Научная статья на тему 'Базисно-факторный анализ информации, связанной с эго-состояниями осужденного и с формированием определенной установки в его поведении'

Базисно-факторный анализ информации, связанной с эго-состояниями осужденного и с формированием определенной установки в его поведении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трехмерность / базис / типология / установка / субъект / эго-состояние / тестирование / валидизация / three-dimensionality / basis / typology / setting / subject / ego state / testing / validation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Константин Борисович Малышев, Ольга Александровна Малышева

С помощью авторской психодиагностики определяются доминирующие эго-состояния, которые влияют на формирование установки в поведении субъекта – осужденного. Данные знания призваны помочь психологам и сотрудникам исправительных учреждений в реализации индивидуального подхода к разным типам осужденных. Авторский тест, разработанный К. Б. Малышевым и О. А. Малышевой, измеряющий индивидуальный профиль эго-состояний осужденных и дающий информацию для реализации индивидуального подхода к разным типам осужденных, можно использовать в работе пенитенциарных психологов для улучшения организации коррекционной работы с некоторыми типами осужденных, имеющих определенный доминирующий индивидуальный профиль эго-состояний. Использование психологами исправительных колоний нового метода психодиагностики эго-состояний осужденных, не применявшегося ранее в условиях лишения свободы, позволит облегчить работу специалистам и даст положительный эффект при организации психокоррекционной деятельности с осужденными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic factor analysis of information related to the ego states of the convicted person and the formation of a certain attitude in his behavior

Using the author's psychodiagnostics, dominant ego states that influence the formation of attitudes in the behavior of the subject the convicted personare determined. This knowledge is intended to help psychologists and correctional officers in implementing an individual approach to different types of convicts. The original test, developed by K. B. Malyshev and O. A. Malysheva, which measures the individual profile of the ego states of convicts and provides information for implementing an individual approach to different types of convicts, can be used in the work of penitentiary psychologists to improve the organization of correctional work with certain types of convicts having a certain dominant individual profile of ego states. The use by psychologists of correctional colonies of a new method of psychodiagnostics of the ego states of convicts, which has not previously been used in conditions of deprivation of liberty, will make the work of specialists easier and will have a positive effect when organizing psycho correctional activities with convicts.

Текст научной работы на тему «Базисно-факторный анализ информации, связанной с эго-состояниями осужденного и с формированием определенной установки в его поведении»

УДК 159

DOI: 10.51522/2307-0382-2024-264-5-52-57

КОНСТАНТИН БОРИСОВИЧ МАЛЫШЕВ

профессор кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, доктор психологических наук, доцент И konbormal@mail.ru, БРШ-код: 5069-2641, https://orcid.org/0000-0003-2985-3341

Вологда

KONSTANTIN B. MALYSHEV

Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogy of the VILE of the FPS of Russia, Doctor of Psychology, Associate Professor El konbormal@mail.ru, SPIN-Kog: 5069-2641, https://orcid.org/0000-0003-2985-3341 Vologda

ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА МАЛЫШЕВА

доцент кафедры общей психологии и педагогической психологии ВИПЭ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент И konbormal@mail.ru, БРШ-код: 1852-8787, https://orcid.org/0000-0002-0160-0759 Вологда

OLGA A. MALYSHEVA

Assistant Professor of the Department of General

Psychology and Pedagogical Psychology, VILE of the FPS of Russia, Candidate of Pedagogy, Associate Professor E konbormal@mail.ru, SPIN-Kog: 1852-8787, https://orcid.org/0000-0002-0160-0759

Vologda

Базисно-факторный анализ информации, связанной с эго-состояниями осужденного и с формированием определенной установки в его поведении

Basic factor analysis of information related to the ego states of the convicted person and the formation of a certain attitude in his behavior

Аннотация. С помощью авторской психодиагностики определяются доминирующие эго-состояния, которые влияют на формирование установки в поведении субъекта - осужденного. Данные знания призваны помочь психологам и сотрудникам исправительных учреждений в реализации индивидуального подхода к разным типам осужденных. Авторский тест, разработанный К. Б. Малышевым и О. А. Малышевой, измеряющий индивидуальный профиль эго-состояний осужденных и дающий информацию для реализации индивидуального подхода к разным типам осужденных, можно использовать в работе пенитенциарных психологов для улучшения организации коррекционной работы с некоторыми типами осужденных, имеющих определенный доминирующий индивидуальный профиль эго-состояний. Использование психологами исправительных колоний нового метода психодиагностики эго-состояний осужденных, не применявшегося ранее в условиях лишения свободы, позволит облегчить работу специалистам и даст положительный эффект при организации психокоррекционной деятельности с осужденными.

Ключевые слова: трехмерность, базис, типология, установка, субъект, эго-состояние, тестирование, валидизация

Abstract. Using the author's psychodiagnostics, dominant ego states that influence the formation of attitudes in the behavior of the subject -the convicted person- are determined. This knowledge is intended to help psychologists and correctional officers in implementing an individual approach to different types of convicts. The original test, developed by K. B. Malyshev and O. A. Malysheva, which measures the individual profile of the ego states of convicts and provides information for implementing an individual approach to different types of convicts, can be used in the work of penitentiary psychologists to improve the organization of correctional work with certain types of convicts having a certain dominant individual profile of ego states. The use by psychologists of correctional colonies of a new method of psychodiagnostics of the ego states of convicts, which has not previously been used in conditions of deprivation of liberty, will make the work of specialists easier and will have a positive effect when organizing psycho correctional activities with convicts.

Keywords: three-dimensionality, basis, typology, setting, subject, ego state, testing, validation

© Малышев К. Б., Малышева О. А., 2024

Для цитирования

Малышев К. Б., Малышева О. А. Базисно-факторный анализ информации, связанной с эго-состояниями осужденного и с формированием определенной установки в его поведении // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2024. № 5. С. 52-57. ЬйрБ:// www.doi.org/10.51522/2307-0382-2024-264-5-52-57.

5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности (психологические науки)

For citation

Malyshev K. B., Malysheva O. A. Basic factor analysis of information related to the ego states of the convicted person and the formation of a certain attitude in his behavior // Vedomosti of the Penal System. 2024. № 5. P. 52-57. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2024-264-5-52-57.

5.3.9 Legal psychology and safety thinking (psychological sciences)

Базисно-факторный анализ информации, который используется в этой статье, опирается на категорию базиса, который является «полным», «упорядоченным» и «измеримым» множеством элементов-факторов. Базисно-факторный анализ информации, или базисное проектирование, - это «моделирование», «конструирование» и «оценка». В этой статье используются два оптимальных трехмерных базиса (рисунок 1):

1. «Психологический» («дитя Б(1)», «родитель Б(2)», «взрослый Б(3)»).

2. «Юридический» («преступление Б(1)», «наказание Б(2)», «исправление Б(3)»).

Рисунок 1. Трехмерный базис

Психологам исправительных колоний предлагается готовая надежная, то есть валидная, репрезентативная стандартизированная методика, ранее представленная авторами статьи в монографии [4], для психодиагностики осужденного, измеряющая индивидуальный профиль его эго-состояний. Текст, описание и ключ к этой методике, измеряющей индивидуальный профиль эго-состояний личности, находится в таблице 1.

По данной методике сотрудники могут диагностировать личность осужденного, чтобы определить его индивидуальный профиль эго-состояний и соответствующее формирование у него определенной установки в поведении. Эта диагностическая

информация может стать основой для составления программы организации индивидуальной психокор-рекционной работы с осужденными.

Используя базис 2, то есть «преступление Б(1)», «наказание Б(2)», «исправление Б(3)» можно показать отношение осужденного к характеристикам, связанным с понятиями-факторами «преступление», «наказание», «исправление» в процессе отбывания наказания [3, 4]. Все это и определяет актуальность данного исследования.

Объект исследования - отношение осужденного к характеристикам, связанным с понятиями «преступление», «наказание», «исправление», в процессе отбывания наказания.

Предмет исследования - базисно-факторный анализ информации, связанной с эго-состояниями осужденного и с формированием у него определенной установки в поведении.

Цель исследования - с помощью психодиагностики определить доминирующие эго-состояния, которые влияют на формирование установки в поведении субъекта - осужденного.

Гипотеза. Доминирующие эго-состояния субъекта - осужденного связаны с формированием установки в его поведении.

Опираясь на цель и выдвинутое предположение, мы сформулировали задачи:

1) использовать авторский трехмерно-базисный тест, измеряющий типологический профиль эго-состояний осужденного;

2) показать связь доминирующих эго-состоя-ний субъекта - осужденного с формированием у него определенной установки в поведении;

3) полученную психодиагностическую информацию можно использовать для улучшения организации индивидуальной коррекционной работы с некоторыми типами осужденных, имеющих определенный доминирующий индивидуальный профиль эго-состояний.

Определение 1. Ориентированное поведение называется установкой, если оно позволяет в полной готовности предстать перед какой-то ситуацией или сообщением.

Определение 2. Наше (авторское) определение поведения субъекта как перцептивная установка субъекта, которая имеет три составляющие: аффективную, поведенческую и когнитивную, или 3 базисных фактора («аффект», «воля» и «мышление»).

Было дано определение базиса, в состав которого входили элементы-типы поведения субъекта, которые будут соответствовать и обозначаться через типы эго-состояний:

- «дитя свободное» (ДС), «дитя адаптивное» (ДА);

- «родитель воспитывающий» (РВ), «родитель контролирующий» (РК);

- «взрослый организующий» (ВО), «взрослый познающий» (ВП) [5].

В нашем случае перцепция является базисным субстратом в трехмерном базисе факторов:

Взаимно однозначное соот

- «аффект (ДС (+) - ДА (-)»;

- «воля (РВ (+) - РК (-)»;

- «мышление (ВО (+) - ВП (-)».

Получается условно: аффективное «дитя», волевой «родитель», мыслительный «взрослый» и перцептивная (аффективная, волевая, мыслительная) установка в поведении субъекта - осужденного.

Эго-состояние субъекта - это сочетание чувств, поведения и мыслей, или сочетание соответствующих трех базисных факторов («аффекта», «воли» и «мышления»). Перцепция Б0 является базисным субстратом в трехмерном базисе («аффект Б1», «воля Б2» и «мышление Б3») [6].

Поставим во взаимно однозначное соответствие 5 типологий личности (типология Д. Голланда как трехмерный базисный эталон, расширенная типология Э. Берна, типология Б. Бейлза, расширенная типология межличностных отношений Т. Лири, типология К. Томаса) (таблица 1). При этом сравнении был использован принцип семантической близости, или принцип смыслового (семантического) соответствия.

Таблица 1

:твие 5 типологий личности

Эталонная трехмерная базисная типология личности по Д. Голланду Трехмерные базисные типологии по Э. Берну, Б. Бейлзу, Т. Лири, К. Томасу Наш опросник по эго-состояниям

1. Предприимчивый организатор, (социальный) - энергичный, эмоциональный, доминантный, решительный, любит признание и руководство, стремится к власти. Он может организовать протест против тюремного режима, бунт в ИК, не думает исправляться. Эта его бездумная позиция в этом вопросе противоположна думающей позиции у исследовательско-интеллектуального типа. Он сам по себе никогда не исправится. Он исправляется только под воздействием и давлением персонала исправительного учреждения Взрослый организующий (ВО) - стремится к организации. Эмоционален, стремится к авторитарной позиции. ВО часто агрессивно организует протест против тюремного режима и вообще против УИС. Может даже быть организатором бунта или мятежа в среде ИК. Он и не думает исправляться. Эта бездумная позиция ВО в этом вопросе противоположна думающей позиции у ВП. Сам по себе никогда не исправится. Он исправляется только под воздействием и давлением персонала исправительного учреждения. Эмоциональность (по Б. Бейлзу). Агрессивный тип в типологии Т. Лири По отношению к себе: 1. Я предприимчивый, экспрессивный, властный, эмоциональный и агрессивный. 2. Я доверчив и мне нравится заниматься организацией и руководством другими людьми. 3. Я доверяю окружающему миру, доминирую в конфликте, люблю, чтобы меня признавали. Я человек «ненормативный» и незаконопослушный.

2. Интеллектуальный исследователь (индивидуальный) - аналитик, рациональный и оригинальный тип поведения, настроен на умственную работу, в жизни нравится исследовательская работа. В поведении чаще проявляет недоверие. Через осмысление совершенного преступления может достигнуть своего исправления Взрослый познающий (ВП) - аналитик, рациональный и оригинальный тип поведения, настроен на умственную работу, в жизни нравится исследовательская работа. В поведении чаще проявляет недоверие. Через осмысление совершенного преступления может достигнуть своего исправления сам. Позиция аналитика в типологии Б. Бейлза. Дружелюбный тип в типологии Т. Лири 4. Мне нравится познавательная и исследовательская деятельность и я недоверчив к себе. 5. В разговорах с людьми я аналитичен и люблю умственную работу. 6. Я проявляю недоверие к миру. У меня «нормативный» тип поведения, законопослушный характер

3. Коммуникабельно-социальный (социальный) - коммуникабельный, принимает участие в обсуждении и принятии коллективных решений, зависим от мнения группы. Считает, что наказание его справедливо. Может сотрудничать со следствием и с сотрудниками ИК Родитель воспитывающий (РВ) -ласковый, воспитывающий, опекающий, дружелюбный человек. В поведении чаще проявляет доверие. РВ считает, что приговор или наказание относительно его вынесено правильно и он идет на сотрудничество со следствием и с сотрудниками ИК. Дружелюбный тип (Б. Бейлз). Стратегия сотрудничества по Т. Лири и по К. Томасу 7. Я доверяю себе и люблю воспитывать людей. 8. Даю советы, помогаю и доверяю другим людям. 9. Я доверяю окружающему миру. Сопереживаю, сочувствуя людям. Я человек «нормативный» и законопослушный

4. Ремесленно-реалистический (индивидуальный) - занимается конкретными предметами, развиты математические способности (точность), контролирует свои действия в соответствии с нормативами, недружелюбен. В поведении недоверчив. Он не согласен с тем, как его наказали Родитель контролирующий (РК) -это эго-состояние, контролирующее и критикующее других людей. Авторитарный человек. Недружелюбный тип поведения. Проявляет стратегию соперничества. В поведении застревает на недоверии, подозрительности и перепроверке результатов своей и чужой работы. РК не считает себя преступником и убежден, что наказали его несправедливо. Недружелюбная позиция (Б. Бейлз). Стратегия соперничества (Т. Лири, К. Томас). 10. Мне нравится контролировать действия, я недоверчив к себе. 11. Я часто проявляю авторитарную позицию и недоверие к людям. 12. Я недоверчив к миру и мои взгляды непоколебимы, каждый должен выполнять свои обязанности и нормативные требования

5. Эстетическо-артистический (социальный) - оригинален, гибкий, заводной, активный, предпочитает творческие занятия в музыке, в поэзии, в изобразительном искусстве. В поведении чаще проявляет доверие. Как воплощение ненормативного незаконопослушного поведения считает, что социум (суд) осудил его неправильно (живет по своим понятиям, а не по закону). Считает, что он свободен от социальных законов. Его позиция -«что хочу - то и ворочу», своеволие, «сам себе „пароход"» Дитя свободное (ДС) - проявляет свою доминантность, бунтарство, творчество. ДС как воплощение ненормативного незаконопослушного поведения считает, что социум (суд) осудил его неправильно (он живет по своим понятиям, а не по закону). ДС считает, что он свободен от всяких запретов. В поведении проявляет своеволие. Доминирование в поведении (Б. Бейлз). Доминирование в поведении (Т. Лири) 13. Доверяю себе и люблю выражать свои желания свободно без ограничений. 14. Доверяю другим людям и проявляю себя в свободном поведении, могу бунтовать. 15. Я проявляю доверие к миру и у меня богатая фантазия и воображение. Я незаконопослушный и «ненормативный» человек

6. Конвенциальный (индивидуальный) -консервативен, подчиняется нормам, предпочитает работу с расчетами. Хороший математик. Проявляет недоверие к людям. Считает, что сам виноват в совершении преступления Дитя адаптивное (ДА) - стремится к выполнению правил, проявляет стратегию подчинения, ведет себя в соответствии с требованиями социума. Конформизм в поведении и приспособление). Недоверчив. Считает, что он сам виноват в совершении преступления. Стратегия подчинения (Б. Бейлз) Стратегия подчинения (Т. Лири) 16. Не доверяю себе, а в своем поведении соблюдаю правила, нормы. 17. Не доверяю другим людям, но могу адаптироваться, изменить свое поведение под влиянием общества. 18. Я с недоверием отношусь к окружающему миру, люблю рассуждать, а в споре проявляю сдержанность. Я человек «нормативный» и законопослушный

Ключ к методике: ВО - 1, 2, 3; ВП - 4, 5, 6;

РВ - 7, 8, 9; РК - 10, 11, 12; ДС - 13, 14, 15; ДА - 16, 17, 18.

Были получены следующие корреляции типов по двум методикам:

- «родитель воспитывающий» - «социальный»;

- «дитя свободное» - «артистический»;

- «взрослый организующий» - «предприимчивый»;

- «взрослый познающий» - «интеллектуальный»;

- «дитя адаптивное» - «конвенциальный»;

- «родитель контролирующий» - «реалистический» [4].

Из таблицы 1 видно, что определенные типы эго-состояний - «дитя свободное» Б1 (+) (доминирование), «родитель контролирующий» Б2 (-) (соперничество), «взрослый организующий» Б3 (+) (агрессивность) - тяготеют в своей установке к ненормативному типу поведения (незаконопослушный) и проявляются в диктаторской позиции субъекта (доминирующее агрессивное соперничество, или «диктаторство»). Типы эго-состояний «дитя адаптивное» Бх (-) (подчинение), «родитель воспитывающий» Б2 (+) (сотрудничество), «взрослый познающий» Б3 (-) (дружелюбие) тяготеют в своей установке к нормативному типу поведения (законопослушный) и проявляются в лояльной позиции субъекта (подчиненное сотрудническое дружелюбие, или «лояльность»). Эти типы эго-состояний могут исправить сами себя без воздействия со стороны сотрудников исправительной колонии (ИК):

1) «дитя адаптивное» (ДА) признает, что в совершении преступления виноват только он сам;

2) «родитель воспитывающий» (РВ) считает, что приговор или наказание относительно него вынесены правильно и он идет на сотрудничество со следствием и с сотрудниками ИК (он сам себя уже наказал);

3) «взрослый познающий» (ВП) считает, что он сам себя исправит под воздействием осмысления своего преступления, то есть включит свое индивидуальное мышление;

4) «дитя свободное» (ДС) как воплощение ненормативного незаконопослушного поведения считает, что социум (суд) его неправильно осудил (он живет по своим понятиям, а не по закону). ДС считает, что он свободен от социальных законов. Его позиция - «что хочу - то и ворочу», своеволие, «сам себе „пароход"»;

5) «родитель контролирующий» (РК) не считает себя преступником и утверждает, что его наказали

несправедливо (он говорит, что это ошибки следствия и судебной системы);

6) «взрослый организующий» (ВО) часто агрессивно управляет протестом против тюремного режима и вообще против УИС. Он даже может быть организатором бунта или мятежа в среде ИК. Не думает исправляться. Эта бездумная позиция ВО в этом вопросе противоположна думающей позиции ВП. Сам по себе никогда не исправится, исправляется только под воздействием и давлением на него сотрудников ИК.

Наличие в профиле субъекта - осужденного эго-состояний ДС, РК и ВО говорит о том, что он против исправления и что после освобождения, вероятно, снова попадет в исправительную колонию (ИК). Существует системно-базисный симметричный баланс 6 эго-состояний: Бi (+) и Бi (-), где 1 = 1, 2, 3 (рисунок 1). Ключ к авторской методике находится в таблице 1.

На рисунке 2 показаны пиктограммы 6 эго-состо-яний, которые ситуативно их диагностируют и помогают в работе психолога ИК [6].

Представленная авторами методика позволяет с помощью психодиагностики определить доминирующие эго-состояния, влияющие на формирование установки в поведении субъекта - осужденного и решить задачи измерения типологического профиля эго-состояний осужденного с помощью авторского трехмерно-базисного теста, выявления связи доминирующих эго-состояний субъекта - осужденного с формированием у него определенной установки в поведении.

1. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 31-45.

2. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л. : ЛГУ, 1984. 176 с.

3. Малышев К. Б., Малышева О. А. Системно-факторный анализ в психологии. Вологда - Курск, 2019. 180 с.

4. Малышев К. Б., Малышева О. А. Методология базисного подхода в современных психологических исследованиях. Курск, 2020. 215 с.

5. Малышев К. Б., Малышева О. А. Опыт базисной психологии. Курск : Университетская книга, 2022. 158 с.

6. Малышев К. Б., Малышева О. А. Основы психоалгебры. Курск : Университетская книга, 2021. 157 с.

7. Мазилов В. А. Методология психологической науки: история и современность. Ярославль : ЯГПУ, 2017. 419 с.

8. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. СПб. : Медицина, 2016. 149 с.

1. Lomov B. F. On the systematic approach in psychology // Questions of psychology. 1975. No. 2. P. 31-45.

2. Ganzen V. A. System descriptions in psychology. L.: Leningrad State University, 1984. 176 p.

3. Malyshev K. B., Malysheva O. A. System factor analysis in psychology. Vologda - Kursk, 2019. 180 p.

4. Malyshev K. B., Malysheva O. A. Methodology of the basic approach in modern psychological research. Kursk, 2020. 215 p.

5. Malyshev K. B., Malysheva O. A. Experience of basic psychology. Kursk : CJSC "Univer. book", 2022. 158 p.

6. Malyshev K. B., Malysheva O. A. Fundamentals of psycho algebra. Kursk: CJSC "Univer. kniga", 2021. 157 p.

7. Mazilov V. A. Methodology of psychological science: history and modernity. Yaroslav l: YSPU, 2017. 419 p.

8. Kulagin B. V. Fundamentals of professional psychodiagnostics. St. Petersburg : Medicine, 2016. 149 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.