Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 31(246). Экономика. Вып. 33. С. 115-119.
А. С. Городнова
КОНСОЛИДАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ТРЕНД БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
Рассматривается конкуренция за ресурсы, доступ к бюджетным средствам и государственным программам поддержки на банковском рынке, ее последствия и способы противодействия.
Ключевые слова: консолидация, слияния и поглощения, банковский сектор, кризис, капитал.
Основной целью Правительства Российской Федерации и Банка России в деле развития банковского сектора на среднесрочную перспективу является дальнейшее усиление его роли в экономике с учетом обеспечения системной устойчивости как всего банковского сектора в целом, так и отдельных кредитных организаций в частности.
Для достижения указанной цели Правительством Российской Федерации и Банком России принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г., где важным условием развития банковского сектора и повышения устойчивости кредитных организаций является, в том числе, увеличение размера собственных средств (капитала), т. е. упор делается на повышение капитализации кредитных организаций, улучшение их качества и обеспечение достаточного уровня покрытия капиталом принимаемых ими рисков.
Как сказано в документе, «данный вопрос приобретает особую актуальность в условиях активного расширения бизнеса российских банков, в частности увеличения объемов кредитования, наращивания активов. В этой связи меры, направленные на увеличение капитальной базы кредитных организаций, являются одними из ключевых в развитии банковского бизнеса в России».
С 1 января 2012 г. размер собственных средств (капитала) для всех банков устанавливается в размере не менее 180 млн р., причем в дальнейшем возможно увеличение требований к размеру собственных средств кредитных организаций с учетом складывающихся мировых и общероссийских тенденций, при которых не исключена возможность, начиная уже с 2015 г., повышения этих требований на уровне 250-500 млн р.
Указанный выше документ предполагает некое поэтапное повышение требований к минимальному капиталу кредитных организаций. Однако, очевидно, что поднятие этой планки неизбежно станет основным мотивом к консолидации банковского бизнеса.
Политика Центрального банка, направленная на увеличение собственных средств банков, по-
нятна: чем больше у банка капитал, чем выше уровень его достаточности и чем лучше диверсификация бизнеса банка по регионам и отраслям, тем легче он переносит различного рода рыночные потрясения. А поскольку банковская система России еще только развивается и поскольку на этом рынке существует жесткая конкуренция, слияния и поглощения банков являются одними из самых эффективных способов нарастить долю бизнеса, увеличить капитал, привлечь новых клиентов.
С правовой точки зрения, слияние двух и более юридических лиц представляет собой процесс, в результате которого права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. С точки зрения организационно-экономической и применительно к банковскому сектору, это означает появление нового банка вместо двух или более, ранее зарегистрированных и лицензированных банков, лицензии которых в ходе слияния аннулируются, при этом новому банку необходимо пройти государственную регистрацию и лицензирование.
Поглощение одного или нескольких юридических лиц другим юридическим лицом с правовой точки зрения представляет собой переход прав и обязанностей первого (первых) к другому юридическому лицу. С точки зрения организационно-экономической, применительно к банковской сфере — аннулирование лицензии поглощаемого банка (банков) и его (их) ликвидацию как самостоятельного юридического лица (лиц) и одновременно сохранение поглощающего банка с его перерегистрацией (в его устав вносятся необходимые изменения и дополнения) и оформлением ему новой лицензии или сохранением прежней лицензии [1].
Слияния и поглощения, как правило, осуществляются путем покупки активов или путем покупки (или обмена) акций. Слияния и поглощения могут происходить через полное или частичное приобретение активов приобретаемого банка, используя для этого свои денежные средства
или собственные акции. Кроме того, сделки по слиянию и поглощению могут проводиться за счет заемных денежных средств.
Консолидация как экономический интеграционный процесс, имеющий в своей основе усиление позитивной деятельности в банковской сфере, уже присутствовал в новейшей экономической истории России в виде слияний и поглощений. Например, после кризиса банковского рынка в августе 1995 г., в результате экспансии московских банков, наблюдался активный процесс поглощения местных кредитных организаций, сокративший общее количество российских банков с 2295 в начале 1996-го до 1841 к середине 1997 г.
Процесс этот, значительно уменьшивший число кредитных организаций в России, затормозился в период кризиса 1998 г. И не удивительно: тогда многие крупные банки в принципе прекратили свое существование.
Однако уже в 1999-2000 гг. он получил свое продолжение, причем основной тенденцией поглощения в этот период было преобразование поглощаемого банка в филиал.
2000-2004 гг. — это период позитивного развития российской экономики, результатом которого явилось усиление процесса консолидации путем ускорения образования банковских групп и холдингов.
Дальнейшее улучшение делового и инвестиционного климата в стране открыло возможности для проникновения в финансовый сектор иностранных банков, в основном через открытие дочерних кредитных организаций. Это был период скрытой экспансии иностранного банковского капитала на российский банковский рынок. К 2005-2007 гг. экспансия перешла из скрытой стадии в открытую и выразилась, прежде всего, в резком увеличении как количества, так и объемов сделок поглощения российских банков нерезидентами, т. е. иностранными банками, для которых устойчивый экономический рост российской экономики, социально-политическая и финансовая стабильность, а также рост курса рубля послужили основанием инвестиционной привлекательности нашего финансового рынка. Для иностранных банков, начинающих свой бизнес на российском рынке, было гораздо выгоднее приобрести финансовое учреждение с сильными позициями на рынке, с развитой сетью филиалов, чем заниматься освоением и завоеванием рынка, создавая новый банк. Наиболее крупны-
ми для банковского сектора стали в этот период сделки по приобретению Raiffeisen International Bank-Holding розничного ОАО «Импэксбанк», поглощению Sosiete Generale двух розничных банков «КБ ДельтаКредит» и «КБ Промэк-Банк», получению контроля над КМБ-Банк со стороны итальянского Banca Intesa, приобретению венгерским OTP-Bank российского Ивестсбербанка и др., наглядно проиллюстрировавшие тенденцию к консолидации.
Ситуация начала резко меняться со второй половины 2008 г., когда мировой финансовый кризис неизбежно внес свои коррективы в дальнейшее развитие рынка банковских слияний и поглощений в целом и значительно замедлил эти процессы в банковском секторе экономики России.
Влияние кризиса резко изменило поведение иностранных инвесторов. Европейские банки — основные игроки на российском рынке — столкнулись с серьезными экономическими проблемами и приостановили экспансию на российский рынок [2. С. 8], что совершенно естественно, так как до кризиса интерес к российским финансовым активам объяснялся очевидной на тот период перспективой роста национальной экономики. И ожидания высокой доходности бизнеса в России были абсолютно оправданными.
Глобальный кризис резко увеличил и без того высокую рискованность банковских операций [3. С. 19]. Это послужило причиной снижения интереса к российским банкам со стороны западных финансово-кредитных групп и естественным образом ослабило интеграционные процессы. В результате количество сделок слияния и поглощения значительно уменьшилось.
Вследствие разразившегося кризиса многие кредитные организации сначала испытывали просто недостаток ликвидности, затем острую нехватку и ускоряющееся снижение капитала. И только затем пришло осознание, что необходимо консолидироваться, чтобы выжить. Неслучайно за три последних года, при общем, как уже упоминалось, снижении количества банков в России, произошло увеличение количества крупных банков с уставным капиталом от 300,0 млн р. и выше. Очевидно, что в этот непростой период основным мотивом осуществления слияния и поглощения для многих из этих кредитных организаций послужило элементарное выживание.
Сегодня многие банки продолжают претерпевать различные трансформации. Основной
задачей консолидации является объединение для усиления своей деятельности. Одни банки соединяются с целью увеличения и сохранения капиталов, т. е. происходит слияние капиталов. Другие, покрупнее, покупают более мелкие банки, т. е. происходит поглощение. Некоторые банки закрываются в связи с банкротством или в связи с невозможностью выполнять требования ЦБ по работе и размеру уставного капитала, ликвидируются.
Такие процессы происходят постоянно, и их количество в ближайшей перспективе, вероятно, будет только увеличиваться, если даже во время кризиса они не прекращались. Так, например, в начале декабря 2008 г. было объявлено о создании банковского холдинга с капиталом в 72 млрд р. и активами 523 млрд р., в состав которого должны были войти УРСА Банк и МДМ Банк. В период кризиса сохранение такого огромного банка, как УРСА Банк, было просто необходимо, чтобы избежать финансовых потрясений для страны. И уже в августе 2009 г. Банк России зарегистрировал слияние МДМ Банка и УРСА Банка под брендом «МДМ Банк». Сделка была успешно завершена. Объединенный МДМ Банк стал вторым по совокупным активам среди российских частных банков.
Стимулирование докапитализации банков, увеличения количества слияний и поглощений в банковской сфере сегодня является весьма актуальным, так как в настоящее время объем капитала банковской системы России не соответствует масштабам ее экономики, и, стало быть, требуется наличие большого объема резервов на возможные потери, погашение задолженности по кредитам нерезидентов и Банка России. Отсюда необходимо укрепление ресурсной базы и, в особенности, увеличение собственного капитала банковской системы путем консолидации.
Эффективность экономической интеграции хорошо видна на примере такой, успешно работающей на территории Челябинской области кредитной организации, как Промсвязьбанк, который после приобретения проблемных банков Волгопромбанк, Ярсоцбанк и городского банка «Нижний Новгород» добился того, что дочерние банки в результате слияния не только сохранили, но и приумножили свою клиентскую базу. Напомним, что в 2007 г. у Волгопромбанка были проблемы с проведением платежей, обслуживанием корпоративных клиентов и частных лиц. Появилась угроза отзыва лицензии.
В этих условиях Промсвязьбанк оказал помощь Волгопромбанку, выделив кредит, что позволило Волгопромбанку исполнить все свои обязательства перед клиентами. Сотрудничество с Промсвязьбанком позволило развивать направления, которые раньше были невозможны для регионального банка, например: международное финансирование, факторинговые операции. Но самое главное, в результате выиграл потребитель. Аналогичная ситуация повторилась в 2008 г. с «Нижним Новгородом» и ярославским Ярсоцбанком. В 2010 г. все три дочерних банка стали работать уже под брендом Промсвязьбанка.
По словам президента банка Артема Констандяна, «Промсвязьбанк выступил не только как санатор, но и как консолидатор банковской системы: «Мы не просто помогли "вытащить" проблемные активы, но и успешно интегрировали, причем первыми на рынке. К настоящему моменту проблема "плохих кредитов" в консолидированных активах бывших дочерних банков урегулирована. Промсвязьбанк в результате объединения с тремя региональными банками получил новых клиентов и расширил сферу своего присутствия» [4].
О том, что в результате консолидации выигрывает и банковская система в целом, еще в 2008 г. говорил руководитель государственного Агентства по страхованию вкладов Александр Турбанов: «... Банковская система укрупняется и, таким образом, становится прочнее. Если в результате действий Агентства, предпринимаемых при санации банков, будет происходить консолидация в банковской сфере, то это хорошо».
Ситуацию в банковской системе 2010 г. Агентство по страхованию вкладов оценивало уже как практически стабильную. Говоря медицинским языком, «больной прошел курс интенсивной терапии, и сейчас серьезной угрозы для его жизни нет».
Консолидация выгодна и банкам, и Центральному Банку, и Агентству по страхованию вкладов, и, разумеется, местным властям, для которых главное — социальная стабильность и отсутствие жалоб со стороны вкладчиков. Объединение всем идет на пользу: сохраняются социальные и инвестиционные проекты, в потенциале объединенного банка образуются новые возможности для финансирования более крупных проектов, жители и предприятия продолжают обслуживаться в знакомом
им надежном банке, только по более широкому спектру услуг.
Возросшие требования к капиталу банков стимулируют банки к слияниям и присоединениям. Однако пока в силу ряда причин (в основном законодательного и надзорного характера) данные процессы, в целом имеющие экономическую обоснованность и целесообразность, идут очень медленно. Например, подсчитано, что для слияния малых банков в России требуется свыше 15 месяцев, в то время как в развитых странах — около 4. Указанные ограничения явно не способствуют реализации планов по слияниям и присоединениям собственниками банков. Длительность процедуры может привести к потере интереса сторон или к изменению намерения у части акционеров (участников).
Существует ряд финансовых рисков в отношении клиентов, которые могут негативно прореагировать, узнав, что их банк поглощается новой для них структурой. Кроме того, еще не сложилась российская практика, которая позволила бы зафиксировать все договоренности объединяющихся банков в акционерном соглашении или соглашении участников.
На торможение процессов слияний и поглощений российских банков влияют еще и некоторые нормы Гражданского кодекса. Например, при проведении слияния или поглощения кредиторы вправе требовать досрочного погашения обязательств [5]. Данное обстоятельство может негативно сказаться на осуществляемой сделке. Во-первых, если банк начнет погашать свои обязательства, велика вероятность снижения стоимости банка. А во-вторых, банк вынужден будет отвлекаться от самой сделки. Кроме того, при проведении реорганизации банка участники сделки обязаны разослать всем его кредиторам письма, уведомляющие о проводимой операции. В связи с этим банки вынуждены направлять почтовые сообщения даже тем клиентам, у которых на счете копейки, или клиентам, которые крайне редко пользуются услугами банка. В связи с тем, что у реорганизуемого банка могут быть сотни тысяч вкладчиков, затраты на почтовые отправления в их адрес могут составлять несколько миллионов рублей.
Конечно, знание всех этих «подводных камней» и минимизация рисков, возникающих на каждом этапе процесса консолидации, позволяет пройти его безболезненно. Поэтому
успешный опыт, накопленный в данном случае Промсвязьбанком, представляет ценность для всей российской банковской системы и, безусловно, может служить основой для внесения некоторых изменений в законодательство.
Сегодня стратегия приобретения и оценки дочерних банков, выработанная Промсвязьбанком, оказалась оптимальной. Эта стратегия плюс интуиция руководства, подготовительная работа и команда по приобретению и интеграции активов позволили избежать приобретения банков по завышенным докризисным ценам и эффективно и быстро интегрировать их.
Проведенная коллективом масштабная работа по подготовке ИТ- платформы позволила осуществить три успешных перехода на единую ИТ-платформу, интеграцию банкоматных сетей и запуск единой продуктовой линейки.
Кстати, Промсвязьбанк стал первым банком, успешно завершившим процесс консолидации, путем санации проблемного банка и его поглощения. Приобретенные банки после интеграции позволили теперь уже филиалам Промсвязьбанка занять лидирующие позиции в различных регионах России.
По итогам 2010 г. Промсвязьбанк вошел в десятку крупнейших кредитных учреждений России по величине активов и продолжает удерживать вторую позицию среди отечественных частных банков. Развитая филиальная сеть позволяет банку оперативно рассматривать наиболее перспективные проекты российских регионов в области инфраструктуры, энергосбережения, консолидации и оптимизации финансового управления крупными региональными сетевыми компаниями.
Таким образом, процесс консолидации в банковской сфере в силу объективных причин и имеющихся позитивных примеров, видимо, будет набирать обороты. Банковская система России в целом нуждается в укрупнении, и государство заинтересовано в стимулировании процессов слияния и поглощения банковских учреждений. Об этом свидетельствует и ужесточение требований к банковскому капиталу, и попытки последнего времени сократить сроки слияний и поглощений, упростить саму процедуру такой реорганизации. Также необходимо создание благоприятных условий для слияний и поглощений региональных банков, так как они гораздо лучше владеют ситуацией на рынке банковских услуг их региона, знают потребности
своих клиентов, оперативно реагируют на изменения на финансовых рынках.
Список литературы
1. Тавасиев, А. М. Объединительные процессы в банковской сфере: виды и содержание / А. М. Тавасиев, В. В. Михайлов // Банк. дело. 2007. № 2.
2. Рыбин, Е. В. Состояние и перспективы рынка банковских слияний и поглощений в России / Е. В. Рыбин // Банк. дело. 2010. № 6. С. 8.
3. Зиядуллаев, Н. С. Влияние финансового кризиса на деятельность иностранных банков в России / Н. С. Зиядуллаев, Ю. С. Кибардина // Рос. внешнеэкон. вестн. 2009. № 9. С. 19.
4. Скогорева, А. Российские частные банки никогда не работали в тепличных условиях / А. Скогорева // Нац. банк. журн. 2010. Ноябрь.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I. Ст. 60.