Научная статья на тему 'Барьер ядерному распространению'

Барьер ядерному распространению Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Барьер ядерному распространению»

СТАТЬИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, РАЗРАБОТКИ

А.Калядин

*

БАРЬЕР ЯДЕРНОМУ РАСПРОСТРАНЕНИЮ

1. Вызовы

События в ядерной области в первом десятилетии XXI в. подтвердили основополагающее значение ДНЯО в усилиях мирового сообщества по предотвращению появления новых обладателей ядерного оружия и сокращению запасов ядерного оружия, накопленных государствами, обладающими таким оружием (ОЯОГ). ДНЯО позволил добиться ощутимых успехов в плане ограничения распространения ядерного оружия. К 2010 г. количество участников договора достигло 190 (188 - в 2005 г.) Подавляющее большинство стран мира добросовестно соблюдают нераспространенческие требования режима, созданного на основе ДНЯО.

Вместе с тем этот режим столкнулся с огромными проблемами. Один из его участников (Северная Корея) заявил о своем выходе из ДНЯО. Произошло заметное изменение ситуации вокруг центральных вопросов нераспространения.

В современных условиях более рельефно проявились несовершенство ограничений, установленных в рамках договорного режима и недостаточная действенность практиковавшихся гарантий против распространения.

Дело, прежде всего, в том, что все большее количество стран приближаются к обладанию научно-техническим и промышленным потенциалом, который в принципе может быть использован для создания ядерных взрывных устройств (ядерного оружия). Обладание таким потенциалом само по себе не запрещено положениями ДНЯО. Это касается, прежде всего, производства и накопления высокообогащенного урана и чистого плутония оружейного качества (урана-235 и плутония-239), а также создания и эксплуатации установок по наработке таких потенциально опасных материалов. В этих случаях линия между военными и гражданскими ядерными технологиями является просто отражением намерений тех, кто использует технологии.

В 1960-х годах, когда разрабатывался ДНЯО, такие технологии были доступны очень ограниченному количеству развитых стран. К началу второго десятилетия XXI века более 20 государств освоили технологии обогащения урана или переработки плутония и оказались в состоянии в течение нескольких месяцев изготовить ядерное взрывное устройство, если сочтут это целесообразным. Более 60 стран рассматривали вопрос о строительстве АЭС. По прогнозу МАГАТЭ, от 10 до 25 новых стран к 2030 г. введут в строй энергетические ядерные реакторы и освоят «чувствительные» с точки зрения ядерного распространения технологии ядерного топливного цикла (ЯТЦ). Это означает увеличение нагрузки на режим ДНЯО и повышение рисков злоупотребления потенциально опасными ядерными технологиями, могущих подорвать дееспособность ДНЯО. Прежде всего, здесь нужен особый контроль. Востребованы дальнейшие меры по сведению к минимуму влияния обозначившиеся тенденции на режим нераспространения. Эта проблема носит системный характер и для ее общего решения требуются усилия всего

мирового сообщества.

*

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ проект № 11 -03-00518а

В условиях расширения ядерной энергетики на глобальном уровне и увеличения международной торговли упомянутыми «чувствительными» технологиями мировое сообщество столкнулось с такими опасными явлениями как незаконный оборот ядерных материалов, технологий и оборудованиям, тайные сети торговли.

Это обстоятельство увеличило вероятность приобретения ракетноядерных технологий двойного назначения безответственными, непредсказуемыми и неустойчивыми режимами, а также попадания таких технологий в руки негосударственных субъектов, в том числе террористических групп и формирований.

2. Противоречивые следствия

В радикально изменившихся условиях возросло значение международных гарантий непереключения мирной ядерной деятельности на военные цели, проблемы повышения эффективности систем мониторинга, инструментов раннего обнаружения и реагирования на нарушения нераспространенческих обязательств. Особенно остро стал вопрос о противодействии угрозе порождаемой средствами двойного назначения, прежде всего, технологиями обогащения и переработки, имеющими отношение к производству расщепляющегося материала, пригодного для ядерного оружия.

Для того, чтобы предотвратить перенаправление ядерной деятельности с мирного применения на военное, ст. III ДНЯО требует, чтобы каждое государство, не обладающее ядерным оружием (ГНЯО) - участник Договора, заключило соответствующее соглашение о гарантиях с МАГАТЭ.

ДНЯО установил международно-правовую норму обязательности применения гарантий (контроля) МАГАТЭ ко "всему исходному или расщепляющемуся материалу во всей ядерной деятельности" в пределах территории такого государства под его юрисдикцией или осуществляемой под его контролем, где бы то ни было.

По Договору о нераспространении, МАГАТЭ призвано обеспечивать своевременное обнаружение переключения расщепляющегося материала на незаявленные цели. МАГАТЭ делает заключения о соблюдении в отношении соглашений о всеобъемлющих гарантиях (СВГ), заключенных по ДНЯО.

Соглашения, заключенные ГНОЯО с МАГАТЭ о всеобъемлющих гарантиях в связи с ДНЯО предусматривают право и обязанность МАГАТЭ обеспечивать, чтобы гарантии Агентства применялись ко всему ядерному материалу, который был заявлен или должен был быть заявлен2. В 1997 г. в рамках МАГАТЭ был разработан Дополнительный протокол (ДП) к СВГ, который предоставил агентству дополнительные инструменты для проверки отсутствия незаявленных ядерных материалов и деятельности3.

В 2008 г. МАГАТЭ смогло сделать вывод в отношении 51 государства, имеющего вступившие в силу СВГ и ДП о том, что весь ядерный материал оставался в мирной ядерной деятельности. Однако в отношении остальных 33 таких государств Агентство сделало лишь вывод (ссылаясь на незавершенность необходимых исследований) о том, чтобы только заявленный ядерный материал оставался в мирной ядерной деятельности.

Вывод о том, чтобы только заявленный ядерный материал оставался в мирной ядерной деятельности, МАГАТЭ сделало также в отношении 70 государств, не обладающих ядерным оружием - участников ДНЯО, заключивших СВГ, но не имеющих вступивших в силу ДП4. К началу мая 2010 г.

20 государств-членов ДНЯО все еще не имели действующих соглашений с МАГАТЭ о всеобъемлющих гарантиях.

И все же налицо прогресс: с 2005 г. 32 государства ввели в силу дополнительные протоколы к СВГ. В 2010 г. 98 государств имели действующие ДП. Однако ряд государств-участников ДНЯО, осуществляющих значительную ядерную деятельность или намеревающихся приобретать АЭС, предприятия ядерного топливного цикла, не заключили ДП (Аргентина, Бразилия, Египет, Ирак, Иран, Мьянма, Объединенные Арабские Эмираты). В выступлении Генерального директора МАГАТЭ Юкия Амано на Обзорной конференции 3 Мая 2010 г.5 внимание мировой общественности привлечено к фактам несоблюдения международных гарантийных соглашений Корейской НародноДемократической Республикой, Исламской Республикой Иран и Сирией. Причем в двух первых случаях нарушения носили столь серьезный характер, что ими был вынужден заниматься Совет Безопасности ООН, наложивший на эти государства санкции.

Например, с 2002 г. КНДР не разрешает МАГАТЭ проводить мониторинг своей ядерной деятельности. Проведя два ядерных взрыва (в 2006 и 2009 гг.) и заявив о своих претензиях на статус государства, обладающего ядерным оружием, власти Северной Кореи нарушили стержневое нераспространенческое обязательство 6 С 2009 г. Пхеньян прекратил сотрудничество с МАГАТЭ по осуществлению мер проверки в рамках процесса шестисторонних переговоров 7

В случае с Ираном Агентство продолжало проверять непереключение заявленного ядерного материала, но было не в состоянии сделать вывод о том, что весь ядерный материал находился в мирной ядерной деятельности, поскольку Тегеран не пошел на необходимое сотрудничество с МАГАТЭ, не предпринял шагов по полному осуществлению Соглашения ИРИ с МАГАТЭ о всеобъемлющих гарантиях, не ратифицировал ДП и не выполнил требования соответствующих резолюций Совета управляющих МАГАТЭ и СБ ООН 8

Несоблюдение Северной Кореей и Ираном нераспространенческих требований продемонстрировало серьезные вызовы для жизненности режима ДНЯО. Фактором, дестабилизирующим режим ДНЯО, является проблема обеспечения его универсализации: вне Договора о нераспространении

продолжают находиться Индия, Пакистан и Израиль.

3. Направления прорыва и зоны торможения

В Заключительном документе Обзорной конференции 2010 г. подтверждено, что полное и эффективное осуществление ДНЯО и режима нераспространения во всех его аспектах имеет жизненно важное значение для укрепления международного мира и безопасности. Государства-участники декларировали приверженность своим нераспространенческим обязательствам, эффективному осуществлению поставленных в Договоре задач и его положений, подчеркнули необходимость предпринять все усилия для осуществления Договора и предотвращения распространения ядерного оружия.

В документе содержатся согласованные установки, нацеленные на общую стабилизацию режима ядерного нераспространения. Целый ряд его положений направлен на укрепление гарантий отсутствия незаявленных ядерных материалов и видов деятельности, сдерживание, обнаружение и обращение вспять нелегитимной ядерной деятельности.

Конференция напомнила о том, что взятые на себя юридические нераспространенческие обязательства должны неукоснительного соблюдаться.

Признано, что нарушения этих договорных обязательств наносят ущерб ядерному разоружению, нераспространению и использованию ядерной энергии в мирных целях (параграф 8). В Заключительном документе подчеркнута важность рассмотрения всех вопросов, касающихся соблюдения, для сохранения целостности Договора и поддержания авторитета системы гарантий («действие 26»).

В связи с задачей обеспечения соблюдения нераспространенческих обязательств большое внимание в документе уделено системе гарантий МАГАТЭ, путям укрепления проверки, проводимой МАГАТЭ в связи с ДНЯО.

Конференция вновь подтвердила, что МАГАТЭ является компетентным органом, ответственным за проверку выполнения государствами-участниками соглашений о гарантиях, заключенных в целях выполнения ими своих обязательств по пункту I статьи III Договора, и обеспечение уверенности в том, что эти соглашения выполняются, а гарантии МАГАТЭ играют незаменимую роль в осуществлении ДНЯО и в обеспечении выполнения нераспространенческих обязательств (параграф 10).

В период, предшествовавший Восьмой обзорной конференции, некоторые ГНЯО заняли настороженную позицию по вопросу применения Дополнительного протокола к своей ядерной деятельности, не желая (по разным соображениям) брать на себя новые обязательства по международному контролю.

Поэтому очень важно, что Восьмая обзорная конференция признала, что Дополнительный протокол необходим для обеспечения требуемой уверенности в отношении непереключения заявленного ядерного материала с мирной ядерной деятельности и отсутствия незаявленных ядерных материалов или деятельности.

Конференция отметила, что «осуществление мер, предусмотренных в Типовом дополнительном протоколе, эффективным образом обеспечивает повышение уровня уверенности в отсутствии незаявленных ядерных

материалов и деятельности в государстве в целом» (параграф 17).

В Заключительном документе получила отражение позиция многих государств, согласно которой ДП стал «неотъемлемой частью системы гарантий МАГАТЭ» и «важным инструментом укрепления доверия» (параграф 17). Отмечено, что «в ситуации, когда государство-участник в соответствии с пунктом 1 статьи III Договора заключило соглашение о всеобъемлющих гарантиях, подкрепляемое дополнительным протоколом, меры, содержащиеся в этих двух документах, составляют усиленный стандарт проверки в отношении этого государства» (параграф 18). Указано, что «осуществление дополнительных протоколов предоставляет в распоряжение МАГАТЭ

действенные и эффективные инструменты, позволяющие получать

дополнительную информацию об отсутствии незаявленных ядерных

материалов и деятельности в государствах, не обладающих ядерным оружием» (параграф 24). Конференция призвала все государства-участники, которые еще не сделали этого, «как можно скорее заключить и ввести в действие дополнительные протоколы, а до их вступления в силу применять их на временной основе» (параграф 18).

Следует подчеркнуть, что впервые в итоговом консенсусном документе обзорной конференции высказана поддержка дополнительных протоколов МАГАТЭ как усиленного стандарта международной системы контроля соблюдения нераспространенческих обязательств по ДНЯО (параграф 18).

В выводах и рекомендациях в отношении последующих действий намечены следующие пути обеспечения универсального характера и

укрепления системы гарантий МАГАТЭ, проверки, проводимой МАГАТЭ в соответствии с ДНЯО:

- введение в действие соглашений с МАГАТЭ о всеобъемлющих гарантиях(«действие 25») ;

- обеспечение универсального принятия дополнительного протокола

посредством заключения и введения в действие дополнительных протоколов, а до их вступления в силу применение ДП на временной основе («действие 28»); содействие и помощь государствам-участникам в заключении и вводе в действие СВГ и ДП; рассмотрение конкретных мер, способствующих приданию универсального характера соглашениям о всеобъемлющих гарантиях («действие 29»);

- урегулирование в сотрудничестве с МАГАТЭ всех случаев несоблюдения обязательств в отношении гарантий («действие 27»);

- аннулирование или внесение соответствующих изменений «как можно скорее» в протоколы о малых количествах, подписанные государствами -участниками («действие 31»);

- регулярное проведение анализа и оценки гарантий МАГАТЭ; поддержание и выполнение решений директивных органов МАГАТЭ, направленных на дальнейшее укрепление действенности и повышение эффективности гарантий МАГАТЭ («действие 32»);

- обеспечение Международному агентству по атомной энергии всей дальнейшей политической, технической и финансовой поддержки, с тем чтобы оно могло эффективно выполнять свои обязанности, связанные с применением гарантий, требуемых статьей III Договора; усиление МАГАТЭ и наделение его достаточными ресурсами для эффективного выполнения им полномочий по гарантиям («действие 33»);

- продолжение разработки надежной, гибкой, адаптивной и экономичной международной технической базы для более совершенных гарантий («действие 34»);

- усиление контроля над экспортом ядерных материалов, технологий и оборудования; принятие мер к тому, чтобы соответствующие экспортные поставки государств ни прямо, ни косвенно не способствовали разработке ядерного оружия («действие 35»); в частности, Конференция призвала государства-участники при вынесении решений, касающихся ядерного экспорта, учитывать, начало ли принимающее государство выполнять обязательства в отношении гарантий МАГАТЭ («действие 37»);

- укрепление национальных потенциалов для осуществления нераспространенческих обязательств по ДНЯО, наращивание государствами национальных возможностей по выявлению, сдерживанию и пресечению незаконного оборота ядерных материалов на своей территории, укрепление международных партнерских связей и потенциала в этой области ; укрепление эффективных национальных мер контроля для предотвращения распространения ядерного оружия («действие 44»); в этой связи Конференция рекомендовала всем государствам-участникам, которые еще не сделали этого, как можно скорее стать участниками Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма («действие 45»);

- поощрение государств к тому, чтобы они на добровольной основе прилагали усилия к дальнейшему сокращению запасов высокообогащенного урана и масштабов его использования в гражданской сфере, где это технически осуществимо и экономически возможно («действие 61»).

Достигнутые на конференции договоренности призваны способствовать успешному решению усложняющихся контрольных задач МАГАТЭ, получению агентством дополнительных ресурсов, необходимых для специального

оборудования и приборов для проверки, в том числе для постановки под гарантии новых ядерных установок.

Проведение в жизнь указанных рекомендаций призвано облегчить получение МАГАТЭ более полной картины ядерной деятельности государств, обнаружение нарушений нераспространенческих обязательств, совместную разработку и внедрение более строгих стандартов и практики нераспространения и ядерной безопасности, помочь удерживать потенциальных нарушителей от следования по опасному пути. Например, укреплению системы гарантий способствовал бы пересмотр Приложений к Типовому дополнительному протоколу для улучшения способности МАГАТЭ обнаруживать незаявленную ядерную деятельность.

В последние годы тема несоблюдения обязательств в отношении гарантий МАГАТЭ актуализировалась, особенно в связи с с иранской ядерной программой (ИЯП) и озабоченностями мирового сообщества невыполнением Тегераном обязательств по гарантийному соглашению с МАГАТЭ.

В Заключительном документе подчеркнута важность урегулирования всех случаев несоблюдения обязательств в отношении гарантий в полном соответствии с Уставом МАГАТЭ и юридическими обязательствами государств-членов в этой области («действие 27»). Подчеркнута важность осуществления МАГАТЭ в полном объеме своего мандата и своих полномочий по проверке заявленного использования ядерного материала и ядерных объектов, включая -отсутствие незаявленных ядерных материалов и деятельности в государствах-участниках (параграф 23).

В Заключительном документе получила отражение проблема реагирования мирового общества на злоупотребление правом выхода из ДНЯО и попытки использования членства в ДНЯО для политического прикрытия нелегитимных ядерных программ и облегчения доступа к технологиям, материалам и оружию массового уничтожения (ОМУ) .

Этот вопрос стал предметом активного обсуждения на Обзорной конференции.

Напомним, что Северная Корея до выхода из ДНЯО в январе 2003 г. на протяжении ряда лет смогла тайно и безнаказанно занималась разработкой ядерного оружия.

Конференция самым решительным образом призвала Корейскую

Народно-Демократическую Республику выполнить обязательства в рамках

13

шестисторонних переговоров , включая полный и проверяемый отказ от всего ядерного оружия и существующих ядерных программ. Конференция обратилась к КНДР с настоятельным призывом «как можно скорее возобновить участие» в ДНЯО и «начать вновь выполнять заключенное ею с МАГАТЭ соглашение о гарантиях». Конференция призвала также Корейскую НародноДемократическую Республику и все государства-участники в полном объеме выполнять все соответствующие обязательства в отношении ядерного нераспространения и разоружения (параграф 108).

Заключительный документ содержит важные новые положения, касающиеся реагирования на выход из ДНЯО государств, нарушивших свои нераспространенческие обязательства. В частности, указывается, что «сторона, выходящая из Договора, продолжает нести ответственность за нарушения Договора, совершенные до момента выхода, и что такой выход, если он осуществлен в соответствии с положениями Договора, не затрагивает никакого права, обязательства или правового положения, возникшего между выходящим из Договора государством и каждым из других государств-участников в период выполнения Договора до момента выхода из него, включая

те, которые касаются требуемых гарантий МАГАТЭ» (параграф 118). Подтверждено, что выход из ДНЯО не освобождает государство от ответственности за нарушения этого договора, которое оно совершило, будучи его участником.

В Заключительном документе представлена точка зрения многих государств, согласно которой «государства, осуществляющие ядерные поставки, могут рассмотреть возможность включения, сообразно обстоятельствам и в соответствии с нормами международного права и национальным законодательством, в соглашения или контракты, заключаемые с другими государствами-участниками, положений, касающихся демонтажа и/или возврата в случае выхода из Договора» (параграф 121) .

Речь может пойти, в частности, о приостановке действия соглашений о сотрудничестве в сфере использования атомной энергии, прекращении оказания технической помощи, а также любых ядерных поставок или вывозе предоставленных ядерных материалов и оборудования. Государства - ядерные поставщики могут зарезервировать за собой право прекратить действие соглашений о поставках с государством участником ДНЯО, которое нарушает свои нераспространенческие обязательств, а затем выходит из ДНЯО.

4. Общий контекст

В связи с проблемой оперативного реагирования мирового сообщества на злоупотребление государством правом выхода из ДНЯО представляется весьма уместным и своевременным напоминание в Заключительном документе

об ответственности, возложенной на Совет Безопасности ООН в соответствии с Уставом ООН (параграф 120). Конференция подтвердила важное значение доступа МАГАТЭ к Совету Безопасности, а также роль Совета Безопасности в содействии выполнению соглашений о гарантиях с МАГАТЭ и в обеспечении выполнения нераспространенческих обязательств (параграф 10).

В связи с этим уместно напомнить, что на случай нарушения нераспространенческих договорных обязательств имеется комплекс возможных ответов по линии СБ ООН. Так, Совет Безопасности уполномочен определять (при необходимости при содействии МАГАТЭ) существование угрозы международному миру и безопасности в связи с актами ядерного распространения и решать, какие принудительные меры следует принять для их недопущения и устранения. Он может возложить на государство, выходящее из ДНЯО, ответственность за несоблюдение им Договора и отреагировать на угрозы миру и безопасности, которые его действия создают. В частности, Совет Безопасности уполномочен обеспечить, чтобы были предприняты шаги по дальнейшему применению гарантий МАГАТЭ до полного устранения допущенных нарушений.

Действуя от имени всех членов ООН, Совет Безопасности уполномочен принимать решения о мерах, связанных с осуществлением экономического, политического и других видов давления (ст. 41 Устава ООН), а также с использованием вооруженных сил (ст. 42 Устава ООН). СБ - единственный орган ООН, чьи решения носят обязательный характер для всех членов организации. Согласно ст. 25 Устава ООН государства - члены ООН обязаны подчиняться решениям СБ и выполнять их. На основании этой статьи Совет Безопасности может потребовать от всех членов ООН введения экономических санкций или применения еще более жестких средств давления на государство, действия которого, нарушающие правила нераспространения, угрожают поддержанию международного мира.

Потенциал СБ ООН целесообразно более эффективно использовать в интересах укрепления глобального режима ядерного нераспространения. В связи с этим уместно отметить растущую актуальность российского предложения активизировать предусмотренный Уставом ООН вспомогательный орган Совета Безопасности - Военно-штабной комитет.

Положения Заключительного документа, касающиеся реагирования на злоупотребления правом выхода из ДНЯО, предполагают коллективные действия государств, с тем, чтобы лишить нарушителей ДНЯО, которые выходят из него, доступа к ядерному оборудованию, приобретенному ими у других в их бытность участниками ДНЯО. Такие действия призваны затруднить государству, нарушившему ДНЯО, воспользоваться членством в ДНЯО для облегчения доступа к ядерному оружию и даже удержать его от выхода из Договора. Указанные формулировки облегчат подготовку и проведение международных действий по недопущению того, чтобы нарушитель извлекал выгоды из несоблюдения ДНЯО и выхода из него.

Положения Заключительного документа, касающиеся ядерного разоружения, международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии и физической сохранности и безопасности ядерных материалов и установок имеют огромное самостоятельное значение в плане обеспечения безопасности мирового сообщества. Вместе с тем они важны и непосредственно для ядерного нераспространения, так как создают общий контекст и условия, благоприятные для решения конкретных задач в плане предотвращения дальнейшего распространения ядерного оружия и призваны способствовать общему укреплению режима ДНЯО. Соответствующие положения Заключительного документа подкрепили ощутимые выгоды от ДНЯО для государств, не обладающих ядерным оружием.

В этой связи следует особо выделить выводы и рекомендации Конференции в отношении последующих действий:

- план действий в области ядерного разоружения, включающий в себя конкретные шаги, ведущие к миру, свободному от ядерного оружия и укрепляющие режим ядерного нераспространения («действия 1-7, 10-14»);

- поддержка создания новых зон, свободных от ядерного оружия, ЗСЯО («действие 9»), в частности, поддержка усилий по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия, а также других видов оружия массового уничтожения, созыва в 2012 г. Конференции по вопросу создания такой зоны; призыв, обращенный к государствам, обладающих ядерным оружием, ввести в действие гарантии безопасности, предусмотренные в договорах о ЗСЯО и протоколах к ним (параграфы 104 и 105); рекомендация расширять сотрудничество между существующими ЗСЯО и укреплять механизмы проведения консультаций между ними посредством принятия конкретных мер (параграф 106); рекомендации относительно предоставления гарантий безопасности государствам, не обладающим ядерным оружием, против применения или угрозы применения ядерного оружия («действие 7»);

- рекомендации относительно поддержания на самом высоком возможном уровне стандартов безопасности и физической защиты ядерных материалов и установок («действия 40-43»);

- рекомендации предоставлять преференциальный режим не обладающим ядерным оружием государствам — участникам ДНЯО при особом учете потребностей развивающихся стран («действие 50»);

- поощрение дальнейшего сокращения запасов высокообогащенного урана и масштабов его использования в гражданской сфере, где это технически осуществимо и экономически возможно (параграф 66; «действие 61»);

- обеспечение того, чтобы при освоении атомной энергии, включая производство электроэнергии, использование атомной энергии подкреплялось обязательствами осуществлять гарантии и их непрерывным применением, а также поддержанием надлежащих и эффективных уровней безопасности и физической защиты («действие 57»);

- поддержка разработки многосторонних подходов к ядерному топливному циклу (ЯТЦ), включая возможности создания механизмов гарантированных поставок ядерного топлива, а также возможных схем, касающихся завершающей части топливного цикла («действие 58»); это предполагает поддержку дальнейшей работы по реализации многосторонних подходов в качестве жизнеспособных и реальных альтернатив развитию исключительно национального потенциала в области обогащения урана и

переработки .

5. Платформа согласованных действий

Принятие Восьмой обзорной конференцией государств-участников ДНЯО консенсусного итогового документа имеет огромное значение для безопасности мирового сообщества.

Впервые за десять последних лет удалось выработать в глобальном формате на пятилетний период согласованную основу для скоординированных действий 190 государств-участников ДНЯО по важнейшей проблематике. Подтверждена необходимость дальнейших совместных усилий, направленных на укрепление и универсализацию режима ДНЯО и намечены актуальные задачи по обеспечению эффективного реагирования на несоблюдение нераспространенческих обязательств. Более того, определены конкретные значимые меры, призванные усовершенствовать способы сдерживания, обнаружения и реагирования на нарушения обязательств по соглашениям о гарантиях. Одобрен усиленный стандарт для обеспечения гарантий мирного характера ядерной деятельности. Определены негативные последствия злоупотребления правом выхода из ДНЯО и несоблюдения государствами его требований. Сделаны шаги вперед по сведению к минимуму потенциального негативного влияния «ренессанса» атомной энергетики на режим нераспространения.

Приняв консенсусом Заключительный документ, государства-участники ДНЯО послали политический сигнал о своем единстве в поддержке норм ДНЯО и готовности предпринять практические шаги для их укрепления.

Последовательное претворение в жизнь плана последующих действий, одобренного всеми участниками Обзорной конференции, несомненно, усилит коллективный потенциал по обеспечению жизнеспособности ДНЯО.

Вместе с тем очевидны изъяны Заключительного документа, обусловленные требованиями консенсуса, различными приоритетами и несовпадающими точками зрения участников. В нем недостаточно конкретно прописана тема обеспечения выполнения договорных обязательств, принуждения к нераспространению, повышения ответственности за акты

распространения. Не высказана поддержка более решительных и

скоординированных действий государств по урегулированию кризисов в области нераспространения.

Эта уклончивость не может не вызывать сожаления, поскольку в

современных условиях особенно востребовано широкое международное

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

содействие активным действиям государств и многосторонних структур по пресечению противоправной ядерной деятельности, незаконного оборота

материалов, технологий и оборудования, связанных с ядерным оружием, финансирования распространения.

Фактически обойдена актуальная тема эффективного использования потенциала Совета Безопасности ООН в интересах укрепления глобального режима ядерного нераспространения. Недостаточно ограничиваться воспроизведением формулировок ДНЯО и Устава ООН, важна предметная поддержка принятых контрраспространенческих акций Совета Безопасности ООН, требований неукоснительного выполнения принятых этим органом резолюций.

В Заключительном документе обосновывается тезис о необходимости

повышения эффективности обзорного процесса, обеспечения его

преемственности и оптимальной координации (параграфы 109-112). Правильно

отмечается важность регулярного представления государствами-участниками

"1 6

докладов в рамках обзорного цикла (параграф 92). Однако в качестве темы регулярных докладов выделено лишь осуществление ст. VI ДНЯО, то есть требование, адресованное ядерным державам. К ним обращен и призыв информировать Подготовительный комитет обзорной конференции 2015 г. об осуществлении мер в области ядерного разоружения («действие 5»).

Этот призыв уместен, но был бы ко времени и перекрестный призыв - к государствам, не обладающим ядерным оружием, в свою очередь представлять в рамках обзорного процесса регулярные доклады по вопросам осуществления ими нераспространенческих обязательств (по статьям II и III ДНЯО).

Некоторая избирательность призывов «к действиям» отражает «перекос» Заключительного документа в сторону вопросов, относящихся к переходу к миру, свободному от ядерного оружия, очень важных самих по себе, но во многих случаях практически решаемых в неблизком будущем. Из 64 «действий» рекомендованных Конференцией, 21 - относятся к шагам по пути

осуществления ст. VI, которые Конференция призвала предпринять государства, обладающие ядерным оружием; 18 - к теме международного сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях (в большинстве случаев такие шаги адресованы тем же государствам) и 25 - к ядерному нераспространению.

Восьмая обзорная конференция государств - участников ДНЯО -ключевое событие 2010 г. в сфере безопасности мирового сообщества.

На конференции результативно рассмотрены насущные вопросы ядерного нераспространения и разоружения. Состоялся полезный обзор антираспространенческих мер. Удалось выдвинуть на первый план общие вызовы, взаимную заинтересованность в их преодолении, сосредоточиться на поисках общеприемлемых компромиссов, сотрудничестве в решении глобальных проблем ядерного нераспространения.

Конференция внесла реальный вклад в стабилизацию режима ДНЯО и дала импульс дальнейшим международным усилиям на этом направлении.

Хотя договоренности, достигнутые на конференции, в целом не носят прорывного характера, в совокупности они представляет солидную платформу действий 190 государств по предотвращению возможной новой «волны» ядерной дестабилизации, а также по продвижению по пути ядерного разоружения и развития широкого международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Эти договоренности, если они конвертируются в действия, окажут определяющее воздействие на ход событий в ядерной области в следующие пять лет.

См. об этом: Заключительный документ Конференции 2010 года участников Договора о нераспространении ядерного оружия по рассмотрению действия Договора.

Нью-Йорк, 2010. NPT/CONF.2010/50 (Vol. I). Заключительный документ состоит из четырех частей, сведенных в три тома. Документ содержит утвержденные Конференцией выводы и рекомендации в отношении последующих действий. Он подготовлен председателем Восьмой обзорной конференции под свою ответственность и отражает, как он понимает то, что выяснилось на обзорной конференции в отношении рассматривавшихся вопросов.

2

По состоянию на 28 мая 2010 г., соглашения о всеобъемлющих гарантиях с МАГАТЭ действовали в 166 государствах.

3

ДП предусматривает неограниченный доступ инспекторов МАГАТЭ к ядерным установкам и возможность их оперативной проверки Агентством, в том числе

посредством проведения инспекций. Он позволил улучшить возможности МАГАТЭ в отношении проверки полноты заявлений государств о ядерной деятельности, в том числе информации, относящейся к изготовлению чувствительного оборудования, а также к экспорту и импорта специального оборудования и материалов. Вся эта информация полезна для проверки выполнения государствами их обязательств по гарантиям. По мнению экспертов, осуществление мер, предусмотренных в Типовом дополнительном протоколе, разработанном в рамках МАГАТЭ, эффективным образом обеспечивает повышение уровня уверенности в отсутствии незаявленных ядерных материалов и деятельности в государстве в целом.

4

Бюллетень МАГАТЭ, Сентябрь 2009 /51-1/, с. 7.

5

См.: http://www.un.org/en/conf/npt/2010/statements/statements.shtml

6 10 января 2003 г. КНДР уведомила Совет Безопасности ООН о своем решении "отменить приостановку осуществления" своего выхода из ДНЯО от 1993 года и заявила,

что ее выход вступает в действие на следующий день. Очевидно, что власти Северной Кореи извлекли выгоду в плане разработки ядерного оружия из несоблюдения ДНЯО и выхода из него.

7 В 2003 г. для урегулирования вопросов, связанных с выходом КНДР из ДНЯО, был создан особый переговорный механизм - шестисторонние переговоры с участием

КНДР, Республики Кореи, Китая, России, США и Японии. В ходе переговоров Пхеньян пообещал (в 2005 г.) отказаться от атомного оружия и демонтировать под контролем МАГАТЭ свою соответствующую программу в обмен на нормализацию отношений с США, Южной Кореей и Японией и предоставление экономической помощи, но переговоры

зашли в тупик. Руководство КНДР пыталось использовать переговоры для маскировки своего курса на ракетно-ядерное вооружение. В резолюции 1718, принятой 14 октября 2006, Совет Безопасности ООН потребовал от КНДР вернуться в ДНЯО и к гарантиям МАГАТЭ. В апреле 2009 г. КНДР вышла из шестисторонних переговоров. В резолюции 1874, принятой 12 июня 2009 г., Совет Безопасности ООН призвал власти КНДР вернуться в шестисторонние переговоры

8

В ноябре 2003 г. Совет управляющих (СУ) МАГАТЭ уличил Иран в нарушении им своих гарантийных обязательств. В феврале 2006 г. МАГАТЭ проинформировало

Совет Безопасности о требованиях Совета управляющих (СУ) МАГАТЭ к Ирану осуществить ряд конкретных мер по восстановлению доверия к ядерной деятельности этой страны. Совет Безопасности поддержал позицию СУ МАГАТЭ и призвал власти ИРИ приостановить ядерную деятельность, чувствительную в плане распространения (резолюция 1696 СБ ООН). Поскольку Иран не выполнил требования СУ МАГАТЭ и СБ ООН, Совет Безопасности принял 23 декабря 2006 г. резолюцию 1737, которая предусматривала введение санкционного режима в отношении иранской ядерной программы (ИЯП). В последующие годы санкционный режим был ужесточен посредством принятия новых резолюций - резолюции 1747 от 24 марта 2007 г., 1803 от 3 марта 2008 г.

и 1929 от 10 июня 2010 г. Их назначение - побудить власти ИРИ учесть озабоченности мировой общественности в отношении возможного переключения ядерного материала с мирной ядерной деятельности и помешать приобрести ядерное оружие.

Иран не дал СУ МАГАТЭ требуемых разъяснений в отношении полученной им информации о возможном военном аспекте ИЯП. Иранская сторона не обеспечила требуемый уровень открытости своей ядерной деятельности и сотрудничества с МАГАТЭ.

9

Конференция настоятельно призвала государства, которые еще не ввели в действие СВГ, сделать это «как можно скорее и без дальнейшей задержки».

10

Согласно так называемому типовому протоколу о малых количествах (ПМК) к соглашениям о всеобъемлющих гарантиях, применение многих важных мер по гарантиям

временно приостанавливалось для тех ГНЯО, которые имели небольшое количество или вообще не имели никакого ядерного материала на установке. В сентябре 2005 г. Совет управляющих МАГАТЭ принял решение о том, что в будущем заключение ПМК для государств с запланированной или имеющейся установкой, а государства, с которыми будут заключаться ПМК должны представлять первоначальные отчеты о ядерном материале и уведомлять МАГАТЭ сразу после принятия решения о строительстве или и о выдаче официального разрешения на строительство ядерной установки. Пересмотренный стандартизированный текст ПМК приняло 31 государство, имеющее ПМК.

11 В помощь национальным усилиям МАГАТЭ проводит анализ риска, создаваемого негосударственными субъектами и злоумышленным использованием радиационно-опасных материалов работе Базы данных по незаконному обороту МАГАТЭ (ITDB) принимают участие 106 государств. По состоянию на апрель 2008 г. государствами были представлены сообщения в ITDB или иные подтверждения о 1644 инцидентах незаконного оборота и другой несанкционированной деятельности, связанной с ядерными материалами. Отмечены факты незаконной торговли крайне чувствительным ядерным оборудованием и технологией

12

Право на выход из Договора закреплено в его статье Х.1, которая предусматривает, что: «каждый Участник настоящего Договора в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из Договора, если он решит, что связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы его страны. О таком выходе он уведомляет за три месяца всех Участников Договора и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. В таком уведомлении должно содержаться заявление об исключительных обстоятельствах, которые он рассматривает как поставившие под угрозу его высшие

интересы».

13~ V

См. сноску 7.

14 Тема реагирования мирового сообщества на выход государства, нарушившего нераспространенческие договорные обязательства, из ДНЯО затронута в рабочих

документах, представленных целым рядом государств, в частности, членами Европейского союза, Австралией, Канадой, Новой Зеландией, Россией, Беларусью, Украиной, США, Республикой Корея, Японией и др. См.: http://www.un.org/en/conf/npt/2010/statements/statements.shtml

15 В этом плане существенные выгоды государствам, не обладающим ядерным оружием, сулит реализация предложения РФ по созданию гарантийного запаса

низкообогащенного урана (НОУ) в количестве 120 т на российской территории под эгидой МАГАТЭ. Такого количества НОУ достаточно для изготовления двух полных загрузок топлива реактора мощностью 1000 Мвт. РФ берет на себя все расходы, связанные с производством запаса НОУ, его хранением, содержанием, применением гарантий МАГАТЭ и т.п. Страна-получатель будет оплачивать только стоимость поставляемого материала по действующей рыночной цене. Такой запас обеспечит надежные поставки для АЭС в случаях, когда их не может обеспечить рынок. Механизм поставок приводится

в действие по решению гендиректора МАГАТЭ. О многосторонних подходах к ЯТЦ см. рабочие документы Обзорной конференции 2010 г. России и Республики Беларусь - «Об общем видении развития атомной энергетики и международном сотрудничестве в ядерно-энергетической области», NPT.C0NF.2010/WP.22; России и большой группы

государств - «О многосторонних принципах ядерных поставок Комитета Цангера», NPT.CONF.2010/WP.1; совместный документ России и Германии по принципам предоставления гарантий поставок топлива и международным подходам к ядерному топливному циклу, NPT.CONF.2010/PC.III/WP. 22; Швеции - «Многосторонние подходы к ядерному топливному циклу», NPT.CONF.2010/WP.?

16 Конференция рекомендовала «создать в Управлении по вопросам разоружения (Секретариат Организации Объединенных Наций) специальную должность штатного сотрудника, который поддерживал бы процесс рассмотрения действия Договора. Сотрудник на этой специальной должности действовал бы независимым образом и был бы подотчетен совещаниям государств — участников Договора» (параграф 111).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.