Научная статья на тему 'Банки с иностранным участием в Российской Федерации'

Банки с иностранным участием в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / БАНКИ / БАНКИ С ИНОСТРАННЫМ УЧАСТИЕМ / ИНОСТРАННЫЕ БАНКИ / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мучодеми Эральдо

В статье анализируются банки с иностранным участием в Российской Федерации. Сегодня банковский сектор в России, как и вся экономика, находится на этапе послекризисного восстановления. Главное, что восстановился движущий мотив развития банковского бизнеса, а именно спрос населения и российских предпринимателей на банковские услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Банки с иностранным участием в Российской Федерации»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Банки с иностранным участием в Российской Федерации

Мучодеми Э.

Мучодеми Эральдо /Ммсо<1ет1 ЕгаШо - студент магистратуры, кафедра международного менеджмента, экономический факультет, Российский университет дружбы народов, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются банки с иностранным участием в Российской Федерации. Сегодня банковский сектор в России, как и вся экономика, находится на этапе послекризисного восстановления. Главное, что восстановился движущий мотив развития банковского бизнеса, а именно - спрос населения и российских предпринимателей на банковские услуги.

Ключевые слова: анализ, банки, банки с иностранным участием, иностранные банки, банковский сектор.

В настоящее время очень часто можно услышать такое понятие, как «банки с иностранным участием» или «иностранные банки». Банки с иностранным участием попали в банковский сектор Российской Федерации, заняв в нем в достаточно устойчивые позиции и вызвав серьезную конкуренцию.

Важность вопроса заключается в том, что банки с иностранным участием играют немаловажную роль в экономике Российской Федерации, так как занимают вполне устойчивые позиции в стране, имеют достаточное количество офисов реализации, при этом у них имеется довольно объемный капитал. «Эти банки располагают мощной ресурсной базой, гораздо более дешевыми ресурсами и гораздо более существенным опытом проникновения на иностранные рынки, чем отдельные российские банки» [1, с. 22]. Следствием данного проникновения банков с иностранным участием на российский рынок является серьезная конкуренция с нашими банками. Поэтому, на мой взгляд, деятельность банков с иностранным участием в России в наше время является немаловажной.

Для начала следует рассказать об истории появления иностранного капитала в банковском секторе Российской Федерации, которое произошло «в 1989 г., когда постановлением Совета Министров СССР был учрежден ЗАО Международный Московский банк» [2, с. 32].

На первом этапе развития европейский, как и любой другой иностранный, банковский капитал избрал форму открытия дочерних банков.

«Основной целью для европейского финансового капитала при выходе на российский банковский рынок был и остается розничный сегмент рынка. Обусловлено это как более высокими доходами, которые генерирует этот рынок, так и большим потенциалом его роста. Одними из лидеров розничного рынка стали банки с европейским капиталом, которые вошли в число основных игроков во многих сегментах розничного кредитования: «Хоум Кредит Банк», «ДельтаКредит», «Райффайзенбанк» [3, с. 34].

После кризиса в 1998 г. последовал новый финансово-экономический кризис в 2008 году, который страшно ударил по всей мировой экономике. В этот раз банки с иностранным капиталом снова начали покидать российский рынок.

«Уходящие» банки с иностранным участием объясняли свой уход:

• сменой своей стратегии;

• ужесточением государственного регулирования в России.

Существуют исследования, которые указывают, что причины «ухода» несколько глубже, главная из них - «падение рентабельности капитала российских банков, что обусловило снижение эффективности вложений в банковскую сферу» [4], однако снижению эффективности способствовали и другие факторы, такие как:

• ошибочная маркетинговая стратегия;

• недостаточный объём привлечения финансирования от материнских структур до момента дефолта последних или возникновения у них острого дефицита ликвидности;

• банки не сумели адаптироваться к российским реалиям, адекватно оценить возможности местного рынка и эффективно использовать свои конкурентные преимущества.

Сегодня Россия продолжает видеть в лице иностранного банковского капитала сильного конкурента. На наш взгляд, не придется ожидать активного роста европейских и американских банков на российском рынке или прихода новых кредитных организаций после кризиса 2008 года. Трудно представить себе и резкое сокращение объема деятельности иностранных банков в России. Ввиду намерения России расширять сотрудничество с азиатскими странами, возможен приход азиатских банков.

Следует отметить, что после кризиса в 1998 году произошло уменьшение количества банков с иностранным участием на 18, что составило 12 %, которое завершилось в 2004 году. Начиная с 2004 года количество банков росло, в 2006 году наблюдается резкий рост на 22 %, а в 2008 году еще на 14 %.

Можно сказать, что после кризиса, который произошел в 2008 году, в течение одного года изменений не произошло, но в 2010 году количество банков уменьшилось на 6, достигнув 220, после чего начался снова рост количества банков с иностранным участием, на сегодняшний день в нашей стране зарегистрирована 251 кредитная организация с долей участия в ней иностранного капитала. Следует отметить, что последствием этого кризиса в дальнейшем является приход еще большего количества иностранного капитала из зарубежных государств.

В настоящее время можно выделить три основные целевые группы, интересующие иностранный капитал.

1. Крупные российские банки. В этом сегменте выделяется «сделка по приобретению 20 % акций ОАО АКБ «Росбанк» со стороны банковской группы «Sosiete Generale» [5, с. 40]. При этом французская банковская группа получила опцион на право докупить акции до контрольного пакета.

2. Средние специализированные (розничные) российские банки. Здесь можно отметить крупные для российского банковского рынка сделки по приобретению «Raiffeisen International Bank-Holding» розничного ОАО «ИМПЭКСБАНК», поглощение «Sosiete Generale» двух розничных банков «КБ ДельтаКредит» и «КБ Промэк-Банк», получение контроля над «КМБ-Банк» со стороны итальянского «Banca Intesa», приобретение венгерским «OTP-Bank» российского «ИНВЕСТСБЕРБАНК» и другие сделки.

3. Малые банки. Можно отметить сделки приобретения балтийской финансовой группой «Hansabank» (входит в группу «Swedbank») банка «КБ «Квест»», покупка вторым банком Индии «ICICI Bank Ltd.» небольшой кредитной организации ООО «Инвестиционно-кредитный банк» и другие. Стимулом для приобретения иностранцами подобных банков является «получение лицензии без прохождения процедуры регистрации дочернего банка с нуля» [6, с. 41].

Стоит обратить внимание, что в марте 2014 года зафиксирован отток средств нерезидентов из банков с иностранным участием. Конфликт с Украиной спровоцировал отток средств населения и предприятий из дочерних организаций иностранных банков.

Лидером по оттоку средств населения и компаний стал «Банк Хоум Кредит». Второе место — у «Райффайзенбанк». Третью строчку занимает «Росбанк», дочерняя структура французской группы «Societe Generale».

Возможными причинами идущего ухода и сокращения деятельности могут быть относительно низкие процентные ставки по кредитам, не покрывающие ожидаемый уровень инфляции, банковский микрокризис (с начала 2014 года ЦБ отозвал лицензии у 29 кредитных организаций), а также геополитический кризис, который привел к мощному ослаблению рубля.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день банки с иностранным участием постепенно собираются уходить с российского рынка, так как произошедший спад интереса со стороны вкладчиков и ухудшение качества кредитного портфеля повлекли за

25

собой отток средств нерезидентов из банков. Банков останавливает неопределенность состояния банковского сектора РФ и связанные с нею риски, в то время как за рубежом происходит оживление экономики. По моему мнению, дочерние структуры крупных иностранных банковских групп и холдингов останутся в Российской Федерации, так как они занимают довольные высокие и устойчивые позиции в банковском секторе и пользуются большим спросом у клиентов.

Литература

1. Сухов М. И. Некоторые актуальные вопросы развития банковского сектора. Деньги и Кредит, 2011. № 5. 22 с.

2. Рыбин Е. В. Об участии европейского банковского капитала в России. Деньги и Кредит, 2010. № 12. 32 с.

3. Рыбин Е. В. Об участии европейского банковского капитала в России. Деньги и Кредит, 2010. № 12. 34 с.

4. Глушкова О. П., Дубровин Д. А. Иностранные банки в национальной банковской системе России: положительное влияние и угрозы российской экономике. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

5. Рыбин Е. В. Слияния и поглощения банков в России как фактор экспансии иностранного банковского капитала. Деньги и Кредит, 2007. № 3. 40 с.

6. Рыбин Е. В. Слияния и поглощения банков в России как фактор экспансии иностранного банковского капитала. Деньги и Кредит, 2007. № 3. 41 с.

СРА-сети как новый инструмент маркетинга в России Малачиханов Т. В.

Малачиханов Тимур Вильгельмович /Ма1асЫккапоу Лтмг ¥1^в1тоу1ск - студент бакалавриата,

факультет финансового менеджмента, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается новый для России инструмент маркетинга - СРА-сеть. В ней дается полное описание проблемы, способы функционирования и применения, а также ключевые факторы, на которые необходимо обратить внимание при настройке рекламной компании.

Ключевые слова: маркетинг, СРА-сеть, прибыль.

На западных рынках СРА-сети давно не являются какой-то новинкой. Они с успехом используются в различных отраслях индустрии интернет-маркетинга и приносят ощутимый доход рекламодателям и владельцам. Однако, в России этот инструмент до сих пор не получил широкого распространения, и на сегодняшний день рынок СРА-услуг находится в стадии бурного развития. До сих пор их потенциал полностью не раскрыт. Так что же представляет, из себя СРА-сети, и какими преимуществами для рекламодателя они обладают?

Вплоть до сегодняшнего момента в Российском интернет-маркетинге упор делается на оплату за показы и клики пользователей. Этот метод довольно быстро устарел, ведь он достаточно дорогой, и у мелкого бизнеса не всегда хватало средств на осуществление подобных рекламных компаний. К тому же, вездесущие конкуренты могли легко «скликивать» все баннеры, склоняя эффективность компании к нулю [1, с. 56]. С приходом СРА-маркетинга ситуация изменилась: теперь рекламодатели стали увереннее, что они будут иметь дело с реальными клиентами, которые уже готовы платить. В дополнение, затраты на поиск клиентов так же сильно сократились.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.