Шатилов П. 2012: Рапорт начальника Сухумского военного отдела кутаисскому генерал-губернатору Д. Святополк-Мирскому. 1865 г. // Материалы по истории Абхазии XIX в. III, 72-76.
Eisenstadt S.N., Roniger L. 1984: Patrons, clients and friends. Interpersonal relations and the structure of trust in society. Cambridge.
Wolf E. 1966: Kinship, Friendship and Patron-Client Relations in Complex Societies // Social Anthropology of Complex Societies. L.
ABKHAZIANS PATRON-CLIENT RELATIONSHIPS IN THE 19th CENTURY
S. S. Pigar
The paper work is aimed to study a typical variant of leadership realization for the traditional mountain-Caucasian society. It was supposed to be an implementation of power relations, which involved the close cooperation of leaders and vassals and was an alternative to the bureaucratical governance structure.
Key words: Caucasus, Abkhazia, patronage, social relationships
© 2015 Проблемы истории,
филологии, культуры 2015, №4, с. 195-205
Г. Н. Гарустович БАШКИРСКИЕ ЗЕМЛИ В СОСТАВЕ УЛУСА ДЖУЧИ
Поскольку теперь именно он толковал... ясу и обычаи, противоречить наследнику Джучи никто не решился...
Р. Ю. Почекаев
Автор статьи рассматривает вопрос о статусе земель Башкортостана в пределах Монгольской империи в XIII веке. Вождь племени усерган — Муйтен-бий, в стане владетеля улуса Джучи — «хана» Бату, в начале 1236 г. добровольно признал свою зависимость от монголов; за что был назначен завоевателями верховным бием башкир. Анализ письменных источников показывает, что в составе Золотой Орды территория Башкортостана была разделена на две части, граница между которыми проходила по линии Уральского хребта. Области Предуралья составили отдельный Башкирский улус; а территории лесостепи Зауралья (вплоть до рек Ишим и Иртыш) были включены в улус Шибана. В рамках улуса Шибана башкирские области Западной Сибири получили наименование «Тура», и управлялись они не только местными башкирскими биями, но и представителями золотоордынского чиновничества (также ставшие
Гарустович Геннадий Николаевич — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела археологических исследований Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. E-mail: garustovich03@mail.ru
биями). Подобное административное деление сохранялось вплоть до вхождения Башкирии в состав Русского государства (XVI в.).
Ключевые слова: средневековье, Золотая Орда, Южный Урал, Башкортостан, монгольское завоевание, Улус Джучи, башкирские племена, Улус Шибана, шежере (родословные) башкир, письменные источники, вассальная зависимость, племенные бии, ханские ярлыки
В шежере (родословной) башкир племени усерган говорится о поездке их вождя с подарками в стан Чингисхана, который признал за Муйтен-бием властные полномочия и наделил этого лидера правами на землю. Муйтен «получил от него ярлык (здесь и далее выделено мною — Г.Г.) на вечное владение водами, землями, лесами, золотом и серебром по Уралу, Яику и Сакмаре». Кроме того, под юрисдикцию бия усерган были переданы обширные территории: «С верховьев Агидели до устья со всеми малыми и большими притоками ее, с долинами и лесами по ним, восточные склоны Уральских гор, протекающие вблизи них река Ишим и ее притоки Ирман, Иртыш, все реки, впадающие к ним, со всеми лесами и полями: еще верховья реки Яик с горами Ялпы, оба берега реки Яик до реки Тубыл (То-бол — Г.Г.) и со всеми притоками реки Яик, с долинами, лесами и полями, со всеми богатствами в недрах земли, со всеми местами летовок и зимовок — вечно»1.
Поездка Муйтен-бия в лагерь монголов состоялась в самом начале 1236 г. Ранее этого срока подчинение башкир Предуралья не могло произойти. Достаточно вспомнить слова Юлиана, который летом 1236 г. застал приуральские племена еще свободными: монголы «нападали на них (т.е. башкир — Г.Г.) четырнадцать лет, а на пятнадцатый год завладели ими»2. К принятию вассалитета башкир склонял посол завоевателей, о котором говорит венгерский путешественник3. Упорное сопротивление башкир привело к тому, что монголы постарались изменить свою политику (они «избрали их (т.е. башкир) себе в друзья и союзники, и таким образом, соединившись вместе, они совершенно опустошили 15 царств»)4 и частично преуспели в своем новом начинании. Признав свою зависимость, отдельные племена башкир избежали разгрома, но предотвратить массированное нашествие в конце 1236 г. они все же не смогли5.
Итак, Муйтен-бий добровольно признал власть Чингисидов в период правления каана Угедея. Он был за это наделен вассальными правами не только над землями племени усерган (они жили «по Уралу, Яику и Сакмаре»), но и верховенством над огромной территорией: от р. Камы (от устья р. Белой) и до рек Ишим и Иртыш. Бассейн р. Белой (Агидель) охватывает области башкирского Предуралья; верховья р. Урал (Яик) расположены в Зауралье; участки рек Тобол, Ишим и Иртыш пересекают лесостепную зону в Западной Сибири. Следовательно, Муйтен-бий был назначен верховным бием башкир и объявлен ответственным за всю территорию исторического Башкортостана. В политической иерархии Еке Монгол Улуса подобное звание соответствовало должности улусбега. Получен-
1 Цит. по раб.: Мажитов, Султанова 1994, 245.
2 Аннинский 1940, 85. Если от 1236 г. отнять 14 лет, мы получаем 1222 г., когда булгары и башкиры в районе р. Волги сумели отразить наступление корпуса Субэдэя.
3 Аннинский 1940, 81.
4 Аннинский 1940, 81.
5 об этом см.: Гарустович 2012, 39-46.
ные предводителем башкирского племени иммунитетные права подтверждались документально — ханским ярлыком («...привез от великого хана дарственную бумагу — битич, скрепленную печатью»6).
К слову сказать, Муйтен-бию пришлось сразу же «отрабатывать» пожалование; он был вынужден принимать участие в Западном походе монголов, и в 1237-1238 гг. ополчение усерган дошло до Дона и Рязани («...с Сакмары и Саел-мыша <он> дошел до Дона»)7. В народе прекрасно понимали, что завоеватели действовали в собственных интересах: «Одаривая их верховодцев и биев разными степенями и званиями, богатствами и дорогими подарками, а также правом быть хозяевами земель, принуждали сколачивать войско изусергенов...»8.
Отметим, что имя Чингисхана в тексте шежере следует относить к легендарным данным и они не должны вводить в заблуждение читателей. Весь комплекс письменных источников свидетельствует о том, что данное событие произошло уже после смерти Потрясателя вселенной (1227 г.). Муйтен-бий, по всей видимости, вел переговоры с Бату (который был владетелем улуса, но не был ханом). Все западные земли и населявшие их народы кааном заранее (т.е. еще до их полного завоевания) были переданы Джучи и его наследникам. В то время «удел старшего сына Чингис-хана, Джучи, занимал обширные земли к западу от Иртыша и от границ Каялыка и Хорезма до мест Саксин и Булгар, вплоть до тех пределов, куда доходили копыта татарских коней...»9. Тогда же «центральное правительство в Монголии признало право фактического основателя Золотой Орды — Бату (правил в 1227-1256 гг.) на суд над подчиненными ему нойонами и чиновниками, — правда с оговоркой, что "судьей Бату является каан "»10. Вообще на Востоке ханское правосудие считалось одной из важнейших прерогатив верховной власти. Утемиш-хаджи данное credo выразил такими словами: «Сказал Аллах Всевышний: "...Мы сделали тебя наместником на земле, суди же среди людей по истине и не следуй за страстью, а то она сведет тебя с пути Аллаха !"»11.«Бату судил по справедливости и возвращал каждому, кто просил, его области и владения, и снабжал специальными грамотами, и никто не смел противиться приказам его...»12.
По какой причине в разных башкирских шежере фигурирует имя Чингисхана, а не реальных переговорщиков, в общем-то понятно. Он и после смерти эмоционально считался лидером всех монголов, правда, не реальным, а сакральным (божественным правителем). Уже на закате жизни великого завоевателя на территории империи начал складываться культ Чингисхана. Чтобы не быть голословным, обращаю внимание лишь на один факт. В 1247 году доминиканец Асце-лин ездил по поручению папы Иннокентия IV к монголам. В Персии он вел переговоры с монгольским князем Байотноем, который настаивал на божественной сущности монгольского правителя: «Повелением Бога живого, Чингисхам, сын Божий кроткий и почтенный, говорит: Как Бог, превознесенный над всем, есть
6 БНТ 1987/2, 171-172.
7 БНТ 1997/10, 115-116.
8 БНТ 1987/2, 120.
9 AtaMalik-i-Juwayni 1912, 31.
10 Почекаев 2004, 218; со ссылкой на раб.: Рашид ад-дин 1960/II, 47.
11 Утемиш-хаджи. Л. 36а.
12 Киракос Гандзакеци 1976, 218.
бессмертен, так на земле владычествует Чингисхам»13. А правил Монгольской империей в это время каан Гуюк...
Несколько слов надо сказать о содержании понятия «исторический Башкортостан». Начнем с того, что территория Башкирии ранее была намного обширнее пределов современного расселения тюркоязычного народа. «Башкиры... Татары их называют шерииштек, то есть черные остяки. Жительство их в Уфимской провинции по рекам Белой, Уфе, вершине Яика и за Урал до самого Тобола»14. «Им <башкирам> принадлежала, за небольшим исключением, вся земля между Камой и Волгой до Самары, Оренбурга и Орска (тогда еще не существовавших), и на восток по Миясу (р. Миасс — Г.Г), Исети, Пышме, Тоболу и Иртышу до Оби»15. То есть «Башкортостан с древнейших времен до наших дней был и остается евроазиатской страной. Это земля на Южном Урале, в Зауралье и в Предуралье, где соединяется Восток и Запад»16. Все названные территории входили в зону лесостепи. Южные пределы исторического Башкортостана пролегали по пограни-чью лесостепи и степи, в пределах современного Оренбуржья. Вся эта обширная земля как бы разрезана на две части Уральским хребтом. Такое природно-эколо-гическое деление способствовало тому, что в ХШ-Х^ вв. исторические судьбы башкирского населения Предуралья и Зауралья в хозяйственном и политическом планах имели определенную региональную специфику.
Итак, Башкортостан в XIII веке был включен в Монгольскую державу, став составной частью территории улуса Джучи. По справедливому замечанию В. Л. Егорова, «в начальном периоде существования монгольской империи все завоеванные земли рассматривались как единое целое, полностью являвшееся достоянием исключительно фамилии Чингизидов. Лица, не состоявшие с ними в родстве, не имели никакого юридического права претендовать на суверенную власть в пределах этих территорий»17. Местные влиятельные лица могли стать лишь зависимыми правителями, держателями условных владений (суюргалов). Нет никаких фактологических данных о том, что башкирские бии добились от монголов получения каких-то особых автономных прав. Скорее наоборот, везде в монгольских источниках Башкортостан фигурирует в качестве завоеванной и подчиненной территории. В «Сокровенном сказании» (1240 г.) без прикрас говорится о том, что монгольские «царевичи, покорив народы канлин, кибчаут и бачжигит (башкир — Г.Г), разрушили города..., поставили даругачинов и танмачинов (да-руг и тамгачей) и возвратились на родину»18.
Однако наличие отношений вассалитета вовсе не снимает вопроса о месте земель Башкортостана в административно-территориальной структуре Золотой Орды. Как известно, улус Джучи в ХШ-Х1У вв. был составлен из двух крыльев — левого и правого19. В персидском сочинении, носящем условное название «Аноним Искендера» (написанном Муин-ад-дином Натанзи), сказано: «Улус Джучи разделился на две части... Правое же крыло, к которому относится
13 ИГС 2004, 168, 161, 163.
14 Татищев 1979, 180.
15 Флоринский 1871, 730.
16 Шакур 2009, 17.
17 Егоров 2010, 154.
18 Козин 1941, 194.
19 Егоров 2010, 160.
Ибир-Сибир, Рус, Либка (Литва), Укек, Маджар, Булгар, Башгирд и Сарай Бер-ке, назначили потомкам Токтая и их назвали султанами Кок-орды» (это ошибка, на самом деле — Ак-Орды)20. В первой половине XIV века один из самых цитируемых арабских авторов эпохи средневековья ал-Омари указал со слов своего информатора — купца Хасана Эрруми: «Страны Сибирские и Чулыманские, ... прилегают к Башкырдам»21.
По данным Натанзи, Башкирский улус, также как Булгарский улус, входил в состав юрта Батуидов (Ак-Орда), в правое крыло Улуса Джучи (Золотой Орды). Сюда же причислялся улус Шибана. Левое крыло составили юрты Ордуидов и Тука-Тимуридов (Кок-Орда; на юге современного Казахстана вдоль Сырдарьи и к востоку от нее)22. Однако не все так просто. Б. Д. Греков и А. Ю. Якубовский считали, что Кок-Орда относилась к правому крылу Улуса Джучи23. И это при том, что еще в середине XVIII века П. И. Рычков обращал внимание на то, что «море Аральское в некоторых русских летописях названо Синим морем, и от того Синяя орда в рассуждении татар за Яиком упоминается»24. «Скорее всего, граница между двумя крыльями золотоордынского государства проходила в районе р. Яика (Урал )»25.
Но нас сейчас больше интересует не улус Орды, а улус его младшего брата Шибана. И здесь-то как раз и возникают самые большие вопросы. К какому крылу следует относить улус Шибана? Тут мнения отечественных историков разделились. Одни считают, что улус Шибана (в него входили земли современных Западного Казахстана и Западной Сибири) принадлежал к домену Бату (т.е. принадлежал Ак-Орде); а другие настаивают на том, что левое крыло Улуса Джучи составляли улусы Орда-Еджена и Шибана. Столичным центром улуса Шибана считается Сарайчук (рус. 'Сарайчик'), но реальные доказательства в пользу этого предположения не приводятся.
Проблема оказалась настолько запутанной, что В. П. Костюков, целенаправленно изучавший в последние годы историю улуса Шибана, просто «обошел» вопрос о крыльях. Р. Ю. Почекаев также не стал выяснять, где «лево», а где «право». Он констатировал: «Единый Улус Джучи в правление Бату подразделялся на два «крыла»- западное (барунгар), находившееся под непосредственным управлением Бату, и восточное (джунгар), которым управлял его старший брат Орду»26.
Плано Карпини отмечает: «У нее (т.е. р. Яик — Г.Г.) переходят с места на место два тысячника, один с одной стороны реки, другой с другой стороны. Все они зимою спускаются к морю, а летом по берегу этих самых рек поднимаются на горы»27. Понятно, что горы к северу от р. Яик — это Уральские горы. Гильом Рубрук подчеркивает, что река Ягак (Урал) «течет с севера из земли паскатир (башкир) и впадает в вышеупомянутое море (т.е. в Каспийское)»28. Складывает-
20 Тизенгаузен 1941, 127.
21 Тизенгаузен 1884, 238.
22 Егоров 2010, 160.
23 Греков, Якубовский 1950, 262.
24 Рычков 1949, 58.
25 Егоров 2010, 161.
26 Почекаев 2007, 167.
27 Плано Карпини 1957, 70.
28 Гильом Рубрук 1957, 122.
ся впечатление, что речь идет об условных (но все же пограничных) рубежах. Видимо, границы юртов Бату и Шибана действительно проходили по руслу р. Урал.
Владения Шибана (пятого сына Джучи) располагались к северо-западу от улуса Орда-Еджена (старшего брата Бату). О выделении особого улуса Шибану сообщает Махмуд ибн Вали: «...Шайбан-хан, сын Джучи-хана, сына Чингис-хана, в семилетнем походе при завоевании страны асов, русов, черкесов и булгар проявил старание и получил от брата Бату-хана в качестве награждения четыре омака»29. В «Зубдат ал-асар» даны названия этих «омаков» — племен: кошчи, найман, буйрак и карлук30. «Иль» был выделен Бату своему младшему брату Шибану за проявленный в походах героизм31, он состоял из земель и покоренных народов — области Курал (Урал) и четырех названных выше кочевых племен (родов). Согласно сообщению Абулгази (Абу-л-Гази), Бату предписал: «Юрт в котором ты будешь жить, будет между моим юртом и юртом старшего брата моего Ичена: летом ты живи на восточной стороне Яика, по рекам Иргиз-сувук, Орь, Илек до горы Урала, а во время зимы в Аракуме, Кара-Куме и побережьях реки Сыр, в устьях Чу и Сарысу»32. Аналогичная ситуация сохранялась еще в начале XVв., во всяком случае, тогда огланы Ибрагим и Арабшах, «разделив отцовы владения, вместе в одной земле и кочевали и имели свои страны; лето проживая при вершине Яика, а зиму при устье Сыра»33.
Помимо градации на крылья, государство Джучидов делись на более мелкие этнические и территориальные области — улусы. А. Г. Нестеров высказал точку зрения, что, «согласно данным восточных источников, территория Среднего Зауралья и Южного Урала входила в состав восточного улуса Золотой Орды — Шейбанидского государства, возникшего в 1238 г.34 ...Первоначальные владения Шейбанидов располагались севернее Аральского моря и доходили до среднего течения р. Тобол». По мнению А. Валиди, все башкирские земли целиком входили в состав улуса Шибана: «Сыновьям Шибана, управлявшим башкирскими племенами, подчинялись не только Западная Сибирь и долина Чулмана (р. Кама — Г. Г.), но и булгары и алатырцы»35. Однако, по нашему мнению, данную концепцию можно считать справедливой лишь отчасти.
Башкирские области Предуралья были преобразованы в отдельный улус, подчиненный домену Батуидов, а земли Зауралья составили часть улуса Шибана. Абулгази совершенно определенно говорит о том, что пределы улуса Шибана пролегали к востоку от Уральского хребта («ты живи на восточной стороне Яика..., до горы Урала»). Значит, территории башкирского Предуралья не могли целиком входить в улус Шибана; ему подчинялись лишь зауральские земли. Потом, булгар-ские территории также следует относить к юрту Батуидов, поскольку они распо-
29 МИКХ 1969, 347.
30 ИКС 1969, 129.
31 В числе прочих царевичей Шибан в 1236-37 гг. деятельно участвовал в завоевании Башкортостана.
32 Абуль-Гази 1906, 159-160.
33 Абуль-Гази 1906, 162.
34 На самом деле улус Шибану был выделен не ранее 1242 г. (скорее всего, в 1243 г.). Автономное государственное образование не могло возникнуть в то время, когда Бату и Шибан находились за пределами региона (в западном походе).
35 Валиди Тоган 2010, 38.
лагались за пределами очерченных хивинским ханом областей. Как известно, до построения Сарая Бату жил в Булгаре. Едва ли он мог поселиться в «приймаках» у младшего брата. Не тот масштаб... Да и обращаем внимание на то, что Бату выделил братьям кочевые и полукочевые земли (без оседлого населения), а Волжская Булгария была земледельческой областью...
Отметим то, что Башкортостан в самых разнообразных источниках всегда выделен в качестве отдельной земли (наравне с Булгарией, Русью, Крымом, Хорезмом и др.), и при монголах эта тенденция нисколько не поменялась36. В 1320 г. проповедник Иоганка Венгр, рассказывая о Баскардии («большого народа, подчиненного татарам»), отметил: «Госудяря же всей Баскардии с большей частью его семьи мы нашли совершенно зараженным сарацинским заблуждением»37. Венгерский минорит шесть лет провел с христианской миссией в Предуралье, и он был очевидцем сообщаемых событий. Обращаем внимание на то, что вассальный «государьБаскардии» жил не в Сарайчуке или Сыгнаке (столичном городе Кок-Орды), а на территории Южного Урала, и это доказывает принадлежность Башкирии к разряду особых территориально-административных единиц врамках золотоордынской державы. Область (улус) 'Сибирь'находилась по соседству («Когда мы еще были в Баскардии, пришел некий посол из страны Сибирь (Sibur)»)38.Кроме прочего, на карте XIV в. братьев Пицигани (1367 г.) изображен значок крепости с названием 'Pascerty', восточнее которой написано 'pascherty' (т.е. область расселения народа башкир). Еще Ф. К. Брун связывал эти названия с башкирами39, и данный вывод никем не оспаривается. На листе Каталонского атласа мира (1375 г.) мы вновь обнаруживаем 'Paschertij', а на карте Мартина Вальдзеемюллера 1516 г. на месте Южного Урала нанесено краткое определение: «Те, кто живут здесь, зовутся башкиры и входят в империю татар»40. На карте Николааса Витсена (1687 г.) рядом с надписью 'Baskiria' отмечено: "olim Regio Pascatir" ('страна башкир')41. Обращаем внимание на то, что буквально во всех источниках места расселения башкиротмечены в виде отдельной области, а также на то, что на картах европейцев эта область локализуется западнее Уральских гор.
Возможно, земли зауральских башкир в составе улуса Шибана получили собственное наименование — 'Тура'. На это обращал внимание А. Валиди Тоган (со ссылкой на информацию Утемиш-хаджи): «Тура означает Западную Сибирь и Башкурдистан»42; он даже правителей из Шейбанидов называл «туринскими ханами». Отметим, что земли Зауралья носили название 'Ура 'еще до прихода монголов. Гази-Барадж подчеркивал: «А сейчасурцы живут на самом краю Земли, на берегу Чулманского моря, а некогда они обитали в провинции Ура». Причем этот автор со всей определенностью говорит о том, что западносибирские области Ура
36 см.: Поляк 1964, 29-66.
37 Аннинский 1940, 92.
38 Аннинский 1940, 93-94.
39 Брун 1873, 4.
40 Псянчин 2001, 73.
41 Псянчин 2001, 78.
42 Валиди Тоган 2010, 37-38.
и Байгул населяли представители народности 'сэберцы', являющиеся восточной частью башкир43.
«Курал» (келар) назван среди покоренных земель и народов не только в «Сокровенном сказании» монголов и у Абулгази, но и у ПланоКарпини44, Рашид-ад-дина45,М. Меховского46, а до них — у ал-Гарнати и других авторов. М. Г. Сафарга-лиев посчитал, что под термином «курал или келар» надо видеть карелов. Главным его аргументом был факт того, что на месте восточного склона Урала на Мюнстер-ской карте XV века помещено слово «согеП»47. Однако историк по каким-то причинам проигнорировал факт того, что в средневековую эпоху карелы никогда не жили в районе Урала. А с другой стороны, куда в этом случае делись башкиры, которых как раз все (!) нарративные источники помещают по обе стороны Ураль -ского хребта? Мы считаем, что термин «курал» несет в себе не этническую, а территориальную нагрузку — это «Урал». Интересно замечание Утемиш-хаджи: «Затем <Шайбани-хан> пошел походом на вилайет Корал. Корал — очень большой вилайет. Много было за него сражений. Наконец, он покорил Корал и сделал его столицей. Там он скончался» (выделено мною — Г.Г.)48. Вообще смешение топонимов и этнонимов было обычным делом для средневековой традиции (см. выше: «...Саксин, Укек, Буляр, область Сибирь, Ибирь, Башкырд и Чулыман»). Ситуация осложнялась тем, что 'к.р.л.', 'краал', 'колар', смешивались средневековыми авторами с 'келар' и 'кирали' (от венг. Ыга1у — 'король'), поскольку башкир и мадьяр постоянно путали. Однако часть приводимой географами и хронистами информации по определению не могла относиться к венграм. Карелы ни разу не воевали с монголами, а в Венгрии никогда не было столицы Шибанидов...
Г. Ф. Миллер скептически относился к сообщениям самих зауральских башкир о подчинении их предков сибирскому хану Кучуму. Аргументация академика была простой: «Башкиры в то время еще не жили в пределах Сибири, но, как и большая часть этого народа в настоящее время, имели свое местопребывание по ту сторону Урала, в пределах Уфимского уезда»49. Но мы сейчас знаем, что это было не так. Башкиры проживали в зауральской лесостепи еще задолго до хана Кучума, да и после него — тоже.
Устойчивое взаимодействие башкир с представителями династией Шибани-дов продолжались даже тогда, когда Золотоя Орда уже прекратила свое существование. В Тарих-и гузида-йиНусрат-наме упомянуто, что в среднеазиатском походе Мухаммеда Шайбани-хана (1451-1510), когда он разгромил войска Султан Ахмад-мирзы, участие принимали «из башгирдов Чингиз-бахадур и Чалбаш-бахадур»50. Об этом же сказано в Шайбани-наме, за исключением того, что названы были «из башгирдовДжагир и Чалбаш-бахадур»51. Валиди Тоган также писал, что «в XV
43 Гази-Бараджтарихы 1993, 10, 18, 38, и др.
44 Плано Карпини 1957, 37.
45 Рашид ад-дин 1952, 103.
46 Меховский 1936, 11.
47 Сафаргалиев 1960, 30; со ссылкой на раб.: Алексеев 1941, 88.
48 Утемиш-хаджи, л. 41а, 42б.
49 Миллер 1937, 198.
50 МИКХ 1969, 28.
51 МИКХ 1969, 111.
веке в числе подданных... Абулхаирхана, потомка Шибана, башкирские батыры Жагыз и Жал упоминаются в числе великих эмиров»52.
Завершая наш обзор отметим, что в XIII веке ярлыки вассальной зависимости со временем получили не только усергане (которые жили в непосредственной близости от Деш-и-Кыпчака; степи, подчиненной монголами), но и вожди других башкирских племен. В шежере сохранились упоминания о признании завоевателями титулов биев за предводителями юрматы, мингов, табынцев, кипся-ков, ирякте, и других этнических групп53. Но, по всей видимости, их статус мало отличался от уровня обычных монгольских тарханных званий. «Обычай давать за услуги разныя привилегии существовал во всех чингизидских владениях и о тарханах говорят все европейские путешественники, посещавшие монгольских императоров, именуя их баронами»54. Позднее, в XIV веке, звания биев сохранились и их статус был приравнен к должностям эмиров. «Когда произошла централизация государства, прежние улусы были преобразованы в области во главе с областными начальниками — эмирами... Правители областей, или, как их называли арабские писатели, «наместники хана», пользовались обширной властью в своих областях. На должности областных начальников назначались обычно представители знатнейших родов феодальной аристократии, преимущественно из одной и той же фамилии, по наследству занимавшие должность правителей областей»55. В Башкирии «наместниками хана» стали не только свои «природные» башкиры, но и пришлые монгольские чиновники (Майки-бий и др.).
Выводы. 1) Работа с текстами башкирских шежере объективно показывает большую научную значимость этого вида исторических источников. 2) В ходе монгольского нашествия XIII в. башкирские племена Южного Урала признали свою зависимость от империи Чингисидов. Одни это сделали добровольно-принудительно, другие — под прямым военным давлением. Раньше всего (в начале 1236 г.) вассальную присягу принес вождь племени усерган-Муйтен-бий, он и был назначен верховным бием башкир. Так Башкортостан вошел в состав Еке Монгол Улуса, а впоследствии он стал частью суверенной Золотой Орды. 3) Несколько позже территория Башкортостана была разделена на две части. Области Предуралья составили отдельный Башкирский улус, а зауральская лесостепь башкир включается в улус Шибана. 4) После этого власть бия усерган охватывала только приуральские территории (т.е. к западу от Уральского хребта), хотя в ше-жере и башкирских преданиях о Муйтен-бие и его потомках говорится, что «все башкиры подчинялись ему...»56 Неслучайно, что имя бия Муйтена стало нарицательным у башкир настолько, что за усерганами закрепилось второе наименование — «муйтены»57.
ЛИТЕРАТУРА
Абуль-Гази 1906: Родословное древо тюрков // ИОАИЭ. Т. 21. Вып. 5-6. Казань.
52 Валиди Тоган 2010, 36; со ссылкой на И. Н. Березина.
53 БР 2002, 67, 371; БШ 1960, 99, 156; БНТ. 1997/10, 171-172.
54 Березин 1850, 5.
55 Сафаргалиев 1960, 69-70.
56 БНТ 1997/10, 199; БШ 1960, 84-85.
57 Кузеев 1974, 110.
Алексеев М.В. 1941: Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей. Иркутск.
Аннинский С.А. 1940: Известия венгерских миссионеров XIII-XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. III. М.
БШ 1960: Башкирские шежере / Сост., комм. Р. Г. Кузеева. Уфа.
БНТ 1987: Башкирское народное творчество. Т. 2. Предания и легенды. Уфа.
БНТ 1997: Башкирское народное творчество. Т. 10. Исторический эпос. Уфа.
Березин И.Н. 1850: Внутреннее устройство Золотой Орды (по ханским ярлыкам) // Журнал Министерства народного просвещения. 10. СПб.
Брун Ф.К. 1873: Перипл Каспийского моря по картам XIV столетия // Записки Новороссийского университета. Т. IX. Одесса.
Булгаков Р.М., Надергуллов М.Х. 2002: Башкирские родословные. Вып. 1. Уфа.
Валиди Тоган А. 2010: История башкир. Уфа.
Гази-Бараджтарихы 1993: Гази-Бараджтарихы // Бахши Иман. Джакфартарихы. Т. I. Оренбург.
Гарустович Г.Н. 2012: Завоевание Южного Урала монголами в XIII веке // Вестник АН РБ. Т. 17. 1. Уфа.
Гильом Рубрук 1957: Путешествие в восточные страны // Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М.
Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. 1950: Золотая Орда и ее падение. М.; Л.
Егоров В.Л.2 010: Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М.
Хамидуллин Б.Л. (сост.) 2004: Из глубины столетий. Казань.
ИКС 1969: История Казахской ССР. Т. II. Алма-Ата.
Киракос Гандзакеци 1976: История Армении / Пер. Л. А. Ханларяна. М.
Козин С.А. 1941: Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М.; Л.
Кузеев Р.Г. 1974: Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М.
Мажитов Н.А., Султанова А.Н. 1994: История Башкортостана с древнейших времен до XVI века. Уфа.
Меховский М. 1936: Трактат о двух Сарматиях. М.; Л.
МИКХ 1969: Материалы по истории казахских ханств в XV-XVIII веках (извлечение из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата.
Миллер Г.Ф. 1937: История Сибири. I. М.;Л.
Плано Карпини 1957: История монгалов // Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М.
Поляк А.Н. 1964: Новые арабские материалы позднего средневековья о Восточной и Центральной Европе // Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. I. М.
Почекаев Р.Ю. 2004: Суд и правосудие в Золотой Орде // Правоведение. №2.
Почекаев Р.Ю. 2007: Батый. Хан, который не был ханом. М.; СПб.
Псянчин А.В. 2001: Башкортостан на старых картах: история географического изучения и картографирования. Уфа.
Рашид ад-дин 1952: Сборник летописей. Т. I. Кн. 1. М.; Л.
Рашид ад-дин 1960: Сборник летописей. Т. II. М.; Л.
Рычков П.И. 1949: Топография Оренбургской губернии // Оренбургские степи в трудах П. И. Рычкова, Э. А. Эверсмана, С. С. Неуструева. М.
Сафаргалиев М.Г. 1960: Распад Золотой Орды. Саранск.
Татищев В.Н. 1979: Избранные произведения. Л.
Тизенгаузен В.Г. 1884: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. Извлечения из сочинений арабских. СПб.
Тизенгаузен В.Г. 1941: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. Извлечения из персидских сочинений. М.
Утемиш-хаджи. Чингис-наме (рукопись). Л. 36а, 41а, 42б.
Флоринский В.М. 1871: Башкирия и башкиры // Вестник Европы. Год IX. Кн. 12, декабрь. СПб.
Шакур Р. 2009: Башкортостан и башкиры на картах Евразии // Истоки духовности: Исследования. Публицистика. Уфа.
Ata Malik-i-Juwayni 1912: TheTa'rikh-i-Jahan-gusha of 'Ala' b 'd-Din 'Ata Malik-i-Juwayni / Mirsa Muhammad ibn 'Abdu' i-Qazwini (ed.). Pt. I. Containing the history of Chingiz Khan and his successors. Leyden; London.
BASHKIR LAND AS PART OF JOCHI ULUS
G.N. Garustovich
The author considers the question of the status of the lands of Bashkortostan within the limits of the Mongol Empire in the 13 th century. The chief of the tribe of Usergan — Molten-Biy, in the camp of the ruler of the Ulus of Jochi — "Khan" Batu, at the beginning of 1236, voluntarily acknowledged his dependence on the Mongols; that's why he was appointed as the Supreme Biy of the Bashkirs by the conquerors. The analysis of the written sources shows the territory of Bashkortostan was divided into two parts, with the border ran along the line of the Ural mountains. The area of Urals amounted to a separate Bashkir region; and the forest-steppe zone of the Urals (up to the rivers Ishim and Irtysh) were included in the Ulus of Shiban. Within the ulus Shiban Bashkir region of Western Siberia received the name "Tuf', and they managed not only by the local Bashkir biys, but also by representatives of the Golden Horde of bureaucracy (also became biys). Such administrative division was preserved until the occurrence of Bashkiria in the structure of the Russian state (16th century).
Key words: the Middle Ages, the Golden Horde, the Southern Urals, Bashkortostan, the Mongol conquest, the Ulus of Jochi, the Bashkir tribes, Ulus of Shiban, shezhere (genealogies) of Bashkirs, written sources, vassalage, tribal beys, khans labels