis of the training process and forecasting of sports results. Considering the athlete's body as a system, a method of mathematical modeling allows to significantly deepen our knowledge about the studied processes in the body, to detect a wide range of the system response by changing the model parameters to formulate specific quantitative hypotheses that can be tested in the experiment and, finally, to predict and to identify fundamentally new classes of phenomena. In this context, modeling is a method of the indirect study of real object using virtual objects and vice versa. Here, the model acts as a kind of instrument of knowledge, which the researcher puts between himself / herself and the object, and through which his / her interest is studying the object. The mathematical modeling has several important advantages over verbal modeling, traditionally used in theoretical disciplines, describing various processes occurring in the athlete's body during sport exercises. In medicine, each new discovery opens if not the preservation of life, or at least relief severe ailments for many people. However, when examining each new discovery at a certain stage of research there is a need to check on a person means or method, the results of which are quite problematic to predict with any confidence, i.e. deliberately expose a person or even a group of people unknown, perhaps dangerous influences. To completely get rid of risk in this medical study impossible. On the basis of that legal norms are designed to consistently protect the man, which tested new tools or treatments, as appropriate, to reduce the risk and justify it to people has been insufficiently prepared experiences or too long test methods with more harmful consequences than initially anticipated. Medical experiment includes targeted medical activity, whose task is the verification of predetermined hypotheses, the subject of which is a living human organism. Purpose or one of the goals of this activity is to obtain new information intended for medical theory either for prevention, diagnosis and therapy, new methods of medical science. This experiment affect the legally protected interests of citizens; primarily in connection with the possible risk to the health of a person or his descendants. Obligatory sign of a medical experiment it is unrecognized. Unrecognized in the prescribed manner are not considered: methods that have developed in domestic clinical practice; methods that have developed in clinical practice by foreign healthcare institutions, but not introduced in Russia; small modification of already known methods, the application of which does not cause adverse effects. From a legal point of view, the medical experiment can be described as interference with individual rights committed in connection with research in the field of medicine.

Текст научной работы на тему «Некоторые моменты психолого-педагогического аспекта эксперимента в спортивной медицине в контексте постижения проблем компетентностного подхода»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ

КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ » ♦

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 1 (67). 2015. № 2. С. 3-10.

УДК160.1+159.9(075)

НЕКОТОРЫЕ МОМЕНТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА ЭКСПЕРИМЕНТА В СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЕ В КОНТЕКСТЕ ПОСТИЖЕНИЯ ПРОБЛЕМ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Бобрик Ю. В.1, Масаев М. В.2

1Медицинская академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым

2Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г Ялте, Ялта, Республика Крым

E-mail: mikhail-masaev@yandex.ru

Выявление некоторых моментов эксперимента в спортивной медицине представляет собой достаточно важную и актуальную научную проблему, которую данная работа поднимает посредством применения концепции парадигмальных образов и символов эпох, цивилизаций и народов, а также не только раскрывает факт весьма существенной роли образов и символов в преподавании спортивной медицины, но и показывает роль спортивной медицины в чистоте и адекватности результатов педагогического эксперимента.

Ключевые слова Спортивная медицина, педагогический эксперимент, парадигмальные образы и символы.

ВВЕДЕНИЕ.

Эксперимент в спортивной медицине - явление не только сугубо узкопрофильного характера. Дело в том, что общеизвестен факт обращения врача (например, в ходе долгой реабилитации спортсмена) к основным положениям и педагогики, и психологии. И в данных случаях врач выступает и в качестве и педагога, и психолога. Вот почему психо лого-педагогическое измерение эксперимента в спортивной медицине так злободневно и актуально.

Новизна данной работы - не только в постановке проблемы психолого-педагогического измерения эксперимента в спортивной медицине с применением концепции парадигмальных образов и символов эпох, цивилизаций и народов [4 -9] и в раскрытии факта весьма существенной роли образов и символов в

3

преподавании спортивной медицины, но и в рассмотрении роли спортивной медицины как дополнительного комплементарного фактора и его роли при наблюдении степени чистоты и адекватности результатов педагогического эксперимента. А поскольку спортивная медицина дает достаточно много фактов эмпирического характера в контексте возможностей именно дальнейшего их экспериментального исследования, не подлежит сомнению факт дальнейшего практического использования данных экспериментальных наработок.

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУБЛИКАЦИЙ.

Методологической основой настоящего исследования послужили работы таких авторов как Фресс П., Пиаже Ж. [11], Рубинштейн С. Я. [12], Кэмпбелл Д. [13], Готтсданкер Р. [14], Дружинин В. Н. [15], Загвязинский В. И. [16], СолсоР. Л., ДжонсонХ. Х., Бил М. К. [17], Никандров В. В. [18], Мартин Д. [19], Гудвин Дж. [20], Заронченцев К. Д. [21], Вербицкий А. А. [22] и др. Впрочем, до сих пор не появилось фундаментальной обобщающей работы в данном направлении.

Для изучения поставленной проблемы с учетом компетентностного подхода (особенно в методологическом плане) особенно показательна работа таких авторов как Вербицкий А. А. и Ларионова О. Г. [22], где, в частности, раскрыта сущность двух ведущих подходов к модернизации образования: гуманистического, направленного на развитие личности обучающегося, и компетентностного, ориентированного на практику. Показано, что эти подходы не только не взаимопротиворечат, но и дополняют друг друга, делая возможной и целесообразной их интеграцию на базе развитой психолого-педагогической теории. Обосновано, что в таком качестве может выступить теория контекстного обучения, разрабатываемая в течение тридцати лет в научно-педагогической школе Вербицкого А. А. Педагогический эксперимент подтвердил, что системная реализация основных положений, принципов и технологий контекстного обучения во всех дисциплинах учебного плана обеспечивает одновременное развитие личностных качеств и профессиональных компетенций учащихся.

Необходимость всестороннего изучения такого феномена, как эксперимент в спортивной медицине, обусловлена, в частности, тем, что «...без решения проблемы обеспечения здоровья спортсменов и создания специальных центров мониторинга функционального состояния прорыв в результатах российского спорта невозможен.

Вся спортивная медицина у нас свелась к клинической части - травматологии, лечению спортсменов. Между тем в Англии, Корее, Китае, Японии, Австралии уже созданы новейшие компьютерные технологии, которые позволяют в течение всего периода подготовки фиксировать функциональное состояние спортсмена, вырабатывать рекомендации. ... » [1, с. 265].

Таким образом, действительно, с определенной долей закономерности следует вывод о том, что «без решения проблемы медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов мы не сумеем остановить тот спад результатов, который наблюдаем сейчас, и никакой прорыв невозможен» [1, с. 265].

В частности, экс-президент и нынешний премьер-министр РФ Медведев Д. А. на заседании Президентского Совета по развитию физической культуры и спорта в

4

Сочи 26 марта 2010 года, говоря об итогах выступления Олимпийской сборной России в Ванкувере, заявил: «Обнажились серьезные недостатки в системе подготовки спортсменов. Она должна быть ориентирована на самого спортсмена. Во всех развитых странах программы и методики тренировок составляются с учетом индивидуальных особенностей каждого будущего олимпийца - так чтобы на старт он выходил на пике своей формы. Здесь главным вопросом становится уровень медико-биологического и научного обеспечения сборных» [1, с. 265]. Значимым становится именно личностное измерение, то есть перманентный медицинский эксперимент с учетом уникальности каждого спортсмена, его неповторимости. И проведение такого эксперимента должно проходить через всю спортивную карьеру атлета.

И здесь, размышляя над широким контекстом эксперимента в спортивной медицине, трудно обойтись без такого явления, как математическое моделирование в контексте базовых основ педагогического моделирования.

Цель статьи - анализ некоторых особенно значимых моментов в процессе постижения такого явления в спортивной медицине, как эксперимент.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА.

Среди различных специалистов в сфере спортивной науки - тренеров, врачей, физиологов, биохимиков, биомехаников, психологов - в последние годы растет уверенность в том, что математические методы, в первую очередь, математическое моделирование - это уникальный и мощный инструмент исследования организма человека в процессе адаптации к тренировочным нагрузкам, инструмент анализа тренировочного процесса и прогнозирования спортивного результата. Рассматривая организм спортсмена как систему, метод математического моделирования позволяет существенно углублять наши знания об изучаемых процессах в организме, выявлять широкий спектр откликов системы, изменяя параметры модели, формулировать конкретные количественные гипотезы, которые могут быть проверены в эксперименте и, наконец, предсказывать и выявлять принципиально новые классы явлений [2].

Более широкое и последовательное использование математических моделей (особенно в тесной связи с педагогическими) в интерпретации результатов экспериментов постепенно становится одним из необходимых требований ведущих периодических изданий, в частности, журналов по физиологии, биохимии, биомеханике и психологии.

С определенной долей уверенности можно утверждать, что наряду с экспериментальной физиологией довольно бурно развивается также самостоятельная ее ветвь - математическая физиология, являющаяся источником новых знаний о природе физиологических процессов. В России она пока находится в стадии становления [2]. Впрочем, ликвидация данного пробела также может быть использована спортивной медициной будущего, поскольку коннекция физиологии экспериментальной и математической, безусловно, будет способствовать проведению более комплексного и содержательного эксперимента, его верификации и практической имплементации.

5

В данном контексте моделирование представляет собой способ опосредованного изучения реального объекта с помощью виртуальных объектов -заместителей. Здесь модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Математическое моделирование имеет ряд важных преимуществ перед вербальным моделированием, традиционно используемым в теоретических дисциплинах, описывающих различные процессы, происходящие в организме спортсмена во время спортивных упражнений [2].

В медицине каждое новое открытие знаменует если не сохранение жизни, то хотя бы облегчение тяжких недугов для множества людей. Однако при изучении каждого нового открытия на определенной стадии исследования возникает необходимость проверить на человеке средство или метод, результаты действия которых достаточно проблемно с достоверностью предвидеть, т. е. сознательно подвергнуть человека или даже группу людей неизвестным, возможно, опасным воздействиям. Полностью избавиться от риска в таком медицинском исследовании невозможно. Именно исходя из этого правовые нормы призваны последовательно охранять человека, на котором испытываются новые средства или методы лечения, соответствующим образом снизить риск и обосновать его, чтобы человек не стал объектом недостаточно подготовленных опытов либо слишком долгой проверки методов с более вредными последствиями, чем первоначально предполагалось. Медицинский эксперимент включает целенаправленную медицинскую деятельность, в задачу которой входит верификация заранее разработанной гипотезы, предметом которой является живой человеческий организм. Целью или одной из целей этой деятельности является получение новых сведений, предназначенных для медицинской теории либо для профилактики, диагностики и терапии, новых методов медицинской науки [10].

Данный эксперимент затрагивает охраняемые законом интересы граждан; прежде всего в связи с возможным риском для здоровья лица или его потомков. Обязательным признаком медицинского эксперимента является его непризнанность. Непризнанными в установленном порядке не считаются: методы, которые сложились в отечественной клинической практике; методы, которые сложились в клинической практике зарубежных учреждений здравоохранения, но не введенные в России; мелкие модификации уже известных методов, применение которых не вызывает неблагоприятных последствий. С правовой точки зрения медицинский эксперимент можно охарактеризовать как вмешательство в личные права человека, совершаемое в связи с исследованием в области медицины [3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, постановка вопроса эксперимента в спортивной медицине обусловлена, в частности, тем, что общеизвестен факт обращения врача (например, в ходе долгой реабилитации спортсмена) к основным положениям и педагогики, и психологии. И в данных случаях врач выступает и в качестве педагога, и психолога.

6

Показана роль спортивной медицины как дополнительного комплементарного фактора и его роли при наблюдении степени чистоты и адекватности результатов педагогического эксперимента.

Поскольку спортивная медицина дает достаточно много фактов эмпирического характера в контексте возможностей именно дальнейшего их экспериментального исследования, не подлежит сомнению факт дальнейшего практического использования данных экспериментальных наработок.

Список литературы.

1. Павлов, С. Е., Павлова Т. Н. Функциональный контроль в современном спорте и спортивной медицине / Олимпийский бюллетень № 13 / Сост. Мельникова Н. Ю., Эйнуллаев А. Ю., Трескин А. В., Леонтьева Н. С., Никифорова А. Ю. - М.: Сойпроект, 2012. - С. 265 - 271.

2. Соловьева, О. Э., Мархасин В. С. Математическое моделирование в физиологии // Физиологический журнал. - 2011. - T. 57. - C. 77 - 79.

3. Медицинский эксперимент [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://referatwork.ru/medicinskoe_pravo/section-62.html

4. Масаев, М. В. Философия истории. Учебно-методическое пособие / М. В. Масаев. -Симферополь: Доля, 2008. - 304 с.

5. Масаев, М. В. Curriculum vitae парадигмальных образов и символов эпох и цивилизаций. Монография / М. В. Масаев. - Симферополь: Доля, 2011. - 512 с.

6. Масаев, М. В. Парадигмальш образи i символи у трансформацшних процесах епох i цивЫзацш (фшософсько-юторичний аналiз). Автореферат дис.... доктора фшос. наук. - Дшпропетровськ, 2013. - 36 с.

7. Масаев, М. В. Заклик до сучасно! укра!нсько! педагопки не вдаодити ввд власних нацюнальних корешв (в руол осягнення проблем фшософи освгги та концепцп парадигмальних образгв та символiв епох, цившзацш та народiв). Рецензш на монографш: Кузьмша С.Л. Фiлософiя освгш та виховання у Кшвський академiчнiй традици XIX - початку XX ст. Монографiя. -Симферополь: Н. Орiанда, 2010. - 552 с. / М. В. Масаев // Плея: науковий вюник. Збiрник наукових праць / Гол. ред. В. М. Вашкевич. - К.: В1Р УАН, 2013. - Вип. 70 (№ 3). - 908 с. -С. 870 - 873.

8. Масаев, М. В. Православна спадщина, котра створюе парадигмальш образи, або про роль образотворчого мистецтва у духовному розвитку майбутнього вчителя. Рецензiя на монографш: Рашковська В. I. Образотворча православна спадщина: педагопчний аспект духовного розвитку майбутнього вчителя. Монографiя / В. I. Рашковська. - ймферополь: Фешкс, 2008. - 402 с. / М. В. Масаев // Плея: науковий вюник. Збiрник наукових праць / Гол. ред. В. М. Вашкевич. - К.: В1Р УАН, 2013. - Вип. 71 (№ 4). - С. 940 - 942.

9. Масаев, М. В. Феномен соотношения научной парадигмы и интервального метода в контексте понятий парадигмального образа и символа в философии истории / М. В. Масаев // Философские традиции и современность. - 2013. - № 1 (3). - С. 23 - 41.

10. Бобрик, Ю.В. Актуальнось применения эфирных масел в спортивной медицине для регуляции психоэмоционального и психофизического состояния у спортсменов / Ю. В. Бобрик, В. А. Пономарев, А. В. Кулинченко // Тези I установчо! науково-практично! конференци «Здоровий споаб життя, фiзична культура, спорт. Актуальш питання спортивно! медицини. Реабштащя: фiзична, медична, психолопчна». - 28 - 30 листопада 2014 р., м. Ки!в. - С. 22 - 24.

11. Фресс, П., Пиаже, Ж. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. - М., 1966. -Вып. 1. - 430 с.

12. Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патапсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство) / С. Я. Рубинштейн. - М.: Медицина, 1970. - 448 с.

13. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбелл. - М.: Прогресс, 1982. - 392 с.

7

14. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента / Р. Готтсданкер. - М.: МГУ, 1982. -464 с.

15. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2000. -320 с.

16. Загвязинский, В. И., Атаханов Р. А. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. А. Атаханов. - М.: Академия, 2001. - 208 с.

17. Солсо, Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс / Р. Л. Солсо, Х. Х. Джонсон, М. К. Бил. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 528 c.

18. Никандров, В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии / В. В. Никандров. - СПб.: Речь, 2002. - 103 c.

19. Мартин, Д. Психологические эксперименты / Д. Мартин. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. -480 c.

20. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. - 3-е изд. -СПб.: Питер, 2004. - 558 c.

21. Заронченцев, К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология / К. Д. Заронченцев, А. И. Худяков. - М.: Проспект, 2005. - 208 с.

22. Вербицкий, А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. - М.: Логос, 2009. - 336 с.

UDC 160.1+159.9(075)

SOME OF THE HIGHLIGHTS OF PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECT OF THE EXPERIMENT IN SPORTS MEDICINE IN THE CONTEXT OF UNDERSTANDING THE PROBLEMS OF THE COMPETENCE APPROACH

Bobrik Yu. V., Masayev M. V.

Medical Academy named after S.I. Georgievsky (branch), V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea Republic

2 Humanities and Education Science Academy (branch), V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Yalta, Republic of Crimea

E-mail: mikhail-masaev@yandex.ru

Identification of some points of experiment in sports medicine is an important and actual scientific problem.This work raises the problem with the concept of paradigmal images and symbols of epochs, civilizations and nations, and revealed the fact not only substantial role of images and symbols in the teaching of sport medicine, but also shows the role of sport medicine in the purity and adequacy of the results of the pedagogical experiment.

Among the various specialists in the field of sports science trainers, physicians, physiologists, biochemists, biomechanics, psychologists in recent years there is a growing understanding that mathematical methods, first and foremost, mathematical modeling is a unique and powerful tool for the study of the human organism in the process of adaptation

8

to training loads, the tool of the analysis of the training process and forecasting of sports results. Considering the athlete's body as a system, a method of mathematical modeling allows to significantly deepen our knowledge about the studied processes in the body, to detect a wide range of the system response by changing the model parameters to formulate specific quantitative hypotheses that can be tested in the experiment and, finally, to predict and to identify fundamentally new classes of phenomena.

In this context, modeling is a method of the indirect study of real object using virtual objects and vice versa. Here, the model acts as a kind of instrument of knowledge, which the researcher puts between himself / herself and the object, and through which his / her interest is studying the object. The mathematical modeling has several important advantages over verbal modeling, traditionally used in theoretical disciplines, describing various processes occurring in the athlete's body during sport exercises.

In medicine, each new discovery opens if not the preservation of life, or at least relief severe ailments for many people. However, when examining each new discovery at a certain stage of research there is a need to check on a person means or method, the results of which are quite problematic to predict with any confidence, i.e. deliberately expose a person or even a group of people unknown, perhaps dangerous influences. To completely get rid of risk in this medical study impossible. On the basis of that legal norms are designed to consistently protect the man, which tested new tools or treatments, as appropriate, to reduce the risk and justify it to people has been insufficiently prepared experiences or too long test methods with more harmful consequences than initially anticipated. Medical experiment includes targeted medical activity, whose task is the verification of predetermined hypotheses, the subject of which is a living human organism. Purpose or one of the goals of this activity is to obtain new information intended for medical theory either for prevention, diagnosis and therapy, new methods of medical science.

This experiment affect the legally protected interests of citizens; primarily in connection with the possible risk to the health of a person or his descendants. Obligatory sign of a medical experiment it is unrecognized. Unrecognized in the prescribed manner are not considered: methods that have developed in domestic clinical practice; methods that have developed in clinical practice by foreign healthcare institutions, but not introduced in Russia; small modification of already known methods, the application of which does not cause adverse effects. From a legal point of view, the medical experiment can be described as interference with individual rights committed in connection with research in the field of medicine.

Keywords: sport medicine, pedagogical experiment, paradigmal images and symbols.

References.

1. Pavlov S,E., Pavlova T.N. Function Control in Modern Sports and Sport Medicine / Olympic Bulletin №13 / Comp. Melnikova N. Y., Eynullayev A.Y., Treskin A.V., Leontiev N.S., Nikiforov A.Y. - M .: "Soyproject" Publishing House, 2012. - P. 265-271.

2. Soloviev O.E., Markhasin V.S. Mathematical Modeling in Physiology // Physiological Magazine. -2011. - T. 57. - C. 77-79.

9

3. Medical Experiment [electronic resource]. - Access: http://referatwork.ru/medicinskoe_pravo/section-62.html

4. Masaev M.V. The Philosophy of History. Training Handbook / Masaev M.V. -Simferopol: Dolya, 2008. - 304 p.

5. Masaev M.V. Curriculum Vitae of Epoch and Civilizations Paradigmatic Images and Symbols. Monography / Masaev M.V. - Simferopol: Dolya, 2011. - 512 p.

6. Masev M.V. Paradigmtic Symbols and Images of Transformation in Civilization and Epiche Processes. Abstract of the thesis ... Dr. of Philosophy. - Dnipropetrovsk, 2013. - 36 p.

7. Masaev M.V. An Appeal to the Modern Ukrainian Pedagogy not to Depart from their National Roots (in connection with philosophy of educational problems understanding and the conception of paradigmatic images and symbols eras, civilizations and peoples). Review of the Monography: Kuzmin S.L. Philosophy of Education and Growing in Kyiv Academic Tradition of XIX - Early XX Century. Monography. - Simferopol: N. Orianda, 2010. - 552 p.

8. Masayev M.V. Orthodox Heritage which Creates Images or the Paradigm of the Role of Imagemaking Art in the Spiritual Development of Future Teachers. Review of the Monography: Rashkovskaya V.I. The Imagemaking of the Orthodox Heritage: the Pedagogical Aspect of the Spiritual development of Future Teachers. Monography/ V.I. Rashkovska. - Simferopol: Phoenix, 2008. - 402 p. / M.V. Masaev // Gilea: Research Journal. Collected Works / Gl. Ed. V.N. Vashkevych. - K .: VIR UAS, 2013. - Vol. 71 (№ 4). - S. 940-942.

9. Masaev M.V. The Phenomenon of the Relation of Scientific Paradigms and the Interval Method in the Context of Concepts and Paradigmatic Omage of the character in the History of Philosophy / M.V. Masaev // Philosophical Tradition and Modernity. - 2013. - № 1 (3). - P. 23-41.

10. Bobryk, Y. The Topicality of the Essential Oils Usage in Sports Medicine to Regulate the Psycho-emotional and Psycho-physical State of the Athletes / V. Bobrik, V.A. Ponomarev, A.V. Kulinchenko. // The Proceeding of the Inaugural Scientific Conference "Healthy Lifestyles, Physical Culture, Sports. Current Issues of Sports Medicine. Rehabilitation: Physical, Medical, Ssychological." - 28-30 November 2014, Kyiv. - P. 22-24.

11. Fraisse, P. Jean Piaget Experimental Psychology / P. Fraisse, Jean Piaget. - M., 1966. - Vol. 1 - 430 P.

12. Rubinstein S.Y. Experimental Methods of Patapsihology and Experience of their Application in the Clinic (Practical Guide) / S.Y. Rubinstein. - M .: Medicine, 1970. - 448 p.

13. Campbell D. Experiment Models in Social Psychology and Applied Researches / D. Campbell. - M .: Progress, 1982. - 392 p.

14. Gottsdanker R. Fundamentals of Psychological Experiment / R. Gottsdanker. - M .: Moscow State University, 1982. - 464 p.

15. Druzhinin V.N. Experimental Psychology / V.N. Druzhinin. - SPb .: Peter, 2000. - 320 p.

16. Zagvyazinsky V.I., Atakhanov R.A. Methodology and Methods of Psychological and Pedagogical Researches / V.I. Zagvyazinsky, R.A. Atakhanov. - M.: Academy, 2001. - 208 p.

17. Solso R.L., H.H. Johnson, Bill M.K. Experimental Psychology: Practical Course / R.L. Solso, H.H. Johnson, M. K. Beal. - SPb .: Prime Evroznak, 2001. - 528 p.

18. Nikandrov V.V. Observation and Experiment in Psychology / V.V. Nikandrov. - SPb .: Rech, 2002. -103 p.

19. Martin D. Psychological Experiments / D. Martin. - SPb .: Prime Evroznak, 2004. - 480 p.

20. Goodwin J. Research in Psychology: Methods and Planning / George Goodwin. - 3rd Ed. - SPb.: Peter, 2004. - 558 p.

21. Zaronchentsev K.D., Khudyakov A.I. Experimental Psychology / K.D. Zaronchentsev, A.I. Khudyakov. - M .: Prospect, 2005. - 208 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Verbitsky A.A., Larionov O.G. Personal Competence and Approaches in Education. Problems of Integration / A.A. Verbitsky, O.G. Larionov. - M .: Logos, 2009. - 336 p.

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.