Доверие на финансовом рынке и стабильность Российского банковского сектора: механизм взаимовлияния
Литвин Валерия Викторовна,
д.э.н., доцент, доцент Департамента банковского дела и монетарного регулирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
Банковский сектор является одним из основных элементов финансовой системы страны. Исторически сложилось, что финансовый рынок и банковский сектор в России не всегда пользовались доверием граждан, что до сих пор отражается на деятельности кредитных организаций. В современных условиях экономические кризисы и нестабильная политическая и экономическая ситуация, как внутри страны, так и в мире, по различным причинам подрывает доверие граждан к банковскому сектору, что напрямую отражается на его стабильности и устойчивости.
В статье рассмотрено понятие доверия и лояльности населения к организациям банковского сектора, проведен анализ уровня доверия и лояльности российских граждан к кредитным организациям, охарактеризованы факторы недоверия населения к российским банкам и представлены возможности их нейтрализации, показана роль Банка России в формировании доверия населения к банкам. По результатам исследования разработаны рекомендации по повышению доверия населения к российским банкам с целью их стабильного и устойчивого функционирования, а также построена модель зависимости показателей эффективности российских банков от уровня доверия населения к банковскому сектору. Автор приходит к выводу, что основными факторами недоверия населения банковскому сектору являются: высокие процентные ставки по кредитам и низкие - по депозитам, подозрение в скрытых комиссиях; низкий уровень качества обслуживания клиентов, неудобное и нефункциональное дистанционное обслуживание; недостаточная защита интересов клиентов со стороны банковских организаций и отсутствие эффективных механизмов разрешения споров; несоответствие рекламе, недостаточная прозрачность работы банков. Для решения данных проблем были разработаны соответствующие рекомендации. Предложенная модель зависимости показателей эффективности деятельности российских банков от уровня доверия населения к банковскому сектору показала, что выручка на начало 2024 года изменится в диапазоне с коэффициентом 0,94-1,06, а комиссионные доходы буду находиться в определенном рассчитанном диапазоне.
Ключевые слова: финансовый рынок, банковский сектор России, лояльность населения, доверие населения, факторы влияния на банковский бизнес.
Введение
В последнее время эффективное и устойчивое развитие институтов банковского сектора, как одного из элементов финансового рынка, связывают не только с эффективным управлением, но и с вза-имотношениями с клиентами, развивая клиентоо-риентированный подход к бизнесу [3]. Более того, все чаще отмечается, что устойчивость банковского бизнеса имеет прямую зависимость от степени доверия клиентов - потребителей банковских услуг [9, 10]. Без доверия граждан экономические субъекты финансового рынка не могут устойчиво и эффективно осуществлять свою деятельность.
В последние годы нестабильная экономическая ситуация в стране и в мире, обусловленная пандемией коронавируса и специальной военной операцией, снизила уровень доверия населения к финансовому рынку, в результате чего произошел значительный вывод наличных денежных средств со счетов кредитных организаций. В результате к 2022 году у рядовых граждан и представителей бизнес-сообщества оказалось около 14 трлн руб. наличных средств, что является рекордом с 2015 года. Наибольший отток ресурсов из банков произошел в 2021 году, в связи с объявленной мобилизацией, когда объем наличных средств на руках у населения возрос на 694 млрд руб., а за весь 2021 год - на 1 трлн руб. [6, 8].
Негативный исторический опыт и низкий уровень финансовой грамотности населения являются главными причинами снижения уровня доверия граждан России к финансовой системе и банковскому сектору, в частности. В связи с этим актуальным представляется вопрос, в рамках которого специалисты различных экономических направлений предпринимают попытки повышения уровня доверия граждан к финансовой системе. Вместе с тем нестабильные экономические условия и стремительные темпы развития цифровизации банковского сектора способствуют возникновению новых факторов, влияющих на снижение уровня доверия граждан. Поэтому исследование данного вопроса не теряет своей актуальности.
а. в
см
03
Анализ уровня доверия граждан РФ к банковскому сектору
Легитимность, а также доверие граждан к банковскому сектору в современных условиях представляют собой основу его устойчивого развития. Легитимность организации включает в себя такой компонент, как сообщение об ее устойчивости, в которой
могут принимать участие заинтересованные граждане. Следовательно, легитимность зависит от того, каким образом организация обеспечивает свою устойчивость и транслирует полученные результаты в специализированных годовых отчетах. Кроме того, легитимность организации оценивается с точки зрения значений кредитных рейтингов. Оценка уровня доверия, в свою очередь, осуществляется с помощью опроса населения.
Легитимность кредитных организаций оценивается через уровень их заинтересованности в обеспечении устойчивого развития. Для этого кредитные организации внедряют в свою деятельность принципы устойчивого развития, утвержденные ООН (ESG-принципы). ESG-программы, согласно мнению О.В. Соболевой и А.С. Стешенко, представляют собой совокупность стандартов, применяемых инвесторами с повышенной социальной ответственностью. Стандарты включают в себя экологические, социальные и управленческие факторы [18, с. 246-247]. Экологические факторы позволяют сделать вывод о том, насколько компания стремится сохранить окружающую среду. Факторы социальной направленности позволяют оценить качество управления персоналом и структурами, задействованными в логистических цепочках. Управленческие (корпоративные) факторы, в свою очередь, имеют непосредственное отношение к высшему руководству организации, а также тому, каким образом оплачивается его труд.
В настоящее время внедрение ESG-принципов стало одним из мощнейших инструментов достижения высокого уровня лояльности и доверия клиентов. На сегодняшний день в России уже создана необходимая инфраструктура в области внедрения ESG-принципов в кредитных организациях. Тем не менее, данные процессы находятся на начальном этапе развития. Указанный факт подтверждается результатами исследования, проведенного А.В. Сафоновым и К.Д. Михайловым [15]. Так, авторы высказывают точку зрения, согласно которой ESG-банкинг только начинает развиваться, что подтверждается как количеством действующих на сегодняшний день инициатив, так и степенью детализации годовых отчетов кредитных организаций по устойчивому развитию.
Выводы указанных авторов подтверждаются статистической информацией. Так, согласно исследованию организации «Ассоциация банков России», в 2021 году лишь 10% кредитных организаций, осуществляющих свою деятельность в РФ, обращались к ESG-практикам. Вместе с тем исследования показало, что менее 1% российских кредитных организаций публиковали самостоятельные отчеты или отдельные главы по устойчивому развитию в годовом финансовом отчете [1].
На рисунке 1 представлено Топ-10 банков, наилучшим образом внедривших и осветивших в своей отчетности ESG-принципы [2] (рис. 1).
Отметим, что в данный перечень входят крупнейшие кредитные организации России, в том числе с государственным участием, которые заботятся
о своей репутации и стремятся повысить доверие населения к своей деятельности и к финансовому рынку в целом.
«МКБ» Газпромбанк Сбербанк Совкомбанк Группа ВТБ «ФК Открытие» Альфа-Банк «АК БАРС» БАНК Юникредит Банк Росбанк
0 20 40 60 80 100 120 140 ■ E Rank ■ S Rank ВО Rank
Рис. 1. Топ-10 ESG-рэнкинга российских банков (апрель 2023 года) Источник: составлено автором по данным [2].
Исследование показывает, что банковский сектор России обладает большим потенциалом в реализации ESG-принципов, что в долгосрочной перспективе может привести к повышению уровня лояльности граждан к банкам и к укреплению общего уровня доверия к финансовым институтам.
С целью поддержки кредитных организаций в данном вопросе требуется разработка и внедрение качественной системы государственного регулирования в области внедрения ESG-принципов. Для этого необходимо проработать на государственном уровне такие вопросы, как требования, принципы и условия использования «зеленых» облигаций, «зеленого» кредитования и «зеленого» финансирования [19].
С целью количественной оценки уровня доверия населения применяется индекс NPS, отражающий уровень лояльности клиентов к организации на основе оценки их личного опыта. Статистические данные, представленные Аналитическим центром НАФИ, свидетельствуют о сокращении показателя NPS населения России к кредитным организациям за период 2016-2020 гг. более чем в 31 раз - с 43 до 1,35 пунктов. Однако в дальнейшем индекс NPS стремительно вырос, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию. В 2022 году показатель лояльности NPS увеличился до 27 пунктов, а в 2023 году - до 56 пунктов. Это является рекордным за всю историю его оценки [3].
Основным фактором, способствующим росту лояльности населения к кредитным организациям, стала ускоренная цифровая трансформация банковского сектора в период пандемии COVID-19, связанная с развитием дистанционного обслуживания и переводом повседневных банковских операций в онлайн-формат. Кроме того, за период 20202023 гг. в результате активных мероприятий, как самих кредитных организаций, так и государства, значительно повысился уровень финансовой грамотности населения. Это подтверждается результатами исследований финансовой грамотности, инициированных Банком России и проведенных Институтом фонда «Общественное мнение» в 2020
сз о
со £
m Р сг
СТ1 А
=Е
о. в
03
и 2022 гг. По результатам исследований в 2020 году 23% и в 2022 году 27% опрошенных граждан осознанно сравнивали условия предоставления банковских услуг. Более половины (51%) опрошенного населения в 2022 году и 44% в 2020 году брали ответственность за самостоятельное принятие решений в области личных финансов, что свидетельствует о высоком уровне осведомленности в данной области [11].
Еще одним фактором, оказавшим влияние на рост лояльности населения России к банковским услугам в 2022 году, явилось введение беспрецедентного количества антироссийских санкций со стороны США и европейских стран. Население страны было крайне обеспокоено будущим состоянием своих финансов. Несмотря на негативное влияние санкций на все отрасли экономики России, а особенно на банковский сектор, государственные меры поддержки и эффективная деятельность кредитных организаций сформировали необходимый уровень защиты финансов населения, что положительным образом отразилось на их лояльности и доверии к банкам.
Необходимо акцентировать внимание на том, что «доверие» и «лояльность» не являются тождественными понятиями. Например, профессор О.И. Лаврушин утверждает, что лояльность представляет собой отношение клиента к банковской организации. Вместе с тем, доверие предусматривает аспект отношения к клиенту (в том числе, как к получателю кредита) банковской организации (которая производит продукт и в дальнейшем его реализует). В связи с этим в рамках исследования «лояльность» понимается в качестве подтверждения последствий оказанного доверия [12].
В период 2015-2021 гг. уровень доверия населения РФ к банкам находился на относительно одинаковом уровне (около 58-67%%). Далее, к 2022 году показатель увеличился до 74%, а 2023 год стал рекордным, так как показатель увеличился до 82%. Причина положительной динамики заключается в том, что функционирование банковского сектора в условиях санкций оставалось устойчивым, а кредитные организации достаточно быстро адаптировались к негативным внешним факторам, обеспечив необходимую защиту средств граждан.
40 000 35 000 30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0
48,4 48,6
51 6 49,2 46|.3
60 50 40 30 20 10 0
1.01.15 1.01.16 1.01.17 1.01.18 1.01.19 1.01.20 1.01.21 1.01.22 1.01.23
^■Вклады физлиц, млрд руб.
-в % к активам банковского сектора
-в % к денежным доходам населения
Рис. 2. Динамика вкладов физических лиц российских
банков в 2015-2023 гг. (на начало года) Источник: составлено автором по данным [16].
Оценить уровень доверия граждан России к деятельности кредитных организаций возможно так-
же, проанализировав динамику вкладов населения, которые являются основным инструментом аккумуляции сбережений населения в современных условиях (рис. 2).
На протяжении периода 2015-2023 гг. (данные на начало года) происходит ежегодный рост объема вкладов физических лиц. При этом средний прирост CAGR находится на уровне 7% на протяжении последних пяти лет. При сравнительном анализе соотношения вкладов и денежных доходов населения можно отметить, что тенденция роста прекратилась в 2020 году, а в 2021-2022 гг. рассматриваемый показатель начал снижаться, несмотря на то, что повысился уровень доверия к банкам. Следовательно, граждане не реализовали свой потенциал сбережений в полном объеме. В долгосрочной перспективе это приведет к тому, что банки должны будут поддерживать уровень доверия, достигнутый в 2023 году.
Факторы недоверия субъектов экономики к российским банкам и возможности их нейтрализации
Далее систематизированы факторы, которые отрицательно влияют на уровень доверия населения к российским банкам на современном этапе развития (рис. 3).
Факторы отрицательного влияния на доверие населения к банкам
нестабильн ая
макроэконо мическая среда;
снижение сберегатель
ной активности населения;
рост уровня безработиц
массовый отзыв лицензий на деятельность финансовых посредников;
рост числа мошенниче ских сделок и операций;
негативный информаци онный фон и др.
Рис. 3. Факторы отрицательного влияния на доверие населения к банкам Источник: составлено авторами по данным [3, 12, 13].
Указанные факторы - результат внешних событий, в частности, таких как пандемия коронави-руса, специальная военная операция и усиление экономических санкций против России. Это повлекло за собой негативные последствия, характерные как для российского финансового рынка, так и для мирового. Следовательно, можно говорить об отрицательных предпосылках формирования доверия населения к банковскому сектору, сложившихся на российском финансовом рынке в настоящее время. Об этом свидетельствует динамика наличных денежных средств в обращении. Так, в течение последних десяти лет объем наличных денежных средств в обращении увеличился в два раза. По состоянию на 01 января 2023 года данный показатель достиг 16,4 трлн руб., увеличившись на 16,3% по сравнению с 2022 годом [17]. Можно отметить первую крупную волну притока наличных в обращение - это 2020 год, в результате пандемии коронавируса. Вторая волна наблюдалась в 2022 году, когда была объявлена мобилизация, а также введено большое количество антироссийских санкций [14]. Динамика наличных
денежных средств в обращении в 2022 году отражена на рисунке 4.
ю
17 000 16 500 16 000 15 500 £ 15 000 Л 14 500 ^ 14 000 13 500 13 000 12 500
16391,8
610,9
13 809,4
14 028,1
Ф ^ ¿Р & & с& чФ
V V
Рис. 4. Динамика объема наличных денежных средств
в обращении в 2022 году Источник: составлено автором по данным [16].
Наибольший отток средств с банковских счетов произошел к началу марта 2022 года - в объеме до 15836,3 млрд руб. В июне последовало снижение оттока средств (до 14028 млрд руб.). Этого уда-
лось достичь в результате повышения ключевой ставки Банком России до 20%, что позволило привлечь средства клиентов на депозиты по завышенным ставками. К 01 января 2023 года показатель объема наличных денежных средств в обращении вырос до 16391,8 млрд руб., несмотря на рост уровня доверия населения. Следовательно, динамика агрегата М0 обусловлена внешними факторами, оказывающими неблагоприятное влияние на поведение экономических субъектов. Поэтому российские кредитные организации должны усилить мероприятия по росту уровня доверия граждан к банковскому сектору. В данной ситуации кредитным организациям следует постоянно подтверждать свою надежность до того момента, пока из исторической памяти граждан не исчезнет образ финансовых организацией как мошенников, полученный в 90-е годы ХХ века, а также образ финансовых организаций, не способных справиться с внешними потрясениями, как это было в 2008 году во время мирового финансового кризиса.
Рис. 5. Критерии оценки восприятия банка населением Источник: составлено авторами по данным [10].
Ряд исследователей высказывает точку зрения, согласно которой динамика финансовых средств населения и объем активов, принадлежащих банку - это параметры, на основе которых следует оценивать доверие к банковскому сектору. Однако проблема заключается в том, что доверие пред-
ставляет собой субъективное выражение того, насколько один человек доверяет другому (или доверяет организации). В связи с этим полагаем, что анализ статистических данных представляется недостаточным, поэтому следует обратиться также к общественному мнению. Ранее уже было отмече-
но, что период 2016-2020 гг. характеризовался падением уровня лояльности граждан РФ к банкам, предоставляющим кредиты, что подтверждается снижением индекса NPS. Однако за последние два года ситуация значительно улучшилась (индекс вырос фактически в два раза).
Лояльность формируется на базе личного восприятия клиентом конкретного банка. Выделяют разные уровни восприятия институтов банковского сектора клиентами (рис. 5).Следовательно, уровень популярности банковской организации является ключевым критерием при выборе клиента. Кроме того, он позволяет определить, насколько лояльно клиент относится к банковской организации, и в каком объеме он станет пользоваться услугами отдельно взятого банка. То, насколько клиенты доверяют банку, и то, насколько качественное обслуживание они могут получить, делают банковскую организацию более привлекательной в глазах новых клиентов. Сведения о том, каким образом клиенты воспринимают банк, можно использовать не столько для формирования стратегий финансового и маркетингового характера отдельно взятого банка, сколько для обнаружения их слабых мест и проблем [10].
Несмотря на то, что лояльность клиентов кредитных организаций характеризуется положительной динамикой, на практике существуют факторы, в силу действия которых клиентам сложно взаимодействовать с банковскими организациями. Основные факторы, оказывающие негативное влияние на лояльность клиентов банковских организаций в 2023 году: тарифы и условия, являющиеся невыгодными (45% опрошенных), дистанционное банковское обслуживание, которое является неудобным и нефункциональным (10%), не всегда вежливое отношение к клиентам (7%) [3]. Необходимо также отметить следующие: банковские продукты не соответствуют критериям, заявленным в ходе рекламных компаний; квалификационные навыки сотрудников банка и операторов са11-центров вызывают сомнения. Примечательно, что граждане РФ совершенно не боятся тех угроз, что исходят со стороны мошенников, так как этот критерий отметило наименьшее количество опрошенных - 4%.
Опираясь на вышеуказанные результаты исследования, обобщим в таблице 1 факторы недоверия граждан к российскому банковскому бизнесу.
Немаловажная роль в повышении доверия граждан к банковскому бизнесу отводится Банку России, который обеспечивает постоянное функционирование и устойчивость банковской системы. Банк России контролирует процессы обеспечения финансовой стабильности, постоянно анализируя слабые стороны финансовой системы и возможные экономические потрясения.
Следовательно, Банк России своим функциона-= лом способствует укреплению доверия к банков-е ским институтам в России. Помимо того, что Банк Я России осуществляет мониторинг и регулирование ° деятельности банков, контролируя их финансовую ав устойчивость, он также защищает права и интере-
сы клиентов банков, выдает лицензии на осуществление банковской деятельности, проводит регулярные проверки банков на соответствие законодательству и требованиям Банка России.
Таблица 1. Факторы недоверия граждан российским банкам и пути их нейтрализации
Факторы недоверия Пути нейтрализации
1. Высокие процентные ставки по кредитам и низкие -по депозитам, подозрение в скрытых комиссиях и необоснованных наценках Сокращения издержек банков и повышения конкуренции на рынке банковских услуг
2. Низкий уровень качества обслуживания клиентов, неудобное и нефункциональное ДБО Улучшение качества обслуживания клиентов путем внедрения новых технологий и улучшения квалификации персонала
3. Низкий уровень качества обслуживания клиентов, длительные очереди и отсутствие индивидуального подхода Развитие онлайн-банкинга и других сервисов дистанционного банковского обслуживания, внедрение новых технологий и повышение квалификации персонала
4. Недостаточная защита интересов клиентов со стороны банковских организаций и отсутствие эффективных механизмов разрешения споров Обеспечение защиты интересов клиентов через усиление правовой базы и создание эффективных механизмов разрешения споров
5. Несоответствие рекламе, недостаточная прозрачность работы банков Повышение прозрачности работы банков и обеспечение доступа клиентов к информации о финансовых операциях через онлайн-банкинг и другие средства
Источник: составлено по данным [3].
Деятельность по укреплению и повышению уровня доверия населения к кредитным организациям осуществляется также в рамках таких функций Банка России, как формирование ограничительных требований к сумме капитала, уровню риска и ликвидности кредитных организаций (обязательные нормативы) с целью достижения максимально возможной стабильности на рынке и защиты средств клиентов на счетах. Вместе с тем Банк России также осуществляет контроль в области соблюдения кредитными организациями правил выдачи кредитов, предоставления банковских услуг, а также за соблюдением прав потребителей банковских услуг.
В последние годы, несмотря на кризис, вызванный пандемией коронавируса и антироссийскими санкциями, Банк России осуществлял активную деятельность по обеспечению ликвидности и устойчивости банковского сектора и финансового рынка в целом. Банком России был реализован обширный комплекс мер в области поддержки кредитных организаций, в том числе, введены различные послабления и льготы для организаций банковского сектора.
С каждым кризисом перечень мер Банка России по поддержке кредитных организаций расширяется. Меры, предпринятые Банком России в периоды кризисов 2008, 2014, 2020 и 2022 годов имеют много общего, однако появлялись и новые, которые со временем вошли в практику. К примеру, до экономических кризисов 2020-2022 гг. Банк России не применял такой инструмент регуляторных послаблений, как надбавки к коэффициентам риска и запрет/право на нераскрытие финансовой отчетности. Вместе с тем в последние годы наблюдается тенденция расширения ассортимента антикризисных инструментов, применяемых Банком России для поддержания устойчивости российского банковского сектора. Также следует сказать о расширении мер по финансовому оздоровлению. Новые меры, которые Банк России стал применять в 2020-2022 гг., оказались достаточно эффективными в поддержке банковского сектора и предотвратили финансовый провал [5].
Разработанный и успешно реализованный инструментарий способствовал выработке Банком России стратегии для экстренных ситуаций, предусматривающей как давно апробированные эффективные инструменты, так и новые, усовершенствованные, позволяющие Банку России заранее выявлять слабые места с целью предотвращения финансовых шоков.
Банк России играет существенную роль в реализации антикризисных мер как составной части общей государственной политики по обеспечению стабильности экономики страны в целом. Результаты такой политики, несомненно, повлияют на финансовую стабильность организаций банковского сектора, будут проявляться в регуляторных послаблениях, обеспечат поддержку ликвидности и финансовое оздоровление, будут способствовать росту доверия клиентов банков, прежде всего, вкладчиков и инвесторов. Антикризисные инструменты Банка России, несомненно, усовершенствовались, повысили свою эффективность, оперативность масштабность.
Также следует отметить важную роль Банка России в реализации программ по повышению финансовой грамотности населения и его информированности в области личных финансов. В рамках представленной схемы систематизированы меры, способствующие повышению уровня доверия населения к банковским институтам, реализуемые Банком России при поддержке государства (рис. 6).
Не смотря на мероприятия государственной поддержки и послабления от Банка России, самим кредитным организациям следует проводить активную работу по повышению доверия граждан с целью укрепления их ресурсной базы в долгосрочной перспективе.
В современном мире растущая популярность социальных сетей повышает взаимосвязь между банками и клиентами, в результате чего клиенты становятся более требовательными и менее лояльными. Это связано с тем, что клиенты легко проводят сравнение операторов финансовых ус-
луг и быстрее переходят к конкурентам, а это значит, что отношения с ними становятся непродолжительными и возникают чаще для проведения конкретной операции. По исследованию Viacom Media Networks, каждый третий миллениал в США готов поменять банк в течение ближайших 90 дней, и такая же доля представителей поколения полагает, что в будущем им вообще не нужен будет банк [19]. Перспектива стагнации, растущая конкуренция со стороны финтех - компаний и высокие требования клиентов подталкивают банковский бизнес к технологической трансформации. Высокий уровень диджитализации и персонализации становится основным конкурентным преимуществом, влияющим на рост банковского сектора, повышение лояльности клиентов и укрепление доверия.
« I 5 S S S
a s
и
Рис. 6. Меры повышения доверия населения к банковским институтам Источник: составлено авторами.
Однако согласно другому исследованию, только 53% респондентов из банковской отрасли считают себя ориентированными на клиента: не все банки готовы удовлетворять запросы клиентов в любое время суток. Под угрозой находится и бизнес-модель, так как потребители хотят получать низкие ставки по кредитам и услуги без комиссии или с более низкой комиссией, как в технологических компаниях. Отсутствие этих условий является барьером лояльности клиентов. Эти изменения в большей степени затрагивают потребительский сегмент и в меньшей - корпоративный, взаимодействие с которым требует глубокой интеграции между клиентом и банком. Это требует от банков активного сотрудничества с финтех -компаниями и внедрения технологий, позволяющих удовлетворять постоянно растущие запросы клиентов. Низкие ставки по кредитам и услуги без комиссии или с более низкой комиссией банки могут позволить себе при отличной от традиционной банковской бизнес-модели, при которой банк имеет множество других диверсифицированных каналов выручки, другими словами, экосистемной бизнес-модели.
сз о
со £
m Р сг
СТ1 А
=Е
С целью усиления своих позиций в цифровом пространстве банки активно создают экосистемы, вкладывают средства в разработку сервисов и мобильных приложений. Согласно данным исследования McKinsey & Company, к 2025 году на экосистемы может прийтись около 30% мирового ВВП [39]. С начала распространения пандемии COVID-19 число установок различных приложений по всему миру увеличилось на 28%, сообщает компания AppsFlyer в своем исследовании [20].
Таким образом, можно предложить несколько рекомендаций по повышению доверия субъектов экономики к российским банкам с целью их стабильного и устойчивого функционирования.
Во-первых, банкам необходимо обратить внимание на трансформацию бизнес-моделей в экосистемы и поиск новых каналов выручки. Для завоевания лояльности и доверия клиентов банкам следует создавать открытые экосистемы, это будет давать им конкурентные преимущества и будет закрывать запросы клиентов. Традиционная банковская бизнес-модель не может удовлетворять запросы клиентов в низких ставках по кредитам и услугах без комиссии. А как мы помним, на начало 2023 года главным барьером лояльности клиентов в отношении российских банков стали невыгодные тарифы и условия. Экосистема - это гарантированный выход из этой ситуации. Банки должны переходить к использованию банковского лицензирования для сторонних сервисов через открытые API-интерфейсы и новые модели сотрудничества с финтехом и другими компаниями.
Во-вторых, банкам необходимо обратить внимание на развитие бизнеса по модели платформы, потому что платформа помимо создания ценности всеми её участниками, а именно обмена продуктами, услугами и информацией онлайн, также важна своей инфраструктурой. Платформенная бизнес-модель подразумевает решение таких вопросов, как кибербезопасность, надежность, открытость API, совместимость устройств, качественное дистанционное обслуживание и управление производительностью систем. А как мы помним, на начало 2023 года второй по величине проблемой потери лояльности клиентов в отношении российских банков было неудобное и нефункциональное дистанционное банковское обслуживание. Open banking -это тенденция, которая меняет банковский сектор наряду с другими цифровыми технологиями. Банку как платформе доверяют. По мнению клиентов, банк обеспечивает полную конфиденциальность данных, чего нет, например, в нефинансовых компаниях, которые предоставляют финансовые услуги. Так, по результатам исследования EY, 78% швейцарских банков не планируют обмениваться информацией о клиентах с крупными технологиче-„ скими компаниями, такими как Facebook и Google. = Эти две рекомендации достаточно связаны £ между собой, так как связаны с инновациями, дид-g житализацией и финтехом, но они не представляют собой одно и то же. Важное отличие состоит z в самих понятиях экосистемы и платформы. Эко-
система - это клиентоцентричная бизнес-модель, которая объединяет две и более группы продуктов, услуг, информации для удовлетворения конечных потребностей клиентов. А платформа - это бизнес-модель, позволяющая потребителям и поставщикам связываться онлайн для обмена продуктами, услугами и информацией, включая предоставление продуктов/ услуг/ информации собственного производства [21]. Банк может одновременно быть и экосистемой, и платформой. Обе модели связаны с цифровизацией традиционного банковского бизнеса и его трансформацией под современные реалии и требования клиентов, что позволит банкам преодолеть барьеры лояльности; также эффективность обеих моделей позволит банкам увеличить выручку и снизить издержки, тем самым обеспечив устойчивое и стабильное функционирование, что позволит укрепить и повысить доверие населения.
В связи с тем, что доверие представляет собой основополагающую предпосылку обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости институтов банковского сектора, то можно говорить о том, что от степени доверия зависит динамика объема доходов кредитных организаций. С целью подтверждения данной гипотезы, была построена модель, характеризующая взаимосвязь уровня доверия и доходов банков (рис. 7).
2600 1400
21001200
1600 1000
1100 800
600 600
1.01.19 1.01.20 1.01.21 1.01.22
—Выручка_72 —• Доверие_числитель
—•—Доверие_числитель (Т-1)
Рис. 7. Модель зависимости комиссионных доходов банков от уровня доверия по значениям с лагом (Т-1) и без лага
Источник: составлено авторами по данным [16] и вычислений.
Данная модель дает возможность прогнозировать доходы банковского сектора на основе данных об уровне доверия граждан к банкам.
В представленной модели используются условные обозначения:
- «выручка z1» - процентные доходы банков;
- выручка z2» - комиссионные доходы банков;
- «выручка Z» - чистая прибыль банков. Проведенное исследование свидетельствует
о том, что именно показатель комиссионных доходов банков («выручка z2») в наибольшей степени зависит от уровня доверия, но это проявляется с некоторым лагом.
График наглядно демонстрирует, что направленность изменений показателя комиссионного дохода банков (выручка 72) наилучшим образом отражает динамика уровня доверия с лагом - минус один (-1). Следовательно, можно сделать вывод, что уровень доверия прошлого года оказывает влияние на доходы банков в текущем году.
При проверке гипотезы с помощью программы Python, было установлено, что утверждение «уровень доверия прошлого года оказывает влияние на доходы банков в текущем году» нашло свое подтверждение. Таким образом, обоснован вывод о том, что в процессе оценки текущего состояния банков необходимо учитывать не только текущий уровень доверия, но и его значение за предшествующий период.
Кроме того, расчеты показали, что выручка банков на начало 2024 года (на 01.01.2024) будет изменяться пропорционально динамике доверия в диапазоне с коэффициентом 0,94-1,06. Так, например, с учетом роста уровня доверия в 2022-2023 гг. на 10,08%, комиссионные доходы банков («выруч-ка_z2») в 2023-2024 гг. увеличатся также на 10,8% * 0,94 (1,06).
Прогнозная сумма комиссионного дохода предприятий банковского сектора на 01.01.2024 («вы-ручка_z2»):
минимальная: 2 218 * (1 + 0,108 * 0,94) = 2 443;
максимальная: 2 218 * (1 + 0,108 * 1,06) = 2 471.
Следовательно, с помощью построенной модели было определено, как уровень доверия населения к банкам взаимосвязан с уровнем их доходов. Кроме того, был спрогнозирован диапазон с максимальным и минимальным значением комиссионных доходов институтов банковского сектора.
Заключение
В статье рассмотрена сущность доверия и лояльности населения к организациям банковского сектора, проведен анализ уровня доверия и лояльности российских граждан к кредитным организациям, охарактеризованы факторы недоверия населения к российским банкам и приведены способы их нейтрализации, показана роль Банка России в формировании доверия населения к институтам финансового рынка. По результатам исследования разработаны рекомендации по повышению уровня доверия населения к российским банкам с целью их стабильного и устойчивого функционирования, а также построена модель зависимости показателей результативности деятельности российских банков от уровня доверия населения к банковскому сектору. Основными факторами недоверия населения банковскому сектору являются: высокие процентные ставки по кредитам и низкие - по депозитам, подозрение в скрытых комиссиях; низкий уровень качества обслуживания клиентов, неудобное и нефункциональное дистанционное обслуживание; недостаточная защита интересов клиентов со стороны банковских организаций и отсутствие эффективных механизмов разрешения споров; несоответствие рекламе, недостаточная прозрачность деятельности банков. Совместная кропотливая работа российских банковских институтов и Регулятора, направленная на разрешение обозначенных проблем, будет способствовать укреплению доверия субъектов национальной экономики к банковскому сектору страны и его устойчивому развитию.
Литература
1. ESG-банкинг в России. Исследование // Deloitte. - https://asros.ru/upload/iblock/b69/ zla2fzxval1625lolh0r15p0ptn2p5gb/ESG_ banking-v-Rossii_final_21.05_ITOG_web-versiya. pdf (дата обращения: 11.06.2023).
2. ESG-рэнкинг российских компаний (апрель 2023 года) // РаЭксперт. - URL: https://raex-rr. com/ESG/ESG_companies/ESG_rating_compa-nies/2023.4/ (дата обращения: 11.06.2023).
3. NPS-2023. Лояльность пользователей розничных банковских услуг // НАФИ. - URL: https:// nafi.ru/projects/finansy/nps-2023-loyalnost-polzovateley-roznichnykh-bankovskikh-uslug/ (дата обращения: 11.06.2023).
4. Ortiz-Ospina E., Roser M. Trust // Our World in Data. - URL: https://ourworldindata.org/trust (дата обращения: 11.06.2023).
5. Астахова, Д.Н. Роль Центрального банка в обеспечении устойчивости (финансовой стабильности) банковского сектора // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2023. - № 1. - С. 113-118.
6. Банковский сектор // Центральный Банк РФ. -URL: https://cbr.ru/analytics/bank_sector/ (дата обращения: 12.06.2023).
7. Волкова, И.А., Леушкина В.В., Погребцова Е.А. ESG-банкинг как инновационный ориентир устойчивого развития территории и бизнеса // Вопросы инновационной экономики. - 2022. -№ 2. - С. 879-896.
8. Выдающаяся наличность: объем денег на руках у граждан и бизнеса достиг рекорда. Зачем россияне выводят сбережения в кэш и вернутся ли эти средства в банки // Известия. -URL: https://iz.ru/1421966/mariia-kolobova/ vydaiushchaiasia-nalichnost-obem-deneg-na-rukakh-u-grazhdan-i-biznesa-dostig-rekorda (дата обращения: 11.06.2023).
9. Гераськин, А.В. Компоненты оценки финансовой устойчивости в банковском секторе: современный подход // Вектор экономики. -2020. - № 10(52). - С. 37.
10. Ельникова, Г.А. Доверие населения к банкам: проблемы и решения / Г.А. Ельникова, Л.А. Молчанова, Ю.Н. Чемеричина // Российский экономический интернет-журнал. - 2018. -№ 4. - URL: http://www.e-rej.ru/Articles/2018/El-nikova.pdf (дата обращения: 12.06.2023).
11. Исследование уровня финансовой грамотности: четвертый этап. // Центральный банк РФ. -URL: https://cbr.ru/analytics/szpp/fin_literacy/fin_ ed_4/ (дата обращения: 11.06.2023).
12. Лаврушин, О.И. Доверие к участникам финансового рынка: модели его оценки и повышения в условиях цифровой трансформации: монография / И.В. Ларионова, Н.И. Валенцева, О.С. Рудакова и др.; под ред. О.И. Лавруши-на. - Москва: КноРус, 2021. - 230 с.
13. Литвин, В.В. Механизм формирования доверия как фактора устойчивости национальных
сз о
со £
m Р сг
СТ1 А
=Е
Q. в
oj
CD
сберегательных систем // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2017. - Том 7. - № 5А. -С.139-157.
14. Объём наличных денег на руках граждан РФ побил предыдущий рекорд // Открытый брокер. - URL: https://journal.open-broker. ru/research/obem-nalichnyh-deneg-na-rukah-grazhdan-rf/ (дата обращения: 12.06.2023).
15. Сафонов, А.В., Михайлов К.Д. Развитие концепции ESG в банковской системе Российской Федерации // NovaInfo.Ru. - 2021. - № 129. -С.34-37.
16. Статистические показатели банковского сектора Российской Федерации // Центральный банк РФ. - URL: https://cbr.ru/statistics/bank_ sector/review/ (дата обращения: 11.06.2023).
17. Структура наличной денежной массы в обращении // Центральный банк РФ - URL:: https:// cbr.ru/statistics/cash_circulation/20230101/ (дата обращения: 12.06.2023).
18. Устойчивое развитие: вызовы и возможности: сборник научных статей / под ред. канд. экон. наук Е.В. Викторовой. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020. - 333 с.
19. Технологии финансовых услуг в 2020 году и в дальнейшем: революционные перемены // Компания PwC [сайт]. - 2020. - URL: https://www. pwc.ru/ru/banking/publications/_FinTech2020_ Rus.pdf (дата обращения: 12.06.2023).
20. Рождественская, Я. Установки приложений в мире во время пандемии выросли на четверть // Коммерсант. - URL: https://www. kommersant.ru/doc/4328960?ysclid=lh3sgsl-0cw467297263 (дата обращения: 12.06.2023).
21. Концепция государственного регулирования цифровых платформ и экосистем // Министерство экономического развития Российской Федерации. - URL: https://www.economy.gov.ru/ material/departments/d31/koncepciya_gos_reg-ulirovaniya_cifrovyh_platform_i_ekosistem/ (дата обращения: 12.06.2023).
CONFIDENCE IN THE FINANCIAL MARKET AND STABILITY OF THE RUSSIAN BANKING SECTOR: THE MECHANISM OF MUTUAL INFLUENCE
Litvin V.V.
Financial University under the Government of the Russian Federation
The banking sector is one of the main elements of the financial system of each country. Historically, the financial market and the banking sector in Russia have not always enjoyed the trust of citizens, which still affects the activities of credit institutions. In modern conditions, economic crises and unstable political and economic situation, both within the country and in the world, for various reasons undermine citizens' confidence in the banking sector, which directly affects its stability and sustainability.
The article examines the concept of trust and loyalty of the population to the organizations of the banking sector, analyzes the level of trust and loyalty of Russian citizens to credit organizations, characterizes the factors of distrust of the population to Russian banks and presents the possibilities of their neutralization, shows the role of the Bank of Russia in the formation of public confidence in banks. Based on the results of the study, recommendations have been developed to increase public confidence in Russian banks in order to ensure their stable and sustainable functioning, and a model has been built for the dependence of the performance indicators
of Russian banks on the level of public confidence in the banking sector. The author comes to the conclusion that the main factors of the population's distrust of the banking sector are: high interest rates on loans and low interest rates on deposits, suspicion of hidden fees; low level of customer service quality, inconvenient and non-functional remote service; low level of customer service quality; insufficient protection of clients' interests by banking organizations and lack of effective dispute resolution mechanisms; inconsistency with advertising, insufficient transparency of banks' work. Appropriate recommendations were proposed to solve these problems. The proposed model of the dependence of the performance indicators of Russian banks on the level of public confidence in the banking sector showed that revenue at the beginning of 2024 will change in the range with a coefficient of 0.94-1.06, and commission income will be in a certain calculated range.
Keywords: financial market, Russian banking sector, loyalty of the population, public trust, factors of influence on banking business.
References
1. ESG banking in Russia. Research // Deloitte. - https://asros. ru/upload/iblock/b69/zla2fzxval1625lolh0r15p0ptn2p5gb/ESG_ banking-v-Rossii_final_21.05_ITOG_web-version.pdf (Date of access: 06/11/2023).
2. ESG ranking of Russian companies (April 2023) // RaExpert. -URL: https://raex-rr.com/ESG/ESG_companies/ESG_rating_ companies/2023.4/ (date of access: 06/11/2023).
3. NPS-2023. Loyalty of users of retail banking services // NAFI. -URL: https://nafi.ru/projects/finansy/nps-2023-loyalnost-polzovateley-roznichnykh-bankovskikh-uslug/ (date of access: 06/11/2023).
4. Ortiz-Ospina E., Roser M. Trust // Our World in Data. - URL: https://ourworldindata.org/trust (accessed 11.06.2023).
5. Astakhova, D.N. The role of the Central Bank in ensuring sus-tainability (financial stability) of the banking sector // RISK: Resources, Information, Supply, Competition. - 2023. - No. 1. -S. 113-118.
6. Banking sector // Central Bank of the Russian Federation. -URL: https://cbr.ru/analytics/bank_sector/ (date of access: 06/12/2023).
7. Volkova I.A., Leushkina V.V., Pogrebtsova E.A. ESG-banking as an innovative landmark for the sustainable development of the territory and business // Issues of innovative economics. -2022. - No. 2. - P. 879-896.
8. Outstanding cash: the amount of money held by citizens and businesses has reached a record. Why do Russians withdraw their savings to cash and will these funds return to banks // Izvestia. -URL: https://iz.ru/1421966/mariia-kolobova/vydaiushchaiasia-nalichnost-obem-deneg-na-rukakh-u-grazhdan-i-biznesa-dostig-rekorda (date of access: 06/11/2023).
9. Geraskin, A.V. Components of assessing financial stability in the banking sector: a modern approach // Vector of Economics. - 2020. - No. 10(52). - S. 37.
10. Elnikova, G.A. Public confidence in banks: problems and solutions / G.A. Elnikova, L.A. Molchanova, Yu.N. Chemerichin // Russian Economic Internet Journal. - 2018. - No. 4. - URL: http://www.e-rej.ru/Articles/2018/Elnikova.pdf (date of access: 06/12/2023).
11. Research on the level of financial literacy: the fourth stage. // Central Bank of the Russian Federation. - URL: https://cbr.ru/an-alytics/szpp/fin_literacy/fin_ed_4/ (date of access: 06/11/2023).
12. Lavrushin, O.I. Trust in financial market participants: models for its assessment and improvement in the context of digital transformation: monograph / I.V. Larionova, N.I. Valentseva, O.S. Rudakova et al.; ed. O.I. Lavrushina. - Moscow: KnoRus, 2021. - 230 p.
13. Litvin, V.V. The mechanism of formation of trust as a factor in the sustainability of national savings systems // Economics: yesterday, today, tomorrow. - 2017. - Volume 7. - No. 5A. -S. 139-157.
14. The amount of cash in the hands of citizens of the Russian Federation broke the previous record // Open Broker. - URL: https:// journal.open-broker.ru/research/obem-nalichnyh-deneg-na-rukah-grazhdan-rf/ (date of access: 06/12/2023).
15. Safonov, A.V., Mikhailov K.D. Development of the ESG concept in the banking system of the Russian Federation // NovaInfo. Ru. - 2021. - No. 129. - P. 34-37.
16. Statistical indicators of the banking sector of the Russian Federation // Central Bank of the Russian Federation. - URL: https://cbr.ru/statistics/bank_sector/review/ (date of access: 06/11/2023).
17. Structure of the cash supply in circulation // Central Bank of the Russian Federation - URL: https://cbr.ru/statistics/cash_circula-tion/20230101/ (date of access: 06/12/2023).
18. Sustainable development: challenges and opportunities: collection of scientific articles / ed. cand. economy Sciences E.V. Vik-torova. - St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State University of Economics, 2020. - 333 p.
19. Financial services technologies in 2020 and beyond: revolutionary changes // PwC [website]. - 2020. - URL: https://www.pwc.
ru/ru/banking/publications/_FinTech2020_Rus.pdf (date of access: 06/12/2023).
20. Rozhdestvenskaya, Ya. App installs in the world during the pandemic increased by a quarter // Kommersant. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4328960?ysclid=lh3sgsl-0cw467297263 (date of access: 06/12/2023).
21. The concept of state regulation of digital platforms and ecosystems // Ministry of Economic Development of the Russian Federation. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/de-partments/d31/koncepciya_gos_regulirovaniya_cifrovyh_plat-form_i_ekosistem/ (date of access: 06/12/2023).