Научная статья на тему 'Базисные аксиологические основы нравственного воспитания'

Базисные аксиологические основы нравственного воспитания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
279
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОСЛАВНАЯ ЭТИКА / SPIRITUALITY / MORALITY / MORAL EDUCATION / ORTHODOX ETHICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воронцова О. М.

Исследуются категории «духовность», «нравственность» в аспекте базисных аксиологических основ и рассматриваются в контексте нравственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic axiological fundamental principles of moral education

In the article the author studies the categories "spirituality", "morality" in the aspect of basic axiological fundamental principles and moral education.

Текст научной работы на тему «Базисные аксиологические основы нравственного воспитания»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 3. С. 42-44.

УДК 37.034 О.М. Воронцова

БАЗИСНЫЕ АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Исследуются категории «духовность», «нравственность» в аспекте базисных аксиологических основ и рассматриваются в контексте нравственного воспитания.

Ключевые слова: духовность, нравственность, духовно-нравственное воспитание, православная этика.

Обратимся к рассмотрению основ этики в контексте исторически сложившейся культурно-христианской традиции.

В античной мысли этика не была отделима от философии и права, акцентировала внимание на физических и психологических аспектах жизни человека. Статус отдельной научной дисциплины ей придал Аристотель, определив ее место между политикой и психологией. По Аристотелю, этика, базируясь на психологии, служит политике, так как формирует добродетельных граждан для государства. Позже, в теоцентричные века, она характеризуется неразрывной связью с богословием. Одним из основоположников средневековой этики является Фома Аквинский, признававший существование Бога в сознании человека не в виде диктатора, а как вдохновителя сотворчества человека с Богом.

Однако в эпоху Возрождения активная идеология гуманизма во многом явилась причиной отрыва этики от богословия, поскольку этика гуманизма крайне индивидуалистична: в ней критерием морали являлся личный интерес, а основой человеческих взаимоотношений выступала взаимная выгода.

Следует отметить, что этика до начала Нового времени чаще виделась как наука о природе человека, целях и причинах его действий. И. Кант видел этику как практическую философию. Позже марксизм утверждал, что этика основана на отражении социально-исторических отношений, связывающих людей в данное историческое время, и изменение этих отношений приводит к изменению содержания самой этики. Рубеж XX-XXI вв. отмечен прогрессом в этике утилитаристских тенденций.

Ценность этики христианства и ее уникальность выражаются в универсальности, а именно: она не ограничена рамками христианского сообщества, а больше выступает как основа общечеловеческой морали, которая содержится в Библии.

Православная этика - учение христианства о нравственности, которое определяет моральные ориентиры поведения человека в социуме, основываясь полностью на православном представлении, во-первых, о природе человека и его предназначении, во-вторых, об отношении человека к Богу. Источником православной этики выступают тексты Священного Писания, интерпретация основных постулатов этого Писания, этическая рефлексия учений христианских писателей, лучшие примеры православной нравственной жизни в лоне Церкви.

Следует подчеркнуть следующее:

1) православная этика в своей основе не является системой, акцентирующей внимание на теоретических принципах, а выступает в форме жизнеучения (определенного нравственного способа жизни согласно «новому творению»);

2) весь перечень нравственных требований рассматривается в аспекте божественного спасения, где спасение, которое осуществил Христос, с

© О.М. Воронцова, 2013

Базисные аксиологические основы нравственного воспитания

43

одной стороны, предшествует нравственным обязательствам, а с другой - делает их осуществимыми;

3) все составляющие нравственной жизни нельзя отделить от православия в его благочестивом и культовом выражениях.

Онтологическими составляющими православной этики являются категории духовность и нравственность, которые в социально-педагогическом аспекте должны рассматриваться в единстве, хотя и здесь существуют различные точки зрения. Согласно одной из позиций, в объединении этих категорий видится стремление соединить светское и религиозное понимание духовности (нравственность - светское, духовность - религиозное). Согласно же другой - нравственность распространяется только на повседневную жизнь, а духовность проявляется в жизни в ее высшем качестве - бытии человека [1].

Отмечая сопряжение этих категорий, сделаем попытку интерпретировать данные понятия по отдельности.

Словарь [2] определяет духовность как «отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа». В словаре [3] духовность относится к свойству души, в которой духовные, нравственные и интеллектуальные интересы преобладают над материальными. В [4] духовность трактуется как «особое качество личности», ориентированное на созидание ценностного внутреннего мира, направляющее деятельность на «достижение истины, добра, красоты и любви в процессе самосовершенствования». Духовность, считает В. Зорин, является главным условием нравственного возрождения людей, ориентированного на высшие общечеловеческие ценности и интеграцию их в повседневную жизнь [5]. По мнению Г. Мира, духовность - «природное естественное свойство», раскрывающееся в сознании человека и ориентированное на единение Человека с Богом [6]. Д.В. Пивоваров разделяет высказывания, связанные с понятием духовности, на две группы [7]:

1. Высказывания в религиозно-философском смысле. Представители религиозной философии Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк считают, что духовное начало каждого человека - особая трансцендентная реальность, которая исполнена и наполнена Духом. О сопричастности души к Духу через преодоление абсолютизации самодостаточности человеческой души говорит В.Н. Сага-товский [8].

2. Высказывания в светско-материалистическом смысле. В. Галкин утверждает, что духовность не имеет к религиозности ни малейшего отношения [9].

Разделение точек зрения по отношению к понятию духовности на группы в первую очередь зависит от источника происхожде-

ния феномена духовности. Наука их ищет в человеке (его сознании, созерцании, продукте деятельности), а религия - в Божественном Откровении.

Митрополит Иерофей (Влахос), игумен Игнатий (Душеин), протоиерей Сергий Вишняков, В. Балытников выделяют православную духовность, которая нераздельно связана с духовным опытом жизни по заповедям Иисуса Христа. Основные черты православной духовности: христоцентричность, триа-доцентричность, церковноцентричность. Митрополит Иерофей приводит различия между восприятием составляющей «духовность» в православии, католической церкви и в протестантских конфессиях и в «вопросах возможности и путях духовного исцеления» [10].

Категория духовности широко используется в педагогике, психологии, социальной философии, по своей сути она является междисциплинарной. Истоки духовной жизни социума определяются двойственностью материально-духовной природы индивида, статус же духовности - ее ролью и значением в жизни каждой отдельной личности и общества в целом.

Религиозные и светские духовные ценности не должны быть противопоставлены друг другу как взаимоисключающие. В реальности они взаимодополняют друг друга, таким образом, духовный мир человека и социума в целом становится богаче.

Духовность, по нашему мнению, - качественная характеристика личностного сознания и самосознания, которая отражает целостность и гармонию внутреннего мира человека, его способность трансцендировать за пределы себя, гармонизируя с окружающим миром. Все это предполагает определенный эмоциональный настрой личности, обостренное восприятие социальной реальности, желание установления в ней духовных связей между людьми, где важнейшими составляющими являются любовь, чуткое отношение к человеку и реальная забота о духовном росте каждой личности.

По мнению русских религиозных философов В. Соловьева, И. Ильина, Г. Федотова и др., настоящая духовность не может существовать вне нравственности, которая так же, как и духовность, является онтологической составляющей православной этики.

Во многих этических учениях исследователи отождествляет нравственность с моралью. Считаем необходимым определить мораль в форме общественного сознания как систему норм, требований к правилам поведения индивида в межличностных отношениях, которые предъявляются ему обществом, а нравственность - как данную характеристику психологической структуры индивида (отвергающего или принимающего предъявленные обществом требования).

Г. Нефедов разделяет нравственность на естественную и христианскую. «Естест-

44

О.М. Воронцова

венная нравственность коренится в самой природе человека и составляет существенную внутреннюю потребность его богоздан-ной природы». В христианскую нравственность входят вера в Бога, в Святую Церковь, в церковные Таинства и в «жизнь будущего века». [11].

Духовно-нравственное воспитание личности определим как воспитание, которое интегрирует цели, принципы, методы и содержание этого воспитания, нацеленного на приобщение к существующей, в данном случае православной, системе ценностей, на формирование условий для нахождения индивидом личностных смыслов в православных идеях, на готовность действовать в соответствии с этими смыслами, на желание к духовному самосовершенствованию.

Религиозное мировосприятие российского народа исторически сформировано на основе идейных ценностях православия, поэтому в социально-педагогической практике важно учитывать и использовать весь этот огромный массив опыта.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Соловцова И. А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания // Проблемы духовного воспитания: гуманитарноцелостный подход : матер. круглого стола (Волгоград, 20 октября 2005 г.) / сост. И. А. Со-

ловцова; под ред. Н. М. Барыйко. Волгоград : ТЦ «ОПТИМ», 2006. С. 5-10.

[2] Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. М. : Советская энциклопедия : ОГИЗ : Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.

[3] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп.. М. : Азбуковник, 1999. 944 с.

[4] Некрасова Н. А., Некрасов С. И., Садико-ва О. Г. Тематический философский словарь : учеб. пособие. М.: МГУПС, 2008. 164 с.

[5] Евразийская мудрость от А до Я : толковый словарь / авт.-сост. В. Зорин. Алматы : Создк Словарь, 2002. С. 447.

[6] Мир Г. Краткий критериологический словарь.

2002. Ш1_: http://www.terme.ru/dictionary/700/

word/duhovnost.

[7] Пивоваров Д. В. Онтология религии. СПб. : Владимир Даль, 2009. С. 181-201.

[8] Сагатовский В. Н. Философские категории: авторский словарь. СПб. : СПбНИУ ИТМО, 2011. 127 с.

[9] Галкин В. Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений. Ш1_: http://www. terme.ru/dictionary/519/wo rd/duhovnost.

[10] Иерофей (Влахос). Православная духовность.

Ш1_: http://azbyka.ru/dictionary/05/chto_takoe_

pravoslavnaja_duhovnost-all.shtml.

[11] Нефедов Г. Основы христианской нравственности. М. : Паломник: Сибирская Благозвонни-ца, 2008. 288 с. С. 7-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.