Баян в мультимедийном творчестве композитора Николая Попова
Пеунов Венедикт Владимирович
Доцент кафедры народных инструментов Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: venedikt-peunov@ yandex.ru
Статья посвящена трактовке выразительных возможностей баяна в мультимедийном творчестве современного композитора Николая Попова. Автор раскрывает специфику сценического существования музыканта в мультимедийной среде, описывает приемы взаимодействия исполнителя с аудио- и видеосоставляющими мультимедиа, анализирует произведения Николая Попова для баяна-соло с участием электроники и видео. Ключевые слова: баян, мультимедиа, электроакустическая музыка
Начало XXI века с развитием искусственного интеллекта и компьютерных технологий ознаменовалось поиском новых музыкальных сфер в содружестве акустических инструментов и мультимедийных техник. Как известно, история движется по спирали: истоки этого поиска лежат в светомузыке Александра Скрябина, терменвоксе Льва Термена и АНС Евгения Мурзи-на. И в наши дни интерес к такому синтезу закономерен, ибо
мощное развитие социальных сетей, в которых текстовые сообщения соединяются с фото-, видео- и аудиоматериалом, отражает «комплексный подход» к освоению и передаче информации.
Если обратиться к сфере собственно баянного исполнительства, то здесь также есть основания для «расширения границ». Все еще дает о себе знать «баянный репертуарный голод». Несмотря на то, что сочинения, созданные во второй половине XX века Вл. Золотаревым, А. Кусяковым, С. Губай-дулиной, Э. Денисовым, Н. Чайкиным, Л. Берио, Ю. Такахаши, В. Зубицким значительно пополнили репертуар баянистов и вывели инструмент на академическую сцену, где он соседствует со скрипкой, виолончелью, роялем и т. д., все же и сегодня баянный репертуар не может конкурировать с трехсотлетним репертуаром для этих инструментов как количественно, так и качественно. В то же время в творчестве многих названных авторов заметна тенденция поиска свежих тембральных красок и исполнительских возможностей (кластеры, микрохроматика, различные сонорные звучности, шумовые приемы).
Современные композиторы молодого поколения зачастую ищут новые возможности за пределами инструмента — в соединении баяна и электроники. Идея соединения акустического инструмента и электроники, конечно, не новая. Самые известные образцы электроакустической музыки: «Different trains» Стива Райха, «Вертолетный» квартет Карлхайнца Штокха-
узена, где звучание квартета соединяется с фонограммой и видеорядом, но там упор делался именно на «конкретную» музыку — звуки поезда, гудка, вертолета и т. д. Сегодня же композиторы больше тяготеют к абстрактности в мультимедиа: используя реальные звуки как основу своих композиций, они преображают их настолько, что полученный звук уже не соотносится с чем-то знакомым.
Необходимо дать определение термину мультимедиа (от слов мульти — много, медиа — среда) — много-средность, по определению В. Н. Холоповой [5, 5]. Ауди-альная среда соединяется с визуальной. Составные части аудиальной среды — звук инструмента и электронная фонограмма. Визуальная среда состоит из видео, света, зачастую дополненных элементами «инструментального театра». Таким образом, естественный («акустический») звук инструмента соединяется с электронной фонограммой, с видео и с запрограммированным светом.
Так как одновременно сосуществовать и взаимодействовать необходимо сразу нескольким пластам этой многомерной структуры, то необходим особый «протокол» для их синхронизации. Перед исполнителем ставится задача «попадать» в видео, фонограмму, свет, которые созданы заранее. Для этого существует как минимум два способа:
1) клик (click) — через наушники исполнителю транслируется звук метронома с репликами-названиями номеров тактов; клик заранее синхрони-
27
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА
28
зирован с аудио и видео, в соответствии с ним же пишется партитура для исполнителя;
2) видеопартитура — видеофайл, который воспроизводится на расположенном перед исполнителем ноутбуке или планшете; в нем транслируется нотный материал и осуществляется визуальный отсчет метронома (1...2...3...4...1...2.... и т. д.) и он, соответственно, тоже синхронизирован с аудио- и видеосоставляющими мультимедийной композиции.
Таким образом, музыкант играет как бы под метроном, который не слышат (в первом случае) и не видят (во втором случае) зрители.
Подобный способ исполнительства, естественно, сильно отличается от академического. У музыканта возникают трудно -сти со свободой самовыражения, ведь он становится почти рабом клика или метронома в видеопартитуре; при этом сильно обедняются агогические средства художественной выразительности. Однако исполнитель по-прежнему может управлять динамикой, артикуляцией, и даже, в определенных случаях, агогикой, как бы вступая в «диалог» с электронными средствами мультимедиа. Создается своеобразный дуэт живой и электронной игры.
К мультимедийному творчеству обращаются многие молодые западные и российские композиторы. Из российских можно выделить Николая Попова, Александра Хубеева, Дмитрия Кур-ляндского, Алексея Наджарова.
Особый интерес к баяну сформировался у выпускника Московской консерватории и специалиста Центра электроакустической музыки при консерватории Николая Попова — окончившего музыкальную школу и училище по классу баяна, хорошо знакомого со спецификой инструмента. Композитор сотрудничает с видеохудожниками, которые создают видео для его мультимедийных сочинений. Самый известный из его компаньонов — Эндрю Квинн — видеохудожник, живущий в Милане, в частности, он известен созданием спецэффектов к фильмам «Матрица», «Лара Крофт — рас-хитительница гробниц».
Николаем Поповым написаны как сольные пье сы для баяна и мультимедиа — «Martellato-2». «Биомеханика», так и электроакустические пьесы для ансамбля с участием баяна: «Cantando ma non troppo», «ANF-93». Кроме того, баян введен в инструментальную группу мультимедиа-оперы «Curiosity».
Рассмотрим сольные пьесы этого автора.
«Martellato-2» — пьеса для баяна-соло, электроники и видео. Цифра 2 в названии означает, что первая версия произведения была создана для электроники и видео (без акустического инструмента). Версия «Martellato-2» инспирирована заказом художественного руководителя фестиваля «Opus-52» (Нижний Новгород) Павла Милославского. В пре-мьерном исполнении принимал участия автор данных строк.
«Маrtellato» в дословном
переводе с итальянского языка — «удар молота».
Для «электронной начинки» композитор взял за основу звук механического пресса. Н. Попов работает с этим звуком, преобразуя его различными способами практически до неузнаваемости. В баянной партии преобладают сложные, зачастую кластерные созвучия.
Композиция трехчастна по форме: изобилующие кластерами крайние разделы и «лирическая» середина.
В крайних разделах используется несколько тембральных красок: жесткие баянные созвучия, сочетающиеся с преобразованными ударами пресса в аудиофо-нограмме, кластерные глиссандо. Иногда гармония точно выписана — она сочетается с определенными частотами в аудио, но зачастую композитор использует кластерную технику. Кроме того, интересна ритмическая сторона пьесы. В партитуре исполнителя метроритм четко обозначен: четверть равна 120 ударам. Исполнитель играет под удары клика в наушниках, но этот клик не слышен зрителям, и, соответственно, для них не существует метро-ритмической сетки, для них исполнение спонтанно: неожиданно возникающие кластеры, сложные созвучия-удары баяна и фонограммы не регулируются для них привычными метро-ритмическими отношениями с сильными и слабыми долями. Другими словами, аккорды и кластеры для зрителя «пуантилистичны».
Bavan
Пример 1
Только в кульминации третьего раздела Н. Попов использует метроритм в его обычном понимании, когда в партии баяниста улавливается размер 4/4 и скандированные аккорды, организующие ритмическую структуру данного эпизода (Пример 2).
Средний раздел пьесы непродолжителен: арпеджированные, гармоничные созвучия баяна с вибрато и временное «затишье» в фонограмме (Пример 3).
Кроме того, в произведении использован элемент «инструментального театра», когда в конце исполнитель резко нажимает клавишу отдушника баяна — как такового звука при этом не слышно, но этому резкому движению баяниста сопутствует мощнейший удар в фонограмме. Здесь нужно именно резкое движение исполнителя, как бы имитирующее удар молота, нежели его конкретное звуковое выражение.
Для этого произведения существует два варианта видео:
одно из них создано сербским видеохудожником Тодором По-жаревым, другое — уже упоминавшимся Эндрю Квинном.
«Биомеханика» — композиция для баяна, электроники, видео и света.
Термин «биомеханика» связан с методом Вс. Мейерхольда, требовавшего от актеров точного соответствия движений «в жизни» и «на сцене».
Композитор же говорит о другом: «Основной идеей пьесы является попытка реализации взаимодействия биологических и механических процессов. Биологические импульсы исполнителя через определенные алгоритмы преобразуются в механические и электроакустические сигналы» [1]. Так как все элементы в пьесе строго синхронизированы, то создается полное впечатление того, что исполнитель своей игрой (биологические импульсы) создает все процессы в электронике: световые вспышки,
внезапные переходы в видео (механические сигналы).
Звуковым источником для электроники послужили звучания моторов и других механизмов — их включение, выключение.
Композиция условно трех-частна: огромный первый раздел и небольшая «лирическая» середина перед репризой.
Интересно проанализировать гармонический состав созвучий. Их можно разделить на две большие группы: кластеры и точно выписанные аккорды. Вторую группу можно также разделить на несколько подгрупп. Автор этих строк при разучивании пьесы обозначил каждую подгруппу буквой латинского алфавита:
А — малая секунда — чистая кварта — малая секунда;
В — малая секунда — большая терция — малая секунда;
С — малая секунда — чистая квинта — малая секунда (Пример 4).
Пример 2
29
Пример 3
Пример 4
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА
30
Как видим, разница между аккордами — во внутреннем интервале, обрамленном малыми секундами.
Практически каждому созвучию соответствует определенный видеоэлемент и вспышка света, то есть создается впечатление, что исполнитель своими движениями, необходимыми для извлечения аккордов и кластеров, как бы «рождает» («включает») вспышки света, что и соответствует смыслу термина «биомеханика» в понимании композитора.
Мультимедийная музыка сегодня очень активно развивается: проводятся фестивали, создан Центр электроакустической музыки, где регулярно
проводятся встречи с композиторами, исполнителями и видеохудожниками со всего мира, работающими в данном направлении. Николай Попов и его коллеги по «электроакустическому цеху» постоянно экспериментируют со звуком, сочетанием электроники и акустических инструментов. Сегодня мультимедиа составляет значительную часть академической музыки и представляется перспективным направлением современного музыкального искусства.
Литература 1. Аннотация композитора, 2014 // Архив Студии новой музыки при Московской консерватории.
2. Имханицкий М. И. История
баянного и аккордеонного искусства. М.: РАМ им. Гне-синых, 2006. 520 с.
3. Николай Попов: «Для меня работа с видохудожни-ком — невероятный процесс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.muzcentrum.ru/ news/2013/09/8808-nikolaj-popov-dlya-menya-rabota-s-videokhudozhnikom-neveroyatnyj-protsess (дата обращения 30.11.2019)
4. Попов Н. Электроакустическая композиция // Музыкальная академия. 2013. № 3. С. 152-155.
5. Холопова В. Н. Композитор Николай Попов. М.: ПКЦ Альтекс, 2019. 52 с.