Банковская система
банковская конкуренция как фактор формирования инновационного финансового поведения региональных банковских структур
Э. Н. КОЛКАРЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры денежного обращения и кредита E-mail: innakolkareva@eandex.ru
Д. Я РОДИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры денежного обращения и кредита
E-mail: mail@kubsau.ru
Н. Н. СИМОНЯНЦ,
старший преподаватель кафедры денежного обращения и кредита
E-mail: simonjanc@mail.ru Кубанский государственный аграрный университет
В статье исследуются трансформации банковских систем в рамках неоднородности развития регионов и территорий, доказывается перспективность укрепления взаимосвязей между финансово-банковскими системами и углубления интеграционных процессов региональных финансовых институтов.
Ключевые слова: банк, рынок, конкуренция, финансы, капитал, консолидация, посредничество, инновации.
Характерной чертой современного финансового и экономического кризиса являются интенсивные трансформационные процессы в экономике, охватывающие все основные отраслевые рынки и затрагивающие все страны, вовлеченные в глобальные мирохозяйственные связи. Банковский рынок является одним из наиболее динамичных в трансформации секторов экономики. Трансформационные процессы были обусловлены влиянием ряда факторов. Среди них наиболее значимыми являются:
— возникновение новых банковских технологий и других форм финансовых инноваций;
— процессы глобализации финансовых рынков;
— формирование новых рынков сбыта в развивающихся странах;
— демографические изменения;
— усиление банковской конкуренции;
— экспансия иностранных банков.
Влияние конкуренции в кризисный и посткризисный периоды на банковский рынок и понимание сущностной природы банковской конкуренции целесообразно рассматривать через выявление и анализ ее функций. На основании критического анализа фундаментальных подходов московской, санкт-петербургской, казанской и ростовской финансово-банковских научных школ к сущности банковской системы и взаимосвязи ее элементов в субъектно-объектном взаимодействии выделены следующие основные функции банковской конкуренции на финансовом рынке.
регулирующая функция. Конкуренция приводит к переливу капитала и формированию оптимальной структуры экономики и финансовой системы. С
одной стороны, конкуренция соответствует интересам потребителей, а с другой — требованиям экономической эффективности финансово-кредитных институтов. Она помогает установлению соответствия между спросом и предложением на банковские услуги как в количественной, так и в качественной оценке. Одновременно перелив капитала препятствует занятию некоторыми финансово-кредитными институтами монопольной рыночной позиции, что особенно важно для банковского рынка, так как он традиционно характеризуется высокой степенью концентрации капитала.
распределительная функция. Конкуренция способствует справедливому с экономической точки зрения распределению доходов. Большую прибыль получает тот, кто предлагает конкурентоспособные инновационные технологии, продукты и услуги, отвечающие потребностям и ожиданиям клиентов. Те же участники рынка, которые не могут выстроить вектор конкурентоспособного предложения, терпят убытки и даже превращаются в банкротов. В результате банковский менеджмент смещает акценты своей деятельности и активно занимается маркетинговой политикой.
стимулирующая функция. Конкуренция стимулирует банки к снижению издержек, разработке и внедрению финансовых инноваций в целях достижения конкурентных преимуществ. Это позволяет рассматривать банковскую конкуренцию как позитивную среду функционирования банка, способствующую повышению количественных и качественных параметров оказываемых банковских услуг.
Авторами предлагается использовать для характеристики жизненного цикла определенного этапа поступательного развития банка как кредитно-финансового института термин «банковская инновация». Эта инновация представляет собой реализованный в форме нового банковского продукта или услуги конечный результат инновационной деятельности банка. При разработке банковских инновационных продуктов и услуг, удовлетворяющих различные экономические потребности клиента, банки как финансово—кредитные институты формируют определенный тип своего финансового поведения на рынке, одним из которых в условиях посткризисного развития является инновационное финансовое поведение.
При этом под инновационным финансовым поведением кредитных институтов будем понимать усилия банков, основанные на применении двуединого подхода к развитию инновационных
процессов в финансовой сфере. Первый подход заключается во внедрении новых банковских продуктов на рынок финансовых услуг. Второй подход предусматривает применение нового инновационного сочетания существующих приемов, способов, методов и инструментов, позволяющих конструировать различные инновационные банковские продукты с целью получения банком дополнительных конкурентных преимуществ. Данное положение уточняет рыночную конкурентоспособную позицию банка при анализе его сильных и слабых сторон в сегментах выделенных клиентских групп.
На сегодняшний день не существует общепринятого определения экономической категории «конкуренция». Можно выделить несколько подходов к определению сущностной природы конкуренции. Конкуренцию можно рассматривать как процесс соперничества между институтами на финансовом рынке. Такой подход основывается на понимании конкуренции как состязания для достижения лучших результатов и характерен для отечественной экономической литературы [1, 11].
Сущность конкуренции можно определить как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение на рынке. Этот подход характерен для классической экономической мысли [9].
Конкуренция определяется как критерий, соответствующий типу отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной микроэкономической теории фирмы, согласно которой конкуренция представляет степень зависимости общих рыночных условий от модели поведения отдельных участников рынка. Конкуренция естественным путем возникает в условиях рынка и является основой его существования.
Справедлива позиция Е. К. Самсоновой, которая определяет банковскую конкуренцию как конкретный механизм функционирования и развития всего рынка банковских услуг. Банковская конкуренция является историческим закономерным процессом, осуществляемым посредством функционирования субъектов общества, основанным на понимании экономических законов и направленным на реализацию различных экономических интересов в рамках выбранных моделей финансового поведения кредитно-финансовых институтов [11, 12].
Кризисные явления в глобальной и национальной экономике трансформировали роль государства в регулировании финансовых рынков
и степень его присутствия в отечественном банковском секторе [7, 8]. В посткризисный период одним из ключевых элементов государственной политики в области развития конкурентной среды и поддержания конкурентоспособности национальной банковской системы является обеспечение конституционных гарантий единства экономического пространства и свободного перемещения финансового капитала и услуг. В процессе проведенного всестороннего анализа экономической категории «конкуренция» был сделан вывод, что конкуренция в банковской сфере имеет двуединую природу. С одной стороны, банковская конкуренция представляет диалектико-динамический процесс соперничества финансово-кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг. С другой — банковская конкуренция представляет среду, в которой функционируют банки и небанковские финансово-кредитные институты. Банковская конкуренция является мощным механизмом регулирования, обеспечивающим эффективность функционирования банковской системы.
Кластерный анализ банковской конкуренции невозможен без рассмотрения ее уровней и их классификации. Взаимодействие этих уровней конкуренции в институциональном аспекте представлено на рис. 1.
На основании проведенных исследований выделены следующие уровни банковской конкуренции:
— межбанковская конкуренция;
— конкуренция между банками и небанковскими финансово-кредитными институтами;
— конкуренция между банковскими институтами и нефинансовым сектором экономики.
В ходе анализа процессов взаимодействия банков и небанковских кредитно-финансовых институтов, функционирующих на региональных и внешних рынках, проявляется особая актуальность межбанковской конкуренции, которая выражается в пространственном соперничестве банков, про-
Источник: составлено авторами.
Рис. 1. Структурно-логическая схема взаимодействия уровней конкуренции в институциональном аспекте
изводящих аналогичные финансовые продукты и услуги, удовлетворяющие идентичные потребности клиентов, но различающиеся по ассортименту, качеству и цене.
Применительно к межбанковской конкуренции одним из важнейших факторов, влияющих на величину концентрации финансово-кредитных институтов, является число и устойчивость банков, функционирующих на рынке. Максимизация уровня интенсивности конкуренции связана с присутствием на рынке значительного числа конкурентов приблизительно равной силы. Подверженность влиянию конкуренции для крупных, средних и мелких банков не одинакова. Для крупного банка, обладающего мощными ресурсами и многочисленными преимуществами, конкурентами становятся, как правило, только банки, равные по размеру, с аналогичными возможностями. Напротив, для среднего и небольшого банка наличие даже одного
крупного конкурента может оказаться существенным препятствием для успешной работы [7].
Характерной чертой региональных банковских систем является преобладание мелких и средних банков. Поэтому на региональном уровне финансового рынка местным банкам приходится вести жесткую конкурентную борьбу с филиалами как федеральных, так и иностранных банков.
Для подтверждения диспропорциональности развития региональных банковских систем и степени присутствия выделенных категорий банков — федеральных, иностранных и региональных — определим емкость рынка для пяти крупнейших банков выделенных кластеров по наиболее распространенным банковским продуктам (табл. 1, 2, 3). В состав кластера федеральных банков были отобраны банки с разветвленной федеральной сетью. Среди них: Сбербанк России, Внешторгбанк, Альфа-Банк, Росбанк, Газпромбанк.
В состав категории банков со стопроцентным иностранным капиталом выбраны Райффайзенбанк, Дойчебанк, БСЖВ, ОПТ банк, которые достаточно широко представлены в регионах. В структуре наиболее крупных банков ЮФО отобраны ООО КБ «Центр-инвест», ОАО «Крайинвес-тбанк», ОАО АКБ «УРАЛСИБ - ЮГ БАНК», АБ «Первомайский» (ЗАО), на долю которых приходится более 40 % активов и капитала банковского сектора ЮФО [2, 5].
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что на протяжении исследуемого периода наметилась тенденция преобладания на региональ-
ных банковских рынках филиалов крупнейших федеральных и иностранных банков. Рынок розничных услуг в большинстве регионов ЮФО находится в стадии становления. Для подтверждения диспропорционального развития отечественных и зарубежных региональных рынков банковских услуг проанализируем ряд характерных показателей. Объем рынка жилищного финансирования составляет 46 млрд долл., значение коэффициента «депозиты / ВВП», который характеризует уровень сбережений, равен 14 %. На долю потребительских кредитов населению приходится 10 % ВВП, что в 10 раз ниже, чем аналогичные показатели в развитых странах еврозоны [13]. Насыщенность рынка банковскими услугами, а также их качество, остаются низкими. Только 20-25 % российских граждан имеют сбережения, а активы в распоряжении небанковских финансовых посредников в совокупности не превышают в эквиваленте 50 млрд долл. Это незначительная величина в сравнении с активами банковского сектора, которые составляют около 900 млрд долл. Колебания курса рубля и ухудшение качества активов являются основными источниками краткосрочных рисков для банковского сектора. Так, при снижении курса национальной валюты возрастает вероятность просроченной задолженности по кредитам в иностранной валюте, выплат по внешнему долгу и оттока депозитов. Эти факторы негативно влияют на результативные показатели чистой процентной маржи региональных банков в сравнении с банками-конкурентами (см. рис. 2). Дальнейшее развитие банковского
Таблица 1
доля пяти ведущих федеральных банков в основных сегментах российского банковского сектора, %
Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г.(1-е полугодие) Отклонение 2008 г. к 2006 г.
Активы 41,8 43,3 43,7 1,9
Розничные депозиты 62,3 60,5 59,8 -2,5
Корпоративные кредиты 50,9 55,3 55,8 4,9
Розничные кредиты 39,8 39,8 41,0 1,2
Таблица 2
доля пяти ведущих иностранных банков в основных сегментах российского банковского сектора, %
Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. (1-е полугодие) Отклонение 2008 г. к 2006 г.
Активы 5,0 5,5 5,9 0,9
Розничные депозиты 3,4 3,4 3,4 0,0
Корпоративные кредиты 5,3 6,1 6,2 0,9
Розничные кредиты 4,2 4,9 5,1 0,9
Таблица 3
доля пяти ведущих региональных банков в основных сегментах банковского сектора, %
Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. Отклонение 2008 г. к 2006 г.
Активы 11,4 11,3 14,4 3,0
Розничные депозиты 9,5 10,1 8,0 -1,5
Корпоративные кредиты 8,8 9,8 6,3 -2,5
Розничные кредиты 4,9 6,1 5,6 0,7
-ОАО КБ «Центр-инвест»
---ОАО АКБ «УРАЛСИБ-ЮГ БАНК»
■■■■КБ «Кубань Кредит» ООО
-ОАО «Крайинвестбанк»
АБ«Первомайский» (ЗАО)
0
2005 г. 2006 г. 2007 г. Источник: составлено авторами [13].
2008 г.
Рис. 2. Динамика чистой процентной маржи региональных банков, %
сектора зависит от того, насколько реформирование и рационализация банковской системы будут способствовать увеличению нормы сбережений и повышению доверия населения к региональным банковским системам.
В этих условиях могут применяться различные стратегии финансового поведения региональных коммерческих банков [3]. Защите местных банков от негативных последствий проникновения внешнего финансового капитала и поддержанию их достаточного удельного веса в совокупном объеме рынка банковских услуг региона будут способствовать процессы развития частно-государственного партнерства и целевых региональных программ. Ярким примером этого явления служит стратегия развития одного из крупнейших банков Кубани — Краснодарского краевого инвестиционного банка, в капитале которого свыше 90 % акций принадлежит региональным органам власти [13].
Повышению конкурентоспособности региональных банков, расширению ассортимента банковских продуктов и услуг может способствовать разработка и реализация стратегии консолидации банковского капитала с небанковскими финансово-кредитными институтами. При этом экономический эффект этой стратегии будет проявляться за счет синергии такого слияния путем снижения издержек при реализации инновационных финансовых услуг.
Одной из стратегий развития регионального рынка финансовых услуг является создание финансовых супермаркетов на базе консолидации банковского, страхового и фондового капитала. В современной литературе предпринимались попытки
теоретического обоснования создания финансовых супермаркетов. В работах В. М. Желтоносова, А. И. Цыганова, Ю. Б. Власенковой, М. С. Воронина определена их экономическая природа, которая заключается в формировании диверсифицированной группы экономических субъектов, способной соответствовать ожиданиям покупателей и прогнозировать их потребности. Клиентоориентированный финансовый супермаркет направлен на развитие корпоративной культуры инновационного финансового менеджмента [4, 10].
В отечественной финансовой науке в настоящее время нет достаточно четкого определения понятия «финансовый супермаркет». Из всего многообразия стратегий развития моделей финансового супермаркета жизнеспособными являются следующие:
— реализация конкурентных преимуществ путем построения организационной структуры финансового супермаркета на основе партнерства банков, небанковских кредитно-финансовых институтов и компаний, позволяющей осуществлять совместные агентские продажи своих услуг. Эта модель эффективна при интеграции функционирования банков и страховых компаний;
— формирование на основе единого бренда холдинга самостоятельных финансовых и кредитных институтов. Такая стратегия предполагает большую интеграцию бизнеса на основе объединения маркетинговой политики и создания единого комплекса финансовых услуг.
С точки зрения авторов, финансовый супермаркет должен включать продуктовый ряд всех потребительских групп региона — крупный корпоративный бизнес, малый и ритейловый бизнес. Продуктовый ряд финансового супермаркета может включать следующие основные и сопутствующие банковские услуги (рис. 3):
— корпоративные кредиты,
— факторинг,
— проектное финансирование,
— финансовый лизинг,
— банковские депозиты и пластиковые карты,
— потребительское кредитование,
— брокерское обслуживание клиентов на рынке ценных бумаг и рынке Forex,
— имущественное и личное страхование.
8
7
6
5
4
3
2
Источник: составлено авторами [6].
Рис. 3. Институциональная структура финансового супермаркета
Коммерческие банки как звено и самостоятельный элемент финансового супермаркета играют значительную роль в развитии региональной экономики. Банками аккумулируются денежные ресурсы со всех секторов финансового рынка, осуществляется кредитование хозяйствующих субъектов, предоставляется весь комплекс финансовых услуг: Коммерческий банк как финансовый посредник обеспечивает межотраслевое и межрегиональное движение и перераспределение финансового капитала. Это способствует развитию и интеграции экономических точек роста в федеральных округах. Реализация принципов универсализации, специализации и диверсификации финансового поведения кредитных институтов приводит к углублению доверия к коммерческим банкам со стороны субъектов региональной экономики, развитию и концентрации ресурсов финансовых центров путем расширения сферы деятельности финансовых супермаркетов и развития инновационных видов финансовых услуг. В этих условиях на первый план выходит формирование инновационной конкурентоспособной
банковской стратегии в рамках системы управления банком. Банковская стратегия как программа долгосрочного развития банка определяется в результате альтернативного выбора многокритериальных моделей финансового поведения. Данный процесс реализуется посредством взаимосвязанных управленческих решений, способов, методов и инструментов политики банка. Внедрение системы конкурентоспособного маркетингового управления в банковскую деятельность направлено на повышение эффективности банковского менеджмента, содействие достижению высоких количественных, качественных и социальных показателей деятельности банка. Среди них можно выделить:
— рентабельность активов (ROA);
— рентабельность капитала (ROE);
— экономическую добавленную стоимость (EVA);
— рентабельность производства и продаж отдельных видов банковских продуктов.
При этом важно определять значение этих показателей на каждом этапе жизненного цикла банковской инновации. Выбор сегментов, на которые направлен вектор действия банка, осуществляется на основе анализа общеэкономической ситуации и состояния рынка банковских услуг в целом. Этот выбор содействует сбалансированному соотношению между спросом и предложением банковских услуг как со стороны отдельного банка (финансового супермаркета), так и со стороны всей совокупности элементов региональной банковской системы. Посредством приемов банковского маркетинга осуществляется налаживание взаимосвязей между отдельными элементами финансового супермаркета, управленческими и исполнительскими действиями, направленными на удовлетворение экономических потребностей существующих и потенциальных клиентов, активизацию спроса, разработку и внедрение инновационных банковских продуктов и услуг, укрепление конкурентной позиции банка. Рыночная модель финансового поведения, выбранная коммерческим банком, содействует поддержанию благоприятного имиджа кредитно-финансового института со стороны потребителей и выполнению социальной миссии, возложенной на банк от имени общества.
Применяя основные теоретические аспекты стратегии финансового поведения финансово-кредитных институтов, можно выделить основные направления достижения конкурентного преимущества посредством синергии элементных составляющих финансового супермаркета:
НПФ
ПИФы
— лидерство в качестве финансовых продуктов и услуг, не имеющих аналогов на рынке и являющихся привлекательными для различных групп клиентов;
— лидерство в ценообразовании, предполагающее экономию в издержках и продаже банковских и финансовых продуктов и услуг по ценам ниже среднерыночных;
— фокусирование на определенной рыночной нише, которая требует достаточной квалификации при создании банковских и финансовых инноваций.
Определенный научный интерес представляют вопросы оптимизации параметров банковского сектора региона, использования его конкурентоспособных преимуществ и усиления конкурентоспособности его структурных элементов. Таким образом, на основе диалектического познания можно выявить процессы возрастания уровня конкурентоспособности от отдельных коммерческих банков до конкурентоспособности региональной банковской системы в условиях кризисных явлений.
Проведенный анализ трансформации банковских систем в условиях неоднородности развития регионов и территорий с учетом характера существующих экономических связей позволил сделать вывод о перспективности укрепления взаимосвязей между финансово-банковскими системами, углубления интеграционных процессов региональных финансово-кредитных институтов.
Основной тенденцией в условиях финансового кризиса является доминирование и усиление позиций государственных банков и дочерних банков с участием иностранного капитала. В краткосрочной перспективе в значительно лучшем положении будут находиться ведущие государственные банки России — Сбербанк и ВТБ. Их доля в структуре активов банковского сектора страны в 2009 г. составляет 40 % с последующим ростом. Иностранные банки являются крупными игроками в российском банковском секторе: они контролируют 20 % рынка банковских услуг. Однако в среднесрочной перспективе эти банки сосредоточатся на финансовых проблемах своих стран (рис. 4).
В текущей кризисной ситуации государство оказывает основную поддержку Сбербанку и ВТБ. Однако они перераспределяют полученные от государства ресурсы в кредиты, часть которых может
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
никогда не вернуться. Но в случае возобновления экономического роста множество кредитов, пролонгированных госбанками, будут выплачены.
Вместе с тем отчетливо прослеживается тенденция консолидации банковского бизнеса на основе образования финансовых супермаркетов, магазинов финансовых услуг, федеральных и региональных банковских групп через процедуры слияния и поглощения. Особенно интересно будет наблюдать за российскими негосударственными банками. Объединенный МДМ-Банк и УРСА Банк, Альфа-Банк, Промсвязьбанк могут стать основными консолидаторами финансово-банковского сектора экономики.
По мере стабилизации спроса на финансовые услуги, связанной с нарастанием позитивных тенденций развития секторов экономики в посткризисный период, начнутся процессы дифференциации предложения финансовых и банковских услуг. Эту нишу могут заполнить малые и средние банки. Мелкие и средние региональные банки, а также микрофинансовые посредники могут обеспечивать финансовыми ресурсами и финансовыми инструментами экономических субъектов специализированных секторов и сегментов, которые могут быть выделены как на уровне отдельных территорий, так и отдельной услуги. Тем самым в условиях конкуренции между универсальными и специализированными финансовыми институтами
шш 43
37 39%
8 45 19 23
34 32
2005 г.
2008 г.
2013 (Прогноз) в Прочие
□ Сбербанк и ВТБ
□ Зарубежные банки (более 50% западного капитала)
□ Российские банки (первые 200, кроме Сбербанка и ВТБ)
Источник: составлено авторами [2, 13].
Рис. 4. Структура активов банковского сектора РФ, %
будет возникать новая конфигурация банковской системы, основанная на многообразии форм и институтов финансового посредничества. Данная конфигурация будет способствовать формированию и активному продвижению инновационного финансового поведения на рынке оптовых и розничных финансовых услуг. Кроме того, такой инновационный рыночно ориентированный механизм развития банковской системы может обеспечить укрепление доверия к ней со стороны инвесторов, кредиторов, клиентов и вкладчиков.
Список литературы
1. Алифанова Е. Н., Кочмола К. В. и др. Финансовая глобализация и развитие банковской системы России: монография / под ред. К. В. Кочмолы. Ростов-на-Дону: РГЭУ. 2003. С. 218.
2. Аналитическое управление. Россия. Стратегия. М.: Тройка Диалог. 2009.
3. Воронина Л. А., Колкарева Э. Н., Ратнер С. В. Стратегии развития региональных банков в условиях глобализации финансовых рынков // Финансы и Кредит. 2008. № 34 (322).
4. Желтоносов В. М, Рындина И. В .Экономическое доверие в системе рынка финансовых услуг // Финансы и кредит. 2007. № 34 (274).
5. Ивантнер А. Иностранцы отыгрываются на рознице // Эксперт. 2009. № 19. С. 33.
6. Квочкин О. В. Современные тенденции создания и развития финансовых супермаркетов // Финансы и кредит. 2009. № 10 (347). С. 73-76.
7. Колкарева Э. Н. Инновационная стратегия развития российской банковской системы в условиях формирования глобального финансового рынка. Краснодар: Кубан. гос. аграрный ун-т. 2008. 196 с.
8. Кравец О. Б., Поморина М. А. Инвестиционный бизнес банка как инновация в его деятельности // Банковское дело. 2008. № 1. С. 63-68.
9. Макаров В. В., Горбачев В.Л., Желтоносов В. М, Колотов Ю. О. Новая Экономика: интеграция рынков финансовых и инфокоммуникационных услуг: монография. М.: Академия. 2009. 223 с.
10. Моисеев С. Р. Денежно-кредитный энциклопедический словарь М.: ДИС. 2006. 380 с.
11. Самсонова Е. К. Формирование и развитие конкурентной среды на рынке банковских услуг России: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. 2007. № 29 (269). С. 73-76.
12. Семенюта О. Г. и др. Основы банковского дела в РФ: учебник для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс. 2001. 320 с.
13. URL: http://www.cbr.ru.