Научная статья на тему 'Башкиры-усергане в улусно-крыльевои системе Золотой Орды'

Башкиры-усергане в улусно-крыльевои системе Золотой Орды Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
349
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЕРГАНЕ / "ИСТОРИЯ УСЕРГАНА" / ЗОЛОТАЯ ОРДА / ХАН / БИЙ / УЛУС / "A HISTORY OF THE UTHERGENS" / THE UTHERGENS / THE GOLDEN HORDE / KHAN / BIY / ULUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исянгулов Шамиль Наилевич

He article analyses the treatise "A History of the Uthergens", being a historical source pertaining to the Uthergens' entry into the ulus-wing system of the Golden Horde. The conclusion follows that the Uthergens were a part of the private ulus of Khan Baty's descendants, subsequetntly entering the Tukatimurides' ulus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UTHERGEN-BASHKIRS IN THE ULUS-WING SYSTEM OF THE GOLDEN HORDE

He article analyses the treatise "A History of the Uthergens", being a historical source pertaining to the Uthergens' entry into the ulus-wing system of the Golden Horde. The conclusion follows that the Uthergens were a part of the private ulus of Khan Baty's descendants, subsequetntly entering the Tukatimurides' ulus.

Текст научной работы на тему «Башкиры-усергане в улусно-крыльевои системе Золотой Орды»

БАШКИРЫ-УСЕРГАНЕ В УЛУСНО-КРЫЛЬЕВОЙ СИСТЕМЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

В 1220—1240-е гг. башкирские племена оказались в составе улуса Джучи, западной части Монгольской империи. Уже было замечено в историографии, что башкирские предания в основном рассказывают о борьбе с монголами, тогда как шежере и таварихи (письменные истории) свидетельствуют о добровольном признании власти Чингиз-хана [1, с. 31—32].

Новое государственное образование — Золотая Орда, вначале как часть общей Монгольской империи, была разделена на улусы между различными родственниками Батыя. По данным Абульгази, Батый по возвращении из западного похода наделил улусами своих братьев. Шибану были переданы народы кушчи, найман, карлык, буйрак, Тука-Тимуру — минг, тархан, ушун и ойрат [2, с. 133—134]. Возможно, что в личный улус Батыя вошли народы кыйат, мангыт, салд-жиут и конграт [3, с. 24]. Здесь следует обратить внимание на конгратов. От них ведет свое происхождение башкирское племя тангаур, долгое время находившееся под влиянием усерганцев.

Исследователи Г.А. Федоров-Давыдов и В.Л. Егоров, основываясь на сообщениях различных авторов, реконструировали отдельные владения — улусы. Например, по их мнению, вдоль правого и левого берегов р. Яик располагалось два улуса. Сам Батый кочевал вдоль побережья Волги. Пятый сын Джучи Шибан занимал территории современного Северного Казахстана и Западной Сибири. Границей между улусами Батыя и Шибана считалась р. Яик [4, с. 60—61; 5, с. 163—164]. С данной проблемой связана и давняя дискуссия в исторической науке о Белой и Синей Орде [6, с. 355—382]. В Золотой Орде, кроме трех больших ее частей — улусов Батыя, Шибана и Орды, существовали и более мелкие улусы, принадлежавшие всем остальным Чингизидам.

Вопрос о распределении башкирских племен между наиболее крупными улусами Золотой Орды уже поднимался в местной историографии. В.А. Иванов писал, что земли башкирских племен оказались разделенными между двумя улусами: западные и центральные районы Башкирии вошли в улус дома Батыя, а степи ЮгоВосточной (Зауральской) Башкирии стали достоянием Шайбанидов [7, с. 122]. Более подробно вопрос о вхождении Башкирии в улусно-крыльевую систему Золотой Орды рассмотрен в монографии Ю.М. Юсупова. Он также приходит к выводу, что территория Башкирии входила и в улус Батыя, и в улус Шибана. Однако, по его мнению, крыльевое деление коснулось Башкирии поверхностно и, скорее всего, было номинальным, нежели фактическим [1, с. 35]. Между тем источники показывают, что представители многих впоследствии крупных башкирских родов и племен в XIII в., возможно, еще не являлись жителями так называемой Баскардии.

Ценнейшим историческим источником, позволяющим реконструировать, в какую улуснокрыльевую систему Золотой Орды входили баш-киры-усергане, является таварих «История Усер-гана», рукопись которого хранится в Научной библиотеке УНЦ РАН. Отдельные фрагменты данного сочинения были включены в сборники шежере и статьи академика Г.Б. Хусаинова [8, с. 195—200; 9, с. 54—60; 10, с. 45]. В более полном виде оно также опубликовано Г.Б. Хусаиновым под названием «Башкорт тэуарихы» («История башкир») [11, с. 79—99]. Другой список «Истории Усергана» недавно опубликован татарским филологом М.И. Ахметзяновым [12, с. 38—65].

«История Усергана» изучена литературоведами как литературный источник [13, с. 137—144], а Н.А. Мажитов и А.Н. Султанова обратились к ней как к историческому и на основании изло-

Исянгулов Шамиль Наилевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН

©Исянгулов Ш.Н., 2010

женных в «Истории Усергана» сведений привели список башкирских правителей и примерные годы их правления [14, с. 347—351, 479—480]. Данная статья практически является логическим продолжением их выводов.

В сочинении приведен список (поколения) усерганских биев, при этом напротив каждого из них даны уточнения, в какое время они правили, точнее при каких ханах они жили. Ниже даются ханы и жившие при них усерганские бии по сведениям, приводимым Г.Б. Хусаиновым и М.И. Ахметзяновым [11, с. 79—99; 12, с. 38—65].

Усерганские бии (по Г. Хусайнову) Усерганские бии (по М. Ахметзянову) Ханы (по Г. Хусайнову) Ханы (по М. Ахметзянову)

Муйтен Муйтан Чингиз-хан Чингиз-хан

Шакмулла Шыкмалы бен Муйтан Сайын бен Бал-чук бен Чингиз Чайан

Бузеке Буреке бен Шыкмалы Тукан Тукан

Жару ка Серка бен Буреке Таухиль Ту гр ы л

Мангут Манкут бен Буреке Узбек Узбек

Урал Арал бен Манкут Джанибек Джанибек

Инсан бен Урал Инсан бен Арал Бердибек Бердибек

Буйта Иата бен Арал Таука Ходжа Тукхужа

Ирбан бен Буйта Арбан бен Арал Тохтамыш Тохтамыш

Тулебай Барак

Тимер Карабуга Тимер Капка Куска Барак

Сарыш Сарыш бен Карача Касим Касим

Япынчы Иабынчы Кучум Кучум

Казаксал Казаксал Бердибек султан бен Турахан Бердибек султан

Родоначальник усерганцев Муйтен-бий был современником Чингиз-хана. Здесь мы не ставим себе целью рассмотрение проблемы вхождения башкирских племен в состав Монгольской империи. Данному вопросу посвящена довольно большая литература, в т.ч. и зарубежная [8, с. 201; 15, с. 254; 16, с. 298-304; 17, с. 314-328; 10, с. 42-49; 14, с. 329-342; 1, с. 25-40]. Сын Муй-тена Шакмулла был бием при Сайын батыре бен Балчу бен Чингизе [11, с. 94]. М.И. Ахметзянов пишет, что Шыкмалы бен Муйтен жил в годы правления хана Чайан-батыра, и добавляет, что такого хана в истории не было [12, с. 48]. Между тем никакой ошибки в сочинении нет. Такие авторы средневековья, как Рашид ад-Дин, ан-Нувейри, Ибн Халдун, Гаффари, Абульгази Саин-ханом называли сына Джучи, внука Чингиз-хана - Батыя [18, с. 150, 378; 19, с. 48, 210;

2, с. 126]. Как известно, другие историки, например, Утемиш-хаджи (I пол. XVI в.) именуют Батыя просто Саин-ханом, не упоминая его на-

стоящего имени [20, с. 92—95]. Английский исследователь Дж. Бойл показал, что «Саин-хан» — это посмертный титул Батыя. Дело в том, что словом «саин» монгольские правители обозначали своих умерших предшественников, имена которых, в соответствии с обычаем, упоминать не следовало [21, с. 28—31; 22, с. 23—27].

Упоминание имени «Саин-хан» наверняка означает, что основная часть башкир в 1230— 1240-е гг. вошла не только в Золотую Орду, а возможно, и в личный улус Батыя.

Р.Г. Кузеев писал, что усергане в XIII в. кочевали в Юго-Западном Приуралье, постепенно продвигаясь в предгорья Южного Урала, и нередко зимовали в Приаралье и на Сырдарье [15, с. 158]. Далее бием усерганцев стал сын ТТТыкма-лы Буреке, живший при хане Тукане [12, с. 48]. В другом списке он назван Бузеке, также при Тукан-хане [11, с. 96]. В шежере племени усер-ган говорится:

Его сын Бэзэк-бий,

Угощения его богаты,

Справляя многочисленные празднества [Бэзэк] бий получил от хана перстень

[8, с. 85].

В местной историографии уже было высказано мнение о том, что под упомянутым в шежере Туканом имеется в виду сын Батыя [14, с. 348, 350, 479]. Как известно, второй сын Батыя Тукан никогда не был ханом Золотой Орды [19, с. 49]. Он женился на вдове своего отца Барак-чин, которая правила Ордой некоторое время после смерти Сартака, старшего сына Батыя. К тому времени (1257) Тукан, наверное, умер, т.к. о его претензиях на трон в источниках не сообщается [18, с. 150—151]. Т.И. Султанов считает, что Тукан умер до 1258 г. [23, с. 428]. Если Тукан никогда не правил Золотой Ордой, почему же он назван ханом и сюзереном усерганцев? Здесь может быть несколько вариантов:

1. Тукан назван лишь как промежуточная инстанция в генеалогии Батуидов — ханов Золотой Орды, хотя это маловероятно. Ведь не упомянуты же сыновья Тукана — ханы Золотой Орды: в 1266—1280 гг. Менгу-Тимур и в 1280—1287 гг. Туда-Менгу, несомненно, оставившие более серьезный исторический след в истории, нежели их отец, известный лишь узким специалистам — генеалогам родословной Джучидов.

2. Тукан упомянут потому, что его жена Ба-ракчин являлась регентшей Золотой Орды. Этот вариант должен быть отвергнут. К тому времени Тукан, как и предполагают историки, наверняка умер, иначе великий каган Мунке не назначил бы правительницей Орды его жену Баракчин при малолетнем хане Улагчи.

3. Тукан выступал здесь не как верховный правитель, а как правитель определенного улуса в Орде, куда были отнесены и усергане. Следует предположить, что еще в молодости Тукан от Батыя получил личный удел — улус. К этому выводу можно прийти именно потому, что Тукан практически неизвестен как политический деятель. Глава усерганцев стал одним из ближайших сподвижников молодого принца, о чем свидетельствует шежере. Ханом Тукан назван, возможно, по инерции, а возможно, и потому, что текст тем самым отражает реально существовавшие в то время центробежные тенденции в Орде.

Таким образом, приходим к выводу, что, вероятно, именно Тукан являлся правителем улуса, в состав которого входили усергане. Можно предположить, что данный улус находился где-то в междуречье Нижней Волги и Яика. Вполне вероятно, что территория улуса располагалась и на левом берегу Яика.

Позже бием стал сын Буреке Серка или Жа-рука, живший при хане Тогруле. В шежере он назван Джурек-бием [8, с. 85]. М.И. Ахметзянов также отмечает, что хана по имени Тугрыйл (Тог-рул) в Золотой Орде не было [12, с. 48]. Десятый сын (по Рашид ад-Дину) хана Менгу-Тимура и внук упомянутого Тукана Тогрылча или Тогрыл, как известно, официально не был ханом [19, с. 51]. Но после прихода к власти в Орде Тула-буги (1287) одним из соправителей хана стал его двоюродный брат Тогрылча. В 1291г. Тулабуга, Тогрылча и еще четверо сыновей Менгу-Тимура потерпели поражение от Тохты и Ногая и были казнены [18, с. 107—108]. Не будучи ханом, Тогрылча в 1287—1291 гг. был одним из правителей Орды. Также можно предположить, что Тогрыл-ча, кроме всего прочего, был также правителем улуса, доставшегося ему от деда Тукана, и считался сюзереном усерганцев. Таким образом, в левобережье Волги имелся улус, который подчинялся потомкам Батыя — вначале Тукану, потом его внуку Тогрылу. Однако в XIII в. Чингизиды, правившие в левобережных улусах, в борьбе

за верховную власть практически всегда терпели поражения, как Тогрыл (можно предположить, что его четверо братьев также имели улусы в левобережье Волги) и, возможно, Тукан.

Упоминание Тогрыла как хана Золотой Орды имело еще одну традицию. В некоторых поздних персидских источниках (Аноним Искандера, Гаф-фари) Тогрыл включен в список ханов, как царствовавший до своего сына Узбека после Тохты [19, с. 127-128, 211]. Думается, это сделано лишь потому, что Тогрыл был отцом знаменитого хана

и, наверное, по мнению этих историков, также должен был быть верховным правителем государства. Предполагать о влиянии данных источников на башкирский текст, по нашему мнению, представляется неверным. Хотя, возможно, миф о царствовании Тогрыла до своего сына Узбека получил распространение в историческом сознании восточных народов.

Второй сын Буреке Манкот (Мангут) был бием при хане Узбеке (правил в 1313-1342 гг.).

Таким образом, в обоих списках «Истории Усергана» отмечены: основатель Монгольской империи Чингиз-хан и его внук Батый (годы правления в улусе Джучи: 1227-1256), имевший посмертное имя Саин; потомки Батыя - Батуи-ды, ханы Золотой Орды: Узбек, Джанибек (1342— 1357), Бердибек (1357-1359). Приводятся и представители Батуидов, никогда не являвшиеся ханами Золотой Орды, например, Тукан, второй сын Батыя, вероятно умерший вскоре после смерти своего отца. Не был ханом и Тогрыл, внук Тукана и отец хана Узбека. Все эти Чингизиды являются представителями одной линии - Батыя (Ба-туидами). Не упомянуты лишь Джучи, отец Батыя, никогда не являвшийся самостоятельным правителем, и Менгу-Тимур, сын Тукана и отец Тогрыла, хан Золотой Орды в 1266-1280 гг. Привлекает внимание и то, что в «Истории Усерга-на» не упомянуты другие ханы Золотой Орды -представители боковых ветвей Джучидов: Сар-так, Улагчи, Берке, Туда-Менгу, Тулабуга, Тох-та. Все это дает основание предполагать, что здесь Батуиды названы не как верховные правители государства, а как правители личного улуса. Если так, то получается, что до смерти Бердибека усер-гане входили в личный улус Батыя и потомков его второго сына Тукана.

Совсем иная ситуация сложилась после смерти Бердибека. Династия Батыя вымерла, единое государство распалось. Хотя, по предположению

историков, поддержанные Мамаем ханы в 1360— 1370-е гг. являлись представителями Батуидов, однако левобережье Волги им никогда уже не принадлежало. Следующим ханом назван некто Тукхужа. Это, несомненно, отец Тохтамыша Туй-хужа-оглан. Он был потомком 13-го сына Джу-чи Тука-Тимура, являлся правителем Мангышлака, впоследствии был казнен Урус-ханом, дальним родственником, представителем той же династии. Урус-хан овладел и личным улусом Туй-хужи. Практически все последующие ханы -Тукатимуриды - либо потомки Туйхужи-оглана (Тохтамыш), либо потомки Урус-хана. Таким образом, усергане, после того как их улусные правители - Батуиды вымерли, поменяли своих сюзеренов и оказались в одном из улусов Тука-тимуридов. Внук Урус-хана Барак в 1420-е гг. пытался еще раз объединить Золотую Орду, но, по преданию, он не смог овладеть Башкирией [8, с. 77-78, 80]. Трудно сказать, защищали ли усергане тогда Башкирию или находились в стане сторонников Барака. Однако текст «Истории Усергана» свидетельствует, что в дальнейшем усер-гане признавали своими сюзеренами казахских ханов - потомков Барака: его сына Джанибека (умер после 1473 г., назван в сочинении Кечек, т.е. младший, в этом мы видим влияние сочинения Кадыр Али-бека Джалаири1), внуков Усека (Куску) и Касима. Джанибек, один из основателей Казахского государства, правил в западной его части и одно время сидел в Сарайчике, ставшем столицей Ногайской Орды [24, с. 104]. Ногайцы нередко приглашали к себе подставных ханов, в т.ч. и казахских Тукатимуридов. В Сарайчике впоследствии, как свидетельствует «История Усергана», сидел и восьмой сын Джанибе-ка Усек [11, с. 93]. Там же умер и похоронен в 1521 г. казахский хан Касим, третий сын Джа-нибека. Вполне возможно, что в XV - начале XVI вв. признание усерганами казахских Тука-тимуридов своими сюзеренами было чисто формальным. В междуречье Нижней Волги, Яика, Эмбы в то время верховодили ногайцы [25, с. 2835]. На сочинение оказала влияние и ногайская генеалогическая традиция. Это видно из того, что предками Муйтен-бия названы Баба Тукляс, Котлокыя и даже сам Едигей [11, с. 93; 9, с. 58].

В ногайской и казахской версиях эпоса «Идукай и Мурадым» Баба Тукляс - легендарный предок эмира Едигея, отождествляемый с поэтом Ахмедом Ясави (1105-1166). Нередко Баба Тукляс показывается потомком праведного халифа Абу-Бекра, тестя пророка Мухаммеда [26, с. 182-183; 27, с. 10; 28, с. 49-50]. В башкирской версии эпоса в записи Н. Исанбета отцом Идукая является все тот же Баба Тукляс [29, с. 234, 235]. В сочинении же Утемиш-хаджи Баба Тукляс - реальная личность, жившая в эпоху хана Узбека [20, с. 105-106]. Однако реальные отношения усерганцев с ногайцами не совсем ясны: претендовали ли усергане на генеалогическое родство с потомками эмира Едигея или в сочинении имеет место литературное заимствование. Для ответа на этот вопрос требуется специальное исследование. Мы лишь отметим, что очень скоро союз казахского хана Джанибека и ногайцев был нарушен и ногайцы заключили союз с сибирскими правителями - Шибанидами. Однако «История Усергана» свидетельствует, что восьмой сын Джани-бека Усек (Куска) был ханом в Сарайчике.

Таким образом, башкиры-усергане в XIII в. -60-х гг. XIV в. входили, возможно, в ближайшее окружение и улус Батуидов - потомков второго сына Батыя Тукана, а в период смуты в Орде - в улус Тукатимуридов. В XV - начале XVI вв. усер-гане признают своими сюзеренами казахских ханов из потомков Урус-хана, возможно, потому, что оказались в зависимости от ногайцев. Все это свидетельствует, что «История Усергана» является ценнейшим источником не только по истории башкир, но и истории всей Золотой Орды, постордынских государств, Ногайской Орды, Казахского ханства. Она требует еще дальнейшего изучения, а также полного опубликования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Юсупов Ю.М. История Башкортостана XV— XVI вв. (социально-политический аспект). — Уфа: Гилем, 2009. — 192 с.

2. Эбелгазый Бакадир хан. Шэжэрэи терек. — Казан: Татар. кит. нэшриэте, 2007. — 271 б.

3. Шамилъоглу Ю. Направления в исследовании Золотой Орды // Источниковедение истории Улуса

1 Именно так назван казахский хан Джанибек, сын Барака, лишь в сочинении Кадыр Али-Бека. В действительности Джанибек был младшим ханом в Казахском государстве, поэтому правил в западной его части. Верховным правителем считался его троюродный брат Герей-хан, после его смерти — Бурундук-хан.

Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1223— 1556. — Казань, 2001.

4. Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. — М.: Моск. ун-т, 1973. — 180 с.

5. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв. — М.: Наука, 1985. — 245 с.

6. Ускенбай К. Улусы первых Джучидов. Проблема терминов Ак-Орда и Кок-Орда // Тюркологический сборник. 2005: Тюркские народы России и Великой степи. — М.: Вост. лит., 2006.

7. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX века. — Уфа: Китап, 1996. — 520 с.

8. Башкирские шежере. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1960. — 304 с.

9. Хосэйенов Г. Удэргэн ырыуы шэжэраЬе // Башкирские шежере (филологические исследования и публикации). — Уфа: БФАН СССР, 1985.

10. Хусаинов Г.Б. Духовный мир башкирского народа. — Уфа: Китап, 2003. — 480 с.

11. Хосэйенов Г. Башкорт тэуарихы // Ватандаш. —

2006. — № 9. — С. 79—99.

12. Эхмэтжэнов М.И. Нугай Урдасы: татар хал-кыньщ тарихи мирасы. — Казан: Татар. кит. нэшр., 2009. — 351 б.

13. Надергулов М. Историко-функциональные жанры башкирской литературы (генезис, типология, традиции). — Уфа: Китап, 2002. — 192 с.

14. Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана. Древность. Средневековье. — Уфа: Ки-тап, 2009. — 496 с.

15. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения. — М.: Наука, 1974. — 572 с.

16. Башкорт э?эбиэте тарихы. 6 томда. Т. 1. — Офе: Башкортостан китап нэшриэте, 1990. — 608 б.

17. Иванич М. «Дафтар-и Чингиз-наме» как источник по истории кочевых обществ // Источнико-

ведение истории Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1223—1556. — Казань, 2001.

18. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1. Извлечения из сочинений арабских. — СПб., 1884. — 562 с.

19. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 2. Извлечения из персидских сочинений, собранные В.Г. Тизенгау-зеном и обработанные А.А. Ромаскевичем и С.А. Волиным. — М.; Л.: АН СССР, 1941. — 306 с.

20. Утемиш-хаджи. Чингиз-наме / Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследование В.П. Юдина; комментарии и указатели М.Х. Абусеитовой. — Алма-Ата: Гылым, 1992. — 296 с.

21. Бойл Дж.Э. Посмертный титул Бату-хана // Тюркологический сборник. 2001: Золотая Орда и ее наследие. — М.: Вост. лит., 2002.

22. Почекаев Р.Ю. Батый. Хан, который не был ханом. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Евразия,

2007. — 350 с.

23. Султанов Т.И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. — 445 с.

24. Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. — М.: Вост. лит., 2001. — 752 с.

25. Исянгулов Ш.Н. Малоизученные аспекты истории дореволюционного Башкортостана: сб. статей. — Уфа: Аэрокосмос и ноосфера, 2008. — 134 с.

26. Жирмунский В.М. П.М. Мелоранский и изучение эпоса «Едигей» // Тюркологический сборник. 1972. — М.: Наука, 1973.

27. Мелиоранский П.М. Сказание об Едигее и Ток-тамыше. Киргизский текст по рукописи, принадлежавшей Ч.Ч. Валиханову. Приложение к тому XXIX. Предисловие. — СПб., 1905. — 23 с.

28. Эхмэтжанов М.И. Татар шэжэрэлэре. — Казан: Татар. кит. нэшр., 1995. — 128 б.

29. Галин С.А. Башкирский народный эпос. — Уфа: Аэрокосмос и ноосфера, 2004. — 320 с.

Ключевые слова: усергане, «История Усергана», Золотая Орда, хан, бий, улус.

Key words: the Uthergens, “A History of the Uthergens”, the Golden Horde, khan, biy, ulus.

Shamil N. Isyangulov

THE UTHERGEN-BASHKIRS IN THE ULUS-WING SYSTEM OF THE GOLDEN HORDE

The article analyses the treatise “A History of the Uthergens”, being a historical source pertaining to the Uthergens’ entry into the ulus-wing system of the Golden Horde. The conclusion follows that the Uthergens were a part of the private ulus of Khan Baty’s descendants, subsequetntly entering the Tukatimurides’ ulus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.