Научная статья на тему 'Развитие рынка микрофинансирования в России'

Развитие рынка микрофинансирования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ / МИКРОФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / КРЕДИТОВАНИЕ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / MICROFINANCE / MICRONANCE ORGANIZATIONS / REGULATION / LENDING / SMALL AND MEDIUM BUSINESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова Лариса Станиславовна

В данной статье рассматривается современное состояние рынка микрофинансирования России. Автор исследует его институциональную составляющую, правовые основы регулирования микрофинансовой деятельности, роль рынка микрофинансирования в финансировании малого и среднего бизнеса. Среди проблем автором выделяются такие проблемы, как возможности привлечения и наращивания капитала, недостаток соответствующих методологий оценки кредитоспособности заемщика, незаинтересованность российских микрофинансовых организаций в выполнении социальной функции. Обосновывается необходимость взаимодействия микрофинансовых институтов и малого и среднего бизнеса, что позволит не только повысить эффективность функционирования микрофинансовых организаций, но и положительно отразится на развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александрова Лариса Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of microfinance market in Russia

This article discusses the current state of the Russian microfinance market. The author investigates its institutional component, legal bases of regulation of microfinance activity, a role of the market of microfinance in financing of small and medium business. Among the problems the author highlights such problems as: the possibility of attracting and increasing capital, the lack of appropriate methodologies for assessing the creditworthiness of the borrower, the lack of interest of Russian microfinance institutions in the performance of social functions. Proposals to improve the practice of interaction between microfinance institutions and small and medium-sized businesses have been developed. Their implementation will not only improve the efficiency of microfinance institutions, but also have a positive impact on the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Развитие рынка микрофинансирования в России»

РАЗВИТИЕ РЫНКА МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ THE DEVELOPMENT OF MICROFINANCE MARKET IN RUSSIA

АЛЕКСАНДРОВА ЛАРИСА СТАНИСЛАВОВНА

Кандидат экономических наук, доцент, доцент департамента Финансовые рынки и банки, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

LARISA S. ALEKSANDROVA

Associate professor of the Department financial markets and banks at Financial University under the Government of the Russian Federation

В данной статье рассматривается современное состояние рынка микрофинансирования России. Автор исследует его институциональную составляющую, правовые основы регулирования микрофинансовой деятельности, роль рынка микрофинансирования в финансировании малого и среднего бизнеса. Среди проблем автором выделяются такие проблемы, как возможности привлечения и наращивания капитала, недостаток соответствующих методологий оценки кредитоспособности заемщика, незаинтересованность

АННОТАЦИЯ

российских микрофинансовых организаций в выполнении социальной функции. Обосновывается необходимость взаимодействия микрофинансовых институтов и малого и среднего бизнеса, что позволит не только повысить эффективность функционирования микрофинансовых организаций, но и положительно отразится на развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. ABSTRACT

This article discusses the current state of the Russian microfinance market. The author investigates its institutional component, legal bases of regulation of microfinance activity, a role of the market of microfinance in financing of small and medium business. Among the problems the author highlights such problems as: the possibility of attracting and increasing capital, the lack of appropriate methodologies for assessing the creditworthiness of the borrower, the lack of interest of Russian microfinance institutions in the performance of social functions. Proposals to improve the practice of interaction between microfinance institutions and small and medium-sized businesses have been developed. Their implementation will not only improve the efficiency of microfinance institutions, but also have a positive impact on the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Микрофинансирование, микрофинансовые организации, регулирование, кредитование, малый и средний бизнес. KEYWORDS

Microfinance, microfinance organizations, regulation, lending, small and medium businesses

Сегодня микрофинансирование позиционируется экономистами как один из наиболее удачных и эффективных финансовых инструментов предоставления финансирования в частном секторе экономики. Сектор микрофинансовой деятельности играет довольно большую роль в решении социально-экономических задач общества, так как предоставление кредитных услуг населению и малому бизнесу, которые зачастую остаются за рамками банковского кредитования, способствует развитию предпринимательской деятельности, повышению занятости и, как следствие, росту экономики[1].

В период нарастающей геополитической напряженности и замедляющегося экономического роста средний и малый бизнес становится движущей силой развивающихся экономик. Содействие развитию предпринимательской деятельности несет в себе множество преимуществ: это и вклад в рост ВВП, и стимулирование инвестиционного климата, и решение социальных проблем в виде роста занятости, развития предпринимательских способностей, а также повышение финансовой грамотности населения.

Существенный вклад представителей малого и среднего бизнеса в развитие экономической и социальной сфер стран требует политики, направленной на выравнивание условий для МСП во всех сегментах деловой среды, в том числе и в области доступа к источникам финансирования. Тем не менее малые и средние предприниматели продолжают сталкиваться с намного более строгими условиями предоставления банковских кредитов, начиная от жестких требований, которым должны соответствовать МСП, и заканчивая более высокими процентными ставками. При привлечении альтернативных источников финансирования

малый и средний бизнес оказывается в еще более невыгодном положении.

Развитие рынка микрофинансирования обусловлено достаточно высоким спросом начинающих субъектов малого бизнеса и населения на денежные средства с упрощенной системой их получения (например, необеспеченные кредиты). Однако стабильность МФО в Российской Федерации, прозрачность их деятельности и качество оказываемых ими финансовых услуг остаются весьма низкими. Вследствие этого, последние несколько лет Центральный банк Российской Федерации проводит «зачистку» финансового рынка от нелегальных организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность в противоречии с установленными законодательством и нормативно-правовыми актами регулятора.

По итогам 2018 года количество микрофинансовых организаций в России сократилось на 269 единиц, на начало 2019 года в реестре Банка России таковых числилось 2002. При этом следует отметить, что из них только 1042 имеют опыт работы более трех лет. При общем сокращении числа участников рынка микрофинансирования портфель МФО за 2018 год увеличился на 33%, а объем выданных займов вырос на 20%[2]. Рост микрофинансового рынка развивается во всех сегментах: это и микрозаймы «до зарплаты», и потребительские микрозаймы физическим лицам, и микрозаймы бизнесу.

Несмотря на то что количество микрофинансовых организаций сокращается, спрос на их услуги продолжает расти. Это подтверждается увеличением объема выданных кредитов и ростом количества заключенных договоров микрозайма. В основном это произошло за счет увеличения числа договоров микрозайма, заключенных с физически-

) и

/ Г!

ми лицами. По результатам всероссийского исследования ВЦИОМ (март 2018 г.) на вопрос «нужна ли услуга экспресс-займов в России (независимо от того, есть ли у Вас в данный момент потребность в такой услуге или нет) 47% респондентов ответили «скорее нужна» [3]. Это говорит о повышении доверия к институту микрофинансирования со стороны как населения, так и малого бизнеса.

Растущие масштабы российского рынка микрофинансирования, постепенный рост его объемов и повышение интереса клиентов к данному виду финансирования обусловливают необходимость дальнейшего совершенствования инструментов правового регулирования и методов финансового надзора за деятельностью МФО. За последние годы законодательная база в области микрофинансирования серьезно трансформировалась. Эти изменения были направлены на формирование нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения между субъектами микрофинансирования, отношения с прочими участниками финансового рынка и непосредственными потребителями микрофинансовых услуг.

Несмотря на то что деятельность по оказанию микрофинансовых услуг согласно российскому законодательству могут осуществлять не только микрофинансовые организации, но и кредитные организации, жилищные накопительные кооперативы, ломбарды и другие юридические лица, на текущий момент именно микрофинансовыми организациями в большинстве своем представлен российский микрофинансовый рынок.

С принятием Федерального закона от 29.12.2015 № 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратив-

шими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» было введено разделение МФО на микрокредитные и микрофинансовые компании, в основу которой был положен уровень риска заемщиков. На законодательном уровне проведено различие между микрофинансовыми и микрокредитными компаниями в зависимости от их объема прав и обязанностей.

В перспективе законодательное разделение микрофинансовых организаций на две категории будет способствовать более эффективному и качественному правовому регулированию и надзору за их деятельностью со стороны уполномоченных органов.

Одной из наиболее важных предпосылок развития микрофинансового института в Российской Федерации является обязанность предоставлять отчетность в открытом доступе, что повышает прозрачность деятельности МФО и повышает их привлекательность, как со стороны инвесторов, так и со стороны потенциальных заемщиков.

В этой связи законодательством закреплена обязанность микрофинансовых и микрокредитных организаций предоставлять в Банк России бухгалтерскую (финансовую) отчетность, аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в порядке, установленным нормативными актами Банка России. За нарушение сроков законодательством об административных правонарушениях предусмотрены довольно серьезные санкции, что должно стимулировать МФО на устранение нарушений в установленные сроки и предотвращать возникновение повторных противоправных действий.

И еще одно нововведение: с 1 июля 2019 года максимальная ежедневная процентная ставка по краткосроч-

ным микрозаймам должна равняться одному проценту. В дальнейшем, с 1 января 2020 года, максимальный размер выплат, которые микрофинансовая компания может потребовать с должника, упадет с трехкратного размера займа до полуторакратного. Такие ограничения призваны снизить закредитованность населения и социальное напряжение, которое присуще сектору микрофинансирования. Введенные ограничения на максимальный размер выплат, которые МФО смогут потребовать с заемщика, и на величину ежедневной процентной ставки могут оказать значительное влияние на отрасль, стимулируя МФО к переориентации в пользу более долгосрочных инструментов.

Всегда ли потребители микрофинансовых услуг удовлетворены поставщиком услуг? Среди обращений потребителей услуг микрофинансовых организаций как в СРО, так и к регулятору более половины составляют жалобы, связанные с процедурой взыскания просроченной задолженности. Часть из них касается деятельности профессиональных взыскателей (коллекторских агентств), значительная доля относится к нарушениям прав потребителей со стороны нелегальных кредиторов и коллекторов, однако существенное количество обращений связано с процессом взыскания, которое осуществляют сами микрофинансовые организации. В результате анализа таких жалоб Саморегулируемая организация «Микрофинансирование и Развитие» (СРО «МиР») представила Проект Внутреннего стандарта по взысканию просроченной задолженности, и Банк России поддержал эту инициативу. Цель создания документа — иметь инструмент воздействия на МФО в этой сфере. Косвенно воздействие распространяется одновременно и на МФО, и на коллектор-ский рынок (в рамках соблюдения стандарта МФО обязаны

124

ТРУДЫ ВЭО РОССИИ | 219 ТОМ_

будут включать все нормы, прописанные в нем, в договор цессии или агентский договор). Планируется, что стандарт начнет работать уже в июле 2019 года.

Одной из наиболее серьезных и актуальных проблем, с которыми сталкиваются МФО, была и остается проблема привлечения капитала. Ввиду того, что микрофинансовый бизнес является высокорискованным, микрофинансовым организациям довольно сложно привлечь инвесторов. Более того, в российском законодательстве существует ряд ограничений для МФО: микрофинансовые компании могут привлекать средства учредителей без ограничений, а средства граждан, только в случае, если сумма основного долга МФО по привлеченным от заимодавца средствам не превышает полутора миллионов рублей. Микрофинансовые компании должны нарастить капитал до 70 млн руб., микрокредитные компании должны иметь положительный капитал, что является проблемой в условиях низкого качества кредитного портфеля и необходимости формирования резервов по займам.

Для решения этой проблемы существует несколько решений. Во-первых, это получение кредита. В случае если микрофинансовая организация удовлетворяет определенным условиям, то она может рассчитывать на получение льготного кредита. Для МФО есть два варианта получения кредита по льготным условиям: первое — микрофинансовая организация подпадает под определение малого и среднего бизнеса, второе — МФО оказывает финансовые услуги МСБ. Если микрофинансовая организация подпадает под определение МСБ, то она может рассчитывать на получение кредита по льготным условиям в зависимости от формы выдачи кредита, срока, суммы, ставки и обеспечения. Если же МФО специализируется на предоставлении финансовых

услуг малому и среднему бизнесу, то при соответствии критериям, указанным в Программе стимулирования кредитования субъектов МСП, организация может получить кредит от уполномоченного банка или Корпорации для целей финансирования МСБ. Минимальная сумма кредита — 3 миллиона рублей, ставка по кредиту для малых МФО — до 10,6%, для средних МФО — до 9,6%.

Во-вторых, решением проблемы может быть наращение капитала путем размещения свободных денежных средств в активы, т. е. инвестирование свободного капитала. Согласно законодательству микрофинансовым организациям не запрещено размещать свои денежные средства в инвестиции. Безусловно, инвестирование средств в различные финансовые инструменты является достаточно рискованным способом наращения капитала. Однако при соблюдении риск-менеджмента, топеу-менеджмента риски потерь снижаются. В целях минимизации риска микрофинансовые организации должны действовать через посредника — брокера — профессионального участника финансового рынка. По наш взгляд, долгосрочное инвестирование наилучшим образом подходит для наращивания капитала.

Другая проблема, с которой сталкиваются микрофинансовые организации, -это проблема недостатка, а иногда и отсутствия, соответствующих методик оценки кредитоспособности заемщика. В результате это ведет к росту просроченной задолженности на рынке микрофинансирования. [4, с. 92-99] Довольно часто микрофинансовые организации используют либо уже существующие, либо унифицированные инструменты оценки рисков микрофинансирования микро-, малого и среднего бизнеса, не смотря на то что уровень кредитоспособности клиентов может разительно от-

личаться. Отсутствие надлежащих механизмов управления рисками имеет важные последствия для МФО, таких как, например, увеличение просроченной задолженности в их портфелях. За 2018 год объем просроченной задолженности увеличился более чем на 14 млрд.руб. Только за январь 2019 года просроченная задолженность на рынке микрофинансирования увеличилась на почти 500 млн руб. [2]. Данную проблему мог бы решить более тщательный анализ заемщика на предмет кредитоспособности, например, посредством введения скоринговых моделей, отвечающих за автоматизированную оценку кредитоспособности заемщиков. Следует отметить, что еще одним последствием неграмотного риск-менеджмента в этой области является снижение конкурентоспособности небанковских МФО, так как очевидно, что банковские МФО оснащены гораздо лучше и имеют доступ к банковским базам данных.

Проведенный анализ позволяет отметить эффективность деятельности регулятора и сделать вывод об устойчивом росте рынка микрофинансирования в России, повышении надежности микрофинансовых институтов.

Библиографический список

1. Захарова О.В. Проблемы и направления развития микрофинансового сектора современной России // Экономика. Бизнес. Банки. 2015. № 4. С. 56-65.

2. Годовой отчет Банка России за 2018 г. https://www.cbr.ru/Collection/ СоПеС:юп/ТПеЛ9699/аг_2018^

3. ВЦИОМ: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9060

4. Александрова Л.С. Вопросы просроченной задолженности рынка микрофинансирования — // Экономика. Бизнес. Банки. 2016, № 4, С.92-99.

References

1. Zaharova O.V. Problemy i napravleniya razvitiya mikrofinansovogo sektora sovremennoj Rossii — // Ekonomika. Biznes. Banki. 2015. № 4, s. 56-65.

2. Godovoj otchet Banka Rossii za 2018g. https://www.cbr.ru/Collection/ Collection/File/19699/ar_2018.pdf

3. VCIOM: https://wriom.ru/index.php?id=236&uid=9060

4. Aleksandrova L.S. Voprosy prosrochennoj zadolzhennosti rynka mikrofinansirovaniya — // Ekonomika. Biznes. Banki. 2016, №4, s. 92-99.

Контактная информация / Contact information

Александрова Л.С. / Alexandrova L.S.

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской

Федерации, Ленинградский проспект, 49, Москва, 125993, Россия

Financial University under the Government of the Russian Federation, 49

Leningradsky prospect, Moscow, 125993, Russia

Е^аП: аls.007@yаndex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.