Научная статья на тему 'БАНКОВСКИЙ СЕКТОР РОССИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ'

БАНКОВСКИЙ СЕКТОР РОССИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2679
585
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / ФИНАНСОВЫЕ САНКЦИИ / КРЕДИТНЫЕ РИСКИ / СТРАТЕГИЯ АДАПТАЦИИ БАНКОВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семеко Галина Викторовна

Начало Специальной военной операции России на Украине вызвало мощную волну антироссийских санкций со стороны недружественных стран. Особенно сильное санкционное давление было направлено на российскую банковскую систему. В статье рассматриваются введенные финансовые санкции и их последствия. Анализируются основные тенденции развития отечественного банковского сектора в 2022 г., адаптационная стратегия банков и меры их государственной поддержки со стороны Банка России и Правительства РФ. Показано, что западные санкции не нанесли критического урона российским банкам, хотя и осложнили их работу. Банки постепенно адаптируются к сложившимся реалиям и оперативно решают возникающие проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA’S BANKING SECTOR UNDER INTERNATIONAL SANCTIONS

The beginning of Russia’s special military operation in Ukraine has triggered a powerful wave of sanctions against Russia by unfriendly countries. Particularly strong sanctions pressure was directed against the Russian banking system. The article discusses the imposed financial sanctions and their consequences. The main trends in the development of the domestic banking sector in 2022, the adaptation strategy of banks and measures of their state support from the Bank of Russia and the Government of the Russian Federation are analyzed. It is shown that Western sanctions did not cause critical damage to Russian banks, although they complicated their work. Banks are gradually adapting to the current realities and promptly solve emerging problems.

Текст научной работы на тему «БАНКОВСКИЙ СЕКТОР РОССИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ»

ДЕНЬГИ. ФИНАНСЫ. КРЕДИТ

УДК 336.71

DOI: 10.31249/espr/2023.02.07

Г.В. Семеко*

БАНКОВСКИЙ СЕКТОР РОССИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ

Аннотация. Начало Специальной военной операции России на Украине вызвало мощную волну антироссийских санкций со стороны недружественных стран. Особенно сильное санкционное давление было направлено на российскую банковскую систему. В статье рассматриваются введенные финансовые санкции и их последствия. Анализируются основные тенденции развития отечественного банковского сектора в 2022 г., адаптационная стратегия банков и меры их государственной поддержки со стороны Банка России и Правительства РФ. Показано, что западные санкции не нанесли критического урона российским банкам, хотя и осложнили их работу. Банки постепенно адаптируются к сложившимся реалиям и оперативно решают возникающие проблемы.

Ключевые слова: Россия; банковский сектор; финансовые санкции; кредитные риски; стратегия адаптации банков; государственная поддержка.

Для цитирования: Семеко Г.В. Банковский сектор России в условиях международных санкций // Экономические и социальные проблемы России. -2023. - № 2. - С. 106-129.

G.V. Semeko

Russia's banking sector under international sanctions

Abstract. The beginning of Russia's special military operation in Ukraine has triggered a powerful wave of sanctions against Russia by unfriendly countries. Particularly strong sanctions pressure was directed against the Russian banking system. The article discusses the imposed financial sanctions and their consequences. The main trends in the development of the domestic banking sector in 2022, the adaptation

* Семеко Галина Викторовна, канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник Отдела экономики Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН). E-mail: cemeko@mail.ru

Semeko Galina, PhD (Econ. Sci.), Leading Researcher of the Department of Economics, Institute of Scientific Information for Social Sciences, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia). E-mail: cemeko@mail.ru

106

strategy of banks and measures of their state support from the Bank of Russia and the Government of the Russian Federation are analyzed. It is shown that Western sanctions did not cause critical damage to Russian banks, although they complicated their work. Banks are gradually adapting to the current realities and promptly solve emerging problems.

Keywords: Russia; banking sector; financial sanctions; credit risks; adaptation strategy of banks; state support.

For citation: Semeko G.V. Russia's banking sector under international sanctions // Economic and Social Problems of Russia. - 2023. - N 2. - P. 106-129.

Введение

Специальная военная операция (СВО) России на Украине вызвала новую волну антироссийских санкций со стороны недружественных стран. Под беспрецедентным давлением оказался банковский сектор в целом и ведущие банки в частности. Произошло существенное ограничение доступа российских кредитных организаций к мировому рынку капитала и международной платежно-расчетной инфраструктуре, что негативно сказывается на внешней торговле России. Кредитные организации вынуждены тратить дополнительные средства на адаптацию текущей работы и бизнес-модели к изменившимся геополитическим условиям, что снижает эффективность их деятельности и качество предоставляемых услуг.

Финансовые санкции автоматически ограничивают деловую активность компаний и домохозяйств во всех секторах и, таким образом, тормозят экономический рост. В условиях почти полного прекращения притока иностранного капитала основным источником инвестиционных ресурсов в стране становятся внутренние источники финансирования, т.е. денежные средства населения и бизнеса. Усиление потенциала кредитования экономики предполагает обеспечение устойчивости развития банковской системы и, прежде всего, системно значимых кредитных организаций.

В статье анализируются тенденции развития банковского сектора России на фоне антироссийских санкций и СВО, адаптационные стратегии банков и меры государственной поддержки банковского сектора, направленной на обеспечение его устойчивости.

Механизмы санкционного давления на банковский сектор России

Первые финансовые санкции США и ЕС в отношении России были введены в марте 2014 г. в связи с присоединением Крыма к РФ. В санкци-онный список вошли такие ведущие банки России, как «Сбербанк», ВТБ, «Газпромбанк», «Внешэкономбанк», «Россельхозбанк» и «Банк Москвы». На них были наложены ограничения по привлечению финансовых ресурсов на рынках капитала США и ЕС.

107

За 2014-2021 гг. были приняты три пакета санкций: персональные санкции, секторальные санкции и так называемый крымский санкционный пакет. Эти санкции периодически расширялись и продлевались. По состоянию на 20 августа 2021 г. под санкциями находились 561 организация, в том числе 117 банков [Восемь лет ... , 2021].

В 2022 г. страны Запада усилили давление на финансовый сектор, энергетику, добывающую промышленность, ВПК и некоторые другие сферы деятельности страны (включая спорт, культуру и искусство). По количеству введенных против нее санкций Россия вышла на первое место в мире, обогнав Иран, который до 22 февраля 2022 г. был лидером в этом рейтинге (3616 санкционных ограничений против 2754 в России). За две недели с начала СВО общее количество санкционных ограничений против России выросло до 5532, в том числе Швейцария ввела 568 санкций, ЕС -518, Франция - 512, США - 243 [Злобин, 2022]. За период с начала СВО в 2022 г. Евросоюз принял девять пакетов санкций: 23 февраля, 25 февраля, 28 февраля, 15 марта, 8 апреля, 3 июня, 21 июля, 6 октября и 16 декабря [История введения санкций ... , 2022].

С помощью санкций США, ЕС и другие недружественные страны пытаются закрыть доступ российским кредитным организациям к мировым рынкам капитала и платежно-расчетной инфраструктуре, а также заморозить их зарубежные активы. Санкции данных международных акторов вводятся в рамках санкционных списков (пакетов), которые, как правило, согласуются между собой, а потому их содержание часто совпадает. Списки санкций при этом подразделяются на несколько групп.

Секторальные списки (Sectoral Sanctions Identifications List, SSI List) касаются определенных секторов экономики и направлены на ограничение деятельности субъектов этих секторов на зарубежных рынках капитала. Так, против российских банков, попавших в такие списки, вводятся ограничения на сделки с долговыми обязательствами и акциями. При этом активы банков не замораживаются, и банкам не запрещается работать с американскими кредитно-финансовыми организациями.

В рамках секторальных санкций ЕС, утвержденных в апреле 2022 г., российским банкам было запрещено осуществлять заимствования в странах ЕС для долгосрочного финансирования, продавать и покупать ценные бумаги, предоставлять инвестиционные услуги и работать с инструментами денежного рынка.

Секторальные ограничения направлены, прежде всего, против государственных банков. По состоянию на середину 2022 г. под секторальными санкциями находились такие государственные банки, как «Сбербанк», ВТБ, «ФК Открытие», «Промсвязьбанк», «Россельхозбанк», «Газпромбанк», «Московский индустриальный банк», «Росгосстрах Банк». Под незначительные ограничения попали и частные банки, в том числе «Альфа-Банк», «Совкомбанк», «Московский кредитный банк» (МБК),

108

«Транскапиталбанк», «Инвестторгбанк», Банк «Россия», «СМП-банк»1. На тот момент санкции не касались таких крупных государственных банков, как «ПочтаБанк», «Ак Барс», «Росэксимбанк», РНКБ, а также крупнейших частных банков - «Тинькофф Банк», «ЮниКредит», «Уралсиб», «Ренессанс», «Русский Стандарт», «Райффайзенбанк», «Росбанк», «Санкт-Петербург», «Зенит» [Банки под санкциями ... , 2022; Дубинин, 2022].

Блокирующие списки (Specially Designated Nations and Blocked Persons List, SDN List), т.е. списки физических лиц и организаций, с которыми гражданам США запрещено вести бизнес, предусматривают самые жесткие ограничения [Какие банки находятся ... , 2022]. Включение в такой список означает для банка заморозку его активов в США и запрет на расчеты в долларах с любыми американскими контрагентами. В 2014 г. под такие жесткие ограничения попали несколько частных банков («СМП-банк», «Собинбанк», Банк «Россия», «Инвестиционный кооперативный банк»), владельцы которых подверглись также персональным санкциям. В 2022 г. предусмотренные в блокирующих списках ограничения были расширены. В SDN-лист вошли десять российских банков: «Сбербанк», ВТБ, «Альфа-Банк», «Промсвязьбанк», «ФК Открытие», «Совкомбанк», «Новикомбанк», «Транскапиталбанк», «Инвестторгбанк» и «Дальневосточный банк» [Какие банки находятся ... , 2022]. Этим банкам были запрещены любые сделки и транзакции в юрисдикциях стран ЕС, а их корреспондентские счета в банках США и зоны евро были заморожены.

Список финансовых организаций, подлежащих санкциям по корреспондентским счетам (List of Foreign Financial Institutions Subject to Correspondent Account or Payable-Through Account Sanctions, CAPTA List), утвержденный Министерством финансов США в 2022 г., предусматривает запрет для финансовых институтов США на открытие или ведение корреспондентского счета «Сбербанка» и 25 его дочерних структур, а также на осуществление транзакций с ними или их собственностью. В отличие от SDN-списка в соответствии со списком CAPTA активы российских финансовых организаций, находящиеся в юрисдикции США, не блокируются и не замораживаются. Кроме того, американским организациям не запрещено проводить другие операции с фигурантами списка. Помимо «Сбербанка», в списке CAPTA числятся МКБ, «Уральский банк реконструкции и развития», РНКБ, «Генбанк», «Черноморский банк развития и реконструкции», «Индустриальный сберегательный банк», «Росэксимбанк», «Газпромбанк», «Всероссийский банк развития регионов», «Новикомбанк».

В дополнение к рассмотренным выше санкционным ограничениям российские банки были отключены от международных платежных систем Visa и MasterCard. Ряд банков РФ были отключены от системы передачи финансовых сообщений SWIFT («Сбербанк», ВТБ, «ФК Открытие»,

1 В декабре 2022 г. был продан государственному «Промсвязьбанку» [Промсвязьбанк приобрел ... , 2022].

109

«Промсвязьбанк», «Совкомбанк», «Новикомбанк», Банк «Россия», Внешэкономбанк) [США ввели ... , 2022].

По состоянию на конец 2022 г. под финансовые санкции в большей или меньше степени попали 23 банка, на которые приходится подавляющая часть банковских активов России [Какие банки находятся ... , 2022]. Следует отметить, что ограничения, введенные в 2022 г., распространяются и на дочерние компании попавших под санкции банков. В целом санкциями были затронуты более 80% активов российского банковского сектора [Российские банки пополнили ... , 2023].

Помимо прямых ограничений западные страны пытаются оказать давление на российский банковский сектор с помощью косвенных (вторичных) санкций (enforcement actions). Так, по инициативе Министерства финансов США приняты санкции, распространяющиеся на американские и иностранные банки и компании, которые взаимодействуют с находящимися под санкциями российскими банками. Нарушители подвергаются штрафам или переводу в категорию организаций, с которыми запрещено вести бизнес.

В годовщину начала СВО 24 февраля 2023 г. Министерство финансов США анонсировало новый пакет санкций, который затрагивает более 200 физических и юридических лиц. Этот пакет - «один из самых значимых», по заявлению американской администрации, и направлен на дальнейшее усиление изоляции России от мировой финансовой системы. В новый SDN-список вошли 11 частных банков (МКБ, «Металлинвест-банк», «СДМ-банк», «Ланта-банк», банк «Левобережный», УБРиР, банк «Приморье», «МТС-банк», «Уралсиб», «Санкт-Петербург» и «Зенит»)1 и финансовые компании из группы «Велес» под предлогом, что они обслуживают подсанкционных лиц, которые хотят обойти ограничения. В список также внесены руководители «Альфа-Банка», «Сбербанка» и «Росбанка» [Российские банки пополнили ... , 2023; Рузлева, Терентьев, 2023].

ЕС отметил годовщину начала СВО принятием десятого пакета санкций, в который включены новые санкции против трех российских банков - «Альфа-Банк», «Тинькофф Банк» и «Росбанк», а также Фонда национального благосостояния. Кроме того, власти ЕС обязали европейские банки предоставлять в Еврокомиссию сведения о имеющихся у них активах Банка России, лиц и компаний, фигурирующих в санкционных списках [В Совете ЕС рассказали ... , 2023].

Развитие банковского сектора России в условиях санкций

Развитие российского банковского сектора с момента введения первых финансовых санкций в 2014 г. находилось под влиянием как обострения геополитической и геоэкономической ситуации, так и внутренних

1 Их этих банков лишь МКБ по размеру активов входит в топ-10 российских банков.

110

структурных вызовов. Особенно тяжелым для него был 2014 г.: из-за ограничения доступа к внешним источникам капитала, ухудшения перспектив роста глобальной экономики, падения цены на нефть, девальвации рубля, стагнации в реальном секторе экономики, массового отзыва лицензий у коммерческих банков, подорвавшего доверие населения к вкладам, и др. факторов. Поскольку санкции повысили кредитные риски, то банкам пришлось увеличить соответствующие резервы на случай возможных потерь по ссудам. Это стало основной причиной снижения совокупной чистой прибыли российских кредитных организаций в 2014 г. на 40,7% - до 589 млрд руб. против 994 млрд в 2013 г. [Отчет о развитии ... , 2015, с. 27].

Тем не менее банковский сектор страны продолжал достаточно интенсивно развиваться: объем средств на счетах клиентов вырос на 25,4% (в 2013 г. - на 16,0%); вклады физических лиц - на 9,4% (за 2013 г. - на 19,0%); суммарный объем средств, привлеченных от организаций (кроме кредитных организаций), - на 40,6% (за 2013 год - на 13,7%); собственный капитал кредитных организаций - на 12,3% (против 15,6% в 2013 г.); совокупный объем кредитов экономике (нефинансовым организациям и физическим лицам) - на 25,9% (за 2013 год - на 17,1%) [Отчет о развитии ... , 2015, с. 18,19, 21].

В 2015 г. условия для развития банковского сектора несколько улучшились. Ресурсная база банков пополнялась за счет доходов отечественных предприятий и сбережений населения. Хотя на фоне геополитических проблем наблюдалось снижение деловой активности практически во всех отраслях экономики и сокращение ВВП страны, отток частного капитала из России, высокий уровень инфляции, уменьшение валютных резервов РФ и другие негативные тенденции. Несмотря на трудности, банковский сектор в целом сохранил свою устойчивость, а динамика большинства его ключевых показателей была положительной. Однако из-за сокращения чистого процентного дохода и увеличения объемов банковских резервов (на возможные потери в связи с ростом кредитного риска) совокупная чистая прибыль банковского сектора упала до 192 млрд руб. (против 589 млрд в 2014 г.) [Отчет о развитии ... , 2016, с. 24, 31].

В 2016 г. внешние условия для развития экономики страны оставались неблагоприятными, однако она постепенно адаптировалась к санкци-онным ограничениям. Наметились признаки восстановления экономического роста. За счет бюджетных вливаний удалось стабилизировать ситуацию с банковской ликвидностью. Чистая прибыль кредитных организаций резко выросла по сравнению с 2015 г. (со 192 млрд руб. до 930 млрд) [Отчет о развитии ... , 2017, с. 35].

С 2017 г. банковский сектор вышел на траекторию роста. Наблюдалось увеличение кредитования, вкладов населения, объема собственного капитала и прибыли банков, масштабов финансирования экономики и т.д. [Отчет о развитии ... , 2018]. Банк России принял комплексные меры по оздоровлению ряда крупных банков. Рост чистого процентного дохода

111

отчасти компенсировал рост обязательного резервирования, и в итоге чистая прибыль банковского сектора составила 790 млрд руб. [Отчет о развитии ... , 2018, с. 117].

В 2018 г. продолжился рост чистой прибыли банковского сектора, которая достигла 1,34 трлн руб. [Отчет о развитии ... , 2019, с. 26]. Благодаря этому неуклонно увеличивался собственный капитал банков: прирост составил 9,3% (до 10,3 трлн руб. по состоянию на 1 января 2019 г.) [Отчет о развитии ... , 2019, с. 58].

В 2019 г. динамика развития банковского сектора замедлилась: темп роста розничных кредитов сократился до 18,6% против 23,5% в 2018 г., а корпоративного кредитования - до 4,5% против 5,8% в предшествующем году [Отчет о развитии ... , 2020, с. 5, 10]. Однако ипотечное жилищное кредитование продолжало расти высокими темпами: ипотечный портфель увеличился на 17,2% [Отчет о развитии ... , 2020, с. 6]. Хорошие результаты были получены также по показателям чистой прибыли (2,037 трлн руб.) и росту собственного капитала банков (за счет роста прибыли на 7%) [Отчет о развитии ... , 2020, с. 16-17].

В 2020 г. российские банки активно расширяли кредитование. Рост корпоративных кредитов составил 9,9% (что вдвое выше показателя 2019 г.), а ипотечного портфеля - 20,4%. Однако замедлился рост розничных кредитов до 13,6% [Отчет о развитии ... , 2021, с. 2-3]. Из-за возросшей неопределенности в связи с пандемией коронавируса банки ужесточили требования к потенциальным заемщикам, а население, из-за опасения потери доходов, стало более осторожно подходить к вопросу о новых заимствованиях. Чистая прибыль банков за год составила 1,608 трлн руб., что на 6% ниже уровня 2019 г., а годовой рост собственного капитала -около 11% (до 10,7 трлн руб.) [Отчет о развитии ... , 2021, с. 5].

В 2021 г. на фоне выхода российской экономики из рецессии наблюдался высокий спрос на кредитование. Корпоративные кредиты выросли на 11,7%, что выше прироста 2020 г. Значительно ускорился рост ипотечного кредитования - до 25,1%, а также потребительских кредитов -до 23,2% [Отчет о развитии ... , 2022, с. 2-3]. При этом Банк России для сдерживания темпов роста потребительского кредитования использовал регуляторные ограничения (в частности, повышение надбавок к коэффициентам риска по необеспеченным потребительским кредитам в рублях). Однако в сравнении с кредитным портфелем рост объема привлеченных средств физических и юридических лиц был относительно медленным. В связи с повышением потребительских расходов из-за инфляции и стремлением вложить деньги в недвижимость на фоне роста ее стоимости склонность населения к сбережениям снизилась.

По итогам 2021 г. банковский сектор характеризовался значительным увеличением операционного дохода по основным направлениям деятельности. Чистая прибыль банковского сектора составила 2,363 трлн руб. (что существенно выше уровня 2020 г.). На формирование положитель-

112

ного финансового результата повлияли такие факторы, как способность банков контролировать стоимость риска1, наращивать объем бизнеса и, соответственно, доходов; уменьшение размера резервов на случай потерь в корпоративном сегменте; стабильность качества кредитного портфеля при ограниченном притоке средств физических и юридических лиц; снижение объема просроченной задолженности и др. [Халилова, Тагиев, 2023]. Значительно вырос и собственный капитал банков (до 12 трлн руб.) за счет докапитализации крупных банков и роста курсов на ценные бумаги на Московской бирже [Отчет о развитии ... , 2022, с. 5]. В таблице 1 приведены данные о динамике основных макроэкономических показателей банковского сектора в период до начала СВО.

Таблица 1

Динамика основных показателей развития банковской системы РФ в 2019-2021 гг.*

Балансовые показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Кредиты и прочие ссуды, в %, в том числе:

корпоративные 4,5 9,9 11,7

розничные, в том числе: 18,6 13,6 23,2

ипотечные жилищные кредиты 17,2 20,4 25,1

Просроченная задолженность в % от соответствующего портфеля, в том числе:

корпоративные кредиты 7,0 7,1 5,6

розничные кредиты 4,4 4,7 4,0

Чистая прибыль, млрд руб. 2037 1608 2363

Доходность на капитал, ROE, в % 16%

Балансовый капитал, трлн руб. 9,6 10,7 11,9

Годовой темп прироста средств юридических лиц, в % 5,5 15,9 18,0

Годовой темп прироста вкладов физических лиц, в % 9,7 4,2 5,7

Показатель достаточности совокупного капитала, в % 12,3 12,47 12,26

'Составлено автором по данным [Отчет о развитии ... , 2020; Отчет о развитии ... , 2021; Отчет о развитии ... , 2022].

В 2022 г. российский банковский сектор столкнулся с новыми серьезными вызовами: разрушение цепочек поставок у заемщиков; санк-ционные ограничения международных платежно-расчетных операций;

1 Стоимость риска (cost of risk, CoR) - показатель, который определяется как сумма резервов на случай кредитных потерь в отношении к размеру кредитного портфеля.

113

ухудшение экономической обстановки в стране; панические настроения банковских клиентов; резкое повышение стоимости заимствований и усиление конкуренции банков за устойчивое фондирование (т.е. за формирование финансовых ресурсов); усиление процентного и валютного рисков; изменение финансового поведения клиентов и др. Однако, несмотря на все это, банковский сектор вновь продемонстрировал способность противостоять санкционному давлению.

В течение года активно проходила девалютизация кредитного портфеля банков, главным образом путем конвертации выданных ранее валютных кредитов в рубли. В итоге объем валютных кредитов уменьшился на 18,2% (т.е. на 30,2 млрд долл.) [О развитии банковского сектора ... , 2023, с. 2]. Продолжился процесс замещения внешних заимствований на внутренние финансовые ресурсы. Во второй половине 2022 г. в связи с объявлением частичной мобилизации, принятием законов о кредитных каникулах и о списании долгов погибшим мобилизованным гражданам и ухудшением качества потока заявок на кредитование банки были вынуждены ужесточить условия предоставления кредитов и уменьшить количество одобренных кредитов.

При этом стремление клиентов запастись кредитами впрок до повышения процентных ставок обусловило позитивную динамику кредитного портфеля банков. Объем корпоративных кредитов, предоставленных банками, за год увеличился на 14,3%, что превышает темп роста в 2021 г. (11,7%). Значительная часть кредитов приходилась на нефтегазовые, горнодобывающие и телекоммуникационные компании. Существенную роль в обеспечении роста корпоративного кредитования банков сыграли государственные кредиты системообразующим предприятиям на сумму 1,5 трлн руб.

Хотя темпы роста ипотечного кредитования в 2022 г. замедлились по сравнению с 2021 г., они оставались достаточно высокими. Во многом благодаря государственным программам льготной ипотеки ипотечный портфель в целом вырос на 20,4% [О развитии банковского сектора . , 2023, с. 3].

Динамика потребительского кредитования замедлилась сильнее: годовой рост объема потребительских кредитов составил 2,7% (против 20,1% в 2021 г.). Эксперты объясняют это ужесточением банками условий кредитования, а также усилением неопределенности и ростом неуверенности населения в своих будущих доходах [О развитии банковского сектора ... , 2023, с. 4].

В целом банкам удалось предотвратить ухудшение показателей качества большинства кредитов. Более того, доля проблемных и безнадежных кредитов в портфеле корпоративных кредитов в 2022 г. несколько снизилась по сравнению с 2021 г. - с 7,6% до 7,0%. Доля таких кредитов в сегменте ипотечного кредитования оставалась на минимальном уровне (0,7%), а в общем объеме необеспеченных потребительских кредитов уве-

114

личилась незначительно (с 7,7% до 8,8%). Поддержанию качества кредитов способствовал высокий уровень банковских резервов на покрытие возможных потерь. Так, по состоянию на конец 2022 г. в портфеле корпоративного кредитования резервы покрывали 74% проблемных и 110% всех корпоративных кредитов (против соответственно 76% и 108% в начале года). В сегменте потребительского кредитования соответствующие показатели составляли 81% и 136% (против 81% и 138% в начале года) [О развитии банковского сектора ... , 2023, с. 5].

Сохранение качества кредитного портфеля во многом объяснялось активной реструктуризацией кредитов юридическим лицам, которая затронула около 17% всего корпоративного портфеля банков. При этом доля реструктуризации потребительских кредитов была низкой (2% портфеля потребительского кредитования), что свидетельствует о имеющихся у населения возможностях для обслуживания задолженности. Еще одним важным фактором, способствовавшим сохранению качества кредитов, стали временные регуляторные послабления Банка России по созданию резервов на возможные потери по полностью заблокированным активам в рамках западных санкций [Частичная отмена послаблений ... , 2022].

Фондирование банков базировалось на вливаниях государственных средств и на росте вложений юридических лиц. Последние выросли за год на 20,6%, что стало возможным благодаря государственному финансированию компаний, особенно нефтегазовых, и высоким ценам на экспортируемое сырье [О развитии банковского сектора ... , 2023, с. 7].

Финансовый результат банковского сектора в 2022 г. характеризовался разнонаправленной динамикой. В первом полугодии банки понесли убытки (в размере 1,5 трлн руб.). Однако в дальнейшем им удалось их компенсировать и выйти на небольшую чистую прибыль (203 млрд руб. за год1) за счет постепенного восстановления доходов на фоне активизации бизнеса. Причем итоговые финансовые результаты у отдельных банков сильно различались. Доля прибыльных банков (свыше 270) в общих активах банковского сектора составила 77% [О развитии банковского сектора ... , 2023, с. 11].

Объем собственного капитала банков в 2022 г. претерпел очень небольшие изменения (+0,7%) и составил 84 млрд руб. Несмотря на значительный рост кредитного портфеля, показатель достаточности совокупного капитала (Н1.0)2 увеличился за 11 месяцев 2022 г. на 0,5 п. п.

1 Это худший результат с 2015 г. - 192 млрд руб., 2016 г. - 930 млрд, 2017 г. -790 млрд, 2018 г. - 1345 млрд, 2019 г. - 2037 млрд, 2020 г. - 1608 млрд, 2021 г. - 2363 млрд [О динамике развития .].

2 Основной норматив, который обязаны соблюдать все кредитные организации, и один из наиболее важных показателей надежности банка. Определяется как отношение размера собственных средств (капитала) кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска. В соответствии с действующими в РФ нормативами, Банк

115

(до 12,8%). Это стало возможным благодаря мерам поддержки Банка России, в том числе роспуску (с 28 февраля 2022 г.) накопленного макро-пруденциального буф1 ера капитала по необеспеченным потребительским кредитам и ипотеке1. Данная мера позволила банкам высвободить капитал на сумму порядка 0,9 трлн руб. [О развитии банковского сектора . , 2023, с. 12].

Таким образом, несмотря на сильное внешнее давление и негативные тенденции в отечественной экономике, банковский сектор страны смог стабилизировать бизнес и оперативно адаптироваться к работе в условиях санкций.

Однако общие итоги развития банковского сектора в 2022 г. скрывают существенные различия по отдельным банкам и достаточно тревожные сигналы, свидетельствующие о наличии негативных тенденций и серьезных проблем. Согласно исследованию рейтингового агентства «Эксперт-РА», несмотря на положительный финансовый результат банковского сектора в 2022 г. (чистую прибыль в размере 203 млрд руб.), группа топ-10 банков2 потерпела значительные убытки в размере около 197 млрд руб. (рис. 1). Это очень большие потери, учитывая, что в 2021 г. прибыль топ-10 банков составляла 1,85 трлн руб., т.е. 83% совокупной чистой прибыли всего банковского сектора [Якушкина, Коршунов, Сараев, 2023, с. 1].

Убытки топ-10 банков были отчасти компенсированы банками, которые занимают с 11-го по 100-е места в рейтинге по активам. Их доходы превысили уровень 2021 г. в среднем на 10%. По мнению экспертов, это связано с перемещением к ним клиентов из крупных банков, а также с тем, что они не занимаются операциями со сложными финансовыми инструментами и обслуживанием мелких и средних предприятий, т.е. операциями с высоким уровнем риска. Финансовые результаты банков, которые в рейтинге по активам располагаются на местах ниже 100-го, в 2022 г. были более скромными, чем в 2021 г., из-за сокращения бизнеса. Тем не менее они смогли получить хорошие доходы от размещений средств на рынках межбанковского кредитования.

России обязан отозвать лицензию у кредитной организации, если ее показатель Н1.0 опускается ниже 2%.

1 Макропруденциальный контрциклический буфер (countercyclical buffer) обусловлен требованиями соглашения Базель-3 и является антициклической надбавкой к нормативам достаточности основного капитала банка. Вводится для повышения устойчивости банковской системы за счет накопления буфера капитала в период экономического подъема и повышенного спроса на кредиты и высвобождения (роспуска) буфера в период экономического спада и падения спроса на кредиты [Национальная антициклическая .].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Топ-10 банков, составляемый Банком России для формирования отчетности о продуктах финансовых организаций, включает: «Сбербанк», «Газпромбанк», ВТБ, «Альфа-банк», «Россельхозбанк», «ФК Открытие», «Райффайзенбанк», «Тинькофф Банк», «Промсвязьбанк» и «Совкомбанк».

116

Рис. 1. Структура чистой прибыли (млрд руб.) в банковском секторе РФ по группам банков, ранжированным по размеру активов Источник: [Якушкина, Коршунов, Сараев, 2023, с. 2]

Описанная выше динамика финансового результата банков обусловила, в конечном счете, падение совокупной рентабельности капитала в банковском секторе с 19% в 2021 г. до 2% в 2022 г. [Якушкина, Коршунов, Сараев, 2023, с. 2].

По прогнозу экспертов, в 2023 г. ожидается рост кредитного бизнеса, что позволит банкам увеличить процентные доходы, а также снизить показатель стоимости риска. Исходя из этих ожиданий, эксперты прогнозируют рост чистой прибыли топ-10 банков до 1100 млрд руб., а совокупной чистой прибыли банковского сектора - до 1,3-1,5 млрд, т.е. до уровня 2020 г. (рис. 1). Хотя не исключается и негативный сценарий. Если заложенные в прогноз ожидания не оправдаются и кредитная активность (а значит, и процентные доходы) сократится, то совокупная чистая прибыль банковского сектора будет примерно в два раза более низкой (около 600-800 млрд руб.) [Якушкина, Коршунов, Сараев, 2023, с. 2].

Реакция российских банков на санкции стран Запада

Санкционное давление на банковский сектор неравномерно, и банки по-разному реагируют на него. Все зависит, прежде всего, от того, находится ли та или иная кредитная организаций под санкциями или нет. Для банков, попавших под санкции, основной задачей является преодоление влияния введенных ограничений с целью минимизации их последствий для клиентов и адаптация операционной деятельности, а для неподсанк-ционных банков - минимизация рисков попадания под санкции. У последних также возникают проблемы, хотя и менее значительные, например, с корреспондентскими счетами в зарубежных банках, поскольку междуна-

117

родные расчеты с контрагентами РФ стали подвергаться дополнительным процедурам проверки на соответствие санкционным требованиям.

Эксперты агентства мобильного маркетинга Go Ahead провели в середине 2022 г. исследование реакции российских банков на западные санкции после начала СВО [«Мир» и повышение ставок ... , 2022]. В отобранную группу вошли 36 банков, в том числе банки, находящиеся под санкциями и отключенные от системы SWIFT. Все банки были разделены на три группы: российские, которые полностью контролируются отечественными акционерами (18 банков); гибридные, в которых часть капитала находится под контролем иностранных акционеров (11 банков); иностранные, полностью контролируемые иностранными акционерами (7 банков, в том числе «Тинькофф Банк», «Хоум Кредит Банк», Citibank, «Райффайзенбанк» и др.).

Как было установлено, санкции не затронули ни одного банка из группы иностранных банков. В группе гибридных банков под санкциями находились четыре банка - «Альфа-Банк», ВТБ, «Совкомбанк» и «Московский кредитный банк», а в группе российских - восемь банков, включая «Сбербанк», «Газпромбанк», «ФК Открытие» и др. Таким образом, гибридные и иностранные банки работают при меньших рисках, чем российские.

Изменения ключевой ставки Банка России, повышенный спрос на наличные и другие внешние факторы вынуждают банки вносить изменения в свою стратегию и модель бизнеса. В текущей операционной деятельности банков можно выделить следующие направления изменений: ограничение выдачи кредитов; повышение кредитной ставки; уход с зарубежных рынков; продление работы с действующими пластиковыми картами.

Так, «Сбербанк», крупнейший российский банк по активам, собственному капиталу, чистой прибыли, количеству клиентов и другим показателям, в 2022 г. был вынужден перестроить свой зарубежный бизнес и продать активы своей «дочки» Sberbank Europe AG в восьми странах (Австрии, Германии, Чехии, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Венгрии, Сербии и Словении) [Сбербанк уйдет ... , 2022]. Банк также завершил свои финансовые операции в США. Деятельность банка сейчас переориентирована с Запада на Восток: банк наращивает инвестиции в свои азиатские подразделения и запланировал открыть филиалы в Индии и Китае.

Следствием ограничения доступа российских банков на зарубежные рынки стало расширение их деятельности на внутреннем рынке. При этом банки уделяют внимание как мерам по сохранению клиентуры и поддержке клиентов (предоставление отсрочки по кредитным платежам, частичная отмена комиссии за переводы, повышение ставок по накопительным счетам и вкладам), так и снижению рисков кредитования за счет более жесткого отбора заемщиков. В течение года банки стали реже одобрять кредитные заявки (рис. 2). Так, в феврале - марте резко упал

118

уровень одобрения кредитных заявок (примерно до 20%), но затем начал расти (до 28% в июле - сентябре). Новый обвал последовал после объявления 21 сентября частичной мобилизации: уровень одобрения кредитных заявок снизился до 18%. В целом за 11 месяцев 2022 г., по сообщению Национального бюро кредитных историй, банки одобрили 26% кредитных заявок, что на 7% ниже показателя 2021 г. (более 33%) [В 2022 г. банки ... , 2023].

—Approval rate (АН) - левая шпала —Средний ПКР-заявители - правап шкала

Рис. 2. Динамика получения одобрения кредитных заявок (approval rate) и среднего значения Персонального кредитного рейтинга (ПКР) заявителя на получение кредита в 2022 г.

Источник: [В 2022 г. банки ... , 2023]

В десяти крупнейших банках в течение трех месяцев 2022 г. (март -май) после повышения Банком России ключевой ставки до 20%1 средняя ставка по вкладам составила 20,85% годовых, что позволило привлечь денежные средства населения на краткосрочные вклады в рекордном объеме (8,5 трлн руб.) [«Мир» и повышение ставок ... , 2022]. К началу лета 2022 г. ситуация в российской экономике стабилизировалась, темпы роста цен замедлились, ликвидность банков восстановилась, и Банк России принял решения о снижении ключевой ставки с 20% до 11% [Банк России принял ... , 2022]. Вслед за этим решением банки снизили ставки по вкладам: в результате средняя максимальная ставка упала ниже 10% [Заруцкая, 2022].

Определенное влияние на работу российских банков оказал уход с российского рынка международных платежных систем VISA и Mastercard. Это привело к увеличению в несколько раз выпуска карт российской

1 В период с 2013 г. самый высокий уровень ключевой ставки в размере 17% был зафиксирован в 2014 г. [Ключевая ставка .].

119

платежной системы «Мир» и международной платежной системы КНР UnionPay. Однако последняя сотрудничает только с банками, на которые не распространяются западные санкции.

Все банки (государственные, гибридные и иностранные) адаптировали свой маркетинг к быстро меняющимся рыночным условиям. При этом обозначились две стратегии: банки, находящиеся под санкциями, полагаются на развитие отношений с имеющейся клиентурой, а потому сокращают расходы на маркетинг. В отличие от этого иностранные и гибридные банки, подвергающиеся меньшим санкционным рискам, стараются удержать маркетинговые расходы в прежних рамках или сокращают их в минимальном размере [«Мир» и повышение ставок ... , 2022].

После 24 февраля 2022 г. многие банки сократили внешние коммуникации в соцсетях и активизировали поиск новых каналов для продвижения своих продуктов и услуг. В частности, они перестали сотрудничать с заблокированными в России соцсетями и расширили взаимодействие с отечественными соцсетями (с такими, как «ВКонтакте» и «Одноклассники»). Кроме того, банки приостановили подготовку новых подкастов (аудио- и видеопрограмм, блогов), за исключением пяти банков - «Тинькофф Банк», БКС, «Газпромбанк», ВТБ и «ФК Открытие».

Изменения отмечались также в структуре банковской рекламы. В несколько раз увеличился объем рекламы вкладов: за счет широкой рекламы повышенной ставки по вкладам в 20% банки пытались привлечь деньги населения и укрепить ликвидность. Одновременно происходило сокращение объема рекламы кредитов, банковских карт и инвестиционных продуктов.

Многие банки прекратили продвижение своих приложений после того, как в апреле 2022 г. из сторов (онлайн-магазинов) американских сервисов App Store и Google Play, AppGallery были удалены приложения ряда российских подсанкционных банков («Альфа-Банка», «Сбербанка», ВТБ, «Промсвязьбанка», «ФК Открытие», «Совкомбанка», «Новикомбанка»). В этой связи банки стали искать новые каналы для распространения своих приложений. Самым быстрым решением стало выкладывание установочного файла прямо на сайте банка. Кроме того, попавшие под санкции банки предлагают мини-приложения (mini apps) на платформе «ВКонтакте» и размещают приложения в альтернативных сторах. Например, в RuStore можно найти приложения таких банков, как «Сбербанк», ВТБ, «ФК Открытие», «Альфа-банк», «Совкомбанк» и др. [«Мир» и повышение ставок ... , 2022].

Таким образом, российский банковский сектор стремится сохранить нормальный режим деятельности. Хотя для минимизации последствий финансовых санкций необходима поддержка Правительства РФ и оперативное реагирование Банка России.

120

Государственная поддержка банковского сектора

Вскоре после начала СВО для поддержки финансового сектора Банк России использовал меры, которые были испытаны при введении санкций в 2014 г. и в условиях коронакризиса 2020 г. (предоставление банкам ликвидности, роспуск резервов и регуляторные послабления).

Первые экстренные меры Банка России были направлены на то, чтобы предотвратить панику населения, масштабные изъятия средств со счетов кредитных организаций и перевод средств в иностранных валютах за рубеж. Необходимо было устранить угрозу цепной реакции банкротств ряда банков и разрушения банковского сектора в целом.

Для решения этой первостепенной задачи Банк России повысил ключевую ставку до 20%, чтобы сохранить сбережения в банках (максимальное значение ключевой ставки составило в 2014 г. 17%), и ввел режим валютного контроля, чтобы препятствовать оттоку иностранной валюты из страны. В последующие месяцы жесткие ограничительные меры были смягчены. В июне 2022 г. ключевая ставка была снижена до 9,5%, а ограничения на переводы валютных средств граждан в зарубежные банки ослаблены. Снижение ключевой ставки позволило перезапустить банковское кредитование.

В целом в 2022 г. Банк России поддержал кредитные организации с помощью временных мер, направленных на преодоление последствий санкций и долгосрочную структурную адаптацию [Частичная отмена . , 2022]. Регуляторными послаблениями в 2022 г. воспользовались две трети кредитных организаций. При этом для большинства кредитных организаций их эффект на объем собственного капитала был умеренным.

Поскольку во второй половине 2022 г. наблюдалась постепенная стабилизация финансового рынка, то Банк России решил отменить в 2023 г. ряд послаблений. В частности, речь идет о таких мерах, как: возможность фиксации валютных курсов, стоимости ценных бумаг и имущества, а также справедливой стоимости1 ценных бумаг и отдельных финансовых инструментов; несоблюдение лимитов открытых валютных позиций для снижения рисков и стимулирования снижения доли «токсичных» валют в балансах банков; пониженный риск-вес для нормативов концентрации по корпоративным заемщикам, в отношении которых банк существенно нарастил объем кредитных требований, и нормативов достаточности капитала и концентрации по оборотным кредитам системообразующих организаций и др. Однако возможность применения льготных риск-весов намечено сохранить для приоритетных проектов, направленных на обеспечение

1 В соответствии с п. 9 Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) справедливая стоимость - цена, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки.

121

технологического суверенитета и структурной адаптации экономики [Частичная отмена ... , 2022].

Одновременно Банк России планирует продлить некоторые действующие послабления в измененной форме. Среди них: регуляторные меры в части формирования резервов на возможные потери по ссудам; возможность принятия банком на основе внутренних рейтингов решения о непризнании дефолта заемщика; неприменение мер за использование кредитными организациями «старой» отчетности; неприменение мер за нарушение нормативов концентрации; возможность предоставления финансовой информации в ограниченном формате (вместо запрета на раскрытие финансовой информации); право не раскрывать чувствительную к санкци-онному риску информацию; послабления по нормативам ликвидности системно значимых банков; временная возможность использовать для целей нормативных актов Банка России рейтинги кредитоспособности международных рейтинговых агентств и т.д. [Частичная отмена ... , 2022].

Кроме того, в 2023 г. намечено запустить дополнительные меры поддержки банковского сектора, такие как рассрочка на 10 лет (до 31.12.2032) по созданию резервов на возможные потери по полностью заблокированным активам и временное обнуление требований по надбавкам к нормативам достаточности капитала банков с 2023 г. с их последующим постепенным восстановлением в течение пяти лет [Частичная отмена ... , 2022].

После начала СВО Правительство РФ активизировало уже действовавшие программы поддержки экономики и банковского сектора, принятые в период коронакризиса, а также оперативно принимало новые меры для разрешения вновь возникавших социально-экономических проблем [Меры Правительства по повышению ...].

Так, на поддержку банков в 2022 г. было направлено 535 млрд руб. из Фонда национального благосостояния, в том числе 100 млрд получили банки «Дом.РФ» и «Газпромбанк». Основной задачей такого финансирования была «инвестиционная трансформация, обеспечение этого процесса достаточной ликвидностью, длинными деньгами, долгосрочным финансированием инвестиционного цикла» [Разумова, 2022].

Среди наиболее важных мер Правительства РФ по поддержке банковского кредитования и развитию инвестирования можно выделить меры по реструктуризации кредитов для крупного бизнеса и предоставление кредитным организациям субсидий из федерального бюджета на возмещение части недополученных ими доходов по кредитным договорам. На эти цели в 2022 г. было выделено 25,5 млрд руб. [Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2022 г. № 1703, 2022; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2022 г. № 2847-р, 2022].

Большой пакет мер касался также льготного кредитования различных отраслей экономики и субъектов хозяйственной деятельности. В соответствующих программах предусмотрено возмещение кредитным орга-

122

низациям разницы между рыночной и льготной ставками недополученных процентных доходов. Так, по программе льготного кредитования (ставка 3%) инновационных мелких и средних предприятий (срок 2022-2024 гг.) на субсидирование процентных ставок из федерального бюджета было предусмотрено выделить 4 млрд руб., в том числе на 2022 г. - 750 млрд, на

2023 г. - 1,4 млрд, и на 2024 г. - 1,8 млрд руб. [Постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2022 г. № 469, 2022].

Разница в процентных доходах компенсируется банкам также за счет субсидий из федерального бюджета в рамках программы льготного кредитования импортеров (ставка льготного кредита не может превышать 30% ключевой ставки Банка России плюс три процентных пункта). На эту программу было направлено свыше 37 млрд руб. В список импортируемых продуктов, подпадающих под программу льготного кредитования, входят продовольственные товары (в том числе орехи, кофе, какао-бобы, джемы, фруктовое пюре, консервированные фрукты, сухие молочные смеси для детского питания), лекарства, фармацевтическая продукция, транспорт (в том числе бульдозеры, самосвалы, асфальтоукладчики), строительные материалы, различные станки, сельскохозяйственные машины, электроника и др. [Постановление Правительства от 18 мая 2022 года № 895, 2022; Постановление от 25 июня 2022 года № 1142, 2022; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2022 года № 2796-р, 2022].

Государственные программы льготного ипотечного кредитования тоже предусматривают возмещение кредитным организациям недополученных доходов по жилищным кредитам [Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. № 806, 2022]. Аналогичные условия о возмещении недополученных кредиторами процентных доходов содержат программы льготного кредитования 1Т-компаний, системообразующих 1Т-организаций, компаний АПК, промышленности и торговли, предприятий ЖКХ, ТЭК, строительных и транспортных предприятий и др.

Для поддержки банков, предоставляющих льготные краткосрочные кредиты сельхозпроизводителям (по ставке 5% годовых, срок - до 1 июля

2024 г.), размер субсидируемой ставки по выданным кредитам в 2022 г. был увеличен до 100% ключевой ставки Банка России. На эту программу в 2022 г. было направлено 25 млрд руб., что позволило просубсидиро-вать краткосрочные займы на общую сумму не менее 158 млрд руб. [Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. № 435-р, 2022].

В апреле 2022 г. Правительство РФ запустило программу поддержки системообразующих предприятий фармацевтической и медицинской промышленности. В ней предусмотрено выделение субсидий из федерального бюджета отечественным кредитным организациям на возмещение недополученных доходов от предоставления гарантий с льготной ставкой комиссии организациям фармацевтической и медицинской промышленности.

123

Для предприятий льготная ставка комиссии составляет 1% годовых. Часть расходов на такие гарантии взяло на себя государство. На возмещение недополученных доходов предоставляются ежемесячные субсидии банкам в размере до 2% годовых от суммы гарантий [Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2022 г. № 612 ... , 2022].

Важное значение для ускорения оборота денежных средств в России имело продление до конца 2022 г. программы компенсации расходов предпринимателей на использование отечественной Системы быстрых платежей (СБП)1. На возмещение банковской комиссии предпринимателей в марте 2022 г. из резервного фонда Правительства было выделено 500 млн руб., а затем в августе 2022 г. - дополнительно 800 млн. Сведения о транзакциях и уплаченной предприятиями комиссии передаются в Минэкономразвития, а затем в течение 20 дней компенсации перечисляются в банк, подключенный к СБП, а он переводит их предприятиям в течение пяти дней [Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 августа 2022 г. № 2391-р, 2022; Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2022 г. № 1306, 2022; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 марта 2022 г. № 411-р, 2022].

Все эти меры направлены на поддержку развития экономики и кредитной деятельности банковского сектора.

Заключение

Российская экономика и банковский сектор постепенно адаптируются к неблагоприятной геополитической обстановке, изменениям институциональной среды, структуры доступных финансовых ресурсов и т.д. Как свидетельствуют приведенные выше данные о развитии банковского сектора в 2022 г., западные санкции не нанесли критического урона российским банкам, хотя и создали определенные сложности. Многие рабочие процессы в банках были нарушены или вообще приостановлены. Следствием санкций стал рост взаимного недоверия между кредитными посредниками и их клиентами. Наибольшие потери связаны с отключением ряда банков от системы SWIFT, что усложнило международные переводы. Запуск Банком России Системы передачи финансовых сообщений (СПФС) решает задачу проведения трансграничных платежей между подключенными к этой системе банками (в основном это банки Евразийского экономического сообщества). Положение банков, не подключенных к СПФС, остается сложным: платежные операции занимают несколько дней.

1 СБП - платежный сервис, позволяющий совершать межбанковские переводы по номеру мобильного телефона круглосуточно, без праздников и выходных. Комиссии за такие переводы низки или вовсе отсутствуют. К системе уже подключены более 200 банков, включая крупнейшие. Программа была запущена с 1 июля 2021 г.

124

Благодаря накопленному запасу прочности и мерам поддержки Правительства РФ и Банка России банковский сектор смог пережить санкци-онный шок 2022 г. В дальнейшем преодоление системных рисков, угрожающих банковскому сектору, будет зависеть от ряда факторов: в том числе от последствий санкций для российской экономики и банковского сектора; способности банковских клиентов приспосабливаться к кризисным условиям и сохранять платежеспособность; способности банковских институтов перестроить свою бизнес-модель на основе передовых финансовых технологий, информационных платформ и др.; политики Банка России и Министерства финансов РФ [Дубинин, 2022, с. 177].

По мнению экспертов, санкционное давление со стороны недружественных стран на экономику России, по всей видимости, сохранится неопределенно долгое время [Банки и инфраструктура ... , 2022, с. 18]. Из-за геополитических рисков в обозримом будущем развитие банковской системы будет характеризоваться неустойчивостью и непредсказуемостью. От системы SWIFT могут быть отключены еще несколько банков. Из-за роста рисков и неопределенности происходит накопление долгов на банковских балансах, снижается эффективность их деятельности и склонность к рисковым операциям. Заемщики также все меньше склонны привлекать кредиты в связи с неуверенностью, что смогут обслуживать долг в будущем.

Исходя из этой реальности российским банкам надо оперативно решить две основные задачи - по нормализации текущей деятельности и по модернизации бизнес-модели на основе цифровых финансовых и платформенных технологий. Причем, поскольку недружественные страны принимают все меры, чтобы препятствовать притоку в Россию современных IT-технологий и оборудования, банки должны будут переходить на отечественное программное обеспечение и оборудование. С точки зрения обеспечения финансовой устойчивости на первый план в бизнес-стратегии банков выдвигается задача поддержания достаточности капитала и ликвидности. Это служит основой для ускорения кредитования в интересах структурной перестройки экономики.

В таких сложных условиях банковской системе может потребоваться дополнительная поддержка со стороны Банка России и Правительства РФ (особенно в случае серьезного ухудшения качества кредитного портфеля крупнейших банков), а также более широкое привлечение бюджетных гарантий по банковским сделкам, которые направлены на реализацию приоритетных государственных программ. Необходимо помнить, что устойчивость финансовой системы является необходимым условием сохранения и развития экономического потенциала России.

125

Список литературы

1. Банки и инфраструктура финансового сектора в условиях современных вызовов: XIX Международный банковский форум «Банки России - XXI век». - Москва : Ассоциация банков России, 2022. - 80 с. - URL: https://asros.ru/upload/iblock/258/q128tt2v80 znkxvdchhwjzhex5h64m6u/Analiticheskie-materialy-k-Forumu-v-Kazani_sentyabr-2022-na-sai_t.pdf (дата обращения: 05.03.2022).

2. Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 300 б. п., до 11,00% годовых : пресс-релиз // Банк России. - 2022. - 26.05. - URL: https://www.cbr.ru/press/pr/?file= 26052022_103000key.htm (дата обращения: 05.03.2022).

3. Банки под санкциями 2022: что это значит для клиентов // ПОЛИС. - 2022. - 23.06. -URL: https://polis812.ru/blog/banki-pod-sankcziyami-2022-chto-eto-znachit-dlya-klientov/ (дата обращения: 05.03.2022).

4. В 2022 г. банки одобрили 26% кредитных заявок частных клиентов // Национальное бюро кредитных историй. - 2023. - 09.01. - URL: https://nbki.ru/company/news/?id= 1567769 (дата обращения: 05.03.2022).

5. В Совете ЕС рассказали, что вошло в 10-й пакет санкций против России // ТАСС. -2023. - 25.02. - URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17140665 (дата обращения: 05.03.2022).

6. Восемь лет санкций против России. Главное // РБК. - 2021. - 11.10. - URL: https:// www.rbc.ru/politics/11/10/2021/5bffb0f09a79470ff5378627 (дата обращения: 05.03.2022).

7. Дубинин С.К. Финансовая система под давлением санкций: логика противостояния // Россия в глобальной политике. - 2022. - Т. 20, № 5. - С. 168-187.

8. Заруцкая Н. Банки продолжают снижать ставки по вкладам // Ведомости. - 2022. -01.06. - URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2022/06/01/924750-banki-snizhat-stavki-vkladam (дата обращения: 05.03.2022).

9. Злобин А. Россия стала мировым лидером по количеству введенных против нее санкций // Forbes. - 2022. - 08.03. - URL: https://www.forbes.ru/society/458287-rossia-stala-mirovym-liderom-po-kolicestvu-vvedennyh-protiv-nee-sankcij (дата обращения: 05.03.2022).

10. История введения санкций ЕС против России в связи с Украиной // ТАСС. - 2022. -05.10. - URL: https://tass.ru/info/15960409 (дата обращения: 05.03.2022).

11. Какие банки находятся под санкциями в 2023 году: полный список // Banki.ru. -2022. - 05.05. - URL: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10965728 (дата обращения: 05.03.2022).

12. Ключевая ставка Банка России // Базы данных Банка России. - URL: https://www. cbr.ru/hd_base/KeyRate/ (дата обращения: 05.03.2022).

13. Меры Правительства по повышению устойчивости экономики и поддержке граждан в условиях санкций // Правительство России (официальный сайт). - URL: http://govern-ment.ru/sanctions_measures/ (дата обращения: 05.03.2022).

14. «Мир» и повышение ставок: как банки реагировали на введенные санкции // Vc.ru [электронное издание]. - 2022. - 09.06. - URL: https://vc.ru/marketing/439130-mir-i-povyshenie-stavok-kak-banki-reagirovali-na-vvedennye-sankcii (дата обращения: 05.03.2022).

126

15. Национальная антициклическая надбавка // Банк России (официальный сайт). - URL: https://www.cbr.ru/finstab/instruments/ccb/ (дата обращения: 05.03.2022).

16. О динамике развития банковского сектора Российской Федерации в декабре 2015 года // Банк России (официальный сайт). - URL: https://cbr.ru/analytics/bank_system/din_ razv_15_12/ (дата обращения: 05.03.2022).

17. О развитии банковского сектора Российской Федерации в декабре 2022: Информационно-аналитический материал / Банк России. - Москва, 2023. - 21 с. - URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/43685/razv_bs_22_12.pdf (дата обращения: 05.03.2022).

18. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2014 году / Банк России. - Москва, 2015. - 120 с. - URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/ 24207/bsr_2014.pdf (дата обращения: 05.03.2022).

19. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2015 году / Банк России. - Москва, 2016. - 124 с. - URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/ 24206/bsr_2015.pdf (дата обращения: 05.03.2022).

20. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2016 году / Банк России. - Москва, 2017. - 136 с. - URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/ 24205/bsr_2016.pdf (дата обращения: 05.03.2022).

21. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2017 году / Банк России. - Москва, 2018. - 129 с. - URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/ 24204/bsr_2017.pdf (дата обращения: 05.03.2022).

22. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2018 году / Банк России. - Москва, 2019. - 140 с. - URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/ 24203/bsr_2018.pdf (дата обращения: 05.03.2022).

23. Отчет о развитии банковского сектора Российской Федерации в 2019 году / Банк России. - Москва, 2020. - 23 с. - URL: https://www.cbr.ru/collection/collection/file/25854/ razv_bs_19_12.pdf (дата обращения: 05.03.2022).

24. Отчет о развитии банковского сектора Российской Федерации в декабре 2020 года / Банк России. - Москва, 2021. - 11 с. - URL: https://www.cbr.ru/collection/collection/file/ 31927/razv_bs_20_12.pdf (дата обращения: 05.03.2022).

25. Отчет о развитии банковского сектора Российской Федерации в декабре 2021 года / Банк России. - Москва, 2022. - 14 с. - URL: https://www.cbr.ru/collection/collection/file/ 39720/razv_bs_21_12.pdf (дата обращения: 05.03.2022).

26. Постановление Правительства РФ от 07.04.2022 № 612 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по операциям от предоставления независимых гарантий системообразующим организациям промышленности и торговли и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации промышленности и торговли» // Правительство России. Официальный сайт. - 2022. - URL: http://static.government.ru/media/files/yk94ac1mfNhWjB3ex0qIVs0XWh2VddHY.pdf (дата обращения: 05.03.2022).

27. Постановление Правительства РФ от 18.05.2022 № 895 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным на приобретение приоритетной

127

для импорта продукции» // Правительство России. Официальный сайт. - 2022. - 18.05. -URL: http://static.government.ru/media/files/3JceT3PGSqhgCTYLe3fbijLmd7mLNAlI.pdf (дата обращения: 05.03.2022).

28. Постановление Правительства РФ от 20.07.2022 № 1306 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на оплату банковских комиссий при осуществлении перевода денежных средств физическими лицами в пользу субъектов малого и среднего предпринимательства в оплату товаров (работ, услуг) в сервисе быстрых платежей платежной системы Банка России» // Правительство России. Официальный сайт. - 2022. - URL: http://static. government.ru/media/files/Aj6XD2fmeleqMPKmAAaIb6NLmdpG2nUa.pdf (дата обращения: 05.03.2022).

29. Постановление Правительства РФ от 25.06.2022 № 1142 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным на приобретение приоритетной для импорта продукции» // Правительство России. Официальный сайт. - 2022. - URL: http://static.government.ru/media/files/xc4LeXn88G2O1C4J4zkVa TAfZ7QxhmIM.pdf (дата обращения: 05.03.2022).

30. Постановление Правительства РФ от 25.03.2022 № 469 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета акционерному обществу "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства" на возмещение недополученных им доходов по кредитам, предоставленным в 2022-2024 годах высокотехнологичным, инновационным субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке» // Правительство России. Официальный сайт. - 2022. - URL: http:// static.government.ru/media/files/s5KRDRCGCRIGjmhiBBfAZW72dBeaNLHY.pdf (дата обращения: 05.03.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Постановление Правительства РФ от 28.09.2022 № 1703 «О предоставлении в 2022 году субсидий из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, кредитным организациям, некредитным финансовым организациям, которые осуществляют деятельность по предоставлению кредитов (займов), или государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение части недополученных ими доходов по кредитным договорам (договорам займам), в отношении которых установлен особый порядок начисления и уплаты процентов за пользование кредитом (займом), и внесении изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2021 г. № 3277-р» // Правительство России. Официальный сайт. - 2022. -URL: http://static.government.ru/media/files/df57eQqLrqqrkmNSjIYcMXjm1k2bxH1I.pdf (дата обращения: 05.03.2022).

32. Постановление Правительства РФ от 30.04.2022 № 806 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Правительство России. Официальный сайт. - 2022. - URL: http://static.government.ru/media/files/M2T1jURF3TEHA1 HG6IAPDDzWgovAajxI.pdf (дата обращения: 05.03.2022).

33. Промсвязьбанк приобрел СМП банк у Ротенбергов // Interfax. - 2022. - 30.12. - URL: https://www.interfax.ru/business/879282 (дата обращения: 05.03.2022).

128

34. Разумова А. Правительство направило 535 млрд рублей из ФНБ на поддержку банков в 2022 году // Frank Media. - 2022. - 23.09. - URL: https://frankrg.com/91017 (дата обращения: 05.03.2022).

35. Распоряжение Правительства РФ от 04.03.2022 № 411-р // Правительство России. Официальный сайт. - 2022. - URL: http://static.government.ru/media/files/UApnh6BXCZi3g 4lzzS17fs8wOomgOAwu.pdf (дата обращения: 05.03.2022).

36. Распоряжение Правительства РФ от 09.03.2022 № 435-р // Правительство России. Официальный сайт. - 2022. - URL: http://static.government.ru/media/files/ZdRNOVAzXa GGNDA7NgjpZJ1jMHsEs6Yq.pdf (дата обращения: 05.03.2022).

37. Распоряжение Правительства РФ от 24.08.2022 № 2391-р // Правительство России. Официальный сайт. - 2022. - URL: http://static.government.ru/media/files/B1ASA1Jow GkBWBcBATgLa7hk0d3T1MTQ.pdf (дата обращения: 05.03.2022).

38. Распоряжение Правительства РФ от 27.09.2022 № 2796-р // Правительство России. Официальный сайт. - 2022. - URL: http://static.government.ru/media/files/MAb4QhBAw 8je1P64yU07fAQBp1AL0bot.pdf (дата обращения: 05.03.2022).

39. Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2022 № 2847-р // Правительство России. Официальный сайт. - 2022. - URL: http://static.government.ru/media/files/CAxQ46gnN2 Hr1gzuuMsmTBoWLIEVyAgA.pdf (дата обращения: 05.03.2022).

40. Российские банки пополнили SDN-лист // Коммерсантъ. - 2023. - 24.02. - URL: https:// www.kommersant.ru/doc/5841968?from=doc_vrez (дата обращения: 05.03.2022).

41. Рузлева Е., Терентьев А. Закрыть обходные пути: что значат новые санкции США для финансового сектора // Forbes. - 2023. - 25.02. - URL: https://www.forbes.ru/finansy/ 485362-zakryt-obhodnye-puti-cto-znacat-novye-sankcii-ssa-dla-finansovogo-sektora (дата обращения: 05.03.2022).

42. Сбербанк уйдет с европейского рынка // Агентство РБК. - 2022. - 02.03. - URL: https://www.rbc.ru/finances/02/03/2022/621f058e9a7947517c46de36 (дата обращения: 05.03.2022).

43. США ввели санкции против Сбербанка, ВТБ, «Открытия», ГПБ и других // Право.т. -2022. - 24.02. - URL: https://pravo.ru/news/239414/ (дата обращения: 05.03.2022).

44. Халилова М.Х., Тагиев Э.А. Оценка влияния кризисных тенденций на банковский сектор и участников финансового рынка России // Финансовые рынки и банки. - 2023. -№ 1. - С. 56-62.

45. Частичная отмена послаблений, новые меры поддержки банков и отдельные изменения в банковском регулировании в 2023 году : пресс-релиз // Банк России. - 2022. - 30.11. -URL: http://www.cbr.ru/press/PR/?file=638054256061816903SUP_MEAS.htm (дата обращения: 05.03.2022).

46. Якушкина К., Коршунов Р., Сараев А. Прогноз прибыльности банковского сектора в 2023 году: падение с Олимпа. - Москва : Эксперт-РА, 2023. - 5 с. - URL: https://www. raexpert.ru/docbank/755/f50/14d/96261ebc45df40e8af7042e.pdf (дата обращения: 05.03.2022).

Статья получена: 06.03.2023 Одобрена к публикации: 20.03.2023

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.