Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЕ ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ У ТУРКМЕН'

ТРАДИЦИОННЫЕ ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ У ТУРКМЕН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
251
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРУШКА / КУКЛА / РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА / ВОСПИТАНИЕ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ИГРУШКИ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПОДЕЛКИ / ФИГУРКИ ЖИВОТНЫХ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Атдаев Сердар Джумаевич

Традиционные игрушки и поделки представляют собой важную часть детского мира. Они являются не просто забавой, но и важным элементом воспитания и развития ребенка. При помощи игрушек дети познают окружающий мир, учатся налаживать социальные связи, готовятся к взрослой жизни. Исследование направлено на обобщение археологических и этнографических материалов по тадиционным детским игрушкам у туркмент для создания общей картины данной части культуры народа. Археологические находки показывают, что на территории Туркменистана детские игрушки изготовлялись еще во времена бронзового века. Они обнаружены и среди предметов средних веков. Для мальчиков обычно мастерили миниатюрные луки и стрелы, пращи, ружья и сабли. Дети плели сетки для охоты на птиц, мастерили капканы для ловли животных. Они изготавливали игрушечные хозяйственные орудия труда. Игрушки имитируют свадьбы и иные торжества, которые сопровождаются игрой на миниатюрных музыкальных инструментах. Девочки делали в основном куклы, предметы домашнего обихода и посуду. Отдельное место занимают фигурки животных. В прошлом игрушки-куклы изготовлялись для проведения ритуальных обрядов - при лечении или вызывании дождя. Производство традиционных игрушек продолжалось вплоть до начала XX в. Сведения об изготовления игрушек сохранились в туркменских народных сказках и поверьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL CHILDREN’S TOYS AT THE TURKMENS

Traditional toys and various handcrafted items constitute an important part of the children’s world. Toys are not just fun, but also an important element in the upbringing and development of the child. With the help of toys, children learn about the world around them, learn to establish social ties, and prepare themselves for adulthood. Archaeological finds demonstrate that children’s toys were made on the territory of Turkmenistan already in the Bronze Age and their production continued into the Middle Ages. Miniature bows and arrows, slings, guns and sabers were usually made for boys. Children weaved bird nets and made animal traps. They also created toy tools of trade for the household. Toys imitate weddings and other celebrations accompanied by playing miniature musical instruments. Girls mainly made dolls, as well as household items and utensils. Animal figurines occupy a distinct place in the group of toys. In the past, doll toys were also made for ritual ceremonies: curing diseases or calling the rain. The production of traditional toys continued until the beginning of the 20th century. Information about toys production has been preserved in Turkmen folk tales and beliefs.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ У ТУРКМЕН»

УДК 39(=512.164)

ТРАДИЦИОННЫЕ ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ У ТУРКМЕН

С.Дж. Атдаев

Институт истории и археологии

Академии наук Туркменистана

Ашхабад, Туркменистан

serdar63atdayev@gmail.com

Традиционные игрушки и поделки представляют собой важную часть детского мира. Они являются не просто забавой, но и важным элементом воспитания и развития ребенка. При помощи игрушек дети познают окружающий мир, учатся налаживать социальные связи, готовятся к взрослой жизни. Исследование направлено на обобщение археологических и этнографических материалов по тадиционным детским игрушкам у туркмент для создания общей картины данной части культуры народа.

Археологические находки показывают, что на территории Туркменистана детские игрушки изготовлялись еще во времена бронзового века. Они обнаружены и среди предметов средних веков. Для мальчиков обычно мастерили миниатюрные луки и стрелы, пращи, ружья и сабли. Дети плели сетки для охоты на птиц, мастерили капканы для ловли животных. Они изготавливали игрушечные хозяйственные орудия труда. Игрушки имитируют свадьбы и иные торжества, которые сопровождаются игрой на миниатюрных музыкальных инструментах. Девочки делали в основном куклы, предметы домашнего обихода и посуду. Отдельное место занимают фигурки животных. В прошлом игрушки-куклы изготовлялись для проведения ритуальных обрядов - при лечении или вызывании дождя. Производство традиционных игрушек продолжалось вплоть до начала XX в. Сведения об изготовления игрушек сохранились в туркменских народных сказках и поверьях.

Ключевые слова: игрушка, кукла, рождение ребенка, воспитание, хозяйственные игрушки, музыкальные поделки, фигурки животных.

Для цитирования: Атдаев С.Дж. Традиционные детские игрушки у туркмен // Историческая этнология. 2022. Т. 7, №. 2. С. 294-306. https://doi.org/ 10.22378/Ье.2022-7-2.294-306

Мир огромен, полон таен Суть его нам не понять.

Не пекутся только дети, В играх счастье коротать.

С.А.

Игрушки являются важной частью детского мира. При помощи игрушек ребенок познает окружающий их мир, учится налаживать социальные связи, готовится к взрослой жизни. Традиционные детские игрушки у туркмен изучены не достаточно глубоко. Первую попытку предпринял советский ученый, филолог и литературовед А.П. Поцелу-евский (1894-1948) (Поцелуевский 1931). Позже этот вопрос затронул академик А. Джикиев (Джикиев 1983). Последнее обращение к теме было предпринято О. А. Ботяковой (Ботякова 1995). Наше исследование направлено на обобщение археологических и этнографических материалов по тадиционным детским игрушкам у туркмент для создания общей картины данной части культуры народа.

Согласно преданиям тюркских народов, появление детских игрушек связано с именем легендарного Коркут-Ата. Когда сказитель женил своих детей, он организовал праздник. Но из-за своей бедности, он был вынужден выложить на скатерть лепешки из глины вместо хлеба. С тех самых пор дети изготавливают для развлечений разные игрушки, подражая настоящим вещам (Басилов 1992: 71).

Первые сведения о детских игрушках, обнаруженных на территории Туркменистана, относятся к бронзовому веку. На поселениях Мар-гуша (2900-1500 г. до н.э.) найдены керамические горны, в которых, наряду с посудой, обжигались и миниатюрные глиняные детские игрушки - фигурки животных - баранов, козлов, верблюдов (Сарианиди 2002: 96). Археологические раскопки в средневековом квартале гончаров, расположенном в западном пригороде Мерва (XII в.), выявили разнообразные детские игрушки: миниатюрную посуду, крохотные светильники, фигурки людей и животных. Здесь найдены свистульки в форме козлов, петухов и рыб (Лунина 1962: 393, 397).

По сообщению Мухаммада ар-Равенди (ум. после 1206 г.), в сельджукском государстве мусульманские теологи и правоведы разделяли товары на разрешенные (ал-халял), запрещенные (ал-харам, ал-махзур) и неодобряемые (ал-макрух). Продажа игрушек, изображавших животных, возбранялась. Однако их невозможно было запретить, поскольку они глубоко укоренились в народе: фигурками животных активно торговали в праздники (ид); деревянные щиты и мечи - по случаю нового года (Новруз); рожки из обожженной глины - для церемоний в дни праздника 'сада'. (Агаджанов 1991: 157). Производство игрушек про-

должалось вплоть до начала XX в. В обзорной работе «Азиатская Россия» сообщается, что местные кустари производили детские игрушки из дерева, жести, глины и тряпок (Азиатская Россия 1914: 403).

Рождение ребенка

Выходя замуж, подруги невестки по традиции дарят ей разные игрушки. С пожеланиями рождения мальчика ей подносят игрушки для мальчика, с пожеланиями рождения девочки - куклы. Накануне свадьбы сторона невестки устраивает коллективное приготовление приданного. По окончании работ детям раздают сладости и игрушки. В день торжества свадебный караван едет за невесткой. Во время шествия раздаются деньги, сладости и игрушки. После свадьбы готовятся лепешки, поверхности которых украшивают мучными изображениями игрушек (Тигкшеп halk угуш-упап^агу 2005: 41-47).

Стены кибитки, где родился мальчик, внутри и снаружи украшают ватными фигурками, представляющим звезды, луну, солнце и домашних животных. Эти подарки не снимают в течение 40 дней (Овезбер-дыев 1962: 158). Если в семье ждут рождения девочки, то старшая родственница матери изготавливает куколку. После рождения девочки куклу отдают детям (Ботякова 1995: 169).

Игрушки мальчиков

Дети в играх стараются подражать взрослым. Игрушки оюнджак они лепят из глины. Обычно это фигуры воинов и всадников (Овезбер-дыев 1962: 159). Обязательными атрибутами военных игр являются лук и стрела, пращи, игрушечные кремневые ружья, сабли из прутьев. Для изготовления лука ок-яй обычно используют ветки ивы совут, тал или тамариска йылгын. Тетиву кириш изготовляют из бараньих кишок или из шелковых ниток эриш. Стрелу ок мастерят из прямых стволов ивы и тамариска. Конец стрелы заостряют и надевают на него острый железный наконечник. Задний конец стрелы изготовляют в виде перьев хачджа (Джикиев 1983: 110-112). Немецкий этнограф и путешественник Р. Карутц (1867-1945) отмечал, что иногда лук изготавливался из кости. Стрела мастерилась из камыша, в конце которой втыкали обыкновенную иглу (Карутц 1911: 86). А.П. Поцелуевский писал, что луки и стрелы дети делали из тутового дерева, а стрелы имели наконечники в виде железного гвоздя или конически свернутого листка жести (Поцелуевский 1931: 98, 99).

Метание камней из пращи - излюбленная игра детворы. Конструкция пращи сапан, состоит из шерстяной полуовальной формы чаши окара. В неё помещается камень или ком земли. К гнезду привязывают

шерстяные шнуры сапан багы. Один из шнурков имеет кольцо для указательного пальца правой руки халка. На конце другого шнура прикрепляют шелковую бахрому, которая при стрельбе хлопает (Джикиев 1983: 113, 114). Пращи применяются для отпугивания птиц и кабанов, поедающих посевы и урожаи. Гравёр и рисовальщик Л.Е. Дмитриев-Кавказский (1849-1916) писал, что в окрестных полях Мерва встречал большие глинобитные тумбы, на которых стояли охранники зерновых полей. При большом скоплении птиц в них кидались камни из праща (Дмитриев-Кавказский 1894: 114).

Среди детских игрушек туркмен следует упомянуть самопалы, из которых весьма интересен кумолок-яйы. Состоит он из камышовой трубки с двумя отверстиями сверху и одним снизу, гибкого тутового прута или камышовой лучинки. Прут просовывается по дуге в трубку. При нажатии на кончик прута происходит щелчок по вложенному. Другой вид самопалов называется таркыллавук. Он состоит из длинной камышовой трубки с расщепом на конце. Туда вставляется палочка гуладжык, которая при подергивании за веревочку, отлетает в сторону. Звук выстрела имитировало игрушечное ружье тупен. Водяной лук сув яйы, соркуч состоял из камышовой трубки с вставленным в нее тряпочным поршнем. Этой игрушкой дети обрызгивали друг друга водой (Поцелуевский 1931: 98, 99).

Сетки для ловли мелких птичек плетутся из конского волоса, а игрушечные капканы для ловли животных - из гибких веток или стеблей камыша. Популярными игрушками являются двигательные игрушки -тряпичный мяч, волчок (сармач) и чижик (чилик), ветряная вертушка.

Детские игрушки отражают черты бытовой жизни. Имитируя труд взрослых, дети изготовляют из дерева хозяйственные орудия - кетмень, соху, борону, топорик-теше, весы с чашечками. Мастерятся сложные по изготовлению конструктивные предметы - миниатюрные мельницы, водяное колесо чархыджа.

С помощью глиняных фигурок дети имитируют поход взрослых в гости и женитьбу атбашчы (Овезбердыев 1962: 159). Игрушка ойна-вач, символизирующая жениха, называлась адамча. Она имеет музыкальное сопровождение. Обязательным атрибутом музыкальных игрушек являются их миниатюрные копии - туркменская скрипка гыджак со смычком, струнный инструмент дутар и дудка туйдук. Корпус дутара и гыджака дети делают из ствола зонтичного растения гамак, а струны - из конского волоса.

Интересной выглядит игрушка сызлавуч. Она представляет собой деревянную палочку с кольцеобразной зарубкой или зазубренный диск из сухой тыквенной корки с двумя отверстиями в центре. При помощи шнура диску задается кругообразное движение, из-за которого возни-

кает резкий жужжащий звук. Из маленьких сортов тыквы чага кяди изготовляется игрушка-трещотка. Популярна свистулька джуль-джуль. Производится она из тонкой жести или дерева. Внутрь кладут зерно фасоли или камешек, которые при вдувании издают пронзительный свист.

Игрушки являются развлечением не только детей. Корреспондент британской газеты «Daily News» Эдмонд О'Донован (1844-1883), находившийся в Мерве в начале 1881 г., описывал сцену участия взрослых в играх. Однажды к нему явился глава текинского отделения ута-мыш Аманнияз-хан, сын знаменитого Ораз Яглы-хана из рода гараах-мет. Решив удивить Донована своим новым приобретением, он показал маленькую шарманку - детскую игрушку, выполненную из позолоченного картона. Она издавала дивные звуки, посмотреть и послушать которые собралась толпа зевак. Вскоре инструмент пошел по кругу, безмерно радуя присутствующих (The Merv Oasis travels... 1883b: 286). Донован видел игру детей с бумажным воздушным змеем, называемым у туркмен томасе (томаша). Туркмены говорили Доновану, что запускают змея испокон веков (The Merv Oasis travels. 1883a: 251).

Игрушки девочек. Куклы

Главными игрушками девочек являются образные игрушки - куклы. Игры в них развивают вежливость и гостеприимство. Эти черты девочки видят у своих родителей, и потому, становятся вторыми воспитателями после матери (Детские игрушки 1909: 176).

Девочки мастерят куклы гурджак только женского пола. Темами игр с ними становятся в основном свадьбы и другие тожества (Овез-бердыев 1962: 159). Игрушки девочек джаджек / джюджек представляют собой набор раскрашенных черепков, символизирующих предметы домашнего обихода - треножник таган, казан, ложки, чайники, пиалы, миски, ведра и т.д.

Куклы мастерятся из деревянных или камышовых палочек, на которые наматываются лоскуты материи. Игрушка имеет женскую одежду, ее голову изображает свернутая углом или кружком тряпка (Карутц 1910: 86). Обычно на деревянную палочку крепят поперечную перекладину, изображающую руки, а на верхние концы палочек наматывают белую тряпичную головку (Поцелуевский 1930: 100).

В «Туркестанских ведомостях» за 1909 г. пишется о том, что палочку обтягивали куском материи. Затем один ее конец завязывали куском платка, а сверху надевали халат. К груди вместо золотых и серебряных изделий, которые носили женщины, пришивали что-нибудь блестящее. Такие куклы изображали молодых женщин. Девочки делали

куклы, изображающие женщин пожилых лет: одежда на таких играш-ках состояла из старой материи, а голова повязалась белым платком. Кукол помещали в одной юрте и везли на верблюдах в другую юрту. Хозяйка юрты угощала гостей хлебом и водой. Для игры изготовляли паланкин кеджебе, в котором перевозили невесту в юрту жениха. Некоторые детали кукол и лепили интерьер из глины (Детские игрушки 1909: 173, 174).

Возможно, девочки в качестве кукол использовали маленькие тыковки. Известно, что тыкву иногда использовали в качестве реквизита при инсценировке народных пьес. Российским и советским востоковедом (1880-1938) А.Н. Самойловичем была описана сцена с грудным ребенком в исполнении туркменского музыканта Амана бахши. В качестве младенца была использована длинная грушевидная тыква (Са-мойлович 1908: 123-124).

Игрушки, изображающие животных

Особую группу игрушек представляют фигурки животных, которых мастерят из камыша и глины. При изготовлении лошади к камышовой трубке крепят короткий обрезок, изображающий поводья и уздечку. В дни празднования Новруза детям часто дарят глиняные детские игрушки-свистульки в виде коня. Эта традиция связана с обрядом испрашивания дождя.

По народному поверью, изготовление фигурки коня приносит рождение мальчика. Фигурку лепят из глины, снабжая седлом и легкой попоной из ткани койнекче. Зимой ее покрывают войлочной попоной со специальными завязками багаджик. Коню дают имя. Его скрывают от женщин, так как конь является для них запретным. Фигурку хранят на мужской половине дома, головой на север. Мальчикам разрешается играть с ней. Если фигура случайно разбивается, ее лепят заново, сохраняя прежнее имя (Ботяков, Ботякова 1998: 56).

Р. Карутц отметил, что лошадок вырезали из местного мягкого известняка или из дерева, часто с подвижными ногами. Кусочек тряпки изображал седло. Этнограф сообщает о том, как видел у одного туркменского мальчика конюшню для лошадки: ребенок выкопал маленькую яму, обложил её камнями и накрыл кусочком железного листа (Карутц 1910: 86). При изготовлении животных использовали кости животных. Нижние челюсти, обернутые тряпками, изображали верблюдов, с седлами и поводьями. Девочки играли в 'перекочевку аула', взваливая на игрушечных верблюдов вьюки и другую поклажу (Карутц 1910: 86).

Из глины девочки мастерили верблюдов, коров и баранов. Для верблюдов делали узды и седла (Детские игрушки 1909: 173). Девочки могли изготовить младшим братьям коня, всадника с оружием, который едет к своему другу и где его угощают бараниной (Детские игрушки 1909: 174). Известно, что у ставропольских туркмен на свадьбах популярен танец с игрушечным козленком (Джикиев 1983: 45).

Ритуальные игрушки

Игрушки в прошлом имели и ритуальное назначение. В основном это были куклы, намеренно изготовленные для проведения ритуальных обрядов - излечения от болезни, вызывания дождя. При обращении к природным являениям использовали деревянные и матерчатые куклы. Обряд назывался чемче-гелин (невестка-ковш). Материал, записанный в Марыйском велаяте (области) Туркменистана в середине XX в, показывает, что такой обряд проводился во время наступления весны. Дети и подростки с началом сумерек ходили по дворам и читали считалки, в которых с помощью куклы чемче-гелин просили у Всевышнего обильного дождя.

Qemge gelin a§ islär,

Alladan yagy§ islär.

Elim hamyrda galdy, Bir gemgejik suw islär.

Что просит Чемче-гелин?

Она просит у Всевышнего дождя.

Руки мои в тесте.

Просит Чемче-гелин ложечку воды.

(Атдаев 2020: 89).

Туркменские шаманы - порханы - применяли куклы в своих сеансах. При лечении пациента использовалось животное, которое затем приносилось в жертву. Кости животного закапывалось у дороги, а на кучки отброшенной лопатой земли шаман втыкал куколки гурджак в виде палочек, у которых навершие из лоскута материи обозначало человеческую голову. Такие куколки изготовлял сам порхан. Обычно их число составляло 40 (Басилов, Ниязклычев, 1975:130). Вылепленная кукла применялась во время камлания. Порхан прятал ее за занавес и в нужный момент вынимал для проведения сеанса (Басилов 1992: 233).

Информация о практике изготовления игрушек сохранилась в народных сказках. В одной из них «Syrlaryn agyly§y» («Открытие тайн»)

говорится, как некий музыкант был влюблен в прекрасную пери, и не добившись ее расположения, ежедневно мастерил куклы, подобные своей влюбленной (Türkmen halk ertekileri 2006: 21-32). Другая сказка посвящена кукле и называется «Gurjak gyz» («Девочка игрушка») (Türkmen halk ertekileri 2006: 159-161). В сказке «Од gyz dogan» («Три сестры») описана забавная кукла, которая сама могла веселиться и смеяться (Türkmen halk ertekileri 2006: 211-221). Кукла фигурирует в сказке «Nadara tilkjik» («Безумная лисица») (Türkmen halk ertekileri 2012: 138-141).

В сказке «Akpamyk» говорится, что у одного человека было семеро сыновей. Вскоре его жена должна была родить восьмого ребенка. Сыновья, отправляясь на охоту, обратились к отцу со словами: «Если родится девочка, установите на входе куклу, если же родится мальчик, повесьте лук и стрелы» (Türkmen halk ertekileri 2006: 33-45).

Согласно повествованию народного эпоса «Гёроглы», будущий герой родился в утробе уже погибшей матери. Одаренный необычайной силой, он самостоятельно появился на свет. Время от времени дите выползало из могилы, чтобы пососать молоко пасущихся рядом коз. Увидев это необычное явление, люди задумали выманить ребенка. Он был настолько обросшим, что трудно было определить его пол. Тогда было решено расположить по обе стороны от отверстия игрушки. С одной стороны, разложили игральные альчики, с другой - куклу. Ребенок выбрал альчики. Так был определено, что это был мальчик (Gorogly 1980: 34).

Поверья рыбаков гласят, что если у кого-то начинал падать улов, причиной которого были проделки конкурентов, то нужно сделать куклу, имитирующей соперника. Затем выстрелом из ружья символически убить его. После этих манипуляций удача должна была вернуться к рыбаку. Использовать такой приём решался не всякий, так как он считался опасным и мог привести к реальной смерти прототипа (Демидов 1963: 131).

Святые места и могилы праведников являются местом частого посещения бездетных женщин. Они в желании зачать ребенка усиленно молят о помощи, оставляют крошечные модели детских колыбелей, луков и стрел (Джикиев 1983: 112). Иногда мастерят две куклы - мальчика и девочки. Горсть кладбищенской земли смешивается с солью и закутывается в тряпочку. Этот амулет обшивается шнурком-аладжа, крепится на шее куклы и в таком виде подвешивается в доме (Türkmen halk yrym-ynan^lary 2005: 60). Если женщина страдает недержанием плода, то она мастерит две куклы, и вместе с пожилой женщиной посещает кладбище. В жертву приносится черная курица, кровью которой кропят куклу. Куклы оставляются на кладбище (Türkmen halk yrym-ynan^lary 2005: 63).

* * *

Традиционные игрушки и поделки представляют собой важную часть детского мира. Игрушки - это забава, значимый элемент воспитания подрастающего поколения. При их помощи дети познают окружающий мир, учатся налаживать социальные связи, готовятся к взрослой жизни. Археологические находки показывают, что детские игрушки у туркмен изготовлялись на территории Туркменистана еще во времена бронзового века. Подобные находки продолжают встречаться на памятниках среднего века. Согласно средневековым источникам, игрушки являлись обязательным атрибутом весеннего праздника Новруз.

Для мальчиков обычно изготовлялись миниатюрные луки и стрелы, пращи, ружья и сабли. Плелись сетки для охоты на птиц, мастерились капканы для ловли животных. Имитировались хозяйственные орудия - кетмень, соха, борона, топорик, весы с чашечками, мельницы, водяное колесо. Игрушки изображали свадьбу и другие значимые торжества. У туркмен популярными были музыкальные игрушки - скрип-ка-гыджак, струнный инструмент дутар и дудка-туйдук. Особой популярностью пользовались волчок сармач, чижик чилик, ветряная вертушка, тряпичный мяч. Девочки изготавливали в основном куклы. Игры в куклы прививают у них вежливость и гостеприимство. В набор игрушек девочек входят поделки, изображающие треножник таган, казан, ложки, чайники, пиалы, миски, ведра.

Отдельное место занимают фигурки животных. Игрушки-куклы в прошлом изготовлялись для проведения ритуальных обрядов - излечения от болезней, вызывания дождя. Производство традиционных игрушек у тукрмен продолжалось до начала XX в. Сведения об игрушках сохранились в туркменских сказках, поверьях и молениях.

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Gorogly. Ttirkmen halk eposy. A§gabat: Ttirkmenistan, 1980.

The Merv Oasis travels and adventures east of the Caspian during the years 1879-80-81, including five months' residence among the Tekkes of Merv by Edmond O'Donovan special correspondent of the 'Daily news'. Vol. I. G. P. Putnam's Sons, New York. 1883 a.

The Merv Oasis travels and adventures east of the Caspian during the years 1879-80-81, including five months' residence among the Tekkes of Merv by Edmond O'Donovan special correspondent of the "Daily news". Vol. II. G. P. Putnam's Sons, New York. 1883b.

Ttirkmen halk ertekileri. (Haywanlar hakyndaky ertekiler). A§gabat: Miras,

2012.

Ttirkmen halk ertekileri. (Jadyly ertekiler). A§gabat: Miras, 2006.

Ttirkmen halk yrym-ynan£lary. A§gabat: Miras, 2005.

Агаджанов С.Г. Государство Сельджукидов и Средняя Азия в XI-XII вв. М.: Наука, 1991.

Азиатская Россия. Том 2. Земля и хозяйство. СПб., 1914.

Атдаев С. Дж. Обряд испрашивания дождя у туркмен // Народы и религии Евразии. 2020. №3 (24). С. 83-97.

Басилов В.Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1992.

Басилов В.Н., Ниязклычев К. Пережитки шаманства у туркмен-човдуров // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М.: Наука, 1975. С. 123-137.

Ботяков Ю.М., Ботякова О.А. Раннее детство в представлениях, обычаях и обрядах туркмен // Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. СПб., 1998. С. 51-84.

Ботякова О.А. Куклы народов Средней Азии // Кунсткамера: Этнографические тетради. СПб.: МАЭ РАН, 1995. Вып. 7. С. 159-172.

Демидов С. М. О пережитках верований, связанных с водной стихией и рыболовством у туркмен // Труды Института Истории, Археологии и Этнографии. Серия этнографическая. АН ТССР, Т.УН. Ашхабад, 1963. С. 119-134.

Детские игры у туркмен Закаспийской области // Туркестанские ведомости. 1909, № 272. С. 173-176.

Джикиев А. Традиционные туркменские праздники, развлечения и игры (на материале Южного и Восточного Туркменистана). Ашхабад: Ылым, 1983.

Дмитриев-Кавказский Л.Е. По Средней Азии: записки худож. Л.Е. Дмитриева-Кавказского. СПб.: А.Ф. Девриен, 1894.

Карутц Р. Среди киргизов и туркменов на Мангышлаке / Пер. Е. Петри. СПб.: Изд-е А.Ф. Девриена. 1911.

Лунина С.Б. Гончарное производство в Мерве X - начала XIII вв. // Труды ЮТАКЭ. Том XI. Ашхабад. Изд-во АН ТССР. 1962. С. 217-417.

Овезбердыев К. Материалы по этнографии туркмен-сарыков пендинского оазиса // Труды Института Истории, археологии и этнографии. Ашхабад: Изд-во АН ТССР, 1962, т.У! С. 151-182.

Поцелуевский А. П. Гокленские детские игрушки // Туркменоведение. 1931. № 7-9. С. 80-110.

Самойлович А. Этнографические мелочи из дневника путешествующего по Туркмении // Живая Старина. Вып. 1. СПб., 1908. С. 122-125.

Сарианиди В. Маргуш. Древневосточное царство в старой дельте реки Мургаб. Ашхабад, 2002.

Сведения об авторе: Атдаев Сердар Джумаевич - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнографии, Институт истории и археологии Академии наук Туркменистана (744005, проспект Сапармурата Туркменбаши, 18, Ашхабад, Туркменистан); serdar63atdayev@gmail.com

Поступила 8.04.2022 Принята к публикации 17.05.2022

TRADITIONAL CHILDREN'S TOYS AT THE TURKMENS S.J. Atdaev

Institute of History and Archeology of the Turkmenistan Academy of Sciences Ashgabat, Turkmenistan serdar63atdayev@gmail. com

Traditional toys and various handcrafted items constitute an important part of the children's world. Toys are not just fun, but also an important element in the upbringing and development of the child. With the help of toys, children learn about the world around them, learn to establish social ties, and prepare themselves for adulthood.

Archaeological finds demonstrate that children's toys were made on the territory of Turkmenistan already in the Bronze Age and their production continued into the Middle Ages. Miniature bows and arrows, slings, guns and sabers were usually made for boys. Children weaved bird nets and made animal traps. They also created toy tools of trade for the household. Toys imitate weddings and other celebrations accompanied by playing miniature musical instruments. Girls mainly made dolls, as well as household items and utensils. Animal figurines occupy a distinct place in the group of toys. In the past, doll toys were also made for ritual ceremonies: curing diseases or calling the rain. The production of traditional toys continued until the beginning of the 20th century. Information about toys production has been preserved in Turkmen folk tales and beliefs.

Keywords: toy, doll, childbirth, upbringing, household toys, handcrafted items, animal figurines.

For citation: Atdaev S.J. Traditsionnyye detskiye igrushki u turkmen [Traditional children's toys at the Turkmens]. Istoricheskaya etnologiya, 2022, vol. 7, no. 2, pp. 294-306. https://doi.org/10.22378/he.2022-7-2.294-306 (In Russian)

REFERENCES

Agadzhanov S.G. Gosudarstvo Sel'dzhukidov i Srednyaya Aziya v XI-XII vv. [The Seljuk State and Central Asia in the 11th-12th centuries]. Moscow: Nauka Publ., 1991. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Atdayev S.J. Obryad isprashivaniya dozhdya u turkmen [The ritual of Asking for the Rain of the Turkmen]. Narody i religii Yevrazii, 2020, no. 3(24), pp. 83-97. (In Russian)

Aziatskaya Rossiya [Asian Russia]. Volume 2. Zemlya i khozyaystvo [Land and Economy]. Saint Petersburg, 1914. (In Russian)

Basilov V.N. Shamanstvo u narodov Sredney Azii i Kazakhstana [Shamanism among the Peoples of Central Asia and Kazakhstan]. Moscow: Nauka Publ., 1992. (In Russian)

Basilov V.N., Niyazklychev K. Perezhitki shamanstva u turkmen-chovdurov [Remnants of Shamanism among the Turkmen Chovdurs]. Domusul'manskiye verovaniya i obryady v Sredney Azii. Moscow: Nauka Publ., 1975, pp. 123-137. (In Russian)

Botyakov Yu.M., Botyakova O.A. Ranneye detstvo v predstavleniyakh, obychayakh i obryadakh turkmen [Early Childhood in the Ideas, Customs and Rituals of the Turkmen]. Detstvo v traditsionnoy kul'ture narodov Sredney Azii, Kazakhstana i Kavkaza. St. Petersburg, 1998, pp. 51-84. (In Russian)

Botyakova O.A. Kukly narodov Sredney Azii [Dolls of the Peoples of Central Asia]. Kunstkamera: Etnograficheskiye tetradi. St. Petersburg, 1995, Issue. 7, pp. 159-172. (In Russian)

Demidov S.M. O perezhitkakh verovaniy, svyazannykh s vodnoy stikhiyey i rybolovstvom u turkmen [On the Relics of Beliefs Associated with the Water Element and Fishing among the Turkmens]. Trudy Instituta Istorii, Arkheologii i Etnografii. Seriya etnograficheskaya. Ashgabat, 1963, pp. 119-134. (In Russian)

Detskie igry u turkmen Zakaspiyskoy oblasti [Children's Games among the Turkmens of the Transcaspian Region]. Turkestanskie vedomosti, 1909, no. 272, pp. 173-176. (In Russian)

Dmitriev-Kavkazsky L.E. Po Sredney Azii: zapiski khudozh. L.E. Dmitrieva-Kavkazskogo [In Central Asia: Notes of the Artist L.E. Dmitriev-Kavkazsky]. St Petersburg: A.F. Devrien, 1894. (In Russian)

Dzhikiyev A. Traditsionnyye turkmenskiye prazdniki, razvlecheniya i igry (na materiale Yuzhnogo i Vostochnogo Turkmenistana) [Traditional Turkmen Holidays, Entertainment and Games (on the materials of Southern and Eastern Turkmenistan)]. Ashgabat: Ylym Publ., 1983. (In Russian)

Görogly. Türkmen halk eposy [The Turkmen Folklore Epos]. Ashgabat: Türkmenistan, 1980. (In Turkmen)

Karutts R. Sredi kirgizov i turkmenov na Mangyshlake [Among the Kirghiz and the Turkmens on Mangyshlak]. Transl. E. Petri. St Petersburg: A.F. Devrien. 1911. (In Russian)

Lunina S.B. Goncharnoye proizvodstvo v Merve X - nachala XIII vv. [Pottery Production in Merv in the 10th - early 13th centuries]. Trudy YUTAKE. Ashgabat: TSSR Academy of Sciences Publ., 1962. Vol. XI, pp. 217-417. (In Russian)

Ovezberdyyev K. Materialy po etnografii turkmen-sarykov pendinskogo oazisa [Materials on the Ethnography of the Turkmen-Saryks of the Penda Oasis]. Trudy Instituta Istorii, arkheologii i etnografii. Ashgabat: TSSR Academy of Sciences Publ. 1962. Vol. VI, pp. 151-182. (In Russian)

Potseluevskiy A.P. Goklenskie detskie igrushki [Goklen Children's Toys]. Turkmenovedenie, 1931, no. 7-9, pp. 80-110. (In Russian)

Samoylovich A. Etnograficheskie melochi iz dnevnika puteshestvuyushchego po Turkmenii [Ethnographic Details from the Diary of a Person Travelling in Turkmenistan]. Zhivaya Starina. Vol. 1. St. Petersburg, 1908, pp. 122-125. (In Russian)

Sarianidi V. Margush. Drevnevostochnoye tsarstvo v staroy del'te reki Murgab [Margush. An Ancient Eastern Kingdom in the Old Delta of the Murghab River]. Ashgabat, 2002. (In Russian)

The Merv Oasis Travels and Adventures east of the Caspian during the years 1879-80-81, including five months' residence among the Tekkés of Merv by Edmond O'Donovan special correspondent of the 'Daily news'. Vol. I. G. P. Putnam's Sons, New York. 1883a. (In English)

The Merv Oasis travels and adventures east of the Caspian during the years 1879-80-81, including five months' residence among the Tekkés of Merv by Edmond O'Donovan special correspondent of the "Daily news". Vol. II. G. P. Putnam's Sons, New York. 1883b. (In English)

Türkmen halk ertekileri. (Haywanlar hakyndaky ertekiler). Ashgabat: Miras, 2012. (In Turkmen)

Türkmen halk ertekileri. (Jadyly ertekiler). Ashgabat: Miras, 2006. (In Turkmen)

Türkmen halk yrym-ynançlary. Ashgabat: Miras, 2005. (In Turkmen)

About the author: Serdar J. Atdaev, Cand. Sc. (History), Leading Researcher Fellow of the Department of Ethnography, Institute of History and Archeology of the Turkmenistan Academy of Sciences (18, Saparmurat Turkmenbashi Ave., Ashgabat 744005, Turkmenistan); serdar63atdayev@gmail.com

Received April 8, 2022 Accepted for publication May 17, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.