Научная статья на тему 'Башкирская литература XX века: вехи развития поэзии, прозы и драматургии'

Башкирская литература XX века: вехи развития поэзии, прозы и драматургии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
775
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАШКИРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ В / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭВОЛЮЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА / ЖАНРОВЫЕ НОРМЫ / ПОЭТИКА / BASHKIR LITERATURE OF THE XX CENTURY / LITERARY PROCESS / EVOLUTION OF ARTISTIC IMAGE / GENRE NORMS / POETICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хужахметов Айнур Оскарович, Султанова Зиля Азатовна

Цель исследования - дать обзор развития башкирской литературы XX века. В статье раскрывается процесс создания единого литературного пространства начиная с 1920-х годов, поэтапно обрисовываются жанровые, идейно-тематические, композиционные, мировоззренческие концепции, которые подвергаются тем или иным изменениям. Трансформация национальной литературы связана, прежде всего, с изменениями на идеологическом уровне, с усилением контроля государства над культурным пространством. Научная новизна заключается в попытке показать, что развитие башкирской литературы XX века неоднородно ввиду духовных запросов советского общества и власти в ту или иную эпоху, к примеру, запросов на художественный образ, жанр, тематику и проблематику. В результате показано, как меняются функция литературного слова в обществе, поэтика, содержание художественных произведений, жанровое доминирование и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASHKIR LITERATURE OF THE XX CENTURY: DEVELOPMENT MILESTONES OF POETRY, PROSE AND DRAMA

The research aims to review development of the Bashkir literature of the XX century. The article provides an insight into the process of creating united literary space starting from the 1920s, step-by-step outlines genre, idea-thematic, composition and worldview concepts, which undergo certain changes. Transformation of the national literature is connected, first and foremost, to changes at the level of ideology, increase in governmental control over cultural space. The study is novel in that it attempts to demonstrate that development of the Bashkir literature of the XX century is of heterogeneous nature on account of spiritual needs of the Soviet society and the authorities in a particular time period, for instance, needs relating to an artistic image, genre, themes and problems. As a result of the research, it has been shown how the function of the written word in the society, poetics, content of works of fiction, genre dominance, etc. change.

Текст научной работы на тему «Башкирская литература XX века: вехи развития поэзии, прозы и драматургии»

https://doi.Org/10.30853/filnauki.2020.8.11

Хужахметов Айнур Оскарович, Султанова Зиля Азатовна

Башкирская литература XX века: вехи развития поэзии, прозы и драматургии

Цель исследования - дать обзор развития башкирской литературы XX века. В статье раскрывается процесс создания единого литературного пространства начиная с 1920-х годов, поэтапно обрисовываются жанровые, идейно-тематические, композиционные, мировоззренческие концепции, которые подвергаются тем или иным изменениям. Трансформация национальной литературы связана, прежде всего, с изменениями на идеологическом уровне, с усилением контроля государства над культурным пространством. Научная новизна заключается в попытке показать, что развитие башкирской литературы XX века неоднородно ввиду духовных запросов советского общества и власти в ту или иную эпоху, к примеру, запросов на художественный образ, жанр, тематику и проблематику. В результате показано, как меняются функция литературного слова в обществе, поэтика, содержание художественных произведений, жанровое доминирование и т.п.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2020/8/11.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 8. C. 51-56. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2020/8/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

3. Журчева О. В. Автор в драме: формы выражения авторского сознания в русской драме ХХ века. Самара: Изд-во СГПУ, 2007. 418 с.

4. Забудская Я. Л. Функциональное значение хора в жанровой структуре греческой трагедии: автореф. дисс. ... к. фи-лол. н. М., 2011. 26 с.

5. Катышева Д. Н. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр. СПб.: СПбГУП, 2001. 208 с.

6. Паперный З. С. «Вопреки всем правилам...»: пьесы и водевили Чехова. М.: Искусство, 1982. 285 с.

7. Посельская В. Д. Цикл-поэма «Песнь о Лене» как метажанровая форма в индивидуально-авторском творчестве // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 8 (86). Ч. 1. С. 41-44.

8. Сергеева М. И. Иван Гоголев «Туймаада сарсыардата» трагедията суруллуутун историята (варианнарын текстоло-гическай ырытыы) // Проблемы творчества И. М. Гоголева: проза, поэзия, драматургия: коллективная монография. Якутск: ИГИ АН РС (Я), 2004. С. 156-177.

9. Скафтымов А. П. Поэтика художественного произведения / сост. В. В. Прозоров, Ю. Н. Борисов. М.: Высш. шк., 2007. 535 с.

10. Тютелова Л. Г. Драматический сюжет и проблема автора как субъекта творческой деятельности в драме // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2011. № 2 (10). С. 158-169.

11. Хализев В. Е. Драма как род литературы: поэтика, генезис, функционирование. М.: МГУ, 1986. 260 c.

Specificity of Inner Story in the Poetical Drama "Keryaii Valley" by I. Gogolev

Kirillina Maria Afanasievna, PhD

Institute for the Humanities Research and Indigenous Studies of the North of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Yakutsk makirillina@mail. ru

The article considers specificity of inner story in the poetical drama of the people's writer of Yakutia I. Gogolev "Keryaii Valley". The paper focuses on peculiarities of the story development. The researcher identifies concepts, "random replicas", examines recurrent images and motives, which serve to develop inner story. The function of a chorus is revealed in the context of identifying recurrent motives in the poet's creative work. Scientific originality of the study involves a systemic analysis of the "poet's drama" genre by the material of I. Gogolev's poetical texts. The conclusion is made that inner story, associated with lyrical element and the author's modality, is a genre-formative feature of the "poet's drama".

Key words and phrases: Yakut dramaturgy; "poet's drama"; lyrical element; inner story; subtext; recurrent images and motives; "random replicas"; concepts; I. Gogolev.

https://doi.Org/10.30853/filnauki.2020.8.11 Дата поступления рукописи: 16.05.2020

Цель исследования - дать обзор развития башкирской литературы XX века. В статье раскрывается процесс создания единого литературного пространства начиная с 1920-х годов, поэтапно обрисовываются жанровые, идейно-тематические, композиционные, мировоззренческие концепции, которые подвергаются тем или иным изменениям. Трансформация национальной литературы связана, прежде всего, с изменениями на идеологическом уровне, с усилением контроля государства над культурным пространством. Научная новизна заключается в попытке показать, что развитие башкирской литературы XX века неоднородно ввиду духовных запросов советского общества и власти в ту или иную эпоху, к примеру, запросов на художественный образ, жанр, тематику и проблематику. В результате показано, как меняются функция литературного слова в обществе, поэтика, содержание художественных произведений, жанровое доминирование и т.п.

Ключевые слова и фразы: башкирская литература ХХ в.; литературный процесс; эволюция художественного образа; жанровые нормы; поэтика.

Хужахметов Айнур Оскарович, к. филол. н. Султанова Зиля Азатовна

Башкирский государственный университет, г. Уфа khuzha@mail. т; zilya_sultanova_96@mail. т

Башкирская литература XX века: вехи развития поэзии, прозы и драматургии

Поставленная цель подразумевает раскрытие следующих задач: охарактеризовать идеологический и номенклатурный нажим, повлиявший на башкирскую литературу 1920-1930-х годов; раскрыть тематику и проблематику произведений военной и послевоенной поры, показать перипетии трансформации национальных произведений 1950-1990-х годов.

Появление нового фактологического материала, современной методологической базы требует нового витка изучения истории башкирской литературы XX века. Авторы предлагают свою точку зрения на непрерывное развитие башкирской литературы, попытку синтезировать отдельные ее периоды, выявляя закономерности и причины жанровой, тематической, проблематической и художественно-антропологической трансформации, в чем и заключается актуальность исследования.

Теоретической базой исследования послужили публикации В. И. Тюпы [8], Г. Б. Хусаинова [10], Р. Н. Баимова [3], Р. Бикбаева [4], дающие обширный материал по эволюции российской и башкирской словесности. А также статьи А. Ш. Абдуллиной, Г. Н. Гареевой, Р. Ф. Хасанова - известных исследователей башкирской прозы [1; 5; 9] - и труды Р. Б. Ахмадиева, Т. А. Кильмухаметова, изучающих особенности развития национальной драматургии [2; 7].

Практическая значимость статьи заключается в том, что ее материал может быть использован в качестве дальнейшего изучения в области поэтики национальных литератур, литературоведческой компаративистики.

В статье использовались такие методы исследования, как сравнительно-исторический, типологический, герменевтический.

Башкирскую литературу XX века, начиная с 1917 года, можно считать литературой, продолжающей традиции восточной словесности. После Октябрьской революции в национальной литературе, несмотря на формирование жанровой системы по западному образцу, стилевая природа, структурная поэтика восходят к эпическим традициям восточного культурного мира. Два направления возникли в башкирской литературе после 1917 года: самостоятельная национальная литература и культура, борющиеся за башкирскую автономию национально-патриотические писатели, и защищавшие идеологию большевиков сторонники советского правительства. Если первое направление было представлено именами Ш. Бабича, Х. Габитова, Ф. Сулейманова, М. Бурангулова, то второе направление основывается на творчестве Д. Юлтыя, А. Тагирова, Ш. Худайберди-на. Естественно, эти направления тесно были связаны с социально-общественными, политическими процессами, классовыми противоречиями, особенностями национально-освободительного движения. Доказательство тому - создание под руководством Ш. Бабича литературного объединения «Тулкын», которое затем, после того как членов правительства А.-З. Валиди арестовали, перехватило инициативу по формированию Временного Совета Башкортостана.

Однако стоявшее на революционно-демократической позиции национально-патриотическое направление во время процесса «советизации» стало вытесняться в 1920-е годы не только из действительности, но и из литературы. Вместо него на советской платформе возникает творческий метод, названный «литературой социалистического реализма» [3].

В годы Гражданской войны литературные силы в основном собирались вокруг большевистских газет «Вести Башкортостана», «Борьба», «Красный путь». К старшему поколению М. Гафури, Д. Юлтыя, А. Тагирова присоединяются более молодые - Г. Гумер, Ш. Фидаи, Бедный Карим и др. Их творчество состояло из оперативных, малых форм: агитпьес, стихотворных обращений, басен и памфлетов, насеров и сказов, песен и эпиграмм, очерков и обрисовки. Литература выполняла агитационно-пропагандистскую функцию, поэтому преимущество было за публицистикой.

Изменения в стране, стремление рабоче-крестьянских масс к новым свершениям отражены в книгах и поэтических сборниках «Памятки» Д. Юлтыя (1924), «Красные грозди» М. Гафури (1925), «Трудовая радость» Т. Янаби (1926), «Песни плуга» С. Кудаша (1926). В поэмах «Рабочий» М. Гафури (1921), «Шараф» Д. Юлтыя (1922), «В кузнице» С. Кудаша (1921), «Селькор» Г. Гумера (1925) были смоделированы образы новых героев эпохи. Выпуск новых литературно-общественных журналов «Новый путь», «Знание», «Новость», «Октябрь» силами Б. Ишимгула, Г. Хайри, Б. Валиди, А. Карная, С. Агиша, Г. Амантая способствовал возникновению башкирской литературы нового образца.

В 1919 году открылся Башкирский драматический театр. В его репертуар были взяты пьесы М. Бурангуло-ва, Г. Ниязбаева, Д. Юлтыя, Х. Ибрагимова. Историческая драма «Карагул» Д. Юлтыя, написанная в 1920 году, и комедия «Башмачок» Х. Ибрагимова, созданная в том же году, стали достоянием национальной литературы, классикой.

Конечно, в двадцатых годах процесс формирования советской национальной литературы шел не без противоречий. По словам Г. Б. Хусаинова, «наиболее наглядно литература как система проявляет себя в движении и развитии жанров» [10, а 383]. Традиция и новаторство, опыт восточной литературы, постепенно собранный в течение веков, и революционные отношения создали сильные идейно-эстетические столкновения в рамках переустройства жанровых форм. Появились отдельные ветви, такие как абстракционизм и натурализм, реализм и романтизм, экспрессионизм и конструктивизм, уникальные открытия в национальном творческом процессе, явления евразийского синтеза. Литература 20-х годов отличалась сплетенным развитием истории и сегодняшнего дня, синтезом национальных и межнациональных традиций, стилей и творческих исканий. В эти годы в области организации творческих работ совершаются большие изменения.

Литература 30-х годов, несомненно, выросла на разносторонних, основательных достижениях двадцатых. В эти годы башкирская литература развивается в жанрах прозы, поэзии, драматургии. В литературе 30-х годов во всех темах наблюдается усиление социально-политических акцентов. Несмотря на то, что в творческой деятельности 1920-х и 1930-х годов были идейно-тематические общности (революционное движение истории, общественное звучание и др.), преемственности эстетического воспитания, эти две эпохи с точки зрения качества и содержания сильно отличаются. Во всех жанрах получают развитие векторы социальных перемен,

оживляется жанр эпической поэмы. В центре видных поэм «Земля» Б. Бикбая, «Трактористка Айхылу» Б. Ишемгула, «Три песни» Г. Саляма, «Ишимбай» Г. Гумера, «На берегах прекрасной Белой» Р. Нигмати -проблема социального и духовного обновления. Писатели более старшего поколения А. Тагиров, И. Насыри, Т. Янаби создают образцовые, качественные произведения. Поднялись на новый уровень писатели второго поколения Р. Нигмати, С. Агиш, А. Карнай, Б. Бикбай. В эти годы мощным течением в литературу вливаются М. Харис, Х. Давлетшина, К. Даян, К. Мэргэн, С. Кулибай, М. Карим. Литературу они обогащают революционной романтикой, новым взглядом на реальность, новыми человеческими образами. Поворот литературы на проблемы современности, актуальную тему можно увидеть на примере драматургии. «Дружба и любовь», «Сакмара», «Дочь степи» С. Мифтахова, «17 - 30» А. Тагирова, «Ты кто?», «Аралбаевы» Д. Юлтыя отличались описанием современника, погруженного в суровую реальность.

В 1930-е годы наблюдается последующее формирование и развитие башкирского романа. При созидании крупного жанра возникают проблемы использования историзма, сюжета и композиции, природы структурной поэтики в произведениях. «Солдаты», «Красногвардейцы», «Красноармейцы» А. Тагирова, «Кровь» Д. Юлтыя, «Кудэй» И. Насыри. Авторы стремятся связать в данных романах генерирование личности революционера, характера с развитием особенностей исторического процесса. Герой описывается в сложных, острых ситуациях, в тесной связи с эпохой, борется за социальную справедливость. В романах 30-х годов закрепляются принципы реалистического описания, элементы документализма, натурализма [6].

В то же время изображение реальности через социальную призму, ограничение политической идеологией приводят к обеднению и однобокости. Отражением этой эпохи являются изображение национального движения и его руководителей в черном или карикатурно-сатирическом плане, преследование писателей в национально-патриотических традициях, обвинение их в буржуазном национализме, репрессии (Г. Аман-тай, М. Бурангулов, А. Тагиров, И. Насыри, Т. Янаби, Б. Ишимгул, Б. Бикбай и др.).

Великая Отечественная война прервала на некоторое время эволюцию национальной литературы мирного времени. Большинство башкирских писателей ушло на фронт, многие, в том числе С. Мифтахов, М. Ха-рис, Х. Мухаметьяров, А. Карнай, М. Абдуллин, Х. Кунакбай, Н. Карип, Б. Мукамай и др., погибли. Несмотря на это, башкирская литература не сворачивает со своего пути развития. На первом плане - тематика героического прошлого: «Идукай и Мурадым» М. Бурангулова, «Кахым-туря или 1812 год» Б. Бикбая и еще пьесы, посвященные героизму солдат Великой Отечественной, - «Лес шумит» Р. Нигмати, «Бой» Кирея Мэргэна и В. Кедрова, «Дети одного отца» Б. Бикбая. Военная проза в основе определилась малым, оперативным жанром (рассказ, очерк, новелла, описание). В годы войны С. Агишем были созданы патриотические произведения «Всадник Ильмурза», «Ахмадулла».

Рассказы и очерки о войне, новеллы оформились в тематические циклы и выпустились отдельной книгой. Так появились «В степях Дона» (1942) С. Кудаша, «Для фронта» (1943) С. Агиша, «Башкиры» (1943), «Джигиты» (1944) К. Мэргэна, «За Родину» (1944) Г. Гумера, «Новеллы о русском солдате» (1946) А. Бикчентаева.

Основная тема военных лет - любовь к Родине, дружба народов в борьбе против врага, отвага народа во имя победы на фронтах и в тылу.

В литературе данной эпохи как форма жанра занимают особое место фронтовые письма и стихотворные обращения. «Письмо башкирского народа башкирским джигитам-фронтовикам» и ответ ему - «Письмо башкирских джигитов-красногвардейцев-черниговцев башкирскому народу» - из их числа. Поэмы «Письма твоей невесты», «Убей, сын мой, фашиста!», «Слово Башкортостана» Р. Нигмати, «Ответное письмо башкирскому народу!» М. Карима относятся к этому жанру.

Послевоенная башкирская литература - новый, оригинальный этап развития. Поредевшие ряды башкирских писателей пополняет поколение М. Карима, Н. Наджми, Х. Гилажева, И. Абдуллина, Г. Рамазанова, Я. Кулмуя, Х. Карима, М. Гали, А. Бикчентаева, Д. Исламова, Ш. Биккула. В литературу они, прошедшие войну, привнесли яркие стихотворения и поэмы, воплотившие в себе новый взгляд на мир, новые творческие принципы. Изменился лирический герой поэзии, он теперь не только патриот, но и советский солдат, освободивший пол-Европы. В поэзию пришли талантливые молодые поэты, такие как Р. Гарипов, Р. Сафин, А. Игебаев.

Литература не осталась равнодушной к развитию нефтяной и других отраслей промышленности в республике. Пьесы «Глубокое дыхание» Ибрагима Абдуллина, «Утро города» Кирея Мэргэна, поставленные на сцене Башкирского драматического театра, победившие в конкурсе 1948 года, были написаны на темы, связанные с нефтяной промышленностью и городской жизнью. Эти же темы были подняты в прозе - в романах «На склонах Нарыш-тау» Кирея Мэргэна, «Лебеди остаются на Урале» Анвера Бикчентаева, «Когда разливается Акселян» Баязита Бикбая.

Серьезные достижения послевоенной башкирской литературы поделили между собой жанры повести и романа. В отличие от романов 1930-х годов, они выделяются тематическим разнообразием. Если роман «Фундамент» С. Агиша был посвящен описанию драматичной судьбы человека земли, то «Первые шаги» А. Вали воссоздали жизнь первого поколения национальной интеллигенции. Писатели во всех литературных типах и жанрах продолжили всесторонне художественно показывать послевоенную реальность.

В то же время башкирская литература этой эпохи не состояла лишь из утверждений. Образ упрямого председателя колхоза Мурзахана Шавкатова, главного героя драмы «Одинокая береза», созданной М. Кари-мом в 1950 году, показал, что писатели умеют и критически оценить действительность. В драме «Неспетая песня», написанной в 1961 году, автор через образ Дусмата Ярлыкапова показывает деградацию коммунистических руководителей.

С 1970-х годов в литературе начинается новый этап - этап развития башкирской исторической новеллы, почвой для нее послужили кубаиры, историко-революционный роман и драмы. Достижениями современных творческих поисков стали исторические эпопеи «Крылья беркута» К. Мэргэна, «Кинзя» Г. Ибрагимова, «Плач домбры», «Кожаная шкатулка» А. Хакимова, «Северные амуры», «Сырдарья», «Салават» Я. Хамма-това, «В ожидании конца света» Б. Рафикова, «Карасакал», «Кунгак», «Тафтиляу» Г. Хисамова, «Кровавый 55-й» Г. Хусаинова, историко-биографические книги «Мухамметсалим Уметбаев» Г. Хусаинова, «Сын Юлая Салават» М. Идельбаева, «Мажит Гафури» Г. Рамазанова. Возродился традиционный жанр кисса -«Кисса об Алдар батыре» Г. Хусаинова, возникла новая интерпретация истории, роман-гипотеза - «Оседланный конь» Б. Рафикова. При помощи непрерывного изучения документальных материалов были созданы исторические панорамы различных этапов жизни народа.

В это время литературоведение и литературная критика поднялись на качественно новый уровень. Труды А. Харисова, Г. Хусаинова, посвященные проблемам литературного наследия башкирского народа дореволюционного периода, стали стартовой площадкой для дальнейшего изучения истории башкирской литературы такими учеными, как Г. С. Кунафин, М. Х. Идельбаев, З. Я. Шарипова, М. Х. Надергулов и др. В трудах К. Ахметьянова были рассмотрены теоретические вопросы. Результаты основательных исследований в области типов и жанров современной поэзии, прозы, драматургии были изложены в монографиях Г. Хусаинова, М. Гайнуллина, А. Вахитова, Р. Баимова, С. Сафуанова, З. Нургалина, Т. Кильмухаметова и др.

1980-е годы дали романы на современную тематику: «Погожие дни» Ф. Исянгулова, «Пришелец», «Жизнь дается однажды» Д. Булякова, «Земля, на которой мы живем» Р. Султангареева, «День расплаты» Р. Баимова, «Степные зори» Р. Байбулатова, «Земля моя, люди мои» З. Султанова. Вниманию читателя в них были представлены новые взгляды на проблемы экологии, коллективизации, советской действительности, личностной деградации, принципы гуманизма.

Годы перестройки, развала СССР и становления новой России породили крупные изменения не только в жизни общества, но и в художественной литературе. Свобода слова стала великим благом для развития художественной мысли, творческие люди получили возможность свободно обсуждать развитие родного языка, народа и страны, говорить об экологических проблемах, суверенитете Республики Башкортостан и личностях в истории, чьи имена раньше были под строгим запретом. Касаясь этих проблем, на XIII съезде писателей Башкортостана (2001 год) председатель Правления Союза писателей республики народный поэт Р. Бикбаев сказал: «Слово - самое большое богатство человечества, и его нужно беречь. Его нужно очистить от скверны, вернуть к первоначальной чистоте, когда оно вдохновляло человека, возвышало его душу... Радует то, что башкирская литература не только в эти трудные годы, но и на всем протяжении своей истории никогда не торговала словом, не оскорбляла человеческое достоинство, не унижала высокий дух человека. Башкирская книга, башкирская печать никогда не призывала к межнациональной розни, не натравливала один народ на другой, никогда не имела злого намерения столкнуть религии, нации, страны» [4, с. 392]. Слова поэта воспринимались не только как оценка башкирской литературы 90-х годов, но и как программа писательского сообщества на будущее.

Со второй половины 80-х годов в национальной печати стали открыто писать о таких незаслуженно забытых именах, как Мухаметша Бурангулов, Гарифулла Кииков, Фатхелькадир Сулейманов и др. Открылись новые темы в литературе, в национальном словесном искусстве большое развитие получила историческая тематика. Появились новые жанры и жанровые формы, возродились такие традиционные жанры, как кисса, дастан и др.

В начале пореформенного периода в башкирской литературе вперед вырвалась поэтическая публицистика с политическим пафосом. Процессы перестройки и демократизации общества одним из первых приветствовал Т. Юсупов. Его сборник «Раздумья на скалах» (1988) посвящен злободневным проблемам современности. И. Киньябулатов («Выздоровление») и А. Атнабаев («Пустое обещание») по-своему ответили на вызовы времени. Р. Мифтахов в стихотворении «Тревожная мысль» печалится о рухнувших надеждах сограждан в связи с уходом в небытие огромной страны - Советского Союза.

Новые веяния особенно тяжело переживали поэты старшего и среднего поколения. В стихотворении «Век» М. Карим прямо называет перестройку «безвременьем». В поэме Р. Бикбая «Базарный топор» обрисовывается крушение базарным топором тех идей, которым миллионы людей были верны с малых лет. В стихотворении «Бурзянская сосна» (1989) автор поднимает проблему экологии, разбазаривания природных богатств края. Также созданная им ранее поэма «Жажду - дайте воды!» (1989) акцентирует внимание читателей на проблеме загрязнения рек республики. Поэт взывает к совести общества, вступившего в постиндустриальный век цивилизации, когда каждый человек должен задуматься о нанесенном природе ущербе, о безопасности экологии родного Башкортостана.

Поэты ныне больше обращаются к теме экологии Башкортостана, духовного развития народа, судьбы нации и языка. В этом плане весьма характерны произведения Р. Бикбаева, К. Аралбаева, А. Игебаева, Т. Ганиевой, Ф. Тугызбаевой, Х. Назара, А. Тагировой, Р. Шакура и др.

Как известно, творческий путь Р. Назарова был очень коротким. Однако его яркие произведения имели ощутимое влияние на развитие поэзии дальнейших десятилетий. Они переиздаются и являются популярными среди читателей, особенно среди молодежи.

В 90-е годы получил развитие жанр «дастан». Дастан Т. Карамышевой «Мир рожден от любви» вошел в сборник «Молитвы души» (1998). В нем даются размышления лирического героя о тайнах, страданиях

и радостях на любовном пути. Дастан «Моя птица Хумай» Ф. Тугузбаевой являет собой поэтический обзор истории рода канглы, описывает известных личностей, их героический и полный любовных событий путь.

Говоря о перипетиях жизни, в стихотворениях (например, «Ценность почвы») Т. Ганиева выбирает щадящие слова. В постсоветский период поэтесса обращается также к темам исторического прошлого башкирского народа в поэмах «Кипчаки» и «Аркаим».

Из произведений знаменательным является цикл стихов «Пусть приходят мои годы» С. Алибаева. Цикл написан в форме древнего восточного календаря с названием месяцев, приведены аналогии с современностью. Каждому году поэт желает счастье, благополучие.

В этот бурный период молодые поэты и поэтессы Кул-Давлет, Х. Юлдашев, Р. Туляк, Утябай, Т. Давлетбердина, Б. Искужин, Искандария, Габидулла, Ю. Ильясова, Г. Якупова, Р. Усманова, И. Ягудин, Ф. Шакирьянов, М. Закиров, М. Кабиров, а также пришедшие в литературу чуть позже З. Ханнанова, С. Абузаров, А .Гарифуллина и другие ранними своими виршами внесли в поэтическую парадигму надежды и мечты молодого поколения. Из них многие в 1990-е годы вступили со своими зрелыми вполне взглядами, с иными размышлениями. Свобода мысли, работа над возвращением исторической народной памяти, рост молодежных изданий, деятельность за сохранение и прогрессию языка и культуры, развитие национального самосознания, массовое народное движение за суверенитет Башкортостана - все эти факторы прибавили башкирской молодежной поэзии решительности и вдохновения.

Башкирская драматургия, берущая свои корни с начала XX века, в советскую эпоху получила мощное развитие. Творчество именитых мастеров: С. Мифтахова, М. Бурангулова, Б. Бикбая, М. Карима, И. Абдуллина, Н. Асанбаева, А. Абдуллина и других, - вывело национальную драматургию на всесоюзный уровень.

Перемены, произошедшие на политической арене во 2-й половине 80-х - в 90-е годы, привели к модернизации культурных и духовных ценностей. Современная драматургия является эстетической мощью, способной воссоздавать панораму постоянно изменяющейся действительности, создать духовно-нравственные предпосылки этим изменениям. По утверждению А. Ш. Абдуллиной, национальные литературы современности, в общем более тяготеющие к традиционной жанровой и стилевой дифференциации, тем не менее подчиняются современным художественным тенденциям и также переживают различного рода изменения как в сфере идейной, так и в сферах композиционно-структурной, жанрово-стилевой и художественно-эстетической [1, с. 61].

В 1980-е - 2000-е годы зазвучали такие имена, как Г. Шафиков («Операция», «Старая квартира», «Урал батыр», «Хадия» и др.), Н. Гаитбай («Дом на краю пропасти» и др.), Ф. Буляков («Лети, мой толпар!», «Бибинур, ах, Бибинур» и др.). В лучших традициях башкирской драматургии создают свои произведения К. Акбашев, Г. Ахметкужина, Т. Гарипова, Х. Иргалин, Б. Искужин, Р. Кинзябаев, С. Латыпов, М. Садикова, Р. Кул-Давлет, А. Идельбаев.

И. Юмагулов в своих драмах «Через лишения», «Журавли возвращаются», «Пустая колыбель» обращается к образу современника -представителя интеллигенции. Главных героев Саяра, Рахима Ирназаровича, Рахиму объединяет стремление жить законами частной собственности. Саяру («Через лишения») не удается в новых условиях продавать свои картины, из-за этого от него уходит невеста. Однако Саяр не отчаивается, находит ушедшую невесту и помогает ей поднятся по карьерной лестнице. Рахим Ирназарович («Журавли возвращаются») уходит из дома, узнав об измене супруги. Рахима («Пустая колыбель») бросает супруга, чтобы жить в многодетной семье другого мужчины-вдовца. Герои И. Юмагулова не приемлют существующие жизненные условия и сохраняют верность своим идеалам. Для них разрыв с народными массами сродни этическому падению [7, с. 260].

Трагедия писателя И. Юмагулова «Резной трон» (1992) посвящена событиям начала XVI века, кровавым столкновениям между родами Тунгаур и Кипчак. Образ резного трона, подаренного ногайским ханом Яубасар-бею, становится олицетворением истязающего тунгаурцев ига. Однако жизнь выражений «разделяй и властвуй» «резных тронов» не вечна. Кипчаки и усерганцы, объединившись, выходят против ногайского войска.

В литературе постсоветского периода особое место заняли драмы Ф. Булякова [2]. Его дебют состоялся на сцене Салаватского башкирского драматического театра трагедией «Расстрелянный табун». В последующем его произведения были поставлены Стерлитамакским и академическим драматическим театром имени М. Гафури. За первыми трагедиями «Медовый месяц» и «Расстрелянный табун» (1989) был написан драматический цикл, посвященный обличению тоталитарного режима - притча «Забытая молитва» (1994) и трагифарс «Бибинур, ах, Бибинур!» (1995), в котором прослеживается иронический строй художественной целостности [8, с. 127]. В мелодрамах «Герань - цветок прощания» (1997) и «Половецкая мистерия» (1999) поднимаются актуальные проблемы постсоветского периода: распад нравственных устоев, отказ от гуманистических идей. Ф. Буляковым написан сценарий телесериала «Дочь Луны» (2001), в котором отображены моральные и социальные проблемы современности.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам: 1) литературное развитие очень тесно связано с общественно-политическими и социально-историческими событиями и их отображением в духовной жизни народа; 2) этапы литературы XX века отражают историю и являются неким зеркалом его культурного и духовного развития; 3) обзорный материал дает возможность выявить закономерности в эволюции национальной словесной культуры в целом; 4) данное исследование делает возможным дальнейшее изучение поэтики отдельных периодов башкирской литературы, позволяет проследить развитие художественной антропологии -образа, героя. Сегодняшняя башкирская литература переживает нелегкое время. Перипетии, произошедшие в стране, в определенной степени затормаживали развитие литературы, однако они нисколько не мешают экспериментированию как в области содержания и формы, так и в жанрово-стилевом, тематическом планах.

Список источников

1. Абдуллина А. Ш. Некоторые особенности современной башкирской прозы // Вестник Башкирского университета. 2007. Т. 12. № 4. С. 61-64.

2. Ахмадиев Р. Б. Драматургияла жанр формалары. вфе: Китап, 2003. 240 б.

3. Башкирская литература ХХ века: учебник для высших учебных заведений / сост. Р. Н. Баимов и др. Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2003. 575 с.

4. Бикбаев Р. Судьба Земли, дыхание времени. Уфа: Китап, 2009. 752 c.

5. Гареева Г. Н. Проблематика башкирских романов 1950-1960-х годов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. № 2. С. 52-56.

6. История башкирской литературы: в 4-х т. Уфа: Китап, 2015. Т. 3. Литература советского периода (конец 50-х - начало 90-х гг. XX в.). 696 с.

7. Кильмухаметов Т. А. Поэтика башкирской драматургии. Уфа: Китап, 2008. 488 с.

8. Тюпа В. И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. Изд-е 3-е. М.: Академия, 2009. 336 с.

9. Хасанов Р. Ф. Эволюция образа национального героя в башкирском романе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 5 (83). Ч. 2. С. 287-291.

10. Хусаинов Г. Б. Литература и наука. Избранные труды. Уфа: Гилем, 1998. 613 с.

The Bashkir Literature of the XX Century: Development Milestones of Poetry, Prose and Drama

Khuzhakhmetov Ainur Oskarovich, PhD Sultanova Zilya Azatovna

Bashkir State University, Ufa khuzha@mail. ru; zilya_sultanova_96@mail. ru

The research aims to review development of the Bashkir literature of the XX century. The article provides an insight into the process of creating united literary space starting from the 1920s, step-by-step outlines genre, idea-thematic, composition and worldview concepts, which undergo certain changes. Transformation of the national literature is connected, first and foremost, to changes at the level of ideology, increase in governmental control over cultural space. The study is novel in that it attempts to demonstrate that development of the Bashkir literature of the XX century is of heterogeneous nature on account of spiritual needs of the Soviet society and the authorities in a particular time period, for instance, needs relating to an artistic image, genre, themes and problems. As a result of the research, it has been shown how the function of the written word in the society, poetics, content of works of fiction, genre dominance, etc. change.

Key words and phrases: Bashkir literature of the XX century; literary process; evolution of artistic image; genre norms; poetics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.