3. Patlasov, O. Yu, Levenets L. V. Legal, economic and social instruments of the limitation the policy of expansion of transgenic crops in the food security of the country. Actual problems of management: theory, methodology, culture, modernization, resources. Sb. materialov mezhregion. nauch.-prakt. konf. Omsk, publishing house «Progress», 2004, Part 1, pp. 187-194.
4. Akhmadulina T. V. Analysis of self-sufficiency of the Siberian Federal district in the main types of food.
Molodoi" uchyonyi\2012, vol. 11, pp. 143-147.
5. Smotrova L. F. The regional dimension of consumption on the example of Omsk region. Regiony\ Goroda. Rakursy" i paralleli: Teoreticheskie. doclady"III Vserossiiskoi tvorcheskof laboratorii. Omsk, OmGTU publ., 2013, p. 100-104.
© Л. Ф. Смотрова, 2016
Автор статьи: Людмила Федоровна Смотрова, кандидат экономических наук, доцент, Омский региональный институт, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Н. Ю. Симонова, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансы и кредит, Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Г. С. Шелкоплясова, доктор экономических наук, профессор, Омский региональный институт.
УДК 336.71 DOI 10.17238/issn1998-5320.2016.26.186
Л. А. Горная, Омская гуманитарная академия
ФИНАНСОВЫЕ (БАНКОВСКИЕ) СУПЕРМАРКЕТЫ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Рассмотрены основные этапы развития теорий финансового посредничества. Доказана актуальность формирования финансовых (банковских) супермаркетов в России. Вскрыты тенденции развития финансового посредничества в России. Изучено влияние финансовых (банковских) супермаркетов в стимулировании развития экономики.
Ключевые слова: финансовый (банковский) супермаркет, интегрированный финансовый посредник.
В научной литературе исследователи финансового посредничества выделяют классическую, неоклассическую, портфельную теории, трансакционный и информационный подход. В процессе развития теорий банк рассматривается как посредник, основной функцией которого является перераспределение ресурсов между институтами с их избытком к институтам с недостатком в них; как предприятие, которое максимизирует прибыль за счёт оптимизации эффективности своей деятельности; как инвестор, который учитывает допустимый уровень риска при распределении активов, обеспечивающих максимальную прибыль при соблюдении нормативов ликвидности.
В современных подходах банк снова рассматривают как посредника, основной задачей которого является или снижение трансакционных издержек за счёт производства особых финансовых продуктов и услуг, или расширение функций финансового посредничества за счёт использования специализированной информации для самостоятельного приобретения активов [1]. Вопросы функционирования банковских супермаркетов рассматриваются в трудах О. Ю. Патласова, О. В. Сергиенко [2].
Рыночная трансформация национальной экономики ускорила развитие финансового сектора России, в связи с этим начали активно развиваться финансовые институты, как банковские, так и небанковские [3], таким образом, всё больше актуализируется тенденция развития финансового посредничества, которое способствует снижению рисков и издержек участников. Тенденции развития финансового посредничества
Ужесточение конкуренции. По данным центра стратегических исследований компании «Росгосстрах», доля населения, пользующегося услугами Сбербанка России, выросла с 35 % в 2006 г. до 74 % в 2015 г., что является самым высоким показателем проникновения банковских услуг среди городского населения. При этом, доля тех, кто является клиентами банков ВТБ24, за последние 9 лет выросла с 1 до 13 %, а доля клиентов Альфа-Банка увеличилась с 1 до 7 %. В то же время отмечается, что рыночные доли клиентов крупнейших банков по сравнению с 2014 г. несколько снизились. Для клиентов становятся всё более привлекательными менее крупные и региональные банки.
Учитывая, что удовлетворённость потребителей работой кредитных организаций остаётся на высоком уровне, наивысшего результата по этому показателю добились Банк Москвы, Газпромбанк и Райффайзенбанк, у которых меньший уровень проникновения на рынок [4].
Слияние и поглощение в свете современных технологических конкуренций.
Одним из центральных инструментов интеграционных процессов до недавнего времени выступали сделки слияния и поглощения (далее M&A), количество сделок во всём мире возрастало, однако кризисные явления в экономике замедлили эти процессы.
В 2015 году российский рынок M&A сокращался, как отмечают исследователи, вследствие падения курса рубля, падения цен на нефть, внешнеполитической нестабильностью и снижением темпов роста российской экономики.
Финансовый сектор в рейтинге отраслей, по оценкам, составил 7 % рынка. Среди основных трендов полугодия отмечается, прежде всего, резкое снижение М&А-активности в банковском секторе. Доля банков в общем числе сделок M&A в финансах, по оценкам, снизилась с 85 до 59 % в первом полугодии 2014 г. Эти процессы обусловлены ухудшением ситуации в банковской системе, в том числе падением прибыли и рентабельности, ухудшением качества активов и кредитных портфелей. По прогнозам ЦБ РФ, пик роста доли «плохих долгов» в банковской системе, как ожидалось, будет пройден только во второй половине 2015 - начале 2016 года.
Итоги российского рынка слияний и поглощений за январь и февраль 2016 года, подведённые информационным агентством AK&M, наглядно показывают позитивные тенденции, так доля финансового сектора по числу сделок с 7% за январь и февраль 2015 года возросла до 18% за аналогичный период в 2016 году [5] (см. рис. 1).
2015 год 2016 год
25% 20% 15% 10% 5% 0%
22%
17%
14%
12%
7% 7% 7% 7% 7%
п п п п п
П1П1П
Ж
о*
J
SfW'
Cr
18% 18%
Рис. 1. Удельный вес отраслей на российском рынке М&А в январе-феврале 2015-2016 гг. Источник: Составлено автором на основе данных [5]
Для организаций, в том числе финансового сектора, становится актуальным укрупнение капитала, чтобы в процессе глобализации экономики сохранить конкурентоспособность, повысить устойчивость и прибыльность бизнеса.
Упразднение законодательной базы, запрещавшей ранее совмещать ведение коммерческой банковской деятельности с инвестиционной и страховой деятельностью.
Первые финансовые супермаркеты в начале 20-х годов ХХ века не получили широкого распространения из-за существовавших на тот момент законодательных ограничений. И только после отмены в США закона Гласа-Стигала, в Японии - закона о ценных бумагах и биржах, в Европе -принятия Директивы об инвестиционных услугах банки получили доступ на фондовые рынки тех стран, на которые раньше они выйти не могли (Франция, Испания), начали создаваться интегрированные финансовые посредники, которые предоставляли более широкий спектр услуг [6]. Кроме того, розничные продавцы являлись одними из тех нетрадиционных провайдеров, которые стремились выйти на рынок финансовых услуг, используя свою силу бренда и постоянно расширяя потребительские предложения, и были заинтересованы в создании таких структур [7].
Что касается России, то отсутствие в законодательстве определения «финансовый супермаркет», наличие в литературе множества таких понятий, как финансовый конгломерат, финансовый
супермаркет, провайдер полного пакета финансовых услуг, интегрированный финансовый посредник, розничный (ритейловый) банк, универсальный банк и разные трактовки понятия, не позволяет в полной мере оценить, что можно отнести к финансовому супермаркету.
Некоторые исследователи отмечают, что понятие финансового супермаркета носит условный характер и чаще всего отражает маркетинговую стратегию, которая может быть использована разными финансовыми объединениями. В России чаще всего встречается модель финансового супермаркета, когда один финансовый институт, например, банк, реализует продукты и услуги небанковских финансовых посредников (страховых компаний, НПФ и др.). Так, в источнике [8] даётся определение финансового супермаркета, как «модели клиенто-ориентированного бизнеса, представляющего собой единый интегрированный канал доступа клиентов к финансовым услугам в виде территориального и маркетингового объединения компаний, предлагающих широкий спектр финансовых услуг».
На сегодняшний день выделяются три теоретические модели формирования финансового супермаркета:
1. Германская модель предполагает полную интеграцию на базе универсального банка с созданием корпоративной структуры без юридических и операционных различий.
2. Британская модель предполагает создание финансовой структуры, в которой банк и небанковское подразделение являются юридически обособленными подразделениями.
3. Американская модель предполагает создание головной холдинговой компании, в которой все виды деятельности производятся самостоятельными подразделениями, однако собственником банка и небанковского подразделения является одно и то же лицо [9].
На зарубежных финансовых рынках наиболее популярна классификация на основе ранжирования финансовых посредников по степени классификации (см. рис. 2).
Рис. 2. Классификация финансовых посредников Источник: Составлено автором на основе данных [S]
Чаще всего в финансовые супермаркеты объединяются банки и страховые организации, но из-за различия в специфике деятельности и законодательных требованиях возникают проблемы в управлении такой структурой, что является одной из причин прекращения своей деятельности. Одним из примеров реализации бизнес-модели финансового супермаркета в США являлись банки, принадлежащие Citigroup. Когда Citigroup и Travelers Insurance объединились, чтобы сформировать Citigroup в 199S году, лидеры и сторонники Citigroup, утверждали, что новый финансовый супермаркет будет предлагать широкий спектр банковских и страховых услуг посредством «одного окна». Они также утверждали, что Citigroup будет иметь превосходную способность противостоять финансовым потрясениям из-за его широко диверсифицированной деятельности, однако за период с 2GG7 по 2GG9 гг. было зарегистрировано убытков более OG млрд долларов США. По мнению
экспертов, Citigroup был не слишком крупной структурой, чтобы обанкротиться, но созданная универсальная банковская модель была слишком организационно сложной для эффективного управления руководителями банков и регулирующих органов надзора и контроля современных megabanks и уязвимой к столкновениям конфликтов интересов [10]. В результате в августе 2012 г. Викрам Пан-дит сообщил, что Citi больше не является финансовым супермаркетом.
Поэтому существует необходимость глубокого изучения организации и управления финансового супермаркета с целью разработки модели, поддающейся управлению, к которой будут предъявляться менее жесткие требования.
Выбор стратегии розничного бизнеса для повышения процентной маржи и удержания корпоративного клиента.
Одним из основных критериев финансового супермаркета можно выделить доступность.
- Территориальная доступность и удобные часы работы. Наличие отделений финансового супермаркета в шаговой доступности для населения с режимом работы 24/7: в торговых центрах, в продуктовых супермаркетах, в точках продаж сотовых операторов и др. Так, исследования [4] показали, что при выборе банка данный критерий является основополагающим для 54 % респондентов.
- Унифицированный набор услуг. Модель финансового супермаркета предполагает предложение основных финансовых услуг, понятных и востребованных населением (потребительские кредиты, кредитные карты, дебетовые карты, вклады, страхование). По данным источника [4], для 30 % респондентов широкий выбор финансовых услуг является основополагающим фактором.
При этом можно предположить, что подобная финансовая организация за счёт широкой маркетинговой программы может повысить финансовую грамотность населения и способствовать к привлечению использования более «сложных» финансовых продуктов. Отметим, что под «сложными» финансовыми продуктами подразумеваются ПИФы, инвестиционные депозиты и др.
- Продуктовая доступность и вежливый сервис. Назначение финансового супермаркета - упростить процедуру получения финансовых услуг в короткий срок, в комфортных условиях для клиента. Невысокие требования к клиентам, простота и высокая скорость при оформлении документов являются привлекательными для 45 % респондентов.
В результате взаимодействия банков с другими финансовыми посредниками достигается стратегическая цель - обеспечение комплексного финансового обслуживания клиентов и получение си-нергетического эффекта за счёт объединения конкурентных преимуществ участников.
Роль финансовых (банковских) супермаркетов в экономике.
Долгосрочный экономический рост требует капитальных вложений - для стимулирования развития новейших технологий, образования, инфраструктуры, расширения бизнеса и др. - и одним из основных внутренних источников привлечения денежных средств являются сбережения населения. Привлечение сбережений населения позволяет улучшить кредитный потенциал страны, а именно способность экономики страны к самофинансированию.
Нормы сбережений населения разнятся среди стран, поскольку они зависят от множества факторов: пособия по безработице, стоимости образования, структуры пенсионных накоплений, здравоохранения, лёгкости доступа к кредитному рынку и др. [11]. Отмечается, что норма сбережений в странах с развивающейся экономикой выше, чем в странах с развитой экономикой, так как в данных странах больший уровень накопленного богатства и процентные ставки ниже.
По данным Росстата, в структуре использования денежных доходов в 2009-2010 гг. сбережения в среднем составляли 14 %. Далее наблюдается снижение сбережений, что обусловлено ростом средств, затрачиваемых на покупку товаров и услуг и обязательные платежи. По предварительным оценкам, доля сбережений вновь возрастёт до уровня 14 % , во многом за счёт того, что население снизит расходы на приобретение товаров и услуг [12].
По данным официальной статистики, общий объём денежных накоплений в среднем за 2015 г. составил 21 480 млрд рублей, при этом остатки наличных денежных средств составляют 18 % от общего объёма накоплений, 3885,91 млрд рублей [12]. Фонд общественного мнения отмечает, большинство россиян считает, что вклады в российских банках - ненадёжный способ хранения денег и отдают предпочтение хранению денежных средств дома. Некоторые авторы отмечают, что, по неофициальным данным, у россиян может находиться до 100 млрд долларов [6].
80 70 60 50 40 30 20 10 0 -10
2009 2010 2011
*
2012
2013 2014
2015
■Покупка товаров и оплата услуг
Обязательные платежи и разнообразные взносы
Сбережения
Покупка валюты
Прирост (уменьшение) денег на руках у населения
Рис. 3. Структура использования денежных доходов (динамика) Источник: Составлено автором на основе данных [12]
2015 год
80,00/ 70,00/ 60,00// 50,00/ 40,00/ 30,00/ 20,00/ 10,00/ 0,00/
67,68/
18,20/ 14,20/
1 1 i
Остатки вкладов Остатки наличных Ценные бумаги денег
Рис. 4. Объём и состав денежных накоплений населения (без учёта вкладов на валютных счетах и денежной
наличности в иностранной валюте у населения) Источник: Составлено автором на основе данных [12]
Таким образом, модель финансового (банковского) супермаркета привлекательна: для организаций, объединившихся в данную структуру, так как повышается конкурентоспособность, наличие обширного капитала, полученного из разных сфер финансовой деятельности, позволяет минимизировать риски и издержки; для потребителя - повышение финансовой грамотности, простота и универсализация получения необходимых финансовых услуг, но и позволяет привлечь ресурсы для экономического развития в целом.
Библиографический список
1. Донецкова, О. Ю. Природа и специфика финансового посредничества / О. Ю. Донецкова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - № 13. - С. 148-152.
2. Патласов, О. Ю. Финансовый супермаркет - Pro и Contra / О. Ю. Патласов, О. В. Сергиенко // Инно-вациялык Еуразия университетшш хабаршысы. - 2010. - № 1 (37).- С. 21-27.
3. Подлинных, Д. А. Финансовое посредничество в России: кризисный период / Д. А. Подлинных // Молодой учёный. - 2015. - № 12. - С. 475-478.
4. Центр стратегических исследований [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rgs.ru/media/ CSR/on_startup/Banking_brands_2015.pdf
5. Информационное агентство «AK&M» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mergers.akm.ru/stats/6
6. Власенкова, Ю. Финансовый супермаркет как стратегия развития международных финансовых посредников в условиях конкуренции / Ю. Власенкова // Рынок и услуги. - 2008. - № 12. - С. 27-29.
7. Steve Worthington, The Provision of Financial Services by Retailers to their Customers - Is it Sustainable?// Marketing in Transition: Scarcity, Globalism, & Sustainability. - 2015. - Session 3.3 - pp. 79-84.
8. Современные особенности осуществления деятельности финансовых супермаркетов в России : монография / С. Г. Журавин [и др.] ; под ред. С. Г. Журавина, А. А. Цыганова. - М. : Максс Групп : Объед. ред. журн. INS-IZDAT, 2013. - 208 с.
9. Кутубарова, Г. Д. Роль финансовых супермаркетов в современной экономике: мировая практика и необходимость создания в РФ / Г. Д. Кутубарова // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2013. - № 3. - С. 188-190.
10. Arthur E Wilmarth Jr, Citigroup's unfortunate history of managerial and regulatory failures/Journal of Banking Regulation. - 2014. - Volume 15. - pp. 235-265.
11. Household Saving Rates 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gfmag.com/global-data/economic-data/916lqg-household-saving-rates?page=1
12. Росстат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/ population/urov/doc3 -1 -2.htm
L. A. Gornaja, Omsk Humanitarian Academy
FINANCIAL (BANKING) SUPERMARKETS: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL STUDY
The article overviews the basic stages of financial intermediation theories development. The urgency of financial (banking) supermarkets formation in Russia is proven. The trends in the development of financial intermediation in Russia are revealed. The influence of financial (banking) supermarkets in stimulating economic development is studied.
Keywords: financial (bank) supermarket, integrated financial agent.
References
1. Donetckova O.Iu. The nature and specificity of financial intermediation. Vestneyk Orenburgskogo gosu-darstvennogo universiteta, 2010, No. 13, pp. 148-152.
2. Patlasov O. Iu., Sergienko O. V. Financial supermarket - Pro и Contra. Innovatciialy k Euraziia universite-tinin habarshy'sy\ 2010, No. 1 (37), pp. 21-27.
3. Podlinnykh D. A. Financial intermediation in Russia: crisis period. Molodoi' uchenysi\ 2015, No. 12, pp. 475-478.
4. Centr strategicheskikh issledovanii' [Center for strategic studies]. Available at https://www.rgs.ru/media/CSR/on_startup/Banking_brands_2015.pdf
5. Informatcionnoe agentstvo «AK&M» [The news Agency "AK&M"]. Available at http://mergers.akm.ru/stats/6
6. Vlasenkova Iu. Financial supermarket as a development strategy international financial intermediaries in a competitive environment. Rysnoki uslugi, 2008, No. 12, pp. 27-29
7. Steve Worthington. The Provision of Financial Services by Retailers to their Customers - Is it Sustainable? Marketing in Transition: Scarcity, Globalism, & Sustainability, 2015, Session 3.3, pp. 79-84
8. Zhuravin S. G., TCyganov A. A. Sovremenny^e osobennosti osushchestvleniia deiateVnosti finansovyk super-marketov vRossii [Modern peculiarities of financial supermarkets in Russia]. Moscow, INS-IZDAT, 2013, 208 p.
9. Kutubarova G. D., The role of a financial supermarket in the modern economy: world experience and the necessity of creating in Russia. Izvestiia Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2013, No. 3, pp.188-190.
10. Arthur E Wilmarth Jr, Citigroup's unfortunate history of managerial and regulatory failures. Journal of Banking Regulation, 2014, vol. 15, pp. 235-265.
11. Household Saving Rates 2015. Available et https://www.gfmag.com/global-data/economic-data/916lqg-household-saving-rates?page=1
12. Rosstat. Available at http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/doc3-1-2.htm
© Л. А. Горная, 2016
Автор статьи: Лариса Александровна Горная, аспирант, Омская гуманитарная академия, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Н. Г. Иванова, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учёта, анализа и статистики, Финансовый университет при Правительстве РФ (Омский филиал).
Е. Г. Осташенко, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансовой политики, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.