УДК 391.4
DOI: 10.62669/30342139.2024.3.34
Г. Р. Шагапова
БАШКИРСКИЕ ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ: КУЛЬТУРНЫЕ АРТЕФАКТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИЙ РОССИЙСКОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ1
В статье дается детальное описание игрушек башкирских детей из коллекции С. И. Руденко, хранящихся в Российском этнографическом музее (РЭМ). Рассмотрено четыре уникальных экспоната: стрела, используемая в игре с броском на точность, в виде деревянного колышка с лопастями из березовой коры, игрушка для малышей из ветки и лыка, имитирующая лошадку, мяч из верблюжьей шерсти и деревянный игрушечный лук. Два последних предмета находятся на постоянной выставке музея и доступны для просмотра, стрела и лошадка описаны и представлены впервые в данной статье. Описание игрушек сопровождается кратким описанием игр с ними. Интерес представляет мальчиковая игрушка - волчок из коллекции А. К. Сержпу-товского, известного этнографа начала ХХ в., охарактеризованная им как татарская. Нами установлено, что д. Нижний Алькаш, из которой происходит экспонат музея, является не татарской, а тептярской, но сам по себе факт наличия волчка в коллекции музея весьма примечателен. Изучение старинных игрушек дает возможность по-новому взглянуть на игровую культуру, восстанавливая утраченные фрагменты, что и делает такие коллекции особенно ценными для этнографических и музейных исследований.
Ключевые слова: игрушка, коллекция С. И. Руденко, коллекция А. К. Сержпутовского, стрела, игрушечная лошадка, войлочный мяч, игрушечный лук, волчок, башкиры, тептяри.
В январе 2015 г. в Санкт-Петербургском государственном университете состоялась конференция, посвященная 130-летию со дня рождения Сергея Ивановича Руденко (1885-1969), выдающегося этнографа, антрополога, археолога и гидролога. На этой конференции автором статьи был представлен стендовый доклад «Башкирские игры по опубликованным и неопубликованным материалам С. И. Руденко», в котором среди прочего шла речь об игрушках музейной коллекции С. И. Руденко в Российском этнографическом музее (далее - РЭМ), где сохранилось несколько игрушек башкирских детей, а именно: войлочный мяч, стрела, деревянный конек, условно изображающий лошадку, и детский лук. Стендовые доклады
публикации не подлежали, а потому есть необходимость публикации материалов по башкирским игрушкам, находящимся в музее.
Впервые нам довелось узнать и увидеть игрушки башкирских детей, находящиеся в коллекциях РЭМа, в апреле 2012 г., во время прохождения стажировки по теме «Детские игры и игрушки в традиционной культуре народов России (XIX-XX вв.)». В стендовом докладе 2015 г. описание игрушек было дано по записям, сделанным во время этой стажировки.
На сегодняшний день автором обнаружены игрушки башкирских детей в коллекциях РЭМ, в музее игрушек в Сергиевом Посаде и ИЭИ УФИЦ РАН. Первые два собрания являются
1 Статья написана в рамках реализации государственного задания ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» по теме «Воспитательный потенциал этнопедагогики тюркских народов в современных условиях».
аутентичными, собраны в начале ХХ в. и в 30-е гг. ХХ в. соответственно; что касается уфимской коллекции, то она была передана Музею археологии и этнографии УФИЦ РАН кандидатом исторических наук Ф. Ш. Абсаликовой в конце 90-х гг. ХХ в. и состоит из игрушек, изготовленных тогда же по заказу автора коллекции. Очевидно, коллекции игрушек - редкое явление в музеях, и тем более актуально изучение имеющихся. Традиционно игрушки рассматриваются как предметы повседневного обихода, а не как объекты культурного наследия. Тем не менее, они могут многое рассказать о социальных и культурных аспектах своего времени, что делает их изучение интересным и важным.
Целью статьи является анализ и описание башкирских детских игрушек, хранящихся в Российском этнографическом музее.
Башкирские игрушки становились предметом изучения исследователей, можно вспомнить диссертацию и монографическое исследование Ф. Ш. Абсаликовой [Абсаликова 1999; Абсаликова 2000; Абсаликова 1998]. Автором статьи были описаны две куклы из Музея игрушек в Сергие-вом Посаде, эта тема затронута и в работе 2022 г. [Шагапова 2013; Шагапова 2022].
В 2024 г. во время командировки в г. Санкт-Петербург игрушки из коллекций С. И. Руденко № 1002, 1234, 2881 были исследованы, и ниже мы даем их описание. Всего в коллекциях С. И. Руденко было четыре игрушки, и еще одна игрушка из Уфимской губернии была в коллекции А. К. Сержпутовского.
Экспонат под номером 1002-141 под названием «Ат-кыяк». В описи читаем следующее: «Детская игрушка, представляет из себя заостренный деревянный колышек (16 см длиной), сзади расщепленный накрест. В расщелины вставлены два куска березовой коры, изогнутых под прямым углом (11 см длины). Сделанную таким образом стрелу кидают на воздух за шнурок, привязанный к концу колышка у березовых крыльев. Из дер. Абзаковой Кубеляк-Телевской б.д.».
Опишем игрушку более подробно. Деревянный колышек в форме конуса имеет длину около 16 см, в верхней части конус диаметром около 2 см, в нижней около 0,5 см. Наверху в утолщенной части сделан крестообразный расщеп, в который вставлено два куска березовой коры в виде лопастей. Берестяная кора с тыльной стороны заглажена, со стороны белого цвета
практически без изменений. Любопытно, что к точности, балансировке и соблюдению пропорций автор экспоната не стремился: мы видим один кусок коры в формате ромба со сторонами приблизительно 2,5х5х10х11 см, верхний угол заканчивается лишним куском коры, он торчит как «хвостик». Вторая лопасть сделана более аккуратно, ее размер 4х4х10х10. В расщеп колышка лопасти вставлены надежно, фиксация прочная.
Колышек сверху, на расстоянии от верхней точки на 1-1,2 см, перевязан шнурком из шерсти. Веревочка длиной около 85 см, но с учетом обвязки и пр. длина веревочки была без малого 1 м. Интересен сам шнурок, к слову говоря, весьма красивый. Диаметр веревочки около 3 мм, она сплетена из трех цветных ниток красного, желтого и зеленого цвета. Вероятнее всего, нитки спрядены из верблюжьей шерсти. Сам шнурок скручен из двух ниток: одна нитка скручена из красной и желтой нитки, и затем она сплетена с зеленой. Шнурок равномерный по всей длине, с закрепом в виде узелков на концах.
Как играли с этой игрушкой, нам не известно точно, описания нет ни в наших полевых материалах, ни в литературе. Но кое-что мы можем сказать. Скорее всего, для игры на земле чертился круг. Стрелу брали за веревочку, подкидывали наверх таким образом, чтобы она, перевернувшись, воткнулась в центр круга. Лопасти стрелы обеспечивают балансировку, а веревочка позволяет регулировать действия игрока: он подкидывает с ее помощью стрелу, затем легко подтягивает к себе. Скорее всего, идея игры заключается не только в точности попадания, но и в количестве набранных очков. Игрушку подобного рода мог сделать и взрослый, и ребенок.
Экспонат 1234-86 обозначен как «ат куйурук». Из документации следует: «Ат куйрук - конский хвост, детская игрушка; к деревянной палочке 34 см длиной на конце привязаны три пучка (вверху свитые) мочалы (50 см длиной), изображающие хвост; кроме того, две мочальные веревочки (117 см длиной) привязаны к обоим концам палочки; мальчик, садясь верхом на палочку, эти веревочки одевает себе на плечи; хвост воображаемой лошади, конечно, сзади. Оренб. губ., Орский у., Усерганская башкир.дача, дер. Худайбандина. Башкиры».
Перед нами очень любопытная игрушка, явно сделанная взрослым для малыша. Основание игрушки - палочка длиной около 34 см.
По-хорошему, это даже и не палочка, а прутик диаметром около 0,5 см. К концу палочки привязаны три веревки из лыка. Две веревочки на одном конце соединены узлом на расстоянии около 36 см и далее идут как единая веревка, из нее же далее символизируется хвост лошади. Ребенок садился на палочку «верхом», уздечки накидывал на себя через плечи назад, и таким образом получается имитация лошадки. Вся конструкция цельная, в местах окончания лыка добавлялось необходимое, завязывая узелком две нити, и плетение продолжалось, правильнее будет сказать не плетение, а тугое скручивание лыка. Игрушка не рассчитана на большого ребенка, исходя из ее параметров, скорее всего, она была предназначена для ребенка младшего возраста, до 3-4 лет.
На экспозиции в зале музея находятся два мяча, но происхождение второго не совсем очевидно. Мяч под номером 2881-653 в описи записан следующим образом: «Тупайсык - мячик из верблюжьей шерсти. Приобретен в д. Уметбаево Гирей-Кипчакской башкирской дачи Стерлитамак-ского уезда Уфимской губернии». Мяч выглядит как шар неправильной формы, размером не больше 6 см, довольно плотный по структуре, не совсем упругий, рыжевато-серого цвета.
Мяч сделан из верблюжьей шерсти по технологии, которая оставалась неизменной в течении тысячелетий. Его изготавливали весной во время сезонной линьки крупного рогатого скота, счесывая с боков животного шерсть, которую тут же катали в клубочек, немного смачивая водой. Клубочек наращивали, постоянно смачивая, крепко сжимая и делая его более плотным и упругим. В середину мяча для плотности могли положить небольшой камень, в итоге получалась игрушка диаметром максимумом в двадцать см. Мяч обладал определенной упругостью, мог один-два раза подпрыгнуть от земли, но со временем становился более плотным, менее прыгучим и терял свои первоначальные качества. Очевидно, войлочный мяч на постоянной экспозиции в РЭМе в играх использовался активно, он тугой, плотный, свалявшийся от постоянного использования. Но от мячей в традиционных играх не требовалось упругости, мячи катали и кидали, ими пятнали, а игры типа баскетбола, волейбола и футбола появятся намного позднее, при советской власти. Нам хорошо известно, в каких играх использовали мяч. В играх мальчиков, к примеру, широко известна и сегодня игра «котел», в нее играли весной
и в начале лета; мяч использовали в девичьеи игре «штандер» (непереводимо), туп hуFыу (бить мячом), мяч в стену, выбивание из круга; мячом выбивали игроков в коллективной игре hунарсылар hэм ейрэклэр (охотники и утки) и т.д. На северо-западе Республики Башкортостан, в Татышлин-ском и Балтачевском районах, в 2010 г. нами записан текст, в котором ощущается древняя связь игры и обряда. В д. Буль-Кайпаново Татышлинского района Тимиршина Радина, 1937 г.р. (уроженка д. Чукурово Татышлинского района), сообщила следующее. Взрослые ранней весной призывали девочек играть в мяч со словами:
Ас балалар Туп уйнайлар. Туп уйнакалар, Тук булалар
Играют в мяч. Если они играют в мяч, Значит, будут сытые Голодные дети.
Если мы примем во внимание, что мяч является символом солнца, то становится понятной семантика весенней игры детей - начало нового цикла, надежда на добрую весну и лето. Заметим, что в игре «котел» равное хождение имеют два варианта, когда игроки выкапывают лунку для себя так, чтобы «выстроилась» линия либо образовался круг - символ солнца - возле котла.
На постоянной экспозиции музея также находится детский лук N° 2881-469 из другой коллекции С. И. Руденко, приобретенный в д. Баязитово Челябинского уезда Оренбургской губернии. Поскольку игрушка детская, постольку она чрезвычайна проста в изготовлении. Ветка дерева диаметром около 2 см и длиной около 81 см согнута в дугу малой кривизны; на концах ветки сделаны ножом круговые надрезы или пазы, в которые накидывались и закреплялись концы тетивы. Тетива из бечевки, материал которой не совсем очевиден, возможно, это также шерстяная веревочка. В центре лука ножом сделано небольшое ложе, правильнее будет сказать, что ножом снят слой коры и верхний слой древесины, очевидно, для прилаживания стрелы во время стрельбы. Стрелы к луку отсутствуют. Игры с луком и стрелами были не только на меткость и кучность стрельбы. В сказках имеется описание состязания юношей, когда они пускали стрелу в небо, и чья стрела упадет последней, тот и выиграл, то есть перед нами состязание на силу и дальность стрельбы. Любопытные мысли навевает детский лук. Подобное вооружение башкирского воина было характерно для первой четверти
XIX в., вспомним, к примеру, внешний вид башкир в Отечественной войне 1812 г. Уже тогда, более двух столетий назад, лук воспринимался как устаревшее оружие. И, тем не менее, элемент культуры прошлого демонстрирует хорошую сохранность в игровой культуре детства.
Хранитель жесткого резерва отдела этнографии Поволжья и Приуралья РЭМ, научный сотрудник второй категории Отдела этнографии Поволжья и Приуралья Кашпар Наталья Юрьевна показала нам еще одну игрушку, которую можно считать небольшим открытием для нашего региона. Речь идет о волчке из коллекции А. К. Сержпутовского, одного из основателей белорусской школы этнографии начала ХХ в., известного российского и советского ученого-этнографа и фольклориста, долгие годы работавшего в РЭМе, участника и организатора большого числа этнографических экспедиций. В 1917 г. состоялся выезд Александра Сержпутовского в Уфимскую губернию, в Бир-ский уезд, в «татарские села Иванаево, Дюртюли и Нижний Алькаш» (так в тексте. - Авт.). Им была сформирована и передана на хранение коллекция 4073, в которой было 42 предмета.
Одним из предметов коллекции является деревянная игрушка мальчиков детского и подросткового возраста - волчок. «4073-40. Волчок - детская игрушка; деревянный круг (диаметр 0,06 м), сквозь который пропущен стержень (длина 0,08 м). Уфимская губ., Бирский у., с. Нижний Алькаш. татары».
Основная часть игрушки - кружок - сделана ножом, он диаметром около 6 см, по центру которого проделано полусантиметровое отверстие, и в него плотно вставлен стержень высотой около 8 см таким образом, что нижняя часть выходит на сантиметр приблизительно, а большая часть возвышается над кружком. Сразу отметим, что никакой калибровки игрушки нет, и такой цели при изготовлении подобного рода игровых предметов не ставят. Стержень заострен с двух сторон, внизу с существенным - относительно верхней ее части - утолщением. Нижний конец палочки стерт, поскольку во время игры именно сюда приходилась нагрузка. Играли в нее известным образом: брали за верхний конец стержня и на ровной поверхности закручивали, придавая вращение и заставляя ее кружится. Процесс сам по себе интересный, а если игроков несколько, то можно устроить соревнования волчков на скорость, дальность, время и пр.
Из работы А. З. Асфандиярова следует, что д. Алькашево учтена еще в далеком 1795 г. -32 тептяря при 4 дворах. В 1859 г. итоги ревизии свидетельствуют о новых припусках тептярей. Далее А. З. Асфандияров пишет, что «в 1870 г. всех жителей ошибочно отнесли к башкирам, которых насчитывалось 411 чел. Выселок из коренного поселения, по-видимому, образовался в начале XX в. Во всяком случае, в 1920 г. было две деревни: Верхнеалькашево (Араптаново) с 341 башкиром при 67 дворах и Нижнеалькашево с 444 башкирами при 88 дворах. Национальный состав жителей, как видно, явно искажен. Подавляющее большинство составляло тептярское население. По названиям поселений видно, что Нижнеалькашево - выселок, переросший в самостоятельное селение» [Асфанди-яров 2009: 409]. Ныне д. Нижнеалькашево входит в состав Дюртюлинского района РБ. И, очевидно, Нижнеалькашево хоть и фигурирует в документах с 1920 г., но реально уже существовало до революции. Таким образом, когда А. К. Сержпутовский пишет об игрушке татарских детей, имеет ввиду игрушку, приобретенную в тептярской деревне.
Для всех игрушек характерно использование природных материалов при изготовлении: дерево, кора, верблюжья шерсть, что отражает традиционные материалы, используемые в башкирском быту до революции. Со временем материал может меняться, может происходить определенная трансформация форм, но содержание остается неизменным. Мяч, лук, волчок свои позиции в игровой культуре сохраняют и сегодня, имитация «лошадки» сегодня не встречается. Все игрушки прошлого, без исключения, демонстрируют сохранение культурных элементов в детских играх и подчеркивают важность их изучения для понимания игровой культуры и культуры детства.
Коллекции игрушек и детских предметов довольно редкое явление в музеях. Тем более интересно и необходимо изучение имеющихся, поскольку они позволяют по-иному взглянуть на игровую культуру, на культуру детства.
Автор статьи выражает благодарность руководству РЭМа в лице заместителя директора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Прокопьевой Наталье Николаевне, а также научному сотруднику Отдела этнографии Поволжья и Приуралья Кашпар Наталье Юрьевне за предоставленную возможность работы с коллекциями.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Российский этнографический музей, коллекция С. И. Руденко № 1002.
Российский этнографический музей, коллекция С. И. Руденко № 1234.
Российский этнографический музей, коллекция С. И. Руденко № 2881.
Российский этнографический музей, коллекция А. К. Сержпутовского № 4073.
Абсаликова 1999 - Абсаликова Ф. Ш. Башкирские народные игрушки // Ватандаш. 1999. № 4. C. 182-188.
Абсаликова 1998 - Абсаликова Ф. Ш. Игры и развлечения башкир: дис. ... канд. ист. наук. Уфа: 1998. 220 с.
Абсаликова 2000 - Абсаликова Ф. Ш. Игры и развлечения башкир. Уфа: Гилем. 2000. 133 с.
Асфандияров 2009 - Асфандияров А. З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. Уфа: Китап, 2009. 744с.
Шагапова 2013 - Шагапова Г. Р. Забытая коллекция игрушек // От древности к новому времени (проблемы истории и археологии) / Отв. ред.: Круглов Е. А. Выпуск XX. Уфа: Башкирский государственный университет, 2013. С. 158-175.
Шагапова 2022 - Шагапова Г. Р. Игры народов Республики Башкортостан. Уфа: БГПУ, 2022. 122 с.
REFERENCES
Rossiiskii etnograficheskii muzei, kollektsiya S. I. Rudenko № 1002 [Russian Ethnographic Museum, S. I. Rudenko's collection No 1002].
Rossiiskii etnograficheskii muzei, kollektsiya S. I. Rudenko № 1234 [Russian Ethnographic Museum, S. I. Rudenko's collection No 1234].
Rossiiskii etnograficheskii muzei, kollektsiya S. I. Rudenko № 2881 [Russian Ethnographic Museum, S. I. Rudenko's collection No 2881].
Rossiiskii etnograficheskii muzei, kollektsiya A. K. Serzhputovskogo № 4073 [Russian Ethnographic Museum, A. K. Serzhputovsky's collection No 4073].
Absalikova F. Sh. Bashkirskie narodnye igrushki [Bashkir folk toys]. In: Vatandash. 1999. No 4. Pp. 182-188. (in Russian)
Absalikova F. Sh. Igry i razvlecheniya bashkir [Bashkir games and entertainment]. PhD thesis. Ufa, 1998. 220 p. (in Russian)
Absalikova F. Sh. Igry i razvlecheniya bashkir [Bashkir games and entertainment]. Ufa: Gilem Publ., 2000. 133 p. (in Russian)
Asfandiyarov A. Z. Istoriya sel I dereven' Bashkortostana I sopredel'nykh territorii [The history of villages of Bashkortostan and adjacent territories]. Ufa: Kitap Publ., 2009. 744 p. (in Russian)
Shagapova G. R. Zabytaya kollektsiya igrushek [A Forgotten toy Collection]. In: Ot drevnosti k novomu vremeni (problemy istorii i arkheologii) [From antiquity to modern times (problems of history and archaeology)]. Responsible Editor is Kruglov E. A. Iss. XX. Ufa: Bashkir State University Publ., 2013. Pp. 158-175. (in Russian)
Shagapova G. R. Igry narodov Respubliki Bashkortostan [Games of the peoples of the Republic ofBashkortostan]. Ufa, BGPU Publ., 2022. 122 p. (in Russian)
G. R. Shagapova
BASHKIR CHILDREN'S TOYS: CULTURAL ARTIFACTS FROM THE COLLECTIONS OF THE RUSSIAN ETHNOGRAPHIC MUSEUM
The article provides a detailed description of traditional Bashkir children's toys from the collection of S. I. Rudenko, stored in the Russian Ethnographic Museum (REM). There are four unique exhibits: an arrow in the form of a wooden peg with birch bark blades, used in a precision throwing game, a toy for toddlers made from a branch and bast, imitating a horse, a ball made of camel wool and a wooden toy bow. The last two items are on permanent display at the museum and available for viewing, while the arrow and horse are described and presented for the first time. The
description of toys is accompanied by a brief description of games played with them. Of interest is a boy's toy top from the collection of A. K. Serzhputovsky, a well-known ethnographer of the early XX century, characterized by him as Tatar. We have established that the village of Nizhny Alkash, from which the museum exhibit originates, is not Tatar but Tepter. The fact that the top is present in the museum's collection is noteworthy. The study of ancient toys allows for a new perspective on play culture, restoring lost fragments, which makes such collections particularly valuable for ethnographic and museum research.
Keywords: toy, S. I. Rudenko's collection, A. K. Serzhputovsky's collection, arrow, toy horse, felt ball, toy bow, top, Bashkirs, Teptyars.
Шагапова Гулькай Рахимьяновна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры тюркской и восточной филологии БГПУ им. М. Акмуллы (Уфа, Россия) [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.08.2024
Shagapova Gulkay Rakhimyanovna,
Candidate of Sciences (History), Associate Professor of the Department of Turkic and Oriental Philology of BSPU named after M. Akmulla (Ufa, Russia) [email protected]
Received 08.08.2024