Научная статья на тему 'БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: МЕРЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ'

БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: МЕРЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / КРЕДИТ / КРЕДИТНЫЙ ПОРТФЕЛЬ / МЕГАРЕГУЛЯТОР / МИКРОФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мещерякова Ж.В., Дзекунскас В.С.

В статье рассматриваются проблемы снижения темпов кредитования субъектов малого и среднего бизнеса и меры по активизации и стимулированию банков в области финансирования предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: МЕРЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ»

фермерским хозяйствам существует множество льготных программ, поддерживаемых со стороны государства. Политика такого рода банка строится на максимальном удовлетворении индивидуальных потребностей заемщика, вследствие чего он предоставляет большое разнообразие программ кредитования и сопутствующих услуг.

Использованные источники:

1. Куршакова Н. Б. Банковский маркетинг. СПб.: Питер, 2003. - 192с.

2. Лалаян Е. А. Маркетинг взаимоотношений. Анализ маркетинговых стратегий на основе взаимоотношений. М.: Юнити-Дана, 2008. - 376с.

3. Мартышев А. В. Маркетинг отношений. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. - 108с.

4. Официальный сайт банка Le Crédit Agricole - [Электронный ресурс] -Режим доступа - URL: http://www.crelan.be/fr/agriculteurs (дата обращения 23.02.2014)

5. Портал внешнеэкономической информации - [Электронный ресурс] -Режим доступа - URL: Режим доступа http : //www.ved.gov.ru/exportcountries/be/be_ru_relations/be_news/13088. html (дата обращения 24.02.2014)

Мещерякова Ж.В., к. э.н. доцент, зав.кафедрой гуманитарно-экономических дисциплин

Дзекунскас В.С., к. э.н. доцент кафедры гуманитарно-экономических дисциплин

Ставропольский филиал НОУВПО «Московский институт предпринимательства и права»

Россия, г. Ставрополь БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: МЕРЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ Аннотация: В статье рассматриваются проблемы снижения темпов кредитования субъектов малого и среднего бизнеса и меры по активизации и стимулированию банков в области финансирования предпринимателей.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, кредит, кредитный портфель, мегарегулятор, микрофинансовые организации.

Темпы кредитования предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) являются своего рода индикатором, отражающим состояние экономики страны. Банки сразу реагируют на ухудшение ситуации сокращением заимствований для МСБ. В 2013 году в условиях дефицита длинных денег банки заметно снизили активность на рынке кредитования предпринимателей. Темпы роста данного сегмента упали в 1,2 раза. В то же время просроченная задолженность предприятий МСБ достигла 7,8% от общего числа выданных кредитов (4,9 трлн рублей). [1]

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России составляет 20—21%,

поэтому у государства возникает острая необходимость в глобальном реформировании общего подхода к предпринимательству.

Один из способов переориентировать банки на выдачу займов малому и среднему бизнесу - это ограничение роста розничного кредитования. Однако банкиры считают такую «директиву» не очень удачной и скептически относятся к тому, что государство намерено развивать кредитование МСБ за счет уменьшения объемов бизнеса в другом сегменте, в данном случае в рознице. Банкиры считают шансы на реализацию этой идеи небольшими, а попытку внедрить ее, несмотря ни на что, даже вредной.

По мнению Председателя правления МСП Банка С. Крюкова, «Надежда на то, что в связи с мерами государства по ограничению роста потребкредитования банки переориентируются на финансирование МСБ, очень слабая. Эти сегменты, кредитование физических лиц и предпринимательства, схожи по уровню риска и тесно взаимосвязаны. К тому же зачастую частные предприниматели берут потребительские кредиты и направляют их на развитие своего бизнеса. Поэтому, ограничивая розничное кредитование, государство одновременно ограничивает и кредитование МСБ. Это приведет скорее не к тому, что частные предприниматели станут кредитоваться как юридические лица, а к тому, что они либо уйдут в тень, либо вообще покинут рынок. И так уже из-за повышения страховых платежей в России в этом году закрылось 500 тысяч индивидуальных предпринимателей». [2]

Рост кредитования населения, продолжающийся в течение последних трех лет, в действительности выглядит уже не так оптимистично: увеличивается закредитованность населения, увеличивается доля просрочки по розничным займам. Особые опасения вызывает сектор высокорисковых необеспеченных кредитов, поэтому стремление государства охладить рынок банковской розницы выглядит логичным и ожидаемым. Однако, попытка искусственного наращивания сегмента кредитования МСБ вряд ли приведет к положительным результатам, а идея о директивном направлении активности в корпоративный сектор может оказаться не такой удачной. Перекидывание суммы с одного сегмента на другой не решит проблему в целом.

Темпы роста потребительского кредитования неуклонно росли, начиная с кризисных времен. Активизация роста данного вида кредитования была реализована за счет 13-ти кратного снижения Центробанком ставки рефинансирования. Согласно данным Банка России, объем «кредитов и прочих средств, предоставленных физическим лицам» в 2009 году снизился на 11%, в 2010 году вырос на 14,3%, в 2011-м увеличился на 35,9%, а в 2012 году — на 39,4%. Но в 2013 году из-за стагнации экономики и «охлаждающих» мер ЦБ рост потребительского кредитования стал угнетаться. Годовой темп прироста задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам, достиг минимального значения за

последние два года и составил 31%. [3]

Замедление темпов розничного кредитования связано в первую очередь с ухудшением макроэкономической обстановки и ужесточением подхода банков к оценке платежеспособности заемщиков. Влияние нормативов ЦБ здесь, скорее, вторично. Банки, увлекшиеся потребительским кредитованием, уже испытывают недостаток привлеченных средств для его осуществления. Дефицит они компенсируют, увеличивая заимствования у Центробанка.

Несмотря на то, что темпы роста розничного кредитования в 12 раз превосходят темпы роста доходов населения, говорить о перегреве рынка потребительского кредитования пока не приходится. Это пока можно расценивать как «повышение температуры», снизить которую до нормального уровня можно как усилиями со стороны банкиров, Центробанка и правительства, так и путем повышения финансовой грамотности самих заемщиков.

Розничное кредитование по-прежнему остается основным драйвером роста банковской системы, несмотря на некоторое снижение темпов его роста и заметное увеличение объемов просроченной задолженности в сегменте необеспеченных кредитов физических лиц. Так, по итогам 2013 года объем кредитов физических лиц достиг 10 трлн руб., просроченная задолженность составила 460,4 млрд руб.

В российской банковской среде популярно мнение, что наш рынок розничного кредитования еще далек от насыщения и обладает гигантским потенциалом роста. Поводом для такого суждения является низкая доля совокупного долга россиян в ВВП - всего 12%. Это очень скромный показатель по сравнению не только с развитыми странами, но и большинством государств Восточной Европы. Однако тонкость в том, что в подавляющем большинстве стран львиная доля долга населения приходится на жилищные кредиты. В России все наоборот: отношение неипотечных кредитов к ВВП составляет 10%, и по этому показателю мы уже опережаем не только страны-аналоги, но и отдельные развитые экономики. Таким образом, внушительный рынок банковской розницы в России имеет явный перекос в сторону необеспеченных потребительских кредитов.

Долгосрочные обеспеченные залогом виды кредитов, такие как автокредитование и ипотека, растут намного медленнее - это касается как объема, так и уровня просроченной задолженности. Наиболее активные заемщики по необеспеченным кредитам - это россияне с ежемесячным доходом от 15 до 100 тысяч рублей, а пик кредитной активности приходится на тех, чей ежемесячный доход не превышает 20-30 тысяч рублей в месяц. Именно в этом сегменте населения закредитованность достигает максимального уровня, а возможности по погашению долга минимальные. Человеку с доходом 15-20 тысяч рублей очень сложно выделить даже 5-10% на обязательные платежи по кредитам, не говоря уже о 30% и тем более 45%.

А именно столько сейчас приходится таким заемщикам тратить на обслуживание своих кредитов. Очевидно, что любой незапланированный расход - и вчерашний добропорядочный заемщик попадает в разряд должников. С каждым днем его расходы на обслуживание кредитов будут возрастать за счет штрафов и повышенных процентов, которые банк начнет начислять по просроченной части кредита уже с первого дня. В такой ситуации в большинстве случаев заемщик принимает решение взять новый кредит на большую сумму и более длительный срок, чтобы расплатиться по уже имеющимся долгам и погасить предыдущий кредит в полном объеме. В итоге результат не оправдывает надежды и в конце концов еще больше усугубляет финансовое положение заемщика. Не стоит ждать, что кредиты для граждан резко подешевеют или станут доступнее. Более того, для некоторых заемщиков единственным шансом получить заемные деньги станет обращение в МФО.

Уже к концу прошлого года можно было наблюдать некоторые изменения на рынке - темпы роста кредитования в 2013 году упали до самых низких значений за последние два года (2011 - 37,5%, 2012 - 40% и в 2013 -рекордные 30%). [3] Помимо замедления роста рынка за счет ужесточения требований к заемщикам со стороны самих банков торможение этого сегмента происходит и благодаря мерам, которые предпринял ЦБ. С 1 марта

2013 года были повышены ставки резервирования по необеспеченным розничным кредитам, а с 1 июля введены коэффициенты риска по ряду потребительских кредитов для расчета показателя достаточности капитала. Этими мерами регулятору удалось несколько снизить угрозу надувания кредитного «пузыря». И он не намерен на этом останавливаться: с 1 января

2014 года - очередное повышение коэффициентов риска для высокорискованных ссуд, что будет стоить розничным банкам от одного до трех процентов достаточности капитала (Н1). Далеко не все кредиторы смогут позволить себе такую нагрузку на капитал, поэтому будут вынуждены уменьшить объем выдачи необеспеченных ссуд и сконцентрироваться на сегменте кредитов с меньшей доходностью и меньшим риском, где требования к заемщикам достаточно высокие.

Кроме того, охлаждению рынка в этом году будет способствовать и вступление в силу Закона «О потребительском кредите (займе)». Он вводит понятие полной стоимости кредита или займа (ПСК), т.е. все платежи по кредиту, в том числе и платежи третьим лицам, определенные кредитным договором (например, страховым компаниям), которые предстоит сделать заемщику в процессе обслуживания получаемого в банке или микрофинансовой организации кредита. ПСК не может превышать рассчитанное Банком России среднерыночное значение более чем на одну треть, а кредитор, в свою очередь, будет обязан размещать эту стоимость на первой странице кредитного договора. Таким образом, заемщик, получая кредит в банке или микрофинансовой организации, будет иметь полное

представление о его стоимости, а также возможность сравнить условия различных банков или МФО по этому объективному показателю. А регулирование ПСК со стороны Банка России защитит заемщиков от чрезмерных поборов со стороны отдельных кредиторов.

Таким образом, новый закон ограничит стоимость займов для граждан. Вниз пойдут ставки по займам МФО и кредитных кооперативов. Кроме того, банки будут обязаны указывать полную стоимость кредита на первой странице договора. Впрочем, депозитов с высокими процентами также станет меньше.

Четкие и понятные правила игры будут установлены не только для банковских кредитов. Нормы закона распространятся также на кредитные кооперативы, микрофинансовые организации, ломбарды. При этом ЦБ будет устанавливать средневзвешенные ставки на рынке и отклонения для каждого сегмента отдельно, то есть отклонения от средних значений будут отдельно высчитываться для кредитов, выданных банками, займов МФО и кредитных кооперативов. При этом будет учитываться также целевое назначение кредитов.

В документе четко прописана не только обязанность информировать заемщика о ПСК, но и размещать диапазоны ПСК в интернете. Потребитель сможет оценить цену разного рода «моментальных займов по паспорту», которая сегодня в большинстве случаев завуалирована.

Другое важное для заемщиков изменение - это ограничение на начисление пеней и штрафов на не погашенную вовремя задолженность по кредиту. В случае просрочки общая сумма пеней и штрафов, которые банк может требовать от заемщика, теперь не сможет превышать 20% годовых, если продолжают начисляться предусмотренные договором проценты, и 0,1% в день (36,5% годовых), если проценты не начисляются. Сегодня размер пеней за неисполнение обязательств по кредитному договору превышает эти цифры в 3 и более раза и составляет в среднем по рынку 0,30,5% в день от суммы просроченной задолженности.

Накладывает закон определенные ограничения на кредиторов и коллекторов при взыскании проблемной задолженности. Взыскатель должен предоставить должнику все необходимую информацию не только о долге, но и о себе, а также уже не сможет беспокоить заемщика во внеурочное время.

Эти меры существенно ограничат бурный рост беззалоговых кредитов, при выдаче которых минимальное внимание к кредитной истории и платежеспособности заемщиков компенсируется высокой, можно сказать, даже завышенной, ставкой. Однако не стоит ждать, что после вступления в силу нового закона кредиты для граждан резко подешевеют или станут доступнее. Более того, для некоторых заемщиков единственным шансом получить заемные деньги станет обращение в МФО. Таким образом, уже в обозримом будущем мы, возможно, сможем наблюдать некоторое охлаждение рынка потребительского кредитования и стабилизацию уровня

просроченной задолженности.

Микрофинансовые организации (МФО) достигли с Центробанком договоренности о том, что мегарегулятор не будет ограничивать ставки по выдаваемым МФО займам, потому что это убьет рынок и все компании уйдут в сторону серого сегмента. После того как был создан мегарегулятор на базе ЦБ, представители микрофинансового рынка выражали озабоченность, что он ужесточит нормативы и для компаний МФО. Регулятора беспокоят высокие темпы роста микрокредитования: за 2012 год объем выданных ими займов вырос с 3 млрд до 30-40 млрд руб. При этом ранее представители ЦБ подчеркивали, что для ужесточения контроля за деятельностью МФО необходим определенный набор требований. [4]

Сейчас на согласовании в ЦБ находятся поправки, которые устанавливают верхний предел по кредиту или по займу МФО. При этом Центральный банк оставляет за собой право устанавливать более низкие пределы в зависимости от ситуации на рынке и своего понимания. Предел будет определяться для каждого рынка отдельно, в том числе и для рынка микрозаймов. Для них будет рассчитываться своя величина по особой методике.

На сегодня эффективная процентная ставка по кредитам, выдаваемым МФО, составляет 168%, покрывает тот уровень дефолтности в 25-30% и снижаться не будет. Безусловно, стоимость фондирования для банков на порядок ниже. [5]

Никак не ограничивать ставки для микрофинансовых организаций было бы глупо, тогда при многих банках возникли бы МФО, которые предложили бы кредиты по высоким ставкам. Но ЦБ планирует ограничивать отклонение от среднерыночных ставок. Оно будет создавать проблемы для компаний, которые находятся существенно ниже рынка, то есть, к примеру, выдают займы в два раза дороже.

В методике расчета ПСК предусмотрено, что регулятор будет считать ее отдельно для каждого сегмента, то есть он определит среднюю ставку по займам до зарплаты, по потребительским микрофинансовым займам, а также по кредитам для малого бизнеса. В результате средние ставки на рынке будут постепенно снижаться за счет того, что исчезнут отклонения, когда отдельные компании выдают займы под 2500% в год.

Что касается банковских кредитов, то к революции на рынке документ вряд ли приведет. Дело в том, что в 2013 году регулятор уже принял ряд мер, которые заставили банки снизить ставки и темпы выдачи потребительских займов.

В течение 2013 года портфели банковских кредитов малых предприятий постепенно снижались по сравнению с предыдущими годами. При этом банки переключились с «длинных» на «короткие» ссуды: кредитные организации предпочитают выдавать малым предприятиям преимущественно займы до одного года. Так, в 2013 году кредитные

организации предоставили 69% таких займов небольшим компаниям против 56% за аналогичный период прошлого года. Доля ссуд свыше трех лет составила всего 11%, и ее обеспечивают госбанки. [3]

В 2011-2012 годах крупные игроки начали постепенно переключаться на ритейл, что сказалось на снижении ключевых показателей. Они поняли, что к малым предприятиям с точки зрения скоринга нельзя подходить так же, как и к розничным клиентам. В то же время выезжать и проверять бизнес в силу размеров и большой клиентской базы им сложно. Небольшие банки при этом обеспечивают индивидуальный подход и стараются завоевывать большую долю.

В исследовании «Эксперт РА» говорится, что «кредитные фабрики», которые еще год назад являлись локомотивами кредитования малых и средних компаний, передали эстафетную палочку небольшим организациям. Крупные игроки увеличили портфели всего лишь на 6,1%, тогда как малые и средние банки — на вдвое большую величину. В результате доля кредитных организаций из топ-30 на рынке сократилась на 1,3%, до 59,4%. [1]

Замедление темпов роста кредитования МСБ свидетельствует об ухудшении экономической ситуации в стране. Банки снизили активность в сегменте МСБ из-за дефицита длинных денег. Его причины — торможение экономики и соответствующее падение прибыли предприятий, снижение объемов импорта и экспорта, недобор НДС, срыв плана приватизации. Еще один индикатор, свидетельствующий об ухудшении экономической ситуации, — рост объема просроченной задолженности по кредитам малым предприятиям.

Доля долгов малых предприятий, передаваемых коллекторским агентствам, выросла более чем в 12 раз — с 0,4 до 5%. Сейчас их объем в небольших компаниях оценивается примерно в 390 млрд рублей, тогда как величина кредитного портфеля МСБ банков достигает 4,9 трлн. Компания связывает такую динамику с тем, что кредитные организации начали массово списывать долги, образовавшиеся в кризис 2008-2010 годов. [6]

Как правило, проходит около двух лет, прежде чем кредитор может списать безнадежный кредит МСБ с баланса. Для этого, в частности, нужно получить акт о невозможности взыскания задолженности. В 2013 году 12% кредитов, выданных малым предприятиям, оказались проблемными в том числе за счет «вызревания» просрочки по ранее выданным займам, а в 2014-м — до 15-17% на фоне стагнации экономики в России и в мире.

Для увеличения объемов кредитования малого и среднего бизнеса нужно рассматривать задачу в комплексе. Здесь важны меры ЦБ по увеличению сроков рефинансирования, внесение изменений в положение Банка России № 312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами» и № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и

приравненной к ней задолженности».

К необходимым мерам можно отнести также усовершенствование системы субсидирования процентных ставок. Сейчас подобные льготы доступны далеко не всем субъектам малого и среднего бизнеса, в основном -производственным и инновационным компаниям, доля которых среди предприятий малого и среднего бизнеса в России невелика.

Государству необходимо продолжить стимулировать банки и подогревать их интерес к финансированию предприятий малого и среднего бизнеса. Так, будут пролонгированы и усовершенствованы действующие госпрограммы, в том числе по субсидированию процентных ставок по кредитам субъектам предпринимательства.

Минэкономразвития продвигает идею программы кредитования за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) - это длинные деньги. Принципиальное решение об этом пока не принято. В любом случае доступ к ресурсам ФНБ получат только банки, имеющие не меньше двух рейтингов (высокого уровня) иностранных агентств. Однако, таким требованиям смогут соответствовать не больше десяти банков в России.

Новые стимулы даст закон о секьюритизации кредитов малому и среднему бизнесу. Этот закон может быть принят в 2014 году и предложит новые инструменты. Банки смогут секьюритизировать портфели кредитов МСБ так же, как ипотечные. Тем самым должны значительно уменьшиться риски, что повлияет на снижение ставок по кредитам в данном секторе.

Однако, принципиально снизить ставки по кредитам малым и средним предприятиям в ближайшее время нереально. Это не позволят сделать ни общий уровень инфляции в России, ни ставка рефинансирования. Вопрос с развитием кредитования малого и среднего бизнеса решать необходимо комплексно и в короткие сроки это не сделать хотя бы потому, что среди опрошенной российской молодежи только 2% думают о том, чтобы создать собственный бизнес.

Использованные источники:

1. Мещерякова Ж.В. Центральный банк как интегрированный финансовый регулятор: проблемы консолидации. //Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2013. - № 4 (8). с. 31 - 35.

2. Рейтинговое агентство «Эксперт РА». Официальный сайт: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://raexpert.ru/.

3. Российско-германская конференция «Региональные программы поддержки малого и среднего предпринимательства — опыт Германии и возможности его внедрения в России»: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bankir.ru/novosti/s/...kfw-proveli-konferentsiyu-po-podderzhke-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-myunkhene-10061783/.

4. Центральный Банк Российской Федерации. Официальный сайт: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cbr.ru.

5. Российский Микрофинансовый Центр. Официальный сайт: [Электронный

ресурс] - Режим доступа: http: //www.rusmicrofinance.ru

6. Коллекторское агентство «Секвойя кредит консолидейшн». Официальный сайт: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sequoia.ru/.

Мещерякова Ж.В., к. э.н. доцент, зав.кафедрой гуманитарно-экономических дисциплин

Ставропольский филиал НОУВПО «Московский институт предпринимательства и права»

Россия, г. Ставрополь ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Аннотация: Рассматривается роль государственно-частного партнерства в условиях реализации стратегии социально-экономического развития регионов Северо-Кавказского федерального округа.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиции, инновации, модернизация, кластерные системы, концессия.

В современном понимании партнерство государства и бизнеса представляет институциональный и организационный альянс между государством и частными компаниями, банками, международными финансовыми организациями и другими институтами в целях реализации общественно значимых проектов. При этом наблюдается некий дуализм: государство никогда не бывает свободным от выполнения своих социальных функций, а бизнес, в свою очередь, всегда остается источником приращения общественного богатства. Развивающееся партнерство создает свои базовые модели финансирования, отношений собственности и методов управления. Использовать преимущества обеих форм собственности без глубоких социальных перемен как раз и оказывается возможным в рамках разнообразных форм и методов государственно-частного партнерства (ГЧП).

В условиях модернизации российской экономики государственно-частное партнерство можно рассматривать как эффективный инструмент экономической политики, позволяющий комбинировать инновационные ресурсы и результаты, локализованные на государственном уровне и в частном секторе. Как и все институты рыночного хозяйствования, практика ГЧП в России претерпела существенные изменения по мере завершения реформационных процессов в обществе и экономике, усовершенствования всех институтов рынка, предпринимательства, государственного управления и гражданского общества.

Однако, несмотря на то, что государство и бизнес возлагают на государственно-частное партнерство большие надежды, рассматривая его в качестве важнейшего инструмента повышения не только национальной, но и региональной конкурентоспособности, внедрение данного механизма в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.